Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
рабочая программа на тему
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа lдля дошкольников с нарушением интеллекта | 71.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат»
Утверждаю
Директор ___________Т.В.Дудкина
«___»___________2018 г.
Рабочая программа
«Художественно-эстетическое развитие
детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Составила: Тимошенкова
Людмила Ивановна,
воспитатель высшей категории
Калачинск, 2018
Содержание
Пояснительная записка | 3-4 |
| |
1.1. Индивидуальные особенности развития контингента детей | 4-5 |
1.2. Актуальность разработки Программы | 5-6 |
1.3. Цели и задачи деятельности | 6 |
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы | 7-8 |
1.5. Планируемые результаты освоения Программы | 8-9 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Образовательная деятельность с учетом основной образовательной программы дошкольного коррекционного образования. Общая характеристика раздела «Формирование деятельности» | 10-13 |
2.2. Мониторинг освоения рабочей программы по учебным курсам | 13 |
2.3. Организация образовательного процесса в дошкольной группе с нарушением интеллекта (3 год обучения) | 14 |
2.4. Календарно-тематический план по учебному курсу «Лепка» - 36 часов | 15-22 |
2.5. Календарно-тематический план по учебному курсу «Рисование» - 36 часов | 22-25 |
2.6. Календарно-тематический план по учебному курсу «Ручной труд» - 36 часов | 26-29 |
| |
| 30 |
| 31 |
Пояснительная записка
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребёнка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребёнка, развития его способностей и индивидуальных возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.
Основой для разработки рабочей программы стали следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон 273 – ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155);
3. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ № 03-248 от 212.10.2010 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
4. Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1049 от 5 августа 2013 года «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26;
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
7. Устав учреждения (утверждён);
8. Положение о дошкольной группе компенсирующей направленности в КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» (2011 год);
9. Положение о рабочей программе в КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», протокол №7 от 30.08.2016 года;
10. Парциальная программа О.С. Ушаковой «Развитие речи у детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 2011 год, 2-е издание;
11. «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта» КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» название школы (2017-2018 уч. год).
Рабочая программа составлена на основе специальной Примерной программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», Москва «Просвещение», 2011 год, 4-е издание и отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.
Основу рабочей программы составляет подбор материалов для развёрнутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», разделу «Формирование деятельности» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
Рабочая программа направлена на развитие и совершенствование творческих способностей дошкольников и позволяет корригировать нарушения психофизических функций на основе педагогической поддержки индивидуальности ребенка (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности.
Место данного курса в учебном плане:
Данная рабочая программа содержит материал для детей с 5 до 6 лет с нарушением интеллекта (III год обучения), учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития, рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Рабочая программа определяет обязательный и максимальный объём учебной нагрузки воспитанников, распределяет время, отводимое на освоение учебных курсов «Лепка», «Рисование», «Ручной труд» и соответствует максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Срок реализации программы 1 год. Учебный план рабочей программы составлен по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) и включает в себя учебные курсы «Лепка», «Рисование», «Ручной труд». Программа рассчитана на 108 часов. Занятие по каждому учебному курсу предусмотрено по 1 часу в неделю (учебный год по каждому учебному курсу по 36 часов). Продолжительность занятия 20-25 минут. Учебные занятия проводятся в первую половину дня.
Проект рабочей программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
I раздел
1.1. Индивидуальные особенности развития контингента детей
Исследования Е. А. Екжановой, Е.Н. Лебедевой, Е.С. Слепович и др., указывают на особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта, обусловленные структурой имеющихся у них нарушений. В дошкольном детстве предметная, изобразительная деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребёнка в целом. Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития.
Детям с нарушениями интеллекта свойственен ряд особенностей их развития. Для данной категории воспитанников характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к процессу и результатам деятельности. В силу их дефекта у них страдает развитие всех психических функций, в том числе и мышления, и воображения - основных компонентов творческих способностей. Развитие таких детей отстает от нормального. Сам процесс обучения детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием. Для них разрабатываются и адаптируются программы обучения всем видам деятельности.
В силу того, что у детей с нарушениями интеллекта отстают в развитии психические функции, то и развитие творческих способностей будет тоже отставать. Дети могут усваивать репродуктивные виды творчества, но привносить в продукт своей деятельности что-то новое является для них затруднительным, а создание качественно нового, не существующего ранее предмета или другого продукта деятельности, для них вообще практически не возможно.
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития: снижение эмоциональной отзывчивости, способности к подражанию, слабая реакция на новое. Ребёнок практически не стремится к самостоятельности и остаётся индифферентным к своим достижениям. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. Снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами.
Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном её разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники.
Для умственно отсталого ребёнка создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обучения. Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.
Возрастные психологические особенности дошкольников 5 – 6 лет с нарушением интеллекта
- Мышление носит наглядно-образный характер;
- Внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
- Речь находится в стадии формирования;
- Ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.
1.2. Актуальность разработки Программы
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного воспитания и умственного развития дошкольников, имеющими интеллектуальные проблемы.
Актуальность проблемы художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребёнка, одно из приоритетных направлений деятельности ОУ.
В коррекционно – педагогической системе воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию, лепке и ручному труду. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи детей и тем, что при осуществлении деятельности можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, тестом, глиной, крупой, красками, карандашами, макаронами, бросовым материалом – это не только сенсорно–двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует появлению умственной и речевой активности. Этим определяется связь продуктивной деятельности с коррекционным обучением.
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска оптимальных методов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. Эта проблема становится более острой в связи с увеличением количества детей данной категории, и, соответственно, возникает необходимость грамотной организации по предупреждению и преодолению у них дошкольной дезадаптации, проявляющейся в трудностях включения в образовательную деятельность, в отклонении от норм поведения.
Актуальность разработки программы обусловлено тем, что в нашей стране очень много детей с нарушениями интеллекта. Этим детям крайне сложно адаптироваться к жизни в обществе. Наше современное общество еще не готово целиком принимать этих детей. Таким образом, получается, что у ребенка с нарушением интеллекта практически нет возможности самореализации. Творчество является одним из способов самореализации человека. Поэтому выявление особенностей творческих способностей и творческой деятельности детей с нарушениями интеллекта и их развитие будет не маловажным аспектом в процессе обучения и воспитания. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Умственно отсталый ребенок, несомненно, нуждается в эстетическом воспитании. Более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Именно в процессе занятий продуктивной деятельности ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, художественно - эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.
Итак, проанализировав данные о развитии детей с нарушениями интеллекта, выяснив все особенности их психического развития, можно сказать, что развитие творческих способностей у этих детей сильно запаздывает, а в некоторых случаях творческие способности не формируются вовсе. Развитие качеств и характеристик творческих способностей детей с нарушениями интеллекта имеет ряд особенностей:
1. творческая деятельность носит репродуктивный, воспроизводящий характер;
2. развитие воображения и мышления, как одних из важнейших характеристик творческих способностей, остается на более раннем уровне и не дают возможности применения творческой стороны личности в любом из видов деятельности;
3. часто дети «создают» новые образы, как им кажется, но на самом деле, эти образы являются припоминанием уже имеющихся в памяти.
1.3. Цели и задачи деятельности
Программа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цель рабочей программы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности старших дошкольников с нарушением интеллекта в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, ручной труд).
Задачи:
- формировать навыки и умения работы с разнообразным материалом (бумагой, картоном, тестом, пластилином, макаронами, салфетками, крупой, бросовым и природным материалом);
- познакомить со свойствами этих материалов;
- развивать умение подбирать цветовую гамму;
- расширять знания об использовании и художественной обработке современных материалов;
- побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью разнообразных материалов;
- способствовать развитию у детей с нарушением интеллекта воображения, творчества;
- освоить различные виды художественной деятельности;
- развивать цветовое восприятие, абстрактное мышление;
- развивать ориентировку в пространстве при создании образа предмета;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать умение работать в коллективе сверстников.
В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует у детей с нарушением интеллекта сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.
Средства реализации:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством;
- материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания;
- ознакомление детей с творчеством;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- активная педагогическая деятельность.
Методы реализации:
- метод целостного восприятия;
- метод убеждения;
- метод приучения, упражнения;
- метод побуждения к сопереживанию;
- метод проблемных ситуаций;
- методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Методы обучения:
• Словесные
• Практические
• Наглядные
• Стимулирующие
• Игровые
Формы работы:
• Индивидуальные
• Групповые
• Подгрупповые
Новизна рабочей программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник и разных материалов в процессе изготовления, необходимых для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных художественных технологий в учебных курсах. Нетрадиционные техники оказывают ценнейшее влияние на формирование мелкой моторики руки, которая в свою очередь способствует правильной координации движений при выполнении точной работы и развитию речи, необходимость проявлять наблюдательность и воображение, стимулирует развитие мышления. Использование разнообразного материала на продуктивных занятиях позволяет каждому дошкольнику с нарушением интеллекта более полно раскрыть свои чувства и способности, освободиться от стандартов и рамок, часто называемых взрослыми.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым, главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников) и детей;
- предполагает реализацию образовательного процесса в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка;
- строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья;
- обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- основывается на возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью);
При разработке рабочей программы учтены:
Принципы общей педагогики:
- Единство воспитательного и образовательного процесса.
- Научность содержания обучения.
- Учет возрастных возможностей ребенка.
- Доступность материала.
- Повторяемость материала.
- Концентричность материала.
Принципы коррекционной дошкольной педагогики:
- Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития».
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
- Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
- Принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями.
- Принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно - педагогических технологий и индивидуально - дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
- Деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения, с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
- Принцип раннего начала коррекционно - педагогического воздействия.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие» (3 год обучения)
Учебный курс «Лепка»
К концу третьего года обучения дети должны научиться:
- готовить рабочее место к выполнению лепных поделок;
- пользоваться доской для пластилина, нарукавниками, фартуками;
- соотносить изображения и постройки с реальными предметами;
- создавать по просьбе взрослого лепные поделки, выполняемые детьми в течение года, пользуясь приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания;
- лепить по предварительному замыслу;
- участвовать в выполнении коллективных лепных поделок;
- рассказывать о последовательности выполнения работы;
- давать оценку своим работам и работам сверстников.
