Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
план-конспект по теме
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы журналистики», через включение участников семинара в активную творческую деятельность. В приложениях приводятся задания, использованные автором на мастер-классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Основы журналистики»
Конспект Мастер-класса
Автор: методист,
педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ г.Донецка
З.А.Космодемьянская
Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы журналистики», через включение участников семинара в активную творческую деятельность.
Используемое оборудование:
- Проектор,
- 2 ноутбука для работы над выполнением заданий,
- Аудиоаппаратура,
- Микрофон,
- 2 стола, 4 стула.
Мастер-класс был проведен 13 марта 2018 года на ежегодном городском семинаре «Диссеминация передового педагогического опыта лучших педагогов муниципального образования «Город Донецк» после проведения педагогами дополнительного образования открытых занятий. С этим связаны задания, предлагаемые участникам.
Что? | Как? | Что нужно? |
Организационный этап 1 СЛАЙД |
- Я работаю с начинающими журналистами, и поэтому все, что будет происходить, будет касаться журналистики. У каждого журналиста есть свои жанровые предпочтения. Давайте проведем небольшой тест. - Кто сегодня делал фотографии? Кто успел выложить фото в инстаграм? – поднимите руки, пожалуйста. -В редакции вы бы наверняка работали бы фоторепортерами. Я приглашаю вас для выполнения творческого задания «Фоторепортаж». - Кто делал записи во время открытого занятия? поднимите руки, пожалуйста. Готовы поработать в отделе новостной журналистики? У вас сегодня будет такая возможность. - Кто хотел бы задать вопросы автору открытого занятия? – наверняка, ваш любимый журналистский жанр – интервью. У вас у всех сегодня будет возможность задать вопросы. - А кто запомнил имя кого-нибудь из участников занятия или обратил внимание на самую интересную прическу, одежду, обувь у детей? – Вы были бы мастерами репортажа. В репортаже важно уделять внимание мелочам. - Кто во время открытого занятия про себя подумал: отличная идея! но я бы сделал по-другому? Вы явные редакторы. У вас тоже сегодня будет возможность поработать. - Кто считает, что у него есть чувство ритма? А может, кто-то сочиняет стихи? Наверное, вы бы вели в издании поэтическую рубрику, а сегодня я приглашаю вас принять участие в поэтическом флешмобе. | Выбрать 2 ЧЕЛОВЕК Задание «Фоторепортаж» (приложение 1) 2 человека 4 человека, раздать задания «Деталь» приложение 2 Не менее 8 человек, Раздать задание «Буриме» Приложение 3 |
Основной этап. Информационный блок 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД | Презентация. Краткая информация о программе. Введение в тему. Особенности обучающихся:
Особенности программы:
Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно
| Презентация |
5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД | Проблема в том, что современные дети при работе с информацией:
поскольку:
Предпочтительные методы обучения:
Примеры использования методов в целях развития информационной компетенции
Сегодня я представлю вам достаточно традиционные, но вполне эффективные интерактивные эвристические методы и приемы, основанные на индивидуальном подходе. | |
Основной этап. Блок Интерактивное общение | Задание «Новость» -Итак, будущие авторы новости, вам нужно будет написать короткую новостную заметку об открытом занятии, на котором вы присутствовали. А мы вам поможем. (приглашаются к столу, знакомятся с заданием) Задание «Хэдлайн» - Приглашаю включиться в работу редакторов. «Хэдлайн» - заголовок, содержащий главную новостную информацию материала. Хедлайн может быть адресован разным категориям читателей. Варианты хэдлайна к новостной заметке о строительстве детской площадки, например, могут быть такими:
