Методическая разработка "Законы жанров журналистики"
методическая разработка по теме

Цветкова Маргарита Михайловна

Материал о жанрах журналистики и их особенностях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakony_zhanrov_s_foto.docx729.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Название коллектива:   Творческое объединение юных журналистов  «Глобус» ГБОУ СОШ №306 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 Педагог ОДОД:   Цветкова Маргарита Михайловна

Реализуемая программа: Образовательная программа дополнительного образования детей культурологической направленности по обучению детей основам журналистики и газетно-издательской деятельности

Тема занятия:    Законы жанров журналистики   (раздел «Газетные жанры», 1-й год обучения) с использованием презентации. 

Возраст обучающихся:  12-14 лет

Цель занятия: Познакомить обучающихся с газетными жанрами и их характерными  особенностями.

Задачи занятия

  • Обучающие:1.Сформировать знания о газетных жанрах.
  • 2.Научить применять полученные знания в жизни и при выпуске школьной газеты.
  • 3.Научить детей анализировать, четко и ясно излагая мысли.
  • Развивающие: 1.Развивать индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.  
  • 2.Создать условия для включения ребенка в групповые виды деятельности.
  • 3.Раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося.
  • 4. Развивать самостоятельность и коммуникативность
  • Воспитывающие: 1.Помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
  • 2.Воспитать уважительное отношение к работе журналистов.

Форма учебного занятия: Комбинированное занятие

Форма организации работы: Групповая

Требования к организации и проведению занятия

Организационные требования:                                                                                                   -самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы)                                                                         -подготовка рабочих материалов (подборки газет, справочная литература)                                                             -хорошо проветриваемое помещение                                                                                             -наличие рабочих мест

Дидактические требования:                                                                                                            С помощью коллективной деятельности  воспитываются личностные качества ребенка (ответственность за работу коллектива, умение организовать работу группы, ясно излагать мысли). Работа с газетными материалами  прививает обучающимся литературно-художественный вкус и любовь к русскому языку, обогащает словарный запас, делает их духовно богатыми людьми.

Основные формы организации деятельности обучающихся на занятии:                       *групповая  (объяснение,  постановка задач, выполнение творческих заданий, поощрение и анализ работы каждого участника)                                                  

                                      Методы обучения                                                                                                                            

По способу организации занятий:                                                                             - Словесные – рассказ педагога, постановка задач, обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа о жанровой тематике газетных материалов.                                                                                                                      - Наглядные подборка газет, презентация.                                                                                                                  -Практические – выявление особенностей газетных жанров.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       - Наглядно-образные – объяснение педагога и работа детей сопровождается обязательным показом предмета объяснения (тематические газеты, презентация)                                                                                                            -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении   с показом газетных материалов.                                                                                                                              -Репродуктивные – ребенок сам находит отличия в материалах разных жанров.

Структура учебного занятия

  №

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1

Организационный.  Формулирование целей  и задач занятия

5

2

Основной этап

-постановка учебной задачи

-работа в группах

-промежуточная рефлексия

30

3

-итоговая работа групп, составление презентации

30

4

Отдых, обмен мнениями (возможно чаепитие)

15

5

Обсуждение результатов

Подведение итогов

15

6

Рефлексивный этап

15

7

Эмоционально-оценочный

10

                                  Развёрнутый план занятия

I этап – организационный                                                                                             Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность                                              Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Подготовка рабочего места.                                                                                    

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Необходимые материалы и инструменты: рабочие блокноты, бумага, ручки, фломастеры; подборки газет

2 этап – основной (содержательный)                                                         Задача: изучить законы газетных жанров и научиться использовать их в газетной практике.

Содержание:                                                                                                                      1.Постановка учебной задачи:  Педагог ориентирует детей на работу в группах. Каждая группа будет работать с одним из жанров журналистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Задача групп – выявить особенности каждого жанра, чтобы грамотно работать в редакции школьной газеты.

2.Работа в группах: Педагог предлагает детям разделиться на три группы и выбрать один из жанров. В подборках газет группа должна найти материалы «своего» жанра. Проанализировав эти материалы, дети составляют перечень особенностей, присущих для этого жанра. Далее группа решает, какие газетные материалы могут относиться к этому жанру.

3. Промежуточная рефлексия: Педагог предлагает группам кратко (прием «Оказывается…») охарактеризовать материалы жанра. (Например: Оказывается, репортаж – это самый динамичный газетный жанр. Оказывается, информация содержит несколько строк. Оказывается, интервью – очень популярный газетный жанр и т.д.)

 4.Итоговая работа групп: На интерактивной доске группы делают презентацию своей работы.

1

Педагог предлагает начать работу с определения, что такое жанр

Группы предлагают варианты ответов, итоговые записываются на доске

2

Далее нужно выяснить общие черты всех жанров

Группы обсуждают составленные ранее характеристики, выбирают общие черты и записывают их на следующий слайд

3

Группам предлагается определить, как тема связана с жанром

Лучшие высказывания записываются на слайд

4

Отчет групп о работе со своим жанром

Первая группа (Информационные жанры) составляет на доске кластер о том, какие материалы сюда входят

5

Эта же группа характеризует цели и задачи информационных жанров

6

Вторая группа составляет кластер об аналитических жанрах

7

Группа характеризует цели и задачи аналитических жанров

8

Третья группа составляет кластер о художественно-публицистических жанрах

9

Группа характеризует цели и задачи этого жанра

5.Обсуждение результатов: Подведем итоги нашей работы. Для газеты интересны и важны все жанры кроме скучного. Они несут определенную информацию; она должна быть конкретной, лаконичной и правдивой; журналисты должны хорошо понимать специфику каждого жанра.

А теперь группам предстоит сказать главные слова о своем жанре (используется прием «Последнее слово за мной»). В обсуждении участвуют все участники групп. Нужно дать точные и емкие слова-характеристики жанров.

6.Подведение итогов: Каждый ребенок высказывается о своем любимом жанре, любимых темах газетных материалов. Дети называют самую активную группу и участников.

3 этап рефлексивный (контрольный)                                                        Задача: мобилизация детей на самооценку.                                                    

Содержание:                                                                                                                                        *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);                                                                                                                                                          *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии).  

Критерий оценки:   понимание важности всех газетных жанров и их особенностей, грамотный  подбор тематики  для  освещения  в  газете,  умение анализировать.                                                                                                                                    *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни, при выпуске очередного номера школьной газеты);                                                                                                                *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Как проявились ваши творческие способности? Какое у вас сейчас настроение?  Завершим занятие, продолжив одно предложение: Я обязательно напишу материал в жанре……….. (говорят все дети).

4 этап  -  эмоционально-оценочный                                                              Задача: дать оценку работы в группе каждого члена команды.        

Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.

5 этап - прокреативный (последействие)                                                  Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы.                      Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры журналистики

Теоретическая часть к занятию по теме: "Жанры журналистики"...

Жанры журналистики в теории и практике

В помощь руководителю пресс-центра. Для занятий....

Законы жанров журналистики

Презентация показывает разнообразие жанров журналистики, их характерные особенности....

Интервью как жанр журналистики, или Раз вопросик, Два вопросик...

Методическая копилка учителя:  Конспект занятия кружка "Юный журналист",  практический мастер-класс для выступления на семинарах, форумах. Рекомендовано руководителям доп. образования, работ...

Жанры журналистики

Презентация....

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Газетные жанры журналистики»

Занятие  способствует развитию интереса к работе в газете, совершенствованию навыков устной и письменной речи....