ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Хореография»
календарно-тематическое планирование
Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе вариативности, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки хореографии.
Общение учащихся с музыкой и танцем открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Хореография» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой, танцевальной деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной культуры танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 95.53 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Солнечногорск, пос. Лунево 2022 год
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1.Конституция Российской Федерации.
2.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 №273-Ф3.
3. Семейный Кодекс РФ.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014№41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, cо держанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
5. ФЗ от 24 июля 1998 года № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ).
8.Приказ Мин просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Устав ОУ.
Направленность
Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе вариативности, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки хореографии.
Общение учащихся с музыкой и танцем открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Хореография» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой, танцевальной деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной культуры танца.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время хореография в системе предметов дополнительного образования занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, включая множество игровых упражнений, пробуждая интерес к новой деятельности.Занятия подразумевают освоение навыков и умений, получаемых на занятиях, изучение произведений. Занятия подразумевают знакомство с ритмикой, элементами гимнастики, развитие танцевальных способностей.
На протяжении всех занятий педагог следит за формированием и развитием хореографических навыков (движением, физической подготовкой, дыханием, ритмом), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон хореографических возможностей детей.
Особое значение имеет работа над точностью движений, музыкальной фразой, рисунком танца, а также эстетическим воспитанием.
Отличительные особенности программы
В условиях школы обучение хореографии не должно быть самоцелью. Ребятам необходимо также осваивать основы исполнительского мастерства, развивать художественный вкус, заниматься физической культурой, а также самим придумывать сценические образы для своих выступлений знакомиться с лучшими образцами мировой художественной культуры. Это дает ребенку стимул к творчеству, побуждает к действию, сотворчеству, к познавательной, исследовательской деятельности. Программа предусматривает работу с одаренными детьми, дифференцированный подход через систему проектных методов, участие в конкурсах и показательных выступлениях.
Адресат программы
Учащиеся 7-17 лет, которые по результатам просмотра распределяются по группам, младшая, средняя, старшая. В зависимости от возраста и хореографического развития. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Краткая характеристика обучающихся.
Возраст учащихся 1-11-го класса (7-17 лет) связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного становления взрослого человека. Девушки и юноши пытаются найти собственную уникальность. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у ребёнка в стенах школы постепенно меняются приоритеты. Умственная активность юношей и девушек велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Именно поэтому важно приобщить учащихся к творческой деятельности.
Срок и объём освоения учебной программы.
Программа творческого объединения «Хореография» рассчитана на 12 часов в неделю,48 часов в месяц(четыре недели),420 часов в год(не учитывая зимние и летние каникулы).Общая трудоемкость учебной программы – 1 год.
Режим занятий: продолжительность урока 45 минут(один академический час)
Особенности и форма организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в групповой форме с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Такая организация образовательного процесса является оптимальной для формирования танцевального коллектива и проявления индивидуальности каждого ребенка.
Программа обучения предполагает:
- групповые танцевальные занятия;
- занятия с хореографами и творческими ансамблями;
- участие в концертах и выступлениях разных уровней.
Требования к учащимся.
Учащиеся должны знать
- различные танцевальные жанры, классического, народного и эстрадного танца.
- особенности русских народных танцев и танцев народов мира
- основы современного эстрадного танца
- основы классического танца.
- характер исполнения танцев
- знать и применять правила сценической культуры
- пользоваться средствами выразительности во время танца.
Учащиеся должны уметь:
- двигаться в такт музыке;
- владеть вниманием, координацией движения
- иметь навыки актерской выразительности;
- технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
- знать позиции рук и ног;
- танцевать народные танцы
- танцевать современные танцы
- танцевать вальс
- использовать в танце приобретенные навыки
Необходимые требования к проведению занятий:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и
активности обучающихся;
- целесообразное расходование времени на всех этапах занятия;
- применение различных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и
обучающимися;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
1.2 Цель и задачи программы
1.2 Цель программы- обеспечение развития творческих способностей учащегося, овладение знаниями и представлениями о хореографии, формирование практических умений и навыков танца, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального и танцевального искусства.
