Инновационные методы и формы на уроках иностранного языка для развития творчества, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
статья по английскому языку

выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка.                                                                     В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_metody.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Инновационные методы и  формы на уроках иностранного языка для развития творчества, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения».

Сычева М.В. учитель английского языка, МАОУ СШ №1 г.Михайловска

Аннотация

 В данной статье рассматривается применение инновационных технологий в обучении английскому языку. Описаны достоинства и необходимость применения инновационных технологий, влияние на успеваемость, мотивацию учащихся и изменение результатов обучения, повышение заинтересованности учащихся, их самостоятельности и способности к самоконтролю

Цель моей работы: выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка.                                                                     В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;

– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;

– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии ЯП, драматизаций, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления;

– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.                                                                                         Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Помимо отбора содержания языкового образования для решения стоящих передо мной задач целесообразно подхожу к выбору соответствующих технологий обучения.

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления.

Обучение в сотрудничестве я осуществляю через включение обучающихся в образовательную деятельность на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.                      Интегрированные уроки помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. Любая страноведческая тема требует владения дополнительной информацией о культуре, людях, системе образования, географии, климате, политике, истории страны изучаемого языка. Так, например, при подготовке урока по теме «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах нам понадобилось знание зарубежной литературы, знаний по музыке и музыкальной литературе и др. Экологический проект “We Live on Earth” непосредственно связан с уроками географии, истории, биологии. Здесь формируются и межпредметные навыки. Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету принадлежит нестандартным формам урока: «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», «Звездный час», «Урок – путешествие» и др. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения.

Использование информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают мне реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Далеко не секрет, что современные ученики не любят читать даже на родном языке. И в практике работы перед нами встает злободневный вопрос, какими методами и приемами без принуждения приобщить их к чтению на иностранном языке, как сделать уроки чтения занимательными и интересными? Мне помогает организация проблемно-поискового чтения, как печатных изданий, так и Интерне сайтов, которые я систематически организую уже на средней ступени обучения, с учащимися младшего подросткового возраста, прививая вкус и интерес к чтению. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. На уроках английского языка с помощью Интернета я решаю целый ряд дидактических задач: формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствую умения письменной речи школьников; пополняю словарный запас учащихся; формирую у школьников мотивацию к изучению английского языка. 

Интерактивные методы обучения особенно эффективны на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка. Например, при изучении и употреблении глагола ‘to be‘. Как сделать так, чтобы все непонятное для младших школьников нашло свое объяснение, чтобы это уложилось в их головках, да еще было интересно и увлекательно? На помощь приходит сказка. В ней происходят чудеса, а каждое действие и правило приобретают смысл.

Недалеко-неблизко, в лесу озеро есть, называют то озеро “to be”, что значит “быть, находиться “. И водятся в том озере разные рыбки; зовут тех рыбок “am”, “is”, “are. Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у младших школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Euro Tallk”, “Learn to Speak English”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Использую при изучении тем: “Числительные”, “Цвета радуги”, “Магазины и покупки” и т.д. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Дети с удовольствием работают за компьютером. Учащиеся начальной школы изучают информатику со второго класса, поэтому многие делают презентации на различные темы, составляют мини – проекты “Мой любимчик”, “Мы идем в зоопарк”, “Моя школа”, “Дом, милый дом”. В старших классах практически по каждой теме выполняются проекты с презентацией в Power Point.

Метод обучения в сотрудничестве.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

Основные принципы: а) группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

 Варианты обучения в сотрудничестве:

Student team learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:  а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения. 

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
в) каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме. 

В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии
«Jigsaw-2»  («Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась. 

Еще один вариант обучения в сотрудничестве –
learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

Этот метод является базисным при разработке проекта.  Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее.

Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.

Список литературы:

. Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Мавриди К.Н. Инновационная деятельность педагога// Международный журнал экспериментального образования// 2014.- №10. -С.161-162

4. Новикова Г.П. Инновационная деятельность – важнейшее условие профессионально – личностного развития педагога/ Г.П. Новикова// Педагогическое образование и наука// 2015. - №7. – С.11-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Инновационные методы работы на уроках иностранного языка

 Целью данной  работы считаю  выявление возможностей современных педагогических интерактивных технологий, как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучен...

Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.

Отчет по теме самообразования "Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения."...