Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная»
рабочая программа по музыке (5 класс)

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Музыкальная гостиная» разработана для детей 11-16 лет, имеющих интересы в сфере музыкального  искусства, а так же  желание творчески развиваться и самовыражаться. Программа рассчитана на 3 года обучения. Цель программы – формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. В программу включены  разделы:  Вокальная работа, Основы музыкальной грамотности, Основы сценической пластики, сценического движения, Азбука театра, Музыка и современные технологии. Проектная деятельность.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 106                                                                Приморского района  Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол  №_____________

от __________________ года

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ школы № 106

__________Ю.С.Стариков

Приказ №___________

от _____________ года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

«Музыкальная гостиная»

                           Возраст учащихся: 11-16 лет

                  Срок реализации: 3 года

                

                                  Разработчик: Головкина Татьяна Михайловна,

                                                   педагог дополнительного образования                          

                 

Пояснительная записка

      Одной из фундаментальных задач детского социального воспитания является  развитие у учащихся эмоционального и осознанного восприятия искусства. В её решении ответственная роль принадлежит музыке различных эпох и поколений. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная гостиная» ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности, формирования духовно-нравственного содержания жизни, приобщения детей и подростков к музыкально-теоретическому искусству, развития творческой активности средствами традиционной народной культуры и современной и зарубежной музыки.

       Программа наиболее удобна в условиях отделения дополнительного образования детей, т.к. позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость подростков.

       Программа «Музыкальная гостиная» позволит обогатить круг художественных впечатлений ребёнка, развить эмоциональность, отзывчивость, способность выразить свои впечатления словами, что в конечном итоге будет способствовать духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.За счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов разных эпох, составляющих сокровищницу мировой культуры, будет происходить  расширение кругозора учащихся.

Полученные знания станут базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни.

Направленность программы:  социально-педагогическая.

Уровень освоения: базовый .

Нормативно-правовые документы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная гостиная» написана в соответствии с  нормативно - правовыми документами:

        

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ ( далее – Федеральный закон № 273);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от         29.08. 2013 года № 1008 «Об  утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 года «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
  •  Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 г. № 617-р «Об утверждении  Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
  • Уставом ГБОУ школы № 106 Приморского района Санкт-Петербурга.

Актуальность:

 Программа обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Ее содержание направлено на:                              – социализацию подростка через различные виды деятельности – творческую, проектную и пр.;                                                                                                                                                 – развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка.

Отличительные особенности:

        Отличительной особенностью программы является разновозрастный состав объединений на всех годах обучения. Благодаря развитию коллективистских способов взаимодействия, совместному характеру деятельности, такой коллектив представляет больше возможностей приобретения личностных качеств ( чуткость, внимание, взаимопомощь, великодушие, требовательность) и усвоения правил поведения, удовлетворение потребности в социальной отдаче. В разновозрастном коллективе формируются социальные компетентности, необходимые человеку 21 века: ответственность перед другими, способность к кооперации и сотрудничеству, способность критиковать и воспринимать критику, способность к коммуникации.

В разновозрастном объединении не только по-новому решается одна из главных проблем дополнительного образования- создание единого коллектива, организация эффективного воспитательного процесса в нем, но и заложены большие образовательные возможности. В процессе совместной деятельности и общения школьников происходит преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших, т.е. через взаимообучение происходит развитие.

Адресат программы:

       Программа предназначена для школьников как мальчиков, так и девочек, обучающихся в  общеобразовательных школах, в возрасте 11-16 лет, имеющих интересы в сфере музыкального  искусства, а так же  желание творчески развиваться и самовыражаться. Наличия базовых знаний и специальных способностей в данной предметной области не требуется. Противопоказания по физическому здоровью учащихся отсутствуют.

Объем и срок реализации программы :

Данная программа рассчитана на 3 года обучения.

Общее количество учебных часов- 432 ч.

1 год

2 год

3 год

144 ч.

144 ч.

144 ч.

Задачи: Цель программы – формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

  • Воспитательные:
  • дать начальные знания, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, бережно относящегося к сокровищам искусства, историческим и природным памятникам;
  • приобщить детей к общечеловеческим ценностям, помочь им осознать целостность мировой музыкальной культуры;
  • воспитать уважение, любовь к национальным традициям своей страны;
  • стимулировать стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
  • воспитать эстетический вкус, трудолюбие, терпение;
  • повысить уровень самооценки учащегося.
  • Развивающие:
  • стимулировать интерес учащихся к творческому труду;
  • сформировать  логическое  мышление, наблюдательность, уверенность в себе;
  • развить творческие способности учащихся, мотивацию  новых подходов в решении задач;
  • сформировать способности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использованию их в дальнейшей творческой деятельности.
  • Обучающие:
  • системно изучить основные жанры, стили, направления в искусстве и музыке разных эпох;
  • ознакомить с творчеством известных композиторов и музыкантов в исторической перспективе;
  • изучить разнообразие культурных традиций европейских стран на протяжении многих поколений музыкантов;
  • научить свободно применять полученную информацию в повседневной жизни, при выполнении творческих проектов, в учебной деятельности;
  • расширить кругозор учащихся в области искусства и науки.

Условия реализации программы:

        В объединения принимаются все желающие школьники в возрасте 11-16 лет, имеющие желание петь, слушать музыку и творчески развиваться посредством музыкального искусства. Коллектив формируется разновозрастный на всех годах обучения: 1 год – 11-16 лет, 2 год- 11-16 лет, 3 год- 11-16 лет. Допускается дополнительный набор учащихся в течение первого года обучения, на второй и третий годы обучения на основании собеседования с педагогом- руководителем объединения.

     Списочный состав объединений формируется в соответствии с технологическим регламентом по норме наполняемости: на 1-м году обучения – не менее 15 человек; на 2-м году обучения – не менее 12 человек; на 3-м году обучения – не менее 10 человек.

Особенности организации образовательного процесса:

  • параллельное изучение зарубежного и отечественного искусства различных эпох и поколений в их взаимосвязи;
  • ознакомление с различными видами художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
  • наблюдение за формированием музыкального искусства в контексте с другими видами искусств;
  • изучение разнообразных проявлений художественного гения разных стран в каждую конкретно-историческую эпоху;
  • использование различных видов деятельности во взаимосвязи между собой.

Главная задача первого года обучения – увлечь учащихся в разнообразный, занимательный мир искусства на разных стадиях формирования общества, ознакомление с развитием театрального искусства периода от Древности до Средневековой  эпохи, музыкального искусства России, в частности фольклора.

Второй год посвящён углублению изученных тем первого года обучения. Второй год посвящён периоду эпох Классицизма и Романтизма (17-19 века).

Третий  год охватывает развитие искусства поколения конца 19 века по сегодняшний день.

Формы проведения занятий:

     Теоретическая работа: беседа, лекция, объяснение, диспут, учебная дискуссия, демонстрация, тестирование, семинар.

     Практические занятия: организация выставки, исследовательская работа, практическая работа, творческая работа, познавательная игра, концерт-встреча, творческая гостиная, конкурс, музыкальный салон.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

-фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (при обьяснении нового материала)- беседа, лекция, объяснение;

-коллективная (ансамблевая): репетиция, концерт, музыкальный салон;

- групповая: исследовательские, творческие работы, проекты;

-индивидуальная: работа с одаренными детьми при подготовке к конкурсам, работа по коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков

Материально-техническое обеспечение:

  1. Зал со сценой.
  2. Стулья 15 шт.
  3. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
  4. Компьютер, проектор, демонстрационный экран.
  5. Фортепиано.
  6. Видеозаписи и CD-диски , посвященные стилям и направлениям искусства, отдельным его видам и жанрам, жизни и творчеству выдающихся деятелей культуры, художников, композиторов, исполнителей

Кадровое обеспечение:

  • Педагог дополнительного образования

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

– сформированный художественный вкус  во всём многообразии его видов и жанров;
–  уважение  к историческому прошлому России, воспитание чувства патриотизма;

– понимание  ценности музыкального наследия, оставленного предыдущими поколениями;

– сформированное критическое  мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу искусства;
– восприимчивость  к эстетическим ценностям, а также объектам и явлениям культуры; 
– уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, накопленного в произведениях искусства;
– стремление к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями;
– расширение эстетического кругозора.

Метапредметные   результаты:

-накопление опыта профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства;

- овладение способом выбора  наиболее подходящего музыкального  материала для  решения  творческих  задач в зависимости от конкретных условий;

- умение анализировать результат своего творчества;

- умение видеть в повседневном  интересное, яркое;                                                                                                  - умение защищать свой замысел, отстаивать свой выбор средств его выражения;                                               - умение мыслить художественно, образно, пространственно.                                                                                   - умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные   результаты:

В результате освоения программы учащиеся должны:

– усвоить основные культурологические понятия;
– знать основные периоды культурного развития, их особенности и основные черты;
– различать основные творческие методы и направления

– иметь навыки самостоятельной поисковой работы;
–уметь  анализировать различные источники информации; 
– различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики художественного образа;
– описывать явления культуры, используя для этого специальную терминологию;
– структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия искусства.

Учебный план 1-го года обучения

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

-

Собеседование

2

Диагностика детей. Прослушивание

1

-

1

Устный опрос, наблюдение

3

Искусство вокала. Вокальная работа

29

13

16

Устный опрос наблюдение

4

Основы музыкальной грамотности

8

5

3

Самостоятельная работа

6

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (Теоретико-аналитическая работа)

30

22

8

Исследовательская работа Викторина

7

Основы сценической пластики, сценического движения.

8

4

4

Устный опрос, наблюдение

8

Азбука театра

5

4

1

Творческая работа

9

Актерское мастерство

17

6

11

Устный опрос, наблюдение

10

Музыка и современные технологии. Проектная деятельность

21

9

12

Проект

11

Концертно-исполнительская деятельность

23

11

12

 наблюдение

12

Итоговое занятие. Диагностика обученности по программе.

1

-

1

Устный опрос, наблюдение

итого

144

75

69

144

Учебный план 2-го года обучения

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

-

Собеседование

2

Диагностика детей. Прослушивание

1

-

1

Устный опрос, наблюдение

3

Искусство вокала. Вокальная работа

30

8

22

Устный опрос наблюдение

4

Основы музыкальной грамотности

9

6

3

Самостоятельная работа

6

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (Теоретико-аналитическая работа)

24

12

12

Творческая работа Викторина

7

Основы сценической пластики, сценического движения.

12

4

8

Устный опрос, наблюдение

8

Азбука театра

7

5

2

Творческая работа

9

Актерское мастерство

22

6

16

Устный опрос, наблюдение

10

Музыка и современные технологии. Проектная деятельность

14

9

5

Проект Исследовательская работа

11

Концертно-исполнительская деятельность

23

11

12

 наблюдение

12

Итоговое занятие. Диагностика обученности по программе.

1

-

1

Устный опрос, наблюдение

итого

144

62

82

144

Учебный план 3-го года обучения

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

-

Собеседование

2

Диагностика детей. Прослушивание

1

-

1

Устный опрос, наблюдение

3

Искусство вокала. Вокальная работа

24

9

15

Устный опрос наблюдение

4

Основы музыкальной грамотности

8

5

3

Самостоятельная работа

6

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (Теоретико-аналитическая работа)

26

20

6

Исследовательская работа Викторина

7

Основы сценической пластики, сценического движения.

12

4

8

Устный опрос, наблюдение

8

Азбука театра

10

8

2

Творческая работа

9

Актерское мастерство

15

4

9

Устный опрос, наблюдение

10

Музыка и современные технологии. Проектная деятельность

26

10

16

Проект

11

Концертно-исполнительская деятельность

20

8

12

 наблюдение

12

Итоговое занятие. Диагностика обученности по программе.

1

-

1

Устный опрос, наблюдение

итого

144

69

75

144

                          ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входная диагностика  проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей и желания заниматься музыкальным творчеством.

Формы контроля:  собеседование.

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.      

Форма контроля: педагогическое наблюдение, устные и письменные опросы, викторины, творческие работы, исследовательские работы, практические работы.

Промежуточный контроль проводится в конце каждого года обучения по программе для содержательной оценки  результатов освоения программы учащимися и их личностного развития. Предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.                                                                                                                                                                     Формы контроля:                                                                                                                                                         - анализ результатов выполненных творческих заданий,                                                                                           - диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся,                                                                                                                                                                                                                                -самооценка и самоконтроль учащихся,                                                                                                                              - итоги участия учащихся в творческих конкурсах.

Критериями оценки результатов освоения образовательной программы  являются (Приложение 1):

-критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся: соответствие уровня теоретических   знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии и др.;

-критерии оценки уровня практической подготовки учащихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения художественными материалами и техниками; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности и др.;  

- критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся: культура организации практической деятельности: мотивированность  деятельности, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость художественных способностей и др.

Показатели критериев оценки результатов освоения образовательной программы (Приложение 1):

  • высокий уровень – успешное освоение учащимися содержания образовательной программы                                                                                                                                                               от 80% до 100%;
  • выше среднего - освоение учащимися содержания образовательной программы                                     от 60% до 79%;
  • средний уровень –  освоение учащимися содержания образовательной программы                                           от 40% до 59%;
  • ниже среднего - освоение учащимися содержания образовательной программы                                        от 20% до 39%;
  • низкий уровень – освоение учащимися  содержания образовательной программы          от 1% до 19%.

                               

        При проведении промежуточного контроля  педагог оценивает результат учащегося в баллах: от минимального - 1 балл до максимального - 10 баллов. Общая сумма баллов по оцениваемому параметру (теоретические знания, практические умения и навыки и т.п.) переводится в соответствующий уровень (низкий, выше среднего и т.п.). Итоги    диагностического обследования фиксируются в специальном    бланке    «Бланк    результатов    педагогической   диагностики за  учебный год» (Приложение 2).

          Итоги участия учащихся в конкурсах по направлению программы оформляются в «Портфолио учащегося» и фиксируются в разделе «Творческие достижения учащихся» «Журнала учета работы педагога дополнительного образования в объединении».

Итоговый контроль  осуществляется по завершению всего периода  обучения по программе.

Формы контроля:                                                                                                                                                                      - анализ результатов  выполненных творческих заданий,                                                                                           -  диагностика развития интеллектуальных способностей учащихся,                                                                                                                                                                                                                                - самооценка и самоконтроль учащихся,                                                                                                                              - итоги участия учащихся в музыкальных, вокальных и др. конкурсах и фестивалях.

При проведении итогового контроля педагог заполняет «Бланк    результатов    педагогической   диагностики за   учебный год». Далее  результаты  по  учащимся за все годы  обучения заносятся в сводный бланк «Результаты освоения  образовательной программы» (Приложение 3).

Результаты диагностики анализируются по следующим параметрам:

  • количество учащихся (%), полностью освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу (%);
  • причины невыполнения учащимися  образовательной программы;
  • необходимость   коррекции   программы.

       

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

     При организации  учебных  занятий  используются  следующие  методы  обучения:

По  внешним  признакам  деятельности  педагога  и  учащихся:

Словесный- беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный (наглядно-демонстрационный, наглядно-слуховой)- показ  педагогом  музыкальных и вокальных  техник и приемов,  просмотр  презентации, прослушивание аудиозаписей.

Практический-  творческая работа, исследовательская работа, конкурс, концерт, викторина.

По  степени  активности  познавательной  деятельности  учащихся:

Объяснительно-иллюстративный – готовая информация.

Исследовательский- самостоятельный анализ  произведений искусства , а так же своих и коллективных работ учащихся, самостоятельный подбор музыкальных иллюстраций к любимому стихотворению, мультфильму, кинофильму.

Метод импровизации – «озвучивание» картины, текста произведения, своего настроения, впечатления  и т.д.

           В основу разработки программы «Музыкальная гостиная» положены следующие педагогические технологии:

Личностно-ориентированные (ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее природных потенциалов, т. е. имеют целью свободное и творческое развитие ребенка);

Гуманно-личностные (отличаются гуманистической сущностью, психотерапевтической  направленностью на поддержку личности, исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение);

Технологии сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект- субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащийся совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества);

Технологии свободного воспитания (делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия).

Дидактические средства реализации программы:

  1. Иллюстрации к классическим музыкальным произведениям.
  2. Тесты, кроссворды, викторины.
  3. Презентации «Музыкальная культура России», «Музыкальная культура зарубежных стран».
  4. Биографии композиторов, музыкантов, артистов оперы и балета, эстрады, кино.
  5. Презентации по изобразительному искусству, архитектуре разных эпох и разных стран.
  6. Разработки игр, бесед, лекционные материалы.

Информационные источники:

Список литературы для педагога:

  • С. Зенкин. «Поколение»: Опыт деконструкции понятия // Поколение в социо-культурном контексте XX века. М., Наука, 2005
  • Л.Г.Емохонова  МХК. М. «Академия», 2001 г.
  • Л.А.Рапацкая «МХК: общечеловеческие ценности МХК: взгляд из России». 10 класс,  11 класс, М., «ВЛАДОС», 2005 и 2006 г.
  • Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1995.
  • Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
  • Ильина Т.ВИстория искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
  • Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
  • История русского искусства. В 3 т. / под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 1991.
  • Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века», учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
  • Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
  • Гуняшова Т. Взаимосвязь музыки с предметами естественного, гуманитарного и эстетического циклов // Музыка в школе, 2003, № 1.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.
  • Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. – 1995. – № 2.– C. 50–55.
  • Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.
  • Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994. – 261 с.

Список литературы для детей:

  • Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX вв. М., 1999.
  • Энциклопедия для детей. том 7. искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.
  • 100 великих художников. Самин Д.К. (2004, 320с.)
  • «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия». Сост. Балицкая Т.В. (2007, 608с.)
  • «Атлас Мирового Искусства», изд. АСТ, «Астрель», 2014г.
  • «Тайные послания шедевров мирового искусства», Э.Фрерс, изд. «Евразия», 2009г.

Интернет-источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)

Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника"  (комплексное обучение)....

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)

Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Литературная гостиная"

. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.Предназначена для учащихся 5 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"...