методы развития творчества
статья
Новые идеи — единственный способ развития и движения вперед, при этом КПД человечества по "производству" гениев составляет всего 3,4 гения на миллион граждан. Трудно даже предположить, что бы произошло, если б этот показатель увеличился в несколько раз. А как изменилась бы эффективность любой организации, если бы творческая активность ее персонала резко повысилась? Да и для отдельно взятой личности повышение уровня креативности, как сейчас модно говорить, открыло бы совершено новые перспективы. Таким образом, чрезвычайно заманчивой выглядит возможность обучения творческому мышлению. Но прежде чем начать разговор о методах творческого развития, было бы полезно разобраться в том, что же такое творчество. При этом следует иметь в виду, что мы имеем в виду не узкое понимание творчества как создание шедевров в различных областях искусства, а в более широком смысле – как генерирование новых идей и сильных решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы развития творчества | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы развития творчества
Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек.
Хуан Хименес
Новые идеи — единственный способ развития и движения вперед, при этом КПД человечества по "производству" гениев составляет всего 3,4 гения на миллион граждан. Трудно даже предположить, что бы произошло, если б этот показатель увеличился в несколько раз. А как изменилась бы эффективность любой организации, если бы творческая активность ее персонала резко повысилась? Да и для отдельно взятой личности повышение уровня креативности, как сейчас модно говорить, открыло бы совершено новые перспективы. Таким образом, чрезвычайно заманчивой выглядит возможность обучения творческому мышлению. Но прежде чем начать разговор о методах творческого развития, было бы полезно разобраться в том, что же такое творчество. При этом следует иметь в виду, что мы имеем в виду не узкое понимание творчества как создание шедевров в различных областях искусства, а в более широком смысле – как генерирование новых идей и сильных решений.
Давно подмечено, что новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход за рамки ранее известного. Попробуем понять, как это обычно происходит на примере легендарного открытия Архимеда.
Как известно, правитель Сиракуз Геро Второй приказал изготовить к своей коронации золотую корону, и затем усомнился в честности мастера, заподозрив, что тот заменил часть золота на серебро. Архимеду было поручено установить количество золота в короне. Архимед знал, что удельный вес золота больше, чем серебра, а вес короны точно соответствует весу выданного мастеру золота. Значит, если махинация имела место, то должен увеличиться объем. Таким образом, задача сводилась к тому, чтобы точно определить объем короны.
Архимед долго и безрезультатно ломал голову и, намаявшись, пошел в общественные бани, чтобы немного расслабиться. Когда он погружался в ванну, из нее выплеснулась вода.
Архимеда озарило: количество вытесненной воды равно объему его тела, значит, объем короны можно определить по количеству вытесненной воды. И с победоносным криком «Эврика!» голый Архимед помчался по многолюдным улицам домой для проверки своей идеи.
Эту эффектную историю можно разделить на несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:
1. Точная формулировка цели;
2. Сбор информации, безуспешные попытки решения;
3. Отвлечение от задачи, инкубация;
4. Озарение, часто предваряемое случайным событием-толчком;
5. Проверка идеи;
Эти основные этапы творчества описал еще в 1926 году Уоллес. Увы, за последующие годы не возникло сколь-нибудь значимой теории, которая смогла бы объединить разрозненные факты, наблюдения и предположения о природе творчества, что наверняка связано с особой трудностью этой области знания. Остановимся немного подробнее на каждом их этапов
творческого процесса и подумаем, как можно им поспособствовать.
1 этап – формулировка задачи. К счастью, методов постановки целей наработано уже достаточно, в том числе и очень эффективных, в литературе их можно найти достаточное количество и на любой вкус.
2 этап — сбор информации. Для облегчения этого этапа обычно предлагается развивать базу знаний. Причем не только в узкоспециальной области, что очевидно, а эрудиции вообще,
предполагающей фундаментальную подготовку в различных областях науки и искусства. Все выдающиеся творческие люди потратили долгие годы, собирая информацию. И до того, как упасть на голову Ньютона, тонны яблок прицельно, но и без всякой пользы для человечества, поражали головы, которые были недостаточно наполнены нужной информацией.
3 этап – инкубация. Это период, в течение которого работает подсознание. Оно переваривает всю имеющуюся информацию, устанавливает скрытые от сознания связи и зависимости, и генерирует результат в соответствии с поставленной целью. И хотя от нас этот процесс все еще сокрыт за семью печатями, простой жизненный опыт подсказывает, что если задачка никак не решается, лучше зря не мучиться, а ее на время отложить и переключиться на что-то другое. При этом очень даже может случиться, что решение придет во сне, как это не раз уже бывало как с великими учеными вроде Менделеева, так и с обычными школьниками. Кстати, и пословица «Утро вечера мудренее» — о том же, об инкубации.
