Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная»
рабочая программа по музыке (5 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» разработана для детей 11-16 лет, имеющих интересы в сфере музыкального искусства, а так же желание творчески развиваться и самовыражаться. Программа рассчитана на 3 года обучения. Цель программы – формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. В программу включены разделы: Вокальная работа, Основы музыкальной грамотности, Основы сценической пластики, сценического движения, Азбука театра, Музыка и современные технологии. Проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» | 48.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 106 Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол №_____________ от __________________ года | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ школы № 106 __________Ю.С.Стариков Приказ №___________ от _____________ года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкальная гостиная»
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчик: Головкина Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Одной из фундаментальных задач детского социального воспитания является развитие у учащихся эмоционального и осознанного восприятия искусства. В её решении ответственная роль принадлежит музыке различных эпох и поколений. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная гостиная» ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности, формирования духовно-нравственного содержания жизни, приобщения детей и подростков к музыкально-теоретическому искусству, развития творческой активности средствами традиционной народной культуры и современной и зарубежной музыки.
Программа наиболее удобна в условиях отделения дополнительного образования детей, т.к. позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость подростков.
Программа «Музыкальная гостиная» позволит обогатить круг художественных впечатлений ребёнка, развить эмоциональность, отзывчивость, способность выразить свои впечатления словами, что в конечном итоге будет способствовать духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.За счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов разных эпох, составляющих сокровищницу мировой культуры, будет происходить расширение кругозора учащихся.
Полученные знания станут базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень освоения: базовый .
Нормативно-правовые документы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» написана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ ( далее – Федеральный закон № 273);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 года «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 г. № 617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Уставом ГБОУ школы № 106 Приморского района Санкт-Петербурга.
Актуальность:
Программа обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Ее содержание направлено на: – социализацию подростка через различные виды деятельности – творческую, проектную и пр.; – развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка.
Отличительные особенности:
Отличительной особенностью программы является разновозрастный состав объединений на всех годах обучения. Благодаря развитию коллективистских способов взаимодействия, совместному характеру деятельности, такой коллектив представляет больше возможностей приобретения личностных качеств ( чуткость, внимание, взаимопомощь, великодушие, требовательность) и усвоения правил поведения, удовлетворение потребности в социальной отдаче. В разновозрастном коллективе формируются социальные компетентности, необходимые человеку 21 века: ответственность перед другими, способность к кооперации и сотрудничеству, способность критиковать и воспринимать критику, способность к коммуникации.
В разновозрастном объединении не только по-новому решается одна из главных проблем дополнительного образования- создание единого коллектива, организация эффективного воспитательного процесса в нем, но и заложены большие образовательные возможности. В процессе совместной деятельности и общения школьников происходит преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших, т.е. через взаимообучение происходит развитие.
Адресат программы:
Программа предназначена для школьников как мальчиков, так и девочек, обучающихся в общеобразовательных школах, в возрасте 11-16 лет, имеющих интересы в сфере музыкального искусства, а так же желание творчески развиваться и самовыражаться. Наличия базовых знаний и специальных способностей в данной предметной области не требуется. Противопоказания по физическому здоровью учащихся отсутствуют.
Объем и срок реализации программы :
Данная программа рассчитана на 3 года обучения.
Общее количество учебных часов- 432 ч.
1 год | 2 год | 3 год |
144 ч. | 144 ч. | 144 ч. |
Задачи: Цель программы – формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
- Воспитательные:
- дать начальные знания, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, бережно относящегося к сокровищам искусства, историческим и природным памятникам;
- приобщить детей к общечеловеческим ценностям, помочь им осознать целостность мировой музыкальной культуры;
- воспитать уважение, любовь к национальным традициям своей страны;
- стимулировать стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
- воспитать эстетический вкус, трудолюбие, терпение;
- повысить уровень самооценки учащегося.
- Развивающие:
- стимулировать интерес учащихся к творческому труду;
- сформировать логическое мышление, наблюдательность, уверенность в себе;
- развить творческие способности учащихся, мотивацию новых подходов в решении задач;
- сформировать способности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использованию их в дальнейшей творческой деятельности.
- Обучающие:
- системно изучить основные жанры, стили, направления в искусстве и музыке разных эпох;
- ознакомить с творчеством известных композиторов и музыкантов в исторической перспективе;
- изучить разнообразие культурных традиций европейских стран на протяжении многих поколений музыкантов;
- научить свободно применять полученную информацию в повседневной жизни, при выполнении творческих проектов, в учебной деятельности;
- расширить кругозор учащихся в области искусства и науки.
Условия реализации программы:
В объединения принимаются все желающие школьники в возрасте 11-16 лет, имеющие желание петь, слушать музыку и творчески развиваться посредством музыкального искусства. Коллектив формируется разновозрастный на всех годах обучения: 1 год – 11-16 лет, 2 год- 11-16 лет, 3 год- 11-16 лет. Допускается дополнительный набор учащихся в течение первого года обучения, на второй и третий годы обучения на основании собеседования с педагогом- руководителем объединения.
Списочный состав объединений формируется в соответствии с технологическим регламентом по норме наполняемости: на 1-м году обучения – не менее 15 человек; на 2-м году обучения – не менее 12 человек; на 3-м году обучения – не менее 10 человек.
Особенности организации образовательного процесса:
- параллельное изучение зарубежного и отечественного искусства различных эпох и поколений в их взаимосвязи;
- ознакомление с различными видами художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
- наблюдение за формированием музыкального искусства в контексте с другими видами искусств;
- изучение разнообразных проявлений художественного гения разных стран в каждую конкретно-историческую эпоху;
- использование различных видов деятельности во взаимосвязи между собой.
Главная задача первого года обучения – увлечь учащихся в разнообразный, занимательный мир искусства на разных стадиях формирования общества, ознакомление с развитием театрального искусства периода от Древности до Средневековой эпохи, музыкального искусства России, в частности фольклора.
Второй год посвящён углублению изученных тем первого года обучения. Второй год посвящён периоду эпох Классицизма и Романтизма (17-19 века).
Третий год охватывает развитие искусства поколения конца 19 века по сегодняшний день.
Формы проведения занятий:
Теоретическая работа: беседа, лекция, объяснение, диспут, учебная дискуссия, демонстрация, тестирование, семинар.
Практические занятия: организация выставки, исследовательская работа, практическая работа, творческая работа, познавательная игра, концерт-встреча, творческая гостиная, конкурс, музыкальный салон.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
-фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (при обьяснении нового материала)- беседа, лекция, объяснение;
-коллективная (ансамблевая): репетиция, концерт, музыкальный салон;
- групповая: исследовательские, творческие работы, проекты;
-индивидуальная: работа с одаренными детьми при подготовке к конкурсам, работа по коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков
Материально-техническое обеспечение:
- Зал со сценой.
- Стулья 15 шт.
- Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
- Компьютер, проектор, демонстрационный экран.
- Фортепиано.
- Видеозаписи и CD-диски , посвященные стилям и направлениям искусства, отдельным его видам и жанрам, жизни и творчеству выдающихся деятелей культуры, художников, композиторов, исполнителей
Кадровое обеспечение:
- Педагог дополнительного образования
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
– сформированный художественный вкус во всём многообразии его видов и жанров;
– уважение к историческому прошлому России, воспитание чувства патриотизма;
– понимание ценности музыкального наследия, оставленного предыдущими поколениями;
– сформированное критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу искусства;
– восприимчивость к эстетическим ценностям, а также объектам и явлениям культуры;
– уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, накопленного в произведениях искусства;
– стремление к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями;
– расширение эстетического кругозора.
Метапредметные результаты:
-накопление опыта профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства;
- овладение способом выбора наиболее подходящего музыкального материала для решения творческих задач в зависимости от конкретных условий;
- умение анализировать результат своего творчества;
- умение видеть в повседневном интересное, яркое; - умение защищать свой замысел, отстаивать свой выбор средств его выражения; - умение мыслить художественно, образно, пространственно. - умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные результаты:
В результате освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основные культурологические понятия;
– знать основные периоды культурного развития, их особенности и основные черты;
– различать основные творческие методы и направления
– иметь навыки самостоятельной поисковой работы;
–уметь анализировать различные источники информации;
– различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики художественного образа;
– описывать явления культуры, используя для этого специальную терминологию;
– структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия искусства.
Учебный план 1-го года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Собеседование |
2 | Диагностика детей. Прослушивание | 1 | - | 1 | Устный опрос, наблюдение |
3 | Искусство вокала. Вокальная работа | 29 | 13 | 16 | Устный опрос наблюдение |
4 | Основы музыкальной грамотности | 8 | 5 | 3 | Самостоятельная работа |
6 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (Теоретико-аналитическая работа) | 30 | 22 | 8 | Исследовательская работа Викторина |
7 | Основы сценической пластики, сценического движения. | 8 | 4 | 4 | Устный опрос, наблюдение |
8 | Азбука театра | 5 | 4 | 1 | Творческая работа |
9 | Актерское мастерство | 17 | 6 | 11 | Устный опрос, наблюдение |
10 | Музыка и современные технологии. Проектная деятельность | 21 | 9 | 12 | Проект |
11 | Концертно-исполнительская деятельность | 23 | 11 | 12 | наблюдение |
12 | Итоговое занятие. Диагностика обученности по программе. | 1 | - | 1 | Устный опрос, наблюдение |
итого | 144 | 75 | 69 | ||
144 |
Учебный план 2-го года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Собеседование |
2 | Диагностика детей. Прослушивание | 1 | - | 1 | Устный опрос, наблюдение |
3 | Искусство вокала. Вокальная работа | 30 | 8 | 22 | Устный опрос наблюдение |
4 | Основы музыкальной грамотности | 9 | 6 | 3 | Самостоятельная работа |
6 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (Теоретико-аналитическая работа) | 24 | 12 | 12 | Творческая работа Викторина |
7 | Основы сценической пластики, сценического движения. | 12 | 4 | 8 | Устный опрос, наблюдение |
8 | Азбука театра | 7 | 5 | 2 | Творческая работа |
9 | Актерское мастерство | 22 | 6 | 16 | Устный опрос, наблюдение |
10 | Музыка и современные технологии. Проектная деятельность | 14 | 9 | 5 | Проект Исследовательская работа |
11 | Концертно-исполнительская деятельность | 23 | 11 | 12 | наблюдение |
12 | Итоговое занятие. Диагностика обученности по программе. | 1 | - | 1 | Устный опрос, наблюдение |
итого | 144 | 62 | 82 | ||
144 |
Учебный план 3-го года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | - | Собеседование |
2 | Диагностика детей. Прослушивание | 1 | - | 1 | Устный опрос, наблюдение |
3 | Искусство вокала. Вокальная работа | 24 | 9 | 15 | Устный опрос наблюдение |
4 | Основы музыкальной грамотности | 8 | 5 | 3 | Самостоятельная работа |
6 | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (Теоретико-аналитическая работа) | 26 | 20 | 6 | Исследовательская работа Викторина |
7 | Основы сценической пластики, сценического движения. | 12 | 4 | 8 | Устный опрос, наблюдение |
8 | Азбука театра | 10 | 8 | 2 | Творческая работа |
9 | Актерское мастерство | 15 | 4 | 9 | Устный опрос, наблюдение |
10 | Музыка и современные технологии. Проектная деятельность | 26 | 10 | 16 | Проект |
11 | Концертно-исполнительская деятельность | 20 | 8 | 12 | наблюдение |
12 | Итоговое занятие. Диагностика обученности по программе. | 1 | - | 1 | Устный опрос, наблюдение |
итого | 144 | 69 | 75 | ||
144 |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и желания заниматься музыкальным творчеством.
Формы контроля: собеседование.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, устные и письменные опросы, викторины, творческие работы, исследовательские работы, практические работы.
Промежуточный контроль проводится в конце каждого года обучения по программе для содержательной оценки результатов освоения программы учащимися и их личностного развития. Предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Формы контроля: - анализ результатов выполненных творческих заданий, - диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся, -самооценка и самоконтроль учащихся, - итоги участия учащихся в творческих конкурсах.
Критериями оценки результатов освоения образовательной программы являются (Приложение 1):
-критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии и др.;
-критерии оценки уровня практической подготовки учащихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения художественными материалами и техниками; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности и др.;
- критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся: культура организации практической деятельности: мотивированность деятельности, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость художественных способностей и др.
Показатели критериев оценки результатов освоения образовательной программы (Приложение 1):
- высокий уровень – успешное освоение учащимися содержания образовательной программы от 80% до 100%;
- выше среднего - освоение учащимися содержания образовательной программы от 60% до 79%;
- средний уровень – освоение учащимися содержания образовательной программы от 40% до 59%;
- ниже среднего - освоение учащимися содержания образовательной программы от 20% до 39%;
- низкий уровень – освоение учащимися содержания образовательной программы от 1% до 19%.
При проведении промежуточного контроля педагог оценивает результат учащегося в баллах: от минимального - 1 балл до максимального - 10 баллов. Общая сумма баллов по оцениваемому параметру (теоретические знания, практические умения и навыки и т.п.) переводится в соответствующий уровень (низкий, выше среднего и т.п.). Итоги диагностического обследования фиксируются в специальном бланке «Бланк результатов педагогической диагностики за учебный год» (Приложение 2).
Итоги участия учащихся в конкурсах по направлению программы оформляются в «Портфолио учащегося» и фиксируются в разделе «Творческие достижения учащихся» «Журнала учета работы педагога дополнительного образования в объединении».
Итоговый контроль осуществляется по завершению всего периода обучения по программе.
Формы контроля: - анализ результатов выполненных творческих заданий, - диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся, - самооценка и самоконтроль учащихся, - итоги участия учащихся в музыкальных, вокальных и др. конкурсах и фестивалях.
При проведении итогового контроля педагог заполняет «Бланк результатов педагогической диагностики за учебный год». Далее результаты по учащимся за все годы обучения заносятся в сводный бланк «Результаты освоения образовательной программы» (Приложение 3).
Результаты диагностики анализируются по следующим параметрам:
- количество учащихся (%), полностью освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу (%);
- причины невыполнения учащимися образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
Словесный- беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный (наглядно-демонстрационный, наглядно-слуховой)- показ педагогом музыкальных и вокальных техник и приемов, просмотр презентации, прослушивание аудиозаписей.
Практический- творческая работа, исследовательская работа, конкурс, концерт, викторина.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративный – готовая информация.
Исследовательский- самостоятельный анализ произведений искусства , а так же своих и коллективных работ учащихся, самостоятельный подбор музыкальных иллюстраций к любимому стихотворению, мультфильму, кинофильму.
Метод импровизации – «озвучивание» картины, текста произведения, своего настроения, впечатления и т.д.
В основу разработки программы «Музыкальная гостиная» положены следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированные (ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее природных потенциалов, т. е. имеют целью свободное и творческое развитие ребенка);
Гуманно-личностные (отличаются гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение);
Технологии сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект- субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащийся совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества);
Технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия).
Дидактические средства реализации программы:
- Иллюстрации к классическим музыкальным произведениям.
- Тесты, кроссворды, викторины.
- Презентации «Музыкальная культура России», «Музыкальная культура зарубежных стран».
- Биографии композиторов, музыкантов, артистов оперы и балета, эстрады, кино.
- Презентации по изобразительному искусству, архитектуре разных эпох и разных стран.
- Разработки игр, бесед, лекционные материалы.
Информационные источники:
Список литературы для педагога:
- С. Зенкин. «Поколение»: Опыт деконструкции понятия // Поколение в социо-культурном контексте XX века. М., Наука, 2005
- Л.Г.Емохонова МХК. М. «Академия», 2001 г.
- Л.А.Рапацкая «МХК: общечеловеческие ценности МХК: взгляд из России». 10 класс, 11 класс, М., «ВЛАДОС», 2005 и 2006 г.
- Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1995.
- Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
- Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
- История русского искусства. В 3 т. / под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 1991.
- Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века», учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
- Гуняшова Т. Взаимосвязь музыки с предметами естественного, гуманитарного и эстетического циклов // Музыка в школе, 2003, № 1.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.
- Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. – 1995. – № 2.– C. 50–55.
- Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994. – 261 с.
Список литературы для детей:
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX вв. М., 1999.
- Энциклопедия для детей. том 7. искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.
- 100 великих художников. Самин Д.К. (2004, 320с.)
- «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия». Сост. Балицкая Т.В. (2007, 608с.)
- «Атлас Мирового Искусства», изд. АСТ, «Астрель», 2014г.
- «Тайные послания шедевров мирового искусства», Э.Фрерс, изд. «Евразия», 2009г.
Интернет-источники:
- Образовательные ресурсы Интернета на сайте http://www.alleng.ru/
- «Виртуальный музей живописи» https://gallerix.ru/
- Архив классической музыки http://classic-online.ru/
- Стили и направления в изобразительном искусстве http://www.art-katalog.com/ru/article/122
- Исторические эпохи в музыке http://classicmusicon.narod.ru/ago.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)
Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)
Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника" (комплексное обучение)....
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)
Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
Дополнительная общеобразовательная программа "Литературная гостиная"
. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.Предназначена для учащихся 5 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"
Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"...