Учебный курс «Рисование»
К концу третьего года обучения дети должны научиться:
- проявлять положительное отношение к занятиям по рисованию;
- располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, по середине), фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях;
- создавать по образцу декоративные рисунки с элементами народной росписи;
- анализировать образец создавая рисунок по образцу конструкции;
- закрашивать изображение предмета по его контуру;
- создавать рисунки со знакомыми сюжетами;
- давать оценку своим работам и работам сверстников.
Учебный курс «Ручной труд»
К концу третьего года обучения дети должны научиться:
- проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам;
- выполнять знакомые поделки из бумаги, картона и природного материала по показу, образцу, словесной инструкции;
- пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;
- пользоваться фартуками, нарукавниками, убирать рабочее место после завершения работы;
- выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, по диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей;
- доводить начатую работу до конца;
- давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников.
2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность с учетом основной образовательной программы дошкольного коррекционного образования
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого ребёнка и формирование его позитивных качеств.
С учетом образовательных потребностей умственно отсталых детей дошкольного возраста по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО) в программе выделен раздел «Формирование деятельности».
Общая характеристика раздела
Раздел «Формирование деятельности»
В данном разделе рассматривается следующий подраздел:
- формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, ручной труд).
Известно, что предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех вышеперечисленных видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у ребенка формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых у него происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности и появляются предпосылки к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.
Развитие продуктивных видов деятельности — это основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой — значимы для воспитания личностных качеств ребенка и его поведения.
Становление изобразительной деятельности начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно:
- развитие интереса к определенному виду деятельности
- формирование способов обследования предметов
- развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики
Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, ручного труда.
Изобразительная деятельность связана с занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. На занятиях изобразительной деятельностью проводится специальная работа по речевому развитию детей, что, в свою очередь, способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной и продуктивных видов деятельности ребенка и делает общественно значимыми для него предметные действия, что, в свою очередь, требует нового уровня овладения самими предметными и орудийными действиями.
В процессе выполнения трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию у детей словесной регуляции деятельности.
В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребёнка отклонений и коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.
Содержание занятий изобразительной деятельности тесно связано с задачами обучения игре, социальным развитием, тематикой занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи.
В данном подразделе программы определены требования по формированию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, рисование, ручной труд.
Содержание учебного курса «Лепка» (3 год обучения)
Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.
Задачи обучения и воспитания учебного курса «Лепка» (3 год обучения)
- Развивать умение детей выполнять лепные поделки с последующим созданием сюжетов.
- Учить детей при лепке передавать основные свойства и отношения предметов (форма-круглый, овальный; цвет-красный, жёлтый, зелёный, чёрный, коричневый; размер- большой, средний, маленький; пространственные отношения - вверху, внизу, слева, справа).
- Учить детей лепить предметы посуды (чашка, кастрюля, ваза) способом вдавливания и ленточным способом.
- Учить детей подбирать яркие тона для раскрашивания поделок из глины и теста.
- Учить детей при лепке пользоваться приёмами вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания.
- Учить детей лепить предметы по образцу, слову и замыслу.
- Воспитывать у детей оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.
Учебная нагрузка по лепке составляет 36 часов год. Длительность занятия 20-25 минут.
Содержание учебного курса «Рисование» (3 год обучения)
Данные занятия направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – орудийных действий, зрительно – двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа её решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях выкладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремлённость. Умение подчинить свою деятельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создаёт основы для становления коммуникативных навыков школьников. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций – фиксирующей, сопровождающей, регулирующей и планирующей.
Задачи обучения и воспитания учебного курса «Рисование» (3 год обучения)
- Продолжать формировать у детей положительное отношение к занятиям по рисованию.
- Создавать условия для развития самостоятельной изобразительной деятельности.
- Учить располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, по середине), фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях.
- Учить создавать по образцу декоративные рисунки с элементами народной росписи.
- Учить детей анализировать образец создавая рисунок по образцу конструкции.
- Учить детей закрашивать изображение предмета по его контуру.
- Учить ребёнка создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений или действий, фиксируя впечатления и опыт в речевых высказываниях, планируя свою деятельность.
- Продолжать воспитывать оценочное отношение детей к своим работам.
Учебная нагрузка по рисованию составляет 36 часов в год. Длительность занятия 20-25 минут.
Содержание учебного курса «Ручной труд» (3 год обучения)
Основной задачей воспитания детей на занятиях по ручному труду является воспитание у них эмоционально положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков и умений работы с бумагой, картоном, конструкторами, природными материалами.