Задачи
Обучающие
- Усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества
- Научить использовать разные источники информации
- Приобретение навыков музыкально- учебной деятельности
- Формирование устойчивого интереса к искусству
- Вызвать интерес к сценической и танцевальной деятельности.
Развивающие
- Формировать умение анализа собственной учебной деятельности
- Проявление творческой инициативы
- Развитие музыкально - эстетического чувства, совершенствование
художественного вкуса
- Применение в жизни полученных знаний о хореографии, участие в
жизни класса и школы, смысловое чтение текстов различных стилей и
жанров, формирование компетентности в использовании ИКТ
- Формирование танцевальных навыков
Воспитательные
- Воспитание чувства музыкального стиля
- Сформировать осознанное восприятие танцевальных произведений
- Навыки рассуждения о стилях танца, постижение культурных традиций
- Расширение знаний о хореографии
- Формирование активной жизненной позиции
- Обучение коллективному творчеству
1.3 Содержание программы
Учебный план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы Аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1 | I ПОЛУГОДИЕ Вводное занятие | 6 | 2 | 4 | Собеседование |
2 | Сценическое движение | 72 | 2 | 70 | Групповое и индивидуальное занятие |
3 | Ритмика и танцевально-ритмическая гимнастика | 72 | 2 | 70 | Групповое и индивидуальное занятие |
4 | Основы современного эстрадного танца | 36 | 2 | 34 | Групповой и индивидуальный педагогический контроль |
5 | IIПОЛУГОДИЕ. Ритмика. Общеразвивающие упражнения | 72 | 2 | 70 | Групповое и индивидуальное занятие |
6 | Основы народно-сценического танца. | 36 | 2 | 34 | Групповой и индивидуальный педагогический контроль |
7 | Танцы народов мира | 60 | 2 | 58 | Групповое и индивидуальное занятие |
8 | Основы классического танца. Вальс | 48 | 2 | 46 | Групповое и индивидуальное занятие |
9 | Концертная деятельность | 12 | 2 | 10 | Концерт |
10 | Итоговые занятия. | 6 | 2 | 4 | Отчётный Концерт |
Итого | 420 | 20 | 400 |
Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. Знакомство с программой на учебный год. План творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях. Утверждение расписания. Форма одежды. Введение в образовательную программу. Обсуждение репертуара на предстоящий учебный год.
Практическая часть. Знакомство с детьми. Просмотр детей с целью определения уровня их танцевального развития: пластики, наличия координации и музыкального слуха, уровень физической подготовки; наличия отклонений в работе двигательного аппарата. Выявление заболеваний органов дыхания и движения.
2. Сценическое движение
Теория: Что такое выразительность. Сценические игры и пантомимы.
Практика: Упражнения на развитие баланса и координации, упражнения на напряжение и расслабление мышц, ориентации в пространстве, упражнения на выразительность (пантомимы, инсценировки).
Форма контроля: групповое и индивидуальное занятие.
3. Ритмика и танцевально-ритмическая гимнастика
Теория: Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятия о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе.Основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц.
Практика: Упражнения на вываротность ног и развитие осанки (сгибания, разгибания, повороты). Укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса, мышц брюшного пресса. Упражнения для развития подвижности рук, ног, тела. Упражнения для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов. Упражнения на растяжку и основы гимнастики на полу. Игровой стретчинг. Упражнения на растяжку и укрепление и развитие мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа). Приседания, прыжки.
Форма контроля: Групповое и индивидуальное занятие.
4. Основы современного эстрадного танца
Теория: Элементы современного эстрадного танца. Процесс дыхания. Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятия о линиях корпуса. Обсуждение костюмов.
Практика: Элементы современного эстрадного танца. Общие связки и вариации. Постановка танцев для Новогодних утренников.
Характер, настроение, оформление танца. Рисунок танца. Разучивание отдельных элементов. Отработка движений без музыки, под счёт.
Отработка движений под музыку. Репетиция танца.
Форма контроля: Групповой и индивидуальный педагогический контроль.
5. Ритмика. Общеразвивающие упражнения
Теория: Понятие слов «баланс» «пластика». Основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания.
