Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радуга"
рабочая программа
В ходе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга» у учащихся формируются основные понятия о гербариях, квиллинге, технике «канзаши», вышивке лентами, орнаменте, композиции и навыки изготовления творческих работ. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческого интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduga.docx | 131.81 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ ГРИВЕНСКОЙ
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ ДО ДДТ
от «____»__________2022 г. ст. Гривенской
Протокол №_______ __________Н. Г. Удовика
Приказ № _________
«___» _________2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РАДУГА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1год:144 часа
Возрастная категория: от 10 до 15 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на основе: ПФДО
ID-номер Программы в Навигаторе: 19921
Автор-составитель:
Толстик Мария Валерьевна
педагог дополнительного образования
ст. Гривенская, 2022 г.
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Раздел 1. Нормативно-правовая база | 4 |
2. | Раздел 2. Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты | 6 |
2.1 | Пояснительная записка | 6 |
2.2 | Цели и задачи программы | 10 |
2.3 | Содержание программы | 11 |
2.4 | Содержание учебного плана | 11 |
2.5 | Планируемые результаты | 13 |
3. | Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации | 14 |
3.1 | Календарный учебный график | 14 |
3.2 | Рабочая программа воспитания | 14 |
3.3 | Условия реализации программы | 20 |
3.4 | Формы аттестации | 21 |
3.5 | Оценочные материалы | 21 |
3.6 | Методические материалы | 22 |
3.7 | Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 27 |
3.8 | Список литературы | 28 |
3.9 | Приложения | 29 |
Введение
В ходе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга» у учащихся формируются основные понятия о гербариях, квиллинге, технике «канзаши», вышивке лентами, орнаменте, композиции и навыки изготовления творческих работ. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят учащимся эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребенка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
В программе большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, а так же композиции, направленные на сохранение региональных истоков, на привитие любви к своему родному краю. Программа способствует развитию разносторонней личности ребенка.
Раздел 1. Нормативно-правовая база
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями от 05.09.2019 г. и 30.09.2020 г.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г. регистрационный № 25016);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07 декабря 2018 г;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04;
- Рыбалёва И.А. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности. Краснодар. 2019 г.;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (автор-составитель: Рыбалёва И.А.) 2020г;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- устав МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской.
Раздел 2. Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» относится к художественной направленности.
Программа развивает у учащихся творческий потенциал, умение видеть прекрасное.
Гуляя с детьми в лесу, отдыхая у реки или у себя во дворе, можно оглядеться вокруг и показать ребёнку не просто упавшую шишку, а… лесовика из неё, не ворох опавших листьев под ногами, а… красивый букет, добавить к нему несколько ярких бусин, подвязать шнуром или лентой и готово украшение для интерьера. Вот старое дерево обнажило корни, приглянуться внимательнее – и фантазия поможет увидеть в них птиц или животных. В тесном контакте с природой раскрываются ребячья выдумка, фантазия, способности, о которых и не подозревали.
Конечно, приятно самому смастерить подарок, игрушку, сувенир. Их нельзя сравнить с купленными в магазине вещами, как не сравнить ни с чем удовольствие от удачно воплощённого замысла и от радости, доставленной близким и друзьям.
В программе уделяется внимание профориентационной работе. Профориентационная работа проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, предусмотренных программой.
Разработка программы «Радуга» обусловлена потребностью общества в творческой личности и потребностью детей в самосовершенствовании, что является актуальным на сегодняшний день.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребенка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности. При изучении тем и изготовлении изделий уделяется внимание региональному компоненту – приобщению ребёнка к истокам народной культуры Кубани.
Новизна программы.
Практическая деятельность объединения – это работа с природным материалом: сухие цветы и листья, цепкие растения, желуди, каштаны, орехи, косточки, семена и так далее. Отдельная тема отведена бумаге: изготовление из цветной бумаги или картона эксклюзивных открыток, оконных сказочных картинок, а также изучается сравнительно новая техника - квиллинг, или скручивание бумажных лент – очень популярная в последнее время. Уделено внимание вышивке шёлковыми лентами и изготовлению изделий из лент в технике «канзаши» - это еще один популярный и новый вид творчества.
В программе собраны для изучения именно те темы, которые популярны среди учащихся.
Отличительная особенность программы.
Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет учащимся достаточно в полной мере освоить и изучить предложенные темы. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа даёт возможность восполнить пробелы художественно-эстетического образования учащихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с лентами. Способствует лучшему восприятию изделий декоративно-прикладного творчества, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности.
Постановка творческих задач на занятиях создает возможность использования исследовательских задач, внесения рационализаторских предложений, создание фонда новых решений.
Учебно-воспитательный процесс базируется на основных приёмах и технологии изготовления изделий из различного материала.
В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся овладевают приёмами изготовления изделий из природного материала, бумаги, бисера, шелковых лент. Изготовление простых и сложных орнаментов, композиций.
Программа относится к ознакомительному уровню, в ходе её освоения формируются основные понятия о гербарии, квиллинге, технике «канзаши», вышивке лентами, орнаменте, композиции и навыки изготовления творческих работ. Результаты этой деятельности предоставляются на муниципальных и региональных мероприятиях.
Адресат программы. В группу объединения могут приниматься дети в возрасте от 10 до 15 лет без вступительных испытаний, без специальных знаний и требований к предварительной подготовке. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. Состав группы может формироваться как из однополых учащихся, так и из разнополых учащихся. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.
Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными потребностями – дети, проявившие выдающиеся способности (одаренные дети) и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с условием индивидуального построения образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы). Также в программе предусмотрено участие детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/.
Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек.
В процессе обучения в объединение могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе в течение учебного года, но успешно прошедшее собеседование с педагогом на выявление имеющихся познаний в данной учебной деятельности по изучаемым темам.
При реализации программы выполняются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса СанПиН 1.2.3685-21.
Основания для отчисления учащегося из объединения:
- Систематические пропуски занятий;
- Нежелание учащихся заниматься в объединении;
- Несогласие родителей (законных представителей);
- Смена места жительства;
- Медицинские противопоказания.
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Продолжительность обучения 1 год, 144 часа. Уровень программы – ознакомительный.
Форма обучения - очная.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 4 часа в неделю, продолжительность занятия 45 минут с 15 минутным перерывом.
При реализации программы в электронной форме с применением дистанционных технологий продолжительность занятий в сети Интернет составляет 30 минут. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 мин. Продолжительность занятия соответствует нормам СанПиН и Методическим рекомендациям по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса.
Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические виды деятельности.
Занятия проводятся с постоянным составом группы. Форма работы на занятиях в объединении групповая. На занятиях применяется технология личностно-ориентированного обучения с целью раскрытия возможностей каждого, для организации в дальнейшем совместной познавательной, творческой деятельности (создание коллективной работы).
При проведении занятий используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий: занятие-презентация, самостоятельная работа, выставки, конкурсы, мастер-классы и т.д.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, наглядность, индивидуальность, взаимоуважение и доверие, принцип воспитывающего обучения.
Занятия предусматривают дифференцированный подход: выполнение индивидуальных усложненных заданий для талантливых и одаренных детей. Талантливым и одаренным учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе.
Разнообразие видов декоративно-прикладного творчества, предусмотренное содержанием программы, даёт возможность выбора учащимся в мире профессий творческой направленности. Дети знакомятся с такими профессиями как художник, дизайнер, изготовитель авторских украшений и декораций.
Реализация программы может осуществляться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии в соответствие с положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий без непосредственного контакта между педагогом и учащимся. Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся, таким образом осуществление взаимодействия педагога с учащимися может быть организовано при подготовке к участию в мероприятиях; для учащихся, пропускающих учебные занятия по уважительной причине (болезни и др.); в период отмены (приостановки) занятий в очной (контактной) форме.
Программа предусматривает возможность организации образовательного процесса в очно – заочном формате или заочном формате с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При организации обучения в очно-заочном формате очный академический час равен 45 минутам (если нет иных документальных распоряжений), заочный академический час равен 30 минутам. Дистанционное занятие состоит из 30 минутного занятия с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий согласно расписанию. В период школьных каникул занятия проводятся по расписанию.
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы обучения: консультация; видеолекция; практическое занятие; самостоятельная работа.
Общая технология работы применения дистанционного обучения в рамках реализации этой модели такова:
- педагог размещает для детей своих учебных групп учебные материалы, соответствующие содержанию программы, в сети Интернет;
- учащиеся изучают материалы, выполняют задания, присылают результаты педагогу, консультируются с ним в режиме offline или onlain, обсуждают разные вопросы в группах;
- на занятиях дети могут представить выполненные задания, обсудить
изученный материал, непосредственно проконсультироваться с педагогом, выполнять задания в группах.
Такая модель реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополняет традиционный учебный процесс, обеспечивает открытость учебного процесса, предоставляет доступ учащимся к материалам занятий в любое время. Доступность содержания программы обучения особенно актуальна для детей, которые хотят изучать темы программы на более глубоком уровне, для слабоуспевающих детей или учащихся, которые не могут посещать образовательное учреждение. Обучение в дистанционной форме подразумевает проведение адресных дистанционных консультаций со стороны педагога, как с опорой на специально разработанные цифровые платформы, так и с использованием ресурсов существующих социальных сетей, а также, осуществление обратной связи и контроля через использование социальных сетей, мессенджеров, электронной почты.
2.2 Цели и задачи программы
Цель программы: приобщить детей к ручному труду, создать условия для самовыражения и самореализации личности.
Задачи программы:
образовательные:
- сформировать умения работать с различным материалом;
- сформировать умения самостоятельно разработать эскиз работы и довести его до конца;
- формировать умение планировать свою работу;
- ознакомить с творческими профессиями (дизайнер, изготовитель авторских украшений и декораций);
личностные:
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- создать условия к саморазвитию учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, эстетический и художественный вкус, воображение и фантазию;
- способствовать формированию любознательности и интереса к декоративно-прикладной деятельности;
- расширить кругозор учащихся;
метапредметные:
- привить любовь к народному творчеству, усидчивости, трудолюбию, культуру поведения;
- вовлечь учащихся в соревновательную и игровую деятельность;
- воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Первый модуль | ||||||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение | |
2. | Поделки из природных материалов | 28 | 3 | 25 | Наблюдение | |
3. | Поделки из бумаги | 34 | 4 | 30 | Обобщающее занятие-викторина: «Страна мастеров» | |
Итого: | 64 | 9 | 55 | |||
Второй модуль | ||||||
4. | Мозаика | 16 | 2 | 14 | Наблюдение | |
5. | Вышивка шёлковыми лентами | 32 | 4 | 28 | Наблюдение | |
6. | Канзаши | 30 | 3 | 27 | Наблюдение | |
7. | Итоговое занятие . Итоговая аттестация. | 2 | - | 2 | Выставка | |
Итого: | 80 | 9 | 71 | |||
Всего: | 144 | 18 | 126 |
2.4 Содержание учебного плана
Первый модуль
1. Введение (2 часа).
