Диагностическая работа по формированию функциональной грамотности 6-7, 8-9 классов
тест (6 класс)
Цель работ: оценить и охарактеризовать уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прочитайте тексты и выполните задания.
Текст № 1 «Доходы семьи»
Взволнованный Федя пришёл к маме и сказал:
– Мама, у меня сломались лыжи, а скоро соревнования, в которых я хотел участвовать!
1. – Какие у нас расходы на этот месяц? Давайте быстро составим список, – предложил Федя. – Мне надо знать, хватает ли денег на покупку лыж!
– Погоди! Быстро не получится, – ответила мама. – Придётся сначала составить список доходов.
Посмотрите на доходы семьи Феди.
Вопрос: Какие из этих доходов постоянные (повторяются в каждом месяце), а какие – переменные (не постоянные, могут больше не повториться)?
Укажите номера, под которыми эти доходы записаны в списке. (1 балл)
Постоянные _________________
Переменные _________________
2. – Мама! А почему ты не включила в список деньги, которые вы с папой взяли в долг у тёти Лены, а ещё – сдачу, которую я тебе вчера принёс из магазина? – спросил Федя.
Вопрос: Почему мама Феди не включила в список сдачу и деньги, взятые в долг? Запишите ответ на вопрос. (1 балл)
Ответ:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. – Я не понимаю, что мы сейчас делаем, – возмутился Федя. – Мне нужны лыжи, это же расходы. Зачем мы составляем список доходов?
Вопрос: Почему нельзя составлять список расходов без учёта доходов?
Запишите ответ на вопрос. (1 балл)
Ответ:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. – Я понял, – сказал Федя маме, – очень важно планировать и доходы, и расходы семьи.
Вопрос: Какой доход, вероятно, будет у семьи Феди в этом году? Сделайте вычисления на основе таблицы «Доходы семьи в январе».
Запишите свой ответ на вопрос в виде числа. (1 балл)
__________________ р.
Текст № 2 «Собираемся в школу»
Каждый год перед началом нового учебного года мама вместе с Колей идут в магазин за школьными принадлежностями. В прошлом году Коле купили новый ранец за 720 рублей, 10 тетрадей по 15 рублей за штуку, набор ручек за 220 рублей, а также набор красок и цветных карандашей для уроков рисования за 340 рублей. Общая стоимость покупок при подготовке к школе составила часть семейного дохода за месяц. В этом году на покупку новой школьной формы было потрачено 1200 рублей, на тетради – 180 рублей, ручки – 250 рублей и пенал – 86 рублей. Вопрос: Определите, какая часть ежемесячного семейного дохода ушла на покупки для подготовки к новому учебному году ученика школы, если ежемесячный доход семьи остался прежним. (3 балла).
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Текст № 3 «Идем за покупками»
Мама попросила тебя сходить в магазин за продуктами и дала 1000 руб. Список покупок следующий:
1. Сыр «Российский» - 300 г.
2. Ветчина «Императорская» - 500 г.
3. Яблоки «Голден» – 2 кг.
4. Мандарины кисло-сладкие – 1,5 кг.
На оставшиеся от покупки деньги мама предложила тебе купить что-нибудь себе. Цены на соответствующие товары представлены в таблице.
Вопрос: Вычисли стоимость покупки по списку; выясни, останется ли сдача, и выбери, что ты можешь купить на сдачу. Останутся ли у тебя деньги после всех покупок и сколько? Обоснуй свое решение. (3 балла)
Сыр «Российский» 1 кг 520 рублей |
Ветчина «Императорская» 1 кг 562 рубля | Яблоки «Гренни Смит» 1 кг 85 рублей | Яблоки «Голден» 1 кг 89 рублей |
Яблоки «Симиренко» 1 кг 99 рублей | Мандарины Марокко (кисло-сладкие) 1 кг 145 рублей | Мандарины Испания (сладкие) 1 кг 184 рубля | Жев.мармелад «Бон Пари» 1 кг 65 рублей |
Шоколад «Милка» 1 шт. 109 рублей | Шоколад «Аленка» 1 шт. 79 рублей |
Шоколадное яйцо «Kinder-Сюрприз» 1 шт. 87 рублей |
Пирожное «Медвежонок Барни» 1 уп. 123 рубля |
Жевательная резинка «Orbit» 1 уп. 24 рубля | Жевательная резинка «Mentos» 1 уп. 32 рубля | Карамель «Леденцы Мини» 1 уп. 49 рублей |
|
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Время выполнения 15-20 минут.