4 этап — озарение, самый яркий момент творческого процесса, но по своей сути он представляет собой всего лишь эффектную выдачу результата работы подсознания на сознательный уровень. Перепутать этот миг ни с чем невозможно. Творец идеи испытывает радостное возбуждение, эмоциональный всплеск, сопровождаемые соответствующей физиологической реакцией – сердцебиением, учащенным дыханием, приливом крови к лицу. «Озарило», «осенило», «будто в голове зажглась лампочка», «наступило просветление», – таковы описания субъективных переживаний появления новой идеи. Очень часто озарение
вызывается каким-то событием-толчком, вытягивающим за ассоциативную нить уже выработанную подсознанием идею. В упомянутых знаменитых примерах – это переливаю-щаяся из ванной вода у Архимеда и пресловутое яблоко, упавшее на голову Ньютону.
5 этап – проверка идеи, собственно, к творчеству, уже не относится. Это рутинный, тре-бующий специальных знаний и навыков, процесс, который может длиться очень долго, иногда всю жизнь. Если идея проверку прошла – ура! Если нет, то придется начинать все сначала.
Однако так гладко процесс творчества выглядит только на бумаге. В жизни все сложнее. Период инкубации, честно говоря, может затянуться. И не факт, что озарение вообще наступит. Есть что-то такое, что основательно тормозит творческий процесс.
Что же это за такое и где оно находится? Как всегда причина всего в нас же самих. В отношении генерации новых идей – это стереотипы сознания, наши внутренние психологические барьеры.
Согласитесь, маленькие дети все без исключения – творческие личности. У них еще не успели сформироваться стереотипы, и они еще не нажили никаких комплексов. Как поступает большинство взрослых, когда сталкивается с неизвестным? Вот-вот. Ждет неприятностей. Умудренные опытом, неоднократно битые жизнью, взрослые относятся к новому не с радостным любопытством, а с подозрением, недоверием и опаской. «Не было бы хуже», «Лучшее – враг хорошего», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Тише едешь, дальше будешь», «Не зная броду, не суйся в воду» — список подобных мудростей можно продолжать и продолжать.
А что делает маленький ребенок, когда видит что-то новое? Правильно, он к нему ТЯНЕТСЯ! Он его исследует, в том числе на зуб. Он пытается это новое творчески использовать. Взрослый знает, что кошелек – это предмет, предназначенный исключительно для хранения денег. А ребенку это неизвестно, поэтому кошелек используется им без всяких ограничений. Это грузовой прицеп к машинке; подушечка для куклы; шляпа для котенка; привязанный за веревочку кошелек превращается в «дразнилку» для щенка; в него можно насыпать камешков или стекляшек и использовать как бубен. Не говоря уж о том, что он неплох на вкус, прекрасно грызется и является отличным средством при прорезывании зубов.
Справедливости ради следует сказать, что стереотипы вырабатываются совсем не для того, чтобы злостно препятствовать творческому мышлению. Напротив, они имеют самые позитивные намерения, поскольку существенно облегчают нам жизнь, автоматизируя решение стандартных задач. Страшно представить, во что бы превратилось наше существование, если бы приходилось каждый раз «изобретать велосипед», то бишь молоток, решая задачку «забить в стенку гвоздь».
В нашей жизни нам очень помогают такие родные, выстраданные ценой многочисленных проб и ошибок, собственные мыслительные приемы и алгоритмы. Но они же и мешают, когда нужно придумать то, чего еще не было. Тут уж без нового мышления не обойтись. Уместно вспомнить и авторитетное мнение на этот счет Эйнштейна, который был уверен, что «если я хочу создать что-то новое, мне необходимо мыслить по-другому».
Итак, получается, что одну часть жизни люди используют для того, чтобы наработать стереотипы мышления, а другую часть, чтобы их преодолевать. И надо сказать, что в этом нелегком деле имеются определенные достижения, существует уже ряд методов активизации творческого мышления. Освоение этих методов, если и не вернет нас в детство, то, во всяком случае, значительно повысит наши способности к творческому мышлению.
Среди способов развития креативности выделяют три группы методов: методы психологической активизации творческого мышления, методы систематизированного поиска идей, алгоритмические методы решения творческих задач.
1. Методы психологической активизации творческого мышления направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. К ним относятся мозговой штурм, корабельный совет, синектика, а также различные психотехники на платформе НЛП и эриксоновского гипноза.
Наиболее широко известен из методов этой группы «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) еще в 40-х годах. "Мозговой штурм" – это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея – снятие опасения «ляпнуть что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников.
