Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса»
Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий».
Цели занятия:
- Осуществить комплексную подготовку к ЕГЭ, но главное – сформировать профессионально-ориентированные умения в выборе профессии, используя разные виды работы со словом
Эффективное достижение цели возможно только
при решении следующих задач:
- на основе теоретического материала помочь учащимся освоить понятие: заголовочный комплекс, сформировав умения работать с публицистическими текстами
- рассмотреть основные функции заголовка (номинативную, коммуникативную, рекламную, информативную и оценочную);
- изучить разнообразие структур заголовка, выявив его взаимосвязь с содержанием и жанровым решением газетного материала;
- научить учащихся приобрести умения анализировать публицистические тексты;
- ознакомить с основными требованиями к описанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развить творческий потенциал учащихся;
- продумать и подобрать заголовки, статьи для февральского номера газеты «Гимназист», то есть создать ДАЙДЖЕСТ
Оборудование:
- публикации известных в городе печатных изданий;
- номера школьной газеты «Гимназист»;
- дидактический материал (учебные таблицы, тезаурус, памятка «Правила подачи материала»);
- ТСО (компьютер, слайд-проектор)
Методы преподавания:
- коммуникативный метод, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения языкового материала и общеучебных умений;
- метод реализации учебных и познавательных проектов;
- метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический альманах №2
Содержание | ||
Открытые уроки | ||
Гулюшова Е.Н. | Нефть, ее прошлое, настоящее и будущее | 2-6 |
Маркова Е.А. | Открытый урок английского языка в 8 классе. «Inventions» («Изобретения») | 7-10 |
Гаврилова О.В. | Открытый урок по природоведению в 5 классе. «Размножение организмов» | 11-14 |
Крашениикова Н.В. | «Сказка на уроке математики». | 15-18 |
Коновалова Н.Б | Открытый урок по русскому языку в 8 классе. "Фразеология. (Повторение изученного в 5 – 8 классе)" | 19-21 |
Авралева Т.Н. | Открытый урок по истории языку в 11 классе. «Октябрьский переворот 1917г. и Гражданская война». | 22-26 |
Сидельникова И.В. | Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса. | 27-30 |
Баранова Н.М. | Открытый урок по биологии в 7 классе. «Класс Земноводные или Амфибии» | 32-35 |
Коновалова Н.Б. | Открытый урок по русскому языку в 7 классе. "Публицистический стиль речи" | 36-39 |
Кранчевская С.В. | Открытый урок по русскому языку во 2 классе. «Безударные гласные в корне слова» | 40-44 |
Невская А.В. | Открытый урок по окружающему миру во 2 классе. Домашние опасности. | 45-48 |
Грузкова Н.Н. | Открытый урок литературного чтения во 2 классе. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 49-54 |
Белая Н.И. | Открытый урок в 10 классе. Оформление Веб-страниц. Использование графики. | 55-57 |
Белая Н.И., Малыгина Е.Р. | «Рельеф и его разновидности в искусстве» с использованием среды ArtCam. | 58-66 |
Из опыта работы | ||
Маркова Е.А. | О проектировании учебного процесса на основе технологии в.м. монахова | 67-85 |
Сидельникова Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ гимназии №39 «Классическая»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
«Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык»
для учащихся 10 класса
Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса»
Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология подготовки журналистских произведений для печатных изданий».
Цели занятия:
- Осуществить комплексную подготовку к ЕГЭ, но главное – сформировать профессионально-ориентированные умения в выборе профессии, используя разные виды работы со словом
Эффективное достижение цели возможно только
при решении следующих задач:
- на основе теоретического материала помочь учащимся освоить понятие: заголовочный комплекс, сформировав умения работать с публицистическими текстами
- рассмотреть основные функции заголовка (номинативную, коммуникативную, рекламную, информативную и оценочную);
- изучить разнообразие структур заголовка, выявив его взаимосвязь с содержанием и жанровым решением газетного материала;
- научить учащихся приобрести умения анализировать публицистические тексты;
- ознакомить с основными требованиями к описанию текстов публицистического стиля и формирование навыков составления текстов разных жанров, развить творческий потенциал учащихся;
- продумать и подобрать заголовки, статьи для февральского номера газеты «Гимназист», то есть создать ДАЙДЖЕСТ
Оборудование:
- публикации известных в городе печатных изданий;
- номера школьной газеты «Гимназист»;
- дидактический материал (учебные таблицы, тезаурус, памятка «Правила подачи материала»);
- ТСО (компьютер, слайд-проектор)
Методы преподавания:
- коммуникативный метод, предполагающий организацию учебного общения как средства освоения языкового материала и общеучебных умений;
- метод реализации учебных и познавательных проектов;
- метод организации дискуссий и дебатов, ролевых игр
Структура занятия:
I этап - поисковый (определение тематического поля, постановка цели, задач)
П этап – аналитический (анализ теоретической информации)
Ш этап – практический (выполнение запланированных творческих заданий)
IV этап – презентационный (демонстрация собственных публикаций)
I этап - поисковый (определение тематического поля, постановка цели, задач)
Преподаватель знакомит присутствующих с темой занятия, проговаривает цель и задачи, знакомит со структурой урока, с технологией Метод реализации учебных и познавательных проектов.
