программа "искусство батика" для детей 5-7лет
рабочая программа

Вера Викторовна Черкасова

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_batik_novaya.docx72.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района   Новосибирской области- детский сад «Звездочка»,

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Заведующий

______Головченко Е..А

Приказ №_________

«___» _______20      г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетической направленности

«Искусство Батика»

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет)

Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель программы: Черкасова Вера Викторовна

                               воспитатель по ИЗО высшей квалификационной категории

                           

                                                                 

Принята педагогическим советом

Протокол №

«___» ____________20      г.

Криводановка 2021г.

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.

Старший воспитатель                        __________/______________________

                                                                Подпись                ФИО

                                                                                             «____» ___________202_г.

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Содержание программы
  4. Планируемые результаты

Раздел 2.

     Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график
  2. Условия реализации программы

Используемая литература.

Пояснительная записка

В концепции непрерывного художественного образования дошкольный

период рассматривается как важнейший, базовый период в художественном

развитии человека. По словам А. Н. Леонтьева: «Это период первоначального фактического складывания личности».

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Программа «Художественная роспись» (роспись по ткани- батик) модифицированная, развивающая, ознакомительного уровня, имеет художественную направленность, ориентирована на приобщение детей к миру изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Программа разработана с учетом нормативных документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;

согласно п.9 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09. Ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и п. 1 Приказа Министерства просвещения российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196.

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4

июля 2014г.№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей».

Актуальность программы «Художественная роспись» определяется тем, что с помощью техники батик воспитанники учатся видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты, создавать новые оригинальные замыслы в рисунках на ткани.

Кроме того, важной составляющей программы является ее практическая значимость, возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений в реальной жизни. С помощью батика дети могут создать подлинные произведения декоративно-прикладного искусства. Их уникальные работы, выполненные в технике ручной росписи ткани, могут украсить жилой или общественный современный интерьер, а также подчеркнуть индивидуальность ансамбля одежды.

Актуальность данной программы заключается также в том, что она рассматривает возможность работы с детьми разного уровня подготовки. В зависимости от этого используется соответствующий уровень заданий.

Новизной и отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что она строится на содержании синтезированных искусств: изобразительного и прикладного. В процессе обучения используются современные художественные материалы и технологии декорирования ткани, применяются новые материалы и техники.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная роспись» (на примере росписи ткани) является неотъемлемой частью развития у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Учащиеся знакомятся с новыми инструментами, необходимыми в работе, приёмами выполнения и правилами безопасности.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.  

 В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества.

 Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, так как изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного

творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы

чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Данная программа, основанная на личном педагогическом опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности

решать психологические проблемы детей.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной общеразвивающей программы от существующих образовательных программ.

Программа составлена на основе авторских программ по данному виду

деятельности:

1. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Программа для

дошкольных образовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. - М. «Просвещение», 2011г.

2. Дрезнина М.Г. Семейная палитра: учеб. -метод. Пособие/М.Г.Дрезнина. -М.: Обруч, 2014. -128 с.

3. Копцева Т. А. Природа и художник. - М.: ТЦ Сфера,2006. -208с.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и

развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «Карапуз дидактика»,2007. -144 с.

 Данная программа предполагает развитие в ребенке природных задатков,

творческого потенциала, специальных способностей, позволяющие ему

самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой и декоративно-прикладной деятельности.

Программа адресована детям от 5до 7 лет. Дети старшего дошкольного возраста способны на базовом уровне выполнять предлагаемые творческие задания.

Программа рассчитана на 2

года обучения. Возраст обучающихся: первого года обучения – 5-6 лет, второго года обучения – 6-7 лет.  

Набор в группу производится в начале учебного года по желанию

детей и родителей без конкурсного отбора. Родителям необходимо предоставить заявление о принятии ребенка в группу. Возможен добор детей в течение года. Допускается прием ребенка на второй год обучения. Помимо групповых занятий возможно проводить индивидуальные занятия и занятия в мини-группах.

Количество обучающихся в группе, число занятий и учебных часов зависит

от возраста учащихся и обусловлены требованиями СанПиН 2.4.4. 1251.

Для успешной реализации программы создаются учебные группы

численностью 10–12 человек.

Сроки реализации программы:

В 1-й и во 2-й год обучения – по 72 часа в каждый год. Всего 144часа.

Занятия проводятся два раза в неделю.

Обязательным в организации учебного процесса является:

-проведение физкультминуток и гимнастики для глаз;

-перерыв после каждой группы 10–15 мин;

Формы обучения   очная, подгрупповая (6–12 человек), индивидуальная, которые позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Длительность одного периода образовательной деятельности в группе

5–6 лет (первый год обучения) составляет 25 мин; в группе 6–7 лет (второй год обучения) составляет 30 мин, с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей через нетрадиционное рисование на примере росписи ткани, способствующей удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам гармонии и красоты.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с одним из видов декоративно-прикладного искусства –художественной росписью ткани (батиком).

2. Ознакомить с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи по ткани: законами композиции и цветоведения, приемами стилизации, приемами создания декоративной композиции.

3.Формировать практические умения и навыки выполнения росписи ткани на основе повтора, вариации, импровизации.

4.Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости, выполнять задания по образцу.

5. Освоить процесс выполнения некоторых видов батика.

6. Развивать художественный вкус, фантазию, дизайнерские способности, изобретательность.

7.Развивать умение производить точные движения кистью, и другими нетрадиционными инструментами.

8. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

9. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, терпение. Прививать навыки работы в коллективе.

10.  Приобщить детей к непреходящим общечеловеческим ценностям народной культуры и декоративно-прикладного искусства;

11. Воспитывать трудолюбие, настойчивость, умение доводить начатое до конца.

12.Воспитывать желание достигать поставленные цели.      

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Возраст детей 5–6 лет.

1год обучения.

Основная цель:

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через занятия прикладным видом искусства – батиком.

Основные задачи: познакомить с новым видом прикладного искусства - батиком, закрепить полученные знания и навыки.

 Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Обучать детей различным приемам преобразования изображения на ткани.

Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. История возникновения росписи по ткани

1

1

-

Беседа

2

Техника «холодный» батик

14

2

12

 Беседа. Творческая  работа

3

Использование в технике холодный

батик дополнительных средств (соль,

набрызгивание, цветной контур).

8

1

7

Беседа.

Выставка работ

4

Акварельная роспись по ткани на

солевой основе.

10

1

9

 Итоговая работа. Выставка работ

Закрепление изученного материала

1

1

Игра. Беседа

Итого

36

8

28

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественная роспись» (1 год обучения)

1.Вводное занятие. 1 ч. Теория: Техника безопасности. Историческая справка о возникновении батика.

2.Техника «холодный» батик. 14 ч.

Теория: Вводная лекция «Холодный батик». Беседа о цветоведении. Понятие об основных и дополнительных цветах и их смешивании. Выбор композиций для копирования (А4): фрукты и их изобразительные характеристики; какими бывают птицы. 1ч.

Практика: Выполнение эскизов к композиции на тему «Фрукты» (акварельные краски). Копирование эскизов на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка цветом. 2ч

«Цветовой круг». Рисование карандашом круга и секторов на ткани. Обводка контуров резервом. Заливка цветом. 2ч

«Цветы и птицы». Цветовое решение эскиза. Копирование композиции на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка цветом. 3ч

Создание композиции с наложением пространств «Деревья». (40х60). Подготовка ткани. Цветовое решение эскиза. Копирование композиции на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка цветом 3ч

Контрольная работа на тему: «Лес» 2ч

Подготовка ткани. Цветовое решение эскиза. Копирование композиции на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка цветом. Просушивание и оформление работы в паспарту. Роспись паспарту акрилом, цветным карандашом или акварелью.1ч

3.Использование в технике «холодный» батик дополнительных технических средств (соль, спирт, цветной контур). 8 ч.

Теория: Вводная лекция «Дополнительные средства выразительности в батике». Понятие коллажа, тампонирования, печати на ткани. 1ч.

Практика: Выполнение эскизов к композиции «Снег, снежок, белая метелица». Копирование эскиза на материал. Обводка контуров резервом. Заливка цветом. Обработка фона композиции солью.

Оформление работ. Коллаж из снежинок на участки работы.3ч

Зарисовки жителей подводного мира (рыбы, черепахи, морские коньки, ракушки, улитки…). Выполнение эскиза к композиции «Подводный мир». Копирование эскиза на ткань (искусственный или натуральный шёлк). Обводка рисунка резервом и цветными контурами. Заливка цветом. Обработка композиции дополнительными средствами. Просушивание и оформление работ на выставку.4ч

4.Акварельная роспись по ткани на солевой основе. 10 ч.

Теория: Вводная лекция. Поиск материалов к композиции «Мое село». Понятие перспективы. Особенности рисования с натуры. 1ч.

Практика: Обработка ткани под роспись солевым раствором. Выполнение эскизов к композиции «Мое село» с перспективой. Копирование эскиза на ткань. Работа цветом. Обработка деталей композиции. Просушивание и оформление работ. 4ч.

Выполнение эскизов с натуры к композиции итоговой работы «Букет». Копирование (перенос) эскиза на ткань. Работа цветом (самостоятельно). Обработка деталей композиции.4ч.

Дополнение элементов коллажа и декупажа в оформление паспарту к выставочным работам. 1ч.

4. Закрепление изученного материала. 1 ч.

Теория: Беседа «Что мы знаем о батике?». Тест-игра «подбери палитру к картине».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Возраст детей 6–7 лет.

2год обучения

Основная цель: Развивать творческие способности детей через углубленное изучение техник и приемов художественной росписи по ткани – батик.

Основные задачи: продолжать знакомить с художественной росписью по ткани –батик; развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Обучать детей различным приемам преобразования изображения на ткани. Познакомить с новыми материалами и приспособлениями. Показать возможности применения различных материалов в росписи по ткани.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

беседа

2

Необыкновенный мир красоты

(техника узелкового батика)

5

1

4

Беседа.

Самостоятельная работа

3

Страна творчества (техника свободного батика)

5

1

4

Беседа.

Самостоятельная работа. Выставка работ

4

Ритм в музыке, рисунке, живописи, в

декоративно-прикладном искусстве

(техника холодного батика

5

1

4

Беседа. Контрольная творческая работа

5

Соль, сода, объемный контур в

«холодном» батике как

дополнительные средства

выразительности

7

1

6

Беседа.

Творческая работа.

6

Техника «холодный» батик с

наложением пространства

9

1

8

Выставка работ

7

Закрепление изученного материала.

2

1

1

Беседа. Итоговое творческая работа.

Итого

34

7

27

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественная роспись» (2 год обучения)

1.Вводное занятие. 1 ч.

Теория: Техника безопасности. Беседа о видах и особенностях технологий «холодного» батика.

2.Необыкновенный мир красоты (техника узелкового батика) 5ч.

Теория: виды и способы окрашивания ткани с помощью

завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание»,

«скручивание», «складывание и подгибание» и «зашивание».

Понятийный аппарат: узелковый батик, запаривание работы, способы

«завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и «зашивание».1ч

Практика: упражнения на изучение различных способов

окрашивания ткани цветов, круглых форм.1ч

упражнения на изучение различных способов окраски ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание». 2ч

самостоятельная работа на выбор любой техники узелкового батика. 1ч

3.Страна творчества (техника свободной росписи батика) 5ч.

Теория: дать понятие «свободная роспись», особенности

технологии росписи, познакомить с правилами резервировании ткани

различными загустками, виды загусток, техники акварельной живописи: «по

сырому». 1ч.

Понятийный аппарат: свободная роспись, акварельная техника,

загустка.

Практика: упражнения с материалами для набросков и

эскизов по ткани. 1ч

подготовка ткани для композиции свободной росписи «Фантазия и воображение» (кляксография). Выполнение работы с использованием технологии раздувания краски из трубочек.1ч

самостоятельная работа на тему «Звездное небо» в технике свободная роспись. 2ч. Подготовка и оформление работ в паспарту, на выставку. 1ч

4.Ритм в музыке, рисунке, живописи, в декоративно-прикладном

искусстве (техника холодного батика) 5ч.

Теория: развитие чувства ритма как неотъемлемого

выразительного средства в организации пространства и плоскости, основные

приёмы и методы росписи по ткани. Особенности техники холодного батика.

Правила наводки резерва. 1ч

Практика: выполнение композиции «Зима белоснежная» (дымковские узоры) в технике холодный батик. Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме перенос рисунка на ткань и работа с резервом. Использование в композиции холодных цветов. Эскиз (акварель, восковые мелки). 2ч Декоративная композиция (контрольная работа). «Орнамент в круге» Эскиз - гуашь, перенос рисунка при помощи кальки. Роспись с использованием кристаллов соли и контуров. 2ч.

5.Соль, сода, объемный контур в «холодном» батике как дополнительные средства выразительности.7 ч.

Теория: Лекция «Дополнительные средства выразительности в батике». Просмотр презентации и иллюстративного материала. Понятие света и тени. Понятие трех основных планов в изображении. 1ч

Практика: Выполнение эскизов к композиции «Горы». Копирование эскиза на ткань. Обводка серебряным контуром. Заливка цветом. Обработка фона (неба) композиции солью. Усиление переднего плана. Оформление работ. 2ч Зарисовки деревьев (изучение ствола, ветвей и листьев). Выполнение эскиза к композиции «Чудо-дерево». Копирование эскиза на ткань (искусственный или нат. шёлк). Обводка цветными контурами. Заливка цветом. Обработка композиции дополнительными средствами. Усиление акцентов объемными контурами. 3ч Оформление работ на выставку. 1ч

6.Техника «холодный» батик с наложением пространства. 9 ч.

Теория: Лекция «Холодный батик с наложением». Беседа о стилизации и декоративных приемах в батике. Понятие об упрощении, обобщении и выразительности. 1ч

Практика: Выполнение эскизов к композиции на тему «Цветочный букет» (цветные мелки). Копирование эскизов на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка цветом.2ч

«Натюрморт с вазами». Рисование карандашом сосудов различной формы с

перекрытиями. Перенос на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка цветом. 3ч

Создание композиции с наложением пространств «Улица». (А3). Подготовка ткани. Цветовое решение эскиза. Копирование композиции на ткань. Обводка контуров резервом. Заливка цветом. Просушивание и оформление работ. 3ч

7.Закрепление изученного материала. 42ч.

Теория: Беседа «Что мы знаем о батике?». Игра- тест «Угадай картину».1ч

Практика: Подготовка эскизов к контрольной композиции «Мечта». Перенос на ткань. Выполнение работы в одной из изученных техник батика на выбор.1ч

Календарный учебный график

(общий)

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

13сентября 2021г.

31 мая

2022 г.

34

34

34, 1 час в неделю

1 раз в недел. по 1час

2 год обучения

13сентября 2022

31мая 2023

34

34

34, 1часа в неделю

1 раз в неделю

Планируемые результаты

В результате реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественная роспись» предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения:

Будут знать:

-знать и называть художественные материалы и уметь ими правильно пользоваться;

-знать и называть цвета и уметь правильно подбирать их для изображения

предметов;

- соблюдать технику безопасности;

- быть знаком с техниками батика: свободная роспись, узелковый,

холодный батик.

Будут уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться необходимыми инструментами и материалами;

- уметь рисовать линиями и мазками простые предметы;

-уметь ритмично наносить штрихи и пятна;

- уметь создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной,

прямоугольной и треугольной формы и предметов;

- уметь передавать различие предметов по величине;

- уметь рисовать предметы, состоящие из сочетания линий;

- уметь создавать простые композиции и несложные по содержанию сюжеты.

У детей будут сформированы личностные качества:

- внимательность;

- трудолюбие;

- терпение;

- усидчивость;

- воспитанность.

К концу второго года обучения:

Будут знать:

- термины и названия;

- названия цветов и оттенков, три основных цвета;

- правила смешивания красок и получения производных цветов;

- жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт);

- художественные материалы и их свойства;

- иметь представление и уметь работать в техниках батика.

- соблюдать технику безопасности;

Будут уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- содержать свое рабочее место в порядке;

- пользоваться необходимыми инструментами и материалами;

- правильно располагать лист бумаги, для создания композиции (по вертикали или по горизонтали);

- проявлять интерес к рисованию разными материалами и способами;

- уметь создавать несложную композицию из повторяющих и разных предметов;

- располагать сюжет на всем листе бумаги;

- уметь получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый);

- набирать краску только на ворс кисти;

- создавать композицию по мотивам народных художественных промыслов:

гжель, дымковских, хохломских узоров и воспроизводить их в технике холодного батика.

У детей будут сформированы личностные качества:

- внимательность;

- трудолюбие, терпение;

- усидчивость;

- воспитанность.

Диагностический инструментарий для оценивания

результатов реализации программы

Оценка индивидуального развития воспитанников может проводиться

педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей

развития личности ребенка, результаты которого используются только для

оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для

решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в

образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Для оценивания результатов реализации Программы используется

диагностический инструментарий на основе диагностики уровня овладения

изобразительной деятельностью и развития творчества Т.С.Комаровой

«Анализ продукта деятельности».

Критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений являются:

• содержание выполненного изображения (в соответствии с этим

критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке);

• передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного

искажена, вовсе не удалась);

• строение предмета: части предмета расположены верно; их

местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно

(строение предмета передано неверно);

• передача пропорций предмета в изображении;

• композиция - вытянутое построение, скученное изображение, нет

единства, пропорциональность (непропорциональность) построения

(отношение по величине разных изображений). Симметричное

(несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное

изображение, увеличенное;

• передача движения. Статическое изображение. Начальный момент

изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы).

Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение

достаточно четко и определенно;

• цвет. Передана реальная окраска предметов. В изображении

преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые

или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух

цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании

соответствие колориту образца народной декоративной росписи или

отступление от него;

• характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда

продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая,

сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами,

мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет

силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии

контура);

• какие материалы использовались для создания изображения при

условии самостоятельного их выбора;

• уровень самостоятельности выполнения работы:

а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем

она заключалась;

б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к

воспитателю;

в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить

изображение подходящими по смыслу предметами, деталями;

• эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания

изображения:

а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально

относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту

своей деятельности и других детей;

б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка,

аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по

замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение;

в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально эстетическая, нравственная характеристика оценки)?

• использование ребенком специфических средств выразительности для

создания образа;

• творчество. Отметить, что нового внес ребенок в изображение,

самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.

Исходя из критериев, были выделены уровни развития

изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень:

Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические

умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при

передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети

безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы,

не используют в работах средства для создания выразительного образа. В

творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые

образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность,

необходима постоянная поддержка.

Средний уровень:

У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы,

при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники

закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических

умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при

передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда

используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности

нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее

оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое

воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла

дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.

Высокий уровень:

У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны,

обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании.

Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило

работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение

предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют

выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В

процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям

необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается

элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого

воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и

оригинально раскрывают замысле.

Исходя из признания того, что детская изобразительная деятельность

по своим объективным возможностям носит творческий характер, Ветлугина

Н.А. выделяет следующие показатели наличия творческого начала в

изобразительной деятельности детей:

• отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в

изобразительном творчестве;

• способы творческих действий;

• качество детской продукции.

В первую группу входят искренность, правдивость, непосредственность

переживаний; развитое творческое воображение, на основе которого

преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые

обстоятельства, в условные ситуации; увлеченность, захваченность

деятельностью; специальные художественные способности; видоизменение

мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими

результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству.

Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах

творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации,

восприятия и анализа конечного продукта. Очень важно для педагога

заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления

эмоционально-интеллектуального опыта необходимо развивать творческие

«устремления» детей, на уровне «хочу» и «могу». Без такой

самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность.

Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие

окружающего мира - основа таких устремлений. На этом этапе и

проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого

мировосприятия возникновение у ребенка желания поделиться своим

чувством, рассказать близким людям, что волнует его. Если у ребенка

отсутствует своеобразное восприятие мира, трудно ждать своеобразия и

оригинальности в собственно художественной деятельности. Большое

влияние на развитие способностей ребенка-дошкольника оказывают

взрослые.

Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее

входят:

• дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого

материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;

применение известного в новых ситуациях;

• самостоятельные поиски наилучшего решения заданий;

• нахождение новых приемов решения (когда старых уже

недостаточно),

• самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих

оригинальных приемов решения творческих заданий;

• быстрота реакций, находчивость в действиях.

Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности, что

требует со стороны педагога целенаправленного наблюдения за детьми,

анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания,

сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Третья группа - показатели качества продукции детского

художественного творчества:

• нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно выразительных средств воплощения образа;

• индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры

исполнения и характера выражения своего отношения;

• соответствие детской продукции элементарным художественным

требованиям.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть

использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом

группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной

деятельности.

Основными показателями развития детского изобразительного

творчества будут выступать следующие критерии:

• передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного

искажена, вовсе не удалась);

• строение предмета: части предмета расположены, верно; их

местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно

(строение предмета передано неверно);

• передача пропорций предмета в изображении (верно, передано, с

изменением, неверно);

• композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии);

• цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски);

• уровень самостоятельности выполнения работы рисунка;

• оригинальность изображения (необычность; отступления от

стандартов; шаблонность);

27

• устойчивость интереса (сохраняется в течение всего процесса;

периодически пропадает; интерес отсутствует);

• обогащение замысла;

• передача движения.

Согласно диагностической методике Комаровой Т.С., основанной на

анализе продуктов детской деятельности, уровень развития изобразительного

творчества оценивается по трехбалльной системе.

1 балл - низкий уровень;

2 балла - средний уровень;

3 балла - высокий уровень.

Особенности изображения. Передача формы

3балла

2балла

1балл

Форма передана точно

Есть незначительные искажения формы

Искажения значительные, форма не удалась

Строение предметов

Части расположены,

верно

Есть незначительные

отклонения

Части и предметы

расположены неверно

Передача пропорций предмета

Пропорции предмета

соблюдены

Есть незначительные

искажения

Пропорции предмета

переданы неверно

Композиция. Расположение на листе

По всему листу

На половину листа или

на одной линии

Расположение на листе

не продумано

Цвет. Цветовое решение изображения

Реальный цвет

предметов

Есть отступления от

реальной окраски

Цвет предметов передан

неверно

Самостоятельность замысла

Полная

самостоятельность в

выборе замысла

Замысел представляет

собой симбиоз идей и

замыслов окружающих

Замысел является

копией чужой идеи

Оригинальность изображения

Необычность,

неординарность

Отмечаются некоторые

отступления от

стандартов

Шаблонность

изображения

Устойчивость интереса

Интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности

Интерес к деятельности периодически пропадает, возобновляется использованием игровых приемов

Интерес к процессу деятельности отсутствует

Обогащение замысла

В процессе работы

появляются новые

детали, дополняющие и

углубляющие

содержание

Изображение

дополняется, но не

существенно

Обогащение замысла не

происходит

Передача изображения

Статично

Передано

Не передано

В соответствии с вышеперечисленными критериями охарактеризованы

уровни развития детского изобразительного творчества.

Низкий уровень 10-17 баллов:

Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические

умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при

передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети

безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы,

не используют в работах средства для создания выразительного образа. В

творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые

образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность,

необходима постоянная поддержка.

Средний уровень 18-24 балла:

У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале

работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными.

Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность

технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные

отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но

не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе

деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки

менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств.

Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия

творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.

Высокий уровень: 25-30 баллов:

У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны,

обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании.

Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило

работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение

предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют

выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В

процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям

необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается

элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого

воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и

оригинально раскрывают замысле.

 Оценочные результаты. В рамках реализации Программы

предусмотрены способы и формы выявления, фиксации и предъявления

результатов.

Способы и формы

выявления результатов

Способы и формы

фиксации результатов

Способы и формы

предъявления

результатов

Беседа, опрос,

наблюдение, выставки,

итоговые занятия,

открытые мероприятия,

мониторинг освоения

программы

Грамоты, дипломы,

фотоотчёты, отзывы

(детей и родителей),

методические

разработки

Выставки, готовые

изделия, отчеты,

открытые просмотры

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Доминирующей формой обучения являются занятия. Довольно часто применяются коллективные и групповые работы. По продолжительности  

В основном дети выполняют краткосрочные работы. Тип занятий, как правило, комбинированный. Занятия посвящены выполнению нескольких дидактических целей. Подобная организация работы выбрана не случайно: воспитанникам в этом возрасте трудно выполнять монотонно одну и ту же работу, поэтому виды работ должны постоянно чередоваться, чтобы дети не уставали, им было бы интересно. Смена видов работ обоснована тем, что воспитанникам еще трудно заниматься одним видом в течение нескольких занятий, они быстро устают, им становится неинтересно. Кроме того, каждый вид работ имеет свои определенные законы, маленькие хитрости. Дети при смене видов работ узнают гораздо больше и легче закрепляют свои знания и умения.

На занятиях воспитанникам предоставляется свобода действий. Но

предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот,

предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь руководителя кружка.

Организация самостоятельной работы — это главное на занятии, когда

идет выполнение поставленных целей. В это время, возможно, самое большое воздействие на органы его чувств. Можно поставить успокаивающую тихую музыку. При этом активизируется умственная деятельность, зарождаются элементы творчества.

Методы обучения направлены на формирование процессов восприятия, различения форм, цвета, их воспроизведение в изобразительном творчестве. Методы и приемы определяются спецификой возраста. Для обучения изобразительной деятельностью в дошкольном возрасте характерным

является использование игровых приемов: внесение в помещение образных игрушек, создание игровых ситуаций. Умелое применение перчаточных, марионеточных кукол – это «путь к душе ребенка», одно из средств доверительного общения. Методы «замещения» и «путешествий», работа «в предполагаемых обстоятельствах», использование элементов пантомимы и театрализации вносят в занятие элементы занимательности, способствуют осмыслению содержательного пафоса изобразительного образа. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Метод сравнений и сопоставлений реального объекта с нереальным

(сказочным) или необычным (созданным в другой культуре), определяет

значимость вещи ее эстетическую ценность в результате чего в сознании ребенка формируются представления о многообразии форм и способов выражения. Также используется метод проблемного обучения (перед детьми ставится проблема, познавательная задача, и они при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают). Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное

условие занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

В процессе обучения используются различные методы и приемы:

наблюдение окружающего, показ способов изображения, рассматривание

доступных детям произведений изобразительного искусства, предметов,

сотворчество, игровые приемы, взаимосвязь различных видов художественной деятельности для создания образной ситуации.

Применяются различные методы и приемы проведения занятий:

а) словесные: рассказ, беседа, дискуссии, диалог

б) наглядные: изделия, репродукции, рисунки педагогические и детские,

кроссворды, ребусы, викторины, видеофильмы, презентации, фотографии

в) практические: практическая деятельность

Для успешного результата в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественная роспись» необходимы следующие методические материалы и пособия:

•        наглядные методические пособия по темам;

•        технологические карты, традиционные рисунки;

•        фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;

•        видеоматериалы о видах декоративно-прикладного искусства;

•        Интернет-ресурсы;

•        презентации по тематике разделов.

Литература: «Основы художественного ремесла» под ред. В. А. Барадулина; «Художественная роспись по дереву» М.С. Соколова; «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева; «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей» В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова; «Дошкольникам об искусстве» Доронова Т.Н.; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., Маханева М.Д.; «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Корчаловская Н.В.; «Народное искусство в воспитании дошкольников» Комарова Т.С.; «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество» Комарова Т.С; «нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательных занятий. И.А.Шаляпина; «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А.В.Никитина;

Дидактический, научно-практический и методический материал:

• литература по изучению обработки ткани, художественные альбомы,

книги, справочники художественных материалов;

•методические разработки мастер-классов и открытых уроков;

• цветовые и композиционные схемы, комбинации изучаемых

технологий художественной обработки тканей, пошаговые разработки

выполнения;

• книги, журналы, брошюры по технике батика;

• готовые образцы различных изделий;

• видеоматериалы и презентации по истории и технике батика, живописи, декоративно-прикладного искусства.

•Трафареты, раздаточные карточки, таблицы, картинки, технологические карты, репродукции, фотографии, альбомы с работами художников.

• Образцы, материалы для копирования.

Материально-техническое обеспечение:

• помещение, соответствующее нормам СанПиН 2.4.4.3172-14, с освещением, столами и стульями в соответствии с количеством детей;

• дополнительное левостороннее освещение;

• полки и шкафы для хранения оборудования, инструментов,

материалов и заготовок для изделий;

• деревянные подрамники или пяльцы для натяжения ткани,

строительный степлер для мебели и скобы;

• ткань (хлопчатобумажная, шёлк, вискоза, шифон и т.п.);

• анилиновые красители, резервирующие составы, контуры;

• кисти различного размера, стеклянные трубочки, палитра;

•фен и утюг для закрепления краски на поверхности ткани;

• крупная и мелкая соль, нитки, иголки, булавки;

• бумага для эскизов (размер в соответствии с выполняемым форматом

изделия), калька, копировальная бумага;

• простые и цветные карандаши, ластики;

• краски: акварель, гуашь, баночки для воды;

• доска для демонстрации наглядного материала;

• раздаточный материал для проведения образовательной деятельности,

мастер-классов;

• компьютер, телевизор. Интернет.

Используемая литература

1. Абрамова, О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет. Планирование,

конспекты занятий, игры и методические рекомендации / О.А. Абрамова. -

Издательство: Детство-Пресс, 2010. – 80 с.

2. Архарова, Н.В. Развитие творческого воображения у детей через

нетрадиционные способы рисования /Н.В. Архарова. - Мосальск:

Воспитатель года, 2006. - 30 с.

3. Бакина, М.Т. Творческое развитие ребенка в современном мире /

М. Т.Бакина. // Игра и дети. - 2007. - № 2.С. 32-33.

4. Н.Я.Григорьева Роспись по ткани. Ступени мастерства/ Н.Я.Григорьева издательский дом «Литера»- СПб -2001. -112с

5. Ковалицкая, Л.М. Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет. Дошкольное

воспитание и развитие. / Л.М. Ковалицкая – Россия: 2013. - С. 112.

6. Кожохина, С.К. Батик. Все о картинах на ткани / Кожохина, С.К. // Книга

Издательство Академия развития. -2010. - С. 144.

7. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие

для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. – Мозаика - Синтез, 2010. -

120с.

7. Ярыгина, А.А. Технология: Этот чудесный батик: Конспекты занятий к

разделу Художественная роспись ткани. / А.А. Ярыгина. М., Учитель, 2011-

28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семицветик"-программа обучения детей 4-7лет хореографии

Данная программа разработана в соответствии с программой дошкольного воспитания,  успешно опробирована и используется....

Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).

        Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной на...

Коррекционная программа Формирование фразовой речи и расширение словаря у детей с ТНР 5-7лет

Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений являются составной часть системы образования. Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение труд...

Обследование речи ребенка 6-7лет

Представлена разработка-презентация картинного материала к обследованию речи ребенка 6-7лет...

пособие по воспитанию звуковой культуры речи средствами фонетической ритмики у детей 5-7лет с ффнр

упражнения и речевой материал по воспитанию звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с ффнр средствами фонетической ритмики...