Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы механики»
рабочая программа

Ткачёва Элеонора Николаевна

      Общеобразовательные общеразвивающие дополнительные программы «Основы механики» составлены для организации дополнительного образования  обучающихся МБОУ Сосновоборской СОШ.

    Актуальность программ обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области механики, максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования. А также повышенным интересом детей школьного возраста к механике.

    Программы имеют техническую направленность, прививает интерес учащихся к области механики и автоматизированных систем, обладает целым рядом возможностей и способствует популяризации профессии инженер.

    Новизна программ заключается в образовательной среде, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.

  Педагогическая целесообразность данных программ заключается в том, применение конструкторов LEGO в дополнительном образовании в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

    Адресат программы: Программы нацелены на обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУК отдел образования администрации Зейского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновоборская средняя общеобразовательная школа Зейского района

Амурской области

Принята на заседании

педагогического совета

от «  ____ »  мая 2021 г.

Протокол №

Утверждаю:

Директор  МБОУ Сосновоборской СОШ

_________

« _____» мая 2021г.        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Основы механики»

Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Срок реализации программы: 1 год

 Уровень программы: ознакомительный

                 Автор - составитель:

Ткачёва Элеонора Николаевна,

педагог дополнительного образования                          

                                                                                   

с. Сосновый Бор, 2021 год


Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2. Цель и задачи программы        5

1.3. Содержание программы        6

1.4. Планируемые программы.        8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.        9

2.1 календарный учебный график.        9

2.2. Условия реализации программы        9

2.3. Формы аттестации        10

2.4. Оценочные материалы        11

2.5. Методические материалы        12

Приложение 1        13

Приложение 2        16

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

1.1 Пояснительная записка

Программа объединения дополнительного образования «Основы механики» разработана на основе:

-Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»

-Приказа Министерства просвещения РФ от 11 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

-Приказа Минпросвещения Росси от 05.09.2019 № 470 № «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196»

-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196»

-Постановления Главного Государственного санитарного врача «Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

-Приказа ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.09.2020г № 273 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам»

- Устав и локальные акты учреждения.

Общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа «Основы механики» составлена для организации дополнительного образования  обучающихся МБОУ Сосновоборской СОШ.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области механики, максимальной эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной деятельности школьниками на базе современного оборудования. А также повышенным интересом детей школьного возраста к механике.

Программа имеет техническую направленность, прививает интерес учащихся к области механики и автоматизированных систем, обладает целым рядом возможностей и способствует популяризации профессии инженер.

Новизна программы заключается образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, применение конструкторов LEGO в дополнительном образовании в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Адресат программы: Программа нацелена на обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет.  

Возрастные особенности. Занятия носят гибкий характер с учетом предпочтений, способностей и возрастных особенностей обучающихся в возрасте 7-8 лет. Построение занятия включает в себя фронтальную, индивидуальную и групповую работу, а также некоторый соревновательный элемент.

Количество учащихся в группе – 12 человек.

Условия набора учащихся: Комплектация состава детского объединения осуществляется в возрастную  группу 7-8 лет из Рекомендуемый минимальный состав группы: 12 человек. Группы формируются из обучающихся проявляющие интерес к механике и робототехнике. Специальных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей.

Кол-во групп: 1

Основной состав объединения – группы учащихся одного возраста, состав группы – постоянный. В процессе обучения дети работают в группе, внутри которой формируются команды, численностью от 2 до 5 человек.

Основные виды деятельности: учение, общение и труд.

Сроки реализации программы. 2021 - 2022 учебный год.

Режим занятий. Учебные занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю по 1 часу, с перерывом на отдых, содержат теоретическую и практическую части. Продолжительность учебного часа – 40 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование интереса школьников к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами инженерной механики.