Существует ряд модификаций «Мозгового штурма», есть даже варианты его проведения в одиночку. Но в классическом понимании «Мозговой штурм» выглядит примерно следующим образом: собираем группу заинтересованных в получении новой идеи людей (желательно, разных по возрасту, образованию, складу характера), запираем их в помещении и — «время пошло!». Все идеи, включая самые бредовые, фиксируются ведущим, их впоследствии оценивает группа «критиков», скрупулезно отделяя зерна от плевел. Согласно статистике, около 15% идей должны оказаться перспективными для получения новой идеи.
Очень часто применяемым является "Корабельный совет", хотя мало кому этот метод известен именно под этим названием. «Корабельный совет» также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет ведущий (Капитан) согласно их статусу. Он же задает вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От Капитана, главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» — от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при поиске новых идей в экстремальных ситуациях, при дефиците времени. Строго говоря, «Корабельный совет» является хорошо подготовленным и профессионально проведенным классическим производственным совещанием.
К менее известным методам психологической активизации творческого мышления относится использование аналогий, в том числе метод «синектика» (предложил У. Гордон (США) в 1952 году), который использует свойство нашего мозга устанавливать ассоциативные связи (вспомним героиню Агаты Кристи Мисс Марпл, которая лихо раскрывала самые запутанные преступления, основываясь на аналогиях). Известно несколько видов аналогий: прямая, личная и фантастическая.
Прямая аналогия — используются готовые решения аналогичных задач в других областях знаний с последующей их адаптацией. Личная аналогия — предлагается войти в роль изобретаемого объекта, сконцентрироваться на ощущениях и путях решения проблемы.
Фантастическая (сказочная) аналогия предполагает введение в задачу фантастических или сказочных средств или персонажей.
Психотехники активизации творческого мышления основаны на использовании подсознательных процессов. Особенно эффективными для активизации творческого мышления могут быть техники НЛП, и самой простой из них является «якорение ресурсов». Суть этой техники в том, чтобы сознательно и в нужный момент вызывать и использовать свои психологические ресурсы. Мы получаем доступ к тем ситуациям в прошлом, когда были переполнены творческими силами и вдохновением, переживали состояния творчества, мастерства, совершенства. Эти ресурсы «якорятся», то есть создается этакая «кнопочка», включение которой автоматически погружает нас в нужное состояние. «Якорем» может служить тактильное ощущение, звук, зрительный образ.
Более глубинной техникой является рефрейминг (дословно означает «вставить в новую рамку»). Он используется для обозначения процесса изменения восприятия ситуации. "Выход за рамки" своих и коллективных стереотипов — основа любого творчества. Различают рефрейминг контекста и рефрейминг содержания, для проведения последнего нужна уже некоторая подготовка или помощь НЛПера, но и результаты, право же, того стоят.
Один из постулатов НЛП гласит: то, что способен сделать хоть один человек на свете, способен повторить и любой другой. НЛП-еры изучают процессы творчества выдающихся деятелей, моделируют их и превращают в доступные каждому методики.
Очень полезной может быть Стратегия творчества Уолта Диснея, подробное описание которой легко найти в психологической литературе. Суть ее в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уолт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей – Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место Мечтателя, он придумывал новые идеи, предавался фантазиям. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант. Эффективность такой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных бизнесменов мира.
Особая группа методов этой группы – это техники, основанные на использовании трансовых состояний. Забавен метод, который использовал Сальвадор Дали для получения идей своих гениальных полотен. Взяв в руку металлическую ложку, он удобно устраивался в кресле, а рядом ставил на пол жестяную миску. Затем он полностью расслаблялся и начинал дремать. В момент засыпания пальцы непроизвольно разжимались, ложка с грохотом падала в миску. Дали просыпался и в этот момент видел фантастические образы. Придуманный С. Дали способ положен в основу специальной техники, которая способствует рождению новых идей.
Состояние на грани сна и бодрствования вообще очень продуктивно для творчества, его использовал и великий Леонардо да Винчи, который каждые три часа засыпал на 15 минут.
Эpиксоновский гипноз (создатель Милтон Эриксон) использyет способность к непpоиз-вольномy тpансy, которая присуща любому человекy, поэтомy не существует людей, на которых он «не действует». Если раньше эриксоновский гипноз использовался, в основном, в психотерапии, то сейчас его применение распространилось на различные сферы деятельности, а освоение доступно всем желающим. Принципы, которые лежат в основе подхода М. Эриксона: транс естественен; бессознательное может работать продуктивно и автономно; каждый человек располагает необходимыми ресурсами; транс активизирует эти ресурсы.
Кроме техник, в которых «клиента» погружает в трансовое состояние специалист, существуют техники самогипноза. Очень интересна и проста в освоении, например, техника самогипноза Бетти Эриксон.
3. Методов систематизированного поиска идей существует также немало. Наиболее известны: метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, морфологический анализ.
