Система работы по формированию функциональной грамотности учащихся
презентация к уроку (5, 6, 7 класс)
ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
«Функциональная грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.
Компетентность — способность применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
• Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
• Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
• Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
• Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
• Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к 6 новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
• Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
• Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
Задача школы – подготовить выпускников, которые умеют эффективно решать любую практическую жизненную, порой нестандартную, ситуацию, максимально используя все те знания, которые когда-либо с ними случались, используя все прямые и дополнительные компетенции, полученные как в школе, так и через процесс социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fg.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Уровни осмысления проблемы…
Гимназия Победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.); Районный ресурсный центр по теме «Достижение нового качества образования учащихся через реализацию ОС «Школа 2100» (2007-2010 гг.); Методический центр Межрегиональной общественной организации «Школа 2100» (2005-2010 гг.); Экспериментальная площадка РАО по теме «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (2007-2010 гг.); Победитель конкурса проектов инновационного развития Петербургской системы образования в соответствии с требованиями нового ФГОС в 2012г; Городская экспериментальная площадка (с 2014 г.- региональная инновационная экспериментальная площадка) по отработке введения ФГОС ООО по теме «Разработка вариативной модели внедрения ФГОС ООО» (2013-2016 гг.); Федеральная стажировочная площадка Санкт-Петербурга, реализующая мероприятия Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 - 2020
Методическая тема Формирование УУД как фактора развития культуры учения Формирование функциональной грамотности как фактора достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации модернизированных ФГОС
Цель : создать условия для формирования и развития функциональной грамотности обучающихся гимназии. Задачи: 1.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности обучающихся. 2.Обеспечение модернизации содержания образования в соответствии с ФГОС. 3.Развитие системы оценки и мониторинга качества образования обучающихся. 4.Повышение квалификации педагогических кадров через прохождение соответствующих курсов и ознакомление учителей с подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий для обучающихся. 5.Совершенствование содержания учебно-методического комплекса и форм преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся. 6. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. 7. Улучшение качества внеурочной и внеклассной работы в гимназии.
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Ресурсы Управленческие решения Пути реализации Научно-организационное управление Обучение педагогов Стимулирование педагогов Реализация развивающих программ Выбор технологий, методов, приемов по формированию ФГ Разработка модели программы ВУД по формированию ФГ Разработка технологических карт по формированию ФГ Создание банка заданий по формированию ФГ Профессиональная компетентность педагогов…. Ожидаемые результаты Повышение уровня ФГ обучающихся Социальная интеграция Рост успехов и достижений обучающихся
Факторы успешности
Мониторинг готовности педагогов к проведению работы по оценке функциональной грамотности учащихся, анализ результатов мониторинга Корректировка плана работы МО с учетом выявленных проф. затруднений: - обновление оценочных и методических материалов рабочих программ; - обучающие семинары, практикумы, тренинги, мастер-классы для учителей по решению заданий по работе с заданиями по функциональной грамотности; - встраивание заданий по функциональной грамотности в урочную деятельность, проектную деятельность, внеурочную деятельность педагогов МО
Продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит средствами предмета. Реализация требований ФГОС происходит: через систему заданий в учебниках, рабочих тетрадях, которые содержат основания для собственных оценок общественных ситуаций и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы, что как раз обеспечивает самоидентификацию, формирование идентичности; через деятельностные технологии , обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность; через систему понятий , обеспечивающих формирование целостной и разносторонней обществоведческой картины мира; через реализацию принципа преемственности ( учащиеся продолжают осваивать УУД, ФГ).
Дефициты: · поиск информации; · выявление авторской позиции; · сравнение разных авторских позиций; · реконструкция авторского замысла; · умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта.
Глобальные компетенции Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
контекст заданий близок к проблемным ситуациям , возникающим в обыденной жизни; задача должна быть вне предметной области , но решаться посредствам предметных знаний ; в каждом из заданий описывается близкая и понятная обучающемуся жизненная ситуация ; ситуация предполагает осознанный выбор модели поведения ; новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения ; вопросы изложены простым, ясным языком ; используются иллюстрации : рисунки, таблицы, схемы, диаграммы.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: - содержание образования (образовательные стандарты, программы); - формы и методы обучения; - система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; - реально действующая система преемственности; - модель управления школой; - наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами, взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
«Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»
laquo;Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию ПО МОДЕЛИ PISA)»...
Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....
Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:
Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:...
Формирование функциональной структуры внутренней системы оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в школе для принятия обоснованных и своеврем...