Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор» (далее – Программа) направлена на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.
Направленность Программы: художественная.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства и с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы кружка:
1 год обучения: 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели
2 год обучения: 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебные недели
3 год обучения: 204 часов, 6 часа в неделю, 34 учебные недели
В том числе:
контрольные уроки;
итоговая аттестация в форме отчетных концертов;
участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах.
Объём максимальной учебной нагрузки не должен превышать 6 часов в неделю.
Уровень программы: базовый.
Адреса программы: учащиеся в возрасте 7-15 лет.
Форма обучения: очная.
При реализации программы возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи программы:
- развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
- создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
- развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
- обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также начальным навыкам импровизации;
- освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
- развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного учебным планом;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Содержание учебного предмета
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Виды аудиторных учебных занятий:
- вокально-хоровые занятия;
- освоение основ народной хореографии
- постановка концертных номеров и фольклорных композиций;
- аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных песен и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор» | 158.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
Дополнительная общеразвивающая программа
«Музыкальный фольклор» |
(наименование программы) |
художественное |
(направление программы) |
7-15 лет , 3 года (базовый уровень) |
(возраст (класс), срок реализации программы) |
Киселева Олеся Сергеевна (ФИО учителя, составившего рабочую программу) |
г. Когалым, 2021г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальный фольклор» (далее – Программа) направлена на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.
Направленность Программы: художественная.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства и с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы кружка:
1 год обучения: 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели
2 год обучения: 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебные недели
3 год обучения: 204 часов, 6 часа в неделю, 34 учебные недели
В том числе:
контрольные уроки;
итоговая аттестация в форме отчетных концертов;
участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах.
Объём максимальной учебной нагрузки не должен превышать 6 часов в неделю.
Уровень программы: базовый.
Адреса программы: учащиеся в возрасте 7-15 лет.
Форма обучения: очная.
При реализации программы возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи программы:
- развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
- создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
- развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
- обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также начальным навыкам импровизации;
- освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
- развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного учебным планом;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Содержание учебного предмета
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Виды аудиторных учебных занятий:
- вокально-хоровые занятия;
- освоение основ народной хореографии
- постановка концертных номеров и фольклорных композиций;
- аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных песен и др.
Требования по годам обучения
Процесс изучения программы кружка делится на 3 этапа обучения: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся.
Этапы обучения | Возраст | Срок реализации | Задачи |
Подготовительный (1-2 класс) | 7-8 лет | 1 год | Знакомство с допесенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором |
Начальный (3-4 классы) | 9-11 лет | 1 год | Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями. |
Основной (5-8 классы) | 11-15 лет | 1 год | Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Освоение областных особенностей песенного творчества России. |
В репертуар включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:
- песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
- песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
- материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
- музыкальные игры;
- хороводы;
- пляски;
- лирические протяжные песни;
- эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Раздел, тема программы | Кол-во часов | В том числе | Формы аттестации/контроля | |
Тео-рия | Практика | ||||
1. | Основы вокально-хоровой работы | 12 | 2 | 10 | Прослушивание. Практическая работа. Наблюдение. |
2. | Малые фольклорные формы устной традиции | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Наблюдение. |
3. | Музыкальные фольклорные игры (круговые формы) | 8 | 2 | 6 | Практическая работа. Наблюдение. |
4. | Прибаутки и потешки | 8 | 2 | 6 | Практическая работа. Наблюдение. |
5. | Сказки | 8 | 2 | 6 | Практическая работа. Наблюдение. |
6. | Игровые хороводы | 10 | 2 | 8 | Практическая работа. Наблюдение. |
7. | Колыбельные | 6 | 1 | 5 | Практическая работа. Наблюдение. |
8. | Частушки, небылицы | 8 | 1 | 7 | Практическая работа. Наблюдение. |
9. | Игра на ударных инструментах | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. Наблюдение. |
Всего: | 68 | 14 | 54 |
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Раздел, тема программы | Кол-во часов | В том числе | Формы аттестации/контроля | |
Тео-рия | Практика | ||||
1. | Вокально-хоровая работа | 14 | 2 | 12 | Прослушивание. Практическая работа. Наблюдение |
2. | Музыкальные игры | 10 | 2 | 8 | Практическая работа. Наблюдение |
3. | Музыкальные сказки | 10 | 3 | 7 | Практическая работа. Наблюдение |
4. | Хороводные и хороводно-игровые песни | 14 | 2 | 12 | Практическая работа. Наблюдение |
5. | Шуточные и плясовые песни | 14 | 2 | 12 | Практическая работа. Наблюдение |
6. | Частушки, шуточные припевки, небылицы | 10 | 2 | 8 | Практическая работа. Наблюдение |
7. | Песни святочного периода | 16 | 2 | 14 | Практическая работа. Наблюдение |
8. | Масленичный обряд | 16 | 2 | 14 | Практическая работа. Наблюдение |
9. | Весенние заклички и хороводы | 16 | 2 | 14 | Практическая работа. Наблюдение |
10. | Освоение импровизационных приёмов | 8 | 2 | 6 | Прослушивание, наблюдение. Промежуточная диагностика |
11. | Игра на народных музыкальных инструментах. | 8 | 2 | 6 | Практическая работа. Наблюдение |
Всего: | 136 | 23 | 116 |
Учебный план 3 года обучения
№ п/п | Раздел, тема программы | Кол-во часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
Тео-рия | Практика | ||||
1. | Вокально-хоровая работа | 26 | 4 | 22 | Прослушивание. Практическая работа. Наблюдение |
2. | Музыкальные игры | 16 | 3 | 13 | Практическая работа. Наблюдение |
3. | Хороводные и плясовые песни | 20 | 2 | 18 | Практическая работа. Наблюдение |
4. | Частушки и небылицы песни | 16 | 2 | 14 | Практическая работа. Наблюдение |
5. | Протяжные лирические песни. | 20 | 3 | 17 | Практическая работа. Наблюдение |
6. | Исторические, строевые и походные песни, баллады | 20 | 3 | 17 | Практическая работа. Наблюдение |
7. | Песни летнего земледельческого календаря | 20 | 3 | 17 | Практическая работа. Наблюдение |
8. | Свадебные песни | 30 | 5 | 25 | Практическая работа. Наблюдение |
9. | Волочебные песни и духовные стихи | 16 | 4 | 12 | Практическая работа. Наблюдение |
10. | Освоение импровизационных приёмов | 10 | 2 | 8 | Прослушивание, наблюдение. Промежуточная диагностика |
11. | Ансамблевое исполнение | 10 | 3 | 7 | Практическая работа. Наблюдение |
Всего: | 204 | 34 | 70 |
Содержание программы
1 год обучения
Тема 1 «Основы вокально-хоровой работы» (12 ч.)
Основы вокально-хоровой работы:
певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста.
В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал: фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения.
Тема 2 «Малые фольклорные формы устной традиции» (4 ч.)
Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки.
Тема 3 «Музыкальные фольклорные игры» (8 ч.)
Музыкальные фольклорные игры (круговые формы).
Тема 4 «Прибаутки и потешки» (8 ч.)
Прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).
Тема 5 «Сказки» (8 ч.)
Сказки с элементами музицирования (простейшие попевки – характеристики героев, инструментальное сопровождение).
Тема 6 «Игровые хороводы» (10 ч.)
Игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).
Тема 7 «Колыбельные» (6 ч.)
Колыбельные в одноголосном изложении.
Тема 8 «Частушки, небылицы» (8 ч.)
Частушки, небылицы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).
Тема 9 «Игра на ударных инструментах» (4 ч.)
Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки).
Всего 68 часов.
Содержание программы
2 год обучения
Тема 1 «Вокально-хоровая работа» (14 ч.)
Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения.
Тема 2 «Музыкальные игры» (10 ч.)
Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов).
Тема 3 «Музыкальные сказки» (10 ч.)
Музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой.
Тема 4 «Хороводные и хороводно-игровые песни» (14 ч.)
Хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами.
Тема 5 «Шуточные и плясовые песни» (14 ч.)
Шуточные и плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами.
Тема 6 «Частушки, шуточные припевки, небылицы» (10 ч.)
Частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением и a cappella, с элементами движения.
Тема 7 «Песни святочного периода» (16 ч.)
Песни святочного периода – колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения.
Тема 8 «Масленичный обряд» (16 ч.)
Масленичный обряд - Проводы Масленицы. Песни, частушки, прибаутки и пляски. Театрализованная постановка.
Тема 9 «Весенние заклички и хороводы» (16 ч.)
Весенние заклички и хороводы в одно-двухголосном изложении без сопровождения, с элементами хореографии.
Тема 10 «Освоение импровизационных приёмов» (8 ч.)
Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни.
Тема 11 «Игра на народных музыкальных инструментах» (8 ч.)
Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка).
Всего 136 часов.
Содержание программы
3 год обучения
Тема 1 «Вокально-хоровая работа» (26 ч.)
Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. Освоение областных стилевых особенностей манеры пения.
Тема 2 «Музыкальные игры» (16 ч.)
Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). Вечорошные и поцелуйные игры.
Тема 3 «Хороводные и хороводно-игровые песни» (20 ч.)
Хороводные и плясовые песни в одноголосном изложении и сопровождение музыкального инструмента (балалайка, гармонь).
Тема 4 «Частушки и небылицы» (16 ч.)
Частушки и небылицы песни в одноголосном изложении и сопровождение музыкального инструмента (балалайка, гармонь).
Тема 5 «Протяжные лирические песни» (20 ч.)
Протяжные лирические песни. 2-3-голосные партитуры (гетерофония и гомофонно-гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения, областные стилевые особенности манеры пения.
Тема 6 «Исторические, строевые и походные песни, баллады» (20 ч.)
Исторические, строевые и походные песни, баллады двух-трёхголосные партитуры.
Тема 7 «Песни летнего земледельческого календаря» (20 ч.)
Песни летнего земледельческого календаря. Купальские, жнивные песни.
Тема 8 «Свадебные песни» (30 ч.)
Свадебные песни (песни девичника, величальные и корильные, песни свадебного поезда и пира) и элементы свадебной игры. Постановка фольклорной композиции «Кукольная свадебка».
Тема 9 «Волочебные песни и духовные стихи» (16 ч.)
Волочебные песни и духовные стихи. Трёх- и четырёхголосные партитуры, областные особенности манеры пения.
Тема 10 «Освоение импровизационных приёмов» (10ч.)
Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни.
Тема 11 «Ансамблевое исполнение» (10 ч.)
Ансамблевое исполнение наигрышей на изученных инструментах. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента.
Всего 204 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание начальных основ песенного фольклорного искусства;
- знание характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения в фольклорных коллективах;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- навыки фольклорной импровизации в ансамбле;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки владения различными манерами пения;
- навыки публичных выступлений.
Формы и методы контроля
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем.
Особой формой текущего контроля является отчетный концерт в конце учебного года, что обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Виды аттестации: концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.
Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа.
Вид аттестации | Форма аттестации | Материал к аттестации |
Текущая аттестация | Контрольные уроки | Песенный материал (согласно календарно-тематическим планам) |
Промежуточная аттестация | Концерты, зачеты, творческие смотры, прослушивания | Песенный материал (согласно календарно-тематическим планам) |
Итоговая аттестация | Отчетный концерт | Песенный материал |
Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм работ (элементы хореографии).
Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.
Критерии оценки качества исполнения
- точное знание слов песни;
- точное знание партии;
- стремление к соответствующей стилю манере пения;
- стремление к соблюдению диалектных особенностей;
- эмоциональность исполнения;
- соответствие художественному образу песни.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Методика работы с фольклорным ансамблем, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание занятий основано на изучении традиционного фольклора.
Основная форма учебной и воспитательной работы обычно включает в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля.
Кружковая работа может иметь различную форму:
- работа над вокальным и артикуляционным аппаратом;
- постановка дыхания;
- разбор музыкального материала по партиям;
- работа над партитурой;
- постановка концертных номеров и т.п.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.
