Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж.
статья по русскому языку (8 класс) на тему
В данной статье авто старалась дать описание работы на уроках развития речи по написанию интервью и репортаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochineniya_netraditsionnyh_zhanrov.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж.
Средства массовой информации вовлекают зрителя, слушателя, читателя в процессы восприятия и оценивания речевых произведений различных жанров: рассуждений на дискуссионные темы, рассказов о случаях из жизни автора, очерков, репортажей, интервью. К сожалению, словесники не имеют возможностей обстоятельно познакомить обучающихся с особенностями публицистического стиля во всем его жанровом разнообразии, композиционной и языковой специфике, поскольку школьная программа отводит этому стилю весьма скромное место.
Предлагаемые методические материалы имеют целью восполнить данный пробел и дать учителю конкретный дидактический материал для проведения уроков развития речи.
Интервью.
Первый этап работы – знакомство со спецификой жанра.
Интервью – жанр публицистического стиля. Изложение фактов ведется от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Содержание интервью окружающим. Содержание интервью составляют ответы собеседника на вопросы журналиста – интервьюера.
Второй этап – работа с текстом.
Задание: прослушать юмористический рассказ А.П.Чехова «Моя беседа с Эдисоном. ( От нашего собственного корреспондента)» и ответить на вопросы: удалось ли интервью корреспонденту? Почему? С каким мнением друг о друге расстались собеседники?
Текст сначала выразительно читает учитель, затем его получают все ученики.
Моя беседа с Эдисоном.
Я был у Томаса Эдисона. Это очень милый, приличный малый. Все комнаты его завалены телефонами, микрофонами, фотофонамии прочими «фонами».
-Я русский! – отрекомендовался я Эдисону. – Много наслышан о ваших талантах. Хотя наши изобретения и не вошли ещё в программу наших средне – учебных заведений, но, тем не менее, ваше имя часто упоминается в газетных «смесях».
-Очень рад, но предупреждаю вас, что дать вам денег взаймы, ей – богу, не могу!
- Я и не прошу! – сконфузился я от такого неожиданного афронта.
- Вы извините, но я читал и слышал, что брать у всех взаймы – национальная особенность русских.
- Помилуйте, что вы!
Посидели, поболтали.
- Ну, что изобрели хорошенького? – спросил я. – Чай, чертову пропасть наизобретали всякой всячины! Например, это что за висюлька?
- Это гастрономофон… Вы ставите перед этим отверстием раскаленный уголь… закручиваете этот винтик, придавливаете эхту штучку, отмыкаете ток и за сто, двести миль отсюда получаете отражение угля в увеличенном виде. На отражении вы можете варить все, что вам угодно…
- А что это за мантифолия?
- Это пластинка для расследования мыслей. Стоит только приложить ее ко лбу испытуемого, пустить ток – тайны разоблачены…
0 Ааа… Впрочем, у нас это проще делается. Залезешь в письменный стол, распечатаешь письмо, раз, два, три и – все, как на ладони! У нас бишопизм в сильном ходу!
И таким образом я осмотрел все новые изобретения. Мои похвалы так понравились Эдисону, что, прощаясь со мной, он не вытерпел и сказал?
- Ну, так и быть уж, бог с вами! Нате вам взаймы!
Анализ текста начинается с ответа на вопросы: «Почему и над кем мы смеемся, читая рассказ? Какие ошибки допустил журналист?»
1 Он плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений можно почерпнуть в энциклопедии; например:
Эдисон Томас Алва (1847-1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведения звуков (фонограф). Усовершенствовал электронную лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники.
Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично- снисходительном тоне беседы.
2. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения « не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но… имя часто упоминается в газетных «смесях», где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.
3. Если таковы специальные корреспонденты, то каково же «лицо» печатного органа? Каким вы представляете себе?
4. Что можно сказать о чертах характера журналиста, обнаружившихся во время беседы, о его поведении? (Бесцеремонность, развязность, невежество, нравственная неразборчивость – чтение чужих писем).
5. Пренебрежительное отношение корреспондента вызывает у Эдисона ответную реакцию: он откровенно иронизирует, даже издевается над невежеством собеседника, рассказывая о фантастических изобретениях на доступном журналисту языке: винтик, штучка…
Третий этап – составление советов начинающему журналисту.
