"Старты надежд" - дополнительная образовательная программа.
рабочая программа
Настоящая программа разработана на основе программы «Баскетбол. Программы для спортивных секций. Направлена на развитие физической культуры и спорта, создание условий для всестороннего развития личности ребенка, массового вовлечения детей и подростков школьного возраста в регулярные занятия баскетболом и увеличения количества занимающихся в спортивных секциях общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.5_starty_nadezhd.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОДЛЕСОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Дополнительная
образовательная программа
утверждена на заседании
педагогического совета школы
от ____________ Протокол № ____
Директор школы __________ Киреева С.В.
Дополнительная образовательная
программа кружка
«Старты надежд»
Возраст:
от 7 до 10 лет 1 ступень обучения
от 11 до 15 лет 2 ступень обучения
Разработал: учитель физкультуры
первой категории
Шошин Александр Владимирович
Срок реализации программы 5 лет
2019-2020 уч. год.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана на основе программы «Баскетбол. Программы для спортивных секций.», издательства «ФиС» М.2011г. и направлена на развитие физической культуры и спорта, создание условий для всестороннего развития личности ребенка, массового вовлечения детей и подростков школьного возраста в регулярные занятия баскетболом и увеличения количества занимающихся в спортивных секциях общеобразовательных школ.
Цель программы: установить единые принципы организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса подготовки юных спортсменов в баскетбольных секциях коллектива физической культуры школы и способствовать повышению качества учебно-тренировочной работы
Задачи программы:
- содействовать укреплению здоровья, всесторонней физической подготовке занимающихся и воспитанию жизненно важных двигательних навыков;
- прививать занимающимся интерес к занятиям баскетболом;
- воспитивать спортивное трудолюбие, самостоятельность, инициативу и коллективность действий;
- способствовать самоопределению личности спортсмена и создавать условия для его самореализации;
- систематически совершенствовать техническое и тактическое мастерство баскетболистов;
- регулярно проводить спортивные соревнования и привлекать членов секции к участию в соревнованиях своего коллектива, села, района, области;
- готовить инструкторов-общественников и судей по спорту;
Отличительная особенность программы заключается в подборе средств и методов подготовки спортсменов-школьников применительно к условиям сельской общеобразовательной школы, возможности организации и проведения совместных занятий детей разных возрастных групп и увеличения количества соревнований между школьниками образовательных учреждений и молодежи микрорайона и соседних сел.
Программа может использоваться педагогами дополнительного образования общеобразовательных школ, других учебных заведений, а также тренерами и инструкторами производственных коллективов физической культуры.
Актуальность и целесообразность программы в росте популярности баскетбола среди школьников и молодежи, связанная с успехами российских спортсменов и изменившимся отношением общественности к физической культуре и спорту в России; простоте организации учебно-тренировочного процесса и сравнительно недорогого материального обеспечения; реальной возможности обеспечить занятость детей, восполнить недостаток двигательной активности, положительно и целенаправленно воздействовать на их эмоциональное благополучие и осуществлять профилактику асоциального поведения.
Ожидаемые результаты.
В целом:
- Рост популярности занятий физической культурой и спортом, в частности баскетболом.
- Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
- Улучшение тактического и технического мастерства, физического и нравственного развития юных баскетболистов.
- Повышение качества подготовки школьных баскетбольных команд.
- Подготовка баскетболистов - разрядников, судей и тренеров-инструкторов по баскетболу.
- Увеличение количества соревнований школьников.
По годам обучения:
1-2й год обучения:
- приобщение к занятиям баскетболом до 40% от общего количества обучающихся школы;
- снижение уровня заболеваемости занимающихся;
- улучшение физической подготовленности занимающихся (показатели 70 % спортсменов должны соответствовать контрольным нормативам);
- овладение основами техники владения мячом;
- усвоение теоретических знаний о строении человека, гигиене, о влиянии занятий спортом на организм человека, развитии баскетбола, правилах игры в баскетбол;
- ознакомление с основами тактической подготовки баскетболиста.
