Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год
методическая разработка на тему
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
игры на гитаре"Звонкие струны"
для детей 8-16 лет
Срок реализации программы- 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvonkie_strunygitaradop.obrazov._programma.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
игры на гитаре"Звонкие струны"
для детей 8-16 лет
Срок реализации программы- 1 год
Автор: Смирнова С.Ю
музыкальный руководитель
МНПЦ БТ ДЗМ
Москва, 2017г.
Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.
Пояснительная записка
Информационная эпоха открывает небывалые возможности для самореализации личности, но требует и небывалой ответственности перед обществом, перед самим собой. Объективный вызов времени – острая необходимость воспитания гармоничной личности, самостоятельной, устойчивой, творческой, способной применять нетривиальные решения в стремительной меняющихся обстоятельствах, открытой для новых идей, готовой к сотрудничеству.
В наши дни возможности реализации творческих способностей каждого талантливого человека неизмеримо выросли и нередко потребность людей выразить свои чувства, мысли, настроения проявляются в сочинении и исполнении собственных песен.
Творения современных бардов, как и песни народные, проходят строгий естественный отбор обществом и временем, когда выживают лишь самые лучшие. Поэтому, уже сегодня можно говорить о самодеятельной песне как о явлении, рассматривая его в разных аспектах – социальном, историческом, общекультурном, искусствоведческом.
Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен. Песня во все времена, во всех социальных группах людей всегда была мощным средством человеческого общения. И в праздники, и в будни.
Многолетний опыт работы с детьми, и особенно с подростками, подтверждает, что формирование правильных навыков образования звука настраивает ученика на собственный, природой данный тембр, способствует становлению его певческой культуры, раскрывает его как творца, снимает психологические комплексы, гармонизует жизнь, как самого ученика, так и его окружение.
В сельской школе, где нет музыкальной школы, дети испытывают острую необходимость овладеть навыками игры на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре.
В системе школьного дополнительного образования, куда ребенок приходит сам, где нет оценок, стандартных требований, он открывает для себя перспективу «обретения своего голоса» и обучается простым приемам игры на гитаре. Чтоб развивать эти способности, наклонности, существует кружок « Звонкие струны».
Введение в образовательно-практическую деятельность.
Программа имеет два уровня усвоения:
I-начальный (развивающий). 1 год обучения. Этот уровень для учеников 5-9 классов, рассчитан на один год обучения (108 часов). Режим занятий – 2 раза в неделю, 3 часа. В группе предполагается до 7-10 учащихся. Начальный уровень предусматривает выявление музыкальных, голосовых, речевых данных, чувства ритма, желаний, целей и задач, которые он ставит перед собой, знакомство с элементарными требованиями программы.
Даются предварительные знания для практической игры на гитаре, знакомство с устройством инструмента, получают углубленные знания по нотной грамоте. Дети обучаются легким распевкам, учатся слушать себя, контролировать ритмические рисунки. Происходит знакомство с бардовскими песнями, композиторами. Значительное время на начальном этапе уделяется закладке новых привычек у детей (работе над вокальным исполнением, владением игры на новом инструменте, умению правильно держаться на сцене и т.д.). Важно отметить, что этот уровень не одинаков для всех. Развивающий уровень (базовый) по своей сути «навыковый», поэтому подход каждому ученику дифференцированный.
Основные цели и задачи
Цели: через музыкальную деятельность и усвоение музыкального инструмента способствовать познанию детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Задачи:
- научить простым приемам (аккорды, переборы) игры на гитаре, научить подбирать аккорды к песням;
- развивать музыкальный, ритмический слух;
- побуждать детей к сочинению песен;
- прививать любовь к музыке.
Основные формы работы
- индивидуальные занятия (работа с инструментом, разучивание песен)
- групповые занятия ( дуэты, квартеты)
- концертные, тематические проекты
Учебно-тематический план работы на год
№ п/п | Разделы занятий | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с устройством гитары. | 1 | 2 | 3 |
2 | Приемы игры на гитаре | 2 | 10 | 12 |
3 | Лад, тональность, размер (термины, схемы – записи), интонирование. | 2 | 10 | 12 |
4 | Ритм, штрихи, знаковая система. | 1 | 8 | 9 |
5 | Бардовская песня | 1 | 8 | 9 |
6 | Песни о школе | 1 | 8 | 9 |
7 | Песни о Великой отечественной войне | 1 | 8 | 9 |
8 | Аранжировка песен | 1 | 8 | 9 |
9 | «Моя первая песня» | 1 | 6 | 6 |
10 | Осанка. Дикция. Мимика. | 2 | 4 | 6 |
11 | Эстрадные песни | - | 6 | 6 |
12 | Игра в ансамбле | 1 | 11 | 12 |
14 | Организация мероприятий | - | 4 | 4 |
15 | Подведение итогов | - | 2 | 2 |
Всего | 14 | 94 | 108 |
Содержание программы
- Вводное занятие -Знакомство с устройством гитары.
Знакомство с элементарными знаниями из области теории музыки. Практическая работа: настройка гитары.
2. Приемы игры на гитаре
1 Общее знакомство с аккордами. Трезвучие.
2 Обучение приему игры на гитаре «боем». Размер 2/4.
3 Знакомство со сложным «боем». Схема игры.
