Программа дополнительного образования "Социальная экология"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Косневич Ирина Борисовна

 Актуальность программы.

 

Проблемы современного человечества, связанные с чистотой
окружающей среды и с экологическими нормами поведения человека, в
последние годы стоят наиболее остро. Все возрастающая численность
человечества, расширение границ его обитания, усиление промышленности и
сельского хозяйства, приводит к тому, что окружающая среда претерпевает
сильные изменения. И эти изменения не всегда положительные.
Новая картина окружающей нас действительности привела к
необходимости нового типа образования и воспитания - экологического. Оно
предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему
миру, формирование модели жизни в соответствии с экологическими
законами и нормами взаимодействия с окружающим миром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_ekologiya_2023.docx351.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\титулы\сканы титульников\Скан_20221110.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….3

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………… 4

1.3. Содержание программы ……………………………………………… 6

1.3.1. Учебно-тематический план ………………………………………….6

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………7

1.4. Планируемые результаты ……………………………………………. 10

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………...

2.1. Календарный учебный график ………………………………………11

2.2. Условия реализации программы ……………………………………. 11

2.3. Формы аттестации / контроля ………………………………………. 13

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………….. 13

2.5. Методические материалы ……………………………………………. 13

2.6. Список литературы …………………………………………………… 15

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. 16

Раздел I.  Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Социальная экология» имеет естественнонаучную направленность и реализуется направленность и реализуется в рамках  мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Программа разработана в соответствии с:

 - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г. и плана мероприятий по ее реализации от 31 марта 2022г. N 678-р;

- Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020г. N 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015Г. №09-3242;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом  Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;

- Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019г. № 212 «О внедрении системы персонифицированного  дополнительного образования на  территории Кемеровской области»;

- Стратегией  развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р);

- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Уставом МБОУ «Падунская СОШ»

- Учебным планом МБОУ «Падунская СОШ»

- Календарным графиком МБОУ «Падунская СОШ»

 Актуальность программы.

Проблемы современного человечества, связанные с чистотой
окружающей среды и с экологическими нормами поведения человека, в
последние годы стоят наиболее остро. Все возрастающая численность
человечества, расширение границ его обитания, усиление промышленности и
сельского хозяйства, приводит к тому, что окружающая среда претерпевает
сильные изменения. И эти изменения не всегда положительные.
Новая картина окружающей нас действительности привела к
необходимости нового типа образования и воспитания - экологического. Оно
предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему
миру, формирование модели жизни в соответствии с экологическими
законами и нормами взаимодействия с окружающим миром.

Отличительные особенности.

Программа направлена на формирование навыков бережного отношения к своему здоровью. Экологическое воспитание затрагивает не столько сохранение этого мира, но и обеспечивает такое взаимоотношение организма с окружающим миром, которое позволяет ему не только выживать, но и быть успешным. Уметь поддерживать своё здоровье на уровне взаимодействия с окружающими объектами.

Педагогическая целесообразность программы. В процессе обучения и развития компетентности учащихся в естественнонаучной области, формируются навыки на уровне практического применения и осуществление проектно-исследовательской деятельности. Содержание программы адаптированы к условиям реализации в рамках образовательных организаций общего и дополнительного образования детей. Одновременно формируются основные понятия науки, элементарные знания о причинно- следственных связях. Приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.

Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 11 до 14 лет. Условия набора группы — принимаются все желающие пройти обучение по программе «Социальная экология». Наполняемость в группе — от 12 до 15 человек.

Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы 1 год, на реализацию данной программы отводится 48 часов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Обучение начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая – аудиторно (36 недель), с 01 июня по 31 августа (12 недель) – занятия в условиях летнего лагеря. Занятия проводятся 1раз в неделю и рассчитаны на 48 недель:

- количество учебных часов за учебный год – 48.

Форма обучения – очная. Формы организации детей на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная. Форма проведения занятий: основная форма — групповые занятия, предусмотрены планом открытые занятия, круглые столы, конференции, коуч-класс. По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, теоретическими, диагностическими.

Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы «Социальная экология» запланировано участие учащихся в экологических конкурсах городского, областного, всероссийского, международного уровней, экологических мероприятиях. Возможна небольшая коррекция программы-этовыезды и выходы на экскурсии, исследования также возможны в другие сроки, в зависимости от погодных условий.  Распределение часов по темам может варьироваться, теоретические занятия интегрированы с практическими, порядок тем может взаимозаменяться. Занятия могут проводиться одновременно со всем составом, по группам или индивидуально. 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование основ экологической культуры учащихся через исследовательскую и социально-значимую деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить учащихся основам биологических знаний для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма;
  • научить учащихся использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
  • научить учащихся работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • научить учащихся проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
  • научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим.

