Конспект учебного занятия "Четверостишье как вид строфы"
план-конспект
Конспект занятия может быть полезен педагогам дополнительного образования, работающим в области художественного слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_chetverostishe_kak_vid_strofy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «Дом творчества»
Конспект учебного занятия объединения «Авторский знак» «Четверостишье как вид строфы»
Автор-составитель – педагог дополнительного образования Калентьева Екатерина Евгеньевна
Направленность – художественная
Село Дивеево, 2023 год
Вид занятия – комбинированное занятие по формам организации учебного процесса и вовлечению обучающихся
Форма проведения – групповое занятие с элементами индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и (или) имеющими выдающиеся способности
Цель – развитие творческих способностей детей через овладение искусством составления четверостиший
Задачи:
Обучающие:
- рассмотреть понятие четверостишья;
- познакомиться с видами четверостиший;
-изучить законы стихосложения.
Развивающие:
- сформировать умения строить четверостишья;
- формировать способности творчески мыслить;
- развивать навыки командной работы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к художественному слову;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: помещение для проведения занятия, оснащенное мебелью, мультимедийное оборудование (доска, проектор), канцелярские принадлежности: тетради, ручки, карточки, раздаточные материалы
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы поговорим о стихосложении. На протяжении всей своей школьной жизни мы непрерывно работаем с поэтическими текстами известных авторов: читаем, анализируем, заучиваем наизусть, декламируем на публику.
Кто из вас задумывался над тем, что стихи можно не только изучать, но и писать? Все ныне признанные литературные гении когда-то также были начинающими писателями и поэтами, причем далеко не все из них имели специальное образование.
Ответы учащихся. Дискутирование.
Педагог: Когда-то вы не умели читать, писать, но научились. Сегодня мы освоим основные правила стихосложения, которые помогут вам научиться составлять четверостишья как оригинальное поздравление к празднику или собственное стихотворение.
Основная часть.
Педагог: В начале нашей работы мы дадим определение четверостишья. Поможет нам в этом число, заложенное в названии. Итак, это четыре строки. Но это любые строки, или те, которые соответствуют определенным требованиям?
Ответы учащихся.
Работа с экраном.
Педагог: Ребята, посмотрите на экран. На слайде вы видите известное четверостишье, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
Работа с четверостишьем.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Педагог:
Ребята, можно назвать этот отрывок четверостишьем?
-Да.
Педагог: Совершенно верно. Во-первых, мы видим, что строки объединены общей темой. Назовите мне тему.
- Тема любви, это стихотворение из любовной лирики.
Педагог: С помощью чего организованы эти строки?
- С помощью рифмы.
Педагог: Правильно. Именно рифма лежит в основе всех четверостиший. Дайте определение рифмы.
Ответы учащихся.
Педагог: Назовите слова, которые рифмуются в этом четверостишье?
- Мгновенье – виденье, ты – красоты.
Педагог: Обратите внимание на номера рифмующихся строк.
- Рифмуется 1 и з строчка, 2 и четвертая.
Педагог: Как называется способ рифмовки, при котором рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки?
- Перекрестная рифма.
Педагог: Таким образом, мы делаем вывод, что перед нами четверостишье с перекрестной рифмой.
Физкультминутка.
Педагог: Ребята, я попрошу всех встать.
-Посмотрите прямо и вытяните руки перед собой.
- Посмотрите верх и поднимите вверх руки.
-Сделайте круговые движения головой: три оборота влево, три оборота вправо.
- Напишите носом в воздухе свое полное имя.
Практический блок. Работа с раздаточным материалом.
Педагог:
Сейчас мы попробуем самостоятельно составить четверостишье с перекрестной рифмой. Перед вами карточки с заданием. Для разминки мы подберем рифмы к словам:
День – лень, пень, олень, тюлень, набекрень….
Зима – сама, дома, чума….
Окно – давно, равно, заодно…
Педагог: Итак, тема нашего четверостишья – зима.
Практикум - составление четверостишья
Пришла красавица-зима,
Снегом замела дома.
Сковала речку крепким льдом,
Посеребрила все кругом.
Подведение итогов.
Педагог: Ну что ж, ребята, я поздравляю вас с успешной пробой пера. Сегодня вы выступили в роли начинающих авторов.
Чего мы хотели?
- Составить четверостишье на заданную тему.
Что у нас получилось?
- Стихотворение с перекрестной рифмой.
Рефлексия.
Педагог: Друзья, в конце нашей работы я предлагаю нам заполнить таблицу, содержимым которой станут те знания, умения и навыки которые мы получили сегодня в ходе нашей творческой работы.
ЗНАЮ | ХОЧУ | УМЕЮ | НАУЧУ |
Что такое четверостишье | Научиться рифмовать | рифмовать | Составлять четверостишья |
Определение рифмы | Уметь составлять четверостишья | Составлять четверостишья | |
Способы рифмовки |
Педагог: Я благодарю вас за работу и желаю дальнейших творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОУД(п).10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема урока: Производные суммы, разности, произведения, частного
Урок с применением элементов АМО-технологий и дифференцированного обучения...
Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"
Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"
Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда
Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда, применение полученных...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы
Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу для учебно-тренировочных групп второго года обучения
Конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу...
ПМ 1 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно- тренировочные занятия (представить конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу (3 шт.))
План-конспекты учебно-тренировочных занятий по волейболу....