В процессе занятий у детей развиваются восприятие, мышление, мелкая и общая моторика, внимание, память.Данные занятия направлены на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности — орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий. В процессе обучения дети усваивают систему сенсорных эталонов, у них формируются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей рук. Формируются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели продуктивной деятельности, анализ условий задачи, выделение способа ее решения, поэтапное выполнение умственных действий. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения, как целеустремленность, умение подчинить свою деятельность требованиям взрослого и ситуации занятия. Взаимодействие в коллективе сверстников создает основы для становления коммуникативных навыков дошкольников. В ходе занятий создаются условия для развития всех основных речевых функций — фиксирующей, сопровождающей, регулирующей и планирующей.
Задачи обучения и воспитания учебного курса «Ручной труд» (3 год обучения)
- Развивать у детей интерес трудовой деятельности в целом, к собственным изделиям и поделкам.
- Знакомить детей с разными материалами (бумага, картон, природные материалы) и их свойствами.
- Учить детей работать по подражанию, образцу, словесной инструкции.
- Учить использовать ножницы, клей, салфетки, тряпочки, кисточку для клея, клеёнку, пластилин при соединении частей и деталей, изготовленных из природного материала.
- Формировать умение работать аккуратно, пользоваться фартуками, нарукавниками, убирать рабочее место после завершения работы.
- Знакомить детей с приёмами работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, по диагонали, резание бумаги, накладывание, примеривание, сгибание, отгибание, намазывание, наклеивание, склеивание частей.
- Учить детей доводить начатую работу до конца.
- Формировать у детей элементы самооценки.
Учебная нагрузка по ручному труду составляет 36 часов год. Длительность занятия 20-25 минут.
2.2. Мониторинг освоения рабочей программы по учебным курсам
Мониторинг развития детей с нарушением интеллекта сложен, но крайне необходим. Чем раньше начинается целенаправленная работа с особым ребёнком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных отклонений развития.
Методика педагогического обследования ребёнка (3 года обучения) разработана Е.А. Екжановой, предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности у ребёнка с умственной недостаточностью в возрасте от 5 до 6 лет. Применяемая методика, помогает определить степень развития основных качеств деятельности, овладения приёмов работы с материалами, развития конструктивных способностей, способности наблюдать, анализировать, сравнивать.
Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности основных линий развития и видов детской деятельности (лепка, рисование, ручной труд). Основной мониторинг освоения рабочей программы в дошкольной группе осуществляется 3 раза в год. Обследование деятельности направлено на выявление актуального уровня развития ребёнка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности ребёнка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса ребёнка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих психологические новообразования и задачи обучения.
1 этап (сентябрь). Цель обследования - определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года. Делается заключение по результатам первичного психолого-педагогического обследования ребёнка.
2 этап (январь). Цель обследования - определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года. Фиксируются уровни сформированности основных линий развития на начало, в течении, на конец года.
3 этап (май). Цель — определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка.
После проведения диагностики, подсчитывается итоговый показатель по группе для ведения учета результатов освоения учебных курсов детьми за определённый период.
2.3. Организация образовательного процесса в дошкольной группе с нарушением интеллекта
(3 год обучения)
Планирование образовательной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС.
Непосредственно образовательная деятельность | ||||
Образовательная область | Учебный курс | Кол-во НОД в неделю | Кол-во НОД в месяц/год | Интеграция образовательных областей |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 1 раз в неделю | 4/36 | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие». |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка | 1 раз в неделю | 4/36 | «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие». |
Художественно-эстетическое развитие | Ручной труд | 1 раз в неделю | 4/36 | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие». |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Рабочей программы по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
в группе компенсирующей направленности для старших дошкольников с нарушением интеллекта
(III год обучения)
Образовательная область | Наименование учебных курсов | Учебные занятия (количество занятий в неделю) |
воспитатель | ||
Художественно-эстетическое развитие | Лепка | 1 |
Рисование | 1 | |
Ручной труд | 1 | |
Объем общей учебной нагрузки | 3 | 3 |
Длительность НОД не более 25 минут с элементами двигательной активности. Физминутки в течении НОД каждые 10 минут, по 2-3 минуты. Перерыв между НОД не менее 10 мин. Общее количество НОД продуктивной деятельности в неделю – 3 раза.