Развивающие:

  • развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • формировать у учащихся умения и навыки по   безопасному применению химических веществ в быту.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся внимательное и бережное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать у учащихся  своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ на занятиях;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию. 

1.3. Содержание программы

       1.3.1. Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

Введение

1

1

Наблюдение, устный опрос.

1

Природа и общество

4

1

3

Наблюдение, устный опрос.

1.1

Организм человека – сложная биологическая система

4

0

4

Наблюдение, устный опрос.

1.2

Человек и окружающая среда

6

2

4

Наблюдение, устный опрос.

2

Здоровье человека и способы его сохранения

12

2

10

Наблюдение, устный опрос.

2.1

Организм человека – «химическая лаборатория»

3

1

2

Наблюдение, устный опрос.

2.2

Влияние качества окружающей среды на здоровье человека

8

1

7

Наблюдение, устный опрос.

2.3

Способы сохранения здоровья человека

4

4

Наблюдение, устный опрос.

2.4

Современная медицина

4

1

3

Наблюдение, устный опрос.

3

Презентация исследовательских работ

2

2

Защита исследовательских работ.

48

9

39

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Теория.    Введение

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Определение структуры научно-исследовательских работ при рассмотрении готовых работ».

Примечание: П./р. – практическая работа.

Раздел 1. Природа и общество (4 ч)

Тема 1.1. Организм человека – сложная биологическая система  (4 ч)

   Характеристика основных систем органов организма человека и условия их нормального функционирования. Физиологические показатели. Организм человека – единое целое. Роль эколого-гигиенических показателей окружающей среды  для жизнедеятельности организма.

Практическая деятельность

   П./р. № 1: Измерение физических данных человека.

Тема 1.2. Человек и окружающая среда (6ч)

   Биосфера. Ноосфера. Урбанизация, ее тенденции в России и Кемеровской области. НТР и состояние окружающей среды. Влияние степени урбанизации на здоровье человека.

Загрязнение,  его формы: физическое, физико-химическое, химическое, биологическое. Источники загрязнения. Экологическая  ситуация  и уровень заболеваемости в Кузбассе. Нормирование  загрязнений. ПДК.

   Влияние человека на водную и воздушную среды обитания.

   Сельское хозяйство Кемеровской области и его влияние на состояние окружающей среды.  Влияние загрязненияпочвы на качество продуктов питания  (пестициды, удобрения, нитраты).

   Охрана и восстановление окружающей среды на территории Кемеровской области.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: Разработка и проведение социологического опроса  учащихся  по проблеме их отношения к окружающей среде.

   П./р. № 2: Разработка и проведение социологического опроса взрослых по проблемам окружающей среды.

   П./р. № 3: Анализ заболеваемости и травматизма учащихся.

   П./р. № 4: Изучение демографических показателей здоровья.

Раздел 2. Здоровье человека и способы его сохранения (12 ч)

Тема 2.1. Организм человека – «химическая лаборатория»  (3 ч)

   Экология человека. Природная среда – фактор здоровья  человека. Понятие «здоровье», основные факторы здорового образа жизни человека. Формула здоровья.  

   Таблица Д.И. Менделеева внутри нас. Биогенные элементы, классификация: макро-, микро-, ультра-микроэлементы. «Элементы жизни» –  О, С, Н, N, вещества организма образованные ими, роль в жизни человека. Азот и фосфор –  «элементы жизни и смерти».

   Водный обмен. Роль воды в организме человека. Водный обмен в организме, его нарушения, интоксикация, нарушение кровообращения. Последствия использования дистиллированной  воды для организма.

   Минеральный обмен. Потребность человека в минеральных веществах, их функции, влияние на здоровье. Биологические свойства металлов (кальций, магний, натрий, калий, железо, медь, цинк): обеспечение функций организма.   Источники металлов в природе.

   Неметаллы в жизни человека. Йод и щитовидная железа. Фтор в зубной эмали и костях.

   Обмен белков, жиров, углеводов. Витамины и их значение. Нахождение витаминов в продуктах питания.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Составление диаграмм структуры заболеваемости населения села».

   П./р. № 2: «Изучение демографических и социальных условий здоровья населения села».          

   П./р. № 3: «Социологическое изучение состояния сред жизни и факторов влияющих на них».                                                                                                                                                              

Тема 2.2. Влияние качества окружающей среды на здоровье человека (8ч)

    Влияние качества водной и воздушной среды (химическое, радиоактивное, тепловое)  на здоровье людей. Парниковый эффект, озоновые «дыры», «кислотные» осадки, смог и состояние организма человека.

   Человек в воздушной среде. Тканевое дыхание, внешнее дыхание, газообмен.  Дыхание в необычных условиях: дыхание в загрязненной атмосфере,  дыхание при пониженном атмосферном давлении, влияние повышенного давления воздуха, декомпрессионная болезнь, кислородное отравление, углекислотное отравление, азотный наркоз.

Экология жилища:жилая среда и ее факторы (архитектурно- планировочные, микроклимат помещения, шумовой фон и т. д.). «Синдром больного здания».

   Экология одежды: одежда из натуральных и синтетических тканей.  

   Правильный выбор одежды с учётом времени года.

Экология пищи: особенности пищевых связей человека. Использование при производстве сельскохозяйственной продукции пестицидов, гербицидов и других агрохимикатов. Влияние нитратов и тяжёлых металлов, пути проникновения в организм. Патологическое действие металлов на организм человека. Источники отравления человека металлами (хромом, медью, кобальтом, никелем, марганцем). Признаки отравления металлами. Токсичность ртути и свинца.  ПДК нитратов, тяжёлых металлов и других веществ в растительном сырье и готовой пищевой продукции. Использование гормонов, транквилизаторов и антибиотиков в животноводстве. Пищевые добавки, их классификация. Международная экомаркировка.  

    Профессиональные болезни: труд и здоровье современного человека. Условия труда на разных предприятиях. Профессиональные заболевания.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Составление  экологического паспорта школы».

   П./р. № 2: «Определение эстетического состояния помещений школы, степени его влияния на здоровье людей».

   П./р. № 3: «Изучение степени загрязненности воздуха в районе школы, в школьных помещениях».

   П./р. № 4: «Санитарно-экологическая планировка школьных помещений».                                          

П./р. № 5: «Анализ маркировки продуктов питания».                                                                                    

   Л./р. № 6: «Качественный анализ продуктов питания».                                                                              

   Л./р. № 7: «Физический анализ воды: цветность, запах, прозрачность, температура,  масса сухого остатка в воде».                                                                                                                                                              

   Л./р. № 8: «Химический анализ воды: кислотность, жёсткость, содержание солей».                            

    Л./р. № 9: «Очистка загрязнённой воды».

    Л./р. № 10: «Определение содержания нитратов в овощах».  

   Л./р. № 11: «Определение свинца в растениях».                                                                                

Л./р. № 12:  «Качественный анализ натуральных и синтетических тканей».

Тема 2.3. Способы сохранения здоровья  человека (4 ч)

   Возможные пути решения проблемы. Ведение здорового образа жизни. Меры по профилактике заболеваний: факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье. Физическая активность и здоровье. Гигиена дыхания.  Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Защитные силы организма, рацион и режим питания, вредное влияние голодания на организм. Психическое здоровье. Алкоголь, никотин, наркотики.

Практическая деятельность:

Фильм:  «Влияние наркотических веществ на организм».

   П./р. № 1: «Утомление при статической работе».                                                                                          

   П./р. № 2: «Определение осанки и плоскостопия».                                                                                    

   П./р. № 3: «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».                                                                                                                                    

   П./р. № 4: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».              

   П./р. № 5: «Разработка плана действий по сохранению здоровья человека».

Тема 2.4. Современная медицина (4 ч)

   Стандартные методы лечения, медицинское обслуживание (амбулаторное, стационарное). Отрасли медицины: терапия, хирургия, педиатрия и др.         Профилактика заболеваний:  прививка, вакцинация, карантин, личная гигиена.

   Последние достижения медицины. Влияние лекарства на организм, виды лекарственных препаратов. Формы лекарств. Приготовление лекарств.

   Распространение микробов. Изготовление антибиотиков и их лечебное применение. Антибиотики, наиболее часто применяемые в медицине.

 Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, переломах, ушибах, растяжениях, ожогах, обморожениях, действии на организм электрического тока, солнечном и тепловом ударах.

   Социально-психологический портрет врача и эколога. Выдающиеся медики. Государственная система подготовки врачей и экологов. Фармацевтические профессии, требования к ним.

Практическая деятельность:

   П./р. № 1: «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её строения и условий жизнедеятельности».                                                                                                                                  

   П./р. № 2: «Безрецептурные лекарственные препараты».                                                                              

   П./р. №3: «Экскурсия: изучение лекарственных растений своей местности».

Раздел 3. Презентация проектов (2 ч)

Тема 3.1. Поиск и изучение различных исследовательских работ по социальной экологии.

Теория:Изучение направлений социальной экологии, поиск идей. Поиск информации по направлениям социальной экологии.Правила презентации исследовательских работ. Создание презентации исследовательских работ.

Выставка и защита исследовательских работ.

Практическая деятельность:

П./p. № 1: Подготовка материала для презентации исследовательских работ.

 П./р. № 2: Создание презентаций исследовательских работ.

 П./р. № 3:Выставка и защита исследовательских работ.

1.4. Планируемые результаты

По окончании обучения по программе учащиеся будут знать: 

  • процессы жизнедеятельности собственного организма; информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
  • как в повседневной жизни заботиться о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
  • оценивать последствия своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; нормы здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

уметь:

  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
  • самостоятельно и под руководством учителя заниматься исследовательской деятельностью.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Продолжительность освоения программы: 36 недель - учебный год (36 часов) аудиторных занятий  и 12 недель (12 часов) - занятия в условиях летнего лагеря, всего 48 часов. Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 академическому часу по расписанию, утвержденному директором.  Продолжительность занятий 45 мин., перерыв для отдыха между занятиями 10 мин.  

Более подробный календарный учебный график составляется ежегодно с учетом названия темы занятия, формы контроля, а также места проведения и формы проведения занятия.

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

     Для реализации программы необходим хорошо освещенный учебный кабинет, рассчитанный на 15 человек с индивидуальным рабочим местом для занятий -  стул, стол, шкафы для хранения учебной литературы, наглядных пособий и лабораторного оборудования. 

      Кабинет для обучения:

Информационное обеспечение

Мультимедийный проектор;

проекционный экран

Компьютеры с выходом в интернет;

Принтер;

Сканер;

Цифровой фотоаппарат.

Лабораторное оборудование:

Микроскопы;

Микроскоп стереоскопический (бинокуляр),

Портативный pH-метр;

Портативный оксиметр;

Портативный измеритель ОВП и температуры;

Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации;

Лаборатория "Биологический анализ воды";

Кондуктометр;

Шумомер;

Люксметр;

Бинокль;

Лупы;

Компас;

Спиртовки;

Пробирки стеклянные;

Подставка и держатели для пробирок;

Стеклянные колбы, стаканы;

Штатив металлический;

Стеклянные палочки;

Фильтровальная бумага;

Стеклянная воронка;

Предметные и покровные стекла.

Натуральные объекты:

Коллекция комнатных растений;

Гербарий дендрологический;

Коллекция камней;

Гербарий растений;

Почва;

Глина, песок, щебень.

Методические ресурсы.

    Для реализации программы в ее учебно-методический комплекс (УМК) включены 5 кейсов: Кейсы для исследования состояния окружающей среды в целом «Мутации вокруг нас», направленный на оценку уровня загрязнения окружающей среды и их влияния на компоненты живой природы. Кейсы для исследований загрязнения воды «Вода живая и мертвая», направленный на экологический мониторинг водоемов методами биоиндикации и биотестирования. Кейсы для исследования загрязнения воздуха.  Кейсы для исследования состояния почвы ,в котором рассматривается биологическая активность почв как показатель загрязнения. В каждом кейсе содержатся: Контекст кейса - краткое введение в суть вопроса, шаблон схемы «Человек-Природа-Общество».

Кадровое обеспечение.

Осуществлять педагогическую деятельность может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специально педагогическое образование, прошедший курсовую подготовку.

В ходе реализации программы педагогу отводится роль тьютора. Ему нужно не «диктовать» последовательность действий учащимся, а постараться увлечь учащихся. Проблематика кейсов программы разнообразна (гидробиология, почвоведение, экология, лесоведение и т.д.), но это не предполагает, что тьютор должен досконально разбираться во всех направлениях. Важнее другое -  его способность «вчитаться» в контекст кейса, подсказать, где можно найти дополнительную информацию, а самое главное- проследить за соблюдением учащимися методологии исследования: объективности наблюдения, точности эксперимента, корректности занесения данных в таблицы и графики и т.п.

Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, - неигровой имитационный активный метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

2.3. Формы аттестации / контроля

Формами подведения итогов и контроля являются:

Беседа - обсуждение;

Тестовые задания по изучаемым темам;

Фотоотчеты;

Мини-проекты;

Исследовательские проекты;

Выставки творческих работ и мини-проектов;

Участие в конкурсах, конференциях.

2.4. Оценочные материалы

Промежуточные тесты - наблюдение, итоговые тесты – наблюдение, вопросы. Участие в конкурсах.

2.5. Методические материалы

Содержание, методы и приемы обучения данной Программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. 

Формы проведения занятий: 

Беседа. Используется для развития интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний. 

Практическое занятие. Используется для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний; формирования и закрепления практических умений и навыков, приобретения практического опыта; проверки теоретических знаний. 

Исследовательская работа. Направлена на проведение исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, формирования навыков самостоятельной работы. 

Игра. В программу включены разнообразные игровые ситуации, которые дают возможность заинтересовать учащихся, вовлечь в творческую деятельность, раскрыть творческие способности. 

Экскурсия. Позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. 

Круглый стол. Проводится с целью совместного обсуждения определенной проблемы. 

Защита проекта. Используется с целью представления проделанной работы, формирования навыка публичного выступления. 

Природоохранная акция. Используется для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде. 

Конкурс. Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят. 

Выставка работ. Используется для демонстрации результата работы учащихся творческого объединения; повышения мотивации и интереса; для подведения итогов. 

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

словесный – устное изложение, беседа, рассказ.

наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.

практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам. 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; 

частично -поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа.

 Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; 

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; 

групповой – организация работы с учащимися в группах; 

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий учащимися, решение проблем.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: 

фронтальная – при беседе, показе, объяснении;

коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого взаимодействия между учащимися; 

групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.

Индивидуальная  - при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.

2.6 Список литературы для педагога:

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар», «Рандеву - АМ», 2018. 386 с.

Акимова Т.А. Кузьмин А.П. Хаскин В.В. Экология. Природа Человек Техника: учебник для вузов - М.: Юнита – Дана, 2021.343 с.

Агаджанян Н.А. Экология человека. - М.: Просвещение, 2018. 208 с.

Артеменко А.И. Органическая химия и человек. – М.: Просвещение, 2020. 430 с.

Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М.: Мысль, 1988. 392 с.

Калинин В.Б., Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие. Игры и  упражнения. - Обнинск, АсЭко, 2003. 56 с.

Киприянова Н.А. Экологически чистое растительное сырье и готовая пищевая        продукция. - М.: Агар, 2018. 176 с.

Козлов О.В., Козлова С.В. Методы исследований экосистем водоемов: учебное пособие по экологическому практикуму. - Курган: ИПКРО, 2020. 230 с.

Коробейникова Л.С. Школьный экологический мониторинг // Химия в школе. 2019.-№ 7.-С.41- 43.

Область в цифрах за 60 лет: Ст. сб. /Кемеровская обл. -  комстат/ – Кемерово, 2003.

Природные ресурсы и охрана окружающей среды Кемеровской области в 2020 году. Доклад. Под ред. В.П. Шевелева - Кемерово, ГУПР по Кемеровской области, 2018.

Список литературы для учащихся:

Богдановский Г.А. Химическая экология: Учеб. Пособие. - М.: изд-во МГУ, 2018. 236 с.

Бухтояров А.П., Васильченко Н.К., Городянская Г.С. и др. Что имеем, как храним. - Курган, 2019. 174 с.

Гоголев М.И., Гайко Б.А., Ушакова В.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение, 2020. 109 с.

Козлов О.В. Экология и здоровье человека. - Курган: Парус - М,  2019. 32 с.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2020. 416 с.

Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: учебник для 9 кл. общеобразоват. шк. - М.: Дрофа, 2021. 240 с.

Шепелин О.П. Урбанизация и здоровье. – М.: Знание, 2021. 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

Рабочая программа дополнительного образования «Экология и экологическая культура».

Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и серд...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования "Экология человека"

Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоров...

Рабочая программа дополнительного образования "Экология и мы"

   Данная программа предназначена для ведения экологической  работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь обуча­ющимся шире познакомиться с эко...