3-4й год обучения:
- содействовать укреплению здоровья;
- воспитание жизненно важных двигательных навыков;
- воспитание самостоятельности, инициативы, спортивного трудолюбия;
- создание условий для самореализации спортсмена;
- совершенствовать техническое и тактическое мастерство;
- участие в спортивных мероприятиях.
Форма проверки результатов освоения программы по годам обучения: контрольные занятия проверки основ знаний и тактико-технических действий, тестирование физической подготовки, учебные игры.
Школьники, занимающиеся в баскетбольной секции школы, делятся на 2 возрастные группы: начальной подготовки (1 ступень) (7-10 лет), подростковая (2 ступень) (11-15 лет). Число занимающихся в каждой возрастной группе определяется в зависимости от материальной базы школы и общего числа учащихся, но не менее 12-15 человек.
Продолжительность занятий в группах 2 раза в неделю 45 мин. Каждая возрастная группа имеет определенные задачи.
Подготовительная группа – укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к занятиям баскетболом; всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; обучение основам техники владения мячом и тактики игры; освоение процесса игры в соответствии с правилами баскетбола; изучение элементарных теоретических сведений о гигиене, технике, тактике и правилах игры в баскетбол.
Подростковая группа – укрепление здоровья и закаливание; совершенствование всесторонней физической подготовленности с развитием быстроты и ловкости; овладение основними техническими приемами игры, основами командной тактики игры; развитие скоростно-силовых качеств; изучение и совершенствование техники и тактики игры, определение игрового места в составе команды, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств учащихся; формирование элементарных навыков судейства.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке, судейской и инструкторской практике, участие в соревнованиях.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 10-15 минут с использованием наглядных пособий и мульти-медиа ресурсов.
Обучение техническим приемам осуществляется по принципу: от простого к сложному за счет увеличения быстроты выполнения приема, введения активного и пассивного сопротивления партнера. Показ и объяснение дополняется демонстрацией наглядных пособий, применением ИКТ. Для более эффективного обучения технике игры используется специальное оборудование: подвесные мячи, отражающие стенки, переносные мишени и др.
Обучение тактике игры начинается со зрительной ориентировки и включает развитие умения постоянно наблюдать за расположением партнеров и соперников, оценивать обстановку и принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям проводится в группах по 2-3 человека при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия, а другие – защитные. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуют в игровых упражнениях на ограниченном участке.
Обучение командным действиям начинается с выполнения игроками определенных функций. В подготовительной и подростковой группах обучение командным действиям начинается с игры в баскетбол (в составе команд по 6-8 игроков), что дает возможность учащимся легче ориентироваться и взаимодействовать друг с другом.
Практические занятия по обучению судейству начинаются в подростковой группе. Обучение осуществляется во время проведения двусторонних игр.
Инструкторские навыки у учащихся воспитываются в младшей юношеской группе. Инструкторская практика проводится в отведенные учебным планом часы и в процессе учебно-тренировочннх занятий.
Практические занятия с учащимися проводятся в форме урока по общепринятой методике.
Тематический учебный план
№ | Содержание материала | Группа | |
7-10 лет | 11-15 лет | ||
Количество часов | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | I. Теоретические занятия: Физическая культура и спорт в России. Баскетбол в России и в мире. Влияние физических упражнений на организм человека Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Врачебний контроль и самоконтроль. Общая и специальная физическая подготовка Физиологические основы спортивной тренировки. Техническая и тактическая подготовка Психологическая подготовка Правила игры | 1 1 1 1 1 - - 1 - 1 | 1 1 1 1 1 - - 1 - 1 |
Итого часов: | 7 | 7 | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | II. Практические занятия: Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техника игры Тактика игры Соревнования по баскетболу Инструкторская практика Контрольние испытания | 12 10 22 15 | 12 10 22 15 |
По календарному плану | |||
2 | 2 | ||
Итого часов: | 61 | 61 | |
Всего часов: | 68 | 68 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
(для всех учебных групп)
1. Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура как составная часть общей культуры, важнейшее средство укрепления здоровья и всестороннего физического развития, воспитания человека и гражданина своей страны.
Достижения российских спортсменов на крупнейших международних соревнованиях.
2. Развитие баскетбола в России и в мире.
Возникновение и основные этапы развития баскетбола, его значение в системе физического воспитания.
Возникновение и состояние баскетбола в России.
Международние встречи российских баскетболистов. Участие в европейских соревнованиях и чемпионате мира по баскетболу.
Чемпионат России .
Ведущие игроки и тренеры мира. Современное состояние баскетбола.
3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основние сведения о кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Органы пищеварения и обмена веществ. Органы выделения. Нервная система.
Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему. Совершенствование функции мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений.
Влияние занятий спортом на обмен веществ.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
4. Гигиена баскетболистов. Врачебний контроль и самоконтроль, предупреждение травм. Оказание первой помощи. Массаж.
Гигиена. Общий режим дня. Режим питания, питьевой режим во время тренировки и соревнования.
Значение витаминов в питании спортсмена. Гигиена сна. Гигиеническое значение водных процедур.
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом.
Вред курения и употребления спиртных напитков.
Врачебный контроль и самоконтроль. Дневник самоконтроля.
Утомление и переутомление. Меры предупреждения переутомления. Ре-
жим труда и отдыха при спортивной тренировке.
Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика. Первая помощь. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения и разрыви связок, мышц и сухожилий. Кровотечения и их виды, способы остановки кровотечения. Вивихи. Повреждения костей; ушибы, переломы.
Первая помощь при травмах, ожогах, тепловых ударах, обморожении, обмороке, шоке и попадании инородных тел в глаза и уши.
Приемы искусственного дыхания.Переноска и перевозка пострадавших.
Оказание первой помощи утопающему.
Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа. Массаж до, во время и после тренировки и соревнования, самомассаж.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
Значение и роль всесторонней физической подготовленности как важното фактора укрепления здоровья спортсмена, совершенствования функциональних возможностей организма и основных двигательних качеств.
Взаимосвязь между развитием основних двигательних качеств.
Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочннх занятий баскетболистов.
Утренняя зарядка, индивидуальние задания, разминка перед тренировкой и игрой.
Контрольние упражнения по общей и специальной физической подготовке баскетболиста.
6. Основы техники и тактики игры в баскетбол.
Технические приемы игры в баскетбол. Высокая техника владения мячом-основа спортивного мастерства.
Спортивное трудолюбие как важнейший фактор, обеспечивающий рост индивидуального техническото мастерства.
Рациональность движений баскетболиста, быстрота и эффективность применения технического приема в конкретных игровых условиях. Анализ технических приемов.
Основные технические приемы игры вратаря. Понятие о тактике, системе и стиле игры в баскетбол.
Тактика отдельных линий и игроков команды. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание.
Принципы игры нападения: создание количественного преимущества в зоне атаки, передача мяча на свободное место, недодача мяча; игра в одно-два касания; творческая инициатива и личное единоборство; скоростное маневрирование по фронту. Атакующие комбинации флангом и центром с переменой мест.
Принципы игры защиты: «опека», «зона», комбинированная оборона. Расположение игроков при обороне.
Тактика отбора мяча. Подстраховка и помощь партнеру.
Тактические варианты (в нападении и защите) при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
Значение тактической разработки на предстоящую игру и умения играть по плану, заданию. Зависимость тактического построения игры своей команды от индивидуальной подготовки игроков, тактики противника, размеров поля, метеорологических условий и т. д.
7. Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Правила игры. Права и обязанности игроков.
Обязанности судей. Порядок заполнения протокола и его оформление.
Организация и проведение соревнований: положение о соревнованиях, календарь игр. Виды соревнований.
Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Их особенности.
Судейская коллегия и ее формирование. Назначение судей. Подготовка мест соревнований. Порядок открытия, проведения и закрытия соревнований.
8. Установка перед играми и разбор проведенных игр.
Значение предстоящей игры. Положение команды в календаре в случае выигрыша и проигрыша.
Предварительние сведения о противнике, характерные особенности в расположении и действии игроков противника.
Тактика игры команды и отдельных звеньев.