Практика: Танцевальные шаги, ходьба. Степ-тач, кросс-степ, марш, подскоки и прыжки. Разминка плечевой части и рук. Координация работы бока и бедра. Наклоны в стороны, вперёд и назад. Работа стопы. Растяжка всех групп мышц
Упражнения на укрепление пресса. Упражнения на пластику.
Форма контроля: Групповое и индивидуальное занятие.
6. Основы народно-сценического танца.
Теория: Беседа. Прослушивание народных мелодий в исполнении оркестра народных инструментов, просмотр видеоматериалов. Обсуждение костюмов.
Практика: Положение рук, ног, головы. Повороты и вращения в танце. Развитие координации движений. Переменный и боковой шаг, «припадания».
Направления танцевального движения в зале: лицом по линии танца по кругу, в центр круга. Движение вперёд и назад, движение по спирали
Форма контроля: Групповой и индивидуальный педагогический контроль.
7. Танцы народов мира.
Теория: История танца. Просмотр видеоматериалов. Основные движения.
Характер, настроение, оформление танца. Обсуждение костюмов.
Практика: Постановка танца народов мира,у каждой группы разной национальности. Рисунок танца.
Разучивание отдельных элементов. Отработка движений без музыки, под счёт
Отработка движений без музыки и под музыку. Репетиция танца. Отработка ритмичности, слаженности
Форма контроля: Групповое и индивидуальное занятие.
8. Основы классического танца. Вальс
Теория: История танца. Просмотр видеоматериалов. Основные движения.
Прослушивание музыки. Постановка школьного вальса. Характер, настроение, мелодичность, рисунок, оформление танца.
Практика: Вальс на месте, вальсовый поворот. Работа парами. Направления танцевального движения в зале: лицом по линии танца. Движение по кругу. Положение рук и ног, спины и головы. Разучивание рисунка танца. Отработка отдельных элемент без музыки под счёт. Отработка движений под музыку. Репетиция танца. Отработка ритмичности и слаженности. Отработка плавности и художественной выразительности.
Форма контроля: Групповое и индивидуальное занятие.
9. Концертная деятельность.
Теория: Правила поведения на сцене и в концертном зале.
Практика: Составление программы. Репетиции. Подготовка и выступления на фестивалях, концертах и конкурсах.
Форма контроля: концерт
10. Итоговые занятия.
Теория: Полугодовое и годовое итоговые занятия - отчетные концерты.
Практика: Подведение итогов за полугодие и год. Итоговые тестирования. Самоанализ итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого воспитанника. Результаты усвоения программы.
Форма контроля: Отчетный концерт.
1.4 Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. формирование эмоциональное отношение к искусству; формирование духовно-нравственных оснований; реализация творческого потенциала и трудолюбия в процессе занятий по хореографии.
Мета предметные результаты:
регулятивные УУД:планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока; выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД: участвовать в жизни микро - и микросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
Знать:
- различные танцевальные жанры (классический,народный, бальный, эстрадный и современный танцы)
- особенности русских народных танцев,танцев народов мира
- основы современного эстрадного танца
- основы классического танца.
- характер исполнения танцев
- знать и применять правила сценической культуры
Уметь:
- двигаться в такт музыке;
- владеть вниманием, координацией движения
- иметь навыки актерской выразительности;
- технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
- знать позиции рук и ног;
- танцевать народные танцы
- танцевать современные танцы
- танцевать вальс
- использовать в танце приобретенные навыки
Работа педагога сводится к формированию танцевальных навыков и правильного функционирования голосового аппарата.
Ритмика и гимнастика
Общеразвивающие упражнения: упражнения для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов, упражнения на растяжку и основы гимнастики на полу, упражнения на растяжку и укрепление и развитие мышц ног, рук, корпуса.
Ритмическая гимнастика: игровой стретчинг, пластика, танцевальные шаги, ходьба, степ-тач, кросс-степ.
Сценические движения: упражнения на развитие баланса и координации, упражнения на напряжение и расслабление мышц, ориентации в пространстве, упражнения на выразительность (пантомимы, инсценировки).