Практическая работа: ритмические задачи на слух с «прохлопыванием».
Контроль: проверка полученных знаний и практическое их применение; ритмические задачи на слух с «прохлопыванием».
3. Лад. Тональность. Размер.
1 Понятие регистров.
2 Удобные певческие тональности. Тональность ля минор.
Тональность ре минор.
3 Тональность ми минор. Понятие доминанта.
4 Септаккорды. Аккорд ми септаккорд (Е-7). Мажорные аккорды.
Практическая работа: запись схем, аккордов. Исполнение не сложных попевок.
Контроль: знание аккордов наизусть. Чтение с листа.
4. Тема
1 Ритм. Штрихи. Знаковая система.
Понятие ритма.
2 Штрихи как важное художественное средство: Legato, staccato.
3 Закрепление знаний о длительностях (половинные, четверти, восьмые).
4 Исполнение песен с разными ритмическими схемами и штрихами.
Самостоятельная работа.
Практическая работа: дидактическа игра «Эхо»,
ритмическая игра «Поймай хлопок», песня «Алые паруса».
Контроль: исполнение несложных попевок с разными штрихами,
длительностями; опрос по терминам.
5. Бардовская песня.
1 Понятие «бардовская песня». Сведения об авторах песен.
2 Классик авторской песни Б. Окуджава
3 Песни Ю. Визбора. «Лесное солнышко» .
4 Песни Н.Матвеевой, В.Высоцкого. Самопроверка правильности игры.
Практическая работа: музыкальный разбор 4-5 несложных песен
( «Солнышко лесное» Ю. Визбора, «Не закрывайте вашу дверь» Б. Окуджава и др.)
Самостоятельная работа: повторение текстов с точным исполнением ритма, аккордов.
Контроль: подготовка тематических песен, исполнительская, сценическая ответственность исполнителя.
6. Песни о школе.
1 Форма музыкального произведения. Куплет, припев.
Разучивание песни «Ты да я, да мы с тобой».
2 Разучивание песни «Алые паруса».
Практическая работа: обобщение и закрепление технических приемов, освоенных на предыдущих этапах.
Самостоятельная работа: пробные записи на магнитофон индивидуально выбранной песни.
Контроль: подготовка песен на школьный концерт.
7. Песни о Великой отечественной войне.
1 Попурри военных песен.
Практическая работа: закрепление приемов игры на гитаре. Индивидуальный выбор музыкального репертуара.
Контроль: подготовка военных песен ко Дню Победы, исполнительская ответственность исполнителя.
8.Аранжировка песен.
1 Знакомство с приемом игры «перебор» простой на примере песни «Ты у меня одна» Ю.Визбора.
2 Знакомство с приемом игры «сложный перебор»
3 Применение «сложного и простого перебора» в одной песне. (Индивидуальный выбор песни).
Практическая работа: исполнение песен перебором.
Контроль: исполнение песен с аккомпанементом в классе.
9. «Сочинение песни»
1 Импровизация мелодии на заданную рифму.
2 Сочинение несложной песни на свободную тему.
Практическая работа: исполнение собственной песни.
10. Осанка. Дикция. Мимика.
1 Основные требования к исполнительскому образу.
2 Дикция – важное условие звуковедения. Значение мимики. Драматизация песни по выбору.
Практическая работа: показ пантомимы на заданную тему, игра «Я - артист!»
Контроль: демонстрация осанки, дикции, тембровой речи, смеха.
11.Эстрадные песни.
1 Современная музыка.
Практическая работа: музыкальный разбор 3-4 песен (по выбору учащихся) с применением навыков игры «боем» и «перебором».
Контроль: музыкальная игра «Угадай какую песню я играю ».
13. Игра в ансамбле
1 Дуэт - играть вдвоем.
2 Трио – играть втроем.
Практическая работа: распределившись парами и тройками исполнить песню
По выбору обучаемого ребёнка.
Контроль: подготовка к празднику.
14. Организация мероприятий.
Подготовка программ: бардовская песня, песни о ВОВ, для исполнительских проб в рамках школы.Контроль: в течение года
15. Подведение итогов
Награждение детей посещающих кружок.
Практическая работа: исполнение песен по выбору учащихся.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
должны знать:
- устройство гитары;
- понятия: лад и тональность, аккорды, ритм и размер (2/4, 3/4, 4/4), дикция, артикуляция, произношение.
должны уметь:
- играть на гитаре «боем», «перебором»;
- правильно выбирать аккорды;
- читать с листа;
- исполнять несложные песни с точной интонацией, ритмическим рисунком, четкой дикцией;
- верно передать образный строй исполняемой песни.
Список литературы:
- С.Владимирский «Гитара для всех», 1998 г.
- С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.
- М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре», 2005г.
- А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
- В.Ф.Суханов «Гитара для всех»,1995г.
- Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эстрадная гитара "
Программа обучения игре на гитаре «Эстрадная гитара» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы – углубленный.Актуальность данной программы заключается во ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Задумка» художественная направленность Срок реализации: 6 лет Возраст детей: 7 - 18 лет
Программа способствует развитию эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении её характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Программа с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Военно–патриотической направленности «Витязь» Базовый уровень Возраст детей: 9-15 лет Срок реализации программы: 1 год
Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания ...
- Мне нравится (1)