Подгрупповое занятие по обучению грамоте для детей 6-7лет. Тема: «Какие бывают слова?»
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие по обучению грамоте для детей 6-7лет.
Тема: «Какие бывают слова?»
Цель: знакомство детей с многообразием слов.
Программное содержание:
-формировать умение различать на слух длинные и короткие слова;
-познакомить детей с многозначными словами и сформировать навык их употребления в речи;
-упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
-воспитывать интерес к слову, как единице речи.
Ход
Педагог: Открываем очередное заседание клуба «Знатоков». А какой вопрос мы будем сегодня обсуждать, вы сейчас узнаете.
Послушайте, что я сейчас произнесу: « дети, стул, гости, окно, воспитатель, осень, воробей, мак, лук, небо и т.д.»
Дети: Вы произносили слова!
Педагог: Верно! Сегодня мы поговорим о словах! Как вы думаете, для чего нужны слова? (ответы детей - разговаривать, о чем-то рассказывать, общаться друг с другом и т.д.) Слова нам нужны для общения. Придумайте каждый своё слово. (дети называют слова)
Педагог: Как вы думаете, ваши слова отличаются друг от друга? (да) Значит слова бывают разные! Задаём вопрос для обсуждения - какие бывают слова? (на доске появляется вопросительный знак) А поможет нам ответить на вопрос моя волшебная коробочка (показываю детям), в которой живут слова!!
(на доске выкладывается слоговая лесенка-слова с одним слогом, двумя, тремя, четырьмя слогами)
Педагог предлагает детям сесть за столы, на которых разложены каждому схема слова, маркер.
Педагог: Предлагаю вам каждому достать слово из волшебной коробочки, а затем на схеме отметить сколько в слове частей. Часть слова называется слог.
Слова: сад, сок, кран, часы, коса, лиса, сорока, пирамида, рябина, черепаха.
Дети отмечают на карточках количество частей в слове, затем выходят к доске и выкладывают слова на слоговой лесенке.
Упражнение «Лесенка слов»
Педагог: Мы с вами определили, что по длительности звучания слова бывают короткие и длинные. Давайте отметим в дневнике наблюдений-
1. Слова короткие - ,слова длинные -
Педагог: Давайте разомнем наши пальчики с помощью массажных шариков.
Тренируйте пальчики:
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой!
(дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)
Педагог: Дети, как вы думаете, а можно короткое слово превратить в длинное? ( достает из коробочки новое слово-кот)
Педагог: На какой ступеньке нужно поставить слово-кот? (на первой)
Как нужно произнести слово, чтобы поставить его на вторую ступеньку?
(ко-тик)
А теперь на третью ступеньку- (ко-те-нок)
А на четвертую ступеньку- (ко-те-но-чек)
Педагог: Молодцы! Было слово коротким, а стало длинным! А теперь пора сделать разминку и рассказать про кота!
Киска
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Педагог: Посмотрим, что еще лежит в нашей коробочке слов! (достает пары картинок: рука-ручка, кресло-креслице, кот-котик, слон-слоник, хвост-хвостик, дом-домик, глаза-глазки) дети-находят пары и называют слова.
Упражнение «Назови ласково»
Педагог: Слово можно изменить, если его уменьшить, произнести ласково.
Отметим в нашем дневнике наблюдений:
2. Слово может обозначать большое - ,и маленькое-
Педагог: Отгадайте загадку
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле …….(ножки)
(показываю картинку ножки девочки)
Вспомните, у каких предметов есть ножки или ножка (стул, гриб)
Слова, которые звучат одинаково, но у них разное значение, называются –многозначными.
Упражнение «Найди пару»
Кран-…
Коса-…
Кисть-…
Лук-…
Отметим в нашем дневнике наблюдений:
3. Слово может быть многозначным-
Педагог: Вот и подошло к концу заседание клуба «Знатоков». А теперь давайте ответим на наш вопрос - какие бывают слова? (Разные - длинные и короткие, ласковые, многозначные) На следующем заседании мы продолжим изучать слова.
Молодцы, вы настоящие «знатоки слова»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»
Обучение элементам грамоты...
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"
Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"
Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР....
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»
Цель: совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ ДбДЬ"
Занятие по развитию фонематических процессов и обучению грамоте у старших дошкольников....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОВЗ(ТНР) "Звуки М и Мь. Буква М"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОВЗ(ТНР) "Звуки М и Мь. Буква М"...