Диагностическая работа по формированию функциональной грамотности 6-7, 8-9 классов
тест (6 класс)

Потехина Жанна Григорьевна

Цель работ: оценить и охарактеризовать уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте тексты и выполните задания.

Текст № 1 «Доходы семьи»

Взволнованный Федя пришёл к маме и сказал:

– Мама, у меня сломались лыжи, а скоро соревнования, в которых я хотел участвовать!

1. – Какие у нас расходы на этот месяц? Давайте быстро составим список, – предложил Федя. – Мне надо знать, хватает ли денег на покупку лыж!

– Погоди! Быстро не получится, – ответила мама. – Придётся сначала составить список доходов.

Посмотрите на доходы семьи Феди.

Вопрос: Какие из этих доходов постоянные (повторяются в каждом месяце), а какие – переменные (не постоянные, могут больше не повториться)?

Укажите номера, под которыми эти доходы записаны в списке. (1 балл)

Постоянные _________________

Переменные _________________

2. – Мама! А почему ты не включила в список деньги, которые вы с папой взяли в долг у тёти Лены, а ещё – сдачу, которую я тебе вчера принёс из магазина? – спросил Федя.

Вопрос: Почему мама Феди не включила в список сдачу и деньги, взятые в долг? Запишите ответ на вопрос. (1 балл)

Ответ:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. – Я не понимаю, что мы сейчас делаем, – возмутился Федя. – Мне нужны лыжи, это же расходы. Зачем мы составляем список доходов?

Вопрос: Почему нельзя составлять список расходов без учёта доходов?

Запишите ответ на вопрос. (1 балл)

Ответ:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. – Я понял, – сказал Федя маме, – очень важно планировать и доходы, и расходы семьи.

Вопрос: Какой доход, вероятно, будет у семьи Феди в этом году? Сделайте вычисления на основе таблицы «Доходы семьи в январе».

Запишите свой ответ на вопрос в виде числа. (1 балл)

__________________ р.

Текст № 2 «Собираемся в школу»

Каждый год перед началом нового учебного года мама вместе с Колей идут в магазин за школьными принадлежностями. В прошлом году Коле купили новый ранец за 720 рублей, 10 тетрадей по 15 рублей за штуку, набор ручек за 220 рублей, а также набор красок и цветных карандашей для уроков рисования за 340 рублей. Общая стоимость покупок при подготовке к школе составила  часть семейного дохода за месяц. В этом году на покупку новой школьной формы было потрачено 1200 рублей, на тетради – 180 рублей, ручки – 250 рублей и пенал – 86 рублей. Вопрос: Определите, какая часть ежемесячного семейного дохода ушла на покупки для подготовки к новому учебному году ученика школы, если ежемесячный доход семьи остался прежним. (3 балла).

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Текст № 3 «Идем за покупками»

Мама попросила тебя сходить в магазин за продуктами и дала 1000 руб. Список покупок следующий:

1. Сыр «Российский» - 300 г.

2. Ветчина «Императорская» - 500 г.

3. Яблоки «Голден» – 2 кг.

4. Мандарины кисло-сладкие – 1,5 кг.

На оставшиеся от покупки деньги мама предложила тебе купить что-нибудь себе. Цены на соответствующие товары представлены в таблице.

Вопрос: Вычисли стоимость покупки по списку; выясни, останется ли сдача, и выбери, что ты можешь купить на сдачу. Останутся ли у тебя деньги после всех покупок и сколько? Обоснуй свое решение. (3 балла)

           https://rynok72.ru/upload/iblock/c26/001.png      

Сыр               «Российский»

1 кг

520 рублей

   https://pbs.twimg.com/media/DXAJogoVAAEoCfT.jpg

Ветчина

«Императорская»

1 кг

562 рубля

https://rm-1.ru/upload/iblock/a1e/a1e7d602bfc4a18aaaafc841d2691d82.jpg

Яблоки

«Гренни Смит»

1 кг

85 рублей

https://fs.znanio.ru/8c0997/c9/c0/098ce103bed4ef369d4407752f70ad46bc.png

  Яблоки «Голден»

            1 кг

       89 рублей

https://domoidostavim.ru/images/static/products/73ceb6d5-e7f1-4308-bbf6-f5742f129765.jpg

Яблоки «Симиренко»

1 кг

99 рублей

https://fs.znanio.ru/8c0997/9d/bd/dd53594396a0fcb10014ceb81b311ddbce.png

     Мандарины

      Марокко

   (кисло-сладкие)

            1 кг

      145 рублей

https://fs.znanio.ru/8c0997/47/65/4f9bc4ec71e6c6e8db73784c1c428118ea.png

Мандарины

 Испания

(сладкие)

      1 кг

184 рубля

https://www.utkonos.ru/images/photo/3276/3276604H.jpg

     Жев.мармелад

       «Бон Пари»

     1 кг

65 рублей

https://choco-opt.ru/upload/iblock/342/3427717e8231e630a0d5fc076e73c657.jpeg

Шоколад

 «Милка»

   1 шт.

