Методическая разработка творческой мастерской "Развивающая журналистика"
методическая разработка (6 класс)
Творческая мастерская "Развивающая журналистика", предназначена для ребя первого года обучения, В ходе которой они, показывают чему научились за год, узнают новое о написании статей, пишут заметку и составляют смештекст. Создаётся дружественная атмосфера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_razvivayushchaya_zhurnalistika.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Творческая мастерская «Развивающая журналистика».
Тихонова Елена Николаевна,
детское объединение «Пресс-центр».
Возраст: 12-15 лет
Год обучения: первый
Цель: Проверить полученные знания по основам журналистики.
Задачи:
- организовать неформальную обстановку для проверки знаний;
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;
- продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию.
Тип учебного занятия: учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности.
Форма учебного занятия: мастер-класс, «мозговой штурм».
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
- Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)
- Наглядные (работа с презентацией)
- Практические (выполнение заданий)
- Поисковый с использованием технических средств обучения.
Учебно – методическое и материально – техническое оснащение занятия:
- Телефоны с выходом в Интернет и приложением для считывания QR - кодов.
- Кроссворд.
- Презентация «Развивающая журналистика»
- Тексты для задания «Редактирование текста».
- Канцелярские принадлежности: бумага, фломастеры, ручки.
- Набор карточек для игры «Ассоциация».
- Набор карточек для игры «Крокодил».
Ход занятия:
1. Организационный этап
Педагог: Сегодня второй день каникул, когда вы открыли глаза сегодня утром, о чем подумали?
Упражнение «Творческое качество».
Инструкция: Я буду называть какое-то качество, а те участники, по отношению к которым справедливо это утверждение, выполняют определённое действие.
- Тот, кто сегодня утром вкусно позавтракал, пусть погладит себя по животу;
- Кто родился в мае, пусть хлопнет в ладоши;
- Пусть те, у кого есть братья и сёстры потопают ногами;
- Тот, кто любит шоколад, пусть пощелкает пальцами;
- Тот, кто умеет играть на каком-то музыкальном инструменте, пусть покажет, как он это делает;
- Тот, кто любит танцевать, пусть поднимет правую руку;
- Тот, у кого есть домашнее животное, пусть похлопает себя по коленкам;
- Тот, кто может приготовить яичницу, пусть топнет левой ногой;
- Тот, кто регулярно занимается спортом, пусть поднимет левую руку.
П: Я очень рада вас видеть. Сегодня приглашаю вас на творческую мастерскую «Развивающая журналистика»
Но прежде чем мы приступим к работе, вспомните ТБ:
- у нас под ногами ковер, и провода, поэтому встаем аккуратно.
- ручка нужна для того, чтобы писать
- бумагой можно легко порезаться, осторожнее.
- мы будем работать на компьютере с Интернетом – без необходимости на неизвестные сайты не заходим.
2. Основной этап
Педагог: Как вы считаете, каким должен быть журналист?
Учащиеся: Грамотным, честным, общительным, справедливым, находчивым, всегда быть в гуще событий и т.д.
П: А без чего он не может обойтись?
У: Без блокнота и ручки, диктофона, фотоаппарата, камеры.
П: Совершенно верно.
П: На сегодняшней мастерской мы проверим чему вы научились за этот год, вы узнаете что-то для себя новое и что, отличает мастерскую от занятия это непринужденная обстановка и возможность свободно выражать свои мысли и фантазии. Мы будем работать коллективно, индивидуально в группах и в смешанных группах. Будем постоянно в движении.
Упражнение «Портрет журналиста».
Вы уже сидите за столами, группы сформированы.
Предлагаю вам на листе формата А-3 нарисовать журналиста, выделяя его основные главные качества. Время 5 мин.
Потом ребята представляют свой рисунок с обсуждением этих качеств.
Педагог показывает слайд с личными качествами журналиста.
Давайте сравним.
Личные качества журналиста.
• умение выражать свои мысли точно и понятно;
• активное участие в общественной жизни;
• умение быстро переключаться с одной работы на другую;
• умение анализировать события и явления;
• широкий кругозор;
• умение выполнять работу быстро и в срок;
• оперативность, настойчивость;
• объективность;
• наблюдательность;
• коммуникабельность, умение работать в команде;
• инициативность;
Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ?"
Тест покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (в данный момент).
(Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: «Да» или «Нет»)
1. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?