Решение задачи:
300 г = 0,3 кг
0,3 · 520 = 156 (руб.) – стоимость 300 г сыра
500 г = 0,5 кг
0,5 · 562 = 281 (руб.) – стоимость 500 г ветчины
89 · 2 = 178 (руб.) – стоимость 2 кг яблок (я выбрала Голден)
1,5 · 145 = 217,5 (руб.) – стоимость 1,5 кг мандаринов (я выбрала Марокко)
156 + 281 + 178 + 217,5 = 832,5 (руб.) – стоимость покупки по списку
1000 – 832,5 = 167,5 (руб.) - останется
На оставшиеся деньги я куплю шоколадку «Милка» (109 руб.) и карамель «Леденцы мини» (49 руб.)
109 + 49 = 158 (руб.) < 167,5 руб.
832,5 + 158 = 990,5 (руб.) – стоимость всей покупки
1000 – 990,5 = 9,5 (руб.) останется после всех покупок.
Ответ: стоимость покупки по списку 832,5 руб., останется 167,5 руб., можно выбрать шоколадку «Милка» и карамель «Леденцы мини», останется сдача 9,5 руб.
Критерии оценивания (максимальный балл 3)
Критерий | Первичный балл |
Приведено полное правильное решение с объяснениями, с учетом всех условий и требований задачи | 3 |
Приведено полное решение с объяснениями, с учетом всех условий и требований задачи, но допущена одна арифметическая ошибка, не влияющая на ход решения | 2 |
Приведен верный ход расчета стоимости покупки по списку, но не учтено какое-либо условие (требование) задачи | 1 |
Другой вариант / неверное решение задачи | 0 |
Проверяемые умения
Проверяемые умения | Код |
Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с целыми числами и дробями; сравнивать целые числа и дроби; вычислять значение числовых выражений | 1.1 |
Выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений | 1.2 |
Сравнивать числа одного и разных знаков | 1.6 |
Решать текстовые задачи, в том числе задачи с дробями | 2.3 |
Решать задачи на покупки, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения при решении задач | 3.1 |
Извлекать информацию, представленную в таблицах | 3.2 |
Решать несложные практические расчётные задачи с дробями, пользоваться оценкой и прикидкой | 5.2 |
Пользоваться основными единицами измерения массы. Выражать одни единицы величины через другие | 5.3 |
Анализировать числовые данные, представленные в таблицах | 5.4 |
Предварительный просмотр:
Задача 1
В парикмахерский салон необходимо приобрести профессиональный фен по оптимальной цене. Руководитель изучает информацию рейтингового агентства. Рейтинг электрических фенов R определяется на основе цены Р (в рублях за штуку), показателей функциональности F, качества Q и дизайна D.
Рейтинг R вычисляется по формуле
В таблице даны показатели пяти моделей фенов.
Модель фена | Средняя цена | Функциональность | Качество | Дизайн |
А | 1600 | 4 | 2 | 2 |
Б | 900 | 3 | 1 | 2 |
В | 1500 | 4 | 2 | 0 |
Г | 800 | 2 | 1 | 1 |
Вопрос 1. Назовите среднюю цену фена, имеющего самую высокую функциональность.
(1 балл)
ОТВЕТ: __________________________________________
Вопрос 2. Каков рейтинг R фена с самым высоким показателем качества? (1 балл)
ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3. Парикмахерский салон приобретет фен, имеющий самый высокий рейтинг. Какова стоимость такого фена? (1 балл)
ОТВЕТ: ______________________________________________________
Задача 2
Калория — количество теплоты, необходимое для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия при стандартном атмосферном давлении. Калория (обозначается: кал) может быть выражена в джоулях: 1 кал = 4,1868 Дж точно, 1000 калорий обозначается ккал. Калория применяется при оценках энергетической ценности («калорийности») пищевых продуктов. На упаковках пищевой продукции, продаваемая на территории Российской Федерации и многих других стран мира, обязательно указывается ее энергетическая ценность.
Екатерина Молокова на каникулах посещала г. Пятигорск. Перед тем как выйти из дома, она позавтракала следующими блюдами и напитками: омлет с ветчиной, овощной салат, картофель по-деревенски и чай с сахаром (две чайные ложки). Сначала Екатерина решила сходить на экскурсию по парку протяженностью 1,5 км, а потом посетить десятиэтажную старинную башню. На прогулке девушка шла со скоростью 1 м/с и тратила по 150 ккал в час.
При подъеме или спуске на 1 этаж тратится 6,5 ккал.
Вопрос: Какова калорийность завтрака, съеденного Анастасией? Сколько минут Анастасия гуляла по парку? Истратила ли Анастасия всю энергию, которую получила от завтрака при прогулке по парку и осмотре старинной башни? (3 балла)
ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3
Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:
Вопрос 1: Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.? (1 балл)
ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2: Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов? (1 балл)
ОТВЕТ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3: Сколько процентов от общих затрат на мальчика, стоит костюм школьника?
(1 балл)
ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
Задача 1
Ответ 1: 1600
Ответ 2: 5
Ответ 3: Б
Задача 2.
Решение.
Найдем энергетическую ценность завтрака: 350 + 60 + 315 + 68 = 793 ккал.
Екатерина была на экскурсии по парку протяженностью 1,5 км, следовательно, она шла 1 500 : 1 = 1 500 секунд или 25 минут.
Найдем энергетические затраты: 150: 60 · 25 + 6,5 · 20 = 192,5 ккал. Таким образом, Екатерина не истратила всю энергию, полученную за завтраком. Она может ещё погулять.
Ответ: нет.
Задача 3.
Ответ 1: 34.9% на мальчика, 37.6% на девочку.
Ответ 2: Семья больше потратит на девочку. На 2.7% затрат больше.
Ответ 3: 53.8% на костюм, от затрат на мальчика.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Решение неверно или отсутствует | 0 |
Обоснованно получен верный ответ на каждый вопрос | 1 |
Максимальный балл | 3 |
№ задания | Проверяемые умения |
1.1 | Читать и интерпретировать данные, представленные в таблице и в тексте |
1.2 | Проводить реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами |
1.3 | Выполнять вычисления с рациональными числами, выбирать результат |
2.1 | Извлекать необходимую информацию, представленную в таблицах, для выполнения расчетов |
2.2 | Пользоваться основными единицами измерения времени. Выражать одни единицы величины через другие |
2.3 | Проводить реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами |
3.1 | Вычислять проценты в реальной ситуации |
3.2 | Сравнивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, реальные расчёты |
3.3 | Устанавливать характер зависимости, отношения величин, совершать реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы
Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...
«Выполнение задания части С в региональных диагностических работах и проблема функциональной грамотности учеников 6 классов»
Презентация содержит анализ заданий части С в материалах РДР 2021-2022 учебного года по английскому языку....
Система работы по формированию функциональной грамотности учащихся
ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Функциональная грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.Компетентность — способность применять полученны...
Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...
СПРАВКА по результатам диагностической работы по формированию функциональной грамотности
Цель работ: оценить и охарактеризовать уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся....
Диагностическая работа на проверку функциональной грамотности для учащихся 5 классов.
Диагностическая работа подготовлена в рамках комплексного исследования по оценке функциональной грамотности учащихся основной школы, проводимого Институтом стратегии развития образования РАО. Основным...
Из опыта работы поформированию функциональной грамотности на уроках географии
Выступление на обучающем семинаре « Современные требования к уроку в рамках реализации ФГОС ООО и ФООП»из опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках геогр...