Программа "Раннее развитие"
рабочая программа
Пояснительная записка
Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком, и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.
Современная ситуация развития общества поставила перед системой образования ряд социально-педагогических задач по поддержке, развитию, адаптации и социализации неорганизованных детей дошкольного возраста. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу, круг контактов в социальной сфере у них ограничен. Поэтому для детей данной категории существует потребность в компенсации личностного развития и выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу. Потребность наиболее полного раскрытия способностей обучающихся, обеспечения доступности образования для детей, не охваченных ДОУ, послужила причиной создания данной программы. Программа направлена на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Программа «Раннее развитие» является комплексной, охватывает основные стороны развития детей дошкольного возраста и направлена на обучение, воспитание и творческое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_razvitie.docx | 388.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком, и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.
Современная ситуация развития общества поставила перед системой образования ряд социально-педагогических задач по поддержке, развитию, адаптации и социализации неорганизованных детей дошкольного возраста. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу, круг контактов в социальной сфере у них ограничен. Поэтому для детей данной категории существует потребность в компенсации личностного развития и выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу. Потребность наиболее полного раскрытия способностей обучающихся, обеспечения доступности образования для детей, не охваченных ДОУ, послужила причиной создания данной программы. Программа направлена на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Программа «Раннее развитие» является комплексной, охватывает основные стороны развития детей дошкольного возраста и направлена на обучение, воспитание и творческое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее развитие» МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" СП 2.4.3648-20 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
9. Устав МБУ ДО «ДДТ».
Актуальность программы.
Дошкольное детство – большой ответственный период психического развития ребёнка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Как показывают педагогические исследования, большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательными для родителей становятся объединения раннего развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования.
Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей, способствует созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.
Дополнительная общеобразовательная программа «Раннее развитие» социально – педагогической направленности является модифицированной и реализуется в МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский для детей 5-7 лет.
Содержание программы направлено на развитие детей дошкольного возраста.
Программа разработана на основе действующей программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик - Семи цветик» под редакцией Н.Ю. Кряжевой, которая разработана и сертифицирована на базе кафедры психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» и одобрена Министерством образования РФ как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста в рамках дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и сферы психики ребенка дошкольного возраста.
Целью программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
- Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.; воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.
- Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
- Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.
- Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.
- Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям, объединяться, для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.
- Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей с учетом регионального компонента средствами музейной педагогики;
Ожидаемые результаты программы и способы их проверки:
Результатом реализации комплексной образовательной программы является выпускник ШРР «Родничок», обладающий качествами, способностями, умениями и навыками, обеспечивающими психологическую готовность к обучению в школе.
При освоении программы у детей должны быть развиты:
- познавательная и интеллектуальная сфера:
наличие общих и специальных знаний, умений по предметам; развитость познавательных и психических процессов (в соответствии с возрастом): широкий кругозор детей, правильная речь, наглядно-образное и логическое мышление, память, воображение и внимание, мелкая моторика руки
- коммуникативные способности:
активность в общении, умение общаться со взрослыми и сверстниками, пользоваться формами речевого этикета, вступать в диалог, решать возникающие споры и конфликты
- эмоционально-волевая сфера:
произвольная саморегуляция поведения, адекватные способы выражения своих эмоциональных переживаний, навыки организованного поведения на занятиях и в повседневной жизни; умение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; способность к сопереживанию и сочувствию
- сформирована мотивация к школьному обучению:
желание идти в школу, готовность учиться и выполнять правила школьной жизни
В данной образовательной программе «Раннее развитие» для проверки ожидаемых результатов используются как психологические тесты (с привлечением психолога), так и методики, основанные на игровой диагностике и на основе педагогического наблюдения. Проверка знаний, умений, навыков происходит в начале, середине и конце года. Результаты проверки фиксируются каждым педагогом. В отслеживании образовательных результатов принимают участие и родители. В работе с родителями используют метод анкетирования. В начале и в конце года родители заполняют анкеты, из которых руководитель Школы, педагоги могут получить необходимую информацию.
Формами представления образовательных результатов являются: итоговые занятия по пройденным темам, выставки детских работ, открытые занятия для родителей, индивидуальное тестирование, досуговые мероприятия.
Обеспечение программы
Основными методами и приемами подачи и закрепления материала являются:
- беседа;
- рассказ;
- показ;
- речевые упражнения;
- физкультминутки;
- игровые методы;
- работа с наглядным и раздаточным материалом.
Основными методами стимулирования и мотивации к обучению являются:
- похвала;
- поощрение;
- создание ситуации успеха;
- в качестве награды за активную работу и успешное выполнение заданий детям выдаются цветные звездочки.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие методического, дидактического и материально-технического обеспечения.
1. Методическое:
- программное обеспечение;
- диагностические методики, карты наблюдений;
- планы-конспекты занятий, сценарии досуговых мероприятий;
- подборка стихотворений, рассказов, басен, загадок, чистоговорок, картотека игр;
- библиотечка методической и детской литературы.
2. Дидактическое:
- наглядные пособия (плакаты, картинки, репродукции, муляжи);
- игрушки, настольно-печатные игры;
- рабочие тетради по предметам;
- разработка и изготовление раздаточного и демонстрационного материала:
- предметные и сюжетные картинки;
- разработка и изготовление рабочих листов и бланков;
- карточки с буквами и цифрами;
- геометрический материал.
3. Материально-техническое:
Доски, маркеры, наборы детской мебели.
Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи.
Технические средства: проектор, магнитофон, ноутбук, аудиозаписи, видеозаписи.
4. Финансовое:
Финансирование программы осуществляется за счёт добровольных родительских взносов для приобретения канцелярских товаров, дидактических материалов, методической и учебной литературы, технических средств обучения.
Особенности работы по программе
В разработке программы учитывается научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Поэтому программа включает в себя большое разнообразие предметов, выполняющих развивающие, обучающие, воспитательные задачи. В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также методы развития познавательной активности дошкольников.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Все дети имеют целый ряд общих возрастных характеристик, которые учитываются на каждом этапе обучения. Но каждый ребёнок это – индивид, со своими, присущими только ему особенностями, поэтому обучение носит личностно-ориентированный характер. Чтобы раскрыть заложенные в каждой личности возможности, обучение должно быть в меру свободным и занимательным, поэтому ведущей деятельностью является учебно-игровая.
Поскольку обучение по данной программе предлагается для детей, многие из которых не посещают дошкольное учреждение из-за проблем здоровья, то решение поставленных задач должно осуществляться при соответствующих условиях: необходимо бережно относиться к самочувствию каждого ребенка, учитывать его физическое состояние и здоровье.
В программа «Раннего развития» большое внимание уделяется эмоционально-личностному общению детей, так как сюда приходят дети, не посещающие детский сад и не имеющие опыта коллективных форм деятельности. В образовательном процессе специально выделяется время 7 для группового общения детей (непринужденного разговора детей со взрослыми и друг с другом, совместных игр), направленного на сплочение группы и расширения сферы их коммуникативной практики.
Программа позволяет педагогам внедрять новые формы и методы обучения, повышающие качество обучения и активизирующие интерес и познавательную активность детей.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ребенок:
- может распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
- начинает осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для него более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными.
- развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года ребенок способен создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
- Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.
- Они осваивают два способа конструирования:
- от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
- от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
- продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. ϖ продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
- Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. ϖ развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. ϖ продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
- продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно - деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Сроки реализации программы.
Продолжительность обучения по данной программе – 36 недель. Реализация программы в учреждении дополнительного образования детей рассчитана на 2 года обучения:
Занятия 1 и 2 года обучения проводятся 3 раза в неделю (численный состав группы 10 человек).
Структура программы.
