"Старты надежд" - дополнительная образовательная программа.
рабочая программа

Шошин Александр Владимирович

Настоящая программа разработана на основе программы «Баскетбол. Программы для спортивных секций. Направлена на развитие физической культуры и спорта, создание условий для всестороннего развития личности ребенка, массового вовлечения детей и подростков школьного возраста в регулярные занятия баскетболом и увеличения количества занимающихся в спортивных секциях общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.5_starty_nadezhd.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДЛЕСОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА  

               

Дополнительная

 образовательная программа

 утверждена на заседании

педагогического совета школы

 от ____________ Протокол № ____

Директор школы __________ Киреева С.В.

Дополнительная образовательная

программа кружка

«Старты надежд»

Возраст:

 от 7 до 10 лет 1 ступень обучения

от 11 до 15 лет 2 ступень обучения

Разработал: учитель физкультуры

                                                                                       первой категории      

 Шошин Александр Владимирович

Срок реализации программы 5 лет

2019-2020 уч. год.

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана на основе программы «Баскетбол. Программы для спортивных секций.», издательства «ФиС» М.2011г. и направлена на развитие физической культуры и спорта, создание условий для всестороннего развития личности ребенка, массового вовлечения детей и подростков школьного возраста в регулярные занятия баскетболом и увеличения количества занимающихся в спортивных секциях общеобразовательных школ.

Цель программы: установить единые принципы организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса подготовки юных спортсменов в баскетбольных секциях коллектива физической культуры школы и способствовать повышению качества учебно-тренировочной работы

 Задачи программы:

  • содействовать укреплению здоровья, всесторонней физической подготовке занимающихся и воспитанию жизненно важных двигательних навыков;
  • прививать занимающимся интерес к занятиям баскетболом;
  • воспитивать спортивное трудолюбие, самостоятельность, инициативу и коллективность действий;
  • способствовать самоопределению личности спортсмена и создавать условия для его самореализации;
  • систематически совершенствовать техническое и тактическое мастерство баскетболистов;
  • регулярно проводить спортивные соревнования и привлекать членов секции к участию в соревнованиях своего коллектива, села, района, области;
  • готовить инструкторов-общественников и судей по спорту;

 

Отличительная особенность программы заключается в подборе средств и методов подготовки спортсменов-школьников применительно к условиям сельской общеобразовательной школы, возможности организации и проведения совместных занятий детей разных возрастных групп и увеличения количества соревнований между школьниками образовательных учреждений и молодежи микрорайона и соседних сел.

 Программа может использоваться педагогами дополнительного образования общеобразовательных школ, других учебных заведений, а также тренерами и инструкторами производственных коллективов физической культуры.

Актуальность и целесообразность программы в росте популярности баскетбола среди школьников и молодежи, связанная с успехами российских спортсменов и изменившимся отношением общественности к физической культуре и спорту в России; простоте организации учебно-тренировочного процесса и сравнительно недорогого материального обеспечения; реальной возможности обеспечить занятость детей, восполнить недостаток двигательной активности, положительно и целенаправленно воздействовать на их эмоциональное благополучие и осуществлять профилактику асоциального поведения.

Ожидаемые результаты.

        В целом:

  1. Рост популярности занятий физической культурой и спортом, в частности баскетболом.
  2. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
  3. Улучшение тактического и технического мастерства, физического и нравственного развития юных баскетболистов.
  4. Повышение качества подготовки школьных баскетбольных команд.
  5. Подготовка баскетболистов - разрядников, судей и тренеров-инструкторов по баскетболу.
  6. Увеличение количества соревнований школьников.

По годам обучения:

1-2й год обучения:

- приобщение к занятиям баскетболом до 40% от общего количества обучающихся школы;

- снижение уровня заболеваемости занимающихся;

- улучшение физической подготовленности занимающихся (показатели 70 % спортсменов должны соответствовать контрольным нормативам);

- овладение основами техники владения мячом;

- усвоение теоретических знаний о строении человека, гигиене, о влиянии занятий спортом на организм человека, развитии баскетбола, правилах игры в баскетбол;

- ознакомление с основами тактической подготовки баскетболиста.

      3-4й год обучения:

- содействовать укреплению здоровья;

- воспитание жизненно важных двигательных навыков;

- воспитание самостоятельности, инициативы, спортивного трудолюбия;

- создание условий для самореализации спортсмена;

- совершенствовать техническое и тактическое мастерство;

- участие в спортивных мероприятиях.

 Форма проверки результатов освоения программы по годам обучения: контрольные занятия проверки основ знаний и тактико-технических действий, тестирование физической подготовки, учебные игры.

Школьники, занимающиеся в баскетбольной секции школы, делятся на 2 возрастные группы: начальной подготовки (1 ступень) (7-10 лет), подростковая (2 ступень) (11-15 лет). Число занимающихся в каждой возрастной группе определяется в зависимости от материальной базы школы и общего числа учащихся, но не менее 12-15 человек.

Продолжительность занятий в группах 2 раза в неделю 45 мин. Каждая возрастная группа имеет определенные задачи.

Подготовительная группа – укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к занятиям баскетболом; всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; обучение основам техники владения мячом и тактики игры; освоение процесса игры в соответствии с правилами баскетбола; изучение элементарных теоретических сведений о гигиене, технике, тактике и правилах игры в баскетбол.

Подростковая группа – укрепление здоровья и закаливание; совершенствование всесторонней физической подготовленности с развитием быстроты и ловкости; овладение основними техническими приемами игры, основами командной тактики игры; развитие скоростно-силовых качеств; изучение и совершенствование техники и тактики игры, определение игрового места в составе команды, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств учащихся; формирование элементарных навыков судейства.

        Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке, судейской и инструкторской практике, участие в соревнованиях.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 10-15 минут с использованием наглядных пособий и мульти-медиа ресурсов.

Обучение техническим приемам осуществляется по принципу: от простого к сложному за счет увеличения быстроты выполнения приема, введения активного и пассивного сопротивления партнера. Показ и объяснение дополняется демонстрацией наглядных пособий, применением ИКТ. Для более эффективного обучения технике игры используется специальное оборудование: подвесные мячи, отражающие стенки, переносные мишени и др.

Обучение тактике игры начинается со зрительной ориентировки и включает развитие умения постоянно наблюдать за расположением партнеров и соперников, оценивать обстановку и принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.

Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям проводится в группах по 2-3 человека при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия, а другие – защитные. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуют в игровых упражнениях на ограниченном участке.

Обучение командным действиям начинается с выполнения игроками определенных функций. В подготовительной и подростковой группах обучение командным действиям начинается с игры в баскетбол (в составе команд по 6-8 игроков), что дает возможность учащимся легче ориентироваться и взаимодействовать друг с другом.

Практические занятия по обучению судейству начинаются в подростковой группе. Обучение осуществляется во время проведения двусторонних игр.

Инструкторские навыки у учащихся воспитываются в младшей юношеской группе. Инструкторская практика проводится в отведенные учебным планом часы и в процессе учебно-тренировочннх занятий.

Практические занятия с учащимися проводятся в форме урока по общепринятой методике.

Тематический учебный план


п/п

Содержание материала

Группа

7-10

лет

11-15

лет

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

I. Теоретические занятия:

Физическая культура и спорт в России.

Баскетбол в России и в мире.

Влияние физических упражнений на организм человека

Гигиенические знания и навыки.

Закаливание.

Врачебний контроль и самоконтроль.

Общая и специальная физическая

подготовка

Физиологические основы спортивной

тренировки.

Техническая и тактическая подготовка

Психологическая подготовка

Правила игры

1

1

1

1

1

-

-

1

-

1

1

1

1

1

1

-

-

1

-

1

Итого часов:

7

7

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

II. Практические занятия:

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Техника игры

Тактика игры

Соревнования по баскетболу

Инструкторская практика

Контрольние испытания

12

10

22

15

12

10

22

15

По календарному плану

2

2

Итого часов:

61

61

Всего часов:

68

68

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

(для всех учебных групп)

 1. Физическая культура и спорт в России.

Физическая культура как составная часть общей культуры, важнейшее средство укрепления здоровья и всестороннего физического развития, воспитания человека и гражданина своей страны.

Достижения российских спортсменов на крупнейших международних соревнованиях.

2. Развитие баскетбола в России и в мире.

 Возникновение и основные этапы развития баскетбола, его значение в системе физического воспитания.

Возникновение и состояние баскетбола в России.

Международние встречи российских баскетболистов. Участие в европейских соревнованиях и чемпионате мира по баскетболу.

Чемпионат России .

Ведущие игроки и тренеры мира. Современное состояние баскетбола.

3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основние сведения о кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Органы пищеварения и обмена веществ. Органы выделения. Нервная система.

Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему. Совершенствование функции мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений.

Влияние занятий спортом на обмен веществ.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.

4. Гигиена баскетболистов. Врачебний контроль и самоконтроль, предупреждение травм. Оказание первой помощи. Массаж.

Гигиена. Общий режим дня. Режим питания, питьевой режим во время тренировки и соревнования.

Значение витаминов в питании спортсмена. Гигиена сна. Гигиеническое значение водных процедур.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом.

Вред курения и употребления спиртных напитков.

Врачебный контроль и самоконтроль. Дневник самоконтроля.

Утомление и переутомление. Меры предупреждения переутомления. Ре-
жим труда и отдыха при спортивной тренировке.

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика. Первая помощь. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения и разрыви связок, мышц и сухожилий. Кровотечения и их виды, способы остановки кровотечения. Вивихи. Повреждения костей; ушибы, переломы.

Первая помощь при травмах, ожогах, тепловых ударах, обморожении, обмороке, шоке и попадании инородных тел в глаза и уши.

Приемы искусственного дыхания.Переноска и перевозка пострадавших.

Оказание первой помощи утопающему.

Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа. Массаж до, во время и после тренировки и соревнования, самомассаж.

5. Общая и специальная физическая подготовка.

Значение и роль всесторонней физической подготовленности как важното фактора укрепления здоровья спортсмена, совершенствования функциональних возможностей организма и основных двигательних качеств.
Взаимосвязь между развитием основних двигательних качеств.

Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочннх занятий баскетболистов.

Утренняя зарядка, индивидуальние задания, разминка перед тренировкой и игрой.

Контрольние упражнения по общей и специальной физической подготовке баскетболиста.

6. Основы техники и тактики игры в баскетбол.

Технические приемы игры в баскетбол. Высокая техника владения мячом-основа спортивного мастерства.

Спортивное трудолюбие как важнейший фактор, обеспечивающий рост индивидуального техническото мастерства.

Рациональность движений баскетболиста, быстрота и эффективность применения технического приема в конкретных игровых условиях. Анализ технических приемов.

Основные технические приемы игры вратаря. Понятие о тактике, системе и стиле игры в баскетбол.

Тактика отдельных линий и игроков команды. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание.

Принципы игры нападения: создание количественного преимущества в зоне атаки, передача мяча на свободное место,  недодача мяча; игра в одно-два касания; творческая инициатива и личное единоборство; скоростное маневрирование по фронту. Атакующие комбинации флангом и центром с переменой мест.

Принципы игры защиты: «опека», «зона», комбинированная оборона. Расположение игроков при обороне.

Тактика отбора мяча. Подстраховка и помощь партнеру.

Тактические варианты (в нападении и защите) при вбрасывании мяча из-за боковой линии.

Значение тактической разработки на предстоящую игру и умения играть по плану, заданию. Зависимость тактического построения игры своей команды от индивидуальной подготовки игроков, тактики противника, размеров поля, метеорологических условий и т. д.

7. Правила игры. Организация и проведение соревнований.

Правила игры. Права и обязанности игроков.

Обязанности судей. Порядок заполнения протокола и его оформление.

Организация и проведение соревнований: положение о соревнованиях, календарь игр. Виды соревнований.

Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Их особенности.

 Судейская коллегия и ее формирование. Назначение судей. Подготовка мест соревнований. Порядок открытия, проведения и закрытия соревнований.

8. Установка перед играми и разбор проведенных игр.

Значение предстоящей игры. Положение команды в календаре в случае выигрыша и проигрыша.

Предварительние сведения о противнике, характерные особенности в расположении и действии игроков противника.

Тактика игры команды и отдельных звеньев.

Определение состава команды. Тактический план предстоящей игры и задания отдельным звеньям и игрокам. Творческое применение приемов техники и тактики исходя из конкретной ситуации, с учетом особенностей тактики игры команды и отдельных игроков противника. Возможные изменения в тактическом плане игры. Руководящая роль капитана команды в процессе игры. Разбор прошедшей игры. Освещение хода игры. Выполнение намеченного ранее тактического плана и заданий каждому игроку. Положительные моменты в ходе игры команды, общие недостатки. Оценка игры каждого баскетболиста: проявленная им инициатива, физическая, техническая, тактическая и волевая подготовленность.

