Тематическая консультация для учащихся 5-8 классов «Влияние – это хорошо или плохо?»
классный час (6 класс)
Данная тематическая консультация посвящена формированию у подростков умения противостоять негативному влиянию социально-приемлемыми способами. На занятии обучающиеся познакомятся с видами влияния, обсудят, всегда ли оно носит негативный характер, будут использованы наглядные примеры, с помощью которого каждый подросток сможет оценить свое поведение в процессе влияния на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_tematicheskoy_konsultatsii_vliyanie_-_eto_horosho_ili_ploho.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Бойчук Т.С.
ГБУ ДО ППМСЦ «Развитие»
Центрального района Санкт-Петербурга
Тематическая консультация «Влияние – это хорошо или плохо?»
Аннотация
Данная тематическая консультация посвящена формированию у подростков умения противостоять негативному влиянию социально-приемлемыми способами. На занятии обучающиеся познакомятся с видами влияния, обсудят, всегда ли оно носит негативный характер, будут использованы наглядные примеры, с помощью которого каждый подросток сможет оценить свое поведение в процессе влияния на него.
Возможно применение данной тематической консультации социальными педагогами в рамках занятий с обучающимися 6-8 класса ГБОУ СОШ с целью профилактики асоциального, противоправного и зависимого поведения.
Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является интенсивное расширение пространства социального функционирования подростка, круга его знакомств и контактов, информационного поля. Как правило, этот возраст сопровождается ослаблением домашнего контроля, увеличением объема свободного времени, что, в свою очередь, способствует вхождению подростка в различные компании, субкультурные объединения. И каждый раз подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться в то или иное социокультурное пространство. К сожалению, часто данный процесс не всегда является благоприятным для социализации подростка и сопровождается негативным воздействием, манипулированием, скрытым управлением. И ребенок не всегда готов к встрече с такими явлениями, к противостоянию их стихийному, а иногда и целенаправленному воздействию на его сознание и поведение, оставаясь перед ними беззащитным.
Актуальной задачей представляется подготовка подрастающего поколения к противостоянию негативным социальным влияниям, развития у подростков навыков к такому противостоянию, что является одним из условий их успешной и позитивной социальной адаптации. В этом плане особое значение приобретает воспитательно-профилактическая работа с подростком, направленная на усиление его субъектности, критичности и избирательности во взаимодействии с социумом, развитие способности морально-психологического противостояния его негативным влияниям.
Цель: профилактика зависимого, асоциального и противоправного поведения, формирование уверенного и ответственного поведения у детей и подростков.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятием – влияние, научить распознавать и осознавать механизмы влияния;
- сформировать навык уверенного и ответственного поведения;
- научить противостоять негативному влиянию социально-приемлемыми способами.
Адресат: обучающиеся 6- 8 классов.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.
План-конспект занятия:
Содержание | |
Приветствие, знакомство с обучающимися класса. Ведущие озвучивают классу тему занятия. | |
Ведущий просит обучающихся класса подумать и озвучить свои ответы на вопрос «Что влияет на нас?». Обучающиеся приходят к выводу, что многое влияет на человека, но человек, как существо социальное, больше всего подвержен влиянию социума - людей ближнего и дальнего окружения. | |
Ведущий просит обучающихся класса подумать и озвучить, что они понимают под понятием «Влияние» | |
Ведущий задает обучающимся классу вопрос «От чего может зависеть сила влияния человека на нас?» Обучающиеся класса озвучивают свои ответы (пол, возраст, социальный статус, умственные способности, привлекательность, количество субъектов) | |
Ведущий просит несколько человек из класса для демонстрации задания «Разожми кулак». Подростки наглядно видят, как люди по-разному реагируют на процесс влияние со стороны других людей; какие методы воздействия на собеседника используют те люди, которые пытаются повлиять на других. | |
На доске, в подготовленной таблице, резюмируются наблюдения обучающихся о трех типах ответных реакций на влияние: неуверенное, уверенное и агрессивное поведение. Обучающимися с помощью ведущего отмечаются внешние поведенческие признаки каждого типа поведения: особенности речи, тон голоса, осанка, выражение лица, позы, жесты и т.д. | |
Ведущий демонстрирует на доске портреты уверенного, неуверенного и агрессивного человека. | |
Ведущий знакомит обучающиеся с видами влияния: скрытое и открытое. Обсуждают опасность скрытого влияния для человека. | |
Ведущий знакомит обучающихся с формами влияния: Положительное и отрицательное. Обучающиеся приходят к выводу, что не всякое влияние носит негативный характер. | |
Ведущий в итоговой таблице дает примеры того, как можно социально допустимыми методами противостоять влиянию – подростки формулируют способы сами, затем проверяют свои ответы по таблице. | |
Ведущий подводят итог занятия. Отвечают на вопросы обучающихся. Прощание ведущих с классом. |
Методы и приемы работы, применяемые в ходе занятия:
- ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);
- дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);
- рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);
- игровые (моделирование реальных ситуаций).
В работе с обучающимися используются следующие технологии: упражнения парные и групповые, дискуссии, кейс-технологии, наблюдение за поведением других участников, обратная связь.
Заключение
В ходе тематической консультации подросткам были предложен насыщенный информационный блок; было проведено задание, которое наглядно продемонстрировало типы поведения человека в процессе влияния-манипулирования. Обучающиеся, с помощью ведущего пришли к выведению социально-приемлемых способов отказа, новые образцы поведения также были подкреплены практической отработкой. Обучающиеся отметили, что новое поведение отличалось независимостью, уверенностью, самостоятельностью принимаемых решений.
Список использованной литературы:
- Кутногорская, А.А. Воспитание успешно, если оно системно/ А.А. Кутногорская // Классный руководитель. - 2004. - №2.
- Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1979.
- Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
- Сиялова, А.А. Повышение социально-психологической грамотности подростков/ А.А. Сиялова // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование для учащихся 5-х классов (3 часа в неделю)
Тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре под редакцией А.П.Матвеева для основной (общей школы).Так как в школе отсутствует материальная база по зимним...
Тематическое планирование для учащихся 6-х классов (3 часа в неделю
Тематическое планирование разработано на основе примерной программы по физической культуре для основной (общей) школы под рукаводством А.П.Матвеева. Большее количество часов уделяется спортивным играм...
Календарно-тематическое планирование для учащихся 8-х классов (3 часа)
Тематическое планирование составлено на основе примерной программы для учащихся основной школы под редакцией А.П.Матвеева. В планировании отражены основные разделы программы с учетом местных условий. ...
Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Целью мероприятия является углубление знаний учащихся о важнейших событиях Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...
Учебно-тематический план для учащихся 4-го класса по предмету " Адаптивная физическая культура"
В данной программе описано распределение коррекционно - образовательной работы на год по обучению детей с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость в области "Физическая культура" 4 класс...
Календарно-тематическое планирование для учащихся 5-10 классов
Календарно-тематическое планирование для учащихся 5-10 классов...
Тематическое мероприятие для учащихся 5-х классов "Берегите Землю!"
Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувство ответственного отношения к природе, сохранения растительного и животного мира на Земле....