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 5 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики:
5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 – 7 лет – эмоционально- волевая сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобраны в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Формы работы с детьми
Групповые занятия:
Возраст | Число детей | Время занятий |
5-6 лет (4 группы) | 40 человек | 30 минут |
6-7 лет (2 группы) | 20 человек | 30 минут |
Индивидуальная работа:
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями:
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведётся просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».
Содержание программы предполагает разный уровень освоения (уровней сложности):
- Первый уровень – модуль «Ознакомительный»
- Второй уровень сложности – модуль ««Базовый»
Количество часов по программе составляет 216 часов (108 часов в каждом модуле). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – МОДУЛЬ «ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ» (108 часов)
Цели: формирование психологических процессов у детей во всех видах деятельности.
Задачи:
- Способствовать развитию эмпатичных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
Планируемые результаты освоения «ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО» модуля:
● ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
● ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
● ребёнка подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
● ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – МОДУЛЬ «БАЗОВЫЙ» (108 часов)
Цели: формирование элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
Задачи:
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатичных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Планируемые результаты освоения «БАЗОВОГО» модуля:
● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
● ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
● ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Особенности программы для детей «ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО» модуля (дети 5-6 лет).
К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Задачи курса по «БАЗОВОМУ» модулю (для детей 5-6 лет).
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
- Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Возрастные нормы развития ребенка к 6 годам (критерии результативности).
Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память:
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание:
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20–25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение.
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы.
Анализ. Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение. Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
дикие и домашние животные;
растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
вещи (головные уборы, одежда, обувь);
рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация:
- по цвету — 5 оттенков;
- по величине — 7 предметов;
- по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
- по возрасту — 4 возрастные группы;
- по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
- серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера.
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера.
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
Волевая сфера.
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера.
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 5 до 6 лет
(3 занятия в неделю, всего 108 занятий)
Месяц | Неделя | № | Тема занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 | 1 2 3 | Знакомство Наша группа Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Что мы умеем Волшебные слова Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Правила поведения на занятиях Учимся общаться Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Страна «ПСИХОЛОГиЯ» Страна Настроений Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Октябрь | 1 | 1 2 3 | Радость Грусть Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Гнев Девочка-сердючка Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Удивление Страна настроений Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Испуг «Зайчишка-трусишка» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Ноябрь | 1 | 1 2 3 | Спокойствие «Медвежата в берлоге» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Словарик эмоций Азбука настроений Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Страна Вообразилия Мои желания Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Паровозик дружбы «Беседа о дружбе» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Декабрь | 1 | 1 2 3 | В гостях у сказки Волшебный цветок Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Здравствуй, Зима! Новогодние гирлянды Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Пригласительный билет Письмо Деду Морозу Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Диагностика Диагностика Новогодний праздник | 1 1 1 | |
Январь | 1 | 1 2 3 | Этикет Внешний вид Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Правила поведения в общественных местах Правила домашнего этикета Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Столовый этикет Этикет общения Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Подарочный этикет Гостевой этикет Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Февраль | 1 | 1 2 3 | Волшебные средства понимания Пойми меня Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Язык жестов Язык телодвижений Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | «Люди к людям» С кем я живу Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Папин день Защитники отечества Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Март | 1 | 1 2 3 | Мамин день Мамины помощники Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Я и моя семья «Дружная семейка» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Я и мои друзья «Вместе с другом» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Я и мое имя «Разноцветные имена» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Апрель | 1 | 1 2 3 | Страна «Я» Мой характер Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Черты характера Жадность-щедрость Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Капризность Лень-трудолюбие Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Хитрость Обидчивость Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Май | 1 | 1 2 3 | Я особенный Мы такие разные! Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Мы так похожи! Давайте жить дружно! Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | «Мирись, мирись…» Элементы конфликтологии Парочки Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Мы веселимся, смеемся и играем! Здравствуй, Лето! Итоговая диагностика | 1 1 1 | |
ИТОГО: | 36 | 108 часов |
Особенности программы для детей «БАЗОВОГО» модуля(дети6-7лет).