Метод контрольных вопросов используется для того, чтобы с помощью задаваемых в определенной последовательности вопросов лучше понять проблему. Таких списков контрольных вопросов разработано достаточное количество для разных областей деятельности. Вот пример одного из них:
1. Какова основная функция объекта?
2. Что представляет собой идеальный объект?
3. Что будет, если объекта не будет вообще?
4. В какой другой области выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
5. Можно ли разделить объект на части?
6. Можно ли неподвижные части объекта сделать подвижными?
7. Нельзя ли исключить предварительные операции?
8. Какие дополнительные функции может выполнять объект?
Метод фокальных объектов отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. Базируется он на установлении связей между фокусом и случайным словом и включает следующие шаги:
1. Определяем фокус (наш объект).
2. Выбираем случайные существительные - открываем словарь и выбираем наугад слова.
3. Подбираем к выбранным существительным подходящие по смыслу прилагательные.
4. Связываем позиции из п.3 с фокусом из п.1 и по возникающим ассоциациям ищем идеи;
5. Оцениваем полученные варианты и выбираем лучшие.
Из методов этой группы наиболее популярен морфологический анализ. Прародителем морфологического анализа является представитель алхимической элиты своего времени, философ, богослов и миссионер Раймунд Луллий (1235 –1314), идеи которого развил в последствии швейцарский астрофизик Цвикки. Суть метода – в сравнении аналогичных объектов и определении их существенных составляющих. Главным инструментом является построение так называемого морфологического ящика - таблицы, «шапку» которой составляют выделенные существенные составляющие системы, а в столбцы вносятся возможные варианты их проявления. Выбирая случайным образом варианты существенных составляющих, получаем их новое сочетание и, соответственно, новую систему.
Из алгоритмических методов решения творческих задач самой эффективной и наиболее глубоко проработанной является ТРИЗ(основоположник Генрих Саулович Альтшуллер, инженер, изобретатель, писатель-фантаст) и системы, созданные на ее основе. Основной инструмент ТРИЗ - Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовате-льных шагов, выявляющих и разрешающих противоречия, существующие в системе. В АРИЗ используется ряд творческих инструментов, такие как таблица устранения технических противо-речий, стандарты решения зобретательских задач, вепольный анализ, указатель физических эффектов, методы развития творческого воображения. В своем развитии АРИЗ имел ряд модификаций, это сложные методики, для освоения которых требуется специальная подготовка.
ТРИЗ позволяет поставить творчество «на поток», лишает его налета мистики и таинст-венности, заменяя муки творчества и радости озарения очень технологичными, даже рутинными процессами, дающими на выходе нужный результат. Хотя изначально ТРИЗ создавался для решения технических задач, его подходы оказались универсальными. В настоящее время ТРИЗ приобретает второе дыхание и новое развитие. На ее базе сформированы самостоятельные направления и школы, ТРИЗ-методики перекочевали из технической области в другие сферы, где особенно велика потребность в креативном мышлении. Особенно активно приложения, основанные на методологии ТРИЗ, используются для решения бизнес-задач, в маркетинге, рекламе, избирательных технологиях.
Завершить рассказ о методах развития творческого мышления хочется словами Мо Шапиро: «Когда какой-то метод создания новых идей становится для вас привычным, работа вашего воображения становится непродуктивной. Вы уже не замечаете и не осознаете тех возможностей, которые находятся перед вами, пока кто-то другой на них не укажет. Чтобы осознать все возможности, которые вам предоставляет жизнь, надо уметь мыслить гибко, используя все разнообразие методов, способных стимулировать творчество. Радость рождения оригинальных идей доступна каждому!».
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.
2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.:Беларусь, 1994.
3. Горин А. А вы пробовали гипноз? (Практическое руководство по применению гипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни). -СПб.:, 1985.
4. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личной эффективности: Учебное пособие. – М.: Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 2002.
5. Перкинс Д. Как стать гением, или искусство взрывного мышления. Пер с англ. В.М. Абашкина. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2003.
6. Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.
7. Спаркс М. Начальные навыки эриксоновского гипноза, Воронеж, 1995.
8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.
9. Шапиро М. Измените свое мышление. Измените свою жизнь к лучшему. – М.: Изд-во Эксмо., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...
Декоративно – прикладное творчество, как важнейший метод развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Аннотация: В данной статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка с ограниченными возможнос...
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа».
Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в детском объединении « Творчество природа»....
Проект "Развитие речи детей с ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста методом частушечного творчества".
Актуальность проблемы развития речи детей ОВЗ дошкольного возраста остается приоритетной в настоящее время в детском саду в целях подготовки их к школьному обучению и активной социализации в свете реш...
Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...
Дидактические материалы мастер – класса «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Подборка игр, испульзуемых при применении метода фокальных объектов...
Инновационные методы и формы на уроках иностранного языка для развития творчества, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка....