Статья по теме "Использование нетрадиционных форм и методов проведения уроков по ОБЖ"
статья по обж

Юсупов Райнур Рустамович

В данной статье изложены вопросы по проведению занятий по основам безопасности жизнедеятельности с использованием нетрадиционных форм и методов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_provedeniyu_zanyatiya_obzh.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных форм и методов

проведения уроков по ОБЖ

 

Безопасность жизнедеятельности - понятие хорошо знакомое учащимся. Значимость и необходимость занятий понимают все, но отношение к урокам школьниками, активизация познавательной деятельности и в целом мотивация остаются достаточно проблемными вопросами в наше время.

Как заинтересовать детей? Данный вопрос, как всегда, остается актуальным, особенно в нашем современном мире.

Одним из способов решения данного вопроса, это - путь к активизации познавательной деятельности, развитие интереса к учебному занятию и, как следствие, повышение мотивации. Как правило — это построение такого обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития личности, т. е. необходимо ориентироваться не на имеющийся сегодня уровень развития, а на несколько более высокий, которого школьник может достичь под руководством и с помощью преподавателя.

Качество подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом определяется формами и методами преподавания курса.

Главной целью является возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный (нетрадиционный) урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения направлен на придание учебно-воспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождение его от штампов, заорганизованности.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Основными распространенными формами нетрадиционных уроков являются:

- урок - «презентация»,

- урок-конференция;

- интегрированный урок (межпредметный),

- урок - самостоятельного поиска знаний;

- урок-лекция и другие формы.

Поэтому, нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия.

К нетрадиционным урокам, как правило можно отнести большое разнообразие уроков, основанных на совместной деятельности учителя и учащегося, на совместном поиске. На эксперименте по обработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

К ним относятся:

1. Урок - конференция.

За месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений - познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся, в классе не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Учитель регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы.

Конференции можно проводить по темам: «Статус военнослужащих», «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки».

2. Урок-лекция.

В ходе урока, помня о том, что подавляющее большинство учеников в состоянии сосредоточенно слушать не более 5-7 минут, необходимо решить задачу активизации мыслительной деятельности, познавательной и практической деятельности на уроке. С этой целью можно использовать следующие приемы:

- Выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки.

- Учитель обещает в ходе лекции допустить 6-8 существенных ошибок, и те из учащихся, кто их обнаружит, будут оценены.

- Каждые 10 минут в ходе лекции ученикам даются краткие устные или письменные экспресс-задания.

- Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тесты.

- Учитель оставляет в конце лекции две-три минуты, объявив об этом заранее, и проводит тестирование по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.

3.  Урок самостоятельного поиска знаний.

- Ученикам дается задание искать что-либо в интернете, на улицах города, в лесу, в квартире - нужно найти правильный вариант решения.

Скажем, дается задание: «Опишите городские шумы и дайте им социально-экономическое толкование (поиск, творчество)».

- чрезвычайные ситуации, возникшие в стране (конкретный случай), изучите ее и предложите варианты решений.

Например:

• Растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.

Во всех случаях мы рассматриваем варианты не только поиска знаний, но и их активного применения.

Нестандартный или нетрадиционный урок несет в себе элементы нового и рассчитан на совместную взаимообогащающую работу преподавателя и учащихся.

Его отличают:

- обязательное создание «творческой группы» из учащихся, готовящих урок, помогающих преподавателю;

- использование в том числе внепрограммного материала;

- организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся;

- обязательное планирование нетрадиционного урока заранее;

- привлечение для организации урока людей других профессий;

- создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха;

- обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности и период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;

- спецификой является и то, что творчество учащихся направлено не на идею развлечения, а на идею познания, развития их.

Учащиеся с интересом включаются в работу, высказывают свои предложения, разыскивают дополнительный материал.

Такие уроки учащиеся запоминают надолго и материал уроков усваивается легче, так как они сами принимают непосредственное участие в подготовке и проведении урока.

В данном случае, задачей данного образования является приобщение человека к культуре безопасности жизнедеятельности. Одной из главных целей является готовность к выживанию, воспитание безопасной личности. Независимо от формы реализации того или иного компонента культуры безопасности общим для них является их функция - профилактика и преодоление вредных и опасных факторов жизнедеятельности человека и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы на уроках как средство повышения мотивации к предмету.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, поэтому актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учите...

Публикация"Нетрадиционные формы обучения на уроках английского языка"

Эта статья о нерадиционных подхдах в преподавании английского языка,моё видение и отношение к современному преподаванию иностранных языков и работа по всем видам речевой деятельности...

Нетрадиционные формы работы на уроке математики(Статья)

Моя Статья приготовленная на Педсовет . В Котором рассказывается о Нетрадицонных формах. как можно провести урок с пользой !...

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики. Выступление на педсовете. Презентация....

«Нетрадиционные формы обучения на уроках Физической культуры».

Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, зачёты, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки, различны...

Статья "Нетрадиционные формы работы на уроках русского языка"

Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений,...

Статья "Нетрадиционные формы работы на уроке математики"

Статья "Нетрадиционные формы работы на уроке математики"Математика всегда была неотъемлемой  и существенной составной  частью человеческой культуры, она является ключом к познанию ...