Особые дети - особый подход
статья по теме

Ануфриева Людмила Владимировна

В статье освещены вопросы развития, воспитания,  обучения и сопровождения детей с глубокими нарушениями интеллекта в условиях ГБОУ ЦДК.

 Раскрыты задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Обозначена важность сотрудничества учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobye_deti_-_osobyy_podkhod.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Особые дети - особый подход

Особенные дети всегда требуют особенного подхода. И обучение особых детей – не исключение. Нет никаких сомнений: детям с особенностями в развитии необходимо не только повышенное внимание со стороны родителей, уникальный подход к воспитанию, обучению, но и помощь квалифицированных специалистов. Для педагогической практики вопросы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья являются актуальными. Среди детей данной категории особое место занимают дети с тяжёлым и глубоким нарушением интеллекта. Наряду со значительным отклонениями в поведении и формировании социальных навыков, дети этой группы отличаются грубым нарушением познавательных процессов: активного восприятия, памяти, произвольного внимания, пространственного восприятия, обобщающей и регулирующей функции речи, всех видов мыслительных операций. Кроме того, недоразвитие интеллекта у этой группы детей часто осложнено сопутствующими заболеваниями. Очень часто родители, столкнувшись со страшным диагнозом, не знают что делать, чувствуют отчаяние, опустошенность, безысходность. Ранее такие дети считались необучаемыми. Однако мы знаем: шанс есть всегда! Каждый ребенок уникален, и залог успеха в том, чтобы принять эту уникальность, принять потребности и возможности ребенка, а не относится к нему  как к носителю известного диагноза. Главное, подтолкнуть ребенка, помочь ему сделать первые шаги.    При проведении специальных коррекционных мероприятий, учитывающих особенности развития и опирающихся на наиболее сохранные функции психики детей с тяжелым и глубоким психофизическим недоразвитием, возможно формирование у них зачатков всех жизненно важных навыков, позволяющих в дальнейшем обучаться в специальных коррекционных образовательных учреждениях, овладеть элементарными трудовыми и учебными навыками, возможность выполнять в быту, а в некоторых случаях и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции, частично ориентироваться в окружающем мире. То есть стать до определённой степени адаптированным. Таким образом достигается выполнение главной цели коррекционной работы с данной группой детей:  оказание коррекционно-развивающей помощи, обеспечивающей максимально возможное включение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в жизнь общества, их самореализацию в процессе социальной интеграции.

Именно поэтому в Центре и работает группа "Особый ребенок", которая комплектуется вне зависимости от возраста по уровню психофизического развития. Уровнем  же развития определяется выбор конкретного этапа обучения.  Индивидуальные занятия с дефектологом для таких детей  – это не роскошь. Порой это единственный их шанс на получение образовательных услуг, на включение в организованную учебную среду.  

Однако,   чтобы повысить эффективность педагогического процесса, достигнуть положительных результатов,  учитель-дефектолог  должен действовать в команде с родителями, обучая их при проведении совместных занятий различным  практическим приемам и навыкам коррекционной работы; прививая им потребность в получении знаний в области коррекционной педагогики.  В результате этого родители становятся не просто наблюдателями, а активными участниками коррекционно-развивающего процесса.    

Учитывая тот факт, что возможности компенсации дефектов развития каждого ребенка строго индивидуальны, программа коррекционно-развивающей работы не привязана к конкретным срокам для ее исполнения, так как для детей с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллектуального развития нет обязательных образовательных стандартов.

Работа с детьми подчиняется решению следующих взаимосвязанных задач, реализуемых на протяжении всех этапов коррекционной работы:

  • Формирование навыков адекватного взаимодействия и общения с окружающими.
  • Социально – бытовая ориентация: привитие навыков самообслуживания, формирование культурно гигиенических навыков, формирование элементарной предметной деятельности.
  • Развитие познавательной деятельности: формирование интереса к окружающему, развитие собственной активности детей, коррекция недостатков развития психических функций, развитие всех сторон личности ребёнка.

Коррекционно – развивающая работа нацелена на обеспечение достижения каждым ребёнком того уровня развития, который соответствует его потенциальным возможностям и осуществляется по следующим направлениям:

  • Формирование навыков социального поведения
  • Формирование предметно – орудийных и простейших игровых действий
  • Формирование основ элементарной конструктивной деятельности  
  • Формирование сенсорных и элементарных количественных представлений  
  • Формирование предпосылок развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью
  • Развитие самостоятельной устной речи  
  • Звуковая культура речи
  • Формирование предметно – практической деятельности
  • Формирование изографических навыков
  • Развитие движений и функциональных возможностей кистей, пальцев рук

Форма реализации   - индивидуальные занятия.  По мере достижения  определенного уровня развития для части детей могут быть организованы  занятия в малых группах (два ребенка), в дальнейшем количество детей может быть увеличено до трех человек в группе. Оптимальный режим проведения занятий - два раза в неделю. Продолжительность занятий определяется общим состоянием детей, степенью сложности материала. Длительность варьируется от 10-15 до 20-25 минут и обеспечивается постепенным включением и выходом из деятельности. При построении работы важно учитывать необходимость решения разноплановых задач в рамках одного занятия, что оправдывает проведение занятий интегрированного характера. Особое место в содержании работы отведено занятиям по организации адекватного взаимодействия и формированию адекватной мотивации к деятельности.

Итоговыми показателями   являются следующие: ребенок  охотно вступает в контакт с педагогом, понимает обращение к нему по имени; активно реагирует на предлагаемые педагогом игрушки и действия с ними, понимает жесты - обращение "на", "это"; включается в совместную с педагогом предметно-игровую деятельность; адекватно ведет себя на занятии.

Дети со сложной структурой дефекта в большей степени нуждаются в социокультурных и образовательных услугах, так как   не могут обеспечить себе качество жизни.   Группа "Особый ребенок" является одной из организованных форм поддержки таких детей: "Нет необучаемых детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть."

                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта психологического сопровождения учащихся, требующих особого психолого-педагогического подхода

В наше время, к сожалению, всё чаще встречаются подростки, которые нуждаются в особом индивидуальном психолого -педагогическом сопровождении. Данная карта, разработана для работы психолога, с целью ре...

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Особые дети - особое общение

В статье даны рекомендации родителям о принципах общения с детьми и подростками, помогающих  установить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком, избежать эмоционально-поведенческих нарушений ...

Особые потребности – особые возможности: интерактивные технологии в обучении детей с ОВЗ.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это...

Особенные дети - особый подход

Как организовать работу с детьми, имеющими ОВЗ? Какие использовать технологии и формы? Из опыта работы....

Особые дети - особая педагогика

Особенности методики адаптивной физической культуры детей с умственной отсталостью...

Рекомендации учителя-дефектолога родителям! ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям! ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ....