конспект учебного занятия "Принципы жанра интервью"
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Разбираем такие понятния как:
- Что такое интевью?
- Типы интервью
- Участники интервью
- Этапы подготовки к интервью
- Вопросы для интервью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_printsipy_zhanra_intervyu.docx | 49.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»
_____________________________________________________________________________________
Конспект учебного занятия
на тему:
«Принципы жанра «Интервью»
провела педагог дополнительного образования
Зелянина Мария Александровна
Объединение «Медиацентр «Бумажный самолётик»
МОУ «СОШ №2» г. Всеволожска
Возраст обучающихся – 13-16 лет.
Год обучения: 1 год
На базе МОУ «СОШ №2» г. Всеволожска
27 сентября 2023 г.
- Педагог:
Зелянина Мария Александровна
- Наименование творческого объединения:
Медиацентр «Бумажный самолётик» МОУ «СОШ №2» г. Всеволожска
- Состав учебной группы:
Количество детей – 13
Мальчиков – 4, девочек – 9
Возраст: 13-17 лет
- Тема учебного занятия:
«Принципы жанра «Интервью»
- Место занятия в дополнительной образовательной программе:
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный журналист», раздел «Основы журналистики и риторики», 1 год обучения
- Степень сложности занятия: средняя
- Цель занятия:
Формирование представления о новом жанре публицистики «интервью» для дальнейшего использования в работе.
- Задачи:
Обучающие:
определить понятие «интервью» как жанр публицистики;
познакомить с классификацией интервью;
познакомить с правилами ведения интервью.
Развивающие:
развивать речь учащихся;
развивать умение составлять вопросы;
развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.
- Форма учебного занятия:
Комбинированное занятие
- Формы организации работы:
Групповая, подгрупповая
- Структура учебного занятия:
№ | Основные структурные части занятия | Время |
I. | Вводная, организационная часть:
| 1 мин. |
II. | Основная часть:
| 42 мин. Из них: 7 мин. 25 мин. 10 мин. |
III. | Заключительная часть:
| 2 мин. 1 мин. 1 мин. |
- Планируемый результат занятия:
Обучающиеся составят перечень вопросов для интервью со сказочным героем: Колобком, Красной Шапочкой.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично - поисковый.
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие;
- обучение в сотрудничестве.
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный класс;
- учебное оборудование: магнитная доска, магниты;
- учебное пособие: проектор, видеоролик;
- учебное пособие: мультимедийная презентация;
- ТСО: компьютер;
- мебель: парты, стулья.
Литература
- Криницын, Е. Как брать интервью. 8 мастер–классов от лучших журналистов России / Е. Криницын. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 164 c.
- Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект–Пресс, 2012. – 320 c.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Вводная, организационная часть (1 минута)
Вступительное слово педагога.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Я надеюсь, что вы будете очень внимательны и активны.
Напоминаю вам о технике безопасности на уроке: не допускается производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих; без разрешения педагога выходить из класса и школы; пользоваться во время урока сотовыми телефонами.
А теперь за работу!
- Основная часть (42 минуты)
Введение нового образовательного материала.
Определение предмета ситуации (актуализация проблемы)
Педагог предлагает просмотреть видеоролик. Демонстрируется сюжет, где разговор ведут два человека: интервьюер и ветеран ВОВ, который рассказывает о своей жизни. Все вопросы интервьюера объединены одной темой: они о жизни ветерана.
Педагог:
- Кто и с кем ведёт разговор? О чём беседа? Вопросы объединены одной темой или нет? Кто знает, как называется эта беседа? Эта беседа называется интервью.
- Как вы думаете, о чём пойдёт у нас речь на сегодняшнем занятии? Какова тема нашего занятия?
Объявление темы и цели занятия
Педагог:
- Тема нашего занятия «Интервью».
Представьте, что вы находитесь в редакции известной телевизионной передачи. Вы будете принимать участие в создании нового выпуска, и главный редактор даёт вам уникальное задание: необходимо взять интервью у одного из героев ток-шоу. Думаю, с этим заданием легко справиться. Итак, берём блокнот, ручку, диктофон и отправляемся по нужному адресу брать интервью.
- Задание понятно? А куда мы отправимся? Мы уже решили, о чём будем его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть?
Наверное, чтобы не испытывать таких вот затруднений, надо знать правила ведения интервью.
- На этом занятии мы познакомимся с этим жанром публицистики - интервью, рассмотрим классификацию интервью, узнаём правила его ведения.
На практике мы закрепим полученные знания.
Беседа с элементами практики.
Педагог:
Ребята, так что же такое интервью? Ваше мнение (высказывания учеников).
Итак, интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.
Интервью - это совместное творчество журналиста, именно так мы сегодня будем называть человека, который берёт интервью и человека, дающего информацию, то есть собеседника. Им может быть политический, общественный деятель, учёный, руководитель, писатель, артист или какой-нибудь другой человек.
Педагог:
Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, иногда берутся у прохожих.
Задачи:
сообщить об очередных политических, производственных, социальных или иных задачах;
рассказать о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта;
информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;
разъяснить (прокомментировать) тот или иной факт;
выяснить мнение компетентного лица по какому-либо вопросу (серии вопросов).
- Ребята, выделите главные слова в каждой задаче. Это глаголы сообщить, рассказать, информировать, разъяснить, выяснить.
Педагог:
Давайте рассмотрим, какие же бывают интервью, как они классифицируются.
Существуют следующие виды интервью:
- Протокольное интервью; его цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.
