Нетрадиционные формы и методы проведения занятий в объединении художественной направленности (декоративно-прикладное творчество)
статья

Бузина Татьяна Васильевна

В статье описаны нетрадиционные формы организации и проведения занятий в дополнительном образовании по декоративно-прикладной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы и методы проведения занятий

в объединении художественной направленности

 (декоративно-прикладное творчество)

        Дополнительное образование занимает важное место в жизни ребёнка, так как именно здесь происходит его осознанный выбор чем пойти заниматься в свободное от учёбы время.  Дополнительное образование отличается от основного тем, что призвано решать вопросы воспитания и развития личности ребёнка.  Дополнительное образование в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Образовательный процесс в дополнительном образовании основан на реальных потребностях общества (детей, родителей),  имеет ярко выраженный развивающий характер, обязательно учитывает региональные и национальные традиции. Обладает множеством форм и типов учебных занятий, которые способствуют выявлению природных способностей и интересов детей.

        Дополнительные образовательные программы художественной направленности составляют порядка шестидесяти процентов от всех программ, реализуемых в системе дополнительного образования. Они в большинстве своём ориентированы на развитие общей культуры и художественных способностей обучающихся, носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, формируют универсальные способности детей, важные для любых сфер деятельности.

        Ежегодно в системе дополнительного образования происходит обновление содержания творческой деятельности во избежание потери ранее заинтересованных обучающихся.  Необходимую работу проводит педагог дополнительного образования, ориентируясь на возраст своих детей. Но прежде всего, при организации занятий по декоративно-прикладному творчеству необходимо создать эмоционально позитивную атмосферу, для плодотворного творчества детей.  В первую очередь, необходимо подготовить кабинет для занятий. Он может напоминать мастерскую: столы с инструментами и материалами разложены в определённом порядке, коробки с материалами красиво задекорированы (винтаж, современный стиль должны грамотно сочетаться), полки наполнены работами детей и педагога (поделки, картины, панно). Максимально часто (не реже одного раза в месяц) экспозиция либо меняется полностью, либо меняются экспонаты местами. Такая маленькая хитрость даёт возможность изменения интерьера, что очень привлекает обучающихся. Всё это визуально привлекает ребят, создаётся приятная, доброжелательная обстановка, которая располагает к созиданию и творению.

        На занятиях дети могут изучать разные техники декоративно-прикладного искусства, использовать различные материалы и знакомиться с декоративно-прикладным искусством других стран, что помогает увидеть черты неповторимого своеобразия. Создавая на своих занятиях атмосферу сотворчества, содружества, соавторства, вы позволяете детям проявить свои организаторские, коммуникативные способности в решении творческих задач.  На таких  занятиях ребята учатся предлагать свои творческие решения, а так же отстаивать свою точку зрения. Все эти методы необходимо использовать непосредственно перед началом занятий по декоративно-прикладному творчеству.

        Чтобы привлечь детей к творчеству, необходимо в первую очередь понимать и учитывать их психологические и возрастные особенности. Ребёнок в течение детского и подросткового возраста очень восприимчив к любой творческой деятельности, однако форма её организации несомненно влияет на качество предоставляемой информации и конечного результата обучения.

        Психологи определяют младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для развития художественно-творческих способностей. Младший школьный возраст, это возраст когда ребенок максимально готов к новым знаниям, открытиям. Это время когда он может пробовать, ошибаться и пробовать снова. Самые подходящие формы работы в этом возрасте - игровые. Например, начало занятия- игры проходит со встречи с каким-либо героем, занятие начинает не педагог, а какой либо персонаж, занятие начинается необычной музыкой, под которую происходит некое "волшебство". Младшие школьники легко вовлекаются в игру и с интересом и огромной мотивацией выполняют задания. Так же очень популярными являются занятия - сказочные путешествия, занятия - сюрпризы, занятия -театрализации, занятия - взаимообучения, занятие - ярмарка, занятие - встреча.