- Календарно-тематический план по учебному курсу «Лепка» - 36 часов
№ п/п / | Тема | Кол-во часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности воспитанников |
сентябрь 1. | Диагностика | 1 | Определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года Оценка развития умений и навыков по учебному курсу. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя |
2. | «Мячики» | 1 | Продолжать учить детей лепить предметы круглой формы по речевой инструкции (мячик) | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
3. | «Помидор» | 1 | Учить детей передавать при лепке основные внешние признаки предметов, работая по образцу. | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
4. | «Огурец» | 1 | Учить детей передавать при лепке основные внешние признаки предметов, работая по образцу и речевой инструкции. | Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
октябрь 5. | «Свёкла» | 1 | Учить детей передавать при лепке основные внешние признаки предметов, используя приём оттягивания. | Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, анализ воспринимаемых объектов |
6. | «Яблоко для ёжика» | 1 | Учить детей использовать приём вдавливания при лепке предметов круглой формы по подражанию (яблоко, яблоко для ёжика) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы |
7. | «Клубничка» | 1 | Учить детей использовать приём вытягивания при лепке предмета круглой формы по подражанию, инструкции (клубничка) | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, оценивать результаты своей деятельности: точность и аккуратность |
8. | «Тарелочка» | 1 | Учить лепить круглую форму, раскатывая комок пластилина круговыми движениями, слегка вытягивая его и прищипывая пальцами | предметно-практическая, анализ проблемных ситуаций, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
Ноябрь 9. | «Дерево с листочками» (осень) | 1 | Учить предавать форму путём скатывания столбика (дерево), слегка вытягивать кусочек и прищипывать пальцами (листочки) | предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
10. | «Блинчики» | 1 | Знакомить детей со скалкой и способами её использования по подражанию (блины) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, проговаривание практических действий |
11. | «Воробей» | 1 | Учить детей передавать при лепке, работая по образцу, основные признаки предметов- изображать птиц выделяя основные части их тела: голова, туловище, лапки, клюв, хвост. | Продуктивная деятельность, анализ собственного эмоционального состояния, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
12. | «Зайчик» | 1 | Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуры животного. | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, объяснение |
декабрь 13. | «Синичка» | 1 | Учить детей передавать при лепке, работая по образцу, основные признаки предметов - изображать птиц, выделяя основные части их тела: голова, туловище, лапки, клюв, хвост. | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность, слушание и объяснение |
14. | «Снегирь» | 1 | Учить детей передавать при лепке, работая по образцу, основные признаки предметов- изображать птиц выделяя основные части их тела: голова, туловище, лапки, клюв, хвост. | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать |
15. | «Снеговик» | 1 | Учить детей лепить по подражанию предметы из 2ух частей из солёного теста | Продуктивная деятельность, с помощью педагога понимать поставленную цель, анализ проблемной ситуации, выполнение упражнений на развитие познавательной сферы (памяти, мышления) |
16. | «Снежинка» | 1 | Учить детей лепить столбики разной величины и выкладывать на плоскость в виде «снежинки» (из пластилина) | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, оценивать результаты своей работы |
январь 17 | Промежуточная диагностика | 1 | Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года. Оценка развития умений и навыков. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя. |
18. | «Снежинка» | 1 | Учить детей лепить столбики разной величины и выкладывать на плоскость в виде «снежинки» (из солёного теста) | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
19. | «Новогодняя ёлочка» | 1 | Учить детей лепить столбики разной величины, используя приём соединения частей | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
20. | «Ёлочная игрушка» | 1 | Обучать приёмам лепки предметов шарообразной формы (ёлочные шарики) | Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
февраль 21. | «Колобок на пеньке» | 1 | Учить детей выполнять лепные поделки по замыслу, рассказывать об этапах выполнения лепной поделки (колобок на пеньке) | Продуктивная деятельность, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, анализ воспринимаемых объектов |
22. | «Медвежонок» | 1 | Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуру животного. Учить детей играть со слепленными фигурами животных при драматизации сказки Л.Толстого «Три медведя» | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы |
23. | «Испечём печенье» | 1 | Учить рассматривать отпечатки разных форм на цветном тесте по подражанию и образцу | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, оценивать результаты своей деятельности: точность и аккуратность |
24. | «Лисичка» | 1 | Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуры животного | предметно-практическая, анализ проблемных ситуаций, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
март 25. | «Заяц» | 1 | Учить детей лепить части предмета разной формы, соединяя их в одном предмете | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
26. | «Цыплёнок» | 1 | Учить детей лепить по подражанию предметы из 2-ух частей | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, проговаривание практических действий |
27. | «Солнышко» | 1 | Учить детей лепить столбики разной величины, используя приёмы соединения, сплющивания, раскатывания. Обучать приёму лепки предметов шарообразной формы | Продуктивная деятельность, анализ собственного эмоционального состояния, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
28. | «Подснежник» | 1 | Учить детей лепить части предмета разной формы | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, объяснение, слушание |
апрель 29. | «Курочка» | 1 | Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, наблюдение за демонстрациями педагога, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность, слушание и объяснение |
30. | «Ёж и гриб» | 1 | Учить детей выполнять лепные поделки по замыслу, рассказывать об этапах выполнения лепной поделки | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу |
31. | «Ваза с фруктами» | 1 | Учить детей выполнять коллективные работы | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, с помощью педагога понимать поставленную цель, планировать предстоящую практическую деятельность |
32. | «Белка с орешками» | 1 | Закреплять у детей умение использовать приёмы: раскатывания, защипывания, оттягивания, соединения частей, изображая при лепке фигуру животного | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы |
май 33. | «Рыбки» | 1 | Учить детей лепить предмет овальной формы, используя приёмы соединения, раскатывания, вдавливания и сплющивания | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, проговаривание практических действий |
34. | «Бабочка» | 1 | Учить детей лепить предметы овальной и круглой формы, используя приёмы соединения, раскатывания, вдавливания и сплющивания. Работать по речевой инструкции | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий и движений по инструкции педагога, по образцу, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы |
35. | «Радуга» | 1 | Учить детей раскатывать цветные столбики из цветного теста | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценка результата своей деятельности и сверстников |
36. | Итоговая диагностика | 1 | Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к концу учебного года. Определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя. |
- Календарно-тематический план по учебному курсу «Рисование» - 36 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности воспитанников | |
сентябрь 1. | Диагностика | 1 | Определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года Оценка развития умений и навыков по учебному курсу. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя | |
2. | «Осеннее дерево» | 1 | Продолжать учить детей и изображать в рисунке сюжет, передавая результаты своих наблюдений | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
3. | «Ветка рябины» | 1 | Учить детей рисовать с натуры красками | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
4. | «Осень золотая» | 1 | Учить детей изображать листья, применяя способ «Монотипия» | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
октябрь 5. | «Осеннее яблоко» | 1 | Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета (красный, жёлтый, зелёный) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
6. | «Фрукты в вазе» | 1 | Учить детей рисовать с натуры красками, используя способ «Торцевание» (паралон) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
7. | «Огурец» | 1 | Продолжать учить детей приёмам рисования красками | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
8. | «Гриб» | 1 | Учить детей анализировать образец рисунка, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность. Учить передавать в рисунках эпизоды знакомого художественного произведения | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
ноябрь 9. | «Зонтик» | 1 | Учить правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
10. | «Овощ – лук» | 1 | Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
11. | «Первый снег» | 1 | Учить детей рисовать ватными палочками снежинки | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
12. | «Узор на рукавичке»» | 1 | Учить правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
декабрь 13. | «Снеговик» | 1 | Продолжать учить детей приёмам рисования красками, анализировать образец | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
14. | «Ёлочка» | 1 | Учить детей создавать изображение по замыслу | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
15. | «Ёлочная игрушка» (шар) | 1 | Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета (красный, синий, зелёный) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
16. | «Украсим шапку» | 1 | Учить создавать по образцу декоративные рисунки с разными элементами народной росписи (точки и линии) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
январь 17. | Промежуточная диагностика | 1 | Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года. Оценка развития умений и навыков. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя. | |
18. | «Домик» | 1 | Учить детей передавать в рисунке сюжет, анализировать образец рисунка, ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
19. | «Кораблик» | 1 | Продолжать учить детей передавать в рисунке сюжет, располагая рисунок в соответствии с речевой инструкцией взрослого | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
20. | «Морковь» | 1 | Учить передавать в рисунке с натуры основные внешние признаки овоща | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
февраль 21. | «Виноград» | 1 | Учить передавать в рисунке с натуры основные внешние признаки фрукта, используя способ «Торцевания» | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
22. | «Грузовик» | 1 | Учить детей способу обследования предмета, предназначенного для изображения | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
23. | «Ракета» | 1 | Продолжать учить детей правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур. | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
24. | «Цветок для мамы» | 1 | Учить детей создавать изображения по замыслу, продолжать повышать самостоятельность при словесной оценке рисунка | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
март 25. | «Божья коровка» | 1 | Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
26. | «Бабочка» | 1 | Продолжать учить приёмам раскрашивания фломастерами, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
27. | «Овощ – помидор» | 1 | Учить правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур, узнавать цвет и называть его | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
28. | «Шарики» | 1 | Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета (красный, синий, зелёный) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
апрель 29. | «Цыплёнок» | 1 | Учить детей рисовать пальчиками изображение цыплёнка | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
30. | «Коврик для котёнка» | 1 | Учить создавать по образцу декоративный рисунок с элементами народной росписи, рисовать точки и линии, создавать выразительный узор на бумаге | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
31. | «Колобок катился по дорожке» | 1 | Учить детей рисовать с натуры карандашами | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
32. | «Божья коровка» | 1 | Учить детей ориентироваться на листе бумаги, проявлять самостоятельность в выборе цвета | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
май 33. | «Берёзка» | 1 | Учить детей создавать коллективные изображения | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
34. | «Барыня» | 1 | Учить детей раскрашивать силуэты людей по мотивам дымковской игрушки | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
35. | «Одуванчик» | 1 | Продолжать учить детей способу рисования пальчиком | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу | |
36. | Итоговая диагностика | 1 | Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к концу учебного года. Определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя. |
2.6. Календарно-тематический план по учебному курсу «Ручной труд» - 36 часов
№ п /п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности воспитанников |
сентябрь 1. | Диагностика | 1 | Определить уровень сформированности основных линий развития и детской деятельности на начало учебного года Оценка развития умений и навыков по учебному курсу. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя |
2. | «Узор из листьев» | 1 | Воспитывать у детей интерес к работе с бумагой и природным материалом. Знакомить с организацией рабочего места для занятий ручным трудом | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации |
3. | «Ваза с яблоком» | 1 | Знакомить детей с бумагой и её свойствами. Учить детей складывать пополам бумагу различной формы (треугольник, круг) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, проговаривание |
4. | «Гроздь рябины» | 1 | Воспитывать у детей интерес к работе с салфетными комочками. | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ воспринимаемого объекта |
октябрь 5. | «Ёжик из листьев» | 1 | Учить работать детей с природным материалом по образцу. Формировать умение работать аккуратно, пользоваться фартуком и нарукавниками | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий по инструкции педагога |