Сценический танец
Эстрадный танец: характер, настроение, оформление танца, рисунок танца, разучивание отдельных элементов, отработка движений без музыки, под счёт.
Классический танец: работа парами, направления танцевального движения в зале: лицом по линии танца, движение по кругу, положение рук и ног, спины и головы.
Народный танец: повороты и вращения в танце, развитие координации движений, переменный и боковой шаг, движение вперёд и назад, движение по спирали.
В течение года должно быть пройдено около 5-6 разнохарактерных хореографических направлений из сборников танцевальных произведений. Например, из практикума «Искусство балетмейстера» (составитель А.В. Мелехов)
1.5 Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы:
- просмотры;
- открытые занятия;
- сольные концерты;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Методы занятий:
1.Словесный (объяснения, замечания)
2.Наглядный (личный показ педагога, видеоматериалы)
3.Практический (выполнение движений)
Структура занятий:
1.Подготовительная часть (разминка)
2.Основная часть (разучивание нового материала)
3.Заключительная часть (закрепление выученного материала)
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года. В течение учебного года в коллективе проводятся не менее двух концертов.
Мониторинг оценки результатов:
Контроль | Сроки проведения | Цель контроля | Форма контроля |
Первичная диагностика | Сентябрь | Определения уровня подготовки обучающихся | Просмотр |
Текущий контроль | В процессе проведения каждого учебного занятия | Закрепление теоретического материала по изучаемой теме Формирование практических умений | Просмотр Проверки знаний хореографических навыков |
Промежуточный контроль | Декабрь | Формирование практических умений | Открытые занятия |
Итоговая аттестация | Апрель Май | Результат обучения | Отчетный концерт Фестивали Конкурсы |
1.6 Оценочные материалы.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
- соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям;
- свобода восприятия теоретической информации;
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных технологий;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных− проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;
- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной− инициативе.
Методы оценки результативности:
- прослушивание и собеседование при поступлении в коллектив
- беседы, опрос; групповые и индивидуальные просмотры на занятиях;
- итоговые смотры - итоговые занятия и зачеты;
- выступления на концертах и конкурсах;
- самооценка воспитанников.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ урока п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата проведения | Место проведения | Форма контроля |
1 2 | Вводное занятие | 6 | Группа | 3.09 6.09 7.09 9.09 | Учебный класс | Собеседование |
Сценическое движение (72часа) | ||||||
3 4 | Что такое выразительность. Сценические игры и пантомимы. | 12 | Группа | 10.09 13.09 14.09 16.09 | Учебный класс | Обсуждение |
5 | Упражнения на развитие баланса | 6 | Группа | 17.20 20.09 21.09 23.09 | Учебный класс | Просмотр |
6 | Упражнения на развитие координации | 6 | Группа | 24.09 27.09 28.09 30.09 | Учебный класс | Просмотр |
7 | Упражнения на напряжение и расслабление мышц | 6 | Группа | 1.10 4.10 5.10 7.10 | Учебный класс | Просмотр |
8 | Упражнения на развитие ориентации в пространстве | 6 | Группа | 8.10 11.10 12.10 14.10 | Учебный класс | Просмотр |
9 10 | Упражнения по актерскому мастерству. Упражнения на выразительность: пантомимы | 12 | Группа | 15.10 18.10 19.10 21.10 | Учебный класс | Просмотр |
11 12 | Упражнения на выразительность: инсценировки | 12 | Группа | 22.10 25.10 26.10 28.10 | Учебный класс | Просмотр |
13 14 | Упражнения по актерскому мастерству. Упражнения на выразительность: сценические игры | 12 | Группа | 29.10 1.11 2.11 4.11 | Учебный класс | Просмотр |