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а также приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.
Задачи психологического курса «Базового» модуля (для детей 6-7 лет).
- Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию полоролевой идентификации.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Новообразования:
- Внутренний план действий.
- Развитие произвольности всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
- Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
- Возникновение первой целостной картины мира.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 7 годам (критерии результативности)
Мотивационная готовность к школе.
Форсированность устойчивого познавательного, эмоционального, социального мотивов.
Память.
Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.
Слуховая образная – 7 звуков.
Слуховая вербальная - 7 – 8 слов.
Тактильная - 7 предметов.
Словесно – логическая.
Произвольность памяти.
Внимание.
Объем - 7 – 8 предметов.
Устойчивость – 25-30 минут.
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение.
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы.
Анализ.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение.
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера.
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера.
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Тематическое планирование занятий для детей от 6 до 7 лет
(3 занятия в неделю, всего 108 занятий)
Месяц | Неделя | № | Тема занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 | 1 2 3 | Создание Лесной школы Давайте познакомимся Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Букет для учителя Мое настроение Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Смешные страхи Чего я боюсь? Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Азбука игр Игры в школе Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Октябрь | 1 | 1 2 3 | На что похоже настроение? Звездный хоровод Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Школьные правила Вежливые слова Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Собирание портфеля Школьные принадлежности Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Белочкин сон Госпожа Аккуратность Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Ноябрь | 1 | 1 2 3 | Жадность «Два жадных медвежонка» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Воровство Волшебное яблоко Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | День рождения Подарки Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Работа в классе Домашнее задание Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Декабрь | 1 | 1 2 3 | Школьные оценки Волшебный цветок Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Ленивец Сказка о ленивой звездочке Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Списывание Подсказка Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Зимняя сказка Диагностика Новогодний праздник | 1 1 1 | |
Январь | 1 | 1 2 3 | Обманный отдых Путешествие в лес Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Правила поведения в общественных местах Бабушкин помощник Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Этикет общения Волшебные средства понимания Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Прививка Лесная больница Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Февраль | 1 | 1 2 3 | Больной друг Я и мои друзья Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Костер дружбы Ябеда Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Шапка невидимка «Разноцветные имена» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Ложь Задача для лисенка Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Март | 1 | 1 2 3 | Спорщик Обида Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Стыд. Вина. Л. Толстой «Косточка» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Азбука эмоций На что похоже настроение Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Хвосты Конфликты Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Апрель | 1 | 1 2 3 | Драки Ссоры Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Грубые слова Сказка «Морозко» Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Дружная страна Как аукнется, так и откликнется Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | В гостях у сказки Удивительный лес Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
Май | 1 | 1 2 3 | Я особенный Мы такие разные! Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 |
2 | 4 5 6 | Мы так похожи! Давайте жить дружно! Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
3 | 7 8 9 | Фантазеры До свидания, Лесная школа Практическое занятие (рабочая тетрадь) | 1 1 1 | |
4 | 10 11 12 | Мы веселимся, смеемся и играем! Здравствуй, Лето! Итоговая диагностика | 1 1 1 | |
ИТОГО: | 36 | 108 часов |
Материально-техническое оснащение:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
Список литературы
Для педагогов:
- Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
- Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М.: Просвещение, 1978.
- Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод, рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., исп., и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. 6. Ветлугина, Н. Музыкальный бульвар: для детей младшего возраста / Н. Ветлугина. - М.: Музыка, 1985. - 111 с.
Для родителей и детей:
- Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М.: Детская литература, 1975.
- Дошкольник на улице / Российская академия образования. - М.: Информатик, 1994. 16. Дошкольное воспитание: журн. - 1990. - № 8; 1991. - № 2, 7. П. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М.: ДОСААФ, 1981.
- Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод, рекомендации / О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии
Картинный и речевой материал с шуточным нелепым содержанием в одинаковой степени имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность в работе с детьми с нарушени...
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...
Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»
Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...