Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"
рабочая программа по музыке
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное развитие личности и творческое самовыражение обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unison.docx | 43.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
Адаптированная дополнительная программа
музыкально-эстетической направленности
«УНИСОН»
Составитель программы:
Музыкальный руководитель
Лапшина Т.Е.
Уровень программы: базовый
Возрастная группа: дети с ТМНР 12-18 лет.
Срок реализации: 4 года.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
- Направленность программы………………………………3
- Новизна……………………………………………………..3
- Актуальность программы……………………....................4
1.4 Педагогическая целесообразность…………......................4
1.5 Нормативно-правовые документы…………......................5
1.6 Цель программы…………………………………...............6
1.7 Задачи программы………………………….......................6
1.8 Возраст детей………………………………………………7
2.9 Сроки реализации…………………………………………7
2. Содержательный раздел
2.1 Принципы…………………………………………………..7
2.2. Методы……………………………………………………..8
2.3 Формы организации занятий………………………………8
2.4 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды……………………………………….8
2.5 Ожидаемые результаты…………………………………….9
2.6 Формы контроля……………………………………………9
2.7 Режим занятий……………………………………………..10
2.8 Общие мероприятия для детей…………………………...10
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план ……………………………………………11
3.2 Календарно-учебный график …………………………..11
3.3 Список литературы ………………………………………13
Пояснительная записка.
- Целевой раздел
1.1 Направленность программы
Программа базового уровня, художественно- эстетической направленности. В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности.
Она имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка.
Программа предусматривает непрерывность и преемственность обучения и воспитания (от 13-18 лет), сочетания разнообразных форм деятельности, воспитательных и образовательных мероприятий, логическое использование традиционного и современного музыкального материала, инновационных и здоровье сберегающих технологий. Комплектование проходит по возрастному признаку и уровню подготовленности учащихся
- 2. Новизна
Особенность программы «Унисон» в том, что она разработана для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМН), которые сами не могут научиться красиво и грамотно петь. При этом они не только разного возраста, но и имеют разные способности, а также разные образовательные потребности.
В данных условиях программа «Унисон» - это механизм, который определяет условия обучения вокалу детей, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков, во вторую очередь – предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет психофизических особенностей воспитанников.
- Актуальность программы
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное развитие личности и творческое самовыражение обучающихся и составлена на основе программы «Обучение глубоко умственно отсталых детей», разработанной НИИ дефектологии АПН (Москва, 1984 г) и дополнительной адаптированной общеобразовательной и общеразвивающей программы социально – педагогической направленности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ТМНР ГКУ ЦССВ «Сколковский».
В процессе изучения вокала дети с ТМНР осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Унисон», направленная на духовное развитие воспитанников.
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно- коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать инвалида к сложным условиям и ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Унисон» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразование, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки( навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становиться для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
1.5. Нормативно-правовые документы.
- ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- «Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года N 273- ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 января 2013 г. № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- «Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года N 273- ФЗ);
1.6. Цель программы
Целью данной программы является реализация общей цели массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся (согласно "Концепции художественного образования в Российской Федерации").
- Задачи
Образовательные
- Формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие
вокально-хорового слуха, накопление музыкально-хоровых представлений;
- Формирование навыков пения а-капелла, многоголосного пения;
- Формирование сольного и ансамблевого вокального музицирования;
- расширение музыкального кругозора обучающихся;
Развивающие
- развитие музыкальной памяти, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость;
- формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности, певческого дыхания, вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
- укрепление здоровья обучающихся путем применения здоровьесберегающих технологий.
- развитие творческой инициативы, коммуникативных способностей, элементов самоуправления;
Воспитательные
- воспитание чувств коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребность и готовность к эстетической деятельности;
- воспитание интереса и любви к национальной музыке, привитие художественного вкуса;
- профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.
- Возраст детей
Возрастная группа детей, занимающихся по данной программе составляет от 13 до 18 лет
1.9. Сроки реализации
Сроки реализации программы составляет один год
2. Содержательный раздел.
2.1. Принципы программы
Курс обучения вокальному пению опирается на следующие принципы:
- систематичность;
- преемственность между вокальными группами;
- демократичность (занятия со всеми желающими музицировать независимо от условия развития музыкальных способностей) и дифференцированность (занятия с музыкально-одаренными детьми);
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип комплексного способа воздействия на личность ребенка (применение различных видов и форм музыкальной деятельности на вокальных занятиях);
- принцип связи исполнительской деятельности детей с окружающей жизнью с учетом применения новейших технологий и разработок в области музыкального воспитания.
2.2. Методы
Также в основу данной программы положены многие аспекты (принципы и методы вокально-хоровой работы) ведущих музыкантов-хоровиков в области детского хорового исполнительства: В. Попова, Г. Струве, Д. Огороднова, П. Емельянова, Вл. Соколова и др.
В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические ...), так и новаторских (разнообразные "модели" занятий, применение здоровьесберегающих технологий, мониторинг и диагностика способностей, цифровых компьютерных технологий, система нетрадиционных творческих заданий, тренинги, практикумы и т.д.).
Подбор репертуара происходит с учетом следующих аспектов:
- художественная ценность произведения;
- воспитательное значение;
- возрастные и певческие возможности коллектива;
- разнообразие жанровой и музыкальной стилистики, связь с современными эстрадными направлениями;
- логика компановки концертных выступлений.
2.3. Форма организации занятий:
- групповая,
- индивидуальная.
Форма проведения занятий:
Занятия - игра, репетиция, экскурсия, конкурс, турнир, праздник, представление, концерт и др.
2.4. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности воспитанника. Особую роль играет оформление актового зала, в котором занимаются воспитанники. Оно имеет сезонную и тематическую направленность. Яркие элементы украшения поднимают настроение, вызывают дополнительную мотивацию к активному процессу обучения.
2.5. Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области вокального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками вокальной выразительности .
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством пения.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над образом в песне.
Предполагаемые навыки
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь начинать и заканчивать пение по жесту педагога.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный темп в музыке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
2.6. Форма контроля.
Проведение различных мероприятий в Центре, где участвуют воспитанники кружка, участие в конкурсах, праздниках в других организациях.
2.7. Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 60 минут.
2.8. Общие мероприятия Центра.
Программа направлена на формирование у детей с ТМНР умения участвовать в различных видах творческой деятельности (пении, танцах, музыкальных играх, игре на инструментах, театрализованной деятельности и т.п.), поэтому в проходит большое количество различных мероприятий с детьми. Они проходят с участием одной группы детей, нескольких групп и всех групп. Все события, праздники, мероприятия разработаны в соответствии с психофизиологическими особенностями детей с ТМНР и каждый ребёнок принимает посильное участие в них. Педагоги ЦССВ активно привлекают родителей к участию и подготовке праздников, мероприятий.
Для организации мероприятий, событий и праздников используется тематическое планирование, соблюдается принцип сезонности.
Праздники могут быть личными (день рождения ребёнка, и др.), общими
( «Новый год «Осень к нам пришла» и др.).
Особенностью мероприятий и праздников для детей с ТМНР, по сравнению со сверстниками, является большая организующая и активирующая роль педагогов; более яркие, наглядные и наиболее приближенные к действительности декорации и атрибуты; хорошо знакомые и понятные детям сюжеты; меньшее количество текста для запоминания; индивидуальный подбор ролей, большая эмоциональная насыщенность.
Праздники занимают особое место в системе развития эмоционально-волевой сферы детей с ТМНР. Они соединяют в себе различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения коррекционно-воспитательных задач. Педагоги внимательно подходят к составлению сценариев, тщательному отбору материалов, учитывая возрастные и психофизические особенности детей с ТМНР. Традиционные события, праздники, развлечения, мероприятия являются своеобразным итогом определённого периода коррекционно-воспитательной работы с детьми, показателем уровня сформированности познавательной и эмоционально-волевой сферы. В них включаются элементы драматизации, различные виды театрализованной деятельности в которой принимают участие не только дети, но и взрослые, их игра отличается образностью, артистичностью, что создаёт атмосферу праздника, эмоционального подъёма, и, что особенно важно – эмоционального отклика у детей.
Общие мероприятия для детей, проводимые в ГКУ ЦССВ «Сколковский»:
День знаний; День города; День старшего поколения; День международного единства; День особого ребенка; Новый год; Рождество; Масленица; День защитника Отечества; Международный женский день; Праздник Весны; День Победы; День защиты детей; День Аиста; День открытых дверей.
3. Организационный раздел программы
3.1. Учебный план
Форма занятий, кружок | Количество в неделю | Количество в год |
групповое | 2 | 72 |
3.2.Календарно - учебный график
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | сентябрь | Беседа | 1 | Вводное занятие | Музыкальный зал | ||
2 | сентябрь | Беседа, дискуссия, занятие-игра | 8 | Работа над вокально-хоровыми навыками, постановка голоса | Музыкальный зал | Выступление ко Дню города | |
3 | октябрь-ноябрь | Упражнения, занятие–игра | 9 | Работа с учебно-тренировочным материалом | Музыкальный зал | Выступления на дне старшего поколения и празднике осени | октябрь- ноябрь |
4 | ноябрь- февраль | Репетиции; разучивание слов, мелодий, | 29 | Работа над музыкальными произведениями | Музыкальный зал | Участие в праздниках: День особого ребенка, Новый год, Рождество, Масленица, День Защитника отечества | |
5 | март- апрель | Занятие-игра, беседа, репетиция | 16 | Сольное пение, работа в ансамблях | Музыкальный зал | 8 Марта | |
6 | апрель | Беседа, дискуссия о русских композиторах | 4 | Музыкально-образовательные беседы, слушание музык | Музыкальный зал | Викторина | |
7 | май | Беседы о дружбе, взаимопонимании, поддержке и патриотическом воспитании | 4 | Мероприятия воспитательного характера | Музыкальный зал | Выступления на празднике весны и День Победы | |
8 | июнь | Репетиция | 1 | Итоговое занятие | Музыкальный зал | Выступление на празднике ко Дню защиты детей |
3.3. Список литературы.
- Алиев Ю. Б. "Настольная книга школьного учителя - музыканта". "Владос", 2000 г.
- Бандина А., Попов В. "Школа хорового пения", "Музыка", 1981 г.
- Емельянов В. "Фонопедический метод обучения пению", 1988 г.
- Менабени А. "Методика обучения сольному пению". М. "Просвещение",
1987 г
- Огороднов Д. "Музыкально-певческое воспитание детей". К. "Украина",
1989 г.
- Струве Г. "Школьный хор". М. "Просвещение", 1985 г.
- Юдина Е. "Первые уроки музыки и творчества", М. "Аквариум", 1999 г.
- Периодические издания (журналы):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР
Программа относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социально-правовая защита воспитанников с ТМНР"
Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа театральной направленности "Реприза"
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дейст...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Веселая нотка»
Образовательная деятельность по данной программе направлена на:постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме;создание сп...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Мягкая игрушка" художественное направление. Программа включает: пояснительная записка, содержание программы, каллендарно-тематич...