9. Основы методики обучения и тренировки баскетболистов.

Основние принципы спортивной тренировки. Взаимосвязь принципов спортивной тренировки.

Методы словесной передачи знаний и руководства действиями занимающихся: объяснение, рассказ, беседа.

Методы обучения технике.

Основы методики воспитания физических качеств.

Методы выполнения упражнений.

Взаимосвязь процесса совершенствования физической, технической и тактической подготовки баскетболиста.

Методы психологической подготовки и воспитания волевых качеств.

Значение соревнований для непрерывного роста и совершенствования технической, тактической и физической подготовленности баскетболистов.

Понятие о спортивной тренировке: направленность тренировки, средства и методы, соотношение общей и специальной подготовки, динамика нагрузок, схема тренировочных циклов.

Индивидуальный план спортивной тренировки и дневник спортсмена.

Учет работы: предварительный, текущий, итоговый.

10. Оборудование и инвентарь.

 Баскетбольная площадка и его оборудование. Уход за площадкой. Специальное оборудование.

Баскетбольные мячи и их подготовка к занятиям и соревнованиям.

Баскетбольная обувь и одежда. Хранение баскетбольныхмячей и обуви и уход за ними.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

(для всех учебных групп)

Общая физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения без предметов. 

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях – наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.

Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различних исходних положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2-4 кг).

Акробатические упражнения. Кувырки (вперед, назад и в стороны) и группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).

Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различних сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 800 м. Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста). Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Метания.

Гимнастическис упражнения. Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла, коня.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, мешочки с песком 3-5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп (вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх.

Лежа на животе – сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора.

Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.

 Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу.

В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Броски баскетбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивних мячей, направляемых 2-3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.

Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях). Бег с изменением направления. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Разновидности челночного бега 2х10 м, 4х5 м, 4х10 м, 2х15 м и т.п. Бег боком и спиной вперед. Бег «змейкой». Бег с быстрым изменением способа передвижения.

Ускорения и рывки с мячом. Обводка препятствий. Рывки к мячу с последующим броском по кольцу. Выполнение элементов техники в быстром темпе.

Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой,  рукой ; то же, выполняя в прыжке поворот на 90-180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо.

Подвижные игры: «Мяч капитану», «Живая цель», «Салки мячом» и др.

Упражнения для развития специальной вьтосливости. Переменный и повторный бег с мячом. Двусторонние игры в уменьшенном по численности составе. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности.

Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и броски по кольцу, выполняемые в течение 3-10 мин.

Упражнения для формирования у юных баскетболистов умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения.

Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.

 Прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега – выпадом, прыжком и переступанием.

Способы двигательной деятельности

Б.1. Упражнение без мяча:

1.1. Прыжок вверх – вперед толчком одной ногой и приземлением на одну ногу.

1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком с разной скоростью в одном направлении.

1.3. То же с изменением направления движения.

1.4. Переход с передвижения левым боком на передвижение правым боком.

1.5. Стойка баскетболиста.

1.6. Передвижение в стойке баскетболиста.

1.7. Остановка прыжком после ускорения.

1.8. Остановка в шаге после ускорения.

1.9. Остановка в два шага.

1.10. Повороты на месте.

1.11. Повороты в движении.

1.12. Защита против игрока нападения.

1.13. Перемещения в нападении против игрока защиты.

Б.2. Ловля и передача мяча:

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.

2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.

2.3.Двумя руками от груди в движении.

2.4. Передача одной рукой от плеча.

2.5. С шагом вперед.

2.6. Одной рукой от плеча после ведения.

2.7. Двумя руками с отскоком от пола.

2.8. Одной рукой с отскоком от пола.

2.9. Одной рукой  снизу стоя на месте.

2.10. Одной рукой снизу в движении.

2.11. Ловля мяча с полу отскока.

2.12.Ловля высоко летящего мяча.

2.13.Ловля катящегося мяча стоя на месте.

2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

Б.3.Ведение мяча:

3.1. На месте.

3.2. В движении по прямой шагом.

3.3. С изменением направления движения.

3.4. С изменением скорости движения по прямой.

3.5. С изменением скорости и направления движения.

3.6. С изменением высоты отскока.

3.7. Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.8. Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.9. Перевод мяча с правой руки на левую (и наоборот) стоя на месте.

Б.4. Бросок мяча:

4.1. Одной рукой в баскетбольный (б/б) щит стоя на месте.

4.2. Двумя руками от груди в б/б щит с места.

4.3. Двумя руками от груди в б/б щит после ведения и остановки.

4.4. Двумя руками от груди в б/б корзину с места.

4.5. Одной рукой в б/б кольцо с места.

4.6. Двумя руками от груди в б/б кольцо после ведения.

4.7. Одной рукой в б/б кольцо после ведения.

4.8. Одной рукой в б/б кольцо после двух шагов.

4.9. В прыжке с места одной рукой.

4.10. Штрафной.

4.11. Двумя руками снизу в движении.

4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

4.13. В прыжке со средней дистанции.

4.14. В прыжке с дальней дистанции.

Б.5. Тактические действия:

5.1. Вырывание мяча.

5.2. Выбивание мяча.

5.3. Защитные действия при опеке игрока без мяча.

5.4. Защитные действия при опеке игрока с мячом.

5.5. Перехват мяча.

5.6. Борьба за мяч после отскока от щита.

5.7. Быстрый прорыв.

5.8. Командные действия в защите.

5.9. Командные действия в нападении.

5.10. Игра в баскетбол с обязательными тактическими действиями.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Перед началом планирования занятий необходимо внимательно изучить программу, определить для каждой учебной группы задачи по достижению спортивных результатов на текущий и последующие годы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и наличия конкретных условий (тренировочная база, подсобное оборудование, инвентарь). Затем следует уточнить сроки проведения календарных соревнований и установить начало и окончание соревновательного периода, определить этапы тренировочного процесса, внести необходимие поправки и дополнения в типовой учебный план и годовой график распределения учебных часов.

Далее определяется содержание учебного материала, тренировочные нагрузки и контрольные нормативы по физической и технической подготовке.

Руководствуясь учебным материалом программы, учитывая количество и длительность занятий, предусмотренных учебным планом и графиком распределения учебных часов, а также расписанием занятий, составляется поурочный план. В соответствии с поурочным планом составляются конспекты занятий. В конспекте перечисляются упражнения, составляющие содержание отдельних частей занятия, указывается дозировка и организационно-методические замечания, которне необходимы для правильного проведения отдельних упражнений, исправления ошибок, организации занимающихся и др. 

Очень важно вести точный учет вьтолненних на занятиях упражнений, так как в дальнейшем на основании анализа тренировочного процесса и проведенных командой игр это позволяет более правильно планировать нагрузку на занятиях..

Основной формой организации и проведения занятий по баскетболу является тренировочное занятие. Каждое занятие имеет свои конкретные задачи.

Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

подготовительная: краткое ознакомление занимающихся с задачами и содержанием урока, подготовка организма к предстоящей нагрузке.

Средства: ходьба, умеренный бег, прыжки, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, игровые упражнения, упражнения с мячом.

Продолжительность – 10 мин.

основная: всесторонняя физическая и специальная подготовка, обучение технике и тактике игры в баскетбол, воспитание волевых и развитие физических качеств, причем отдельные технические и тактические приемы следует разучивать в первой половине основной части занятия, закреплять изученные приемы в процессе игры – во второй части занятия.

Продолжительность – 30 мин.

заключительная: постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме; подведение итогов занятия.

Средства: медленная ходьба, бег медленный, упражнения на расслабление, игры малой подвижности.

Продолжительность – 5 мин.

В тренировочных занятиях должны соблюдаться принципы спортивной тренировки: постепенное увеличение тренировочной нагрузки, затем выполнение основной работы и в заключение – снижение нагрузки.

Тренировочние нагрузки варьируются в зависимости от состояния и уровня подготовленности занимающихся.

Теоретические знания необходимы для того, чтобы занимающиеся могли самостоятельно и сознательно анализировать свои действия, определять пути улучшения спортивных результатов.

Проводя теоретические занятия, следует использовать наглядные пособия: мультимедиаресурсы, видеофильмы, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.

Для повышения мотивации и интереса к занятиям рекомендуется широко применять игры и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать разнообразное специальное оборудование.