2. Вы считаете свою тв.деятельность важной и значительной?
3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?
4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?
5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?
6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?
7. Вы находите взаимопонимание с ребятами в классе?
8. У вас нормальные масса тела и давление?
9. Вас нелегко вывести из себя?
10. У вас есть дела, которых вы ждете с радостью (выходные, хобби, спорт?
11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?
12. Вы живете в спокойном районе?
13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?
14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?
15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?
16. Вы - творческий человек?
17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?
18. Вы смеетесь часто и охотно?
19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?
20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?
(Подсчитайте количество «НЕТ» и запишите это число).
КЛЮЧ ТЕСТА:
Если ВЫ ответили "НЕТ" на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!
А если Вы ответили "НЕТ"на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться. Возможно, страдаете бессоницей. Это значит настало время пересмотра Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.
Очень расслабляет рисование и разгадывание кроссвордов /Приложение 1/
Кроссворд:
По горизонтали:
1. Книжное издание, объёмом свыше 4-х стр., но не более 48-ми. (Брошюра)
4. Традиционное название славянской азбуки. (Кириллица)
5. Самовольное заимствование и издание чужого текста под своим именем. (Плагиат)
7. Как называлась первая в России печатная газета (Ведомости)
8. Что является главным «инструментом» журналиста.(Слово)
10. Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее имя. (Псевдоним)
12. Изобретатель радиоприемника (Попов)
По вертикали
2. Печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, с этими днями связанных. (Календарь)
3. Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.? (Издательство)
6. Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции. (Цензура)
9. Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким лицам. (Соавторство)
11. Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную тетрадь. (Буклет)
П: Давайте проверим ваши ответы
Вы отгадали, как называлась первая газета в России, что является главным инструментом журналиста.
Экскурс в историю /Приложение 2/
С помощью приложения для считывания QR кодов найдите информацию о печатной машинке, ручке или перу и истории печатанья.
Подготовьте небольшой информационный материал
Учащиеся работают в течение 10 минут с кодами.
Проверка задания.
Упражнение «Секретное послание».
П: Мне нужен один помощник. Отлично выбрали. А вы, делитесь на две команды. Сейчас я попробую передать вам небольшое послание необычным способом, а вы, как настоящие журналисты, попробуете его разгадать. (слова «Проба пера»)
Инструкция: Участники растягиваются в цепочку друг за другом, ведущий пальцем пишет на спине последнего начальную буку задуманного им слова. Все действия выполняются в тишине. Участники по цепочке пишут эту букву на спинах друг друга, а последний участник записывает букву, которую ему передали. Таким образом, передаётся насколько слов. Когда все буквы передали, начинается проверка. Что может означать загаданные слова?
Первоначально газета «Росток», называлась «2П или проба пера»
П: Представьте, что в вашей газете открывается новая рубрика «Вести с уроков».
Задание: в течение 3-х мин. вы должны коллективно сочинить небольшую заметку на тему «Сегодня на занятии» и придумать к ней оригинальное название.
Заметка – это короткое сообщение (хроника) или небольшой материал, в котором кратко, точно и ясно изложена новость.
Работа в тройках
П: Следующее задание - «Редактирование текста». /Приложение 3/
Мы уже упоминали о том, что настоящий журналист должен быть, прежде всего, грамотным человеком, поэтому ваша задача – найти в заданном тексте ошибки и устранить их. Прочитать текст в исправленном виде. (Текст на экране и на столах).
Задание «Ассоциации»
Индивидуальная работа
- Хорошо находит ассоциации тот, у кого хорошая образная память и кто может быстро вспомнить то, что надо.
- Можно развивать ассоциативное мышление путем составления цепочек ассоциаций.
Например, такая цепочка – корабль: море, белый парус, яхта, океанские гонки,
одиночество…
У других людей ассоциации будут совершенно другие. Корабль: алые паруса, Ассоль, капитан Грей, счастье, сверкающее на солнце море…
- Какие цепочки ассоциаций вызывают у Вас слова: бабочка, дерево, пчела, море
У кого длиннее получится ассоциативный ряд
Следующее задание: «Меткая фраза»
Ребята поднимают руку и предлагают свой вариант названия.
Придумайте название картинкам. Большую роль в газете имеют фоторепортажи, коллажи, конкурсы на смешную или наоборот, серьёзную фотографию.
Работа с презентацией
Задание «Продолжи Как это было?» /Приложение 4/
Учащиеся делятся на две команды. Ведущий зачитывает небольшой фрагмент из центральной части материала. Задача первой команды - написать, что было до этого момента. Задача второй команды - написать, что было после этого момента. Побеждает тот, чей рассказ окажется наиболее реалистичным, интересным и совершенным по форме.
Задание «Аббревиатуры». В повседневной жизни, для быстрой передачи информации мы много сокращаем слов, иногда даже непонятно что это, но есть общепринятые сокращения – аббревиатуры, попробуйте расшифровать или придумать свой интересный вариант.
Перед вами аббревиатуры, придумайте им расшифровку.
Индивидуальная работа. Оценивается оригинальность и близость к первоначальному варианту.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт ААНИИ
БАД — биологически активная добавка
БАМ — Байкало-Амурская магистраль;
БГТО — Будь готов к труду и обороне
ВВС — Военно-воздушные силы
ГУМ — Государственный универсальный магазин
ДООС — Добровольное Общество Охраны Стрекоз
ЖЖ Живой журнал
МКАД Московская кольцевая автомобильная дорога
ОБЖ — Основы безопасности жизнедеятельности
СССР — Союз Советских Социалистических Республик
Задание «Правка». Как вы думаете кто главный в редакции?
Посмотрим кто из вас мог бы быть шефом?
Работа с презентацией
- Попробуйте заменить слова:
инновация (новшество),
толерантность (терпимость),
сенсация (неожиданная новость),
сленг (лексика разговорной речи),
плагиат (выдавать чужое за своё)
дайджест(краткое изложение информации)
Задание «Смештекст».
Работа в четверках.
Я, думаю, сейчас ваш мозг работает на полных оборотах. Предлагаю написать и оформить смештекст в программе Канва. И так выбирайте по 10 слов из игры «Крокодил». Вам 10 минут для составления текста.
Работа с программой Канва Оформление «Смештекстов», 10 минут.
Размещение готового текста в группе ВК «Газета Росток».
3. Итоговый этап
Давайте подведем итог:
- Что запомнили, о чем вспомнили, чему научились?
- А теперь скажите, какими качествами нужно обладать нам и нашей газете, чтобы издавать интересную, содержательную газету? (Беседа)
- Ребята могут зайти в группу и оценить понравившийся текст.
4. Рефлексия.
А теперь продолжите предложение:
«На этом мастер-классе я поняла, что журналист …»
Спасибо за внимание.
Литература
https://infourok.ru/master-klass__delovaya_igra_redakciya_s_prezentaciey-415317.htm
Приложение 1
Ваш замечательный кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Книжное издание, объёмом свыше 4-х стр., но не более 48-ми.
4. Традиционное название славянской азбуки.
5. Самовольное заимствование и издание чужого текста под своим именем.
7. Как называлась первая в России печатная газета
8. Что является главным «инструментом» журналиста.
10. Вымышленное имя, которым писатель, журналист и т.д. заменяет своё настоящее имя.
12. Изобретатель радиоприемника
По вертикали
2. Печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, с этими днями связанных.
3. Как называется предприятие, которое осуществляет подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и т.д.?
6. Контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции.
9. Совместная принадлежность авторского права на произведение нескольким лицам.
11. Издание особой формы в виде одного листа, сложенного в неразрезанную тетрадь.
Приложение 2
Газета Первые ручки
Печатная машинка Приложение 4
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Творческая мастерская "Пасхальный дар"
Методическая разработка может быть применима как самостоятельная работа,так и как вводное занятие для цикла практических занятий по росписи яиц....
Методическая разработка "Законы жанров журналистики"
Материал о жанрах журналистики и их особенностях...
Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"
Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...
Методическая разработка занятия по журналистике "Информационный пикник"
Данное занятие проводится в соответствии с программой «Введение в журналистику», изучается в большом разделе «Журналистика как вид деятельности и профессия» и является итоговым в изучении данного разд...
Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"
Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...
Методическая разработка занятия по журналистике
Данное занятие проводится в соответствии с программой «Журналистика». Оно важно тем, что на нем предполагается проверка теоретических знаний и практическая отработка полученных навык...
Методическая разработка "Увлекательный мир журналистики"
Данное занятие проводится в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Телестудия «БРИЗ». Предполагается знакомство с тележурналистской деятельностью. Используются индиви...