Из опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках географии
статья

Выступление на обучающем семинаре « Современные требования к уроку в рамках реализации ФГОС ООО и ФООП»из  опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_uchiteley_geogr.pptx60.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающий семинар « Современные требования к уроку в рамках реализации ФГОС ООО и ФООП» Из опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках географии Будаева Людмила Дондоковна , учитель географии СОШ №8 г. Улан-Удэ

Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач в различных сферах. Ее смысл - в метапредметности , в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее - синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Функциональная грамотность формируется по следующим направлениям: читательская грамотность математическая грамотность естественнонаучная грамотность финансовая грамотность глобальные компетенции

Слайд 3

На уроках географии Функциональная грамотность учащихся проявляется в умении находить и извлекать необходимую информацию, ориентироваться и использовать различные источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности.

Слайд 4

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: - работу с текстом - комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное - работу с географической картой; - работу со статистическими данными; - составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах); - составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 9 классы);

Слайд 5

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 классы); - составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схем; - составление развернутых планов и конспектов параграфов; - создание схематичного рисунка по тексту; - нахождение географических ошибок в предложенном тексте; - заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу; - составление кроссвордов (в 5 – 7 классах); - чтение и анализ художественного текста из произведений.

Слайд 6

Тема урока: Великие географические открытия (пар.4)

Слайд 7

Постановка проблемного вопроса В начале XIX века историк Николай Михайлович Карамзин обнаружил эти записи в древлехранилище Троице- Сергиевого монастыря. Прочитал и был поражён: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века... В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара ...». Что это были за тексты и кто их автор? А) «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»; Б) «Книга Паломник» Антония Новгородца; В) «Хождения за три моря» Афанасия Никитина; Г) «Путешествие Зосимы, дьяка Троице-Сергиева монастыря, 1419–1422 гг » (древлехранилище-понятие, Иоаннов век-когда, Малабар -где это, тверитянин -житель какого города )

Слайд 8

Работа с текстом учебника Как начиналась эпоха Великих географических открытий? Чтение текста параграфа на стр. 22

Слайд 9

Просмотр фрагмента видеофильма ( пересказ совр. вариант) Целевые вопросы: - Из какого города началось путешествие? - Какие моря пересек Афанасий Никитин?

Слайд 10

Практическая работа Пользуясь текстом учебника стр 24 и фрагментом карты - рис 12.2 ( стр 25 уч.) ответить на вопросы: - Как называется труд Никитина, описывающий путешествие? - Из какого города началось путешествие купца? - Почему так называется? - За какие три моря ходил купец с командой? Назовите их. - Какую страну описал А. Никитин? - Найдите в тексте год, в котором Васко да Гама добрался до Индии. (1498) - За какое время до него там побывал русский путешественник и купец? (за четверть века) - Четверть века - это сколько? (25 лет) - Посчитайте, в каком году русский путешественник побывал в Индии? (1473)

Слайд 11

- Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока Что это были за тексты и кто их автор?

Слайд 12

Знакомство с Х. Колумбом, Васко да Гама, Ф. Магелланом Задание: Прочитать текст пар. стр. 23, 25 найти соответствие и составить краткий рассказ о маршрутах великих путешественников. Открытие Америки Ф. Магеллан Морской путь в Индию Х. Колумб Первое кругосветное путешествие Васко да Гама

Слайд 13

Обобщение и систематизация знаний по теме Онлайнтестпад https://onlinetestpad.com/ru/tests/geography

Слайд 14

Домашнее задание -Параграф 4 прочитать - найти и прочитать книгу «Хождение за три моря» или - посмотреть художественный фильм «Хождение за три моря»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...

Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных док...

Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"

Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...

Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...