Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения "Речевичок"
рабочая программа
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка и развитие фонематического слуха, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с ФФН как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechevichok.docx | 215.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49 «Родничок»
«РЕЧЕВИЧОК»
программа дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
с нарушением звукопроизношения
Разработали:
учителя-логопеды высшей квалификационной категории
Сайфуллина Р.С.,
Котова Е.А.,
Чернова Е.В.
Оглавление:
Паспорт Программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации Программы
1. 3. Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФН
1.4. Целевые ориентиры освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ФФН
2.2. Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи
2.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации Программы. Учебный план.
3.2. Психолого-педагогическое обеспечение Программы
3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы и организация развивающей предметно-пространственной среды
Список литературы
Паспорт программы
Наименование программы | «Речевичок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. |
Основание для разработки программы | Нормативно-правовые ресурсы: - Конституция Российской Федерации; Ст.15 п.п. 7, 8, Закон РФ «Об образовании» в РФ от 29.12.2012; №273 –ФЗ; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»; - Рекомендации департамента образования города Нижневартовска; - СанПин; Программное обеспечение: - Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, утвержденной ФГОС. Автор Н.В. Нищева. |
Заказчик программы | Родители (законные представители) детей с нарушением звукопроизношения. |
Составители программы | Учителя-логопеды: МАДОУ ДС № 49 |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста с ФФН. |
Срок реализации программы | Один год |
Цель программы | Коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов у дошкольников с ФФН. |
Задачи программы | 1.Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка). 2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха. 3. Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам). 4. Закрепление навыков четкого произношения имеющихся звуков и коррекция произношения нарушенных звуков. |
Ожидаемые результаты |
|
Координация и контроль реализации программы | Осуществляется администрацией ДОУ. Формы предоставления результатов: - индивидуальные занятия с детьми для родителей; - отчетная документация. |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная услуга «Занятия по коррекции звукопроизношения у детей», реализуется по программе «Речевичок», разработанной на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, утвержденной ФГОС. Автор Н.В. Нищева.
Данная Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка и развитие фонематического слуха, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с ФФН как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе.
Постоянно растущая тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями привела к необходимости организации платной дополнительной образовательной услуги по коррекции звукопроизношения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
Задачи:
- Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
- Формирование плавного продолжительного речевого выдоха
- Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам)
- Закрепление навыков четкого произношения имеющихся звуков и коррекция произношения нарушенных звуков.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода;
- принцип развивающего подхода;
- принцип полифункционального подхода;
- принцип сознательности и активности детей;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип постепенного повышения требований;
- принцип наглядности.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)— это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
•заменой звуков более простыми по артикуляции;
•трудностями различения звуков;
•особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. Кроме особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
1.4. Целевые ориентиры
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной Программе можно считать следующее:
- дети овладеют необходимыми артикуляционными укладами;
- улучшится речевое дыхание;
- совершенствуется фонематический слух;
- научатся правильно произносить звуки родного языка (гласные, согласные: свистящие, шипящие, соноры).
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ФФН
В основу коррекционно-логопедической работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития. Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии - сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.
Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.
В Программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т.е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.
Важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:
- он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
- нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
- произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.
Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество.
Широко используются различные виды слоговых упражнений:
- воспроизведение ритмов;
- сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
- рифмованные фразы.
Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.
Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.
При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.
Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка — каска, мышка — миска, лук — жук и т.д.)
Методы, технологии, формы и приемы коррекционной работы с детьми для реализации рабочей программы учителя – логопеда.
К обязательным формам работы с детьми относятся следующие:
- психолого-педагогическое изучение ребенка,
- индивидуальные логопедические занятия,
- взаимодействие со специалистами,
- консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка.
В зависимости от задач – на одном занятии могут сочетаться разные методы и приемы.
Методы используемые в коррекционно-развивающем образовательном процессе.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др..
- Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки, самопроверки, взимопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
В коррекционной работе используются следующие инновационные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
Цель применения: сохранять и укреплять здоровье детей в педагогическом процессе, формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и использовать их в повседневной жизни.
Виды работы по сохранению здоровья воспитанников:
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения на развитие мелкой моторики;
- Упражнения на дыхание;
- Логоритмика;
- Самомассаж лица, рук, шеи.
- Арт-педагогические технологии в логопедической коррекции (песочная терапия).
- Релаксационные упражнения;
- Сказкотерапия.
Результат: сохраняется и укрепляется физическое и психическое здоровье детей.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Цель применения: повышение мотивации детей и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков, коррекция речевых нарушений. Применение в логопедической работе:
- Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».
- Авторские презентации к логопедическим занятиям, родительским собраниям.
- Игры и презентации из медиатеки.
- Демонстрационные презентации иллюстраций.
- Использование ИКТ - технологии MIMIO STUDIO.
- Видео ролики для артикуляционной гимнастики, физминуток, пальчиковой гимнастики.
- Аудиозаписи.
- Мультипликационные фильмы (просмотр, пересказ, рисование).
Результат: классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов благодаря наглядности и интерактивности, позволяют вовлекать в активную работу всю группу детей. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Повышается эффективность принятия материала ребенком. При проведении групповых консультаций, семинаров и собраний для педагогов и родителей способствуют предоставлению информации.
- Развивающее обучение.
Цель применения: организация самостоятельной деятельности воспитанников.
В логопедической работе используются различные развивающие игры.
Результат: дети овладевают умениями сравнивать, обобщать, анализировать.
- Игровые технологии.
Цель применения: развитие творческих способностей; навык сотрудничества.
На разных этапах логопедического занятия, в зависимости от цели, используются игры и игровые упражнения: дидактические игры, развивающие игры, игры на развитие коммуникативных навыков; сюжетно-ролевые игры.
Результат: повышается активность детей и их интерес к логопедическим занятиям.
2.2. Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
I. Подготовительный – 4-12 занятий;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:
- для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;
- для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;
- для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;
- для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;
- для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:
«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
- свистящие С, 3, Ц, С', 3'
- шипящие Ш,Ж, аффрикаты Ч, Щ
- соноры JI-Ль, Р-Рь
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2.Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности: изолированного произношения; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.
3. Дифференциация: изолированных звуков; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:
I. Развитие слухового восприятия, внимания.
II. Развитие фонематического слуха.
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
- упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
- воспроизведение ритмического рисунка на слух.
Этап развития фонематического слуха включает:
- упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
- упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.
2.3. Система мониторинга планируемых результатов освоения Программы
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
- направление:
Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу родителей.
- направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети получающие дополнительную образовательную услугу.
По результатам обследования составляется диагностическая карта о логопедической работе и речевом развитии дошкольников .
Цель обследования:
- Выявить детей, имеющих нарушения речи.
- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Фонематический слух и восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение.
В целях реализации Программы по результатам проведенной коррекционной работы логопедами ДОО проводится итоговое мероприятие «Праздник красивой речи» в форме развлечения, на котором дети читаю стихотворения, учувствуют в театрализованных постановках, играх. На данное мероприятие приглашаются родители, педагоги и дети.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Координатором Программы по дополнительной услуге является администрация МАДОУДС №49 «Родничок».
Исполнителями Программы являются учителя-логопеды ДОУ.
Координатор:
- разрабатывает перечень показателей для контроля над ходом реализации Программы;
- анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
- подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировке механизмов реализации Программы;
Исполнитель:
- разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
- обеспечивает методическое и организационно – техническое сопровождение реализации Программы;
- проводит мониторинг реализации Программы.
3.1. Условия реализации Программы.
Периодичность и длительность проведения дополнительной услуги «Занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» определены СаНПин.
На решение задач Программы ориентированы следующие педагогические условия: игровые методы и приемы, интерактивные средства обучения, развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС.
3.2. Психолого-педагогическое обеспечение Программы
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды.
5. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.
7. Профессиональное развитие педагогов.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря чёткому взаимодействию всех участников образовательных отношений в работе с детьми с речевой патологией. Специалисты планируют работу в соответствии с общеобразовательной и коррекционными программами, ориентируясь на речевой диагноз и психосоматические характеристики здоровья ребенка, особенности семейного воспитания и запросов родителей.
3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы
Реализация Программы осуществляются учителями-логопедами.
Уровень образования, квалификационная категория, стаж работы учителя-логопеда позволяет выполнить социальный заказ общества на образование и оздоровление детей дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения.
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы и организация развивающей предметно-пространственной среды
Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.
На развитие речи дошкольника большое влияние оказывают окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени и которая стимулирует развитие личности, инициативности, помогает обрести уверенность в себе. Она должна представлять собой хорошо оборудованное пространство.
Организация развивающего пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в логопедическом кабинете и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004
- Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
- Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...
Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данный материал раскрывает методы, формы и приёмы работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"
Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...
Буклет для родителей кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «ГРАМОТЕЙКА»
Буклет для родителей кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «ГРАМОТЕЙКА»...