Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»
рабочая программа на тему
Парикмахерское искусство существует давным-давно. Во все времена люди хотели выглядеть красиво и привлекательно и прилагали для этого немало усилий, изобретали специальные приспособления и инструменты, которые использовали в процессе выполнения причесок и стрижек. Но, конечно же, никакой инструмент, будь то металлический стержень или современные электрощипцы, не могут заменить ловких рук мастера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_parikmaherskoe_iskusstvo_sereda.docx | 74.86 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Парикмахерское искусство существует давным-давно. Во все времена люди хотели выглядеть красиво и привлекательно и прилагали для этого немало усилий, изобретали специальные приспособления и инструменты, которые использовали в процессе выполнения причесок и стрижек. Но, конечно же, никакой инструмент, будь то металлический стержень или современные электрощипцы, не могут заменить ловких рук мастера.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства» объединения «Юный парикмахер» представляет собой разработанный дополнительный общеобразовательный курс социально-педагогической направленности. Она направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся; создание основы для приобретения ими опыта по созданию объектов парикмахерского искусства; развитие мотивации личности учащихся к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащихся.
Новизна программы: в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности учащихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, предусматривающему возможность эффективно решать задачу общего развития учащегося, расширяя и углубляя знания, полученные учащимися на уроках в основной школе.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована на запросы учащихся старшего и среднего школьного возраста, родителей (лиц, их заменяющих), окружающего социума. Она направлена не только на освоение определенных профессиональных навыков, но и на освоение основ коммуникативной культуры, определенных знаний и сведений о физиологии человека, формирование эстетического вкуса. Изучение курса помогает учащимся приобрести практические навыки, воспитать коммуникативные умения и умения самовыражения в творчестве, помогает установить гармоничные отношения с обществом, развить вкус, сориентироваться в выборе профессии.
Педагогическая целесообразность программы заключается в практической важности взаимосвязи и реализации принципов обучения, воспитания и развития; создания условий для социального, физического, культурного совершенствования и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося. Программа предусматривает не только осуществление метапредметных связей посредством усвоения суммы знаний различных образовательных областей, но и практическое их применение.
Отличие программы от других в этой направленности в том, что она даёт возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в разных видах работ парикмахера, помогает им сделать осознанный выбор в пользу определенного вида работ, то есть самореализоваться и самоопределиться в них.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- Актуальность
- Духовность
- Добровольность
- Востребованность
- Комплексность
- Вариативность
- Непрерывность
- Связь воспитания с жизнью
- Воспитание в процессе деятельности
- Опора на положительное в личности
- Профориентационная направленность
Адресат программы. Возраст учащихся, на который ориентирована программа, имеет диапазон от 13 до 18 лет. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.
Набор в объединение осуществляется путём собеседования с учащимися и на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме, рассчитана на 144 часов, один год обучения. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические и практические виды деятельности.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые формы работы. При этом используются беседы, учебные игры, конкурсы, соревнования, самостоятельная работа, практические занятия, тренинги, зачеты, и др.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, взаимоуважение, наглядность, индивидуализация, добровольность.
Основания для отчисления из объединения:
- систематические пропуски занятий,
- нежелание учащихся заниматься в объединении,
- несогласие родителей,
- смена места жительства,
- медицинские противопоказания.
Программа определяет своей целью содействие профессиональному и творческому определению учащихся на основе обучения традиционным приемам парикмахерского искусства и креативным направлениям современной моды.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
образовательные:
- формирование элементарных знаний по парикмахерскому делу;
- формирование первоначальных представлений о роли парикмахерского искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений парикмахерского искусства;
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми домашнему парикмахеру;
- формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы парикмахерского искусства;
личностные:
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду;
- формирование общественной активности, реализация в социуме;
- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности;
- создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества.
метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- формирование творческого мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку.
- формирование умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах парикмахерской деятельности. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы.
Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям учащихся, обеспечивая их занятость в течение занятий.
В работе с учащимися большое значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов причесок и стрижек, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала. При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия.
Для проведения занятий используются разные формы обучения: викторина, проектная деятельность, видеоуроки, организация творческих мероприятий (конкурсов, мастер-классов, и др.).
