Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хореография в студии эстрадной песни"
рабочая программа на тему
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ » предназначена для детей девятого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хореография в студии эстрадной песни 9 год обучения | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
дом детского творчества станицы Калининской
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ »
возраст учащихся – 15-18 лет
срок реализации – 1 год
вид программы: модифицированный
педагог: Волошина Ирина Александровна
станица Калининская
2014 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в сфере досуга.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость, а главное, укрепляет здоровье и является профилактикой заболеваний: опорно-двигательной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем жизненно важных для развития здорового молодого поколения. Занятия хореографией активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус обучающегося.
Благодаря систематическому хореографическому и вокальному образованию обучающиеся приобретают общую эстетическую культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию прекрасного – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии в студии эстрадной песни.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Отличительной особенностью данной программы является синтез движения и музыки, формирующий у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память; учит благородным манерам; воспитывает художественный вкус.
Актуальность программы характеризуется тем, что в настоящее время велика значимость не только социального заказа на образовательные услуги в области дополнительного образования родителей и детей, но и комплексной подготовки вокальных коллективов, повышающей конкурентоспособность творческого коллектива, а, следовательно, результативность участия в конкурсах и фестивалях.
Цель программы:
Развитие вокально-хореографических, музыкально-творческих способностей и эмоционального мира, обучающихся через приобщение к различным видам танцевальных направлений в студии эстрадной песни.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;
Развивающие:
- развить познавательную, эстетическую, нравственную культуру поведения обучающихся через приобщение к хореографическому искусству;
- развить коммуникативные способности.
Воспитательные:
- формировать духовные ценности, приобщать к нравственным идеалам;
- введение обучающегося в мир традиционной культуры России и народов мира;
- воспитать культуру движения.
Программа помогает раскрыть возможности и творческие способности каждого ребенка, приобщает к ценностям общечеловеческой культуры.
Режим занятий: согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН 2.4.4.1251-03 от 03.04.2003 года, 1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год.
Настоящая программа предназначена для обучающихся 9 года обучения в студии эстрадной песни и рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся от 15 до 18 лет.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом рациональной и доступной системы методов и приемов обучения.
В ходе образовательного процесса сочетаются различные методики обучения. В данной программе используются теоретические идеи, методики и разработки авторов: В.П. Сердюков, С.Е. Бахто, А.А. Борлов «Программа для хореографических отделений школ искусств, хореографических школ», Л.С. Шабакаева «Программа вокально-хореографического кружка «В мире искусства»», В.В. Кондратова «Программа вокально-хореографического ансамбля». Применяются следующие принципы обучения: доступность, последовательность, сотрудничество, дифференциация и индивидуализация.
Основной формой обучения является групповое занятие.
Для успешной реализации программы необходимо:
- Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь соответствующее образование, знать психологию детей, их возрастные особенности, педагогические методы и приемы.
- Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные материалы.
- Дидактическое обеспечение: плакаты с позициями ног и рук.
- Материально-техническое обеспечение:
а) хореографический класс;
б) фортепиано, музыкальный центр;
в) специальная литература.
5. Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры.
Предполагаемые результаты:
По окончании учебного года обучающиеся смогут знать:
- названия танцевальных шагов, хореографических понятий, элементов, позиций, комбинаций (эстрадного, бального и народного направления);
- знать о положительной роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее психологическое и физическое состояние организма;
Уметь:
- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;
- следить за правильным положением рук, корпуса, ног и головы во время движения;
- выполнять основные элементы эстрадного, бального и народного танцев: движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических упражнений;
- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки,
- уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений.
Формы подведения итогов обучения: открытое занятие, концертная деятельность, творческий отчет коллектива.
Для контроля знаний и умений по всем основным темам программы, применяется следующий механизм отслеживания результатов обучения:
- блиц-опросы по итогам каждого занятия;
- наблюдение;
- открытые занятия;
- концертная деятельность.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ | Критерий | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. | Уровень сформированности музыкальности и чувства ритма | - музыкально исполняет движения; - развито чувство ритма; - чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания; - ощущает построение музыкальной фразы; - схватывает характер счета; - легко справляется с ритмическими заданиями; - безошибочно вступает на нужной доле музыкального такта; - движения гармонично сливаются с музыкой; - танцует красиво и ритмично. | - достаточно музыкально и ритмично исполняет движения; - ощущает построение музыкальной фразы; - схватывает характер счета; - несколько неуверенно исполняет движения при темповом изменении в музыке; - движения не всегда совпадают с музыкой. | - слабо владеет музыкально-ритмическими навыками; - не чувствителен к темпу, ритму, фразировке мелодий; - движения неуверенны, часто в «разрез» с музыкой; - не умеет самостоятельно вступить в нужной доле такта. |
2. | Уровень развития координации тела и движений | - при маршировке корпус держит прямо, шаг четкий, правильная отмашка рук; - свободно справляется со сложными движениями; - марширует уверенно и красиво. | - достаточно правильно координирует свои движения; - точно и уверенно выполняет простые маршевые движения; - марширует не совсем красиво, корпус не подтянутый, отмашка рук вялая. | - не умеет координировать свои движения; - маршируя, не владеет принципом «противодвижения»; - корпус наклоняет вперед, шаг неуверенный, отмашка рук неправильная. |
3. | Уровень сформированности собранности, умение концентрировать свое внимание | - предельно собранный и внимательный; - точно и музыкально выполняет движения; - владеет умением концентрировать свое внимание. | - может быть собранным и внимательным; - движения выполняет правильно, согласно своему счету; - недостаточно владеет умением сосредоточиться, часто отвлекается. | - несобранный, внимание рассеянное; - редко справляется с выполнением задания самостоятельно; - не владеет умением концентрировать свое внимание. |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Эстрадный танец | 20 | 2 | 18 |
3. | Народно-сценический танец | 14 | 2 | 12 |
4. | Работа над репертуаром | 34 | - | 34 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 7 | 65 |
- СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Вводное занятие 2 часа
Теоретические сведения: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.
