Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)
рабочая программа

Князева Анастасия Борисовна

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных предметов, частей, элементов.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

 Конструирование – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям.

Моделирование – это познавательный процесс, который обогащает учащихся общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию техническихи творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_konstruirovaniya_knyazeva_a._b._10_-_12.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление образования администрации городского округа Зарайск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Принято на заседании

методического совета

от «___»_______________20____ г.

Протокол №____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО

 «Центр детского творчества»

_____________ /Т.Ю.Бородина/

«_____» ___________20____ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Школа конструирования»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 9 - 11 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор составитель:

Князева Анастасия Борисовна, педагог дополнительного образования

г.о.Зарайск, 2019

Пояснительная записка

Дополнительная  общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» разработана с учетом современных требований и  основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  6. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
  7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
  8. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  9. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных предметов, частей, элементов.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

 Конструирование – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям.

Моделирование – это познавательный процесс, который обогащает учащихся общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию техническихи творческих способностей детей.

Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить младших школьников к конструкторско-технологической деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия.  

Конструирование из бумаги и картона – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой  дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации).

Моделирование из бумаги и картона – дает возможность учащимся делать несложные модели от простых к более сложным. Моделирование и конструирование из бумаги, картона и других материалов – один из популярных видов конструкторно – технологической деятельности. Под моделированием и конструированием понимают создание макетов, поделок, действующих моделей по готовым чертежам, образцам, описаниям. Моделирование и конструирование включает в себя различные сочетания взаимного расположения частей и элементов изделия, способов их создания, взаимодействия с учетом материалов из которых будут изготовлены отдельные детали и целые макеты, изделия.

Согласно «Концепции развития дополнительного образования» утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р содержание дополнительной общеравивающей программы ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержка талантливых детей;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся.

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа конструирования» технической направленности.

Она обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, личностное самоопределение и самореализацию, для обогащения внутреннего мира учащегося. Программа способствует зарождению и познанию интереса у учащихся к техническому моделированию и развитию конструкторских способностей и мышлению. В основу программы положена идея развития познавательной и креативной сфер учащихся, их способности образно (а иногда, и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами технического моделирования.

Программа имеет «Базовый уровень»  и  рассчитана на 2 года обучения.  Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся представление о различных видах бумаги и ее значении в жизни  человека, общества.  Основой данной программы является использование на занятиях различных методик выполнения изделий из разных видов бумаги, с использованием самых разнообразных техник, что дает возможность учащимся найти себя в одном или нескольких из направлений начального конструирования и наиболее полно реализовать в них свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к конструированию. Техническая деятельность обучаемых на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий и в творческих проектах.

Актуальность  программы и педагогическая целесообразность заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие технических способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы: формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для самореализации личности ребёнка, раскрытия творческого потенциала путем приобщения к конструированию и моделироованию из бумаги, развитие технических интересов и склонностей детей.

Задачи программы:

Личностные:

  • Воспитание интереса к искусству и модульного оригами, нравственно-эстетической отзывчивости к прекрасному в жизни и искусстве.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Умение работать в команде.

Метапредметные:

  • раскрыть природные задатки и способности детей (восприятие, образное мышление, фантазию, память,  моторику мелких мышц кистей рук и др.);
  • развивать логического и пространственное воображение, интерес к процессу работы и получаемому результату;
  • развивать политехническое представление и расширять политехнический кругозор;
  • активизировать мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему делу;
  • привить навыки самостоятельного творческого процесса, сформировать опыт творческой деятельности;
  • побуждать к познанию нового, сложного через процесс самообразования; 
  • стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
  • добиваться достижения поставленных целей.

Предметные (образовательные):

  • научить применять на практике основные инструменты и материалы, необходимые для работы ;
  • обучть первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными, инструментом, материалами, применяемыми в моделизме;
  • изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения моделей, макетов и т.д.;
  • пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
  • обучить различным приемам работы с бумагой;
  • привить навыки и умения работы с различными материалами и  
  • инструментами в процессе изготовления различных изделий и
  • использовании технологий;
  • побуждать детей эстетически правильно выполнять изделие;
  • научить создавать композиции с изделиями в разных техниках;
  • сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе обучения со сверстниками;
  • изучение основ проектно-исследовательской деятельности.
  • научить правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы в виде простых предложений.

Отличительной особенностью данной программы является система работы с бумагой, которая построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.

Кроме того, существенным отличием программы является предоставление условий для творческого самовыражения детей через обеспечение им свободы выбора (сюжет, тема, материал, цветовая гамма, индивидуальная или коллективная форма работы и др.) и создание мотивации успешности в обучении. Обучение по программе основано на технологии личностно– ориентированного общения с детьми, осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку, развитию его способностей, создание ситуацию успеха. Содержание программы доступно пониманию ребенка, стимулирует потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображение, способствует формированию собственного выбора вида и средств технической деятельности. В работе с детьми не допускается авторитарный стиль воспитания, негативные эмоции, создается благоприятная атмосфера творчества, сотрудничества. Обязательным в программе является применение элементов здоровьесберегающих технологий: гимнастики для глаз по методике В.Ф. Базарного; пальчиковой гимнастики, физминуток, способствующих предотвращению утомляемости и напряжения детей.

        Руководствуясь Инструктивным письмом Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07         «Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области»  в программе запланированы и проводятся  профилактические беседы, игры, викторин по правилам дорожного движения, что является неотъемлемой составляющей творческой активности и продуктивности деткой деятельности.

На каждом году обучения запланировано по 4 часа мероприятий (бесед, игр, викторин) в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, макетов, изделий, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. макетов, изделий. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Адресат программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы: от 9 до 11 лет. Программа «Школа конструирования» разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и подростков 9 – 11 лет. Возрастной диапазон, в котором реализуется программа достаточно велик – от младшего школьного до подросткового возраста.

Предусмотрено инклюзивное образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность заниматься творчеством и общаться со сверстниками. Программа также может быть реализована на группах детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация занятий в таких группах, прежде всего, предлагает учет индивидуальных и возрастных способностей учащихся и медико-психолого-педагогические характеристики.

Объём и сроки  освоения программы.

Общеразвивающая   программа  «Школа конструирования» разработана на 1 год обучения.

Группа комплектуются из детей 12-15человек. Комплектование происходит по желанию детей и заявлению родителей (законных представителей). Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий технического творчества.

Формы обучения.

Программой предусмотрена очная форма обучения (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (глава 2, ст.17, п. 2)  

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на групповые занятия. Состав групп в объединении  постоянный.

В основе предлагаемой программы лежит принцип доверительного сотрудничества, который рассматривает становление подобных отношений как показатель успешности и завершённости дополнительной образовательной деятельности, развивающей личность подростка. За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Режим занятий  

Учебный год состоит из 41 учебной недели. Занятия в группе планируются следующим образом - 2 раза в неделю по 2 учебных часа (164 часа в год).

В летний период (каникулярное время)  предусмотрено закрепление изученного и отработка практических навыков  в виде практикумов по составлению и выполнению изделий  с использованием разнообразных материалов.

Планируемый результат 

Данная образовательная программа обеспечивает развитие творческой активности, саморазвивающейся личности ребенка, его индивидуальных творческих способностей и личных качеств. В результате прохождения программы ребенок приобретает необходимый набор знаний, умений и навыков, позволяющих в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • основные свойства материалов для моделирования и конструирования;
  • самостоятельно читать и зарисовывать схемы изделий;
  • принципы и технологию постройки объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
  • принципы и технологию постройки сложных объемных моделй из бумаги и картона, способы соединения деталей и частей изделия;
  • понятие «проект»;

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону и чертежу;
  • разбираться в чертежах, составлять эскизы;
  • самостоятельно изготовить модель от начала и до конца;
  • умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • защитить проект;
  • создавать объемные фигуры (по заданному контуру, по рисунку, по основным параметрам, по геометрическим парметрам);
  • выполнять самостоятельно разметку на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблона;
  • самостоятельно складывать модули оригами и собирать их по схеме;
  • определять основные части изготовляемых моделей и правильно

произносить их названия;

  • работать с различными инструментами;
  • правильно и эстетично оформить работу;
  • окрашивать модель кистью.

Ожидаемые результаты по итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы:

  • участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях;
  • участие в конкурсах и выставках технического творчества;
  • выполнение индивидуального проекта по итогам учебного года

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации программы:

Личностные:

  • формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
  • формирование уважения к мастеру и его профессионализму;
  • формирование эстетических качеств;
  • формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело;
  • формирование положительного отношения к ведению здорового образа жизни и готовности к самоопределению в жизни;
  • формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;
  • пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений;
  • побуждать интерес к проектно – исследовательской деятельности.