Учебный план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1 | Вводное занятие. История развития парикмахерского искусства. Психологические типы клиентов. | 2 | 1 | 1 | Карточки с проблемными ситуациями |
2 | Помещение и оборудование. Инструменты и приспособления. Парикмахерское белье. Подготовительные и заключительные работы. Обязанности мастера. Стерилизация и дезинфекция. Влияние на экологию средств, используемых парикмахером. | 8 | 4 | 4 | Фронтальный опрос и тестирование |
3 | Строение волос, физические свойства, цикл развития. Анализ волос и кожи головы. Мытье волос. Сушка. Лечение волос. Массаж кожи головы. | 12 | 6 | 6 | Индивидуальный опрос |
4 | Типы лица. Коррекция лица с помощью прически. Деление головы на зоны. | 6 | 2 | 4 | Фронтальный опрос и работа с карточками |
5 | Стрижка волос (основные приемы стрижки, мужские, женские, детские стрижки). | 34 | 10 | 24 | Индивидуальное собеседование с выполнением контрольных упражнений |
6 | Укладка волос. Специальные средства для укладки волос. | 20 | 6 | 14 | Индивидуальные практические задания |
7 | Моделирование причесок. Стили причесок. Праздничные прически. Прически кубанских казаков и казачек. Плетение кос. Прически с элементами плетения. | 34 | 4 | 30 | Творческий проект |
8 | Окраска волос. Группы красителей. Современные способы окраски волос. | 12 | 4 | 8 | Зачетный лист |
9 | Химическая завивка | 14 | 6 | 8 | Зачетный лист |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Экзамен | |
Итого | 144 | 43 | 101 |
Содержание учебного плана
ТЕМА 1. Вводное занятие. История развития парикмахерского искусства. Психологические типы клиентов. (2 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с содержанием и перспективами обучения, уставом ДДТ, правилами ТБ на занятиях. История парикмахерского искусства. Психологические типы клиентов и правила поведения с ними.
Практические занятия. Проведение игр на знакомство, выявление лидерских качеств. Решение проблемных ситуаций, приведенных в специальных карточках для закрепления материала. Обсуждение результатов.
ТЕМА 2. Помещение и оборудование. Инструменты и приспособления. Парикмахерское белье. Подготовительные и заключительные работы. Обязанности мастера. Стерилизация и дезинфекция. Влияние на экологию средств, используемых парикмахером. (8 ч.)
Теоретические сведения. Типы парикмахерских. Виды помещений, оборудование. Виды инструментов и приспособлений для расчесывания, стрижки, укладки, химической завивки и окраски волос. Парикмахерское белье. Санитарно-гигиенические нормы и правила противопожарной безопасности. Подготовка рабочего места. Обязанности мастера. Способы и средства для проведения стерилизации и дезинфекции инструментов. Влияние на экологию средств, используемых парикмахером. Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Отработка приемов держания и работы с ножницами, расческами, бигуди, феном. Выполнение алгоритма подготовки рабочего места, начальных и заключительных этапов парикмахерской работы. Демонстрация способов дезинфекции и стерилизации инструментов, обоснование выбора того или иного способа. Соблюдение правил техники безопасности. Использование здоровьесберегающих технологий. Проведение релаксационных упражнений.
ТЕМА 3. Строение волос, физические свойства, цикл развития. Анализ волос и кожи головы. Мытье волос. Сушка. Лечение волос. Массаж кожи головы. (12 ч.)
Теоретические сведения. Строение волос и кожи головы. Фазы роста и развития волоса. Физические свойства волос. Типы волос и способы ухода за ними. Тест на определение типа волос. Укладка каждого типа волос. Болезни волос и способы лечения. Перхоть. Выпадение волос. Укрепление и стимуляция роста волос. Способы и виды мытья и сушки волос. Виды и назначение шампуней, правила их нанесения. Виды массажа кожи головы (успокаивающий, стимулирующий, лечебный). Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Выполнение анализа волос и кожи головы. Тестирование типа волос. Обсуждение результатов проведенных тестов. Определение типа волос и описание рекомендаций по уходу за ними. Укладка волос в зависимости от их типа. Отработка последовательности мытья и сушки волос. Нанесение шампуня в соответствии с их назначением и правилами нанесения. Рекомендации по укреплению и стимуляции роста волос при их выпадении, появлении перхоти. Выполнение массажа кожи головы и оценка его эффективности. Соблюдение правил техники безопасности.
