Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
статья по музыке по теме
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной наукой. как исполнение на музыкальном инструменте. Попытаемся понять, почему ребенок, пришедший с большим желанием заниматься музыкой, через некоторое время теряет интерес к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennoe_znachenie_igrovoy_deyatelnosti.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
Автор: Крехно С.О.
Преподаватель по классу фортепиано
г. Сургут
2012
Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
Значение игровой деятельности для детей отмечали такие известные российские педагоги как К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие.
Ведущие психологи, такие как Л.С.Выгодский, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов считают игровую деятельность ведущей деятельностью старших дошкольников.
Значительный вклад в теорию игры внесли так же и великие зарубежные психологи З. Фрейд, К Гроссе, Ж. Пеаже.
Разработками и поисками игровых приемов в музыкальной педагогике занимались В. Медушевский, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.В.Тарасова, Л. Боренбойм, Н. Кончаловская, Г. Нейгауз, К. Орф и многие другие современные педагоги музыканты.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной наукой. как исполнение на музыкальном инструменте. Попытаемся понять, почему ребенок, пришедший с большим желанием заниматься музыкой, через некоторое время теряет интерес к обучению. Все дело в том, что по утверждению психологов, не у всех детей в этом возрасте уже успели сложиться предпосылки учебной деятельности, а основной для старших дошкольников является деятельность игровая. Именно поэтому, нельзя сразу ко всем детям применять школьные методы обучения. И для того, чтобы помочь ребенку как можно быстрее освоиться с учебной деятельностью и программой, необходимо на уроках специального инструмента применять игровые методы и приемы обучения. Чтобы избежать "засушенности" правил теории музыки, сделать занятия музыкой с малышами сопричастными их миру, природе и деятельности.
Что же такое игра? По определению Д. Б. Эльконина - " это спонтанная деятельность в которой осуществляется особый тип психологической регуляции и управление поведением. Игра есть упражнение в ориентировочной деятельности в период детства - время формирования психической регуляции".
А П.И. Пидкасистый считает, что " игра есть специально организованная деятельность, где игроки преследуют единую цель, исходя из одинаковых начальных условий, соблюдая эквивалентные правила и добиваясь строго фиксированных результатов, по которым оцениваются".
Эти два определения выражают сущность всех игр и спонтанных и специально организованных.
Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками незаинтересованной радости ребенка сначала является музыка, а потом игра. Музыка, успокаивающая и утешающая человека в минуты печали, облагораживающая его, говорящая общим для всех языком, сопровождающая его на протяжении всей жизни. А вторым спутником ребенка становится игра. Как только ребенок начинает осознавать себя он начинает играть непрерывно. В игре он постоянно перевоплощается, живо переживая все своей творческой фантазией. А сплетая игру с музыкой ребенок находит свою стихию. Играя, ребенок постоянно двигается, жестикулирует, мимирует, перевоплощаясь в воображаемых им существ. Все эти особенности играющего ребенка просто необходимо использовать педагогу для работы в классе. Именно в игре детей можно побуждать находить индивидуально решение и поощрять желание узнать что-то новое. Такой подход необходим для воспитания творческой личности и должен быть осознан педагогами для гармоничного развития ребенка.
Итак, игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Для достижения плавного перехода ребенка в учебную деятельность применение игр необходимо. В образовательном процессе игры имеют следующее значение:
- активизация способностей детей
-эмоциональная разрядка
-необходимая физическая нагрузка
-акцентирование внимания ребенка на определенных видах деятельности.
Игры способствуют развитию следующих качеств учебно-познавательной деятельности ребенка:
-развивается мышление
-закрепляются полезные навыки
-формируется эмоциональная сфера
-укрепляется произвольная память и внимание.
На уроках специального фортепиано игры можно использовать на любом этапе освоения музыкальных навыков:
-при ознакомлении с музыкальным материалом и средствами музыкальной выразительности
-при освоении музыкальной грамоты
-в работе над ритмом
-при знакомстве с инструментом
- при постановке игрового аппарата и ознакомлении с игровыми движениями.
Игровой процесс, нахождение ребенка в игре, сопровождается яркими эмоциями и переживаниями, что способствует развитию эмоциональной сферы маленького музыканта. Использование игровых приемов на уроках специального инструмента может стать:
-способом внутреннего раскрепощения
-средством естественного творческого самовыражения
-частью элементарного "донотного" музицирования.
-основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно- психических процессов
-средством развития социально-коммуникативных навыков.
Подготовить ребенка к обучению - это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и творческой деятельности, вызвать у него желание стать школьником, музыкантом.
Успешность этого процесса во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников, и, в частности, как он использует для этой цели игру. Переключение процесса из академических рамок в творческое интересное общение с ребенком положительно отразится на учебном процессе и, главное, на желании ребенка заниматься музыкой.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989.
2. Богино Г.К. Игры – задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974
3. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С.-П.: Комп., 1999.
Используемая методическая литература:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978.
2. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.:Сов.комп., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста
по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....
Конспект занятия по математике для детей дошкольного возраста "Письмо для кота Матроскина"
Как сделать процесс обучения занимательным и постоянно поддерживать интерес к предмету? Очень хочется иметь красочные наглядные пособия, разнообразный раздаточный материал, ведь всем известно, что зна...
Музыкально театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Презентация...
методическая разработка конспект занятия по ПДД для детей дошкольного возраста "Хороший пешеход".
Цель:Познакомить детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения для пешеходов;Развивать внимание, память, бережное отношение к себе и к окружающим. Развивать навыки примен...
Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"
Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос: «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...
Игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста сОВЗ
Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПРВремя является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую ...
«Игровые технологии на занятиях по хореографии с детьми дошкольного возраста»
Именно игра является основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста. Oна служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей, является источником радостных эмоций, облад...