Методическая разработка "Увлекательный мир журналистики"
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс)
Данное занятие проводится в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Телестудия «БРИЗ». Предполагается знакомство с тележурналистской деятельностью. Используются индивидуальные и групповые методы и средства обучения, таким образом, прививаются умения работы самостоятельно и в группах. Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика» или учителей русского языка для внеклассного или дополнительного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uvlekatelnyy_mir_zhurnalistiki_1.docx | 39.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
Тема занятия: «Увлекательный мир журналистики»
Данное занятие проводится в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Телестудия «БРИЗ». Предполагается знакомство с тележурналистской деятельностью. Используются индивидуальные и групповые методы и средства обучения, таким образом, прививаются умения работы самостоятельно и в группах. Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика» или учителей русского языка для внеклассного или дополнительного занятия.
Цель занятия: пробудить у подростков интерес к тележурналистской деятельности.
Задачи:
- познакомить обучающихся с азами тележурналистики;
- способствовать формированию обучающихся интересов и мотивации к дальнейшей деятельности по направлению;
- создать эмоциональный положительный настрой и умение работать в группе.
План занятия:
- Введение – 1 минута.
- Знакомство – 4 минут.
- Основная часть – 10 минут.
- Рефлексия – 5 минут.
- Завершающий этап – 5 минут.
Ход занятия:
- Введение (Слайд)
- Здравствуйте! Меня зовут Мария Анатольевна. Я - руководитель детской телестудии «Бриз» и сегодня хочу познакомить вас с увлекательным миром тележурналистики. Я не одна, со мной мои ребята, они расскажут о себе и нашей телестудии.
(Слайд) Демонстрация ролика
- Действительно, тележурналистика очень интересная деятельность, в этом вы сейчас сами убедитесь.
- Знакомство
- У вас на столах лежат бейджики, на которых написаны телевизионные профессии, прошу их распределить между собой, написать свое имя и придумать название своей телестудии.
- У нас образовалось две телестудии и первыми получают задание корреспонденты: познакомиться с конкурирующей телестудией, узнать их лучшие качества.
(Привести пример)
- Основной этап
- Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым и зрелищным из всех существующих СМИ. Мы смотрим научно-познавательные и документальные фильмы, развлекательные программы и ток-шоу, узнаем какую-либо информацию. Вся информационная журналистика начинается с новостей. К этому жанру предъявляются определенные требования:
- оперативность,
- краткость,
- точность.
- На какие вопросы отвечает новость? (Ответ обучающихся)
Слайд
- Шесть новостных вопросов: КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ?
- Почему мы одну новость можем смотреть много раз, и нам приятно ее воспринимать, а другую – достаточно посмотреть один раз и больше к ней не возвращаться? (Ответ обучающихся)
- Тележурналист может влиять на эмоции своего зрителя. Например, испытывая определенные чувства, мы проявляем разные эмоции и поизносим определенные слова. Если мы в гневе, у нас проявляются раздражение, злость, следовательно, в речи будут присутствовать такие слова, как «неприязнь», «негодование», «ненависть»и т.д. Если мы влюблены – то эмоции совсем другие, и слова такие, как «доверие», «симпатия», «очарование», «доброта» и т.д.
- Следующее задание, которое предлагается выполнить тележурналистам – написать сказконовость, учитывая требования написания новостного жанра.
Раздаются тексты сказок и таблица «Чувства и эмоции». Предлагается трансформировать сказку в новость, употребляя слова определенного чувства.
- Высокие результаты телестудии зависят от сплоченности всего творческого коллектива, поэтому предлагаю в работу включиться всем ребятам.
- Пока готовится материал, предлагаю телеоператорам пройти небольшой ликбез по работе с видеокамерой.
Объясняю операторам технику работы с видеокамерой
- Телеведущий, как принято говорить на телевидении, является лицом программы. Все, от мала до велика, ждут, когда же "придет" в дом долгожданный гость.
- Следующее задание для телеведущих – представить вашу новость.
(Привести пример выступления телеведущего)
Съемка новостей.
Материал скидывается в ноутбук.
- Согласитесь, без подготовки работать перед камерой сложно. Нужно не только справляться со своим волнением, но красиво говорить. Одно из упражнений, которое используют для дикции тележурналисты и телеведущие – это чтение скороговорок.
- Предлагаю выбрать скороговорку и прочитать ее 3 раза подряд.
(Зачитывание скороговорок)
Просмотр отснятого материала
- Это только на первый взгляд кажется, что в работе телеведущего нет ничего особенного, на самом деле, к нему предъявляются определенные требования.