Определение состава команды. Тактический план предстоящей игры и задания отдельным звеньям и игрокам. Творческое применение приемов техники и тактики исходя из конкретной ситуации, с учетом особенностей тактики игры команды и отдельных игроков противника. Возможные изменения в тактическом плане игры. Руководящая роль капитана команды в процессе игры. Разбор прошедшей игры. Освещение хода игры. Выполнение намеченного ранее тактического плана и заданий каждому игроку. Положительные моменты в ходе игры команды, общие недостатки. Оценка игры каждого баскетболиста: проявленная им инициатива, физическая, техническая, тактическая и волевая подготовленность.
9. Основы методики обучения и тренировки баскетболистов.
Основние принципы спортивной тренировки. Взаимосвязь принципов спортивной тренировки.
Методы словесной передачи знаний и руководства действиями занимающихся: объяснение, рассказ, беседа.
Методы обучения технике.
Основы методики воспитания физических качеств.
Методы выполнения упражнений.
Взаимосвязь процесса совершенствования физической, технической и тактической подготовки баскетболиста.
Методы психологической подготовки и воспитания волевых качеств.
Значение соревнований для непрерывного роста и совершенствования технической, тактической и физической подготовленности баскетболистов.
Понятие о спортивной тренировке: направленность тренировки, средства и методы, соотношение общей и специальной подготовки, динамика нагрузок, схема тренировочных циклов.
Индивидуальный план спортивной тренировки и дневник спортсмена.
Учет работы: предварительный, текущий, итоговый.
10. Оборудование и инвентарь.
Баскетбольная площадка и его оборудование. Уход за площадкой. Специальное оборудование.
Баскетбольные мячи и их подготовка к занятиям и соревнованиям.
Баскетбольная обувь и одежда. Хранение баскетбольныхмячей и обуви и уход за ними.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(для всех учебных групп)
Общая физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях – наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различних исходних положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2-4 кг).
Акробатические упражнения. Кувырки (вперед, назад и в стороны) и группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различних сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 800 м. Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста). Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Метания.
Гимнастическис упражнения. Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла, коня.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, мешочки с песком 3-5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп (вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе – сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу.
В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Броски баскетбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивних мячей, направляемых 2-3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях). Бег с изменением направления. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Разновидности челночного бега 2х10 м, 4х5 м, 4х10 м, 2х15 м и т.п. Бег боком и спиной вперед. Бег «змейкой». Бег с быстрым изменением способа передвижения.
Ускорения и рывки с мячом. Обводка препятствий. Рывки к мячу с последующим броском по кольцу. Выполнение элементов техники в быстром темпе.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, рукой ; то же, выполняя в прыжке поворот на 90-180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо.
Подвижные игры: «Мяч капитану», «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития специальной вьтосливости. Переменный и повторный бег с мячом. Двусторонние игры в уменьшенном по численности составе. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и броски по кольцу, выполняемые в течение 3-10 мин.
Упражнения для формирования у юных баскетболистов умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения.
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега – выпадом, прыжком и переступанием.
Способы двигательной деятельности
Б.1. Упражнение без мяча:
1.1. Прыжок вверх – вперед толчком одной ногой и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком с разной скоростью в одном направлении.
1.3. То же с изменением направления движения.
1.4. Переход с передвижения левым боком на передвижение правым боком.
1.5. Стойка баскетболиста.
1.6. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.7. Остановка прыжком после ускорения.
1.8. Остановка в шаге после ускорения.
1.9. Остановка в два шага.
1.10. Повороты на месте.
1.11. Повороты в движении.
1.12. Защита против игрока нападения.
1.13. Перемещения в нападении против игрока защиты.
Б.2. Ловля и передача мяча:
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3.Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. С шагом вперед.
2.6. Одной рукой от плеча после ведения.
2.7. Двумя руками с отскоком от пола.
2.8. Одной рукой с отскоком от пола.
2.9. Одной рукой снизу стоя на месте.
2.10. Одной рукой снизу в движении.
2.11. Ловля мяча с полу отскока.
2.12.Ловля высоко летящего мяча.
2.13.Ловля катящегося мяча стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
Б.3.Ведение мяча:
3.1. На месте.
3.2. В движении по прямой шагом.
3.3. С изменением направления движения.
3.4. С изменением скорости движения по прямой.
3.5. С изменением скорости и направления движения.
3.6. С изменением высоты отскока.