- Информационное интервью; его цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями. Оно не требует глубокого анализа проблем, причин явлений, вскрытия противоречий и т.п. Главная его задача – выявление, проверка, уточнение фактов.
- Проблемное интервью нацелено на обсуждение проблемы, выявление мнений собеседника о способах её решения.
- Личностное интервью (интервью-портрет); его цель – изучение характера, взглядов собеседника, т.е. раскрытие личности.
Различают также и такие формы интервью как прямая линия, круглый стол, пресс- конференция.
Физкультурная пауза
Педагог:
- Вот вы и познакомились с этим очень интересным жанром. Оказывается, он не так уж и прост.
Теперь, ребята, вы можете со знанием дела ответить на некоторые мои вопросы:
Кто обязательно должен участвовать в интервью?
(Ответ: журналист, который задаёт вопросы, и человек, который на них отвечает).
Кто может быть собеседником журналиста?
(Ответ: представители любой профессии, известные личности).
Как вы думаете, что будет входить в содержание интервью?
(Ответ: Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью).
Поиск решения.
- Давайте подумаем над тем, что нужно сделать, чтобы интервью оказалось успешным?
(Обсуждение шагов вместе с обучающимися)
- Определение цели. От этого зависит качество и популярность интервью.
- Почему вы хотите взять интервью у этого человека?
- Чем он может быть интересен читателям?
- Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?
- Какие результаты планируете получить после публикации интервью?
- Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о герое интервью, чтобы не допустить ошибку в вопросах и расположить его к себе.
- Договорённость о встрече. Место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время. Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта - создание благоприятной атмосферы для разговора. Первым делом надо назвать себя и представляемую организацию.
- Вопросник составляется заранее. Помните, что у любого интервью должна быть тема, вопросы должны соответствовать этой теме. Вопросы выстраиваются в определённом, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас.
Педагог:
- Некоторые тонкости в составлении вопросника для интервью:
- Хорошее общее знание предмета обсуждения.
- Формулирование вопросов таким образом, чтобы исключить возможность уклонения от ответа. Вопросы также должны быть такими, чтобы на них невозможно было ответить односложно (ДА или НЕТ).
- Первый вопрос должен сразу втянуть партнёра в беседу. Допускается, что в некоторых случаях можно не встречаться с героем лично, а передать ему аккуратно оформленный вопросник. Через некоторое время забрать ответы.
- Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точку зрения.
- Во избежание ошибок в написании, не стесняйтесь переспрашивать, уточнять такими фразами: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»
- Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий, других материалов.
- Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника.
- Не забудьте поблагодарить за беседу, подчёркивая, что она была важна для исследования и что сведения, которые были записаны, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.
- Завизировать текст у героя, собеседника.
Педагог:
Вот мы с вами вместе и составили памятку написания интервью.
Также в этой памятке отображена структура интервью.
Всем ученикам раздаются карточки с Памяткой (приложение 1).
Закрепление новых знаний.
Практика, творческое задание (работа в 3 малых группах)
Составить вопросник для интервью со сказочным героем: Колобок, Красная Шапочка, Курочка Ряба (с применением памятки).
Презентация вопросников (обязательное участие всех воспитанников)
- Заключительная часть (2 минуты)
Ответы на вопросы по теме занятия.
Назовите тему сегодняшнего занятия.
Чему научились сегодня на занятии?
Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрёл…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
- Заключительное слово педагога
Педагог: Ребята, сегодня вы достойно продемонстрировали свои навыки и умения, справились с целью нашего занятия и потренировались работать в жанре интервью. Желаю вам дальнейших творческих успехов! До встречи на следующем занятии!
Приложение 1
Памятка
юного журналиста
о работе в жанре «Интервью»
- Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
Наметьте тему беседы. - Составьте вопросник в соответствии с темой, тщательно продумайте последовательность вопросов. Не забудьте просмотреть информацию о герое интервью, чтобы не допустить ошибку в вопросах и расположить его к себе.
- Свяжитесь с собеседником, определитесь со временем и местом встречи. Не забудьте назвать себя и представляемую организацию. Помните, что вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта - создание благоприятной атмосферы для разговора.
- Проведите беседу, запишите её основное содержание.
- Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.
- Напишите вступление и заключительную часть.
- Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите
добавления, изменения. - Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова «благодарю», «до свидания», «здравствуйте».
- Аккуратно перепишите работу. Завизируйте ваше интервью у героя.
Структура интервью
Вступление. Журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.
Основная часть. Беседа. В основной части интервью нужно определить тему (или темы), на которые вы будете беседовать, задавать спланированные вопросы.
Заключение, слова благодарности, пожелания. В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, благодарит за интервью, высказывает добрые пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Газетные жанры. Интервью."
Методическая разработка учебного занятия творческого объединения юных журналистов по теме "Газетные жанры. Интервью." Показана работа в группах над интервью, ролевая игра, составление синквейнов и кла...
Развитие речи. Сочинение в жанре интервью.
Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....
Развитие речи. Сочинение в жанре интервью. 8 класс.
Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....
Учебное занятие "Виды интервью"
Учебное занятие по курсу дополнительного образования детей "Юный корреспондент". Входит в раздел "Газетные жанры", первый год обучения....
Методическая разработка учебного занятия по теме «Газетные жанры. Интервью»
Методическая разработка открытого занятия в творческом объединении "Основы журналистики"...
Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж.
В данной статье авто старалась дать описание работы на уроках развития речи по написанию интервью и репортаж....
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...