Перед интервью:
- Четко сформулируй для себя: почету ты заинтересовался именно этим человеком?
- Что ты о нем знаешь?
- О чем его нужно и можно спросить? О чем нельзя?
- Каким временем для беседы он располагает?
- Как лучше сформулировать вопросы? Сколько их может быть? Не многословны ли они?
- Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы.
Во время интервью:
- Каково настроение собеседника? Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора?
- Скорректируй вопросы, исходя из данной речевой ситуации.
- Соотнеси отведенное время и объем получаемой информации.
После интервью:
- Воспроизведи ход интервью и продумай, что должно быть опубликовано, а что должно остаться «за кадром».
- Обрати внимание на собственную позицию: не «давишь» ли ты на собеседника? Не находишься ли ты на первом месте?
- Познакомь собеседника с предполагаемым для публикации вариантом и учти его рекомендации при подготовке окончательного варианта.
Заключительный этап урока – выполнение вариативных творческих заданий.
- Представь себе, что редакция солидного издания поручила вам взять интервью у Томаса Эдисона. С чего вы начнете подготовительную работу? Составьте план своих действий. Сформулируйте вопросы, которые может задать сотрудник уважаемого издания всемирно известному ученому Эдисону (избегайте журналистских штампов). Спрогнозируйте предполагаемые ответы.
- Посему А.П.Чехов избрал прием нарочитого столкновения всемирно известного ученого и заурядного сотрудника не самого популярного издания? Пофантазируйте: что будет напечатано в газете о состоявшемся интервью? Что напишет Эдисон в своем дневнике об этой встрече?
- Вы получили редакционное задание: взять интервью у известного всем человека для рубрики «Кто есть кто». О ком вы будете писать? Почему? Продумайте и опишите ход вашей встречи, свои вопросы.
- Если вы любите смотреть телепередачи и слушать радио, обратите внимание: часто ли журналисты обращаются к жанру интервью? Почему? Интересны ли получаются результаты? Определите достоинства и недостатки какой-нибудь передачи-интервью, объясните их причины. Кого из мастеров интервью вы знаете? Почему их работа привлекает всеобщее внимание? Напишите этюд о таком профессионале.
РЕПОРТАЖ.
Работа также начинается с выяснения специфики жанра.
Репортаж – жанр публицистического стиля. Рассказ очевидца, свидетеля или участника события с целью воссоздания происшедшего детального или в общих чертах, чтобы читатель или слушатель наглядно представил себе всю картину.
Основные приметы жанра:
- Изложение ведется от первого лица.
- «открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность.
- Докуметализм, объективная точность.
- Эскизность речи.
- Проявление индивидуальной, авторской манеры письма.
Следующий этап – знакомство с текстом М.А.Булгакова.
У Антона Павловича Чехова.
В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием. Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: «А.П.Чехов».
Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это – Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…
В столовой стол, накрытый белой скатертью, мягкий диван, пианино. Портреты Чехова. Их два. На одном – он девяностых годов, - живой, со смешливыми глазами. «Таким приехал сюда». На другом – в сети морщин. Картина – печальная женщина, и рука ее не кончена. Рисовал брат Чехова.
- Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актеры приезжали к нему репетировать.
ВУ кабинете у Чехова много фотографий. ,Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржквская и др.
Какое-то расписное деревянное блюдо, купленное Чеховым на ярмарке на Украине. Блюдо, за которое над Чеховым все домашние смеялись, - вещь никому не нужная.
С карточки на стене глядит один из братьев Чехова, задумчиво возвел взор к небу. Подпись: «И у журавлей, поди, бывают семейные неприятности… Кра…»
Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет. В нише, за письменным столом, белоснежный диван, над диваном картина Левитана. Зелень и речка – русская природа, густое масло. Грусть и тишина.
И сам Левитан рядом.
При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши перья, докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 г., и в мае он уехал за границу умирать.
- В особенности донимали Антона Павловича начинающие писатели. Приедет, читает, а потом спрашивает: «Ну, как вы находите, Антон Павлович?»