– Как вы думаете, какие требования предъявляются ведущему новостей?
(Ответы обучающихся)
слайд
- Гармония черт лица.
- Красивые волосы.
- Стройная и пропорциональная фигура.
- Белые и ровные зубы.
- Приятно звучащий голос.
- Выразительность жестов.
- Живой ум.
- Определенные требования предъявляются и к одежде. Ведущие новостных телепрограмм – иконы делового стиля. Одежда для ведущих зависит, как правило, от темы новостей – если день спокойный и плохих новостей нет, то одежда может быть светлой, относительно непринужденной. Если же предстоит сообщать о нерадостных событиях – подбирается максимально серьезная, строгая одежда темных цветов. Летом одежда телеведущих более цветная и свободная – легкие блузки и летние жакеты, зимой преобладают более сдержанные цвета и строгие фасоны
4. Рефлексия
- Есть еще одна профессия на телевидении, скрытая от глаз телезрителей – это редактор. Работа редактора начинается задолго до того, как программа выйдет в эфир. Он работает над выбором темы, героем программы, принимает практическое участие в работе со сценарием, творческим замыслом - и это далеко не все грани работы редактора.
- Предлагаю редакторам, совместно с группой, написать и озвучить синквейн.
Слайд
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Обучающиеся пишут синквейнна тему «Тележурналистика».
- Вы молодцы! У вас все получилось здорово!
5.Заключительный этап
- Ребята, телестудия «Бриз» снова на связи…
Демонстрация ролика. Раздаю блокноты и ручки
- Предлагаю стать друзьями нашей группы. До встречи на слете юных журналистов!
Список используемой литературы
Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.
Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
В помощь начинающим журналистам. Под ред. Козева Н., Синцова П. – М.: изд-во «Правда», 1964.
Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурсhttp://planetahr.ru/publication/2019)
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурсhttp://festival.1september.ru/articles/310091/)
Приложение 1
Курочка Ряба
Русская народная сказка
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.
Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Приложение 2
гнев | страх | грусть | радость | любовь |
Ненависть | Отчаяние | Тоска | Восторг | Сочувствие |
Истерия | Испуг | Скорбь | Ликование | Теплота |
Злость | Оцепенение | Лень | Приподнятость | Блаженство |
Раздражение | Подозрение | Жалость | Оживление | Доверие |
Презрение | Тревога | Отрешенность | Умиротворение | Безопасность |
Негодование | Ошарашенность | Отчаяние | Увлечение | Благодарность |
Обида | Беспокойство | Беспомощность | Интерес | Спокойствие |
Ревность | Боязнь | Душевная боль | Забота | Симпатия |
Уязвленность | Унижение | Безнадежность | Ожидание | Идентичность |
Досада | Замешательство | Отчужденность | Возбуждение | Гордость |
Зависть | Растерянность | Разочарование | Предвкушение | Восхищение |
Неприязнь | Вина (стыд) | Потрясение | Надежда | Уважение |
Возмущение | Сомнение | Сожаление | Любопытство | Самоценность |
Отвращение | Застенчивость | Скука | Освобождение | Влюбленность |
Зависть | Опасение | Безвыходность | Приятие | Любовь к себе |
Смущение | Печаль | Принятие | Очарованность | |
Сломленность | Загнанность | Нетерпение | Смирение | |
Подвох | Вера | Искренность | ||
Надменность | Изумление | Дружелюбие | ||
Ошеломленность | Доброта | |||
Взаимовыручка |
Приложение 3
Скороговорки
Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
СЦыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.
- Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Законы жанров журналистики"
Материал о жанрах журналистики и их особенностях...
План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"
Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...
Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.
Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса» Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология под...
Методическая разработка занятия по журналистике "Информационный пикник"
Данное занятие проводится в соответствии с программой «Введение в журналистику», изучается в большом разделе «Журналистика как вид деятельности и профессия» и является итоговым в изучении данного разд...
Методическая разработка занятия ОДОД "Основы журналистики". Заметка в газету. Работа над жанром.
Данная разработка поможет организации работы на начальном этапе работы кружка или отделения ОДОД, особенно если есть проблемы в подготовленности участников кружка....
Методическая разработка занятия по журналистике
Данное занятие проводится в соответствии с программой «Журналистика». Оно важно тем, что на нем предполагается проверка теоретических знаний и практическая отработка полученных навык...
Методическая разработка творческой мастерской "Развивающая журналистика"
Творческая мастерская "Развивающая журналистика", предназначена для ребя первого года обучения, В ходе которой они, показывают чему научились за год, узнают новое о написании статей, пишут з...