Задачи программы:

обучающие:

  • ознакомление с комплектом LEGO EDUCATION 9686, 9688, 9641
  • получение навыков работы с деталями и инструментами комплекта;
  • получение навыков работы в среде MS PowerPoint;

развивающие:

  • развитие конструкторских навыков;
  • развитие логического мышления;
  • развитие пространственного воображения;

воспитательные:

  • развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
  • развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
  • формирование навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Форма проведения занятий

Форма контроля

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Проектная деятельность

12

1

11

1.1

Знакомство с основами проектной работы

2

1

1

Беседа/ практикум

1.2

Военные роботы

2

2

Мини-проекты

1.3

Парковка в городе

2

2

Мини-проекты

1.4

Космические исследования

2

2

Мини-проекты

1.5

Игрушка Валли

3

3

Индивидуальный проект

1.6

Выбор темы проекта

1

1

Беседа/ практикум

2.

Раздел 2.Механическое моделирование

24

24

2.1

Механическая модель робота

10

10

Практикум

2.2

Конструирование робота

8

8

Практикум

2.3

Подготовка проекта к защите

4

4

2.4

Защита проекта

2

2

Проект

ИТОГО

36

1

35

Содержание учебного плана

Раздел 1. Проектная деятельность (12 часов).

Тема 1.1. Знакомство с основами проектной работы (2 часа):

Теория (1 час): Что такое проект. Виды проектов. Этапы работы над проектами. Требования к проекту.

Практика (1 час): Этапы проектной деятельности, виды проектов, структура проекта, организация командной работы.

Тема 1.2 Военные роботы (2 часа)

Практика: Блок «Отправить сообщение». Блок «Получить сообщение». Робот - передатчик и робот – приемник. Соединение двух роботов в единую систему. Проект «Система акустической разведки». Обмен информацией. Коммуникация.

Тема 1.3 Парковка в городе (2 часа):

Практика: Плотность автомобильного парка. Проблема парковки в городе. Автоматические парковки. Проект «Парковка»

Тема 1.4 Космические исследования(2 часа):

Практика: Исследование луны. Луноход. Гравитационный маневр. Проект «Обратная сторона луны»

Тема 1.5 Игрушка Валли (3 часа):

Практика: Как работать над проектом. Этапы работы над проектом. Планирование. Анализ. Проверка. Обобщение. Описание модели: по представленным изображениям и видео, создать робота для уборки мусора.

Тема 1.6 Выбор темы проекта (1 час):

Практика: Направление тем для творческих проектов: охрана окружающей среды, роботы-помощники, роботы в космосе, роботы и туризм, роботы на заводе.

Раздел 2. Механическое моделирование (24 часа).

Тема 2.1 Механическая модель робота (10 часов):

Практика: Создание механической модели робота по своей теме проекта в программе Lego Digital Designer.

Тема 2.2 Конструирование робота(8 часов):

Практика: Создание прототипа робота. Проекты-проблемы: Парковка. Игрушка Валли. Робот-погрузчик. Чертежная машина. Сушилка для рук. Светофор. Секундомер. Стартовая система. Приборная панель. Лифт. Стиральная машина. Послушный домашний помощник. Робот-газонокосильщик.

Тема 2.3 Подготовка проекта к защите (4 часа):

Разработка презентации проекта, подготовка к публичной защите.

Тема 2.4 Защита проекта (2 часа):

Защита проекта внутри кружка.

1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы.

В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны освоить профессиональные и предметные, личностные и межличностные компетенции. Результатом проекта будет продукт механической модели робота.

Требования к уровню знаний, умений и навыков обучающихся:

Обучающиеся к концу учебного года обучения должны приобрести компетенции

Профессиональные и предметные:

Знать:

 знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

 знать основные свойства различных видов конструкций (жесткость, прочность, устойчивость);

 основы построения 3D моделей с помощью набора LEGO education и в программе Lego Digital Designer.

Уметь:

 уметь проводить сборку робототехнических средств, с применением Lego конструкторов;

 проводить отладку конструкции робота;

уметь находить оптимальный способ построения конструкции, модели с применением наиболее подходящего механизма или передачи;

  • уметь представлять свои проекты в соответствии с требованиями.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы механики » на 2021 - 2022 учебный год (см. приложение 1).

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 (СП 2.4.43648 -20, пункт 3.6.2,)

Срок обучения

1 год

Начало учебного года

01.09.2021

Окончание учебного года

31.05.2022

Количество учебных недель

36 недель

Количество часов за весь период обучения

36 часов

Продолжительность занятия (академический час)

  40мин

Периодичность занятий

1 раза в неделю по 1 часа

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование

Количество

1

Дополнительный кабель 20 см

3

2

Дополнительный кабель 50 см

3

3

Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education 9686, 9688, 9641

3

4

Ресурсный набор для изучения робототехники

3

5

Ноутбук

10

6

Программа Lego Digital Designer в соответствии с количеством компьютеров

10

Кадровое обеспечение: Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы механики» осуществляют педагог дополнительного образования МБОУ Сосновоборской СОШ.

Информационное - методическое обеспечение.

Методы образовательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • эвристический метод;
  • метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
  • метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
  • исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
  • проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
  • закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
  • диалоговый и дискуссионный.
  • игра-квест (на развитие внимания, памяти, воображения),
  • соревнования и конкурсы,
  • метод проектов;

Форма организации учебных занятий:

  • беседа;
  • лекция;
  • техническое соревнование;
  • игра-квест;
  • экскурсия;
  • индивидуальная и групповая защита проектов;
  • лабораторно-практическая работа.

2.3. Формы аттестации 

Формы подведения итогов обучения защита группового проекта.

Оценка развития личностных качеств обучающегося производится по трём уровням:

  • «высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
  • «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
  • «низкий»: изменения не замечены.

Результатом усвоения обучающимися программы являются: устойчивый интерес к занятиям робототехникой, результаты достижений в массовых мероприятиях различного уровня.

2.4. Оценочные материалы

Механизм оценки уровня освоения программы

Критерии оценки

Показатели

Уровни (баллы)

Практические умения и навыки

1-5

Низкий 1-2

Средний 3-4

Высокий 5

Умение осуществлять учебно- исследовательскую деятельность

1-5

Владение ПК

1-5

Умение публично выразить свою позицию

1-5

Умение работать в команде

1-5

Критерии оценивания защиты проекта

Критерии

Показатели

Баллы

0;0,5; 1

Компетентность

докладчика

Владение содержанием работы

Глубина раскрытия темы

Достоверность выводов и результатов

Креативность

Интерпретация материала. Оценка собственной работы, достижений

Решение проблемных ситуаций

Коммуникативность

Грамотно выстроено выступление. Грамотность речи

Четко сформулированные ответы на вопросы

Использование

презентационных

материалов

Презентационные материалы оформлены грамотно

Презентационные материалы встроены в выступление

с оптимальным распределением времени

Критерии выставления баллов

0 – не прослеживается;

0,5 – прослеживается не четко;

1 – прослеживается.

2.5. Методические материалы

 Список литературы

  1. Технология. Робототехника. 8 класс: учебное пособие / Д. Г. Копосов. — М.: БИНОМ.
  2. Беликовская Л. Г. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. - ДМК Пресс, 2016.
  3. Иванов А.А. Основы робототехники. Учебное пособие – Форум, 2015.
  4. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  5. Цуканова Е.А., Зайцева Н.Н. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  6. Шевалдиной С. Г. Уроки Лего-конструирования в школе. Методическое пособие. - БИНОМ, 2013.

Список литературы для учащихся и родителей

  1. Валуев А.А. Конструируем роботов LegoMindstormsEV3. Робочист спешит на помощь. / Валуев А.А. - Лаборатория знаний, 2017
  2. Валуев А.А. Конструируем роботов LegoMindstormsEV3. Робот шпион. / Валуев А.А. - Лаборатория знаний, 2017
  3. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - Спб.: Наука, 2013.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Блог «Роботы и робототехника» http://insiderobot.blogspot.ru/ 

  2. Роботы, робототехника, микроконтроллеры. http://myrobot.ru/

Приложение 1

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы механики » на 2021 - 2022 учебный год 

Педагог: Ткачёва Элеонора Николаевна.

Количество часов: всего – 72 часа, 1 раз в неделю по 1 часу.

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

 контроля

1

Комбинированная(сочетание теории и практики).

2

Знакомство с основами проектной работы

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Беседа/ практикум

2

Комбинированная(сочетание теории и практики).

2

Военные роботы

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Мини-проекты

3

Комбинированная(сочетание теории и практики).

