Программа внеурочная деятельность школьников 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Разработанная программа внеурочной общеинтеллектуальной деятельности по теме «Ты то ‒ что ты ешь» имеет естественнонаучную направленность.
В настоящее время изучение нитратов становится актуальным. На базе школы создаются различные исследовательские площадки по изучению растений.
Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению курса биологии и формирования исследовательской компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_shkolnikov_7_klass.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработанная программа внеурочной общеинтеллектуальной деятельности по теме «Ты то ‒ что ты ешь» имеет естественнонаучную направленность.
В настоящее время изучение нитратов становится актуальным. На базе школы создаются различные исследовательские площадки по изучению растений.
Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению курса биологии и формирования исследовательской компетенции.
Содержание программы позволит обучающимся в содружестве с учителем познавать мир живой природы, закономерности развития органического мира, особенности морфологии и физиологии растений, познакомиться с различными методиками по определению нитратов в продуктах питания, получить навык работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, что в свою очередь способствует развитию экологическое воспитания.
При изучении данной темы возможно использовать такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как кружки, секции, конференции, исследовательская работа, факультативы.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Программа рассчитана на один учебный год — 34 недели, 51 час. Режим проведения: 1 неделя — 1 час, 2 неделя — 2 часа.
Форма обучения очная ( Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). В состав группы будут входить обучающиеся одного возраста, группы постоянного состава.
Формы организации деятельности: беседа, лекция, объяснение, доклады обучающихся, видео-уроки.
Методы исследования: опрос населения, изучение специальной литературы, работа с химическим оборудованием, проведение эксперимента, создание презентаций, подготовка докладов.
Средства обучения: электронные учебные пособия; теоретические материалы в электронном и печатном формате; презентации уроков; видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате.
Цель: использование различных методов при определении содержания нитратов в растительных продуктах питания во внеурочной деятельности обучающихся по биологии.
Задачи:
- Сформировать у учащихся знания о нитратах, о процессах их поступления, превращения и накопления в растениях.
- Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду.
- Продолжить формировать общеучебные умения: пользоваться тетрадью, при выполнении заданий, дидактическими карточками в процессе изучения нового материала.
- Начать формировать специальные умения: работать с химическими реактивами, лабораторным оборудованием в ходе выполнения практических работ;
- Продолжить формировать личностные качества школьников: развить память в процессе выполнения заданий, внимания, привлекая вопросами, любознательность и аккуратность в ходе выполнения лабораторных работ.
- Продолжить формирование процессов мыслительной деятельности: анализировать изученный материал, делать выводы на основе полученных данных;
- Продолжить формировать научно-материалистическое мировоззрение в ходе работы, эстетическое воспитание, показать и рассказать обучающимся о красоте живой природы, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Требования к результатам обучения – сформированность предметных, метапредметных и личностных учебных действий
Изучение курса в 7 классе даёт возможность достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
Метапредметные результаты:
1) познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- составлять тезисы, планы, алгоритмы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.
2) регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
3) коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, осуществлять элементарные биологические исследования, определять виды тканей на микропрепаратах, рисунках и схемах;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в природе;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
- освоение навыков исследовательской деятельности;
- обоснование роли растений в природе и жизни человека;
- распознавание на изображениях опасных для человека объектов (продуктов питания с большим содержанием нитратов по методу химического реактива дифениламина);
- овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
- овладение методиками определения содержания нитратов по методу химического реактива дифениламина, портативного нитратамера; методиками выведения нитратов из продуктов питания.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- осознание роли рационального природопользования в сохранении устойчивости жизни на Земле;
- понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
- знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
- развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил безопасности работы с химическими реактивани, лабораторным оборудованием и биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
- овладение методами определения содержания нитратов и способами выведения нитратов из растений;
5. В эстетической сфере:
- развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, доска, портативный нитратомер, химический реактив — дифениламин, лабораторное оборудование — чашка Петри, препарированная игла, скальпель, предметное стекло. Печатные и электронные издания методичек, таблицы: «Внешнее строение растений», «Ткани растений». Натуральные препараты — плоды овощей и фруктов. Продукты питания для анализа (фрукты и овощи купленные в разных точках продаж).
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, анкета, доклад, проект, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото, таблицы, схемы, работа со справочной литературой, лабораторные работы, работа с ИКТ технологиями.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения анкетирования, защита докладов, защита проектов, контрольная работа, научно-практическая конференция, открытое занятие, отчет итоговый
Учено-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ Контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Введение в работу | 1 | 1 | 0 | Составление алгоритма работы |
1 | Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение плана работы | 1 | 1 | 0 | |
II | Входное тестирование | 2 | 0 | 2 | Контрольное тестирование |
1 | Входное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление» | 2 | 0 | 2 | |
III | Общее знакомство с нитратами и их значением в природе | 6 | 6 | 0 | Заполнение схемы и таблицы, работа с рисунками |
1 | История открытия нитратов | 1 | 1 | 0 | |
2 | Химическое строение нитратов и их производных | 2 | 2 | 0 | |
3 | Значение нитратов в жизни растений | 1 | 1 | 0 | |
4 | Значение нитратов и их производных в жизни человека | 2 | 2 | 0 | |
IV | Организация опроса жителей г. Красноярска | 6 | 1 | 5 | Разработка анкеты, проведение анкетирования, анализ и обработка данных анкетирования |
1 | Ознакомление с правилами и алгоритмом составления анкет. Рассмотрение примеров готовых анкет | 1 | 1 | 0 | |
2 | Разработка анкет для опроса жителей г. Красноярска для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений | 2 | 0 | 2 | |
3 | Проведение анкетирования для опроса жителей для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений | 1 | 0 | 1 | |
4 | Изучение метода статистического анализа анкетных данных. Проведение статистического анализа анкетных данных\ | 2 | 0 | 2 | |
V | Изучение специальной литературы | 3 | 3 | 0 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера |
1 | Правила и нормы применение химических удобрений для выращивания овощей. Последствия не правильной дозировки удобрений | 1 | 2 | 0 | |
2 | Выращивание овощной продукции без применения химических удобрений | 2 | 1 | 0 | |
VI | Постановка опытов | 15 | 3 | 12 | Заполнение таблицы «Методы определения нитратов», Оформление лабораторных работ |
1 | Объяснение проведения этапов эксперимента | 1 | 1 | 0 | |
2 | Объяснение методики определения нитратов с использованием химического реактива дифениламина | 2 | 1 | 1 | |
3 | Объяснение методики определения нитратов при помощи портативного нитратомера | 1 | 1 | 0 | |
4 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | 2 | 0 | 2 | |
5 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | 1 | 0 | 1 | |
6 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | 2 | 0 | 2 | |
7 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | 1 | 0 | 1 | |
8 | Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | 2 | 0 | 2 | |
9 | Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | 1 | 0 | 1 | |
10 | Анализ результатов полученных в результате исследования | 2 | 0 | 2 | |
VII | Подготовка докладов | 6 | 1 | 5 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ |
1 | Распределение тем докладов, обговаривание содержания докладов и требований к их оформлению. Предоставление списка литературы для изучения | 1 | 1 | 0 | |
2 | Причины накопления нитратов в растительных продуктах питания. Методы выведения нитратов | 2 | 0 | 2 | |
3 | Последствия накопления нитратов в организме человека. Методы очищения организма | 1 | 0 | 1 | |
4 | Оформление собранных данных в виде доклада | 2 | 0 | 2 | |
VIII | Создание презентаций и оформление проекта | 6 | 1 | 5 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ |
1 | Обговаривание содержания проектов и требований к их оформлению. Рассмотрение примеров готовых проектов | 1 | 1 | 0 | |
2 | Практические советы по уменьшению содержания нитратов в растительных продуктах | 2 | 0 | 2 | |
3 | Отражение основных результатов эксперимента в проекте. Формулирование и анализ результатов полученных в ходе лабораторных работ | 1 | 0 | 1 | |
4 | Оформление собранных данных в виде проекта | 2 | 0 | 2 | |
IX | Выходное тестирование | 1 | 0 | 1 | Контрольное тестирование |
1 | Выходное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление» | 1 | 0 | 1 | |
X | Заключительное занятие | 3 | 0 | 3 | Конференция |
1 | Защита проектов подготовленных по результатам работы | 2 | 0 | 2 | |
2 | Защита проектов подготовленных по результатам работы | 1 | 0 | 1 | |
XI | Подведение итогов проведенного курса | 2 | 2 | 0 | Отчет |
1 | Отчёт по итогам проделанной работы. Анализ актуальности проделанной работы | 2 | 2 | 0 | |
Итого: | 51 | 22 | 29 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1: Введение в работу Теория: Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение плана работы. Форма контроля: Составление алгоритма работы |
Раздел 2: Входное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление» Форма контроля: Контрольное тестирование |
Раздел 3: Общее знакомство с нитратами и их значением в природе Теория: История открытия нитратов, их химическое строение. Значение нитратов в жизни растений и человека Форма контроля: Заполнение схемы и таблицы, работа с рисунками |
Раздел 4: Организация опроса жителей г.Красноярска Теория: Ознакомление с правилами и алгоритмом составления анкет. Рассмотрение примеров анкет. Изучение метода статистического анализа анкетных данных. Практика: Разработка анкет и проведение анкетирования для опроса жителей для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений. Проведение анализа анкетирования. Форма контроля: Разработка анкеты, проведение анкетирования, анализ и обработка данных анкетирования |
Раздел 5: Изучение специальной литературы Теория: Использование и правильное применение химических удобрений для выращивания овощей. Форма контроля: Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера |
Раздел 6: Постановка опытов Теория: Объяснение проведения этапов эксперимента. Объяснение основных методик определения нитратов: метод с использованием химического реактива дифениламина, методика работы с портативным нитратомером. Практика: Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина. Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера. Анализ результатов полученных в результате исследования Форма контроля: Заполнение таблицы «Методы определения нитратов», Оформление лабораторных работ |
Раздел 7: Подготовка докладов Теория: Распределение тем докладов, обговаривание содержания докладов и требований к их оформлению. Предоставление списка литературы для изучения. Практика: Причины накопления нитратов в растительных продуктах питания. Методы выведения нитратов. Последствия накопления нитратов в организме человека. Методы очищения организма. Оформление собранных данных в виде доклада. Форма контроля: Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ. |
Раздел 8: Создание презентаций и оформление проекта Теория: Обговаривание содержания проектов и требований к их оформлению. Рассмотрение примеров готовых проектов. Методическое оформление проектов. Практика: Практические советы по уменьшению содержания нитратов в растительных продуктах. Отражение основных результатов эксперимента в проекте. Формулирование и анализ результатов полученных в ходе лабораторных работ. Форма контроля: Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ. |
Раздел 9: Выходное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление» Форма контроля: Контрольное тестирование |
Раздел 10: Заключительное занятие Практика: Защита проектов подготовленных по результатам работы. Форма контроля: конференция |
Раздел 11: Подведение итогов проведенного курса Теория: Отчёт по итогам проделанной работы. Анализ актуальности проделанной работы. Форма контроля: отчет |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Время проведения занятия | Тема занятия | Форма проведе-ния занятия | Место проведе-ния | Форма контроля |
1 | 01.09-07.09 | Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение плана работы | Лекция с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Алгоритм работы | ||
2 | 10.09-14.09 | Входное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление» | Тестирование | Аудитория Г3-19 | Контрольное тестирование | ||
3 | 17.09-21.09 | История открытия нитратов | Лекция с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Таблица | ||
4 | 24.09-28.09 | Химическое строение нитратов и их производных | Лекция с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Работа с рисунками | ||
5 | 01.10-05.10 | Значение нитратов в жизни растений | Лекция с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Схема | ||
6 | 08.10-12.10 | Значение нитратов и их производных в жизни человека | Лекция с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Схема | ||
7 | 15.10-19.10 | Ознакомление с правилами и алгоритмом составления анкет. Рассмотрение примеров готовых анкет | Лекция с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Метод составления анкет | ||
8 | 22.10-26.10 | Разработка анкет для опроса жителей г.Красноярска для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Анкета | ||
9 | 29.10-02.11 | Проведение анкетирования для опроса жителей для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Анкетирование | ||
10 | 06.11-09.11 | Изучение метода статистического анализа анкетных данных. Проведение статистического анализа анкетных данных | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Метод статистического анализа,анализ и обработка данных анкеты | ||
11 | 12.11-16.11 | Правила и нормы применение химических удобрений для выращивания овощей. Последствия не правильной дозировки удобрений | Беседа. Практическая работа. | Аудитория Г3-19 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера | ||
12 | 19.11-23.11 | Выращивание овощной продукции без применения химических удобрений | Беседа. Практическая работа. | Аудитория Г3-19 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера | ||
13 | 26.11-30.11 | Объяснение проведения этапов эксперимента | Объяснение с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Алгоритм работы | ||
14 | 03.12-07.12 | Объяснение методики определения нитратов с использованием химического реактива дифениламина | Объяснение с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Метод с использованием дифениламина | ||
15 | 10.12-14.12 | Объяснение методики определения нитратов при помощи портативного нитратомера | Объяснение с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Метод с использованием портативного нитратомера | ||
16 | 17.12-21.12 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | Лабораторное занятие | Аудитория Г3-19 | Фото препаратов, работа со шкалой яркости | ||
17 | 24.12-28.12 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | Лабораторное занятие | Аудитория Г3-19 | Фото препаратов, работа со шкалой яркости | ||
18 | 09.01-11.01 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | Лабораторное занятие | Аудитория Г3-19 | Фото препаратов, работа со шкалой яркости | ||
19 | 14.01-18.01 | Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | Лабораторное занятие | Аудитория Г3-19 | Фото препаратов, работа со шкалой яркости | ||
20 | 21.01-25.01 | Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | Лабораторное занятие | Аудитория Г3-19 | Фото препаратов, работа со шкалой нитратомера | ||
21 | 28.01-01.02 | Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска | Лабораторное занятие | Аудитория Г3-19 | Фото препаратов, работа со шкалой нитратомера | ||
22 | 04.02-08.02 | Анализ результатов полученных в результате исследования | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Таблица по методу дифениламина. Таблица по методу портативного нитратомера | ||
23 | 11.02-15.02 | Распределение тем докладов, обговаривание содержания докладов и требований к их оформлению. Предоставление списка литературы для изучения | Объяснение с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Алгоритм работы | ||
24 | 18.02-22.02 | Причины накопления нитратов в растительных продуктах питания. Методы выведения нитратов | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера | ||
25 | 25.02-01.03 | Последствия накопления нитратов в организме человека. Методы очищения организма | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера | ||
26 | 13.03-15.03 | Оформление собранных данных в виде доклада | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | работа с ИКТ технологиями | ||
27 | 18.03-22.03 | Обговаривание содержания проектов и требований к их оформлению. Рассмотрение примеров готовых проектов | Объяснение с элементами беседы | Аудитория Г3-19 | Алгоритм работы | ||
28 | 25.03-29.03 | Практические советы по уменьшению содержания нитратов в растительных продуктах. | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера | ||
29 | 01.04-05.04 | Отражение основных результатов эксперимента в проекте. Формулирование и анализ результатов полученных в ходе лабораторных работ | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера | ||
30 | 08.04-12.04 | Оформление собранных данных в виде проекта | Практическая работа | Аудитория Г3-19 | работа с ИКТ технологиями | ||
31 | 15.04-19.04 | Выходное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление» | Тестирование | Аудитория Г3-19 | Контрольное тестирование | ||
32 | 22.04-30.04 | Защита проектов подготовленных по результатам работы. | Конференция | Аудитория Г3-19 | Проект | ||
33 | 06.05-08.05 | Защита проектов подготовленных по результатам работы | Конференция | Аудитория Г3-19 | Проект | ||
34 | 13.05-17.05 | Отчёт по итогам проделанной работы. Анализ актуальности проделанной работы | Беседа | Аудитория Г3-19 | Отчет |
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
Программа внеурочной деятельности 5 класса
Программа кружка "Рукодельница" для 5-го класса....