Слова учителя
Нам предстоит работа по созданию февральского номера газеты «Гимназист», а потому мы должны отобрать лучшие заголовки, грамотно аргументировав свой выбор.
Однако сначала я прошу обратить ваше внимание на новое понятие: заголовочный комплекс.
П этап – аналитический (анализ теоретической информации)
- Что, по-вашему, может означать слово комплекс?
А в сочетании с прилагательным заголовочный? Обратитесь к тезаурусу и найдите определение понятия «заголовок».
ВЫВОД: Заголовок - совокупность, сочетание предметов, а так как заголовок – это вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения, то
заголовочный комплекс – это совокупность вторичных источников информации, передающих содержание или идею журналистского произведения.
- Что же из представленных здесь понятий может составлять заголовочный комплекс?
За разъяснением обращайтесь к ТЕЗАУРУСУ
(Приложение № 1).
Мы находим те понятия, которые можно отнести к источникам информации. Пожалуйста, назовите их.
Итак, заголовочный комплекс как первичный синтез содержания журналистского произведения объединяет: анонсы, рубрики, собственно заголовки, подзаголовки, лиды.
Необходимо запомнить, что точный и содержательный заголовок требует от журналиста глубоких профессиональных знаний, творческого дара, мастерства.
Заголовочный комплекс свидетельствует о концепции издания, его направленности и аудитории. Центральное место отводится заголовку. Работа над ним – широкое поле творческой деятельности журналиста.
Ш этап – практический (выполнение запланированных творческих заданий)
Цель заголовка – воздействие.
В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие всего текста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люди покупают номер. Вы можете привести примеры таких заголовков? Назовите печатные издания.
«Домашнее обозрение» (приложение к газете «Тольяттинское обозрение»)
Подражайте собакам и будьте здоровы! (заметка-прогноз)
Сколько стоит «Фабрика звёзд»? (журналистское расследование)
Мобильные телефоны против курения (хроника, заметка)
Лариса Удовиченко: (интервью-портрет)
Необходимо запомнить, что заголовок – это главный тезис любого материала.
В заголовке выражается авторская позиция.
Он выполняет следующие функции:
- номинативную (содержит конкретное название ситуации)
- коммуникативную (сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц)
- рекламную (информационное сообщение с целью выгодной продажи)
- информативную (передаёт информационное сообщение)
- оценочную (оценка ситуации, характеристика людей)
Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложения.
Приложение № 2
Заголовок берёт на себя важнейшие функции текста, характеризуется
разнообразием структур.
Таким образом, заголовок является частью композиционной структуры текста. Он взаимосвязан с содержанием и жанровым решением газетного материала, которое влияет на его выбор
IV этап – презентационный (демонстрация собственных публикаций)
Среди жанров, для которых характерен игровой заголовок, можно выделить эссе.
Как вы думаете, почему? Определение жанра (ответ учеников).
Я предлагаю прослушать несколько работ и принять решение об их публикации в следующем номере газеты?
Читают Эссе «Проклятая профессия журналист», «Что такое счастье для тех, кто никогда не видел моря…». Обсуждение и решение о публикации. Под каким заголовком?
Каковы функции этого заголовка?
Обратите внимание, что необходимо выбирать наиболее оперативные информационные жанры, не претендующие на детальный анализ.
Пожалуйста, напомните, о каких жанрах идёт речь? Таблица № 4
Учащиеся разбирают и комментируют таблицу, а затем предлагают статьи и заголовки к ним. Учитель ещё раз напоминает об умелом сочетании основных признаков темы, жанра, ритма материала в заголовке.
Просит вспомнить о том, что, подзаголовок – это необходимое уточнение смысла, а потому он должен взаимодействовать с заголовком.
Он может и не быть неким перефразированием основной мысли заголовка, но должен «подхватывать» и развивать её, обеспечивая читателей дополнительной важной информацией.
Задание ученикам:
Теперь вы попробуйте продумать и подобрать заголовки, статьи для февральского номера газеты «Гимназист», то есть создать ДАЙДЖЕСТ, аргументируя свой выбор.
Итоги:
На этом занятии мы попытались рассмотреть функции заголовочного комплекса, представив его как первичный синтез содержания журналистского произведения.