6. | «Морковь» | 1 | Знакомить детей с бумагой и её свойством – рвать. Учить детей наклеивать детали на бумажную основу | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение задания по образцу |
7. | «Зонтик» | 1 | Учить детей наклеивать части на картон. Учить детей убирать рабочее место после завершения работы | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога |
8. | «Гриб» | 1 | Учить работать детей с природным материалом по подражанию | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, искать и отбирать необходимые инструменты и материалы |
ноябрь 9. | «Воздушные шарики» | 1 | Учить детей наклеивать детали, заканчивать поделку дорисовыванием деталей. Учить детей пользоваться ножницами | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценивать результат своей деятельности |
10. | «Чашка» | 1 | Продолжаем учить детей работать с бумагой и её свойством – рвать, наклеивать детали на бумажную основу | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ воспринимаемого объекта |
11. | «Шапочка» (крупа) | 1 | Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать форму круга (маленький) полукруга (большой), используя дополнительный материал (крупу) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, проговаривание |
12. | «Рукавички» | 1 | Продолжаем учить детей работать с цвет.бумагой, аккуратно наклеивать детали, дополнить поделку орнаментом (макароны) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение упражнений на развитие познавательной сферы |
декабрь 13. | «Грузовая машина» | 1 | Учить детей выполнять поделки из картонных коробков по показу и образцу (бросовый материал) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, наблюдение за демонстрацией педагога |
14. | «Снеговик» | 1 | Продолжаем учить детей работать с крупой. | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, подбирать необходимые инструменты |
15. | «Ёлочка» | 1 | Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать форму треугольника (разные по величине) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценить результат своей работы |
16. | «Снежинка» | 1 | Учить детей наносить крупу (манку) по контуру изображения снежинки | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценить результат своей работы |
январь 17. | Промежуточная диагностика | 1 | Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к середине учебного года. Оценка развития умений и навыков. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения). Выполнение действий по инструкции воспитателя. |
18. | «Цыплёнок» | 1 | Учить детей выполнять цыплёнка из картонной коробки (бросовый материал) по показу и образцу, дополняя модель деталями из цвет.бумаги | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение действий по инструкции педагога |
19. | «Домик» | 1 | Продолжаем учить детей работать с цветной бумагой, складывать пополам бумагу разной формы (квадрат, треугольник). Продолжать учить детей пользоваться ножницами | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации |
20. | «Ракета» | 1 | Учить детей аккуратно наклеивать разные по величине части на основу | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, проговаривание |
февраль 21. | «Цветок для мамы» | 1 | Продолжать учить детей наклеивать салфетные комочки, заканчивать поделку дорисовыванием деталей | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ воспринимаемых объектов |
22. | «Улитка» | 1 | Учить детей выполнять поделку из крупы. Воспитывать умение работать аккуратно и доводить начатое дело до конца | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ работы сверстниками |
23. | «Одуванчик» | 1 | Учить детей пользоваться ножницами: надрезать бумагу серединой лезвия, аккуратно скручивать бумажную ленту | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога |
24. | «Мячик» | 1 | Учить детей аккуратно наклеивать нитки на деталь мяча | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, наблюдение за демонстрациями педагога |
март 25. | «Мимоза» | 1 | Продолжать учить детей наклеивать салфетные комочки, дополнить поделку орнаментом (дорисовыванием) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение заданий по образцу |
26. | «Бабочка» | 1 | Продолжаем учить детей работать с бумагой и её свойством – рвать, наклеивать детали на бумажную основу | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, с помощью педагога понимать поставленную цель |
27. | «Роза» | 1 | Учить детей выполнять розу из макарон. | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, планирование предстоящей практической деятельности |
28. | «Цветочная поляна» | 1 | Учить детей пользоваться ножницами: надрезать бумагу серединой лезвия, равномерно сжимая и разжимая лезвия ножниц (травка) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога |
апрель 29. | «Лягушонок» | 1 | Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать форму полукруга, аккуратно наклеивать детали | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога |
30. | «Рыбка» | 1 | Продолжаем учить детей наносить крупу на клей | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, оценивать результат своей работы |
31. | «Божья коровка» | 1 | Продолжаем учить детей наклеивать нитки на картон | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога |
32. | «Уточка» | 1 | Учить детей выполнять фигурку уточки из шишек, используя дополнительный пластилин | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога |
май 33. | «Ромашка» | 1 | Учить детей складывать пополам бумагу, вырезать форму овала и наклеивать деталь на основу | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации |
34. | «Чайник» | 1 | Продолжаем учить детей работать с цветной бумагой, аккуратно наклеивать детали, дополнить поделку орнаментом (дорисовыванием) | Продуктивная деятельность, предметно-практическая, слушание объяснения педагога, выполнение задания по словесной инструкции |
35. | «Черепаха» | 1 | Учить детей выполнять изображение из фасоли | Предметно-практическая, слушание объяснения педагога, анализ проблемной ситуации |
36. | Итоговая диагностика | 1 | Определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы к концу учебного года. Определение характера динамики, оценивание результативности коррекционно-развивающего обучения дошкольников. Подводятся результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребёнка. | Индивидуальное обследование (экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения) Выполнение действий по инструкции воспитателя. |
III. Организационный раздел
3.1. Перечень оборудования и дидактического материала
Учебный курс «Лепка»
Материалы для лепки: цветное и солёное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для раскатывания пластилина; кисти для росписи изделий из теста; набор формочек для теста различной формы (круглые, квадратные, треугольные) и разной величины (большие, маленькие, мелкие, глубокие); тряпочки для обработки изделия; печатки разной формы для украшения вылепленного изделия; стеки разной формы; салфетки из ткани; скалки разного размера; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; демонстрационный материал: наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям; открытки с изображениями росписи по дереву, русской керамики; предметы народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с городецкой росписью, хохломской росписью), открытки с их изображением.