Теория: Знакомство учащихся с работой объединения. Планы и задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Обучающий тренинг.
2. Поделки из природных материалов (28 часов).
Теория: Материаловедение. Разнообразие природного материала. Понятия об узоре, аппликации, панно. Выбор кубанских мотивов. Знакомство с профессией дизайнер.
Практика: Подготовка гербарного материала к работе. Аппликации из листьев и семян деревьев: «Осенний лес», из засушенных цветов и растений: «Ваза с подсолнухами, из плодовых семян и косточек: «Хата казака». Изготовление игрушек из шишек: «Мишка», «Ёлка в горшочке», композиции из желудей, каштанов и скорлупы грецкого ореха на подставке: «Лесовичок и лесные жители», Изготовление композиций из камешков, песка и ракушек: «Лесная поляна», «Рыбки в аквариуме». Декорирование бутылки ракушкой. Составление панно из рыбьей чешуи и костей. Предусмотрена возможность коллективной работы ребят по созданию композиций из природного материала.
3.Поделки из бумаги (34 часа).
Теория: Материалы и инструменты. История бумажных украшений. Основные техники изготовления изделий из бумаги.
Практика: Изготовление схем, выкроек и заготовок к поделкам. Изготовление открыток к праздничным датам. Бумажные украшения. Ажурные салфетки из бумаги. Тематические оконные подвески. Изготовление поделок в технике квиллинг. Основные фигуры. Цветы и цветочные композиции из бумажных ленточек: «Ромашки». Модульное оригами, Изготовление из модулей оригами фоторамок. Декорирование и оформление фоторамок. Обобщающее занятие-викторина: «Страна мастеров».
Второй модуль
4. Мозаика (16 часов).
Теория: Материаловедение. Основные термины и понятия. Виды мозаики. Способы изготовления мозаичных панно.
Практика: Составление геометрических мозаичных рисунков и узоров из семян растений и столовых круп. Мозаичное панно из камешков и стекла: «Следы на песке». Оформление и декорирование композиций.
5.Вышивка шёлковыми лентами (32 часа).
Теория: История вышивки. Материалы, инструменты и аксессуары для вышивки. Основные приёмы работы. Кубанские мотивы в вышивке.
Практика: Закрепление ленты в игле. Завязывание плоского узла. Выполнение базовых швов, узелков и стежков. Изготовление объёмных роз из лент. Вышивка цветочных мотивов: ирисы, ампельные цветы Выполнение сюжетных панно: «Корзинка с цветами», «Подсолнухи».
6. Канзаши (30 часов).
Теория: Материаловедение. История возникновения искусства «Канзаши». Термины и понятия. Основные техники изготовления изделий в технике канзаши. Знакомство с профессией изготовитель авторских украшений и декораций.
Практика: Изготовление лепестков овальной формы. Острые лепестки канзаши. Складывание двойных лепестков канзаши. Лепестки с завитком канзаши. Составление цветов канзаши. Украшения - канзаши. Декорирование подарочных упаковок и открыток. Выполнение работ: «Корзинка с цветами». Цветочные композиции.
7. Итоговое занятие (2 часа).
Практика: Итоговая аттестация. Подготовка и оформление выставки.
Выставка.
- Планируемые результаты
По окончанию курса обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радуга» предполагается получение следующих результатов:
образовательные:
- сформированы умения работать с различным материалом;
- сформированы умения самостоятельно разработать эскиз работы и довести его до конца;
- сформированы умение планировать свою работу;
- ознакомлены с творческими профессиями (дизайнер, изготовитель авторских украшений и декораций);
личностные:
- развиты коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- созданы условия к саморазвитию учащихся;
- развиты творческие способности учащихся, эстетический и художественный вкус, воображение и фантазия;
- сформирована любознательность и интерес к декоративно-прикладной деятельности;
- расширен кругозор учащихся;
метапредметные:
- привита любовь к народному творчеству, усидчивость, трудолюбие, культура поведения;
- вовлечение учащихся в соревновательную и игровую деятельность;
- воспитано уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов выполнения самостоятельных работ, диагностика, участие учащихся в выставках, участие в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах, интернет конкурсах.
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
3.1 Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 10.09.2022 – 31.05.2023 |
Место проведения занятия | МБОУ СОШ №13 ст. Гривенской, кабинет труда |
Режим занятий | Два раза в неделю по два академических часа |
Форма занятий | Групповая |
Сроки контрольных процедур | Начало, середина, конец учебной программы |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | Участие в мероприятиях ДДТ (по индивидуальному плану и плану ДДТ), муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах |
Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу (Приложение 1).
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга»
на 2022 – 2023 учебный год
Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы воспитания
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.;
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ.;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.
- План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р.;
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021–2024 годы) Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.;
- Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н.;
- Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н.;
- Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2017 № вк-1068/09.;
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196.;
- Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: Приказ Минпросвещения России от 3.09.2019 г. № 467.;
- О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий: Письмо Минпросвещения России от 7.05.2020 года № вб-976/04.;
- О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся: Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712.
Цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1.В освоении учащимися социальных знаний, приобретении опыта социального взаимодействия;
2.В формировании опыта самоопределения (личностного и профессионального);
3.В овладении учащимися способами саморазвития и самореализации в современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и грамотностей, соответствующих актуальным вызовам будущего.
Задачи воспитания - способствовать:
- воспитанию культуры поведения и общения;
- воспитанию основ этикета;
- воспитанию дружбы и товарищества, чувства ответственности, дисциплинированности;
- воспитанию трудолюбия, целеустремленности, скромности и требовательности к себе;
- воспитать и развить у детей такие личностные качества как волевая активность, вера в свои силы, дисциплинированность.
Основные направления воспитательной работы на 2022 – 2023 учебный год.
- Патриотическое воспитание:
•воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
•усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
•формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
•воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
- Нравственное воспитание:
•совершенствование духовной и нравственной культуры, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
•развитие у учащегося уважительного отношения к родителям, близким людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
- Национальное воспитание:
- Формирование у учащихся национального сознания и самосознания, любви к родной земле, семьи, народа;
- формирование у учащихся ответственности к истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа, Родины;
- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
- Трудовое и профориентационное воспитание:
- развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения учащихся к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта;
- формирования у детей творчества, самостоятельности, ответственности, активности, уверенности в себе;
- привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
- развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных видах трудовой деятельности.
- Интеллектуальное воспитание:
- развитие познавательной потребности, определяемой расширением объема знаний;
- развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
- Семейное воспитание:
- воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
- воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким людям.
- Эстетическое воспитание:
- воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
- развитие художественных способностей;
- воспитание чувства любви к прекрасному.
- Физическое воспитание:
- формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к занятиям спортом;
- развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
- Экологическое воспитание:
- формирование элементарных экологических знаний;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.
- Правовое воспитание:
- воспитание свободного гражданина, функционально-грамотного, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Планируемый результат | Примечание |
1 | Патриотическое воспитание | Беседа: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». | январь | - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; - развитие и углубление знаний о истории и культуре родного края | |
Беседа: «Не прервётся память поколений!» | февраль | ||||
Беседа: «Поклонимся великим тем годам!...» | май | ||||
2 | Нравственное воспитание | Беседа: «Если добрый ты — это хорошо!» | октябрь | - совершенствова-ние духовной и нравственной культуры учащегося; - воспитание любви и уважения к семье, близким людям, к старшим, друзьям, к знакомым людям | |
Беседа: «Добрая дорога детства» | ноябрь | ||||
Беседа: «Спасибо! Извините! Пожалуйста!» | апрель | ||||
3 | Национальное воспитание | Беседа: «Вместе – мы сила!» | сентябрь | - формирование у учащихся ответственности к истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа, Родины; - утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия | |
Беседа: «Наша многонациональная Родина» | ноябрь | ||||
Беседа-игра: «Святки на Кубани» | январь | ||||
4 | Трудовое и профориентационное воспитание | Беседа: «Мир профессий» | сентябрь | - развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения учащихся к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта; - формирования у детей творчества, самостоятельности ответственности, активности, уверенности в себе | |
Изготовление новогодних украшений и атрибутов: «Мастерская Дедушки Мороза» | декабрь | ||||
Акция «Чистые улицы» | апрель | ||||
5 | Интеллектуальное воспитание | Игра: «Эрудит» | март | - развитие познавательной потребности, определяемой расширением объема знаний; -развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия | |
Беседа-тренинг: «Как развить в себе память, мышление и способности?» | сентябрь | ||||
Беседа: «Вселенная и мы» | февраль | ||||
6 | Семейное воспитание | Беседа: «Пусть свет в родном окне не гаснет никогда!» | декабрь | - воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни; - воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким людям | |
Познавательное мероприятие: «Рождественские посиделки» | январь | ||||
Беседа: «Мы славим всех женщин!» | март | ||||
7 | Эстетическое воспитание | Видео-экскурс: «Эрмитаж рядом.ru» | октябрь | - воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное; - развитие художественных способностей; - воспитание чувства любви к прекрасному | |
Беседа: «Жить и творить «по законам красоты» | февраль | ||||
Беседа-дискуссия: «Я в мире…мир во мне…» | март | ||||
8 | Физическое воспитание | Беседа: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» | октябрь | - формирование потребности в здоровье; сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к занятиям спортом; - развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей | |
Видео-экскурс: «Легенды мирового спорта» | декабрь | ||||
Беседа: «В здоровом теле здоровый дух» | апрель | ||||
9 | Экологическое воспитание | Беседа: «Природа нашего края» | ноябрь | - воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом | |
Беседа: «Среда обитания» | май | ||||
10 | Правовое воспитание | Беседа: «Профилактика правонарушений» | май | - воспитание свободного гражданина, функционально- грамотного, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства. |
3.3 Условия реализации программы
- Материально – техническое и информационное обеспечение программы.
Для работы объединения «Радуга» необходимы следующие условия:
- светлое, просторное, проветриваемое помещение;
- столы и стулья для каждого учащегося;
- инструкции по технике безопасности;
- шкаф для хранения материалов, инструментов и работ;
- питьевая вода:
- видео-, фото- и интернет источники;
- ноутбук для демонстрации презентации и фото материала.
Инструменты и материалы:
- альбом для гербария;
- ножницы, канцелярский нож;
- рабочая поверхность, клей ПВА;
- кисточки разных размеров;
- карандаши, фломастеры, краски, лак акриловый;
- рамки, готовые плетёные корзинки для икебан или плетёные подставки;
- ткань для основы (лён, велюр, бархат, мешковина и пр.);
- бумага, картон, калька, копировальная бумага;
- цветная бумага и картон, гофрированная цветная бумага:
- нитки (различной толщины, цвета и фактуры);
- иглы (обычные – тонкие и толстые, для вышивки лентами);
- ткань для вышивания или канва
- ленты в ассортименте, верёвки, шнурки, бейки, кружева и т.д.
2. Кадровое обеспечение.