Одним из методов обучения технике владения мячом и тактике игры является квалифицированний показ в сочетании с объяснением. С этой целью педагогам и тренерам рекомендуется организовывать экскурсии, совместно с занимающимися и просматривать тренировочные занятия, а также соревнования профессиональных баскетболистов и мастеров чемпионатов России и мирового баскетбола.

Упражнения по общей и специальной физической подготовке педагоги и тренеры могут выбирать самостоятельно, руководствуясь соответствующими учебными пособиями.

Командные действия совершенствуются в учебных и товарищеских играх в которых перед занимающимися ставятся определенные задачи.

Для определения изменений в уровне физической и технической подготовленности занимающихся проводятся в процессе основных занятий не менее двух раз в год (в конце подготовительного и соревновательного периодов тренировки) испытания по контрольным упражнениям.

Контрольние упражнения используются в учебно-тренировочном процессе как метод индивидуального педагогического контроля и, так как уровень подготовки баскетболистов различен, контрольные требования устанавливаются педагогом или тренером самостоятельно. Перечень контрольних упражненнй и нормативов указывается в индивидуальных планах игроков.

Одним из основных условий успешной организации учебно-тренировочных занятий секции баскетбола является наличие спортивной базы и ее оборудование.

Для занятий необходимо: баскетбольная площадка , баскетбольные щиты закрепленные на определенной высоте, стойки , кольца-мишени и др.).

Контрольные нормативы по физической и технической подготовке

п\п

Перечень нормативов

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Бег на 30 м (с)

6,6

6,4

6,2

6,0

5,7

5,3

-

-

-

2.

Бег на 60 м (с)

-

-

-

-

-

-

10,0

9,6

9,3

3.

Бег на 500 м (мин, с)

До 2 минут

1,45

1,40

4.

Бег на 1000 м (мин, с)

Без учета времени

4,25

4,10

4,00

3,50

5.

Прыжок в длину с мес-

та (см)

100

120

130

140

155

170

185

195

200

6.

Бег на 30 м с мячом (с)

Без учета времени

7,0

6,6

6,2

7.

Броски по кольцу

на точность попадания

(число попаданий)

2

2

2

2

2

3

4

5

6

8.

Ведение мяча с обвод-

кой стоек  и броском в кольцо.

Без учета времени

9,0

8,6

8,1

9

Бросок мяча руками на дальность (м)

5

6

7

8

9

10

11

13

16

Список литературы: 

1.Власов А.В. Методика преподавания учебных знаний на уроках физической культуры. Москва ,2001 год.

2.Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетболиста. Греид ФАИР 2002 год.

3.Данилов В.А. «Повышение эффективности игровых действий в баскетболе». Москва

«Просвещение» 1996 год.

4.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. «Спортивные игры». Москва «Академия» 2008 год.

5.Кетов Г.Б., Чарный Б.М. «Игра и её роль в физическом воспитании» Методическое пособие. Пермь «ПОИПКРО» 2001 год.

6.Каюров В.С. «Физкультура и спорт». Книга учителя физической культуры. Москва 1973 год.

7.Коджаспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» 5 – 11 классы.

Методическое пособие. Москва. «Дрофа» 2004 год.

8.Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта»

Москва 2003 год.

9.Лях В.И. «Физическая культура». 1-4 классы. Учебное пособие Москва 2002 год.

10.Найминева Э. «Физическая культура». Методика преподавания спортивных игр. Ростов на Дону «Феникс» 2001 год.

11.Нестеровский Д.И. «Баскетбол». Теория и методика обучения. Москва «Академия» 2008 год.

12.Портных Ю.И. «Спортивные игры и методика преподавания» Москва «Физическая

культура и спорт» 1986 год.

13.Чичикин В.Т., Игнатьев П.В. «Проектирование учебного процесса в образовательном учреждении» Нижний Новгород НГЦ 2005 год.

14.Яхонтов Е.Р. «Физическая подготовка баскетболистов» «Олимп» 2007 год.

Копия.

Верно.
Директор МБОУ Подлесовская ОШ ___________ /Киреева С.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХОРОВАЯ СТУДИЯ "НАДЕЖДА"

Направленность образовательной программы «ХОРОВОЙ СТУДИИ «Надежда»- по содержанию - художественная;- по функциональному предназначению — учебно-познавательной;- по форме организации — кружковой;- по в...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...