Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
рабочая программа на тему
Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_k_programme.doc | 80.5 КБ |
muz._znayka._ansambl_oznak._ur._3_stup.docx | 52.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальный знайка. Ансамбль»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Направленность - художественная
Уровень - ознакомительный
Возраст учащихся – 3-4 классы
Срок реализации программы – 1 год
Авторы:
педагог дополнительного образования
Чеченкова Людмила Николаевна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2014
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музыкальный знайка. Ансамбль»
(Студия эстетического развития «Ника»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музыкальный знайка. Ансамбль»
(Студия эстетического развития «Ника»)
Содержание
- Пояснительная записка 2-9 стр.
- Учебно-тематический план 10 стр.
- Содержание программы 11-12 стр.
- Методическое обеспечение программы 13-19 стр.
- Список литературы 20-22 стр.
- Приложение 1 23 стр.
- Приложение 2 24-25 стр.
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа «Музыкальный знайка. Ансамбль» является модифицированной, ознакомительного уровня 3-й ступени и имеет художественную направленность. Программа создана для комплексного обучения в студии эстетического развития «Ника». Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В современной педагогике одно из приоритетных мест принадлежит концепции развивающего обучения, характерными чертами которой являются: отведение ребенку роли самостоятельного субъекта педагогического воздействия, интенсивное и всестороннее развитие способностей детей в процессе обучения, опережающее, стимулирующее и ускоряющее педагогическое воздействие на развитие способностей ребенка. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, может играть огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство.
Особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле стимулирует развитие целого комплекса способностей детей: музыкального слуха (развивает его тонкость), памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Расширяется кругозор, развивается интеллект и эмоциональная сфера музыкального восприятия, воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, музыкальной формы. Активное участие ребенка в ансамблевом музицировании способствует пробуждению у него интереса к занятиям и делает процесс обучения увлекательным и эмоционально насыщенным.
Игру в ансамбле необходимо вводить с первых занятий, чтобы ребёнок мог ощутить себя участником полноценного музицирования, что способствует пробуждению у него любви к музыке. Воспитание интереса к музыке как к языку чувств является очень важным моментом начального обучения, поскольку именно в этот период закладываются основы развития творческих способностей ребёнка.
Отличительны особенности
Данная программа, являясь составной частью комплекса программ студии эстетического развития «Ника», учитывает взаимосвязь между обучением игре в ансамбле и другими учебными предметами – индивидуальной формой обучения в классе фортепиано, скрипки, флейты, а также музыкального движения, живописи в музыке, сольфеджио и музыкальной литературы.
Программа предполагает работу с ансамблями различных типов:
- однородный ансамбль,
- смешанный ансамбль,
- фортепианный дуэт.
К каждому типу ансамбля могут быть добавлены ударные инструменты. К ударным инструментам относятся: металлофоны, ксилофон, кастаньеты, бубны, треугольники, барабаны и др. Навыки игры на ударных инструментах приобретаются детьми на занятиях ансамблем дополнительно к игре на инструменте по специальности.
Занятия по предмету ансамбль являются желательными, но не обязательными для всех обучающихся в студии. Для участия в ансамблях педагоги студии отбирают более одаренных детей, обладающих более яркими музыкальными способностями. Отбор детей в класс ансамбля происходит в начале каждого учебного года. В класс ансамбля педагоги отбирают детей в соответствии со следующими требованиями:
- развитое чувство ритма;
- развитый мелодический слух;
- умение осмысленно исполнять музыкальное произведение на инструменте по специальности;
- внимание, ответственность при выполнении заданий в классе по специальности.
Специфика работы по предмету ансамбль предполагает присутствие на занятии концертмейстера-пианиста (кроме фортепианных дуэтов). Фортепианная партия концертмейстера выполняет в ансамбле важнейшие функции в плане ритмической организации и гармонического наполнения музыкальной ткани произведения, помогает детям осознавать целиком музыкальную форму произведения, стимулирует развитие у детей внимания, чувства ритма, гармонического слуха.
Цель: создание условий для гармоничного развития личности ребенка средствами музыкально-образовательной деятельности при обучении игре в ансамбле.
Задачи:
образовательные:
- приобретение детьми навыков совместного исполнительства;
- постановка исполнительского аппарата учащихся;
- приобретение детьми навыков самостоятельной работы с нотным текстом;
- приобретение навыка чтения нот с листа;
- накопление опыта работы детей над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;
- приобретение детьми навыков сценической культуры;
развивающие:
- развитие музыкальных способностей детей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков;
- развитие слухового контроля;
- развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;
- развитие чувственно-эмоционального опыта детей;
- расширение кругозора детей;
- развитие умения логически мыслить, формирование навыков сравнения, анализа, обобщения в процессе учебной музыкальной деятельности;
- развитие умения переносить впечатления из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и наоборот;
- развитие умения переключать внимание с одних сторон объекта на другие, гибко мыслить, видеть несколько вариантов выполнения задач;
- развитие инициативы и умения работать.
воспитательные:
- воспитание музыкальной культуры, эстетических потребностей, художественного вкуса детей, подготовка грамотных любителей музыки, способных "понимать, любить, оценивать явления музыкального искусства, уметь наслаждаться ими и испытывать потребность в различных образцах художественной музыки" (Ю. Б. Алиев);
- воспитание нравственно и эстетически развитой личности, обладающей такими качествами как эстетическое отношение к миру, способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость, любовь к труду, ответственность, активность и самостоятельность.
Возраст учащихся: 3-4 классы
Срок реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Кол-во занятий в неделю | Кол-во человек в группе |
30 мин. | 22 часа: 16 часов аудиторных занятий и 6 часов социальная практика (другие формы работы) | 1 раз | 2-12 |
Основной формой работы с учащимися является групповое занятие. Организация работы по предмету ансамбль предполагает присутствие на занятии различного числа учащихся (от 2 до 12), определяемого педагогом. Количество участников ансамбля зависит от характера исполняемого музыкального произведения, его жанра и стиля, особенностей инструментовки, а также задач конкретного занятия (работа над ритмической, динамической согласованностью между партнерами, звуковым балансом и т.п.).
Другие формы учебной работы – различные концерты (с отбором номеров), музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и др.), выступления на конкурсах, фестивалях .
Ожидаемые результаты
К концу года у учеников должны быть знания:
- понятия мелодия и аккомпанемент, темп, ритмический пульс, ритмический рисунок, консонанс и диссонанс, тембр;
- ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм;
- жанровые особенности и разновидности польки, вальса, марша;
- динамические оттенки: forte, piano, crescendo, diminuendo, mezzo forte, mezzo piano, fortissimo, pianissimo;
- штрихи staccato, legato, non legato;
- размеры 2\4, 3\4, 4\4;
- основные темповые обозначения;
- культура поведения на занятиях;
- правила поведения на сцене и подготовки к концертному выступлению.
К концу года у учеников должны быть умения и навыки:
- выполнение пластических упражнений для рук, пальцев, корпуса;
- работа с ритмическими блоками;
- грамотный разбор нотного текста;
- яркое, образное исполнение пьес с учетом их жанровых и ритмических особенностей;
- синхронное взятие и снятие звука, исполнение штрихов и динамических оттенков в ансамбле, согласование приемов звукоизвлечения;
- слуховой контроль за динамикой, общностью ритмического пульса, динамическим равновесием партий ансамбля;
- чтение с листа: предварительный анализ текста, освоение ритмических и звуковысотных блоков (поступенное движение, ход на терцию, кварту и квинту, движение мелодии и аккомпанемента по звукам трезвучия, секстаккорд и квартсекстаккорд ).
Формы определения результатов усвоения программы
Текущая работа учащегося оценивается педагогом по пятибалльной системе, выставляются отметки за первое и второе полугодия с учетом работы ребёнка в коллективе, выступлений на контрольных и итоговых занятиях, на итоговых проигрываниях разных уровней, соответствующих году обучения.
Каждый учащийся должен выступить не менее одного раза в полугодии: в конце второй четверти на контрольном занятии, проводимом в рамках общего учебного процесса, и в конце учебного года: на итоговом занятии и итоговом проигрывании, соответствующего уровню года обучения.
Ученики должны исполнить в каждом полугодии по 2 разнохарактерных произведения соответственно уровню класса. При этом некоторые произведения по усмотрению педагога оставляются в репертуаре, тем самым осуществляется накопление репертуара, с которым ансамбль может выступать на концертах.
Другие формы выявления результатов –
концерты и музыкальные конкурсы
Детские ансамбли могут принимать участие в следующих концертах:
- приуроченных к какой-либо дате или празднику (День матери, праздник Рождества, День музыки, день рождения композитора и т. п.);
- посвященных открытию художественной выставки;
- тематических (например, «Осень в музыке», «Стихи русских поэтов и музыка»);
- музыкальных гостиных, где используются концертная и театральная формы выступлений детей.
2. Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Всего (час.) | Теория (час.) | Практика (час.) |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Развитие музыкальных способностей, ансамблевой техники: - музыкальный слух; - чувство ритма; - чувство ансамбля; - штрихи; - динамика. | 5 | 1 | 4 |
3. | Постановка исполнительского аппарата. | 4 | 1 | 3 |
4. | Работа над музыкальным произведением: - работа с нотным текстом; - ритм; - штрихи; - динамика; - форма; - художественный образ; - накопление репертуара. | 5 | 1 | 4 |
5. | Итоговое занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Социальная практика. | 6 | 1 | 5 |
Итого: | 22 | 6 | 16 |
3. Содержание программы
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Повторение особенностей исполнения музыки в ансамбле: внимания, умения слушать друг друга, ответственности. Важность умения читать ноты с листа и быстроты реакции. Понятие синхронности при исполнении музыки. Правила техники безопасности.
Практика: Применение на занятиях полученных знаний.
2. Развитие музыкальных способностей, техники ансамбля.
Теория: Главная и второстепенная функции голосов. Длительности: четверть с точкой, шестнадцатые. Ритмический пульс, темп, ритмический рисунок. Согласование приемов звукоизвлечения. Согласование динамических приемов.
Практика: Упражнения для развития мелодического, гармонического, тембрового слуха. Упражнения с ритмическими блоками. Остинатное сопровождение мелодии. Упражнения «Эхо», «Дирижер ансамбля». Упражнения на общность ритмического пульса, синхронность взятия и снятия звука, передачу голоса между партнерами, паузы, быстроту реакции. Упражнения на согласованность штрихов. Игра упражнений в разной динамике, попеременно ансамблем и солистом
3. Постановка исполнительского аппарата.
Теория: Постановка рук, удобных игровых движений.
Практика: Упражнения для постановки рук и корпуса при игре на инструменте.
Фортепиано: педализация.
4. Работа над музыкальным произведением.
Теория: Мотив, фраза, предложение. Выразительная роль штрихов в произведениях. Выразительная роль динамики в произведениях. Двухчастная, трехчастная формы. Выразительные особенности. Жанровые особенности и разновидности польки, вальса, марша.
Практика: Грамотный разбор нотного текста, штрихи, аппликатура. Нахождение художественно выразительной ритмической формулы в мелодии, точность исполнения ритмического рисунка. Синхронное исполнение штрихов. Слитное звучание. Синхронное исполнение динамики. Баланс голосов. Анализ фактуры и исполнение произведений в двухчастной и трехчастной формах. Выразительное исполнение произведений с учетом их жанровых, ритмических, мелодических особенностей. Работа над выученными ранее произведениями.
5. Итоговое занятие.
Теория: Проверка знаний детей о понятиях: главный и второстепенный голос; мотив, фраза, предложение; жанровые особенности польки, вальса марша. Обсуждение произведений, исполненных в году, уровня их исполнения. Обсуждение результатов, достигнутых детьми в их обучении и развитии
Практика: Исполнение выученных за год произведений.
6. Социальная практика.
Теория: Основы сценической культуры. Концертная деятельность. Основы работы во время репетиции. Подготовка к конкурсам.
