Статья "Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как эффективное средство профилактики пожароопасного поведения детей и подростков"
статья

Яковлева Надежда Владимировна

В статье освещаются вопросы возможности использования ДООП как средства профилактики пожароопасного поведения детей и подростков.

Статья легла в основу доклада автора на 3 городской научно-практической конференции "Пожарная безопасность и дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как эффективное средство профилактики пожароопасного поведения детей и подростков

Вопросы знания требований пожарной безопасности и неуклонного их соблюдения не теряют своей важности в современном мире.

Так, в соответствии с государственным докладом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 2020 году» (далее – доклад) в 2020 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 439394 пожара, при которых погибло 8313 чел. и получило травмы 8434 чел.  

Согласно приведенным в докладе сведениям, основной причиной пожаров по-прежнему является неосторожное обращение людей с огнем (306 300 случаев или 69,72%), в том числе детей (2327 случаев или 0,53%).

В докладе также отмечается, что проводимая во взаимодействии с    общественными объединениями добровольной пожарной охраны профилактическая работа принесла ряд положительных результатов, а именно: на 6,8% по сравнению с 2019 годом сократилось количество пожаров, на 3,0% - число погибших людей, на 11,0% - получивших травмы при пожарах. Снизилось также количество погибших при пожарах детей на 12,1%.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, указанное направление работы продолжает оставаться весьма актуальным.  

Одной из основных ее форм является целенаправленная деятельность учреждений и должностных лиц по организации и обеспечению изучения гражданами требований пожарной безопасности, в том числе мер по предупреждению пожаров, организации их тушения: действий по спасанию жизни людей и имущества при возникновении пожаров.

Основным субъектом обучения детей и подростков требованиям противопожарной безопасности являются образовательные организации.

Так, в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО, темы, посвященные правилам пожарной безопасности, включены в образовательные программы и учебные планы общеобразовательных организаций, и освещаются в рамках преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Несмотря на это, изучение рабочих программ, размещенных на сайтах общеобразовательных организаций, показало, что количество часов, отводимых на изучение данных тем не превышает 2 – 3 за учебный год, что, безусловно, не позволяет в полной мере остановиться на всех существенных аспектах данной проблемы.

Также формат урока, в подавляющем большинстве случаев не предполагающий работу с пожарно-спасательным оборудованием, не влечет за собой формирования устойчивых навыков поведения в пожароопасной ситуации.  

Таким образом, на первый план в работе с детьми и подростками выходят учреждения дополнительного образования.

На территории Санкт-Петербурга «застрельщиком» деятельности на данном направлении является государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный туристский центр «Балтийский берег» в лице его структурного подразделения - Центра патриотического воспитания и профилактической работы, педагогами которого в 2021-2022 учебном году реализуется 7 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые ставят своей целью профилактику детского травматизма от пожаров.

Программы, адресатами которых являются дети и подростки, в возрасте от 10 до 17 лет, реализуются на базе 5 образовательных учреждений, расположенных в разных районах Санкт-Петербурга.

Обеспечена непрерывность образовательной деятельности на указанном направлении, когда одна программа является своеобразным «стартом» для освоения следующей программы уже на углубленном уровне. Например, программу «Пожарные непоседы» логически продолжает программа «Юный пожарный» после чего завершает «Юный огнеборец».

Необходимо отметить, что в ходе реализации программ обучающиеся знакомятся с историей пожарной охраной и пожарного добровольчества в России и мире, проводя соответствующие исторические параллели, изучают правила безопасного обращения с огнем и правила пожарной безопасности, обучаются безопасному поведению в условиях пожароопасных ситуаций и во время эвакуаций.

Все программы носят практикориентированный характер, поэтому помимо теоретических знаний у обучающихся формируются первичные навыки работы с простым пожарно-техническим вооружением и средствами индивидуальной защиты, обучаются правилам безопасного применения первичных средств пожаротушения, приобретают необходимые умения для оказания первой помощи пострадавшим.

Достаточное материально-техническое обеспечение позволяет ребятам почувствовать себя в роли настоящих пожарных, наодевая на скорость боевую одежду пожарного, самостоятельно осуществляя в условиях, приближенных к боевой задаче, развертывание первичных средств пожаротушения и насосно-рукавных систем.

Отдельным самостоятельным блоком является участие обучающихся в деятельности общероссийской общественной организации «Всероссийское  пожарное общество» и Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юный пожарный».

Коллективы детских объединений знакомятся с пожарно-спасательным спортом, успешно принимают участие во всероссийских, региональных и районных соревнованиях, занимая призовые места.

Обучение по программе формирует у детей и подростков устойчивый интерес к здоровому образу жизни, способствует их физическому развитию.  

Программы, кроме того, способствуют решению ряда образовательных задач начального, основного и среднего образования, дополняя образовательные области «Окружающий мир», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», в том числе формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; умений острожного и безопасного обращения с огнем; навыков оказания первой помощи пострадавшим.  

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «противопожарного» направления Центра патриотического воспитания и профилактической работы обеспечивают достижение воспитательных результатов, предусмотренных федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», таких как: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Кроме того, программы в рамках достижения личностных и метапредметных результатов, способствует развитию детского наставничества, а именно: формированию лидерских качеств, умению работать в команде и оказывать помощь своим партнерам, аргументированно доказывать собственную точку зрения, договариваться и приходить к оптимальному решению, ставить цели и намечать пути их достижения.

В целях пропаганды знаний в области пожарной безопасности учащиеся объединений ведут программы на школьном радио или организуют собственные страницы в социальных сетях.

Например, участники функционирующего на базе ГБОУ СОШ № 128 Калининского района объединения «Юный огнеборец» ведут программу на школьном радио «128 FM» и группу в социальной сети ВКонтакте «ДЮП 01», где размещают информацию о проходящих в городе и районе мероприятиях в области пожарной безопасности с участием детей и подростков, ролики социальной рекламы собственного производства, призывающие к соблюдением требований пожарной безопасности.  

Особое внимание уделяется ранней профессиональной ориентации учащихся на федеральную государственную службу, в том числе в органах и учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В рамках указанной работы коллективы объединений совершают экскурсии в пожарные части города, где не только знакомятся с представителями данной профессии, условиями их работы, но и могут «почувствовать профессию на вкус», а также определить наличие (отсутствие) у себя профессионально важных для ее выполнения качеств.

Методистами Центра патриотического воспитания и профилактической работы систематически оказывается методическая помощь педагогам дополнительного образования, реализующим данные программы, заключающаяся как в помощи в составлении документации, сопровождающей образовательный процесс, так и в организации и проведении занятий.

В дальнейшем указанная работа будет продолжена.

О ее эффективности, в первую очередь, свидетельствует постоянно увеличивающееся количество детей и подростков, вовлеченных в указанную деятельность.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Дата обращения: 26.10.2022.

2. Государственный доклад Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 2020 году». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/itogi-deyatelnosti-mchs-rossii/2020-god. Дата обращения: 25.10.2022.

3. Статья «Обучение мерам пожарной безопасности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/enc/obuchenie-meram-pozharnoy-bezopasnosti Дата обращения: 25.10.2022.

Сведения об авторе

        Яковлева Надежда Владимировна, методист ГБОУ «Балтийский берег»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Шерстяная акварель" по художественно-эстетическому развитию детей с 9-18 лет.

Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми привел к созданию программы по работе с шерстью – «Шерстяная акварель». Актуальность и особенность программы в том, что художественным в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Книга правил поведения »

         Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»

Аннотация к программеИнтенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных н...