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
3.4 Формы аттестации
В учреждении принята единая система мониторинга и разработаны критерии оценки реализации образовательной программы и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Педагогический мониторинг включает в себя:
- входной контроль (начальная диагностика), проводится в начале года; текущий контроль - осуществляется на занятиях в течение всего учебного года; промежуточная диагностика; итоговая диагностика, в конце учебного года, либо в конце освоения программы, что позволяет отследить динамику достижения предметных, метапредметных и личностных результатов;
- наблюдения за социально-значимой деятельностью учащихся, в которых отражаются все достижения и результаты в предметной, метапредметной сфере.
Формы отслеживания образовательных результатов: беседа, педагогическое наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, тестирование, выполнение творческих заданий, самостоятельные работы, выставки.
Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, карта диагностики, анкета, фото, отзывы родителей и педагогов, сертификаты, свидетельства.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, итоговые отчеты, конкурсы, творческие мастерские, выставки, аналитическая справка, диагностическая карта, портфолио.
3.5 Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов проводится диагностика согласно «Критериям определения уровня подготовки учащегося» (Приложение 2) и заполняются «Карта диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга» учащимися» (Приложение 3).
Карта позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением учащегося и отслеживать динамику его образовательных результатов, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка только с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Также на всех этапах реализации программы создаются условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения учебного материала. Важно научить учащихся самостоятельно добыть знания и применять их на практике. Формирование учебной деятельности объединения невозможно без самоконтроля, который, как правило, проявляется в виде защиты творческих работ, коллективном обсуждении и сравнении собственных работ с работами других учащихся.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства учащегося – это поддержит его стремление к новым успехам.
Оценочные материалы:
- «Карта диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга» учащимися» (Приложение 3);
- Диагностика участия и результативности учащихся в выставках и конкурсах различного уровня (Приложение 4);
- Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения» (Приложение 5).
3.6 Методические материалы
Основной формой обучения является занятие. На каждом занятии используется дополнительный материал: презентации, видео-, фото- материал, технологические карты и др.
Занятие имеет: цель; конкретное содержание; определенные методы организации учебно-педагогической деятельности. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов частей.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятии:
- по получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний;
- по закреплению знаний и умений;
- по обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося.
Занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового. Практические занятия дают учащимся много полезных жизненных навыков и знаний. У учащихся формируются умения и навыки самостоятельного принятия решений и выполнения правил во время практической работы.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов – разработок для проведения занятий (технологические карты, схемы, и др.).
При планировании программы педагог определяет цель и задачу для учащихся в изучении данного курса, затем разрабатывает план. Составление календарного планирования работы делает разработку учебного плана более лёгкой и удобной на основании календарного планирования составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, сценарии, планы занятий объединения, информационный материал, образцы работ и т.д.
Все занятия должны способствовать умственному и нравственному развитию учащихся.
Структура занятия
- начальная организация, эмоциональный и психологический настрой, подготовка учащихся к занятию;
- повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений);
- изучение нового материала (формирование новых знаний);
- показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте);
- самостоятельное изготовление учащимися изделия по текстовому плану, технологической карте;
- анализ изготовленной работы, обобщение полученного материала на занятии.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом методов и форм обучения на занятии.
В образовательном процессе педагогический подход заключается в использовании основных принципов:
Принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащегося. Наглядность: схемы, фотографии в бумажном и электронном виде, видео, презентации обеспечивают понимание и прочное запоминание.
Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. На занятиях изучение программы начинается с простого изучения техники конструирования из бумаги с дальнейшем усложнением. Необходимо переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
Принцип взаимоуважения и доверия принятие учащихся (такими, какие они есть), постоянная поддержка их со стороны педагога, стимуляция учащихся, вера в их способность, поощрение достижений учащихся.
Принцип воспитывающего обучения предусматривает форму организации образовательно-воспитательного процесса, использование методов и средств, оказывающих воспитательное влияние на формирование личности в целом (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация). Хорошим стимулом и мотивацией для выполнения работ на высоком уровне и их завершенности служит сознание учащегося, что его работа будет выставлена на выставку, примет участие в конкурсе.
Формы работы:
Фронтальная – подача учебного материала всей группе учащихся.
Групповая – предоставление возможности самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Успешно на занятиях происходит объединение разновозрастных детей с целью обучения наставничеству.
Индивидуальная – самостоятельная работа учащихся с оказанием помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности учащихся и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.
Методы обучения, используемые при реализации программы
- Словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, пояснение, словесная инструкция.
- Наглядный: просмотр учебных видео, презентаций, рисунков, фотографий, показ выполнения работы (частичный, полностью), мастер-класс.
- Практический: выполнение практической работы по теме занятия.
- Игровой: игровые занятия для легкого усвоения материала, для творческого воображения.
- Инновационный метод: поисково-исследовательский.
Применяемые педагогические технологии в образовательном процессе:
Технология личностно-ориентированного обучения. Эта технология ставит в центр личность ребенка, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. В процессе обучения помогает максимально раскрыть и развить способности ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия в развитии детей, реализации их природных качеств. Личность ребенка в этой технологии открыта для воспитания и усвоения новых знаний.
Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения позволяет организовать обучение в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях объединений, включает индивидуально-групповую и командно-игровую формы работы. В первом случае обучающиеся делятся на группы в несколько человек, которым даётся определенное задание, например, самостоятельно разработать порядок изготовления работы. Это эффективная форма работы для усвоения нового материала каждым ребенком, решения поставленной проблемы видением самого ребенка. Разновидностью работы с технологией проблемного обучения может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой порядок изготовления работы из модулей, показывает свою работу другим, работа рассматривается, ведется обсуждение.