- Эстрадный танец 20 часов
Теоретические сведения:
- история появления и значение джаз-модерн танца;
- понятие о средствах выразительности: пластика, образ, характер;
- особенности исполнения джаз-модерн танца.
Практические занятия:
- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно джаз-модерн танцу;
- комбинации и основные элементы современного танца;
- переходы и рисунки в усложнённых вариантах;
- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения.
- Народно-сценический танец 14 часов
Теоретические сведения:
- значение данного направления хореографии;
- особенности исполнения женской партии в народно-сценическом танце;
- особенности и отличительные черты каждой национальности.
Практические занятия:
- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно народно-сценическому танцу;
- этюды народно-сценического танца различных национальностей;
- переходы и рисунки в усложнённых вариантах.
- Работа над репертуаром 34 часа
Практические занятия: Работа над постановками вокально-хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных постановок.
- Итоговое занятие 2 часа
Итоговое занятие проводится по форме открытого урока, где обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за учебный год.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учитывая, что в студию эстрадной песни принимаются дети без специального отбора и, соответственно, без хореографической подготовки, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки.
Обучающиеся во время обучения хореографии в студии эстрадной песни получают представление о выразительности танцевальных движений, отражающих характер песни, стремятся к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле и грации. Обучающиеся 9 года обучения получают также общие сведения об искусстве танца и песни, как одного целого. Занимаясь в студии, воспитанники не делятся на поющих и танцующих. Они все поют и танцуют. Сочетание вокала и хореографии способствует всестороннему развитию обучающихся.
На занятия дети приходят в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбки, мальчики – шорты и майки. Обувь – тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Для продуктивного образовательного процесса в классе имеется фонотека и видеотека. Для выступлений, согласно каждой композиции, имеются костюмы и танцевальная обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки, балалайки и т.д.
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
Если учащийся занимается самообразованием, то в помощь ему педагог предлагает инструктивно-технологическую карту, где имеется анализ содержания каждого танца, краткие, чёткие указания и рекомендации о правильном выполнении элементов и способах самоконтроля.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны стандарты хореографических умений. Умело организованный контроль на каждом этапе обучения – это гарант достижений учащимися знаний, умений, навыков, обозначенных в программе. Для реализации программы необходимо:
1. На занятиях использовать систему творческих заданий.
2. Совершенствовать технику исполнения танца.
3. Поощрять и поддерживать стремление добиваться успехов.
4. В процессе обучения использовать различные приёмы для обучения танцам в вокальном коллективе, использовать видео материал, наглядные пособия.
Прогнозирование результатов
Занятия в студии формируют, развивают и воспитывают такие способности и качества ребёнка как: музыкально-танцевальные, физические, коммуникативные, эмоционально-волевые, организаторские, творческие, познавательные.
По окончании 9 года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:
- знание позиций ног и положений рук;
- знание манеры исполнения национальных танцев;
- знание особенностей исполнения различных направлений;
- умение исполнять основные движения и комбинации народно-сценического, эстрадного и бального танцев;
- умение исполнять переходы и рисунки в усложнённых вариантах.
Обучающиеся, прошедшие обучение по данной программе, должны получить общие сведения об искусстве танца, его особенностях, представление о выразительности танцевальных движений в ходе исполнения песни, которые отражают внутренний мир человека.
Занятия обучающихся вокалом и параллельно хореографией дают хороший результат развития чувства ритма. Но это задача не из легких, поэтому требует большей самоотдачи обучающегося. Работа над соединением этих двух видов искусства начинается с первого урока и продолжается на протяжении всего процесса обучения.
- ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Бекина С.И. «Музыка и движение», Москва 2006 г.
- Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2005 г.
- Васильева Т.К. «Секрет танца», С-Петербург 2007 г.
- Диниц Е.В. «Азбука танцев». Донецк 2009 г.
- Нормативный документ. Закон Российской Федерации об образовании.
- Пасютинская В. «Волшебный мир танца». Москва 2005 г.
- Пляшешник А.Д. «Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования, руководителю хореографических кружков, объединений», Москва 2008 г.
- Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца». С-Петербург 2006 г.
Литература для обучающихся:
- Бардина С.Ю. «Балет, уроки», Москва 2005 г.
- Детская энциклопедия «Балет», Москва 2010 г.
- Детский хореографический журнал «Студия Пяти па» 2010 г.
- Проспект «Национальное шоу России», 2012 г.
- Проспект «35 лет кафедре хореографического искусства», СПбГУП 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Хореография в студии эстрадной песни" на 2018-2019 учебный год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХОРЕОГРАФИЯ В СТУДИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ» предназначена для детей, основным видом деятельности которых яв...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель".
Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа вокальной студии "Музыкальная карусель"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии для дошкольников...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изо студия»
Современный этап развития системы российского образования в целом и петербургского образования в частности характеризуется необходимостью создания условий для сохранения, приумножения культурных и дух...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "ИЗО - студия "Радуга цвета"
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, ...
Внешняя рецензия к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "ИЗО-студия "Радуга цвета"
Рецензия на программу выдана преподавателем кафедры технологического образования и профессионального обучения Педагогического института Бурятского государственного университета П.Ф. Мулоновым....