Ритмика и танцевально-ритмическая гимнастика (72 часа) | ||||||
15 | Упражнения на выворотность ног | 6 | Группа | 5.11 8.11 9.11 11.11 | Учебный класс | Просмотр |
16 | Упражнения на развитие осанки.Сгибания. Разгибания. Повороты | 6 | Группа | 12.11 15.11 16.11 18.11 | Учебный класс | Просмотр |
17 18 | Укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса (наклоны головы, вращение кистей, локтей и плеч), мышц брюшного пресса | 12 | Группа | 19.11 22.11 23.11 25.11 | Учебный класс | Просмотр |
19 20 | Укрепление и развитие мышц брюшного пресса, спины (наклоны в стороны и вперед, потягивания, круговые вращения корпуса) | 12 | Группа | 26.11 29.11 30.11 2.12 | Учебный класс | Просмотр |
21 22 | Развитие пластики. Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. | 12 | Группа | 3.12 6.12 7.12 9.12 | Учебный класс | Просмотр |
23 | Развитие пластики. Упражнения для развития подвижности рук, ног, тела | 6 | Группа | 10.12 13.12 14.12 16.12 | Учебный класс | Просмотр |
24 | Развитие пластики. Упражнения для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов. | 6 | Группа | 17.12 20.12 21.12 23.12 | Учебный класс | Просмотр |
25 | Развитие пластики. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела | 6 | Группа | 24.12 27.12 28.12 30.12 | Учебный класс | Просмотр |
26 | Упражнения на растяжку.. Игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и расслабления. | 6 | Группа | 10.01 11.01 13.01 14.01 | Учебный класс | Просмотр |
Основы современного эстрадного танца ( 36 часов) | ||||||
27 | Элементы современного эстрадного танца. Общие связки и вариации | 6 | Группа | 17.01 18.01 19.01 21.01 | Учебный класс | Просмотр |
28 | Характер, настроение, оформление танца. Рисунок танца. Обсуждение костюмов. | 6 | Группа | 24.01 25.01 27.01 28.01 | Учебный класс | Просмотр |
29 | Элементы современного эстрадного танца. Общие связки и вариации | 6 | Группа | 31.01 1.02 3.02 4.02 | Учебный класс | Просмотр |
30 | Разучивание отдельных элементов. Отработка движений без музыки, под счёт Отработка движений под музыку | 6 | Группа | 7.02 8.02 10.02 11.02 | Учебный класс | Просмотр |
31 32 | Репетиция танца | 12 | Группа | 14.02 15.02 17.02 18.02 | Учебный класс | Просмотр |
Ритмика (72 часа) | ||||||
33 34 | Понятие слов «баланс» «пластика». Основные понятия и принципы исполнения движений. Основные принципы дыхания. | 12 | Группа | 21.02 22.02 24.02 25.02 | Учебный класс | Просмотр |
35 36 | Танцевальные шаги: с носка, с подъёмной ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах | 12 | Группа | 28.02 1.03 3.03 4.03 | Учебный класс | Просмотр |
37 38 | Танцевальные шаги: с носка, с подъёмной ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах | 12 | Группа | 7.03 8.03 10.03 11.03 | Учебный класс | Просмотр |
39 | Подскоки: на месте, с продвижением Комбинации шагов, подскоков | 6 | Группа | 14.03 15.03 17.03 18.03 | Учебный класс | Просмотр |
40 | Ходьба. Степ-тач. Кросс-степ. Марш. Подскоки. Прыжки: маленькие и большие, по разным длительностям | 6 | Группа | 21.03 22.03 24.03 25.03 | Учебный класс | Просмотр |
4142 | Повороты головы. Разминка плечевой части и рук. Координация работы бока и бедра. Наклоны в стороны, вперёд и назад. Работа бедра в разных направлениях и ритмах. | 12 | Группа | 28.03 29.03 31.03 1.04 | Учебный класс | Просмотр |
43 | Работа стопы Растяжка всех групп мышц Упражнения на укрепление пресса | 6 | Группа | 4.04 5.04 7.04 8.04 | Учебный класс | Открытое занятие |
44 | Прыжки разного типа Упражнения на пластику | 6 | Группа | 11.04 12.04 14.04 15.04 | Учебный класс | Просмотр |
Основы народно-сценического танца (36 часов) | ||||||
45 | Беседа. Прослушивание народных мелодий в испол-нении оркестра народных инструментов, просмотр видеоматериалов | 6 | Группа | 18.04 19.04 21.04 22.04 | Учебный класс | Обсуждение |