- Как вы думаете, какие категории читателей заинтересует каждый из хэдлайнов? - Давайте поможем нашим корреспондентам – придумаем варианты хэдлайна к их будущим заметкам. Редакторы предлагают. «Пресс-конференция». Пригласить автора открытого занятия - Важное умение журналиста – умение задавать вопросы. Итак, мастера интервью, вам слово. Какой вопрос вы бы хотели задать автору открытого занятия? Педагог выберет самый интересный из вопросов и даст на него ответ. А авторы новости смогут использовать эту информацию в своем материале. - Пока авторы работают над заданиями, предлагаю вам небольшую ролевую игру, демонстрирующую, насколько разной может быть информация об одном и том же событии. Упражнение «Орел». - Как вы поняли, подобные игры побуждают обучающихся более критично относиться к получаемой информации и обращаться к нескольким источникам | Ручки, блокноты, стол, 2 стула, ноутбук, Задание «Новость» Приложение 4 Приложение 5 |
9 СЛАЙД | Презентация выполненных заданий Пока журналисты работают, приглашаю мастеров репортажа. Они должны были выполнить небольшое творческое задание. Представление задания «Деталь». Презентация фоторепортажа (с использованием проектора) Презентация новости (зачитывают). На слайде – структура заметки-новости. | |
Подведение итогов | Флешмоб. - Думаю, что ярким завершением нашего семинара будет поэтический флешмоб. Приглашаю наших поэтов. -Мы сейчас исполним с вами рэп. Я читаю первую строчку, вы свою, я снова первую, следующий автор – свою. Читаем рэп. -Аплодисменты начинающим реперам. Спасибо за позитивную оценку мастер-класса и семинара в целом! | Фонограмма Подходящего бита |
Приложение 1.
Задание «Фоторепортаж».
На рабочем столе в ноутбуке собраны фотографии с сегодняшнего открытого занятия. Отберите 3-4 фотографии, в наибольшей степени отражающие то, что происходило на открытом занятии. Придумайте общее название вашему фоторепортажу и подписи под каждым снимком
Информация к заданию
Фоторепортаж – это РАССКАЗ-ИСТОРИЯ о событии.
Главная задача – передать информацию о событии максимально объективно, чтобы зритель, не имеющий возможности присутствовать лично, мог оценить, что он пропустил.
Приложение 2.
Упражнение «Деталь»
- Выделите одну деталь, характеризующую гостеприимную атмосферу гимназии № 12. Опишите ее 2-5 максимально точными предложениями.
Не используйте оценочные прилагательные!
- Выделите одну деталь, характеризующую интерес детей к тому, что происходило на занятии. Опишите ее 2-5 максимально точными предложениями.
Не используйте оценочные прилагательные!
- Выделите одну деталь, характеризующую звуковую атмосферу отрытого занятия, на котором вы присутствовали. Опишите ее 2-5 максимально точными предложениями.
Не используйте оценочные прилагательные!
Приложение 3.
Задание «Рэп».
Допишите вторую строчку, приготовьтесь принять участие в поэтическом флешмобе, зачитать написанную вами строчку под рэп бит.
Приложение к приложению 3.
Варианты:
Хотим напоследок сегодня сказать…
____________________________________________ ПОНЯТЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
__________________________________________РАЗВИВАТЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
_______________________________________ ДОПОЛНЯТЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
__________________________________________ ПЕРЕНЯТЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
__________________________________________НАПИСАТЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
____________________________________________ТЕТРАДЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
__________________________________________ ДОКАЗАТЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
____________________________________________ ПЕЧАТЬ
Хотим напоследок сегодня сказать…
____________________________________________ ПЯТЬ
Приложение 4
Задание «Новость».
Вы должны написать короткую новость об одном из открытых занятий. Это значит лаконично рассказать о важном, ярком, интересном событии.
Ваша короткая новость строится таким образом:
- Хэдлайн - короткое предложение, содержащее суть новости – 1 предложение. Оно же часто заголовок.
- Уточнение, разъяснение, описание факта, события, происшествия - 1-2 предложения.
- Комментарий ваш или значимого лица, отношение участников – 1-2 предложения (возможна цитата).
- Финал: возможные последствия, вывод, дополнительная забавная или заставляющая задуматься информация. – 1 предложение.
Итак, всего 5 предложений и не более 50 слов!
Не используйте оценочные прилагательные, типа «замечательный», «восхитительный» !
Пример заметки-новости
Завершился конкурс художественного искусства и декоративно-прикладного творчества «Юные дарования». - хэдлайн
По итогам работы жюри 16 участников были награждены дипломами первой степени, 15 - дипломами второй степени и 29 работ - третьей. Всего на выставке было представленно чуть больше ста работ. - факты, описание события
Это значит, что больше 50% авторов работ - дипломанты! - вывод, комментарий автора.
А приз зрительских симпатий мог бы получить Копатыч! Он сделан учениками школы № 13 из папье-маше и он большой - поэтому с ним все фотографируются. – финал
Лизунова Лидия, школа №20. – подпись
https://vk.com/public60840410?w=wall-60840410_1084
Приложение 5
Упражнение «Орёл».
Участвуют человек.
Ведущий: Представьте ситуацию. Из вольера в зоопарке улетел орёл. Поблизости оказался корреспондент, решивший написать об этом заметку. Он обратился к очевидцам, среди которых: (далее ведущий сразу раздает роли и делает необходимые пояснения)
Смотритель. Он оставил дверцу вольера открытой, но не хочет в этом признаваться.
Девочка 7 лет. Рада, что орел оказался на свободе.
Мама девочки. Она переживает, что орел мог бы угрожать здоровью ее ребёнка.
Парень и девушка. Они находились поблизости, но были заняты своими делами.
Директор зоопарка. Не видела, как улетел орёл, но имеет по этому поводу свое мнение.
Корреспондент (он же ведущий) каждому задает один и тот же вопрос: Как случилось, что орёл улетел?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида «Основы журналистики » Особенности обучающихся: Возраст от 13-18 лет; проявляют способности в области гуманитарных дисциплин; желают проявить себя в практической журналистской, творческой и социально-значимой деятельности.
Особенности программы Социально-педагогическая направленность. Использование практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов. Предоставление широких возможност ей самовыражения и самоактуализации. П оощрение индивидуальности . Решение задач общеразвивающего характера: расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы. Ф ормирование гражданской позиции и развитие организаторских навыков подростков через участие практической социально-значимой деятельности. ,
Информационная компетенция способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Проблема Обучающиеся при работе с информацией: Смешивают факты и оценки, Не умеют видеть детали, Имеют небольшой словарный запас, оперируя устойчивыми словесными конструкциями, Мало критичны по отношению к получаемой информации, Предпочитают визуальные способы передачи информации.
Предподчтительные методы обучения: активные методы, интерактивные методы, проблемно-исследовательский метод, метод проектов , эвристические методы, игровые методы. .
Примеры использования методов в целях развития информационной компетенции Проект «Один день из жизни донецких школ », Игра-вертушка « Инфо-поиск », Участие в сетевом проекте «Дежурный по городу» на Портале школьной прессы portal.lgo.ru , Игра-дискуссия «Свое мнение», Подготовка материалов для школьной страницы «Мое поколение» в городской газете «Донецкий рабочий», Публикация новостей на публичной странице в социальной сети Вконтакте «Школяр. net ». http://donetsk-dr.ru / https :// vk.com/public60840410 https :// nsportal.ru/zoya-kosmodemyanskaya
Новостная заметка Структура: Хэдлайн - короткое предложение, содержащее суть новости – 1 предложение. Оно же заголовок. Уточнение, разъяснение, описание факта, события, происшествия - 1-2 предложения Комментарий ваш или значимого лица, отношение участников – 1-2 предложения Финал: возможные последствия, вывод, дополнительная забавная или заставляющая задуматься информация – 1 предложение. Итак, всего 5 предложений и не более 50 слов!
Детство делаем счастливым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы вокального искусства"
Программа художественной направленности «Основы вокального искусства» носит характер познавательно-прикладной, а это значит, что заинтересовать ребенка музыкально-творческой деятельностью,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»
Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разби...
Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"
Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой, с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела, информационно – компьютерных техноло...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы журналистики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школажурналистики» направлена на развитие личности обучающегося какначинающего журналиста – публициста, его социализацию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Основы журналистики»
Цели программы:создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования на основе изучения основ журналистского мастерства.Перспе...
- Мне нравится (2)