Метапредметные:

  • развитие природных задатков ( памяти, мышления, воображения, креативности, моторики рук);
  • развитие самостоятельности в творческой деятельности;
  • развитие фантазии, образного мышления, воображения;
  • выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и саморазвития;
  • развитие целеустремленности;

Предметные (образовательные):

  • знание истории, терминологии и современные направления развития технического мастерства(конструирование);
  • знание видов и свойств бумаги;
  • терминологию и современные направления технического творчества;
  • формирование практических навыков в области конструирования и владение различными техниками и технологиями изготовления моделей и изделий из различных видов бумаги и материалов;
  • формирование самостоятельности, умение излагать творческие замыслы.

Формы аттестации

Технические и творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы. Для получения устойчивого навыка в работе ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при внимательном и терпеливом руководстве педагога.

Формами входной диагностики является: анкетирование, собеседование с ребенком и наблюдение за работой (фиксируется уровень подготовки).

Промежуточная аттестация проводится в форме викторины, выставка работ воспитанников, где сами обучающиеся дают оценку тому  или иному изделию,  изготовление контрольного изделия (в процессе проводится экспресс - опросы, по мере изготовления изделия)  

В конце 1 года обучения по данной программе применяется итоговая диагностика (творческий проект). В конце обучения по данной программе учащиеся защищают творческо – исследовательский проект.

          Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования, оценку умений и навыков до профессиональной подготовки, оценку коллективно-индивидуальную (качество индивидуальной работы, общая итоговая работа). 

            Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки  творческих работ учащихся и персональные выставки, участие в конкурсах разных уровней, написание проектов, презентация личных достижений. Участие воспитанников объединения в выставках – конкурсах требует не только высокого качества изготовления поделки, но и большого эмоционального напряжения. По тому, каким образом учащиеся самостоятельно, без помощи педагога добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности применяемых методов и приёмов обучения, доступности материала, возросшему уровню творческого развития учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • Зачет;
  • Творческая работа;
  • Тестирование;
  • Протоколы конкурсов, выставок;
  • Сертификаты, грамоты, дипломы;
  • Перечень готовых работ;
  • Портфолио.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • Выставки;
  • Портфолио;
  • Защита творческих проектов.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы созданы необходимые и специальные условия соответствующие  «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)».

Кабинет для занятий – это светлое, просторное помещение. В нём есть достаточное дневное и вечернее освещение; его легко проветрить. Эстетическое оформление кабинета, чистота и порядок, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

          Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Столы размещены так, чтобы естественный свет падает с левой стороны. Учебная мебель промаркирована. В кабинете есть передвижная доска, на которой выполняются графические работы, развешиваются плоские наглядные пособия. Экран служит для демонстрации отдельных слайдов, презентаций и т. д. В кабинете имеется компьютер для демонстрации изделий, мастер-классов (в режиме реального времени).На боковой стене кабинета располагаются комбинированные шкафы с застеклённой верхней частью, где постоянно размещается выставка детских работ, образцы.

          Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях: коллекции детских работ, выполненных на высоком уровне, образцы, изготовленные педагогом; компьютерные фильмы, методические разработки альбомы и слайды с изображением детских творческих работ; альбомы с образцами изделий с описанием  способов применения в оформлении и украшении домашнего интерьера; технологические карты изготовления различных изделий, чертежи и шаблоны; таблицы, схемы по разделам программы; таблицы и схемы последовательности работы; папки со схемами изготовления простых и сложных моделей, сменная выставка работ воспитанников.

          Оборудование и инструменты, необходимые для реализации программы:  линейки, ножницы, шило, карандаши, маркеры, мел, пассатижи (или кусачки), канцелярский нож, картонные , спичечные коробки, копировальная бумага, бумага - калька, бумага разной текстуры, материалы необходимые для отделки: кожа, фетр, войлок, тесьма, бусинки, пуговицы, клей ПВА,  разнообразный бросовый материал и др.

Инструменты, материалы, различные приспособления хранятся в отдельных ящичках и в определённом порядке, что обеспечивает быструю раздачу их на занятиях.

Информационное обеспечение программы:

-видео-, фото-источники, журналы и литература по данным видам рукоделия;

-образцы и наглядные пособия, шаблоны.