46 47 | Положение рук. Положение ног. Ходьба на полупаль-цах. Положение головы | 12 | Группа | 25.04 26.04 28.04 29.04 | Учебный класс | Просмотр |
48 49 | Повороты и вращения в танце. Развитие координа-ции движений | 12 | Группа | 2.05 | Учебный класс | Просмотр |
50 | Направления танцевального движения в зале: лицом по линии танца по кругу, в центр круга. | 6 | Группа | 3.05 | Учебный класс | Просмотр |
Танцы народов мира (60 часов) | ||||||
51 | История танца. Просмотр видеоматериалов. Основные движения | 6 | Группа |
4.05 | Учебный класс | Просмотр |
52 53 | Постановка танцев народов мира разной национальности. Характер, особенности. | 12 | Группа | 5.05 | Учебный класс | Просмотр |
54 55 | Рисунок танца. Обсуждение костюмов. Разучивание отдельных элементов. Отработка движений без музыки, под счёт | 12 | Группа | 6.05 | Учебный класс | Просмотр |
56 | Отработка движений без музыки и под музыку | 6 | Группа | 9.05 | Учебный класс | Показательный урок |
57 | Отработка ритмичности, слаженности | 6 | Группа | 10.05 | Учебный класс | Просмотр |
58 | Оформление танца. | 6 | Группа | 11.05 | Учебный класс | Просмотр |
59 60 | Репетиция танца. Репертуар | 12 | Группа | 12.05 | Учебный класс | Просмотр |
Основы классического танца ( 48 часов) | ||||||
61 | История танца. Просмотр видеоматериалов. Основные движения. | 6 | Группа | 13.05 | Учебный класс | Просмотр |
62 | Вальс на месте, вальсовый поворот. Простой шаг с носка на носок | 6 | Группа | 16.05 | Учебный класс | Просмотр |
63 | Работа парами. Направления танцевального движения в зале: лицом по линии танца. Движение по кругу | 6 | Группа | 17.05 | Учебный класс | Просмотр |
64 | Положение рук и ног, спины и головы. Отработка отдельных элементов. | 6 | Группа | 18.05 | Учебный класс | Просмотр |
65 | Характер, настроение, мелодичность, рисунок, оформление танца. Разучивание рисунка танца. | 6 | Группа | 19.05 | Учебный класс | Просмотр |
66 | Репетиция танца. Отработка плавности и художествен-ной выразительности | 6 | Группа | 20.05 | Учебный класс | Открытый урок |
67 68 | Отработка движений без музыки под счёт Отработка движений под музыку Репетиция танца. Отработка ритмичности и слаженности | 12 | Группа | 23.05 | Учебный класс | Просмотр |
Концертная деятельность (12 часов) | ||||||
69 | Правила поведения на сцене и в концертном зале. Репетиция | 6 | Группа | 24.05 | Концертный зал | Концерт |
70 | Составление программы. Репетиции | 6 | Группа | 25.05 | Учебный класс | Фестиваль |
Итоговые занятия (6 часов) | ||||||
71 | Подведение итогов | 3 | Группа | 26.05 27.05 30.05 | Учебный класс | Открытое занятие |
72 | Отчётный концерт | 3 | Группа | 31.05 | Концертный зал | Отчётный концерт |
2.2 Описаниематериально-техническихусловий реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Хореография» обеспечивается:
- доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий оснащенными пианино и имеющими звукоизоляцию;
- созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
- библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой;
- материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;
- учебными аудиториями для групповых занятий площадью не менее 6-7 кв.м., имеющими звукоизоляцию.
2.3 Условия реализации программы.
Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:
- кадровые: требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника;
- материально-технические условия: необходимо наличие специально− оборудованного помещения, а именно учебной аудитории (зала) с
качественным освещение в дневное и вечернее время; оснащенного музыкальной аппаратурой и мебельюи для хранения методической, справочно- информационной, учебной литературы (аудио и видеозаписей, др.); у обучающихся наличие специальной формы и обуви для занятий.
- информационное обеспечение программы: учебно-методические пособия; тематические папки по разделам программы; демонстрационный и раздаточный материал; инструкции по технике безопасности; диагностические методики.
2.4 Методические материалы:
Программа рассчитана на работу с детьми, обладающими средними хореографическими способностями. Дети приходят в коллектив, не владея техникой танца. Репертуар - визитная карточка творческого коллектива. От того, какие произведения учат дети, зависит их интерес к хореографии в танцевальном коллективе, что формирует творческое отношение к делу. Поэтому важно, чтобы репертуар был интересен детям, высокохудожественным и разнообразным, в котором логично сочетались бы сочинения современных и русских авторов, зарубежная классика и народное творчество.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, естественную грацию, музыкальную ритмичность Занятия в танцевальном коллективе приучают учеников к самодисциплине, ответственности, раскрывают индивидуальные возможности.
Занятия искусством создаёт благоприятные условия для творческого развития ребёнка, среди которых, хореография занимает особое место. Хореография как синтетическое искусство представляет собой художественную систему развития и воспитания детей на основе слияния музыки и пластики, а также интеграции различныхвидов искусств (литература, живопись, театр, поэзия, музыка). Поэтому занятия танцем служит хорошей основой для успешного развития не только специальных художественных способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству.
Танцевальные занятия, наполненные красотою музыки и радостью движения, стимулируют духовные силы и творческий потенциал личности, несут положительную энергию, что в целом даёт хорошую базу для успешного гармоничного развития личности ребёнка. Занятия хореографией в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации.
Главным этапом освоения хореографии является ритмика, которая дает детям первоначальную хореографическую подготовку, развивает музыкальность, чувство ритмам сформировывает у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем. В настоящее время дети проявляют желание к хореографическому искусству.
Обучаясь по данной программе, дети осваивают элементы различных видов танца. Использование в учебном процессе лучших образцов танцевального искусства способствует развитию у детей художественного вкуса; позволит им увидеть взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов искусства: музыки, танца, живописи, литературы, театра. Данная программа поможет развитию внимания, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, природной музыкальности, пластической выразительности.
2.5 Педагогически технологии, используемые при реализации программы.
В процессе образовательной деятельности используются следующие образовательные технологии:
Технология коллективной деятельности
Технология предполагает организацию совместной деятельности и создание групп для выполнения коллективной творческой работы
Цель: выявить творческие способности обучающихся и приобщить их к коллективной творческой деятельности
В основе технологии коллективного творчества лежат организационные принципы:
- единое дело и добровольное участие;
- свобода выбора форм деятельности;
- сотрудничество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творческой одаренности лидеров.
Технология личностно – ориентированного развивающего обучения.
Цель: создание условий, при которых на каждом занятии формируется образовательное пространство, помогающее заинтересовать ребёнка в обучении, в саморазвитии.
При подготовке и проведении занятия педагог выделяет основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребёнка его опыт, а затем деятельность.
Технология дифференцированного обучения
Технология сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель: обучение каждого обучающегося на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
Главный принцип применении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Информационно-коммуникационные технологии
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий.
ИКТ необходимы для работы с презентациями по вводным занятиям к темам; проведения виртуальных экскурсий; показа слайдов с инструкционными картами; использование ЭОР (видеоролики); интернет технологии (мастер-классы); проведения итоговой аттестации; анализа работ других детей после конкурсов
2.6 Примерный список музыки для занятий:
1. Евгений Дога "Мой ласковый и нежный зверь. Вальс"
2. Иоганн Штраус (младший) "Вальс Сказки Венского леса"
3.Фридерик Шопен "Вальс № 7 до-диез минор"
4. Михаил Глинка "Вальс-фантазия"
5.Фридерик Шопен "Вальс № 10 си минор"
6. П.И. Чайковский, балет Щелкунчик «Танец Феи Драже»
7. П.И. Чайковский «Танец снежинок»
8. Русская плясовая
9.Хоровод «Берёзка»
10.Хоровод «Душа России»
11.И. Дунаевский/М. Исаковский «Ой, цветет калина»
12. Народные танцы
13.Песни военных лет «Синий платочек»
14.Песни военных лет «Белые панамки»
15.Анна Кошма «Эти сны»
Список жанров музыкальных произведений составлен на основе типовой учебной программы «Хореография»/ Примерные программы внеурочной деятельности, Горский В.А – М.: Просвещение, 2010.Программы «Ритмика и бальные танцы» Министерства общего и профессионального образования РФ Мошкова Е.И. – М.: Просвещение, 2006.
