Программа математического кружка
рабочая программа
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МОУ «Средняя школа № 8»)
Программа кружка
естественно - научной направленности
«Занимательная математика»
Возраст детей: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Зелинская Е.П.,
учитель начальных классов
г.Когалым
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Паспорт программы
«... Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 часов.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине, что влияет на успешность обучения в среднем звене.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Содержание программы:
- Математика – царица наук.
- Как люди научились считать.
- Интересные приемы устного счёта.
- Решение занимательных задач в стихах.
- Упражнения с многозначными числами
- Учимся отгадывать ребусы.
- Числа-великаны. Коллективный счёт.
- Решение ребусов и логических задач.
- Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки- смекалки.
- Игра «Знай свой разряд».
- Обратные задачи.
13.Задачи с изменением вопроса.
14. Решение нестандартных задач.
15. Решение олимпиадных задач.
16. Математические горки.
17. Наглядная алгебра.
18. Решение логических задач.
19. Игра «У кого какая цифра»
20. Знакомьтесь: Архимед! Пифагор!
21. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
22. Задачи с многовариантными решениями.
23. Математический КВН.
Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Занимательная математика»
4 класс
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | выполнение заданий, презентации «Математика – царица наук» | |
2. Как люди научились считать. Геометрия и алгебра. | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | |
3. Интересные приемы устного счёта. | 1 | устный счёт | |
4. Решение занимательных геометрических задач. | 1 | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | работа с алгоритмами | |
6. Отгадываем, решаем ребусы. | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | работа с алгоритмом | контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | составление схем, диаграмм | |
11. Задачки - смекалки. | 1 | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | работа с таблицей разрядов | тест |
13. Обратные задачи. | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
15.Задачи с изменением вопроса. | 1 | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16 - 17. Математические игры со спичками | 2 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую задачу со спичками |
18.Решение нестандартных задач. | 1 | решение задач на установление причинно-следственных отношений | |
19.Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
20.Решение задач междуна родной игры «Кенгуру» | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
21. Игра «Работа над ошибками» | 1 | работа над ошибками олимпиадных заданий | |
22. Старинные задачи. | 1 | решение заданий повышенной трудности | |
23.Математические горки. | 1 | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
24. Наглядная алгебра. | 1 | работа в группах: инсценирование | |
25.Решение логических задач. | 1 | схематическое изображение задач | |
26.Игра «У кого какая цифра» | 1 | творческая работа | |
27.Знакомьтесь: «Зашифрованные задачи». | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание необычных задач |
28.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
29.Великие математики. | 1 | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» «Архимед» и т.д. | |
30.Задачи с многовариант ными решениями. | 1 | Работа в парах по решению задач | |
31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление знаковых систем | тест |
32.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | индивидуальная работа | |
33.Математический КВН | 1 | работа в группах | |
34. Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...
Рабочая программа математического кружка по подготовке к ЕГЭ
Данный кружок посвящен подготовке к сдаче единого государственного экзамена и дальнейшему поступлению школьника в ВУЗ.В кружке рассматриваются все темы, которые утверждены Минис...

программа математического кружка
полная разработка программы математического кружка для учащихся 6 - 7 классов...
Рабочая программа математического кружка«Думаем, считаем, повторяем»
Математический кружок «Думаем, считаем, повторяем» рассчитан на 144 учебных часа (4ч в неделю) для учащихся 10-11 классов....
Рабочая программа математического кружка
Рабочая программа математического кружка включает в себя следующие разделы: исторические сведения, практическое применение математических знаний, арифметика, знакомство с геометрическим материало...

Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"
Данный материал полезен для кружковой работы по математике...