        На занятиях с детьми младшего школьного возраста целесообразно использовать такие нетрадиционные методы работы как: активные методы обучения - презентации, игровые методы. Например, на начало занятия: методы  "Мой цветок", "Галерея портретов", "Поздоровайся локтями", "Поздоровайся глазами", "Измерим друг друга" , "Летающие имена". А так же: сюжетно - ролевая игра, метод проектов, мини-исследование.

        Определяющим фактором развития личности подростка и является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение хороших отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Процесс обучения подростков заметно осложняется тем, что учащиеся данной возрастной группы отказываются действовать по заранее определенному шаблону, придерживаться намеченного алгоритма. Здесь необходим поиск нестандартного решения задачи, методом проблемного обучения. Как известно, подростки стремятся к самовыражению, поэтому очень важно направить их деятельность в нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс,  нетрадиционными формами занятий, а именно: мастер - класс,  занятие - посиделки, занятие - виртуальная экскурсия, занятие - диалог, занятие - круглый стол, занятие - ярмарка, занятие - взаимообучение, защита проектов, занятие - презентация, занятия - соревнования, занятия - конкурсы, КТД, тематические занятия. Методы обучения: "Мозговой штурм", "Кейс метод", "Метод проектов", метод рефлексии, метод проблемного обучения, метод развивающего обучения, метод сторителлинга.

        В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью является так называемая учебно-профессиональная деятельность, учение как подготовка к будущей профессии, к трудовой деятельности. Важнейшим компонентом к обучению декоративным творчеством является мотивация.  Мотивация на личностные изменения, повышение статуса среди сверстников, мотивация на свои потребности, влечения, идеалы. Мотивация – это не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать и стимулировать на занятиях. Поэтому для детей старшего школьного возраста мотивацией к обучению будут такие формы организации занятий как: занятие - проблемная лекция, занятие - дискуссия, занятие - консультация, занятие - встреча (с интересными людьми), занятие - ярмарка, занятие - мастерская, занятие - мастер-класс, занятие - творческий отчёт, занятие - выставка, занятие - деловая игра. Методы обучения: "Мозговой штурм", "Метод проектов", метод проблемного обучения, практический метод обучения, метод сторителлинга.

        Разрабатывая план нетрадиционного занятия в дополнительном образовании, следует помнить, что такие занятия всегда повышают активность детей, это всегда эмоциональный всплеск, возможность проявить себя в каком - либо виде творческой деятельности. При выборе формы нетрадиционного занятия педагогу необходимо учитывать особенности характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных детей. Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания.

        Не стоит слишком часто прибегать к таким формам проведения занятий в избежание потери устойчивого интереса к обучению. Это можно делать, например, раз в месяц или после изучения определённого раздела программы, так же в качестве итогового или обобщающего занятия по теме.

Литература

1.Методы, приемы, формы и средства организации деятельности учащихся в системе дополнительного образования: в помощь методисту дополнительного образования. – Симферополь: ГБОУ ДО Республики Крым «Малая академия наук «Искатель» - 2019. – С.2- 5 // URL: crimea-man.ru

2.Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 9 (66) 2023 г

Активные методы обучения(сборник) Составитель Лбова Любовь, 2018 г.

Янковская, Е. А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства / Е. А. Янковская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2019/ (дата обращения: 15.09.2023).

3.https://e-koncept.ru/2017/771063.htm

4. Пяткова Ольга Борисовна Метод сторителлинга в обучении // Школьные технологии. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-storitellinga-v-obuchenii



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Декоративно-прикладное мастерство»

Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образов...

Статья по теме "Использование нетрадиционных форм и методов проведения уроков по ОБЖ"

В данной статье изложены вопросы по проведению занятий по основам безопасности жизнедеятельности с использованием нетрадиционных форм и методов...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом «Разноцветная сказка»

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программехудожественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом ...

Презинтация на тему: "Нетрадиционные формы и методы проведения уроков ИЗО в 7 классе"

Презинтация на тему: "Нетрадиционные формы и методы проведения уроков ИЗО в 7 классе"...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"30244884","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3241","width":"2294"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"302...