Репертуар для каждого хореографического коллектива подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей воспитанников, их хореографических данных.
3. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ.
3.1 Методические пособия
1. Барышникова, Т. К. «Азбука хореографии», М.:- Айрис Пресс, 2000.
2. Бондаренко, Л. А. «Методика хореографической работы в школе и
внешкольных заведениях» – Киев:, 1985.
3. Бурмистрова И. «Школа танца» – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
4. Ваганова, А. Я.» Основы классического танца» – С.- Пб.: Лань, 2001.
5. Васильева Т. К. «Секрет танца»– С.-Пб.: Диамант,ООО «Золотой век», 1997.
6. Воронина И. «Историко-бытовой танец: учебное пособие» – Москва:
Искусство, 1980.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки.- Москва: Просвещение, 1975
3.2 Список литературы для педагогов:
1. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972.
2. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л., «Искусство», 2009 г.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца., 2004
4. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
5. Шушкина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1976
6. Фирилева Ж.Е.«СА-ФИ ДАНСЕ» - СПб.: «Детство - пресс»., 2001 г.
7. Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 1984 г.
8. Мессерер А. «Уроки классического танца» - Спб.: Издательство «Лань», 2004
9. Бекина С.И., Лапова Т.П. «Музыка и движения» - М.: Просвящение, 1984.
10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004.
11. Конорова Е. В. :Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972.
12. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М., 1985.
13. Череховская Р. Танцевать могут все. - Мн., 1973. 4. Руднева С., Фиш А.
14. Иова Е.П., Иоффе А. Я., Головчинер О. Д. Утренняя гимнастика под
музыку. - Москва: Просвещение, 1984.
15. Хухлаева Р.А. Методика физического воспитания. - М., 2000.
16. Фоменко И.М. Основы народно-сценического танца. - Орел, 2002.
17. Рождественская Н.В., Толшин А.В. «Креативность» - СПб.:Речь, 2006.
18. Ткаченко Г. Народные танцы. М., 1975.
19. Константинова А.И. Игротренинг - СПб.: 1996,
20. Константинова А.И. Психогимнастика - СПб.: 1996.
21. Ваганова А. Основы классического танца. - Л., – М., 2008 г
22. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. – М., 2007 г.
23. В.М. Строганов, В.И. Уральская «Современный бальный танец»- М., 2007г.
3.3 Список литературы для детей и родителей:
1.Ю.Мнрзлякова С.И. Воспитание и дополнительное образование детей.
2. Горшкова Е.В. «От жеста к танцу»- М.: Издательство «Гном и Д», 2002.
4. Захаров. М. Танцы народов мира / В. М. Захаров. В 2 т. –М., 2001.
5. Лукон С. Поверь в свое дитя. - М.: Эллис Лак, 1993.
6. Приобщение школьников к творчеству. Волков И.П. М. Просвещение, 1982.
7. Р. Захаров Сочинение танца, М.: Искусство, 1985.
8.Психологические и методические аспекты подготовки учащихся к
публичным выступлениям // Дополнительное образование, 2003, №10.
9. Климов А. Основы русского народного танца- М.: Изд-во МГУКИ, 2004
10.Зацепина К., Климов А. «Народно-сценический танец»-М.: Искусство, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореография в вокальном коллективе"
Данная общеобразовательная программа рассчитана на детей второго года обучения и срок реализации составляет один год....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореография в студии эстрадной песни"
Данная общеобразовательная программа рассчитана для детей третьего года обучения и срок реализации составляет один год....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореография в студии эстрадной песни"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ » предназначена для детей девятого года обучения....
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...