Подгрупповое занятие по обучению грамоте для детей 6-7лет. Тема: «Какие бывают слова?»
план-конспект на тему

Щербакова Марина Анатольевна

Знакомство детей с многообразием слов. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_slova.docx55.3 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие по обучению грамоте для детей 6-7лет.

Тема: «Какие бывают слова?»

Цель: знакомство детей с многообразием слов.

Программное содержание:

-формировать умение различать на слух длинные и короткие слова;

-познакомить детей с многозначными словами и сформировать навык их употребления в речи;

-упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

-воспитывать интерес к слову, как единице речи.

Ход

Педагог: Открываем очередное заседание клуба «Знатоков». А какой вопрос мы будем сегодня обсуждать, вы сейчас узнаете.

Послушайте, что я сейчас произнесу: « дети, стул, гости, окно, воспитатель, осень, воробей, мак, лук, небо и т.д.»

Дети: Вы произносили слова!

Педагог: Верно! Сегодня мы поговорим о словах!  Как вы думаете, для чего нужны слова? (ответы детей - разговаривать,  о чем-то рассказывать, общаться друг с другом и т.д.)  Слова нам нужны для общения. Придумайте каждый своё слово. (дети называют слова)

Педагог: Как вы думаете, ваши слова отличаются друг от друга? (да) Значит слова бывают разные! Задаём вопрос для обсуждения - какие бывают слова? (на доске появляется вопросительный знак) А поможет нам ответить на вопрос моя волшебная коробочка (показываю детям), в которой живут слова!!

(на доске выкладывается слоговая лесенка-слова с одним слогом, двумя, тремя, четырьмя слогами)

Педагог предлагает детям сесть за столы, на которых разложены каждому схема слова, маркер.

Педагог: Предлагаю вам каждому достать слово из волшебной коробочки, а затем на схеме отметить сколько в слове частей. Часть слова называется слог.

Слова: сад, сок, кран, часы, коса, лиса, сорока, пирамида, рябина, черепаха.

Дети отмечают на карточках количество частей в слове, затем выходят к доске и выкладывают слова  на слоговой лесенке.

Упражнение «Лесенка слов»

 

Педагог:  Мы с вами определили, что по длительности звучания слова бывают короткие и длинные.  Давайте отметим в дневнике наблюдений-

1. Слова короткие -                  ,слова длинные - 

Педагог: Давайте разомнем наши пальчики с помощью массажных шариков.

Тренируйте пальчики:

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой!

(дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)

Педагог: Дети, как вы думаете, а можно короткое слово превратить в длинное? ( достает из коробочки новое слово-кот)

Педагог: На какой ступеньке нужно поставить слово-кот? (на первой)

Как нужно произнести слово, чтобы поставить его на вторую ступеньку?

(ко-тик)

А теперь на третью ступеньку- (ко-те-нок)

А на четвертую ступеньку- (ко-те-но-чек)

Педагог: Молодцы! Было слово коротким, а стало длинным! А теперь пора сделать разминку и рассказать про кота!

Киска

То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Педагог: Посмотрим, что еще лежит в нашей коробочке слов! (достает пары картинок: рука-ручка, кресло-креслице, кот-котик, слон-слоник, хвост-хвостик, дом-домик, глаза-глазки) дети-находят пары и называют слова.

Упражнение «Назови ласково»

Педагог: Слово можно изменить, если его уменьшить, произнести ласково.

Отметим в нашем дневнике наблюдений:

2. Слово может обозначать большое -                   ,и маленькое- 

Педагог: Отгадайте загадку

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле …….(ножки)

(показываю картинку ножки девочки)

 Вспомните, у каких предметов есть ножки или ножка (стул, гриб)

Слова, которые звучат одинаково, но у них разное значение, называются –многозначными.

Упражнение «Найди пару»

Кран-…

Коса-…

Кисть-…

Лук-…

Отметим в нашем дневнике наблюдений:

3. Слово может быть многозначным-

Педагог: Вот и подошло к концу заседание клуба «Знатоков». А теперь давайте ответим на наш вопрос - какие бывают слова? (Разные - длинные и короткие, ласковые, многозначные) На следующем заседании мы продолжим изучать слова.

Молодцы, вы настоящие «знатоки слова»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"

Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"

Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»

Цель:  совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ ДбДЬ"

Занятие по развитию фонематических  процессов и обучению грамоте у  старших дошкольников....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОВЗ(ТНР) "Звуки М и Мь. Буква М"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОВЗ(ТНР)  "Звуки М и Мь. Буква М"...