ДООП "Отряд особого назначения"
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Черданцева Елена Александровна

Цель  дополнительной общеобразовательной общеравивающей программы "Отряд особого назначения"– формирование обязательного минимума знаний               и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_otryad_osobogo_naznacheniya.docx340.73 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Documents\Scan\SCAN_20220914_124640257.jpg

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания разработки Программы:

 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

- Приоритетный проект  «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации, протокол от 30.11.2016 №11);

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14).

Направленность – социально-гуманитарная.Реализация теоретической части этой программы позволит обучающимся получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть программы направлена на формирование навыков пропаганды знаний правил дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся. Программа  направлена на реализацию лидерских качеств обучающихся через подготовку юного инспектора дорожного движения.

Новизнапрограммы «Отряд особого назначения» для обучающихся МКОУ Новотроицкая ООШ, отдалённой от центрального села, состоит в том,  по данной программе школьники получают возможность стать полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями в любом населённом пункте.В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно - транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

  Актуальность. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом              и состоит задача учителя и объединения. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы         и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, а главное интересное. Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда обучающийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причём, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.        В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо» является лучшей проверкой работы данного объединения. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».

Отличительные особенности программы «Отряд особого назначения» в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.

Адресат программы : в работе объединения участвуют обучающиеся 5-9 классов. Возраст детей в группах – 11-15 лет.Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Срок реализации и объем учебных часовПрограмма рассчитана на один год и содержит 36 часа в год. 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного занятия 45 минут.

Формы обучения

Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых

мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде

знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно–

транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей

и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм

проведения занятий: тематические занятия, игровые тренинги, разбор

дорожных ситуаций на настольных играх, экскурсии, конкурсы, соревнования,

КВН, викторины, изготовление наглядных пособий для занятий по правилам

        дорожного движения, выпуск стенгазеты, разработка проектов по правилам

        дорожного движения, встреча с работниками ГИБДД,  просмотр видеофильмов.

        Наполняемость группы до 10 ч.

Цель  – формирование обязательного минимума знаний               и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

  • Научить основным правилам дорожного движения;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения.

Учебный план

Таблица 1.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

1

1

0

Учебное тестирование для эрудитов по истории правил дорожного движения

2

История развития ЮИД

1

1

0

Интерактивные учебное тестирование по правилам дорожного движения

3

История ГИБДД

1

1

0

Встреча и беседа с инспектором ГИБДД

4

Правила дорожного движения (ПДД)

5

1

4

Просмотр презентаций по пропаганде правил дорожногодвижения

Тестирование

5

Дорожные знаки

5

1

4

Учебное тестирование по теме «Дорожные знаки»

6

Акция - как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

1

0

1

Акция по пропаганде правил дорожного движения среди детей, их родителей

7

Велосипед. Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста

4

0

4

Учебное тестирование «Правила движения на велосипеде»

8

Повторение правил безопасности на улице зимой

1

0

1

Конкурс рисунков «Осторожно - дорога зимой! »

9

Основы медицинских знаний

7

6

1

Встреча и беседа с врачом школы

10

Виды транспорта

1

0

1

Фотоконкурс «Виды транспорта »

11

Велотехника (устройство велосипеда)

2

1

1

Разборка и сборка велосипеда (практическое занятие)

12

Вождение велосипеда

4

0

4

Знакомство с препятствиями  (практические занятия)

13

История ПДД, ЮИД, ГИБДД

1

0

1

Теоретические занятия, учебное
тестирование

14

Выступление агитбригады

1

1

Составление сценариев; разучивание
выступлений агитбригады

15

Проверка знаний по правилам дорожного движения

1

0

1

Участие в конкурсе «Безопасное колесо»

ИТОГО

36

12

24

Содержание программы

Раздел№ 1  «Вводное занятие. Техника безопасности» -1 час.

Теория- 1 час.

Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи на год.

Раздел № 2 «История развития ЮИД»- 1час.

Теория – 1 час.

Изучение истории возникновения и развития ЮИД.

Раздел№3 «История ГИБДД» - 1час.

Теория- 1 час.

Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД.

Просмотр видео по ПДД.

Раздел №4 «Правила дорожного движения- 5часов.

Теория – 1 час.

Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге».

Практика- 4 часа.

Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного движения». Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного движения».

Раздел №5 «Дорожные знаки» -5 часов.

 Теория- 1 час.

 Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации дорожных знаков.

Практика– 4 часа.

Викторины «Азбука безопасности» для обучающихся объединения. Разработка положения школьного конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие – тестирование.

Раздел№6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ» - 1час.

Теория – 1 час.   Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.

Разработка  акции по пропаганде правил дорожного движения среди детей, их родителей».

Раздел№7«Велосипед. Правила велосипедиста-3часа.

Теория- 1 час.

Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.

Практика- 2 часа.Решение тематических карточек. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо». Сборка и разборка велосипеда.

Раздел №8 «Повторение правил безопасности на дорогах зимой»-1час.

Теория- 1 час.

Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!». Туман. На дорогах играть нельзя.

Раздел №9 «Основы медицинских знаний»-7часа.

Теория-1 час.

 Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.

Практика- 6 часов.

 Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых стартов

«Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Беседа с медицинским работником. Подготовка фотоотчета о проделанной работе.

Раздел №10 «Виды транспорта»- 1час.

Теория – 1 час.

Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на водном и воздушном транспорте.

Проведение тестов для проверки знаний.  Просмотр учебного фильма

«Азбука дороги».

Раздел №11 «Велотехника (устройство велосипеда)» -  2 часа.

Теория – 1 час.

 Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.

Практика – 1 час.

 Разборка и сборка велосипеда.

Раздел № 12 «Вождение велосипеда» -  4 часа.

Практика – 4 часа.

  Устройство велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное колесо».

Раздел № 13 «История ПДД,ЮИД, ГИБДД»- 1час.

Практика– 1 час.

Тестирование по темам«Изучение истории возникновения и развития правил дорожного движения и ЮИД. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД.» Беседа о значении отрядов ЮИД.

Раздел  № 14 «Выступление агитбригады» 1 час.

Практика – 1 час.

Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен.

Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по правилам дорожного движения.

Раздел №15 «Проверка знаний по правилам дорожного движения»-1 час.

Практика- 1 час.

Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных

ценностей;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать

выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является:

  • обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
  • обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
  • обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности;
  • обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
  • обучающиеся научаться обращаться за помощью;
  • обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
  • обучающиеся научаться слушать собеседника;
  • обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
  • обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
  • обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
  • обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения;
  • овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:

  • Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий  с участием обучающихся;
  •  Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения;
  • Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
  • Повысить дорожную грамотность обучающихся;
  • Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
  • Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

                                                      Таблица 2.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения итоговой аттестации

1

1

15.09

31.05

36

36

36

1ч. в неделю

28.05-30.05

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Для проведения информационно-пропагандистской работы:
    - Компьютер с доступом в Интернет;
    - Интерактивная доска;
    - Мультимедиа-проектор и проекционный экран;
    - Цифровой фотоаппарат и видеокамера;
    - Программы для обработки фотографий и видеомонтажа;
    - Звуковое оборудование (музыкальная аппаратура, колонки);
    - Атрибутика для проведения профилактических акций по безопасности дорожного движения (световозвращающие жилеты, макеты плакатов,  другое).
    2. Для презентации отряда ЮИД, выступления на конкурсах:
    - Форма юного инспектора движения
    - Атрибутика (баннеры, модели дорожных знаков,сюжетно-ролевая атрибутика для мероприятий и т.п.).
    3. Для занятий по оказанию первой помощи:
    - Учебные видео по теме «Оказание первой помощи»
    - Комплекты шин для наложения фиксирующих повязок;
    - Автомобильные аптечки.
    4 . Для практических занятий  и подготовки к соревнованиям:
    - Велосипеды, самокаты, средства индивидуальной мобильности;
    - Средства пассивной защиты для велосипедистов и лиц, использующих средства индивидуальной мобильности.
    - Жезлы, свистки, световозвращающие жилеты.
  2. Информационное обеспечение
  • билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;
  • рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
  • разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;
  • методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного    травматизма;
  • методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе          в классах;
  • видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного движения    в начальных классах;
  • специальный план на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должны соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».

Формы аттестации

  • организация тестирования и контрольных опросов по правилам дорожного движения;
  • фотоконкурс;
  • проведение викторин, смотров знаний по правилам дорожного движения;
  • практическое занятие
  • участие в конкурсе.

Результат освоения программы также определяется соблюдением обучающимися правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников.

Оценочные материалы

 При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

  • дорожные знаки –вопросы;
  • медицина –билеты;
  • знания устройства велосипеда – тестоваяработа;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • круглыйстол;
  • конкурсырисунков;
  • конкурсыстенгазет.

Критерии оценок

Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах».

Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил:

от 1 до 2,5 – уровень низкий

от 2,6 до 4 – уровень средний

от  4,1 до 5 – уровень высокий

1.Знание дорожных знаков.

Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.

15 баллов – оценка 5

13-14 баллов – оценка 4

9-7 баллов – оценка 3

6-1 незачёт

  1. Перваяпомощь(медицина)

Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы.

5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

2 балла – не зачет

  1. Знаниевелосипеда(теория)

Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы

5 баллов – оценка 5 -  нет ошибок

4 балла – оценка 4 – 2ошибки

3 балла-        оценка  3 –  3-4 ошибки

2 балла  - оценка 2  -  5 и более ошибок

Методические материалы

Методическое обеспечение образовательной программы

Деятельность объединения «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

  • в обучении -  практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение);
  • в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

  • Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного движения);
  • Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);
  • Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление           с агитбригадами);
  • Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях);
  • Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа                 в группах);
  • Викторины, конкурсы, кроссворды;
  • Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения);
  • Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе,        в своих классах;
  • Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;
  • Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по правилам дорожного движения.

Занятия проводятся в кабинете.

Особенности организации учебного процесса

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • формирование умений обучающихся по данному виду обучения;
  • проведение групповых форм обучения, массовых мероприятий в классе, уголках безопасности, на дороге на улице, на спортивной площадке, в сельском ДК , в зависимости от требований полноты реализации содержания образовательного материала по ПДД.

Методы обучения:

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

Методы воспитания:методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Формы организации образовательного процесса:

обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Этап занятия по ПДД проводится активом.

Формы организации учебного занятия:

- занятие «Создание уголка безопасности дорожного движения»;

- занятие проводит актив:

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- практические занятияна спортивной площадке по вождению велосипеда;

- игра,

- конкурс,

 -соревнование

-треннинг.

Педагогические технологии

Технология группового обучения, элементы технологии коллективного  обучения.

Алгоритм учебного занятия

  1. Беседа педагога ОДОД о правилах поведения на улицах и дорогах.
  2. Просмотр видео, презентации  по ПДД.
  3. Выступление учащихся «Что узнали нового по ПДД?»
  4. Чтение педагогом ОДОД Памятки для учащихся о правилах дорожного движения.
  5. Тестирование.
  6. Подведение итогов.

Дидактические материалы

           «Викторина по ПДД»    Приложение 1.

 Рабочая программа на 2022-2023 уч.год

 Приложение 2.

Список литературы для педагога

  1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
  2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними    изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
  3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.
  4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
  5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
  6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
  7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.
  8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
  9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
  10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
  11. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
  12. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.
  13. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
  14. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
  15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации       внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
  16. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
  17. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
  18. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
  2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.
  3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
  4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
  5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
  6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/
    Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
  7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.

Интернет - источники

  1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
  2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
  3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
  4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).

Приложение 2.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОТРОИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_______________Д.А. Рыбина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2022-2023 учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе «Отряд особого назначения»

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 1 год (36 часов)

Форма реализации программы: очная

Год обучения: первый

Возраст обучающихся: 11–15 лет

составитель:

Черданцева Елена Александровна,

педагог дополнительного образования

 

с. Новотроицкое

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана  на основе модифицированной программы «Отряд особого назначения»,которая составлена с использованием материалов   авторской программы «ЮИД» разработанной Капцовой А.В. для обучающихся 11-15 лет и адресована педагогическим работникам отделения дополнительных образования детей образовательных учреждений.

Направленность – социально-гуманитарная.Реализация теоретической части этой программы позволит обучающимся получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть программы направлена на формирование навыков пропаганды знаний правил дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся. Программа  направлена на реализацию лидерских качеств обучающихся через подготовку юного инспектора дорожного движения.

Отличительные особенности программы «Отряд особого назнаения»в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.

Главные принципы:

1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы;

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;

3. Предполагает постепенное усложнение материала;

4. Добровольность участия в данном виде деятельности;

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий;

6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.

Адресат программы : в работе объединения участвуют обучающиеся 5-9 классов. Возраст детей в группах – 11-15 лет.Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Срок реализации и объем учебных часовПрограмма рассчитана на один год и содержит 36 часа в год. 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного занятия 45 минут..

Формы обучения

Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых

мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде

знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно–

транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей

и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм

проведения занятий: тематические занятия, игровые тренинги, разбор

дорожных ситуаций на настольных играх, экскурсии, конкурсы, соревнования,

КВН, викторины, изготовление наглядных пособий для занятий по правилам

        дорожного движения, выпуск стенгазеты, разработка проектов по правилам

        дорожного движения, встреча с работниками ГИБДД,  просмотр видеофильмов.

        Наполняемость группы до 10 ч.

Особенности организации учебного процесса

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • формирование умений обучающихся по данному виду обучения;
  • проведение групповых форм обучения, массовых мероприятий в классе, уголках безопасности, на дороге на улице, на спортивной площадке, в сельском ДК , в зависимости от требований полноты реализации содержания образовательного материала по ПДД.

Цель  – формирование обязательного минимума знаний               и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

  • Научить основным правилам дорожного движения;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения.

Планируемые результаты на 2022-2023 уч.год:

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы:

У обучающихся будут сформированы личностные результаты:

  • Самостоятельность в принятии правильного решения;
  • Убеждённость и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • Здоровый образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования;
  • Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».

Метапредметнымирезультатамибудут сформирован:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
  • информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
  • корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты. В результате освоения программы будут:

  • знать основные части дороги, общие правила ориентации, правила перехода дорог;
  • знать названия, назначений и возможные места установки изучаемых дорожных знаков; знание значений сигналов светофора и регулировщика.
  • Смогут определять наиболее опасных участков дорог; определение безопасного маршрута «Дом-школа-дом»;
  • знать правила безопасного поведения обучающихся при движении группой и колонной по дороге.
  • Формы организации образовательного процесса:
  • обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Этап занятия по ПДД проводится активом.
  •          Формы организации учебного занятия:
  • - занятие «Создание уголка безопасности дорожного движения»;
  • - занятие проводит актив:
  • - Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
  • - Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
  • - практические занятия на спортивной площадке по вождению велосипеда;
  • - игра,
  • - конкурс,
  •  -соревнование
  • -треннинг.

           Формы аттестации

  • организация тестирования и контрольных опросов по правилам дорожного движения;
  • фотоконкурс;
  • проведение викторин, смотров знаний по правилам дорожного движения;
  • практическое занятие
  • участие в конкурсе.

Результат освоения программы также определяется соблюдением обучающимися правил дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди сверстников.

Оценочные материалы

 При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

  • дорожные знаки –вопросы;
  • медицина –билеты;
  • знания устройства велосипеда – тестоваяработа;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • круглыйстол;
  • конкурсырисунков;
  • конкурсыстенгазет.

Критерии оценок

Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах».

Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил:

от 1 до 2,5 – уровень низкий

 от 2,6 до 4 – уровень средний

от  4,1 до 5 – уровень высокий

1.Знание дорожных знаков.

Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.

15 баллов – оценка 5

13-14 баллов – оценка 4

9-7 баллов – оценка 3

6-1 незачёт

  1. Перваяпомощь(медицина)

Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы.

5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

2 балла – не зачет

  1. Знаниевелосипеда(теория)

Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы

5 баллов – оценка 5 -  нет ошибок

4 балла – оценка 4 – 2ошибки

3 балла-        оценка  3 –  3-4 ошибки

2 балла  - оценка 2  -  5 и более ошибок


Календарно-тематический план на 2022-2023 учебный год

№ п/п

  Дата

Раздел/ тема занятия

Количество часов

Примечание

Всего

Теория

Практика

Правила ТБ

1

1

0

1

Вводное занятие.   Техника безопасности на занятиях, на соревнованиях, на занятиях с велосипедами.

1

Юный инспектор движения

1

1

2

Знакомство с программой. Цели и задачи.

История развития ЮИДА«Уголок безопасности»

Символика ЮИДА

1

История ГИБДД

1

1

  3

История развития ГИБДД Особенности и достоинство профессии сотрудника

1

Правила дорожного движения (ПДД)

5

1

4

  4

Статистика ДТП. Права и обязанности пешехода.

1

  5

Перекрёсток.

1

  6

Правила поведения в общественномтранспорте

1

  7,8

Правила дорожного движения.

1

1

Дорожные знаки

5

1

          4

  9,10

Классификация дорожных знаков.

1

1

  11

Подготовка к акции посвященной памяти жертв ДТП

1

   12

Викторина «Азбука безопасности»

1

   13

Конкурс рисунков «Безопасность глазами детей»

1

Акция - как форма профилактики ДДТТ

1

0

1

   14

Акция - как форма профилактикиДДТТ

1

Велосипед.Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста

5

1

4

    15

Велосипед - техническое средство

1

16

17

18

19

Отработка технических элементов навелосипеде

4

Повторение правил безопасности на дороге зимой


1

0


1

   20

Опасности на перекрёстке в зимнее время. Зачем нужны светоотражатели в зимнее время.

1

Основы медицинских знаний

7

6

1

21

Первая медицинская помощь и её правила оказания при ожоге, при щоке.

1

22

Способы остановки кровотечений

1

23

Раны, ушибы, растяжения. Способы наложенияповязок.

1

   24

 Аптечка водителя и её применение.

1

25

Остановка дыхания. Искусственное дыхание.

1

26

Отравление и оказание помощи.0жоги и отморожение перваяпомощь Тепловые и солнечные удары

1

27

Переломы и вывихи. Транспортировка пострадавшего.

1

Виды транспорта

1

1

28

Какие бывают виды транспорта? Правила поведения в транспорте

1

Велотехника

2

1

1

29

Устройство велосипеда.

1

30

Разборка и сборка велосипеда.

1

История ПДД,ЮИД, ГИБДД»

2

1

1

31

ПДД: учебное тестирование обучающихся.

1

32

Изучение истории ЮИД, ГИБДД. Тестирование.

1

33

Выступление агитбригады.

2

Проверка знаний ППД

1

0

1

34

Проверка знаний ППД. Итоговое занятие.

1

35-36

Школьный тур конкурса «Безопасное колесо»

2

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Особые дети - особое общение

В статье даны рекомендации родителям о принципах общения с детьми и подростками, помогающих  установить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком, избежать эмоционально-поведенческих нарушений ...

Особые дети - особый подход

В статье освещены вопросы развития, воспитания,  обучения и сопровождения детей с глубокими нарушениями интеллекта в условиях ГБОУ ЦДК. Раскрыты задачи, основные направления коррекционно-раз...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

План-конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 7-9 классов на тему "Праздник особого назначения"

Цель мероприятия – изменить отношение подростков к государственному празднику Дню народного единства.Задачи мероприятия:1.  раскрыть историческую и духовно-нравственную суть Дня народного единств...

Сценарий летнего мероприятия "Отряд особого назначения"

Мероприятие может проводиться в летнем лагере для ребят младшей и средней возрастной группы. Персонажами могут быть вожатые...

Особые потребности – особые возможности: интерактивные технологии в обучении детей с ОВЗ.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это...