Учебный курс «Ручной труд»
Наборы цветной бумаги разной фактуры, картон, макаронные изделия, салфетки, крупа, фасоль, бросовый материал (коробочки из-под сока) и природный материал; набор щетинных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для намазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; подносы для форм; клей для аппликации; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт, рыбы, знакомые сказочные персонажи; наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям; открытки с изображениями росписи по дереву, русской керамики; предметы народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с городецкой росписью, хохломской росписью).
Учебный курс «Рисование»
Мольберты для рисования; доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном уровне; стенд для размещения детских рисунков; индивидуальные доски для рисования мелками, фломастерами; наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; фартуки; нарукавники; подносы для выполненных поделок из теста, пластилина; наборы карандашей: волоконные разной толщины, угольные; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, акварель; кисточки круглые для рисования красками (среднего, маленького и большого размера); палитры различных форм и подставки для кистей; материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природный материал); банки или стаканы для воды; салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти после промывания; иллюстрации к литературным произведениям; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; демонстрационный материал: наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям; открытки с изображениями росписи по дереву, русской керамики, предметов быта с мотивами городецкой и хохломской росписи.
3.2. Список используемой литературы
1. Антипов, В.И. Внеклассное занятие по труду во вспомогательной школе. Кн. Для воспитателей.- М.: Просвещение, 1971.- 160с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]/А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Ось-89, 2000. – 272с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.- 136с.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]/Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 456с.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/Т.А.Власова, М.С.Певзнер. – М., Просвещение, 1973. – 220с.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] /Под ред. В. В. Воронковой. - М.: "Школа пресс", 1994. - 516с.
6. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий [Текст]/П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина//Вестник Московского университета. - Серия 14. – 1979. - №4. - С.54-63.
7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998.- 208с. Ил. – (Серия «Умелые руки»).
8. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Художник Долбишева А.Ю. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – (Умелые руки).
9. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения [Текст]/Под ред. Т.А.Власовой, В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - С.45-43.
10. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях [Текст]/Е.а.Екжанова, О.А.Фроликова. – СПб.: КАРО, 2007. – 272с.
11. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]/Т.С.Жидкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192с.
12. Закржевская Е.Д. 110 поделок из пуговиц / Е.Д.Закржевская, С.В.Марсаль. – Издание 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.- 124с., ил. – (Мир вашего ребенка).
13. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина./ Обложка художника Н.Обедковой.- Спб.: ЗАО «Валери Спб», 1997 – 160с. С илл. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
14. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок [Текст]/А.Р.Лурия. – М., Просвещение, 1969. – 194с.
15. Мирский С.Л. Сравнение способов ориентировки умственно отсталых школьников в трудовом задании [Текст]/С.Л.Мирский//Специальная школа. - 1967. - Вып. 4. - С.80-84.
16. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда [Текст]/С.Л.Мирский. - М., 1992. - 127с.
17. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]/С.Я.Рубинштейн. – М., Просвещение, 1979. – 322с.
18. Формирование навыков учебно – практической деятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями [Текст ]: методические рекомендации для педагогов коррекционной школы / Под ред. Н.Э.Логиновой.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009.- 74 с.- 150 экз.
19. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.- 192с., ил. – (Серия «Вместе учимся мастерить»).
20. Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов /Художник Соколов Г.В.- Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2002.- 160с. Ил.- (Умелые руки).
21. Худенко ЕД. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей.- М.:АРКТИ, 2005.- 312с. (Метод.биб-ка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...
Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данный материал раскрывает методы, формы и приёмы работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...
"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
"Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения через ознакомление с мимикой, жестами, пантомимой". Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...
Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...
Консультации родителей по теме: « Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....