Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Zа нами будущее»
методическая разработка

Солопёкин Николай Валерьевич

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_za_nami_budushchee.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

2

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Содержание программы

5

1.3.1

Учебно-тематический план

5

1.3.2

Содержание учебно-тематического плана

6

1.4

Планируемые результаты

8

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

2.1.

Условия реализации программы

9

2.2.

Формы аттестации

9

2.3.

Методические материалы

10

2.4.

Список литературы

10

        

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Zа нами будущее» ориентирована на обеспечение духовно-нравственного, гражданско - патриотического, трудового воспитания учащихся, а также на социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе и формирование общей культуры.

Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31марта 2022 г. № 678-р);
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Актуальность программы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Педагогическая целесообразность. Программа "Отечество" имеет новый подход к организации психолого-педагогических условий внутри школы. Основная цель занятий - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребенка. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.

Новизна программы состоит в индивидуальном подходе к каждому ребенку, основанном на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия. Программа включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми.

Отличительной особенностью программы является то, что ее цель и задачи решаются совместно с семьей.

Формы занятий: Используются следующие педагогические                                                     технологии (в соответствии с классификацией Селевко Г. К.):

  1. По подходу к ребенку:
  • Технологии сотрудничества.
  1. По преобладающему (доминирующему) методу:
  • Игровые технологии.
  1. По организационным формам:
  • Групповые технологии предполагают: групповую (одно задание на разные группы).
  1. По категории обучающихся:
  • Массовая технология - рассчитана на усредненного ученика.

Адресат программы.  Программа предназначена для учащихся 6-11 лет. Время занятий не более 40 мин.

Наполняемость групп и особенности набора учащихся. Количество детей в группе от 20 до 35 человек. Группа имеет постоянный состав, формируется в результате свободного набора.

Объем и срок освоения программы. Общее количество часов на реализацию программы – 20 учебных часа. Срок реализации программы - полгода.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми в течение полгода. Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью по 40 мин. Форма обучения – очная.

Уровень сложности – стартовый.

При обучении запланированы различные формы и методы работы: семинары, лекции, диспуты, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – социальное становление личности через включение учащихся в социально-значимую деятельность, формирование чувства патриотизма, развитие инициативы и общественной активности, приобретение жизненного опыта.

Задачи:

Личностные:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к старшему поколению, к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные:

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края;
  • формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений.

Образовательные (предметные):

  • обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим лучше понимать себя и других;
  • обучение способности быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявлению самостоятельности, инициативности, способности быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение;
  • знакомство и обучение технологии организации и проведения социальных дел, патриотических акций.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Сущность понятий «патриот» и «патриотизм»

1

-

1

2.

Мы граждане России

2

-

2

3.

Государственная символика

1

1

2

4.

Обычаи и традиции моей страны

1

2

3

5.

Их именами названы улицы города

2

1

3

6.

Памятные даты российской истории

2

1

3

7.

Не забытые герои

1

2

3

8.

Общественные организации с патриотической направленностью

1

1

2

9.

Заключительное занятие

1

-

1

ИТОГО:

12

8

20

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Сущность понятий «патриот» и «патриотизм» (1 час)

Занятие 1. Сущность понятий «патриот» и «патриотизм»

Теоретическая часть: Введение в программу. Знакомство с понятием «патриотизм», «патриот».

Форма урока: беседа, рассказ.

Тема 2. Мы граждане России (2 часа)

Занятия 2–3. Мы граждане России

Теоретическая часть: Знакомство с Россией. Город, в котором мы живём. Кто и как управляет страной. Города – соседи.  

Форма урока: рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации

Тема 3. Государственная символика (2 час)

Занятия 4-5. Государственная символика.  

Теоретическая часть: знакомство с государственной символикой Российской Федерации, Кемеровской области – Кузбасса, города Кемерово (1 час).

Практическая часть: Викторина «Я – патриот!» (1 час)

Форма урока: рассказ с элементами беседы, викторина

Тема 4.  Обычаи и традиции моей страны (3 час)

Занятия 6-8. Обычаи и традиции моей страны.

Теоретическая часть: знакомство с праздниками моей страны (1 час). Практическая часть: Мастер-класс по изготовлению открыток, конкурс рисунков (2 часа)

Форма урока: рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Тема 5. Их именами названы улицы города (3 часа).

Занятия 9-11. Их именами названы улицы города

Теоретическая часть: Знакомство с героями и выдающимися людьми города Кемерово (2 часа).

Практическая часть: Встреча с участниками и тружениками Великой Отечественной Войны, представителями Совета ветеранов, руководителями школьных музеев (1 час).

Форма урока: рассказ с элементами беседы, беседа с показом презентации.

Тема 6. Памятные даты российской истории (3 часа)

Занятие 12-14. Памятные даты российской истории

Теоретическая часть: Знакомство с памятными датами российской истории (2 часа).

Практическая часть: Викторина «Наша Родина – Россия» (1 час)

Форма урока: беседа с показом видеосюжетов и презентации

Тема 7. Не забытые герои (3 часа)

Занятие 15-17. Не забытые герои

Теоретическая часть: знакомство с героями и ветеранами ВОВ (1 час)

Практическая часть: Мастер-класс по изготовлению открыток и георгиевских ленточек (2 часа)

Форма урока: беседа с показом видеосюжетов и презентации

Тема 8. Общественные организации с патриотической направленностью (2 часа)

Занятие 18-19. Общественные организации с патриотической направленностью

Теоретическая часть: знакомство с общественными организациями с патриотической направленностью (1 час)

Практическая часть: Встреча с представителями ЮНАРМИИ (1 час)

Форма урока: беседа с показом презентации, встреча

Тема 9.  Заключительное занятие (1 час)

Занятие 20. Награждение дипломами

Теоретическая часть: Подведение итогов и ознакомление с результатами.

Форма контроля: беседа с показом видеосюжетов.  

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • развитие нравственных качеств, творческих способностей;

  • развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

  • умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

  • рост интереса детей и подростков к общественно значимой деятельности

Метапредметные результаты:

  • работа с историческими источниками;

  • поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;

  • анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;

  • отработка умения слушать и вступать в диалог;

  • обучение постановки вопросов;

  • сотрудничество со сверстниками и другими людьми;

  • работа в группах.

 Предметные результаты: 

  • Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к родному краю, а также формированием патриотических чувств. Это и стало основными критериями результативности гражданско – патриотического воспитания, которые конкретизируются следующим образом:

  • развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей родного края;

  • воспитанию у обучающихся любви к своей «малой» Родине, родному Кузбассу, её замечательным людям;

  • формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

  • созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.

Радел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

                Для проведения занятий желательно иметь отдельное помещение, отвечающее требованиям противопожарной безопасности и санитарии. Помещение должно хорошо освещаться и проветриваться, а также иметь необходимые материалы и оборудование.

                Для реализации успешной работы необходимы следующие инструменты: карандаш, линейка, ножницы, ластик.

Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю творческого объединения.

2.2 Формы аттестации

                Результатом успешного освоения программы является участие в конкурсах различного уровня, освоение учащимися знаний и умений, заложенных в программе. Формы аттестации для определения результативности освоения программы: творческая работа. Текущий контроль проводится после изучения каждого раздела. Оценочные материалы. Оценочные материалы текущего контроля, промежуточной/итоговой аттестации разрабатываются на учебный год и являются приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  1. Видео- и фотоматериал с мероприятий;
  2. Педагогическое наблюдение.

                Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. В программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания. Результативность выполнения учащимися дополнительной образовательной программы отслеживается в достижениях воспитанников, осуществляется по уровням (высокий, низкий, средний) и оформляется в таблицы.

  1. Методические материалы

                В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.

                Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную  игру учащихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме. При этом активно используются здоровьесберегающие и информационно – коммуникативные технологии.

                При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно – ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются тренировочные методики, особое внимание уделяется рефлексии.

  1.  Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.
  2. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с.
  3. Жуковская Р.И. и др. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1981. – 208с.
  4. Ковалёва К.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 80с.
  5.  Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.
  6. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-64с.
  7. Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004. – 72с.
  8.  С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А.. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»

Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ

Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»

Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»

Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»

Срок  реализации:  1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....