2

Парковка в городе

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Мини-проекты

4

Комбинированная(сочетание теории и практики).

2

Космические исследования

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Мини-проекты

5

Комбинированная(сочетание теории и практики).

3

Игрушка Валли

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Индивидуальный проект

6

Комбинированная(сочетание теории и практики).

1

Выбор темы проекта

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Беседа/ практикум

7

Комбинированная(сочетание теории и практики).

10

Механическая модель робота

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Практикум

8

Комбинированная(сочетание теории и практики).

8

Конструирование и программирование

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Практикум

9

Комбинированная(сочетание теории и практики).

4

Подготовка проекта к защите

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

10

Комбинированная(сочетание теории и практики).

2

Защита проекта

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Проект

Приложение 2

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата переноса занятия

Причина переноса занятия (приказ на выход с обучающимися с указанием № приказа, больничный, отпуск либо дни Б/С, командировка и т.п)

Дата, на которую осуществлен перенос занятия

Форма реализации программного материала (уплотнение, доп. занятие и др.)



Предварительный просмотр:

МУК отдел образования администрации Зейского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновоборская средняя общеобразовательная школа Зейского района

Амурской области

Принята на заседании

педагогического совета

от «  ____ »  мая 2021 г.

Протокол №

Утверждаю:

Директор  МБОУ Сосновоборской СОШ

_________

« _____» мая 2021г.        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Основы механики»

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Срок реализации программы: 1 год

 Уровень программы: ознакомительный

                 Автор - составитель:

Ткачёва Элеонора Николаевна,

педагог дополнительного образования                          

                                                                                   

с. Сосновый Бор, 2021 год

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2. Цель и задачи программы        5

1.3. Содержание программы        6

1.4. Планируемые результаты        8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.        10

2.1 Календарный учебный график.        10

2.2. Условия реализации программы        10

2.3. Формы аттестации        12

2.4. Оценочные материалы        12

2.5. Методические материалы        13

Приложение 1        15

Приложение 2        18


Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

1.1 Пояснительная записка

Программа объединения дополнительного образования «Основы механики» разработана на основе:

-Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»

-Приказа Министерства просвещения РФ от 11 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

-Приказа Минпросвещения Росси от 05.09.2019 № 470 № «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196»

-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г № 196»

-Постановления Главного Государственного санитарного врача «Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

-Приказа ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.09.2020г № 273 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам»

- Устав и локальные акты учреждения.

Общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа «Основы механики» составлена для организации дополнительного образования  обучающихся МБОУ Сосновоборской СОШ.

Актуальность программы инженерная механика - прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности.

Программа «Основы механики» отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие научно-технического творчества детей младшего и среднего школьного возраста. Позволяет развить кругозор школьника и сформировать основы инженерного мышления, создать команду единомышленников, принять участие в соревнованиях и олимпиадах, что значительно усиливает мотивацию учащихся к получению знаний.

Программа имеет техническую направленность, прививает интерес учащихся к области механики и автоматизированных систем, обладает целым рядом возможностей и способствует популяризации профессии инженер.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет построить взаимосвязь между различными областями знаний. В данной программе используется поэтапный метод обучения. То есть постепенное усложнение занятий от технического моделирования до механической сборки роботов.

Педагогическая целесообразность обучения по данной образовательной программе заключается в том, что представленные в ней с современные позиции теоретические и практические вопросы, значительно повышают подготовку учащихся к самостоятельному творческому конструированию, различных автоматических устройств.

Адресат программы: Программа нацелена на обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет.  

Возрастные особенности. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей 8-10 лет.

Количество учащихся в группе – 12 человек.

Условия набора учащихся: Комплектация состава детского объединения осуществляется в возрастную  группу 8-10 лет из Рекомендуемый минимальный состав группы: 12 человек. Группы формируются из обучающихся проявляющие интерес к механике и робототехнике. Специальных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей.

Кол-во групп: 1

Основной состав объединения – группы учащихся одного возраста, состав группы – постоянный. В процессе обучения дети работают в группе, внутри которой формируются команды, численностью от 2 до 5 человек.

Основные виды деятельности: учение, общение и труд.

Сроки реализации программы. 2021 - 2022 учебный год.

Режим занятий. Учебные занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю по 2 часа, с перерывом на отдых, содержат теоретическую и практическую части. Продолжительность учебного часа – 40 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие пространственного мышления детей, навыков командного взаимодействия, моделирования, электроники, прототипирования, программирования, освоения «hard» и «soft» компетенций и передовых технологий в области конструирования, мехатроники, электроники, робототехники, компьютерных технологий.

Задачи программы:

Обучающие:

  • изучать принципы работы робототехнических элементов, состояние и перспективы механики в  робототехнике в настоящее время;
  • осваивать «hard» и «soft» компетенции; формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат;
  • формировать умение пользоваться технической литературой;
  • формировать целостную научную картину мира;
  • изучать приемы и технологии разработки алгоритмов и систем управления, машинного обучения, технических устройств и объектов управления.
  • формировать навыки проектной деятельности: этапы реализации проекта и инструменты организации проектной работы, представление результатов проекта.

Развивающие:

  • формировать интерес к техническим знаниям; развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное, пространственное и критическое мышление;
  • формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
  • развивать аккуратность, внимание и самоконтроль;
  • развивать способности осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения;
  • стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды конкурсной деятельности;

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;
  • формировать организаторские и лидерские качества;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
  • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Форма проведения занятий

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Соревновательная робототехника

14

3

11

1.1

Знакомство с соревновательной робототехникой в механике

3

1

2

Внутренний

контроль/соревнования

1.2

Выполнение заданий прошлых лет

3

1

2

Внутренний контроль/отчет

1.3

Обзор мероприятий текущего учебного года

3

1

2

Внутренний контроль/тест

1.4

Подготовка робота к соревнованиям

5

0

5

Внутренний контроль/тест конструкций

2.

Раздел 2. Проектная деятельность

21

6

15

2.1

Знакомство с основами проектной работы

3

1

2

Внутренний контроль/опро

2.2

Принципы проведения исследований

3

1

2

Наблюдение

2.3

Основные шаги при реализации проекта

3

1

2

Внутренний контроль/тест

2.4

Переход от проекта к продукту

5

1

4

Внутренний

контроль/наблюдение

2.5

Подготовка проекта к защите

5

2

3

Внутренний контроль/наблюдение

2.6

Защита проекта

2

2

Внутренний контроль

3

Раздел 3. DIY проекты

37

12

25

3.1

Реализация проекта по разработке автоматизированного устройства

37

12

25

Внутренний

контроль/наблюдение

Итого

72

21

51

Содержание учебного плана

Раздел 1. Соревновательная робототехника.

Тема 1.1. Знакомство с соревновательной робототехникой в механике.

Теория. Цели и принципы проведения робототехнических соревнований. Особенности заданий и ограничения.

Практика. Создание моделей роботов по регламентам

Тема 1.2 Выполнение заданий прошлых лет.

Теория. Знакомство с регламентами соревнований. Знакомство с особенностями конструкций победителей соревнований прошлого года.

Практика. Разработка собственного робота по правилам одного из соревнований прошлого года.

Тема 1.3 Обзор мероприятий текущего учебного года.

Теория. Знакомство с мероприятиями, проводимыми в текущем учебном году. Выбор соревнований и олимпиад для участия. Разбор регламентов.

Практика. Конструирование моделей

Тема 1.4 Подготовка робота к соревнованиям.

Практика. Разработка и тестирование собственных конструкций. Решение олимпиадных задач.

Раздел 2. Проектная деятельность.

Тема 2.1 Знакомство с основами проектной работы.

Теория. Этапы проектной деятельности, виды проектов, структура проекта, организация командной работы.

Практика. Определение тематики и направления проекта

Тема 2.2 Принципы проведения исследований.

Теория. Постановка эксперимента, правила проведения измерений, сбор данных, обработка результатов.

Практика. Проведение исследования, выбор подходящего варианта работы над проектом

Тема 2.3 Основные шаги при реализации проекта.

Теория. Цель проекта, этапы проекта, результат проектной работы, оформление проекта.

Практика. Разработка проекта

Тема 2.4 Переход от проекта к продукту.

Теория. Выбор целевой аудитории, оценка значимости проекта.

Практика. Доработка проекта

Тема 2.5 Подготовка проекта к защите.

Теория. Определение критериев для защиты проекта

Практика.  Разработка презентации проекта, подготовка к публичной защите.

Тема 2.6 Защита проекта.

Практика. Защита проекта внутри объединения. Выбор проектов для представления на уровне технопарка.

Раздел 3. DIY проекты.

Тема 3.1 Реализация проекта по разработке автоматизированного устройства.

Теория. Анализ созданного проекта, определение недоработок и необходимых модернизаций.

Практика. Доработка проекта, подготовленного в течении учебного года.

1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы.

Обучающиеся должны знать:

  • правила безопасного пользования инструментами и оборудованием, организовывать рабочее место;
  • оборудование и инструменты, используемые в области механики в робототехнике;
  • основные принципы работы с робототехническими элементами;
  • основные направления развития механики;
  • основные сферы применения робототехники, мехатроники и электроники;
  • основные принципы работы электронных схем и систем управления объектами.

         Должны уметь:

  • соблюдать технику безопасности;
  • разрабатывать системы с использованием электронных компонентов и робототехнических элементов;
  • разрабатывать алгоритмы и системы управления робототехническими устройствами;
  • разбивать задачи на подзадачи;
  • работать в команде;
  • проводить мозговой штурм;
  • применять логическое и аналитическое мышление при решении задач.

Soft skills: коммуникабельность, умение работать в команде, пунктуальность, критическое мышление, креативность, гибкость, дружелюбность, лидерские качества, умение организовать свою деятельность.

Результатом усвоения обучающимися программы по каждому уровню программы являются: устойчивый интерес к занятиям механики в робототехнике, результаты достижений в массовых мероприятиях различного уровня.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы механики » на 2021 - 2022 учебный год (см. приложение 1).

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 (СП 2.4.43648 -20, пункт 3.6.2,)

Срок обучения

1 год

Начало учебного года

01.09.2021

Окончание учебного года

31.05.2022

Количество учебных недель

36 недель

Количество часов за весь период обучения

72 часа

Продолжительность занятия (академический час)

          40мин

Периодичность занятий

1 раза в неделю по 2 часа

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование

Количество

11

Базовый набор для изучения робототехники.  Изготовитель: LEGO

3

12

Базовый робототехнический набор продвинутый уровень LEGO MINDSTORMS Education

3

13

Ресурсный набор продвинутый уровень LEGO MINDSTORMS

3

44

Набор полей LEGO

5

45

Коробки для хранения деталей

3

66

Ноутбук

10

77

Программа Lego Digital Designer  - по количеству компьютеров в классе.

10

Кадровое обеспечение: Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы механики» осуществляют педагог дополнительного образования МБОУ Сосновоборской СОШ .

Информационное -методическое обеспечение.

Методы образовательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • эвристический метод;
  • метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
  • метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
  • исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
  • проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
  • закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
  • диалоговый и дискуссионный.
  • игра-квест (на развитие внимания, памяти, воображения),
  • соревнования и конкурсы,
  • метод проектов;

 Форма организации учебных занятий:

  • беседа;
  • лекция;
  • техническое соревнование;
  • игра-квест;
  • экскурсия;
  • индивидуальная и групповая защита проектов;
  • лабораторно-практическая работа.

2.3. Формы аттестации 

Формы подведения итогов обучения защита группового проекта.

Оценка развития личностных качеств обучающегося производится по трём уровням:

  • «высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные для него;
  • «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был способен к большему;
  • «низкий»: изменения не замечены.

Результатом усвоения обучающимися программы являются: устойчивый интерес к занятиям робототехникой, результаты достижений в массовых мероприятиях различного уровня.

2.4. Оценочные материалы

Механизм оценки уровня освоения программы

Критерии оценки

Показатели

Уровни (баллы)

Практические умения и навыки

1-5

Низкий 1-2

Средний 3-4

Высокий 5

Умение осуществлять учебно- исследовательскую деятельность

1-5

Владение ПК

1-5

Умение публично выразить свою позицию

1-5

Умение работать в команде

1-5

Критерии оценивания защиты проекта

Критерии

Показатели

Баллы

0;0,5; 1

Компетентность

докладчика

Владение содержанием работы

Глубина раскрытия темы

Достоверность выводов и результатов

Креативность

Интерпретация материала. Оценка собственной работы, достижений

Решение проблемных ситуаций

Коммуникативность

Грамотно выстроено выступление. Грамотность речи

Четко сформулированные ответы на вопросы

Использование

презентационных

материалов

Презентационные материалы оформлены грамотно

Презентационные материалы встроены в выступление

с оптимальным распределением времени

Критерии выставления баллов

0 – не прослеживается;

0,5 – прослеживается не четко;

1 – прослеживается.

2.5. Методические материалы

 Список литературы

  1. Технология. Робототехника. 8 класс: учебное пособие / Д. Г. Копосов. — М.: БИНОМ.
  2. Беликовская Л. Г. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. - ДМК Пресс, 2016.
  3. Иванов А.А. Основы робототехники. Учебное пособие – Форум, 2015.
  4. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  5. Цуканова Е.А., Зайцева Н.Н. Конструируем роботов на LEGO MINDSTORMS Education EV3. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  6. Шевалдиной С. Г. Уроки Лего-конструирования в школе. Методическое пособие. - БИНОМ, 2013.

Список литературы для учащихся и родителей

  1. Валуев А.А. Конструируем роботов LegoMindstormsEV3. Робочист спешит на помощь. / Валуев А.А. - Лаборатория знаний, 2017
  2. Валуев А.А. Конструируем роботов LegoMindstormsEV3. Робот шпион. / Валуев А.А. - Лаборатория знаний, 2017
  3. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - Спб.: Наука, 2013.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Блог «Роботы и робототехника» http://insiderobot.blogspot.ru/ 

  2. Роботы, робототехника, микроконтроллеры. http://myrobot.ru/

Приложение 1

Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы механики » на 2021 - 2022 учебный год 

Педагог: Ткачёва Элеонора Николаевна.

Количество часов: всего – 72 часа, 1 раз в неделю по 2 часа.

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

 контроля

1

Комбинированная(сочетание теории и практики).

3

Знакомство с соревновательной робототехникой

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний

контроль/соревнования

2

Комбинированная(сочетание теории и практики).

3

Выполнение заданий прошлых лет

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний контроль/отчет

3

Комбинированная(сочетание теории и практики).

3

Обзор мероприятий текущего учебного года

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний контроль/тест

4

Комбинированная(сочетание теории и практики).

5

Подготовка робота к соревнованиям

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний контроль/тест конструкций

5

Комбинированная(сочетание теории и практики).

3

Знакомство с основами проектной работы

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний контроль/опро

6

Комбинированная(сочетание теории и практики).

3

Принципы проведения исследований

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

наблюдение

7

Комбинированная(сочетание теории и практики).

3

Основные шаги при реализации проекта

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний контроль/тест

8

Комбинированная(сочетание теории и практики).

5

Переход от проекта к продукту

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний

контроль/наблюдение

9

Комбинированная(сочетание теории и практики).

5

Подготовка проекта к защите

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний контроль/наблюдение

10

Комбинированная(сочетание теории и практики).

5

Защита проекта

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний контроль

11

Комбинированная(сочетание теории и практики).

37

Реализация проекта по разработке автоматизированного устройства

МБОУ Сосновоборская СОШ («Точка роста»)

Внутренний

контроль/наблюдение

Приложение 2

Лист корректировки рабочей программы

Дата переноса занятия

Причина переноса занятия (приказ на выход с обучающимися с указанием № приказа, больничный, отпуск либо дни Б/С, командировка и т.п)

Дата, на которую осуществлен перенос занятия

Форма реализации программного материала (уплотнение, доп. занятие и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»

Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разби...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»

Парикмахерское  искусство существует  давным-давно. Во  все  времена люди хотели выглядеть  красиво и привлекательно и прилагали  для этого немало усилий, изобретали спец...

Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела,  информационно – компьютерных техноло...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Умелец»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Умелец»Направленность: художественнаяВозраст 11-17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль – 17...