Нам, я думаю, удалось выполнить все поставленные нами задачи, ученики запомнят:
центральное место отводится заголовку.
Работа над ним – широкое поле творческой деятельности журналиста.
Цель заголовка – воздействие.
В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие всего текста.
Преподаватель предлагает присутствующим ознакомиться с Веб-сайтом школьной газеты «Гимназист».
Презентация газеты - это тот продукт самостоятельной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с преподавателем.
Члены редакционного совета представляют презентацию школьной газеты «Гимназист».
Приложение №1
Тезаурус- глоссарий (краткий толковый словарик)
Ракурс – передача информации в определённом аспекте.
Анонс - предварительное и краткое объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах…
Рубрика [< rubrika заглавие закона (написанное красной краской)
2) раздел, подразделение в печатном произведении, графа.
Заголовок – вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения.
Подзаголовок – это источник информации, необходимый для уточнения смысла заголовка.
Лид – наиболее важный ключевой фрагмент новости. Он вовлекает в чтение, создавая впечатление о неотложности, возбуждает интерес читателя.
Правило составления лида: не сообщать в нём более двух новостей одновременно.
Комплекс – [< лат. Coplehxus связь, сочетание] – совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое.
Новость - срочное, интересное, занимательное сообщение о новом событии. Новость начинается с зачина, затем излагается основная часть.
Последовательность изложения такова:
- новость;
- объяснительный материал;
- вторичный материал (подтемы);
- если нужно – предыстория, затем возвращение к главной теме, её детализация
Аллегория – иносказание; в искусстве – развёрнутое уподобление, подробности которого складываются в систему намёков; причём прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
Антитеза – (гр. противоположение) – стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, например: «Великий человек на малые дела» (Даль).
Каламбур – игра слов, основанная на нарочитой или невольной двусмысленности, порождённой омонимией или сходством звучания и вызывающая комический эффект, например: «Несусь я, точно так;// Но двигаюсь вперёд, а ты несёшься сидя» (К.Прутков).
Метафора – (гр. перенос) вид тропа: оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, например: «На нить праздного веселья // Низал он хитрою рукой // Прозрачной лести ожерелья // И чётки мудрости златой» (А.С.Пушкин).
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы значений его частей.
Дайджест - периодическое издание, перепечатывающее наиболее интересные, лучшие материалы из других изданий.
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета.
Приложение №2
Тест журналистского умения
Правила подачи материала
1. Человеческий интерес.
Категории, которыми мыслят обычные люди, делают материал убедительнее, поскольку позволяют читателям увидеть себя в статье
2. Чёткая позиция.
Пишите так, чтобы ваша позиция была чёткой. Будьте либо объективными и непредвзятыми либо пишите с чётко выраженным мнением и анализируйте в зависимости от того, что вы пишите – новости или анализ новостей.
3. Ясность мысли.
Читатели быстро изучают газеты. Если они не понимают что-то с первого раза, они, возможно, не поймут этого никогда и могут перестать читать вашу статью. Читатели не собираются перечитывать газеты, как романы, несколько раз, чтобы лучше понять написанное там. Старайтесь, чтобы ваш материал не навевал скуку, но вместе с тем «весёленькое» изложение материала не должно мешать ясности.
4. Будьте точны.
Не пишите «несколько», когда вы знаете точное количество, например, три. Когда у вас есть информация, используйте её!
5. Пользуйтесь словарём.
Вы должны знать точное значение употребляемых вами слов. В устной речи многие из них часто используются небрежно.
Не пользуйтесь длинными модными словами только для того, чтобы показать владение языком, если более простые и короткие точно также передадут вашу мысль. С другой стороны, не робейте и используйте слова малоупотребительные в повседневной речи, если они точнее всего рисуют картину, необходимую для вашей статьи.
Приложение № 3
В заголовке выражается авторская позиция!
Он выполняет следующие функции:
- номинативную (содержит конкретное название ситуации)
- коммуникативную (сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц)
- рекламную (информационное сообщение с целью выгодной продажи)
- информативную (передаёт информационное сообщение)
- оценочную (оценка ситуации, характеристика людей)
Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Практико-ориентированный проект на тему: «Современный урок русского языка».
итоговый проект курсов повышения квалификации...
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" для 11 класса
Элективный курс по русскому языку поможет в подготовке школьников к ЕГЭ. В рамках курса возможна некоторая вариативность материала с учетом особенностей группы выпускников....
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 классы
Элективный курс "Избранные вопросы русского языка" 10-11 класс. 34 часа - 1 час в неделю....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Интегрированный урок – игра по русскому языку
Интегрированный урок – игра по русскому языку для 5 класса....
Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».
Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения знаний по русскому языку учащимися с интеллектуальными нарушениями в 11 классе"...