Проблемное обучение представляет собой способ развития сознания человека через самостоятельное разрешение им познавательных проблем, содержащих в себе противоречия, или через его активное участие в процессе разрешения этих проблем.
Игровая технология. Применение игровых технологий особенно важно в младших группах, когда только начинается целенаправленное обучение ребенка, когда занятия становятся ведущей деятельностью, в ходе которых формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и др.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра, как вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Игра сама по себе универсальный стимулятор.В процессе игровой деятельности изучаемый материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ позволяет оживить совместную образовательную деятельность с учащимися, вызвать положительный эмоциональный отклик с их стороны. Применение компьютерных дидактических игровых заданий даёт возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельности мышления.
Компьютерные технологии - это новый способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
С помощью ИКТ на занятии можно:
- сделать учебную деятельность учащихся более содержательной;
- сделать учебный процесс более привлекательным и современным для учащихся;
- сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
- повысить качество обучения, желания учиться;
- сделать занятие наглядным, динамичным.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на занятии. Учащиеся с удовольствием погружаются в материал занятия. Компьютер дает педагогу новые возможности, позволяя вместе с учащимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены учебного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у учащихся эмоциональный подъем. Компьютер не заменяет живого общения с педагогом и другими источниками информации, однако учитывая интерес учащихся к Интернету, повышает заинтересованность в изучении дисциплины.
Здоровьесберегающие технологии. Работа с модулями из бумаги требует огромного зрительного напряжения, длительной неподвижности, поэтому применение здоровьесберегающие технологий на занятии очень важно.
Занятия строятся в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ. На занятии применяются игры способствующие релаксации, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Применяются физкультминутки, упражнения для глаз, релаксация и др.
Применяются эмоциональные разрядки, необходимые для снятия умственного напряжения и утомления: поговорки, веселые четверостишия, музыка (классическая).
Если занятия будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на занятии будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если мои воспитанники будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, и все это в итоге положительно скажется на психофизическом здоровье учащихся.
Дистанционные образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются, как для освоения отдельных разделов и тем в случае пропуска, или невозможности посетить занятие учащимся по уважительной причине.
1. Чат-занятие
Учебное занятие, осуществляется с использованием чат-технологий. Чат-занятие проводится синхронно, когда все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках организованной деятельности дистанционные учащиеся в реальном времени присутствуют на проводимом дистанционным педагогом занятии, в домашних условиях выполняют те задания, которые учащиеся выполняют в объединении.
- Онлайн-видеоконференцсвязь
Обеспечивает интерактивное взаимодействие нескольких участников образовательного процесса, которые оперативно обсуждают и решают проблему, производят обмен аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени.
3. Телеприсутствие
Дистанционное присутствие учащегося на занятии происходит с помощью видеосвязи Skype, Viber, WhatsAppи других приложений.
4. Интернет-рассылка
На электронную почту учащегося педагог высылает учебные материалы, или ссылки на опубликованный обучающий материал на сайте объединения, или на YouTube канале: конспект занятия, конспект мастер-класса, видеоурок, тесты, задания.
3.7 Порядок проверки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» обсуждается на методическом совете, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Имеет рецензию в соответствии с локальным актом – порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва. Этим же локальным актом в соответствии с требованиями СанПиН определяются количественный состав учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
В МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
- Образовательная программа, включая учебный план, календарные учебные графики реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;
- Правила внутреннего распорядка учащихся;
- Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст. Гривенской и учащимися и (или) их родителями (законными представителями);
- Положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
3.8 Список литературы
- для педагога:
1. Деньченкова А.В. «Вышивка ленточками» - М.: Эксмо, 2009.
2. Жадько Е.Г. «Приятные пустячки» Р-на-Д.: Феникс, 2004.
3. «Золотая коллекция идей» (15 книг) - Л.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2008.
4. Маргрет Зеевальд «Уроки детского творчества» - М.: «Ниола-Пресс», 1996.
5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа» - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Парулина О.В. «Мир игрушек и поделок» - С.: Русич, 2000.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ – М.: «Просвещение», 1986.
- для детей и родителей:
1. Деньченкова А.В. «Вышивка ленточками» - М.: Эксмо, 2009.
2. Жадько Е.Г. «Приятные пустячки» Р-на-Д.: Феникс, 2004.
3. «Золотая коллекция идей» (15 книг) - Л.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2008.
4. Маргрет Зеевальд «Уроки детского творчества» - М.: «Ниола-Пресс», 1996.
5. Макарова Н.Р. «Секреты бумажного листа» - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Парулина О.В. «Мир игрушек и поделок» - С.: Русич, 2000.
- цифровые образовательные ресурсы:
1. Образовательная социальная сеть. /электронный ресурс/ Режим доступа:http//nsportal.ru(дата обращения 20.04.2022.).
2. Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы и др. материалы /электронный ресурс/ Режим доступа;http//инфоурок.ru (дата обращения: 24.04.2022).
3. Обучающие курсы по вязанию, декупажу, скрапбукингу, шитью, оригами, бисероплетению и другие. Конкурсы. /Электронный ресурс/ Режим доступа:http://masterclassy.masterpodelok.com/torcevanie-5/(дата обращения 24.04.2022.).
4. МОРЕ творческих идей для детей. Сайт Юлии Шерстюк: детское развитие, творчество, занятия, игры. /Электронный ресурс/ Режим доступа:https://moreidey.ru/azhurnoe-vyirezanie. (дата обращения 24.04.2022.).
3.9 Приложения
Приложение 1
Утверждаю: и.о. зам. директора по УВР С.Е. Калякина __________ «___»___________2022 г.
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 группа | 2 группа | |||||||
Первый модуль | ||||||||
1. | Введение. | 2 | ||||||
1.1 |
|
| Знакомство учащихся с работой объединения. Планы и задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Обучающий тренинг. | 2 | Презентация | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Беседа, наблюдение | |
2. | Поделки из природных материалов. | 28 | ||||||
2.1 |
|
| Материаловедение. | 2 | Демонстрация, пояснение | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.2 |
|
| Разнообразие природного материала. Знакомство с профессией дизайнер. | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.3 |
|
| Подготовка гербарного материала к работе. | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.4 |
|
| Понятия об узоре, аппликации, панно. Аппликации из листьев и семян деревьев «Осенний лес». | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.5 |
|
| Выбор кубанских мотивов. Работа над композицией. | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.6 |
|
| Композиции из засушенных цветов «Ваза с подсолнухами». | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.7 |
|
| Изделия из плодовых семян и косточек «Хата казака». | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.8 |
|
| Работа над композицией «Хата казака». | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |
2.9 | Изготовление игрушек из шишек: «Мишка», «Ёлка в горшочке» | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
2.10 | Композиции из желудей, каштанов и скорлупы грецкого ореха на подставке: «Лесовичок и лесные жители». | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
2.11 | Изготовление композиции из камешков, песка и ракушек: «Лесная поляна». | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
2.12 | Композиции из камешков и песка. «Рыбки в аквариуме». | 2 | Выставка. Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение, выставка | |||
2.13 | Декорирование бутылки ракушкой. | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | ||||
2.14 | Составление панно из рыбьей чешуи и костей. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3. | Поделки из бумаги. | 34 | ||||||
3.1 | История бумажных украшений. Материалы и инструменты. | 2 | Беседа. Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.2 | Основные техники изготовления изделий из бумаги. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.3 | Изготовление схем, выкроек, заготовок к поделкам. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.4 | Изготовление открыток к праздничным датам. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.5 | Декорирование и оформление открыток. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.6 | Бумажные украшения. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.7 | Ажурные салфетки из бумаги. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.8 | Тематические оконные подвески. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.9 | Изготовление поделок в технике квиллинг. Основные фигуры. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.10 | Цветы и цветочные композиции из бумажных ленточек: «Ромашки». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.11 | Работа над композицией «Ромашки». | 2 | Практическая работа | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение, выставка | |||
3.12 | Сборка и оформление композиции «Ромашки». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.13 | Модульное оригами, Заготовка модулей. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.14 | Изготовление из модулей оригами фоторамок. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.15 | Фоторамки-оригами. Украшение в технике квиллинг. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.16 | Декорирование и оформление фоторамок. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
3.17 | Оформление выставки. Обобщающее занятие-викторина: «Страна мастеров. | 2 | Викторина Выставка | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Викторина | |||
Второй модуль | ||||||||
4. | Мозаика. | 16 | ||||||
4.1 | Материаловедение. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
4.2 | Основные термины и понятия. Виды мозаики. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
4.3 | Способы изготовления мозаичных панно. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
4.4 | Составление геометрических мозаичных рисунков. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
4.5 | Составление узоров из семян растений. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
4.6 | Мозаичное панно из столовых круп. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
4.7 | Мозаичное панно из камешков и стекла: «Следы на песке». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
4.8 | Работа по изготовлению панно: «Следы на песке». Оформление и декорирование композиций. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5. | Вышивка шёлковыми лентами. | 32 | ||||||
5.1 | История вышивки. Материалы, инструменты и аксессуары для вышивки. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.2 | Основные приёмы работы. Закрепление ленты в игле. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.3 | Выполнение базовых швов. Завязывание плоского узла. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.4 | Выполнение узелков и стежков. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.5 | Изготовление объёмных роз из лент. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.6 | Вышивка цветочных мотивов. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.7 | Вышивка стеблей и лепестков. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.8 | Ирисы из ленточек. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.9 | Ампельные цветы. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.10 | Оформление и декорирование работ. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.11 | Выполнение сюжетных панно. «Корзинка с цветами». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.12 | Панно «Корзинка с цветами». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.13 | Оформление работы «Корзинка с цветами». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.14 | Кубанские мотивы. Панно «Подсолнухи». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.15 | Выполнение работы «Подсолнухи», | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
5.16 | Оформление панно «Подсолнухи». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6. | Канзаши. | 30 | ||||||
6.1 | Материаловедение. История возникновения искусства «Канзаши». Термины и понятия. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.2 | Основные приёмы изготовления изделий в технике канзаши. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.3 | Изготовление лепестков овальной формы. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.4 | Острые лепестки канзаши. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.5 | Складывание двойных лепестков канзаши. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.6 | Лепестки с завитком канзаши. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.7 | Составление цветов канзаши. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.8 | Украшения - канзаши. Знакомство с профессией изготовитель авторских украшений и декораций. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.9 | Украшения - заколки, броши, ободки. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.10 | Декорирование подарочных упаковок. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.11 | Оформление поздравительных открыток. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда | Наблюдение | |||
6.12 | Выполнение работы: «Корзинка с цветами». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда №1 | Наблюдение | |||
6.13 | Работа по выполнению изделия «Корзинка с цветами». | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда №1 | Наблюдение | |||
6.14 | Составление цветочной композиции. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда №1 | Наблюдение | |||
6.15 | Цветочные композиции, оформление работы. | 2 | Практическая работа. | МБОУ СОШ №13, каб. труда №1 | Наблюдение | |||
7. | Итоговое занятие | 2 | ||||||
7.1 | Итоговая аттестация. Подготовка и оформление выставки. Выставка. | 2 | Практическая работа. Выставка. | МБОУ СОШ №13, каб. труда №1 | Выставка |
Приложение 2
Критерии определения уровня подготовки учащегося
Информационная карта № 1
«Определение уровня личностного развития»
- сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений учащихся к себе, другим людям, духовной сфере;
- результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, нравственно-этическая ориентация.