       109 рублей

https://kolob.ru/upload/iblock/2b7/2b795a18872887156759f3a7e08f5a60.jpg

       Шоколад

       «Аленка»

1 шт.

      79 рублей

 

           https://fs.znanio.ru/8c0997/69/43/ca984e755b908e0dcf94df9291c2f49436.png

Шоколадное яйцо

«Kinder-Сюрприз»

            1 шт.

        87 рублей

 

https://fs.znanio.ru/8c0997/90/c2/0a8f1aaa2a21bc49cbfe0d6a518de97d48.png

Пирожное

«Медвежонок Барни»

1 уп.

123 рубля

https://www.pngkey.com/png/full/88-881947_chewing-gum-clipart-transparent-background-transparent-background-gum.png

Жевательная резинка

«Orbit»

1 уп.

24 рубля

https://yoza.ru/upload/iblock/d02/d028abc6289b2b23a441b297032ac36b.jpg

Жевательная резинка

«Mentos»

1 уп.

32 рубля

https://fs.znanio.ru/8c0997/fc/a9/015d72ca2dffd7a0f6902b63c80870c3a9.png

Карамель

«Леденцы Мини»

1 уп.

49 рублей

 

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Время выполнения 15-20 минут.

Решение задачи:

300 г = 0,3 кг

0,3 · 520 = 156 (руб.) – стоимость 300 г сыра

500 г = 0,5 кг

0,5 · 562 = 281 (руб.) – стоимость 500 г ветчины

89 · 2 = 178 (руб.) – стоимость 2 кг яблок (я выбрала Голден)

1,5 · 145 = 217,5 (руб.) – стоимость 1,5 кг мандаринов (я выбрала Марокко)

156 + 281 + 178 + 217,5 = 832,5 (руб.) – стоимость покупки по списку

1000 – 832,5 = 167,5 (руб.) - останется

На оставшиеся деньги я куплю шоколадку «Милка» (109 руб.) и карамель «Леденцы мини» (49 руб.)

109 + 49 = 158 (руб.) < 167,5 руб.

832,5 + 158 = 990,5 (руб.) – стоимость всей покупки

1000 – 990,5 = 9,5 (руб.) останется после всех покупок.

Ответ: стоимость покупки по списку 832,5 руб., останется 167,5 руб., можно выбрать шоколадку «Милка» и карамель «Леденцы мини», останется сдача 9,5 руб.

Критерии оценивания (максимальный балл 3)

Критерий

Первичный балл

Приведено полное правильное решение с объяснениями, с учетом всех условий и требований задачи

3

Приведено полное решение с объяснениями, с учетом всех условий и требований задачи, но допущена одна арифметическая ошибка, не влияющая на ход решения

2

Приведен верный ход расчета стоимости покупки по списку, но не учтено какое-либо условие (требование) задачи

1

Другой вариант / неверное решение задачи

0

 

Проверяемые умения

Проверяемые умения

Код

Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с целыми числами и дробями; сравнивать целые числа и дроби; вычислять значение числовых выражений

1.1

Выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений

1.2

Сравнивать числа одного и разных знаков

1.6

Решать текстовые задачи, в том числе задачи с дробями

2.3

Решать задачи на покупки, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения при решении задач

3.1

Извлекать информацию, представленную в таблицах

3.2

Решать несложные практические расчётные задачи с дробями, пользоваться оценкой и прикидкой

5.2

Пользоваться основными единицами измерения массы. Выражать одни единицы величины через другие

5.3

Анализировать числовые данные, представленные в таблицах

5.4



Предварительный просмотр:

Задача 1

В парикмахерский салон необходимо приобрести профессиональный фен по оптимальной цене. Руководитель изучает информацию рейтингового агентства. Рейтинг электрических фенов R определяется на основе цены Р (в рублях за штуку), показателей функциональности F, качества Q и дизайна D.

Рейтинг R вычисляется по формуле

В таблице даны показатели пяти моделей фенов.

Модель фена

Средняя цена

Функциональность

Качество

Дизайн

А

1600

4

2

2

Б

900

3

1

2

В

1500

4

2

0

Г

800

2

1

1

Вопрос 1. Назовите среднюю цену фена, имеющего самую высокую функциональность.

(1 балл)

ОТВЕТ: __________________________________________

Вопрос 2. Каков рейтинг R фена с самым высоким показателем качества? (1 балл)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3. Парикмахерский салон приобретет фен, имеющий самый высокий рейтинг. Какова стоимость такого фена? (1 балл)

ОТВЕТ: ______________________________________________________

Задача 2

Калория — количество теплоты, необходимое для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия при стандартном атмосферном давлении. Калория (обозначается: кал) может быть выражена в джоулях: 1 кал = 4,1868 Дж точно, 1000 калорий обозначается ккал. Калория применяется при оценках энергетической ценности («калорийности») пищевых продуктов. На упаковках пищевой продукции, продаваемая на территории Российской Федерации и многих других стран мира, обязательно указывается ее энергетическая ценность.

 Екатерина Молокова на каникулах посещала г. Пятигорск. Перед тем как выйти из дома, она позавтракала следующими блюдами и напитками: омлет с ветчиной, овощной салат, картофель по-деревенски и чай с сахаром (две чайные ложки). Сначала Екатерина решила сходить на экскурсию по парку протяженностью 1,5 км, а потом посетить десятиэтажную старинную башню. На прогулке девушка шла со скоростью 1 м/с и тратила по 150 ккал в час.

При подъеме или спуске на 1 этаж тратится 6,5 ккал.

 

Вопрос: Какова калорийность завтрака, съеденного Анастасией? Сколько минут Анастасия гуляла по парку? Истратила ли Анастасия всю энергию, которую получила от завтрака при прогулке по парку и осмотре старинной башни? (3 балла)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3 

C:\Users\Алла_2\Desktop\2020\написать статью инфографика\1439318707_409030263.jpg

Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:

Вопрос 1: Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.? (1 балл)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2: Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов? (1 балл)

ОТВЕТ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3: Сколько процентов от общих затрат на мальчика, стоит костюм школьника? 

(1 балл)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

Задача 1

Ответ 1: 1600

Ответ 2: 5

Ответ 3: Б

Задача 2.

Решение.

Найдем энергетическую ценность завтрака: 350 + 60 + 315 + 68  =  793 ккал.

Екатерина была на экскурсии по парку протяженностью 1,5 км, следовательно, она шла 1 500 : 1  =  1 500 секунд или 25 минут.

Найдем энергетические затраты: 150: 60 · 25 + 6,5 · 20  =  192,5 ккал. Таким образом, Екатерина не истратила всю энергию, полученную за завтраком. Она может ещё погулять.

 Ответ: нет.

Задача 3.

Ответ 1: 34.9% на мальчика, 37.6% на девочку.

Ответ 2: Семья больше потратит на девочку. На 2.7% затрат больше.

Ответ 3: 53.8% на костюм, от затрат на мальчика.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Решение неверно или отсутствует

0

Обоснованно получен верный ответ на каждый вопрос

1

Максимальный балл

3

№ задания

Проверяемые умения

1.1

Читать и интерпретировать данные, представленные в таблице и в тексте

1.2

Проводить реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами

1.3

Выполнять вычисления с рациональными числами, выбирать результат

2.1

Извлекать необходимую информацию, представленную в таблицах, для выполнения расчетов

2.2

Пользоваться основными единицами измерения времени. Выражать одни единицы величины через другие

2.3

Проводить реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами

3.1

Вычислять проценты в реальной ситуации

3.2

Сравнивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, реальные расчёты

3.3

Устанавливать характер зависимости, отношения величин, совершать реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы

Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...

«Выполнение задания части С в региональных диагностических работах и проблема функциональной грамотности учеников 6 классов»

Презентация содержит анализ заданий части С в материалах РДР 2021-2022 учебного года по английскому языку....

Система работы по формированию функциональной грамотности учащихся

ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Функциональная грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.Компетентность — способность применять полученны...

Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...

СПРАВКА по результатам диагностической работы по формированию функциональной грамотности

Цель работ: оценить и охарактеризовать уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся....

Диагностическая работа на проверку функциональной грамотности для учащихся 5 классов.

Диагностическая работа подготовлена в рамках комплексного исследования по оценке функциональной грамотности учащихся основной школы, проводимого Институтом стратегии развития образования РАО. Основным...

Из опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках географии

Выступление на обучающем семинаре « Современные требования к уроку в рамках реализации ФГОС ООО и ФООП»из  опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках геогр...