Форма проведения занятий
Реализация учебного плана по программе может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 11 человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 2-х человек).
Примеры возможных форм проведения занятий:
Классы (годы обучения) | Формы проведения занятий | Примечания | |
Групповые | Мелкогрупповые | ||
Начальные классы (1-2) | Ансамбль | В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение ансамблевых групп. | |
Начальные классы (3-4) | Ансамбль | Ансамбль отдельно по партиям | |
Средние классы (5-8) | Ансамбль | Ансамбль отдельно по партиям | |
1-8 классы | Смешанный ансамбль |
Работа в группе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников.
Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, даёт возможность более точно определить перспективы развития каждого ребёнка, в том числе и профессиональные перспективы обучающегося.
Мелкогрупповые формы занятий позволяют средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося. Мелкогрупповые занятия позволяют преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоционально-психологические особенности. Вместе с тем ученик чувствует себя более уверенно по сравнению с большим ансамблем, либо в сольном исполнении, так как в большом ансамбле он может поначалу просто себя не слышать, а сольное исполнение требует более уверенного овладения навыками пения.
На репетициях вокального ансамбля преподавателем должен решаться целый ряд задач:
- формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося;
- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;
- овладение различными певческими стилями;
- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования).
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Особенности работы с ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видеопросмотр).
Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Занятия по дополнительной образовательной программе начинаются с 01 сентября 2021г. и заканчиваются 31 мая 2024г.
Продолжительность учебного года: 34 учебные недели.
Осенние каникулы: 30.10.2021 – 07.11.2021
Зимние каникулы: 29.12.2021 – 10.01.2020
Весенние каникулы: 19.03.2022 – 27.03.2022
Летние каникулы: 01.06.2022 – 31.08.2022
Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Материально-технические условия для реализации программы
Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы перечень учебных классов, и материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебные классы для групповых и мелкогрупповых занятий, зал с роялем/фортепиано;
- звукотехническое оборудование (DVD-проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер, проектор, интерактивная доска);
- библиотеку фонотеку, видеотеку.
Список литературы
- Воловник Н.С. У истоков русского фольклора: Учебно-методическое пособие. – М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
- Крюкова Е.М. Солнечный город. (организация досуга в летнем оздоровительном лагере). Екатерибург. - Изд-во Т.И. Возяковой, 2003.
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. – М.: Мнемозина, 1996.
- Масленица. Хрестоматия / Составители Е.В. Пестерев, М.Г. Казанцева. – Екатеринбург, 2000.
- На дворе трава… Скороговорки. Сост. Ю. Дорофеев. – М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2006.
- Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов / Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. – М.: РИГ, 1997.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Пластический потенциал актера. Сборник научных статей. – М.: 1994.
- По заветам старины. Материалы традиционной народной культуры Вожегодского края. Сост.: И.С. Попова, О.В. Смирнова. Под редакцией А.М. Мехнецова, Спб.: - 1997. Вып. 2.
- Пушкина С. Русские народные песни Московской области. – М.: 1988, т.1, вып. 2.
- Рогов А.П. Кладовые радости: Юному читателю о русском народном искусстве его творцах. – М.: Просвещение, 1982.
- Рождественские праздники в школе (сценарии праздника, классные часы, беседы, стихи, песни, колядки) / Сост. М.М. Малахова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СОРАН, 1998.
- Русский дом /Сост. И.Ю. Федотова. 2-е издание, исправленное. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007.
- Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. Автор-составитель Т.Ю. Камаева. – М.: 1994.
- Семенова М. Мы – славяне: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательный дом «Азбука – классика», 2007.
- Смирнов Ю.И. Славянские мифы. – Спб.: Паритет, 2005.
- Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
- Фольклор в школе. Русские песни западной России ч.1. Под общ. ред. Л. Шаминой. – М.: 1993.
- Фольклор в школе. Русские песни западной России ч.2. Под общ. ред. Л. Шаминой. – М.: 1993.
- Фольклор в школе. Русские песни западной России ч.3. Под общ. ред. Л. Шаминой. – М.: 1993.
- Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Науч. ред. М.Т. Картавцева. – М.: МГИК, 1994.
- Школа русского фольклора: Под общей редакции профессора М.Т. Картавцевой. – М., 1994.
- Перерва О.Ю. Подбор репертуара для уроков вокала. – Челябинск, 2004.
- Во горнице, во светлице. Репертуарный сборник для детского ансамбля народной песни. – Челябинск, вып. 2. 2004.
- Детский фольклорный ансамбль: Метод, пособие и хрестоматия // Сост. Л.А. Терентьева. – Самара, 1991.
- Иглицкая И.М. Метод, рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ, - М., 1990.
- Изучение русского музыкального фольклора в детской музыкальной школе. М., 1989.
- Музыкальный фольклор и дети / Сост. Л.В. Шамина. – М., 1992.
- Предмет «Русское народное музыкальное творчество» в ДМШ и ДШИ: Программа и метод, рекомендации, перспектива и поурочные планы / Сост. Л.В. Костяшева и З.К. Яковлева. – М., 1998.
- Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. – М., 1990. Вып. 1, Сост. А.А. Банин.
- Уроки фольклора в детской музыкальной школе: Программа / Сост. Е.А. Зайцева. – Красноярск, 1994.
Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов
аудио и граммофонные записи этнографических исполнителей и коллективов
- Антология. «Музыкальный фольклор СССР», «Фирма Мелодия», 1989. Пластинка 1 «Народная музыка южной России», пластинка 2 «Песни русского казачества»
- Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор средней полосы России и Поволжья, «Фирма Мелодия», 1990
- Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Русская народная музыка Севера и Сибири, ВТПО «Фирма Мелодия», 1990
- Антология. «Музыкальное творчество народов СССР», Музыкальный фольклор западной России, «Фирма Мелодия», 1990
- «Антология народной музыки. Душа народа». «Фирма Мелодия», 2009
- Песни Вятской губернии и Белорусского Полесья. (Аудио приложение к книге М. Л. Копыловой «В поисках костяной иглы»), 2005:
Экспедиционные записи Вятской губернии «Календарь» и «Свадьба»
- Из коллекции Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств, выпуски 1-8, «Фольклорный ансамбль села Фощеватово Белгородской области», «Фольклорный ансамбль села Плёхово Курской области», «Фольклорный ансамбль Русская Буйловка Воронежской области», «Фольклорный ансамбль села Глуховка Белгородской области», «Фольклорный ансамбль сел Пузево и Гвазда Воронежской области», «Фольклорный ансамбль «Воля» Воронежского государственного института искусств»
- Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Эпические стихи и притчи Русского Севера», 1986
- Из собрания фонограмм архива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, «Музыкальный эпос русского севера», 2008 год
- «На Петра хлеб пекла». Исторические концерты Фольклорной комиссии. (Песни Русско-Белорусско-Украинского пограничья). - 2009, APE
- «Конь бежит колокол звенит». Песни Архангельской, Псковской и Витебской земель, 1999
- Народный календарь. Песни народных праздников и обрядов. Выпуски 1 и 2. «Фирма Мелодия», 1989
- Традиционная музыка русского северо-запада «Музыка Русского Поозерья», LiveMusicTradition, 2005
- Традиционное искусство Поозерья. «Вечериночная музыка». «Мелодия», 1990
- «Казаки – некрасовцы на концерте в Московской консерватории». «Мелодия», 1984
другие аудио и видеоматериалы
- цикл видео фильмов «Мировая деревня» и «За околицей»;
- телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта» ТМК «Россия-Культура»;
- экспедиционные записи отечественных фольклористов: Гиляровой Н.Н, Кабанова А.С., Красовского А.В., Медведевой В.Н., Мехнецова А.М., Пушкиной С.И., Щурова В.М.и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Музыкальная карусель»
Актуальность данной программы в том, что ребенок имеет в этом возрасте потребность в игровой деятельности, через которую осуществляется общее музыкальное развитие – это развитие музы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» разработана для детей 11-16 лет, имеющих интересы в сфере музыкального искусства, а та...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...