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
Л1 | Терпение/выдержка (организационно- волевое качество) | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности | - низкий уровень (терпения хватает меньше чем на ½ занятия) - средний уровень (терпения хватает больше чем на ½ занятия) - высокий уровень (терпения хватает на все занятие) | 0
1
2 | Наблюдение |
Л2 | Интерес к занятиям в объединении (ориентационное качество) | Осознанное участие ребенка в освоении дополнительной общеобразователь-ной программы | - низкий уровень (интерес к занятиям продиктован ребенку извне); - средний уровень (интерес лишь периодически поддерживается самим ребенком); - высокий уровень (интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно) | 0
1
2 | Наблюдение Беседа |
Л3 | Познавательная активность | Проявление желания узнать новую информацию | - низкий уровень (не проявляет желания узнать новую информацию); - средний уровень (с интересом слушает, но не задает вопросы); - высокий уровень (с интересом слушает и задает вопросы для расширения кругозора) | 0
1
2 | Наблюдение Опрос |
Информационная карта № 2
«Определение уровня сформированности метапредметных умений учащихся»
Метапредметные результаты – освоенные учащимися общие способы деятельности, ключевые компетенции, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
М1 | Умение слушать и слышать педагога и друг друга | Восприятие информации | - низкий уровень умений (учащийся испытывает затруднения при восприятии информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (воспринимает информацию, но иногда требуется корректировка восприятия педагогом); - высокий уровень (полностью воспринимает информацию) | 0
1
2 | Наблюдение |
М2 | Умение организовать свое рабочее (учебное) место (учебно- организационные навыки) | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и приводить его в порядок | - низкий уровень умений (учащийся не умеет организовывать своё рабочее место); - средний уровень (умеет организовать свое рабочее (учебное) место, но при напоминании педагога); - высокий уровень (самостоятельно организовывает свое рабочее (учебное) место. | 0
1
2 | Наблюдение, Творческое задание |
М3 | Умение аккуратно выполнять работу (учебно- организационные навыки) | Аккуратность и ответственность в работе | - низкий уровень умений (учащийся выполняет задание педагога не аккуратно); - средний уровень (выполняет задание аккуратно но не со всей ответственностью подходит к работе); - высокий уровень (учащийся самостоятельно выполняет работу заданную педагогом) | 0
1
2 | Наблюдение |
Информационная карта № 3
«Определение уровня сформированности предметных умений и навыков учащихся»
Предметные результаты – освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта – навыки или предпрофессиональные/предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т. п
Показатели | Критерии оценивания | Степень выраженности | Баллы | Формы выявления результативности | |
П1 | Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | - низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - высокий уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0
1
2 | опрос; индивидуальное собеседование; выполнение практического задания; педагогические наблюдения; выставка |
П2 | Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Креативность в выполнении заданий | - низкий уровень (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - высокий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 0
1
2 | практическое задание; наблюдение |
П3 | Владение инструментами и материалами предусмотренные по программе | Отсутствие затруднений в использовании инструментов и материалов | - низкий уровень умений (ребенок испытывает затруднения при работе с инструментами); - средний уровень (работает с инструментами с помощью педагога); - высокий уровень (работает с инструментами и материалами самостоятельно, не испытывает трудностей) | 0
1
2 | практическое задание; опрос |
Приложение 3
Карта диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга» учащимися
Педагог дополнительного образования_________________________________
Группа и год обучения:_________________ Дата заполнения:______________
№ п/п | ФИО учащегося | Возраст | Показатели | Общий суммарный бал | Уровень усвоения | ||||||||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | |||||||||||
Л1 | Л2 | Л3 | М1 | М2 | М3 | П1 | П2 | П3 | |||||
Оценки по каждому показателю: от 0 до 2 баллов
- низкий уровень: 0 баллов
- средний уровень: 1 балл
- высокий уровень: 2 балла
Приложение 4
Диагностика участия и результативности
учащихся в выставках и конкурсах различного уровня
за ______________ учебный год
Название мероприятия | ФИО учащегося | Результат участия |
Приложение 5
Анкета для учащихся
«Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»
1. Меня зовут _________________________________________________
2. Мне ___________ лет
3. Я учусь в _____ классе _______________________________ школы
4. Я занимаюсь в объединении «Радуга» 1 год, 2 года, 3 года.
5. Об объединении «Радуга» я узнал(а)
- в ДДТ
- в школе
- от друзей
- мама привела
- свой вариант ответа __________________________________________________
6. Я хожу на занятия
- с удовольствием
- за компанию
- мама заставляет
- свой вариант ответ __________________________________________________
7. Благодаря занятиям в объединении «Радуга» я
- узнал(а) __________________________________________________________
- научился(лась)____________________________________________________
- познакомился(лась) _______________________________________________
- свой вариант ответа ________________________________________________
8. Занятия в объединении «Радуга» считаю
- полезными
- без полезными
- интересным и
- скучными
- утомительными
- свой вариант ответа
9. Наследующий учебный год
- продолжу заниматься
- найду себе другие занятия
10. В выставках, конкурсах
- принимал(а) участие
- не принимал(а) участие
11. Моя мечта __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________
дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...
- Мне нравится (1)