-материалы, предоставленные Интернет-источниками в режиме реального времени:

-видео-мастер-классы портала «Ярмарка Мастеров» [электронный ресурс];-http://www.livemaster.ru/masterclasses/zhivopis-i-risovanie/zhivopis;

        

Учебный план

п/п

        Название разделов

Всего часов

Теоретические         часы

Практи

ческие часы

Формы аттестации/ контроля

1

2

3

4

5

1.

Вводное занятие

2

1

-

Беседа, устный опрос

2

Раздел 1

Работа с бумагой«Модульное оригами»

2.1.

Проектирование и моделирование из модулей

16

2

14

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

2.2.

Конструирование игрушек

16

1

15

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

2.3.

Конструирование героев мультильмов

16

1

15

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

3

Раздел 2

Работа с картоном

3.1.

Изготовление различных моделей изделий для дома по замыслу.

8

1

7

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

3.2.

Изготовление различных моделей транспорта

8

1

7

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

3.3.

Изготовление различных моделей животных по замыслу

16

1

15

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

4

Раздел 3

Работа с бумагой «Бумагопластика»

4.1.

Конструирование моделей «Арт-обектов» по шаблону.

8

2

6

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

4.2.

Конструирование макета  «Город» по выкройкам.

8

2

6

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

4.3.

Конструирование моделей «Мост» по выкройкам.

8

2

6

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

5

Раздел 4.

Работа с бросовым материалом

5.1.

Конструирование и моделирование из картонных втулок по замыслу.

10

1

9

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

5.2.

Конструирование и моделирование из картонных коробок.

12

1

11

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

5.3.

Конструирование и моделирование из спичечных коробков.

12

1

11

Устный опрос, практическая работа, наблюдение

6

Раздел 5.

Исследовательский проект

6.1.

Основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ

1

1

-

Беседа, устный опрос, наблюдение

6.2.

Выполнение проектов

12

2

10

Практичес

кая работа,

наблюдение

6.3.

Защита проектов

1

1

-

7

Беседы по ПДД

10

10

-

Устный опрос,

наблюдение

8

Итоговое занятие

2

-

2

Устный опрос,

наблюдение

Итого:

164

31

133

Содержание программы (164ч.)

Вводное занятие (2ч.)

Теория: Правила внутреннего распорядка в объединении и в Центре детского творчества в целом. Содержание работы. Инструменты и материалы. Техника безопасности с режущими и колющими инструментами и с электрическими приборами. Знакомство с планом эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.  

Раздел 1.

Работа с бумагой«Модульное оригами» (48ч.)

 Теория: Продолжение знакомства с историей возникновения и развития бумажного производства с видами бумаги. Конструирование изделий и игрушек разных форм. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.

Практика:

- Проектирование и моделирование зданий по замыслу.

- Конструирование игрушек по замыслу.

Раздел 2.

Работа с картоном (32 ч.)

Теория: Сложный вид конструирования- конструирование из кортона. Научить детей где нужно сделать какой надрез, чтобы в дальнейшем её склеить. Учить конструированию изделий  путём составления их из отдельных готовых форм.

Практика:

- Изготовление различных моделей изделий для дома по замыслу.

- Изготовление различных моделей транспорта.

- Изготовление различных моделей животных по замыслу.

Раздел 3.

Работа с бумагой «Бумагопластика» (24 ч.)

Теория: Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги. Учить искусству создания композиций из бумаги. При выполнении композиций и отдельных изделий в технике бумагопластика выполняются различные виды складывания и сгибания листов, благодаря чему придается объем.

Практика:

- Конструирование моделей «Арт – объект» по шаблонам .

- Конструирование моделей «Мост» по выкройкам.

Раздел 4.

Работа с бросовым материалом (34 ч.)

Теория: Конструирование изделия для дома, игрушек, моделей транспорта из втулок, картонных коробок с отделкой и декором. Подбор материала. Применение готовых изделий в быту.

Практика:

- Конструирование и моделирование из картонных втулок по замыслу.

- Конструирование и моделирование из картонных коробок по замыслу.

Раздел 6

Исследовательский проект (14).

Теория: Проектирование. Увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Выбор идей, выбор тематики, формирование творчески - исследовательских групп для выполнения групповых и индивидуальных проектов. Изучение литературы, работа с Интернет-ресурсами.

Практика:

- Выполнение проекта.

Беседы по ПДД (10). 

          Теория: ознакомление детей с правилами дорожного движения. Закрепление представления учащихся о правилах поведения на улице, назначение и внешнем виде городского транспорта.

Итоговое занятие (2). 

Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Анализ работ учащихся: выявление ошибок и удачных моментов в работе каждого обучаемого и объединения в целом.

Методическое обеспечение программы

Весь образовательный процесс в объединении носит развивающий характер, т. е.  направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учётом возможностей каждого члена детского коллектива, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учётом направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, занятий и др. Основным методом проведения занятий является практическая работа по изготовлению различных творческих работ. Этот метод активно применяется на всех этапах обучения. Основной целью практической работы является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности.

Среди других методов активно используются:

словесно – наглядный: педагог предлагает учащимся образец, который они рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением;

проблемно-поисковый: учащиеся изготавливают изделие по фотографии, рисунку; учатся  самостоятельно  решать творческие замыслы, выбирать необходимый материал и технику исполнения работы;

игровой: педагог предлагает учащимся различные игровые методики, которые развивают коммуникативную, творческую деятельность членов детского коллектива.

Метод воспитания:

- беседы с учащимися по разным темам программы;

- встречи с интересными людьми, чьё творчество стало основой жизни;

- различные конкурсные и игровые программы, викторины.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

Групповая

Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.

Фронтальная

Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

Индивидуальная

Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».

Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.

Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игры, конкурсов – выставок и др. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, подросток получает всё необходимое для полноценного развития и воспитания.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Часто используемая форма оценки – это организованный  просмотр выполненных работ, где учащиеся сравнивают изделия, дают свою оценку и пожелания. Такие коллективные просмотры и анализ работ приучают детей  справедливо и объективно оценивать свою работу и работы других учащихся, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Данная программа способствует через обучение и  воспитание расширению кругозора, развитию творческих способностей обучаемых в техническом творчестве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

С целью более полного вовлечения учащихся в учебный процесс использую разнообразные формы занятия: игра; конкурс, встреча с интересными людьми, презентация, творческая мастерская (совместно сродителями), экскурсия, ярмарка, мастер-класс.

Для проведения успешных занятий используются различные технологии:

  • проблемного обучения – учащиеся самостоятельно находят пути решения той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт, творческую активность (например,  при изготовлении натабуретницы педагог сообщает только размеры изделия, а форму, подбор ткани  и другие варианты изготовления изделия обучаемые придумывают и выбирают сами);
  • дифференцированного обучения – используется метод индивидуального обучения (изделие, выполненное обучаемым неповторимо);
  • личностно-ориентированного обучения – через самообразование происходит развитие индивидуальных способностей (особенно прослеживается на 2 и 3-и этапе обучения);
  • развивающего обучения – учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности;
  • игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом, происходит закрепление пройденного материала (различные конкурсы, викторины и т.д.). Учащиеся сами придумывают и разыгрывают театральные мини  -  сценки, используя сделанные ими игрушки, куклы и др. поделки.
  • здоровьесберегающие технологии- проведение физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики во время занятий, а также беседы по правилам дорожного движения, «Минуток безопасности» перед уходом учащихся домой.

Данная программа построена на принципах: личностно – ориентированной направленности, гуманизации, увлекательности, творчества, доступности, коллективности, системности, интеграции отдельных видов техничского творчества.

Алгоритм учебного занятия

Блоки (части) занятия

Этап

учебного

занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

1. Организационный

Подготовка учащихся к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2. Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения творческого домашнего задания, выявление неточностей и их коррекция.

Проверка творческого домашнего задания,   проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

3. Подготовительный

(подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся.  

Осмысление возможного начала работы

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала.

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

5. Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

7. Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8. Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

9. Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

10. Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

11. Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности

Дидактические материалы

Дидактическое обеспечение  программы располагает широким набором материалов и включает:

  • видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
  • литературу для обучающихся по техническому творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);
  • литературу для родителей по техническому творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;
  • методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
  • иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.);
  • раздаточный материал (шаблоны, карточки,  образцы изделий);
  • технологические карты по различным темам программы и т.д.

Литература для педагога.

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.  Ю. Уроки оригами  в школе и дома, Издательство «Аким», 1995.
  • Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Издательство ЭК СМО-Пресс, 2001.
  • Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию - М.: «ЧеРо», 2003.
  • Горский В. А. Дополнительное образование. - М, 2003.
  • Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.
  • Закон РФ «Об образовании». - М.: Новая школа, 1996.
  • Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт-Петербург, 1996г.
  • Кругликов Г.  И. Основы технического творчества, М.: Народное
  • образование, 1996.
  • Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004
  • Кудишин И. Все об авиации.  -  М.: ООО Издательство «РОСМЭН  -
  • ПРЕСС», 2002.
  • Левитан Е. П. Краткая астрономия. – М.: «Классикс Стиль», 2003.
  • Программы для внешкольных учебных учреждений. Техническое
  • творчество учащихся. - М.: Просвещение, 1999.
  • Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999г.
  • Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001г.
  • Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев «Радянська школа» 1982.

 Литература для учащихся.

  • Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги, С.-П., Изд. ВИАН, 1997г.;
  • Богатеева З.И. Чудесные поделки из бумаги, М; ООО ИКТИ «Лада», 2008 г.;
  • Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.
  • Кожина О.А., Кораблёвва О.Л. Сделай сам. Владос. Ярославль, 1994.
  • Лебедева Л.И. Умелые руки не знают скуки. Малыш. Москва, 1998.
  • Махмутова Х. Домашний дизайн. Москва. Эксмо, 2001.

Приложение№1

Творческая работа

Объединение «Школа конструирования»

Промежуточная аттестация

Форма: Творческое задание.

Цель: проверка ЗУН учащихся, полученных в объединении за  1 полугодие.

Задание: выбрать материал для изготовления творческого задания.

- выполнить работу в технике модульное оригами.

Приложение №2

Творческое задание

Объединение «Школа конструирования»

итоговая аттестация

Форма: Защита проекта

Цель: Проверка ЗУН учащихся, полученных в объединении за год.

Задание: выполнить творческий проект на свободную тему, выбрав любой раздел программы «Школа конструирования».

Приложение №3

ТЕСТ

НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ

Вопросник с ключами

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи часто зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл.

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то сметное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите.

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла;

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;

б) нет — 1 балл;

в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое я, выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «вы любите себя, но не любите других».

Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего вы защититесь утверждением, что все врут календари. А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой

Приложение №4

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 

 Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

 

Приложение №5

«Минутки безопасности»

« Минутка» - это кратковременное занятие - напоминание по тематике безопасности движения, которое проводится педагогом, в конце каждого последнего занятия, то есть непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой.

Цель минутки - приобретение навыков движения и навыков наблюдения, оценки обстановки на улицах и дорогах города.

1.Почему опасно перебегать через дорогу?

-Когда человек бежит, ему трудно видеть, что происходит вокруг. И еще, торопясь,  вы можете упасть, не заметить выезжающую из переулка машину и т.п.

2.Где идти пешеходу, если нет тротуара?

-Когда нет тротуара, пешеходной дорожки или обочины, то идти нужно в один ряд по краю проезжей части. За городом пешеходы в таких случаях должны идти навстречу транспорту.

3.Почему нельзя переходить дорогу наискосок?

-Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к  машинам и можешь не увидеть их. Кроме того, путь становиться длиннее, вы находитесь на проезжей части больше времени.

 4.Что может получиться, если выходить из автобуса в последний момент?

 -Водитель увидит в зеркало, что никого нет, и начнет закрывать двери. Если вы опоздаете с выходом, то двери могут прищемить вас. При этом можно упасть и оказаться под колесами автобуса.
5. Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руки?
Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует (конечно, если школьник не ведет своего младшего брата или сестренку), потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потеряют драгоценные секунды.
6. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?
Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающимпосадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт.
Поэтому выбегать из-за него нельзя - ни спереди, ни сзади.
Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.
7.В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми?
Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не выпускать их.
Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса.
Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улицы, могут вырваться и побежать к ним.
8.Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?
Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только одну машину и не заметит обгоняющую машину.
Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины? Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.
9.Можно ли отвлекаться при переходе дороги?
Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасная привычка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Детский танец» (стартовый уровень)

                     В содержание программы входят два модуля –  «Эстрадное творчество» и «Креативное творчес...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного ко...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный текстиль» (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный текстиль» носит практико-ориентированный характер. Уровень освоения программы общекультурный (стартовый).П...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (Стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Программа  «Волшебный  завиток»  имеет  художественную направленность,  относится  к  стартовому  уровню,  что  является  первой ступ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ниточка-иголочка" (стартовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)

Программа «Ниточка  -  иголочка» относится  к стартовому уровню  и имеет  художественную  направленность.  Содержание  стартового  уровня являе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветочная фантазия" (стартовый уровень, 8-12 лет, 72 часа)

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Цветочная  фантазия»  имеет  художественную  направленность, относится  к стартовом...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Лего - конструирование»

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для младшего школьника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей...