Программа внеурочная деятельность школьников 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Нацаренус Алёна Николаевна

Разработанная программа внеурочной общеинтеллектуальной деятельности по теме «Ты то ‒ что ты ешь» имеет естественнонаучную направленность.

В настоящее время изучение нитратов становится актуальным. На базе школы создаются различные исследовательские площадки по изучению растений.

Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению курса биологии и формирования исследовательской компетенции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_shkolnikov_7_klass.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработанная программа внеурочной общеинтеллектуальной деятельности по теме «Ты то ‒ что ты ешь» имеет естественнонаучную направленность.

В настоящее время изучение нитратов становится актуальным. На базе школы создаются различные исследовательские площадки по изучению растений.

Актуальность создания программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся к изучению курса биологии и формирования исследовательской компетенции.

Содержание программы позволит обучающимся в содружестве с учителем познавать мир живой природы, закономерности развития органического мира, особенности морфологии и физиологии растений, познакомиться с различными методиками по определению нитратов в продуктах питания, получить навык работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами,  что в свою очередь способствует развитию экологическое воспитания.

При изучении данной темы возможно использовать такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как  кружки, секции, конференции, исследовательская работа, факультативы.

Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Программа рассчитана на один учебный год — 34 недели, 51 час. Режим проведения: 1 неделя — 1 час, 2 неделя — 2 часа.

Форма обучения очная ( Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). В состав группы будут входить обучающиеся одного возраста, группы постоянного состава.

Формы организации деятельности: беседа, лекция, объяснение, доклады обучающихся, видео-уроки.

Методы исследования: опрос населения, изучение специальной литературы, работа с химическим оборудованием, проведение эксперимента, создание презентаций, подготовка докладов.

Средства обучения: электронные учебные пособия; теоретические материалы в электронном и печатном формате; презентации уроков; видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате.

Цель: использование различных методов при определении содержания нитратов в растительных продуктах питания во внеурочной деятельности обучающихся по биологии.

Задачи:

  •  Сформировать у учащихся знания о нитратах, о процессах их поступления, превращения и накопления в растениях.
  •  Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду.
  •  Продолжить формировать общеучебные умения: пользоваться тетрадью, при выполнении заданий, дидактическими карточками в процессе изучения нового материала.
  •  Начать формировать специальные умения: работать с химическими реактивами, лабораторным оборудованием в ходе выполнения практических работ;
  •  Продолжить формировать личностные качества школьников: развить память в процессе выполнения заданий, внимания, привлекая вопросами, любознательность и аккуратность в ходе выполнения лабораторных работ.
  •  Продолжить формирование процессов мыслительной деятельности: анализировать изученный материал, делать выводы на основе полученных данных;
  •  Продолжить формировать научно-материалистическое мировоззрение в ходе работы, эстетическое воспитание, показать и рассказать обучающимся о красоте живой природы, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Требования к результатам обучения – сформированность предметных, метапредметных и личностных учебных действий

Изучение курса в 7 классе даёт возможность достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

Метапредметные результаты:

1) познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • составлять тезисы, планы, алгоритмы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.

2) регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

3) коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной сфере:

  • понимать смысл биологических терминов;
  • работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, осуществлять элементарные биологические исследования, определять виды тканей на микропрепаратах, рисунках и схемах;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в природе;
  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
  • освоение навыков исследовательской деятельности;
  • обоснование роли растений в природе и жизни человека;
  • распознавание на изображениях опасных для человека объектов (продуктов питания с большим содержанием нитратов по методу химического реактива дифениламина);
  • овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
  • овладение методиками определения содержания нитратов по методу химического реактива дифениламина, портативного нитратамера; методиками выведения нитратов из продуктов питания.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • осознание роли рационального природопользования в сохранении устойчивости жизни на Земле;
  • понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
  • знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
  • развитие чувства ответственности за сохранение природы.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил безопасности работы с химическими реактивани, лабораторным оборудованием и биологическими объектами.

4. В сфере физической деятельности:

  • овладение методами определения содержания нитратов и способами выведения нитратов из растений;

5. В эстетической сфере:

  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, доска, портативный нитратомер, химический реактив — дифениламин, лабораторное оборудование — чашка Петри, препарированная игла, скальпель, предметное стекло.  Печатные и электронные издания методичек, таблицы: «Внешнее строение растений», «Ткани растений». Натуральные препараты — плоды овощей и фруктов. Продукты питания для анализа (фрукты и овощи купленные в разных точках продаж).

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, анкета, доклад, проект, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка,  фото, таблицы, схемы, работа со справочной литературой, лабораторные работы, работа с ИКТ технологиями.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения анкетирования, защита докладов, защита проектов, контрольная работа, научно-практическая конференция, открытое занятие, отчет итоговый

Учено-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ Контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение в работу

1

1

0

Составление алгоритма работы

1

Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение плана работы

1

1

0

II

Входное тестирование

2

0

2

Контрольное тестирование

1

Входное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление»

2

0

2

III

Общее знакомство с нитратами и их значением в природе

6

6

0

Заполнение схемы и таблицы, работа с рисунками

1

История открытия нитратов

1

1

0

2

Химическое строение нитратов и их производных

2

2

0

3

Значение нитратов в жизни растений

1

1

0

4

Значение нитратов и их производных в жизни человека

2

2

0

IV

Организация опроса жителей г. Красноярска

6

1

5

Разработка анкеты, проведение анкетирования, анализ и обработка данных анкетирования

1

Ознакомление с правилами и алгоритмом составления анкет. Рассмотрение примеров готовых анкет

1

1

0

2

Разработка анкет для опроса жителей г. Красноярска для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений

2

0

2

3

Проведение анкетирования для опроса жителей для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений

1

0

1

4

Изучение метода статистического анализа анкетных данных. Проведение статистического анализа анкетных данных\

2

0

2

V

Изучение специальной литературы

3

3

0

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

1

Правила и нормы применение химических удобрений для выращивания овощей. Последствия не правильной дозировки удобрений

1

2

0

2

Выращивание овощной продукции без применения химических удобрений

2

1

0

VI

Постановка опытов

15

3

12

Заполнение таблицы «Методы определения нитратов»,

Оформление лабораторных работ

1

Объяснение проведения этапов эксперимента

1

1

0

2

Объяснение методики определения нитратов  с использованием химического реактива дифениламина

2

1

1

3

Объяснение методики определения нитратов при помощи портативного нитратомера

1

1

0

4

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

2

0

2

5

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

1

0

1

6

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

2

0

2

7

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

1

0

1

8

Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

2

0

2

9

Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

1

0

1

10

Анализ результатов полученных в результате исследования

2

0

2

VII

Подготовка докладов

6

1

5

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ

1

Распределение тем докладов, обговаривание содержания докладов и требований к их оформлению. Предоставление списка литературы для изучения

1

1

0

2

Причины накопления нитратов в растительных продуктах питания. Методы выведения нитратов

2

0

2

3

Последствия накопления нитратов в организме человека. Методы очищения организма

1

0

1

4

Оформление собранных данных в виде доклада

2

0

2

VIII

 Создание презентаций и оформление проекта

6

1

5

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ

1

Обговаривание содержания проектов и требований к их оформлению. Рассмотрение примеров готовых проектов

1

1

0

2

Практические советы по уменьшению содержания нитратов в растительных продуктах

2

0

2

3

Отражение основных результатов эксперимента в проекте. Формулирование и анализ результатов полученных в ходе лабораторных работ

1

0

1

4

Оформление собранных данных в виде проекта

2

0

2

IX

Выходное тестирование

1

0

1

Контрольное тестирование

1

Выходное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление»

1

0

1

X

Заключительное занятие

3

0

3

Конференция

1

Защита проектов подготовленных по результатам работы

2

0

2

2

Защита проектов подготовленных по результатам работы

1

0

1

XI

Подведение итогов проведенного курса

2

2

0

Отчет

1

Отчёт по итогам проделанной работы. Анализ актуальности проделанной работы

2

2

0

Итого:

51

22

29

Содержание изучаемого курса

Раздел 1:  Введение в работу

Теория: Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение плана работы.

Форма контроля: Составление алгоритма работы

Раздел 2: Входное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление»

Форма контроля: Контрольное тестирование

Раздел 3:  Общее знакомство с нитратами и их значением в природе

Теория: История открытия нитратов, их химическое строение. Значение нитратов в жизни растений и человека

Форма контроля: Заполнение схемы и таблицы, работа с рисунками

Раздел 4: Организация опроса жителей г.Красноярска

Теория: Ознакомление с правилами и алгоритмом составления анкет. Рассмотрение примеров анкет. Изучение метода статистического анализа анкетных данных.

Практика: Разработка анкет и проведение анкетирования для опроса жителей для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений. Проведение анализа анкетирования.

Форма контроля: Разработка анкеты, проведение анкетирования, анализ и обработка данных анкетирования

Раздел 5:  Изучение специальной литературы

Теория: Использование и правильное применение химических удобрений для выращивания овощей.

Форма контроля: Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

Раздел 6: Постановка опытов

Теория: Объяснение проведения этапов эксперимента. Объяснение основных методик определения нитратов: метод с использованием химического реактива дифениламина, методика работы с портативным нитратомером.

Практика: Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина. Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера. Анализ результатов полученных в результате исследования

Форма контроля: Заполнение таблицы «Методы определения нитратов»,

Оформление лабораторных работ

Раздел 7:  Подготовка докладов

Теория: Распределение тем докладов, обговаривание содержания докладов и требований к их оформлению. Предоставление списка литературы для изучения.

Практика: Причины накопления нитратов в растительных продуктах питания. Методы выведения нитратов. Последствия накопления нитратов в организме человека. Методы очищения организма. Оформление собранных данных в виде доклада.

Форма контроля: Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ.

Раздел 8:  Создание презентаций и оформление проекта

Теория: Обговаривание содержания проектов и требований к их оформлению. Рассмотрение примеров готовых проектов. Методическое оформление проектов.

Практика: Практические советы по уменьшению содержания нитратов в растительных продуктах. Отражение основных результатов эксперимента в проекте. Формулирование и анализ результатов полученных в ходе лабораторных работ.

Форма контроля: Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера, ИКТ.

Раздел 9: Выходное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление»

Форма контроля: Контрольное тестирование

Раздел 10: Заключительное занятие

Практика: Защита проектов подготовленных по результатам работы.

Форма контроля: конференция

Раздел 11: Подведение итогов проведенного курса

Теория: Отчёт по итогам проделанной работы. Анализ актуальности проделанной работы.

Форма контроля: отчет

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата план

Дата факт

Время проведения занятия

Тема занятия

Форма проведе-ния занятия

Место проведе-ния

Форма контроля

1

01.09-07.09

Знакомство с целями и задачами курса, обсуждение плана работы

Лекция с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Алгоритм работы  

2

10.09-14.09

Входное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление»

Тестирование

Аудитория Г3-19

Контрольное тестирование

3

17.09-21.09

История открытия нитратов

Лекция с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Таблица

4

24.09-28.09

Химическое строение нитратов и их производных

Лекция с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Работа с рисунками

5

01.10-05.10

Значение нитратов в жизни растений

Лекция с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Схема

6

08.10-12.10

Значение нитратов и их производных в жизни человека

Лекция с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Схема

7

15.10-19.10

Ознакомление с правилами и алгоритмом составления анкет. Рассмотрение примеров готовых анкет

Лекция с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Метод составления анкет  

8

22.10-26.10

Разработка анкет для опроса жителей г.Красноярска для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Анкета

9

29.10-02.11

Проведение анкетирования для опроса жителей для изучения их опыта по выращиванию овощей без использования химических удобрений

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Анкетирование

10

06.11-09.11

Изучение метода статистического анализа анкетных данных. Проведение статистического анализа анкетных данных

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Метод статистического анализа,анализ и обработка данных анкеты

11

12.11-16.11

Правила и нормы применение химических удобрений для выращивания овощей. Последствия не правильной дозировки удобрений

Беседа. Практическая работа.

