Методическая разработка "Законы жанров журналистики"
методическая разработка по теме
Материал о жанрах журналистики и их особенностях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_zhanrov_s_foto.docx | 729.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
Название коллектива: Творческое объединение юных журналистов «Глобус» ГБОУ СОШ №306 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Педагог ОДОД: Цветкова Маргарита Михайловна
Реализуемая программа: Образовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности по обучению детей основам журналистики и газетно-издательской деятельности
Тема занятия: Законы жанров журналистики (раздел «Газетные жанры», 1-й год обучения) с использованием презентации.
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Цель занятия: Познакомить обучающихся с газетными жанрами и их характерными особенностями.
Задачи занятия
- Обучающие:1.Сформировать знания о газетных жанрах.
- 2.Научить применять полученные знания в жизни и при выпуске школьной газеты.
- 3.Научить детей анализировать, четко и ясно излагая мысли.
- Развивающие: 1.Развивать индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
- 2.Создать условия для включения ребенка в групповые виды деятельности.
- 3.Раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося.
- 4. Развивать самостоятельность и коммуникативность
- Воспитывающие: 1.Помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
- 2.Воспитать уважительное отношение к работе журналистов.
Форма учебного занятия: Комбинированное занятие
Форма организации работы: Групповая
Требования к организации и проведению занятия
Организационные требования: -самоподготовка педагога (изучение специальной литературы) -подготовка рабочих материалов (подборки газет, справочная литература) -хорошо проветриваемое помещение -наличие рабочих мест
Дидактические требования: С помощью коллективной деятельности воспитываются личностные качества ребенка (ответственность за работу коллектива, умение организовать работу группы, ясно излагать мысли). Работа с газетными материалами прививает обучающимся литературно-художественный вкус и любовь к русскому языку, обогащает словарный запас, делает их духовно богатыми людьми.
Основные формы организации деятельности обучающихся на занятии: *групповая (объяснение, постановка задач, выполнение творческих заданий, поощрение и анализ работы каждого участника)
Методы обучения
По способу организации занятий: - Словесные – рассказ педагога, постановка задач, обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа о жанровой тематике газетных материалов. - Наглядные – подборка газет, презентация. -Практические – выявление особенностей газетных жанров.
По уровню деятельности детей: - Наглядно-образные – объяснение педагога и работа детей сопровождается обязательным показом предмета объяснения (тематические газеты, презентация) -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении с показом газетных материалов. -Репродуктивные – ребенок сам находит отличия в материалах разных жанров.
Структура учебного занятия
№ | Вид учебно-творческой деятельности | Время (минут) |
1 | Организационный. Формулирование целей и задач занятия | 5 |
2 | Основной этап -постановка учебной задачи -работа в группах -промежуточная рефлексия | 30 |
3 | -итоговая работа групп, составление презентации | 30 |
4 | Отдых, обмен мнениями (возможно чаепитие) | 15 |
5 | Обсуждение результатов Подведение итогов | 15 |
6 | Рефлексивный этап | 15 |
7 | Эмоционально-оценочный | 10 |
Развёрнутый план занятия
I этап – организационный Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Подготовка рабочего места.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Необходимые материалы и инструменты: рабочие блокноты, бумага, ручки, фломастеры; подборки газет
2 этап – основной (содержательный) Задача: изучить законы газетных жанров и научиться использовать их в газетной практике.
Содержание: 1.Постановка учебной задачи: Педагог ориентирует детей на работу в группах. Каждая группа будет работать с одним из жанров журналистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Задача групп – выявить особенности каждого жанра, чтобы грамотно работать в редакции школьной газеты.
2.Работа в группах: Педагог предлагает детям разделиться на три группы и выбрать один из жанров. В подборках газет группа должна найти материалы «своего» жанра. Проанализировав эти материалы, дети составляют перечень особенностей, присущих для этого жанра. Далее группа решает, какие газетные материалы могут относиться к этому жанру.
3. Промежуточная рефлексия: Педагог предлагает группам кратко (прием «Оказывается…») охарактеризовать материалы жанра. (Например: Оказывается, репортаж – это самый динамичный газетный жанр. Оказывается, информация содержит несколько строк. Оказывается, интервью – очень популярный газетный жанр и т.д.)
4.Итоговая работа групп: На интерактивной доске группы делают презентацию своей работы.
1 | Педагог предлагает начать работу с определения, что такое жанр | Группы предлагают варианты ответов, итоговые записываются на доске | |
2 | Далее нужно выяснить общие черты всех жанров | Группы обсуждают составленные ранее характеристики, выбирают общие черты и записывают их на следующий слайд | |
3 | Группам предлагается определить, как тема связана с жанром | Лучшие высказывания записываются на слайд | |
4 | Отчет групп о работе со своим жанром | Первая группа (Информационные жанры) составляет на доске кластер о том, какие материалы сюда входят | |
5 | Эта же группа характеризует цели и задачи информационных жанров | ||
6 | Вторая группа составляет кластер об аналитических жанрах | ||
7 | Группа характеризует цели и задачи аналитических жанров | ||
8 | Третья группа составляет кластер о художественно-публицистических жанрах | ||
9 | Группа характеризует цели и задачи этого жанра |
5.Обсуждение результатов: Подведем итоги нашей работы. Для газеты интересны и важны все жанры кроме скучного. Они несут определенную информацию; она должна быть конкретной, лаконичной и правдивой; журналисты должны хорошо понимать специфику каждого жанра.
А теперь группам предстоит сказать главные слова о своем жанре (используется прием «Последнее слово за мной»). В обсуждении участвуют все участники групп. Нужно дать точные и емкие слова-характеристики жанров.
6.Подведение итогов: Каждый ребенок высказывается о своем любимом жанре, любимых темах газетных материалов. Дети называют самую активную группу и участников.
3 этап рефлексивный (контрольный) Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание: *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии); *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии).
Критерий оценки: понимание важности всех газетных жанров и их особенностей, грамотный подбор тематики для освещения в газете, умение анализировать. *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни, при выпуске очередного номера школьной газеты); *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Как проявились ваши творческие способности? Какое у вас сейчас настроение? Завершим занятие, продолжив одно предложение: Я обязательно напишу материал в жанре……….. (говорят все дети).
4 этап - эмоционально-оценочный Задача: дать оценку работы в группе каждого члена команды.
Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.
5 этап - прокреативный (последействие) Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы. Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанры журналистики
Теоретическая часть к занятию по теме: "Жанры журналистики"...
Жанры журналистики в теории и практике
В помощь руководителю пресс-центра. Для занятий....
Законы жанров журналистики
Презентация показывает разнообразие жанров журналистики, их характерные особенности....
Интервью как жанр журналистики, или Раз вопросик, Два вопросик...
Методическая копилка учителя: Конспект занятия кружка "Юный журналист", практический мастер-класс для выступления на семинарах, форумах. Рекомендовано руководителям доп. образования, работ...
Жанры журналистики
Презентация....
План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"
Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Газетные жанры журналистики»
Занятие способствует развитию интереса к работе в газете, совершенствованию навыков устной и письменной речи....