3.7. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.8. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.9. Перевод мяча с правой руки на левую (и наоборот) стоя на месте.
Б.4. Бросок мяча:
4.1. Одной рукой в баскетбольный (б/б) щит стоя на месте.
4.2. Двумя руками от груди в б/б щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в б/б щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в б/б корзину с места.
4.5. Одной рукой в б/б кольцо с места.
4.6. Двумя руками от груди в б/б кольцо после ведения.
4.7. Одной рукой в б/б кольцо после ведения.
4.8. Одной рукой в б/б кольцо после двух шагов.
4.9. В прыжке с места одной рукой.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
Б.5. Тактические действия:
5.1. Вырывание мяча.
5.2. Выбивание мяча.
5.3. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
5.4. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
5.5. Перехват мяча.
5.6. Борьба за мяч после отскока от щита.
5.7. Быстрый прорыв.
5.8. Командные действия в защите.
5.9. Командные действия в нападении.
5.10. Игра в баскетбол с обязательными тактическими действиями.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Перед началом планирования занятий необходимо внимательно изучить программу, определить для каждой учебной группы задачи по достижению спортивных результатов на текущий и последующие годы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и наличия конкретных условий (тренировочная база, подсобное оборудование, инвентарь). Затем следует уточнить сроки проведения календарных соревнований и установить начало и окончание соревновательного периода, определить этапы тренировочного процесса, внести необходимие поправки и дополнения в типовой учебный план и годовой график распределения учебных часов.
Далее определяется содержание учебного материала, тренировочные нагрузки и контрольные нормативы по физической и технической подготовке.
Руководствуясь учебным материалом программы, учитывая количество и длительность занятий, предусмотренных учебным планом и графиком распределения учебных часов, а также расписанием занятий, составляется поурочный план. В соответствии с поурочным планом составляются конспекты занятий. В конспекте перечисляются упражнения, составляющие содержание отдельних частей занятия, указывается дозировка и организационно-методические замечания, которне необходимы для правильного проведения отдельних упражнений, исправления ошибок, организации занимающихся и др.
Очень важно вести точный учет вьтолненних на занятиях упражнений, так как в дальнейшем на основании анализа тренировочного процесса и проведенных командой игр это позволяет более правильно планировать нагрузку на занятиях..
Основной формой организации и проведения занятий по баскетболу является тренировочное занятие. Каждое занятие имеет свои конкретные задачи.
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
подготовительная: краткое ознакомление занимающихся с задачами и содержанием урока, подготовка организма к предстоящей нагрузке.
Средства: ходьба, умеренный бег, прыжки, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, игровые упражнения, упражнения с мячом.
Продолжительность – 10 мин.
основная: всесторонняя физическая и специальная подготовка, обучение технике и тактике игры в баскетбол, воспитание волевых и развитие физических качеств, причем отдельные технические и тактические приемы следует разучивать в первой половине основной части занятия, закреплять изученные приемы в процессе игры – во второй части занятия.
Продолжительность – 30 мин.
заключительная: постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме; подведение итогов занятия.
Средства: медленная ходьба, бег медленный, упражнения на расслабление, игры малой подвижности.
Продолжительность – 5 мин.
В тренировочных занятиях должны соблюдаться принципы спортивной тренировки: постепенное увеличение тренировочной нагрузки, затем выполнение основной работы и в заключение – снижение нагрузки.
Тренировочние нагрузки варьируются в зависимости от состояния и уровня подготовленности занимающихся.
Теоретические знания необходимы для того, чтобы занимающиеся могли самостоятельно и сознательно анализировать свои действия, определять пути улучшения спортивных результатов.
Проводя теоретические занятия, следует использовать наглядные пособия: мультимедиаресурсы, видеофильмы, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.
Для повышения мотивации и интереса к занятиям рекомендуется широко применять игры и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать разнообразное специальное оборудование.
Одним из методов обучения технике владения мячом и тактике игры является квалифицированний показ в сочетании с объяснением. С этой целью педагогам и тренерам рекомендуется организовывать экскурсии, совместно с занимающимися и просматривать тренировочные занятия, а также соревнования профессиональных баскетболистов и мастеров чемпионатов России и мирового баскетбола.
Упражнения по общей и специальной физической подготовке педагоги и тренеры могут выбирать самостоятельно, руководствуясь соответствующими учебными пособиями.
Командные действия совершенствуются в учебных и товарищеских играх в которых перед занимающимися ставятся определенные задачи.
Для определения изменений в уровне физической и технической подготовленности занимающихся проводятся в процессе основных занятий не менее двух раз в год (в конце подготовительного и соревновательного периодов тренировки) испытания по контрольным упражнениям.
Контрольние упражнения используются в учебно-тренировочном процессе как метод индивидуального педагогического контроля и, так как уровень подготовки баскетболистов различен, контрольные требования устанавливаются педагогом или тренером самостоятельно. Перечень контрольних упражненнй и нормативов указывается в индивидуальных планах игроков.
Одним из основных условий успешной организации учебно-тренировочных занятий секции баскетбола является наличие спортивной базы и ее оборудование.
Для занятий необходимо: баскетбольная площадка , баскетбольные щиты закрепленные на определенной высоте, стойки , кольца-мишени и др.).
Контрольные нормативы по физической и технической подготовке
№ п\п | Перечень нормативов | |||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
1. | Бег на 30 м (с) | 6,6 | 6,4 | 6,2 | 6,0 | 5,7 | 5,3 | - | - | - |
2. | Бег на 60 м (с) | - | - | - | - | - | - | 10,0 | 9,6 | 9,3 |
3. | Бег на 500 м (мин, с) | До 2 минут | 1,45 | 1,40 | ||||||
4. | Бег на 1000 м (мин, с) | Без учета времени | 4,25 | 4,10 | 4,00 | 3,50 | ||||
5. | Прыжок в длину с мес- та (см) | 100 | 120 | 130 | 140 | 155 | 170 | 185 | 195 | 200 |
6. | Бег на 30 м с мячом (с) | Без учета времени | 7,0 | 6,6 | 6,2 | |||||
7. | Броски по кольцу на точность попадания (число попаданий) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8. | Ведение мяча с обвод- кой стоек и броском в кольцо. | Без учета времени | 9,0 | 8,6 | 8,1 | |||||
9 | Бросок мяча руками на дальность (м) | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 13 | 16 |
Список литературы:
1.Власов А.В. Методика преподавания учебных знаний на уроках физической культуры. Москва ,2001 год.
2.Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетболиста. Греид ФАИР 2002 год.
3.Данилов В.А. «Повышение эффективности игровых действий в баскетболе». Москва
«Просвещение» 1996 год.
4.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. «Спортивные игры». Москва «Академия» 2008 год.
5.Кетов Г.Б., Чарный Б.М. «Игра и её роль в физическом воспитании» Методическое пособие. Пермь «ПОИПКРО» 2001 год.
6.Каюров В.С. «Физкультура и спорт». Книга учителя физической культуры. Москва 1973 год.
7.Коджаспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» 5 – 11 классы.
Методическое пособие. Москва. «Дрофа» 2004 год.
8.Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта»
Москва 2003 год.
9.Лях В.И. «Физическая культура». 1-4 классы. Учебное пособие Москва 2002 год.
10.Найминева Э. «Физическая культура». Методика преподавания спортивных игр. Ростов на Дону «Феникс» 2001 год.
11.Нестеровский Д.И. «Баскетбол». Теория и методика обучения. Москва «Академия» 2008 год.
12.Портных Ю.И. «Спортивные игры и методика преподавания» Москва «Физическая
культура и спорт» 1986 год.
13.Чичикин В.Т., Игнатьев П.В. «Проектирование учебного процесса в образовательном учреждении» Нижний Новгород НГЦ 2005 год.
14.Яхонтов Е.Р. «Физическая подготовка баскетболистов» «Олимп» 2007 год.
Копия.
Верно.
Директор МБОУ Подлесовская ОШ ___________ /Киреева С.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХОРОВАЯ СТУДИЯ "НАДЕЖДА"
Направленность образовательной программы «ХОРОВОЙ СТУДИИ «Надежда»- по содержанию - художественная;- по функциональному предназначению — учебно-познавательной;- по форме организации — кружковой;- по в...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...