Практика: Тренировка манер поведения на сцене. Репетиции и выступления на разных мероприятиях. Участие в конкурсах.
4. Методическое обеспечение программы
Учебная деятельность
Учебная деятельность включает в себя:
а) вопросы, связанные с общим музыкальным развитием и расширением кругозора детей;
б) музыкально-теоретическую подготовку – в объеме, необходимом для грамотного музыкального исполнительства;
в) практическую подготовку – исполнение музыкальных произведений, их разучивание, подготовительные упражнения.
Другие формы учебной работы – различные концерты, музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и др.).
Методы организации и осуществления учебной деятельности
1. Практические методы:
Основную роль в процессе обучения в классе ансамбля играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу учеников.
Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.
Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Например, формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества ритмических и мелодических блоков, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот (начальный период), выполнению исполнительских задач в музыкальном произведении (динамическое развитие, штрихи, ритмическая согласованность участников ансамбля) предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы учеников при последующей работе для выполнения других задач.
Метод показа. Известна склонность детей к подражанию. Показ приносит большую пользу в налаживании необходимых игровых умений, выработке правильной посадки, осанки, в умении достичь верного звукоизвлечения и т.п.).
2. Наглядные методы:
К ним можно отнести занятие-ознакомление (прослушивание музыкального материала), занятие-прослушивание (слушание аудиозаписей).
Работа с наглядными пособиями позволяет оптимизировать учебный процесс. Это различные схемы (длительностей, динамических оттенков, музыкальных жанров), карточки и плакаты (ритмические модели, средства музыкальной выразительности и др.), репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, видеозаписи.
Использование ручных знаков и движений тела детей для иллюстрации музыкальных явлений.
3. Словесные методы:
Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.
Основные принципы обучения:
Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов.
1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности (пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания).
2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. Использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа.
3. Дифференцированный подход к обучению. Путь работы с ребёнком должен определяться психологией усвоения и логикой развития каждого конкретного ученика.
4. Мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению.
5. Достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика.
6. Опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка (Л. Выготский ).
Воспитывающая деятельность
Воспитание музыкальной культуры, эстетических потребностей, художественного вкуса происходит в результате накопления у детей опыта исполнения художественно и эстетически ценных музыкальных произведений, в результате бесед на занятиях и расширения кругозора.
Эстетическое отношение к миру, людям, жизненным явлениям воспитывается в результате обнаружения связей между многими жизненными явлениями, произведениями искусства (во время бесед, обсуждений, анализа музыкальных произведений).
Способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость воспитываются благодаря накоплению чувственно-эмоционального опыта детей, возникающего в процессе слушания музыки и работы над музыкальными произведениями.
Возможность постоянно слушать друг друга, осуществлять слияние нескольких партий в целостном звучании, достижение общей цели, а также атмосфера радости совместного творчества, взаимной поддержки воспитывает чувство товарищества, ответственности.
Умение трудиться, активность, самостоятельность вырабатываются у детей благодаря работе в коллективе, усвоению норм и правил поведения и работы в ансамбле.
Воспитывающее значение имеет разучивание пьес, приуроченных к какой-либо дате или событию.
Методы воспитания
В эмоциональной сфере – внушение, вовлечение. Формы работы: эмоциональный рассказ («заражение» эмоцией), демонстрация аудио-, видеозаписей, репродукций картин, цитирование примеров из литературы.
В интеллектуальной сфере – убеждение. Формы работы: рассказ, беседа, объяснение.
В мотивационной сфере – стимулирование. Формы воздействия: поощрение (положительная оценка деятельности учащегося в виде отметки, одобрения, похвалы), наказание (порицание, негативное отношение к деятельности ребенка, обращение к общественному мнению, отстранение от участия в выступлении), создание благоприятной обстановки на уроке, создание ситуации успеха в учении, стимулирование интереса к музицированию.
В волевой сфере – требование и упражнение. Требование может быть прямым, косвенным (совет, просьба), требованием-игрой. Упражнения используются для формирования устойчивых навыков и привычек – в учебной деятельности и поведении, способствуют формированию таких качеств личности как выдержка, самоконтроль, организованность дисциплина, культура общения. Формы работы: инструктаж, объяснение.
Развивающая деятельность
Развивающая деятельность является частью процесса обучения и процесса воспитания. В результате осуществления последних происходит развитие:
1. Музыкальных способностей – музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков.
2. Исполнительских навыков и умений – навыков и умений игры на инструменте по специальности, в ансамбле, навыков слухового контроля.
3. Интеллектуальных способностей – к логическому мышлению, сравнению, анализу, обобщению, переносу впечатлений из жизненного опыта на понимание музыкального произведения и наоборот, переключению внимания с одних сторон объекта на другие.
4. Личностных качеств – любви к музыке, желания музицировать, богатого чувственно-эмоционального опыта, способности к сопереживанию, инициативы и умения работать.
Требования к репертуару.
Репертуар должен быть как можно более разнообразным и интересным для детей. При подборе репертуара можно выделить следующие направления:
1. Примеры родного (а затем и других народов) музыкального фольклора, его различные пласты, разнообразное вокальное и инструментальное претворение.
2. Классическая музыка, наследие выдающихся композиторов.
3. Музыка, отражающая интонационный «словарь» нашего времени (произведения современных композиторов, пьесы в джазовом, эстрадном стилях).
4. Пьесы оригинального характера, включающие в себя не только игру на инструментах, но также хлопки, притопы, ритмизованную речь, пение, различные шумовые эффекты.
Принципы подбора репертуара:
а) заинтересованность детей;
б) соответствие содержания произведения возрасту учащихся;
в) соответствие произведения уровню технической подготовки учащихся;
г) педагогическая целесообразность;
д) художественно-эстетическая значимость;
е) воспитывающая направленность (приуроченность к определенной дате, теме года и т.п.).
При подборе репертуара для ансамблей однородного состава или солирующих инструментов в сопровождении фортепиано педагог может обращаться к различным многочисленным изданиям нотной литературы. Большую долю среди музыкальных произведений в данной программе занимают переложения и обработки, сделанные самим педагогом, что связано с внедрением в ансамбль ударных инструментов и соединением в ансамбле скрипок и флейт.
Условия реализации программы.
Требования к материально-техническим условиям. Для занятий ансамбля требуется звукоизолированный кабинет площадью не менее 36 кв.м, высотой не менее 3 м, с хорошим освещением.
Требования к оборудованию. В кабинете должно быть фортепиано, 8-10 пюпитров, столы для ударных инструментов, стулья для учащихся с регулируемым уровнем высоты, стол для учителя, музыкальный центр, шкафы для хранения аудио- и видеодисков, музыкальных инструментов, нотной, методической литературы, наглядных пособий.
Требования к оснащению кабинета. В кабинете должна быть нотная бумага, аудио- и видеозаписи музыки, необходимой по программе, концертных выступлений различных музыкальных ансамблей, оркестров. Должна быть музыкально-теоретическая литература для учащихся, музыкально-справочная литература, портреты композиторов, карточки с ритмическими и мелодическими блоками, наглядные пособия, показывающие средства музыкальной выразительности, законы музыкального формообразования, особенности музыкальных жанров и стилей.
6. Список литературы
Список литературы для педагогов
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973;
- Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977;
- Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983;
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997;
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.;
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985;
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997;
- Майкапар С.М. Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания.– В сб.: Майкапар С.М. Детские инструментальные ансамбли. Челябинск, 2005;
- Первые встречи с искусством. М., 1995;
- Психология музыкальной деятельности. М., 2003;
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988;
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сост. и ред. Л.Баренбойм. М., 1978;
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960;
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.
Список нотной литературы для учащихся
- Пудовочкин Э.В. Ансамблевое воспитание скрипача. Нотное приложение. – Омск, 1991;
- Металлиди Ж.Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано. Л. 1980;
- Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А.Ратнер. СПб, 1998;
- Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост.
И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская. СПб. 1998;
- Покровский А. Начальная школа игры на деревянно-духовых инмтрументах. М. 1992;
- Данкла Шарль. Вариации. Переложение д для блокфлейты С. Великанова. М. 2002;
- Хрестоматия для блокфлейты. Сост. И. Оленчик. М. 1998;
- Педагогический репертуар для флейты. Сост. Ю. Должиков. М. 1982;
- Платонов Н. Школа игры на флейте. М. 1983;
- Скрипичные дуэты и ансамбли. Вып. 1, 2. М. 2007;
- Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Обработка Д. Хватова. М. 2001;
- Десять пьес итальянских композиторов для скрипки М. 2007;
- Популярные музыкальные транскрипции для ансамбля скрипачей. СПб. 1998;
- Шире круг. Популярные произведения для скрипки. СПб. 2002;
- Скрипичный ансамбль. Обработки Егоровой Л. М. М: Московский методкабинет. 2002;
- Майкапар С. М. Первые шаги. Челябинск. 2007;
- Ансамбли для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М. 1998;
- Ансамбли для начинающих. Вып. !. М. 1994;
- Пересветова Ж. А. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. СПб. 2008;
- Сборник ансамблей для фортепиано. Переложение и обработка И. Зубченко. Ростов-на-Дону. 2008;
- Барсукова С. А. Вечелая музыкальная гимнастика. Ростов-на-дону. 2008;
- Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.;
- Амиров Ф. Сюита на албанские темы (для 2 фортепиано в 4 руки);
- Бизе Ж. Детские игры (для фортепиано в 4 руки);
- Брамс И. Венгерские танцы;
- Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып. 1. Переложение и обработка С. Кузнецовой.
Приложение 1
Правила техники безопасности для учащихся
Учащиеся в эстетической студии «Ника» обязаны:
1. соблюдать дисциплину, выполнять указания педагога, не выходить из кабинета во время проведения занятия;
2. во время перемены, выходя в коридор, не должны шуметь, бегать, мешать работе других коллективов;
3. бережно относиться к музыкальным инструментам, методжическим пособиям, кабинету и мебели;
4. соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмировании;
5. не трогать электрические розетка, электроприборы, соблюдать правила пожарной безопасности;
6. знать правила поведения на улице, перехода через автодорогу.
Приложение 2
Аттестация учащихся
Примерные виды заданий на итоговых занятиях
1. Проверка знаний детей о понятиях: консонанс и диссонанс, штрихи, динамика – в форме беседы детей с педагогом или приготовленных дома небольших докладов.
2. Исполнение учащимися ансамблевых произведений, выученных в учебном году (4-5 на выбор педагога).
3. Обсуждение с детьми содержания и выразительных сторон и средств исполненных произведений.
4. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных сторон исполнения произведений данным ансамблем. Выяснение причин и определение направлений работы на будущее.
5. Оценка педагогом достижений и недоработок данного ансамбля и каждого его участника в отдельности. Следует говорить отдельно об усвоении ребенком учебного плана и ростом уровня его способностей и умений по отношению к их состоянию на начало учебного года.
Примерный список музыкального репертуара
- Ф.Шуберт Экосезы.
- Й. Гайдн Немецкий танец;
- Л. Бетховен Марш «Афинские развалины», перелож. Н. Рубинштейна;
- Ф.Шуберт Вальсы, Марш;
- Ф.Шуберт «Музыкальный момент»;
- Дж. Верди Марш из оперы «Аида»;
- И. Штраус «Полька-Анна»;
- Н. Мясковский Полька;
- В Ушаков полька «Дрозд»;
- Т. Хренников Вальс, «Портрет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Путь к искусству. Ансамбль" (2014-15 уч. год)
Программа для учащихся 5-8 классов студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)
Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....
Рабочая программа объединения дополнительного платного образования «Знайки»
Программа направлена на обогащение опыта участия ребенка в различных социальных ситуациях и расширение возможностей коммуникации, развитие познавательного интереса, повышение уровня мотивации к обучен...
Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Ансамбль." (2014-2015 уч.года)
Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"...