Из опыта работы поформированию функциональной грамотности на уроках географии
статья
Выступление на обучающем семинаре « Современные требования к уроку в рамках реализации ФГОС ООО и ФООП»из опыта работы по формированию функциональной грамотности на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач в различных сферах. Ее смысл - в метапредметности , в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее - синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Функциональная грамотность формируется по следующим направлениям: читательская грамотность математическая грамотность естественнонаучная грамотность финансовая грамотность глобальные компетенции
На уроках географии Функциональная грамотность учащихся проявляется в умении находить и извлекать необходимую информацию, ориентироваться и использовать различные источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: - работу с текстом - комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное - работу с географической картой; - работу со статистическими данными; - составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах); - составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 9 классы);
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 классы); - составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схем; - составление развернутых планов и конспектов параграфов; - создание схематичного рисунка по тексту; - нахождение географических ошибок в предложенном тексте; - заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу; - составление кроссвордов (в 5 – 7 классах); - чтение и анализ художественного текста из произведений.
Тема урока: Великие географические открытия (пар.4)
Постановка проблемного вопроса В начале XIX века историк Николай Михайлович Карамзин обнаружил эти записи в древлехранилище Троице- Сергиевого монастыря. Прочитал и был поражён: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века... В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара ...». Что это были за тексты и кто их автор? А) «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»; Б) «Книга Паломник» Антония Новгородца; В) «Хождения за три моря» Афанасия Никитина; Г) «Путешествие Зосимы, дьяка Троице-Сергиева монастыря, 1419–1422 гг » (древлехранилище-понятие, Иоаннов век-когда, Малабар -где это, тверитянин -житель какого города )
Работа с текстом учебника Как начиналась эпоха Великих географических открытий? Чтение текста параграфа на стр. 22
Просмотр фрагмента видеофильма ( пересказ совр. вариант) Целевые вопросы: - Из какого города началось путешествие? - Какие моря пересек Афанасий Никитин?
Практическая работа Пользуясь текстом учебника стр 24 и фрагментом карты - рис 12.2 ( стр 25 уч.) ответить на вопросы: - Как называется труд Никитина, описывающий путешествие? - Из какого города началось путешествие купца? - Почему так называется? - За какие три моря ходил купец с командой? Назовите их. - Какую страну описал А. Никитин? - Найдите в тексте год, в котором Васко да Гама добрался до Индии. (1498) - За какое время до него там побывал русский путешественник и купец? (за четверть века) - Четверть века - это сколько? (25 лет) - Посчитайте, в каком году русский путешественник побывал в Индии? (1473)
- Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока Что это были за тексты и кто их автор?
Знакомство с Х. Колумбом, Васко да Гама, Ф. Магелланом Задание: Прочитать текст пар. стр. 23, 25 найти соответствие и составить краткий рассказ о маршрутах великих путешественников. Открытие Америки Ф. Магеллан Морской путь в Индию Х. Колумб Первое кругосветное путешествие Васко да Гама
Обобщение и систематизация знаний по теме Онлайнтестпад https://onlinetestpad.com/ru/tests/geography
Домашнее задание -Параграф 4 прочитать - найти и прочитать книгу «Хождение за три моря» или - посмотреть художественный фильм «Хождение за три моря»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367547-1638107273.jpg)
Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1366403-1638106081.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...
Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/30/picture-882645-1648667567.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных док...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/05/picture-650848-1680698042.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/19/picture-1071683-1539925166.jpg)
Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...