ТЕМА 4. Типы лица. Коррекция лица с помощью прически. Деление головы на зоны. (6 ч.)
Теоретические сведения. Типы лица (овал, прямоугольник, круг, квадрат, треугольник). Коррекция формы лица с помощью стрижки (советы). Способы коррекции. Выбор стиля. Подбор прически и цвета волос с учетом типа лица. Деление головы на зоны перед началом стрижки. Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Определение типа лица, волос клиента. Дача рекомендаций по поводу выполнения прически для коррекции данного типа лица. Обоснование своего выбора. Обсуждение правильности данных рекомендаций согласно правилам коррекции формы лица. Деление волос на голове по зонам перед проведением стрижки. Соблюдение правил техники безопасности. Использование здоровьесберегающих технологий. Проведение релаксационных упражнений. Работа с программой «Салон красоты».
ТЕМА5. Стрижка волос (основные приемы стрижки, мужские, женские, детские стрижки). (34 ч.)
Теоретические сведения. Основные приемы стрижек (стрижка на пальцах, тушевка, сведение волос «на нет», окантовка, филировка, градуирование, пойтинг, слайсинг). Группы (равномерное и неравномерное укорачивание волос) и виды (контрастные и неконтрастные) стрижек. Последовательность выполнения базовых мужских (простая мужская стрижка ножницами, машинкой, на расческе, классическая мужская стрижка, «Полька», «Полубокс», «Бокс», «Ёжик», «Канадка», «Английская»), женских (стрижка волос равной длины, классическое каре, каре с удлиненными передними прядями, каре с загибающимися вверх (вниз) концами, каре с открытым затылком, каскад, универсальная короткая стрижка, «Боб», «Елена», «Шапочка») и детских стрижек. Стрижка бороды, усов и бакенбардов. Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Выполнение тренировочных упражнений приемов базовых стрижек (стрижка на пальцах, тушевка, сведение волос «на нет», окантовка, филировка, градуирование, пойтинг, слайсинг). Выполнение мужских стрижек (простая мужская стрижка ножницами, машинкой, на расческе, классическая мужская стрижка, «Полька», «Полубокс», «Бокс», «Ёжик», «Канадка», «Английская»). Выполнение женских стрижек (стрижка волос равной длины, классическое каре, каре с удлиненными передними прядями, каре с загибающимися вверх (вниз) концами, каре с открытым затылком, каскад, универсальная короткая стрижка, «Боб», «Елена», «Шапочка»). Выполнение детских стрижек. Отработка приемов стрижки бороды, усов и бакенбардов. Соблюдение правил техники безопасности.
ТЕМА 6. Укладка волос. Специальные средства для укладки волос. (20 ч.)
Теоретические сведения. Специальные средства для укладки волос. Народные средства для укладки волос. Приборы для укладки волос. Технология укладки волос горячим (фен, плойка, утюжок) и холодным (расческа, зажимы, пальцы мастера) способами. Укладка на бигуди различной формы, размеров, качества. Расчесывание. Тупирование. Начесывание. Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Выполнение различных видов укладки волос феном, электрическими щипцами, различными стайлерами. Обоснование выбора того или иного средства для укладки волос. Приготовление народных средств для укладки волос. Укладка волос на бигуди (вертикальное и горизонтальное накручивание), начесывание, тупирование. Использование здоровьесберегающих технологий. Проведение релаксационных упражнений. Соблюдение правил техники безопасности.
ТЕМА 7. Моделирование причесок. Стили причесок. Праздничные прически. Прически кубанских казаков и казачек. Плетение кос. Прически с элементами плетения. (34 ч.)
Теоретические сведения. Основные принципы моделирования причесок. Группы и типы причесок, а также требования к ним. Стили причесок. Последовательность выполнения причесок. Варианты укладки челки. Прическа с рельефами. Прическа типа «ракушка», «валик», «бублик». Прическа для вечера или торжественного случая. Прическа с применением узлов. Прическа с пучками из жгутиков. Прическа «Листики». Плетение типа «колосок», «веревочка», «плеточка» или коса из тонких прядей. Прически кубанских казаков и казачек. Прически с элементами плетения. Разработка причесок и стрижек с учетом густоты и качества волос, а также типа лица. Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Выполнение различных элементов причесок, полагаясь на основные принципы моделирования. Обоснование выбора стиля прически в зависимости от случая. Плетение различного вида кос. Выполнение прически сначала простой, а впоследствии более сложной конфигурации. Выполнение причесок с элементами плетения и без. Разработка причесок и стрижек с учетом густоты и качества волос, а также типа лица. Ролевая игра «У меня сегодня праздник». Соблюдение правил техники безопасности.
ТЕМА 8. Окраска волос. Группы красителей. Современные способы окраски волос. (12 ч.)
Теоретические сведения. Четыре группы красителей. Правила окраски каждой из них. Инструменты и материалы. Подготовительные работы. Современные способы окраски волос, мелирование, колорирование, тонирование. Способы приготовления, смешивания составов, время выдержки состава на волосах. Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Подбор цвета клиенту, обоснование выбора. Обсуждение выбранного красящего состава, инструмента, способа окраски волос клиента. Подготовка состава для окрашивания. Окраска любым из четырех видов красителей. Окрашивание волос любым из изученных способов. Соблюдение правил техники безопасности.
ТЕМА 9. Химическая завивка волос. (14 ч.)
Теоретические сведения. Препараты для химической завивки. Инструменты и принадлежности для химической завивки. Выбор препарата для клиента. Накручивание волос на коклюшки. Методы накручивания волос. Порядок выполнения химической завивки. Виды химической завивки. Химическая завивка на обесцвеченные волосы. Правила техники безопасности на занятиях.
Практические занятия. Обоснование выбора препарата, инструментов и принадлежностей для химической завивки волос, метода накручивания волос на коклюшки. Выполнение тренировочных упражнений накрутки волос на коклюшки различными способами. Обсуждение правил ухода за волосами после химической завивки. Соблюдение правил техники безопасности.
ТЕМА 10. Итоговое занятие. (2 ч.)
Практические занятия. Подведение итогов работы за год. Закрепление полученных навыков. Аттестация. Конкурс «Парикмахер года».
Планируемые результаты
В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по парикмахерскому делу, духовному и культурологическому воспитанию, эстетическому и нравственному совершенствованию, формированию внутренней культуры, дисциплины, воли, коллективизма, воспитания уважения к окружающим, старшим - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:
Знания | Умения |
к концу обучения | |
Историю развития парикмахерского искусства. Правила пользования парикмахерским инструментом. Основы ухода за волосами и кожей головы. Последовательность выполнения укладки, причесок и стрижек, химической завивки и окраски волос. Правила безопасности при работе с парикмахерскими инструментами и химическими препаратами. | Уметь выполнять стрижки и прически для различных типов лица с учетом эстетических требований. Творчески подходить к выполнению работы. Выполнять окрашивание и химическую завивку волос. Общаться с клиентом, друг с другом, с педагогом в соответствии с нормами поведения в обществе. Ухаживать за волосами. Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности.
|
Таким образом, учащиеся по окончании срока обучения получают следующие результаты:
образовательные:
- владение элементарными знаниями по парикмахерскому делу;
- сформированы первоначальные представления о роли парикмахерского искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- владение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений парикмахерского искусства;
- владение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми домашнему парикмахеру;
- владение комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы парикмахерского искусства;
личностные:
- приняты и освоены социальные роли учащегося, развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
- развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
- развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- выработаны личностные качества, способствующие приобретению навыков творческой деятельности, умению объективно давать оценку своему труду;
- сформирована общественная активность, реализация в социуме;
- развиты творческие, коммуникативные и организационные способности, необходимые для последующего профессионального образования и трудовой деятельности;
- создана комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности и сотрудничества;
- выработана потребность в соблюдении здорового образа жизни;
метапредметные:
- освоены универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми);
- освоены способы решения проблем творческого и поискового характера;
- сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- сформирована готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- выработана готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- приобретены навыки творческого мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;
- сформированы умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку;
- получены навыки и умения планирования и организации своей деятельности с учетом оптимального распределения времени при выполнении практических заданий;
- развиты умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.
К концу обучения у учащихся должны быть развиты моторные навыки, глазомер, образное мышление, художественный вкус, осанка, точность движений, навыки коммуникативного искусства; должны развиться трудолюбие, терпение, стремление к красоте, уважение к членам коллектива, взаимовыручка, гуманное отношение к людям. Должен сформироваться возрастающий интерес к профессии парикмахера, проявиться творческая индивидуальность.
Самый существенный результат реализуемой программы – это творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося; создание основы для приобретения им опыта по созданию объектов парикмахерского искусства; развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося.
- Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 01.09.2017-31.08.2018 |
Количество учебных недель | 36 |
Продолжительность каникул | нет |
Место проведения занятия | Кабинет № 30 |
Режим занятий | Два раза в неделю по два часа |
Форма занятий | групповая |
Сроки контрольных процедур | Начало, середина, конец учебного года |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | Участие в мероприятиях ДДТ (по плану) |
Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу (приложения №1,2,3).
Условия реализации программы
- Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. А также иметь диплом, свидетельство или сертификат об усвоении курса (программы) «Парикмахер-универсал».
2. Материально-техническое обеспечение
Для работы объединения необходимы следующие условия:
- Просторное светлое хорошо проветриваемое помещение
- Проточная вода
- Аптечка с набором медикаментов
- Столы и стулья для каждого обучающегося
- Зеркало с полками
- Шкаф для хранения препаратов
- Ведро и таз
- Компьютер и проектор для демонстрации фото и видеоматериалов
- Инструкция по ТБ
- Пособия по парикмахерскому искусству
- Удлинитель-тройник
Инструменты и принадлежности:
- Фен
- Ножницы прямые и филировочные
- Электрическая машинка
- Утюжок
- Электрические щипцы (плойка)
- Пенал расчесок
- Брашинги
- Пеньюар
- Фартук
- Одноразовые воротнички
- Распылитель
- Одноразовые полотенца
- Зажимы
- Щетка для чистки расчесок
- Учебная голова-манекен
- Держатель для учебной головы
- Наборы бигуди
- Коклюшки
- Химические препараты для окраски и химической завивки
- Лак, мусс и воск для волос
Формы аттестации
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, контрольных упражнений, выполнения творческих заданий, групповых игр, результатов участия в конкурсах.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);
- текущая диагностика, проводимая в ходе учебного года (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов зачетных листов, опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы: тестирование, контрольные упражнения, зачеты, творческие проекты, экзамены и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностические карты);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (диагностическая карта);
- тестирование для составления общей картины о знаниях учащихся.
Методические материалы
Основной формой обучения является занятие. При этом используются лекции, беседы, дискуссии, учебные игры, упражнения, самостоятельная работа, зачетные задания, контрольные упражнения и т.д..
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности,
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов,
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,
- закреплению знаний и умений,
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов и рефлексией частей.
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. При ее планировании педагог определяет общую задачу для учащихся в предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план. Календарное планирование работы делает разработку учебного плана более легкой, удобной, при этом составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, планы занятий объединения, сценарии, разнообразный информационный материал, рефераты, лекции по темам программы, и др.. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (раздаточный материал, тесты, анкеты, опросники, контрольные упражнения, зачетные листы, карточки-задания, и др.).
Алгоритмические и эвристические методы включают в себя постановку и решение познавательных задач, выполнение тренировочных упражнений, заданий, решение ситуативных задач, проведение ролевых игр и тренингов, конкурсов, состязаний, что и предусматривается в программе.
К примеру, первое занятие – вводный цикл - организационно-вводное, ознакомительное. Здесь следует рассказ о программе – настрой на достижение поставленных целей, проводится собеседование с учащимися. Даются первоначальные сведения о предлагаемой программе, выявляются возможности при работе над программой, мотивы обучения, знания по технике безопасности и охране безопасности жизни и здоровья. Тестирование, выполнение заданий. Инструктаж по технике безопасности.
Метод: «проблемное погружение» - понимание требований при выполнении очередного практического задания. Основные (базовые) знания. Умение их применять на практике. Отработка навыков работы. Беседы об особенностях работы парикмахера. Рассказы и лекции педагога. Ролевые игры. Конкурсы. Зачетные задания.
Основной метод результативного обучения – игра. Учащиеся ожидают не обучения, а дружной команды, приключений. Поэтому у нас нет экзаменов - есть испытания, состязания, деловые и ролевые игры.
Ввиду всего этого задача педагога - глубоко продумывать каждый шаг, планируя работу с учащимися. Все занятия должны способствовать умственному и нравственному развитию учащихся. Из этого следует, что секрет успеха в постоянном и умелом сочетании всех этих элементов воспитания.
Практические занятия дают учащимся много полезных жизненных навыков и знаний. У них формируются умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований педагога и выполнения правил во время практической работы.
- Технология парного обучения
Этот вид технологий, при котором один учащийся обучает другого. Система специальностей имеет целью развить у учащихся привычку к постоянному созидательному и свободному труду. Кроме чисто практической ценности специальностей, само приобретение специальностей имеет целью развить у учащихся сознание необходимости собственного роста и стремления к самосовершенствованию.
При этом важно отметить, что для применения этой технологии необходимо наличие в малой группе (звене) по меньшей мере, трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах.
Обычно коммуникация двух учащихся происходит в форме диалога. При парном обучении практически реализуется принцип «обучая – учусь». Технология парного обучения принципиально отличается от учения через обучение. В «учении через обучение» сохраняется фронтальное обучение, при котором «один воспитанник обучает группу воспитанников», то есть заменяет педагога.
Технология парного обучения основана на взаимодействии двух людей. Такое взаимодействие в обычной жизни встречается достаточно часто, поскольку людям свойственно общение «с глазу на глаз». Важным отличием парного взаимодействия от технологии парного обучения является присутствие необходимых и достаточных технологических компонент.
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
В педагогической деятельности широко используются ролевые игры. Они позволяют расширять кругозор учащихся, развивать познавательную деятельность, формировать различные умения и навыки, необходимые в практической и профессиональной деятельности, развивать и укреплять активную жизненную позицию учащихся.
Учащиеся – они ученики, и задача педагога – предоставить им возможность прожить ситуации выбора. Успешные и неуспешные. Используя в обучении технологию игровых методов, педагог помогает им проложить дорогу к своему «я», а дальше они уже пусть сами решают, как жить с этими новыми переживаниями— неизбежными спутниками внутренней свободы.
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
В процессе работы особо выделяются педагогические технологии работы "малых групп", впервые опробованные в 1907-1909 г.г Робертом Стефенсоном Смитом Баден-Пауэлом и усовершенствованные, с учетом адаптирования к российским условиям – О.И.Пантюховым, М.В.Агаповым-Таганским, Б.Б.Мартино и другими.
Малая группа это самостоятельная, полноценная воспитательная и организационная единица. В малой группе сильнее всего проявляется и ощущается "нравственная среда" детского объединения. Среда - мощный воспитательный фактор (семья, школа, внешкольная организация). Лидеру малой группы, хоть он и не педагог, легче воздействовать на своих сверстников. Дети идут за товарищем, которого любят и уважают, принимают от него советы и указания. В плане управления всем детским объединением малая группа проводит воспитательную и образовательную работу, получая от меня инструкции, и задания в соответствии с образовательной программой. Звено - прекрасный по размеру трудовой коллектив в городе и в летнем лагере. Задача лидера - обеспечить всех членов малой группы определенной работой и следить за ее исполнением.
При применении педагогических технологий работы "малых групп", сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
- Здоровьесберегающие технологии
Согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность детского объединения «Юный парикмахер», внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье учащихся, приучить их к активной здоровой жизни. Это различные релаксационные упражнения, физкультминутки и т.д.
- Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. В таком случае информационными и коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Использование ИКТ позволяет визуализировать многие процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого учащегося в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого учащегося.
Вышеизложенные принципы, формы, методы реализации программы делают ее привлекательной для учащихся. В этой программе использованы лучшие стороны множества различных педагогических теорий.
Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Имеет внутреннюю и внешнюю рецензии в соответствии с локальным актом - порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУ ДО ДДТ ст.Калининской, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва. Этим же локальным актом в соответствии с требованиями СанПиН определяются количественный состав учащихся в объединении, их возрастные категории.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
В МБУ ДО ДДТ ст.Калининской приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
- образовательная программа, включающая учебный план, календарные учебные графики реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;
- правила внутреннего распорядка учащихся;
- положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст.Калининской и учащимися и (или) их родителями (законными представителями);
- положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Список литературы:
- для педагога
Белик Э.В., Немирова А.А., Савемкова В.А. Советы мастера домашнему парикмахеру. – ПКФ «БАО», Донецк, 1997
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждения дополнительного образования. – Гуманитарный издательский центр, Москва, 2001
Гутыря Л. Парикмахерское мастерство. – Фолио, Москва, 2007
Евладова Е.В., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2011
Карпов Е., Романова Е., Молоканова Н. Парикмахерская дома. Прически и макияж. – ТОО «Внешсигма», Москва, 1999
Константинов А.В. Как стать парикмахером. – Город мастеров, Москва, 2007
Мещеорякова С., Коверьянова С., Сухомесова Н. и др. 250 модных причесок. Стрижка, уход, укладка для любого типа волос. – ТОО «Внешсигма», Москва, 1999
Панченко О.А. Стрижка. Моделирование. Прическа. – Дом «М и М», Санкт-Петербург, 1998
Плетение косичек для начинающих. – Эскимо, Москва, 2014
Плотникова И.Ю., Черниченко Т.А. Технология парикмахерских работ. – ACADEMIA, Москва, 2014
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – Педагогический поиск, Москва, 2000
Торлецкая Т.А., Екатериничева Е.Г. Парикмахерское искусство. – «Диамант», «Золотой век», Санкт-Петербург, 1997
Уколова М. Лучшие косы и косички своими руками. Пошаговое иллюстрированное практическое руководство. – АСТ, Москва, 2015
Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи. – Дополнительное образование, Москва, 2001
Чулкова О., Александрова Г.В. Уроки домашнего парикмахера. – ТОО «Тригон», Санкт-Петербург, 1997
Энциклопедия парикмахера для семьи. – Домашние чтения, Москва, 2013
Цифровые образовательные ресурсы:
www.beautyday.pro, www. parikmaheru.web-box.ru, www.uhairstylist.com
Законодательная база:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;
- постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
- устав МБУ ДО ДДТ ст.Калининской;
- локальные акты ДДТ.
- для детей и родителей:
Белик Э.В., Немирова А.А., Савемкова В.А. Советы мастера домашнему парикмахеру. – ПКФ «БАО», Донецк, 1997
Гутыря Л. Парикмахерское мастерство. – Фолио, Москва, 2007
Карпов Е., Романова Е., Молоканова Н. Парикмахерская дома. Прически и макияж. – ТОО «Внешсигма», Москва, 1999
Константинов А.В. Как стать парикмахером. – Город мастеров, Москва, 2007
Мещеорякова С., Коверьянова С., Сухомесова Н. и др. 250 модных причесок. Стрижка, уход, укладка для любого типа волос. – ТОО «Внешсигма», Москва, 1999
Панченко О.А. Стрижка. Моделирование. Прическа. – Дом «М и М», Санкт-Петербург, 1998
Плетение косичек для начинающих. – Эскимо, Москва, 2014
Плотникова И.Ю., Черниченко Т.А. Технология парикмахерских работ. – ACADEMIA, Москва, 2014
Торлецкая Т.А., Екатериничева Е.Г. Парикмахерское искусство. – «Диамант», «Золотой век», Санкт-Петербург, 1997
Уколова М. Лучшие косы и косички своими руками. Пошаговое иллюстрированное практическое руководство. – АСТ, Москва, 2015
Чулкова О., Александрова Г.В. Уроки домашнего парикмахера. – ТОО «Тригон», Санкт-Петербург, 1997
Энциклопедия парикмахера для семьи. – Домашние чтения, Москва, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»
Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разби...
Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...
Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"
Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой, с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела, информационно – компьютерных техноло...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Умелец»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Умелец»Направленность: художественнаяВозраст 11-17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль – 17...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы безопасности жизнедеятельности"
Аннотация Необходимость воспитания гражданина – патриота актуальна сейчас как никогда, чтобы защитить нравственное сознание молодежи в период обост...