Аудитория Г3-19

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

12

19.11-23.11

Выращивание овощной продукции без применения химических удобрений

Беседа. Практическая работа.

Аудитория Г3-19

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

13

26.11-30.11

Объяснение проведения этапов эксперимента

Объяснение с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Алгоритм работы

14

03.12-07.12

Объяснение методики определения нитратов  с использованием химического реактива дифениламина

Объяснение с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Метод с использованием дифениламина

15

10.12-14.12

Объяснение методики определения нитратов при помощи портативного нитратомера

Объяснение с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Метод с использованием портативного нитратомера

16

17.12-21.12

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

Лабораторное занятие

Аудитория Г3-19

Фото препаратов, работа со шкалой яркости

17

24.12-28.12

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

Лабораторное занятие

Аудитория Г3-19

Фото препаратов, работа со шкалой яркости

18

09.01-11.01

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

Лабораторное занятие

Аудитория Г3-19

Фото препаратов, работа со шкалой яркости

19

14.01-18.01

Постановка учащимися опытов по методике химического реактива дифениламина на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

Лабораторное занятие

Аудитория Г3-19

Фото препаратов, работа со шкалой яркости

20

21.01-25.01

Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на овощах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

Лабораторное занятие

Аудитория Г3-19

Фото препаратов, работа со шкалой нитратомера

21

28.01-01.02

Постановка учащимися опытов по методу портативного нитратомера на фруктах купленных в разных торговых точках г.Красноярска

Лабораторное занятие

Аудитория Г3-19

Фото препаратов, работа со шкалой нитратомера

22

04.02-08.02

Анализ результатов полученных в результате исследования

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Таблица по методу дифениламина.

Таблица по методу портативного нитратомера

23

11.02-15.02

Распределение тем докладов, обговаривание содержания докладов и требований к их оформлению. Предоставление списка литературы для изучения

Объяснение с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Алгоритм работы

24

18.02-22.02

Причины накопления нитратов в растительных продуктах питания. Методы выведения нитратов

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

25

25.02-01.03

Последствия накопления нитратов в организме человека. Методы очищения организма

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

26

13.03-15.03

Оформление собранных данных в виде доклада

Практическая работа

Аудитория Г3-19

работа с ИКТ технологиями

27

18.03-22.03

Обговаривание содержания проектов и требований к их оформлению. Рассмотрение примеров готовых проектов

Объяснение с элементами беседы

Аудитория Г3-19

Алгоритм работы

28

25.03-29.03

Практические советы по уменьшению содержания нитратов в растительных продуктах.

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

29

01.04-05.04

Отражение основных результатов эксперимента в проекте. Формулирование и анализ результатов полученных в ходе лабораторных работ

Практическая работа

Аудитория Г3-19

Работа в парах, поиск информации в энциклопедиях, книгах энциклопедического характера

30

08.04-12.04

Оформление собранных данных в виде проекта

Практическая работа

Аудитория Г3-19

работа с ИКТ технологиями

31

15.04-19.04

Выходное тестирование по теме «Нитраты. Поступление, превращение и накопление»

Тестирование

Аудитория Г3-19

Контрольное тестирование

32

22.04-30.04

Защита проектов подготовленных по результатам работы.

Конференция

Аудитория Г3-19

Проект

33

06.05-08.05

Защита проектов подготовленных по результатам работы

Конференция

Аудитория Г3-19

Проект

34

13.05-17.05

Отчёт по итогам проделанной работы. Анализ актуальности проделанной работы

Беседа

Аудитория Г3-19

Отчет

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Программа внеурочной деятельности 5 класса

Программа кружка "Рукодельница" для  5-го класса....