А тот был очень деликатный, совестился сказать, что – ерунда. Язык у него не поворачивался. И всем говорил:»Да ничего, хорошо… Работайте!» Не то что Шаляпин, тот прямо так и бухал каждому:»Никакого у вас голоса нет, и артистом вы быть не можете!»
В спальне на столике порошок фенацетина – не успел его принять Чехов, - и его рукой написано «phena!”…- и слово оборвано.
Здесь свечи под зеленым колпаком, и стоит толстый красный шкаф – мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо «наш многоуважаемый шкаф», а потом он стал «многоуважаемый» в «Вишневом саду».
Главная цель анализа текста Булгакова – установление его жанровой принадлежности.
Вопросы и задания:
- Озаглавьте текст( текст без названия у учеников). Сравните свой вариант с авторским. Какое заглавие точнее, уместнее?
- Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?
- Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы.
Обратившись к определению репортажа, ученики с помощью учителя отметят следующее.
1) Изложение ведется от лица человека, посетившего дом-музей Чехова, т.е.очевидца.
2) «Открытое» присутствие автора выражается в том, что мы воспринимаем описываемое и происходящее его глазами, понимаем и разделяем его чувства и настроение:»как странно здесь», «грусть и тишина», «мягкий и странный» свет в комнате. Живость и эмоциональность, яркая оценочность передаются образными языковыми, метафорами: кривые узенькие улички, взирающиеся в самое небо; белые скучные дачи; беловатая ограда; дом с мезонином – как напоминание названия рассказа хозяина дома; смешливые глаза; белоснежный диван… Широкое употребление лексики и синтаксиса живой разговорной речи: бухал, карточка, совестился, ерунда, донимали, буйно и др.; неполные предложения: Их два; На другом – в сети морщин. Предложения с инверсией: Художественного театра актеры приезжали к нему репетировать. Введение прямой речи, «живых говорящих» деталей: незаконченная рука на картине; прикрытые кисеей фотографии; расписное деревянное блюдо – вещь никому не нужная; скупой немецкий порядок…
3) Документализм, объективная точность – в описании местоположения дома Чехова, интерьера, порядка на письменном столе, поименном названии гостей.
4) Эскизность речи – нет достаточно полной и развернутой характеристики объектов внимания; она сводится к обозначению самого заметного, бросающегося в глаза, видного с первого взгляда. Часто автор ограничивается только названием предметов: Зелень и речка – русская природа, густое масло; лиц: Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская… И сам Левитан рядом.
5) Индивидуальная манера репортера выражается крайне скупыми средствами, лишь в редких случаях он позволяет себе яркую характеристику: один из братьев Чехова «задумчиво возвел взор к небу»; «толстый красный шкаф»; цветные стекла в трехстворчатом окне. Интонация повествования ровна, даже монотонна. Прямых оценок нет. Любовь к Чехову высказана в том, что Булгаков постоянно ощущает живое присутствие Чехова и его современников: в оставленных как будто минуту назад доме, предметах в нем, в записях…
Заключительный этап работы – написание близкого к тексту изложения по данному произведению или написание репортажа о посещении другого муз ( по выбору).
Как показала практика, предлагаемые методические и историко – культурные материалы вызывают повышенный интерес у школьников, приучают их сознательно и критически относиться к публицистической речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Газетные жанры. Интервью."
Методическая разработка учебного занятия творческого объединения юных журналистов по теме "Газетные жанры. Интервью." Показана работа в группах над интервью, ролевая игра, составление синквейнов и кла...
Презентация к элективному курсу "Нетрадиционные жанры сочинения"
Презентация знакомит с нетрадиционными жанрами сочинения и методами работы над этими жанрами...
Развитие речи. Сочинение в жанре интервью.
Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....
Развитие речи. Сочинение в жанре интервью. 8 класс.
Данный урок разработан мной для конкурса "Учитель года 2015"....
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
В статье представлено несколько разновидностей нетрадиционных жанров школьных сочинений по литературе, разработанных с учетом актуальной для современных учащихся среды виртуального общения. Кратко ана...
«Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров».
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Обучение написаний сочинений нетрадиционных жанров». Цель курса:-расширение и...
Факультатив "Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров"
Обучение написанию сочинений нетрадиционных жанров...