Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»
рабочая программа на тему
Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разбираться в основах рыночной экономики, так как это является сейчас особенно актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_ekonomiki.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разбираться в основах рыночной экономики, так как это является сейчас особенно актуальным.
Первой причиной изучения экономики является то, что она имеет дело с проблемами, которые непосредственно касаются каждого из нас. В процессе жизни приходится отвечать на большое количество вопросов и решать много проблем. Сколько у меня останется зарплаты после уплаты налогов и взносов? Под какой кредит лучше взять автомобиль и квартиру и вообще стоит ли его брать?
Существуют проблемы не только семейного и личного плана. Каждый из нас проживает в какой-то стране, которая характеризуется своей политической, а вместе с тем экономической деятельностью, последствия которой влияют на всех независимо от социального статуса и занимаемой должности.
Также экономика помогает ответить на вопросы в сфере предпринимательской и финансовой деятельности. Почему одни акции растут в цене, а другие падают? А как повлияет новый Налоговый кодекс на мой бизнес или мои отношения с зарубежными партнерами?
Спектр вопросов, который охватывает современная экономика, весьма широк, и каждый человек был озадачен проблемами из вышеперечисленных сфер, где экономика является единственным указателем к правильному ответу.
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у учащегося необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов» объединения «Юный экономист» относится к социально-экономической направленности. Она предусматривает комплексное образование учащихся с целью получения специфических умений и навыков, компетентностей, которые в дальнейшем позволят им решать такие жизненные проблемы, например, грамотные действия на рынке товаров и услуг, составление потребительского семейного бюджета, определение выручки, издержек, прибыли, налоговых выплат, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. Программа направлена на получение учащимися социально-экономического профиля знаний в сфере основ рыночной экономики. Каждый учащийся на основе общих знаний сможет самостоятельно охарактеризовать экономические проблемы предприятий населенного пункта, в котором они живут, и найти пути их решения, внести предложения по развитию экономики через составление и защиту собственного бизнес-плана.
Актуальность программы обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.
Главная задача современного образования – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение на средней и старшей ступени ориентировано на максимальное развитие личностных, познавательных и созидательных способностей учащихся, способствует созданию условий для успешной социализации его в современном социуме, активной адаптации на рынке интеллектуального труда.
Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен знать экономическую науку, которая сполна отражает новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в применении полученных знаний в практической деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в практической важности взаимосвязи и реализации принципов обучения, воспитания и развития; создания условий для социального, культурного совершенствования и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося. Программа предусматривает не только осуществление межпредметных связей посредством усвоения суммы знаний различных образовательных областей, но и практическое их применение.
Отличие программы от других в этой направленности в том, что в ее основу положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и расширения базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций. Занятия по данному курсу помогут детям в подготовке к ЕГЭ, одной из тенденций которого стало увеличение практических заданий по экономике следующего типа: определить по графику ситуацию на рынке товаров и услуг, выявить функцию налогов в условиях экономического кризиса, определить последствия конкуренции среди товаропроизводителей на рынке и т.п.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- Актуальность
- Духовность
- Добровольность
- Востребованность
- Комплексность
- Вариативность
- Непрерывность
- Связь воспитания с жизнью
- Воспитание в процессе деятельности
- Опора на положительное в личности
- Профориентационная направленность
- Интеграция с другими дисциплинами: обществознанием, историей, математикой, географией.
Адресат программы. Возраст обучающихся, на который ориентирована программа, имеет диапазон от 13 до 18 лет. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.
Набор в объединение осуществляется путём собеседования с учащимися и на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении обучающихся) при отсутствии медицинских противопоказаний.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме, рассчитана на 144 часа, один год обучения. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю.
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают лекции, практические занятия, учебные игры, беседы, тренинги, самостоятельные работы, конкурсы.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Применяется дифференцированный подход через получение индивидуальных заданий упрощенной или усложненной формы.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, дедукция и индукция, активность, драматизация, и т.д.
Основания для отчисления из объединения:
- систематические пропуски занятий,
- нежелание учащихся заниматься в объединении,
- несогласие родителей (законных представителей),
- смена места жительства,
- медицинские противопоказания.
Программа определяет своей целью усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современных условиях. Практико-ориентированное развитие базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
образовательные:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- способствовать освоению системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования;
- формирование готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
- организация закрепления тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации;
- обучение производства экономических вычислений на реальных и условных примерах;
- освоение системы (познакомить с системой знаний) знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, активной жизненной позиции;
- воспитание лидерских, морально-волевых качеств, уважения к национальным традициям;
- способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуаций реальной жизни.
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения, уважение к труду;
метапредметные:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоение универсальных учебных действий;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку.
- формирование умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.
Выполнение программы рассчитано на один год обучения.
Учебный план
«Основы экономики и финансов» | |||||
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
2 | Основы экономической жизни общества. Доходы и расходы семьи. | 14 | 6 | 8 | самостоятельная работа |
3 | Спрос и предложение. Равновесие на рынке. | 14 | 6 | 8 | деловая игра «Аукцион экономических знаний» |
4 | Потребители. Личное финансовое планирование. | 18 | 6 | 12 | составление и защита личного финансового плана |
5 | Фирмы, рынки, конкуренция. Как деятельность предприятий сказывается на экологии. | 20 | 8 | 12 | конкурс «Я и моя фирма» |
6 | Деньги, банки и банковские продукты. Риски в мире денег. | 12 | 4 | 8 | решение расчетных задач по теме |
7 | Государство и экономика. Налоги и налогообложение. | 10 | 6 | 4 | расчет налога на доход и прибыль |
8 | Экономическое развитие. Экономическое развитие Калининского района. Макро- и микроэкономика. | 14 | 6 | 8 | решение расчетных задач по теме |
9 | Макроэкономические проблемы | 8 | 4 | 4 | деловая игра «Я – безработный» |
10 | Международная экономика | 12 | 6 | 6 | деловая игра «Международные отношения» |
11 | Проблемы переходной экономики | 8 | 4 | 4 | тестирование |
12 | Решение расчетных экономических задач и заданий. | 10 | 10 | решение задач | |
13 | Итоговое занятие | 2 | 2 | экзамен | |
Итого | 144 | 57 | 87 | ||
|
Содержание учебного плана
ТЕМА 1. Вводное занятие. (2 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с содержанием и перспективами обучения, уставом ДДТ, правилами ТБ на занятиях. Знакомство с программой, целью, задачами работы объединения.
Практические занятия. Беседа об основах экономики «Как я понимаю слово «экономика». Игры на знакомство, внимание, выявление лидерских качеств.
ТЕМА 2. Основы экономической жизни общества. Доходы и расходы семьи. (14 ч.)
Теоретические сведения. Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Принятие решения. Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов. Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи. Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества. Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить? Традиционная экономика. Централизованная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Обмен и рынок. Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.
Практические занятия. Решение расчетных задач по теме «Введение в экономику». Деловая игра «Бумажная фабрика». Выполнение практической работы «Ограниченность, выбор и принятие решений». Заполнение таблицы «Типы экономических систем». Выполнение самостоятельной работы «Производство товаров и услуг». Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости.
ТЕМА 3. Спрос и предложение. Равновесие на рынке. (14 ч.)
Теоретические сведения. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене. Функционирование рынка. Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение.
Практические занятия. Решение расчетных задач по теме «Спрос, предложение, равновесие. Эластичность спроса и предложения». Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Деловая игра «Аукцион экономических знаний». Пресс-конференция по теме «Спрос и предложение». Тренинг «Связанные рынки». Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.
ТЕМА 4. Потребители. Личное финансовое планирование. (18 ч.)
Теоретические сведения. Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита. Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Расходы потребителей. Страхование. Виды страхования. Номинальные и реальные доходы. Индекс стоимости жизни. Сбережения. Инвестиции. Личный бюджет. Личное финансовое планирование.
Практические занятия. Деловая игра «Поведение потребителя». Решение расчетных задач. Практикум с использованием учебно-правовых ситуаций. Ролевая игра «Учимся защищать права потребителей». Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя». Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. Практикум «Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи». Составление личного финансового плана. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
ТЕМА5. Фирмы, рынки, конкуренция. Как деятельность предприятий сказывается на экологии. (20 ч.)
Теоретические сведения. Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Как деятельность предприятий сказывается на экологии. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных или заемных средств). Предпринимательство и менеджмент. Банкротство. Маркетинг. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе. Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Монопсония. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа фирм на рынок и выхода с него. Олигополия. Особенности формирования цены на олигополистическом рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки+прибыль», прямой сговор). Монополистическая конкуренция. Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Особенности прекращения деятельности фирм разных типов. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией. Совет директоров. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.
Практические занятия. Решение расчетных задач по теме «Выручка, издержки, прибыль». Практикум «Расчёт себестоимости, прибыли, цены».
Конкурс «Я и моя фирма». Разработка рекламных буклетов. Тренинг «Как организовать свое время». Проведение маркетингового исследования. Круглый стол «Фирмы ст. Калининской и Калининского района». Решение проблемных ситуаций по теме «Конкуренция». Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Расчет стоимости паев инвестиционных фондов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.
ТЕМА 6. Деньги, банки и банковские продукты. Риски в мире денег. (12 ч.)
Теоретические сведения. Деньги, их свойства и функции. Рыночная цена денег (ставка процента). Зависимость ставки процента от срока кредита. Банки. Основные функции банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчётов, дилерские функции). Безналичные расчёты. Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Банковские резервы. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебитные карточки. Норма обязательных резервов. Банковские вклады. Вложения в ценные бумаги. Доходность и надёжность сбережений. Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку и др.). Кредитные карточки. Финансовая пирамида или как не попасть в сети мошенников.
Практические занятия. Викторина «Деньги и их сущность». Решение расчетных задач по теме. Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. Составление рекламных буклетов о банковских продуктах. Беседа «Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами». Круглый стол «Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет».
ТЕМА 7. Государство и экономика. Налоги и налогообложение. (12 ч.)
Теоретические сведения. Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии. Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия. Общественные блага. Госсектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными внешними эффектами и стимулирования положительных. Теневая экономика, причины её возникновения. Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. НДС. Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы. Госбюджет. Дефицит и профицит госбюджета. Основные методы покрытия дефицита госбюджета (сокращение расходов бюджета, повышение налогов, денежная эмиссия, заимствования на внутреннем и внешнем рынке, продажа активов государства). Государственный долг.
Практические занятия. Решение задач по темам. Составление схемы «Налоги их виды». Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу. Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Беседа «Налоговые вычеты или как вернуть деньги в семейный бюджет». Деловая игра «Налоговый инспектор». Заполнение основных разделов налоговой декларации.
ТЕМА 8. Экономическое развитие. Экономическое развитие Калининского района. Макро- и микроэкономика. (12ч.)
Теоретические сведения. Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Агрегированные показатели. ВВП. Методика расчёта ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Амортизация. Цели экономического роста. Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие. Экономическое развитие Калининского района. Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Объективный характер и неизбежность экономических циклов.
Практические занятия. Решение задач по теме «Основные макроэкономические показатели. Мультипликаторы». Практикум «Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР». Круглый стол «Экономический цикл в России».
ТЕМА 9. Макроэкономические проблемы (8 ч.)
Теоретические сведения. Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда. Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Гос. политика в области занятости. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор. Забастовка. Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера. Создание денег. Денежные агрегаты М1, М2, М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно – кредитная) политика. Госзаказы.
Практические занятия. Деловая игра «Я - безработный». Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда». Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей». Практикум «Порядок действий безработного».
ТЕМА 10. Международная экономика (12 ч.)
Теоретические сведения. Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ. Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО). Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. СЭЗ. Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и её основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный банк, МВФ).
Практические занятия. Деловая игра «Международные отношения». Обсуждение проблемных ситуаций в мировой экономике. Беседа «Основные предпосылки международного разделения труда». Работа по карточкам.
ТЕМА 11. Проблемы переходной экономики (8 ч.)
Теоретические сведения. Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Структурные сдвиги в экономике. Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. Создание институтов рыночной экономики.
Практические занятия. Заполнение таблицы «Типы экономик. Плюсы и минусы». Беседа «Особенности российской экономики и перспективы ее развития».
ТЕМА 12. Решение расчетных экономических задач и заданий. (10 ч.)
Практические занятия. Решение специализированных упражнений из материалов учебников по темам обучения. Анализ схем и таблиц. Соотнесение видовых понятий с родовыми. Классификация путем установления соответствия. Выбор позиций из списка. Дифференциация в социальной информации фактов и мнений. Определение терминов и понятий, соответствующих контексту. Осуществление выбора позиций из списка. Выбор обобщающего понятия. Задания на анализ источников. Определение признаков, явлений и понятий по контексту. Раскрытие теоретических положений на примерах. Задание-задача. Составление плана доклада по определенной теме. Эссе.
ТЕМА 13. Итоговое занятие (2 ч.)
Практические занятия. Подведение итогов работы за весь период обучения. Итоговая аттестация (экзамен).
Планируемые результаты
В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по экономике и финансам, формирования культуры распределения доходов, привития уважения к труду - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:
Знания | Умения |
к концу обучения | |
Что такое экономическая и финансовая деятельность. Историю экономики России. Основные экономические понятия. О финансовых институтах современного общества. Инструменты управления личными финансами. Знать алгоритмы решения специальных задач, раскрывающих типичные экономические ситуации. Иметь представление о типичных экономических ролях через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуаций реальной жизни. Знать меру ответственности за экономические и финансовые решения. | Уметь использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования. Уметь производить экономические вычисления на реальных и условных примерах. Получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные. Применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами. Уметь объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий. |
Таким образом, учащиеся по окончании срока обучения получают следующие результаты:
образовательные:
- сформировано понимание особой роли России в мировой истории, воспитано чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- освоена система знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования;
- сформирована готовность использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
- закреплены темы и экономические понятия на примерах решения специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации;
- произведены экономические вычисления на реальных и условных примерах;
- освоены система знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- сформировано умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- получен опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами.
личностные:
- привиты начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принята и освоена социальная роли учащегося, развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
- воспитана самостоятельность, культура общения, дисциплина, активная жизненная позиция;
- привиты лидерские, морально-волевые качества, уважение к национальным традициям;
- освоены типичные экономические роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуаций реальной жизни.
- воспитана ответственность за экономические и финансовые решения, уважение к труду.
метапредметные:
- сформировано умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- освоены логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоены универсальные учебные действия;
- сформированы навыки аналитического мышления, умение объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;
- сформированы умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку.
- сформированы умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.
- Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода | 01.09.2017-31.05.2018 |
Количество учебных недель | 36 |
Продолжительность каникул | нет |
Место проведения занятия | Кабинет № 30 |
Режим занятий | Два раза в неделю по два часа |
Форма занятий | групповая |
Сроки контрольных процедур | Начало, середина, конец учебного года |
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | Участие в мероприятиях ДДТ (по плану) |
Календарный учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу.
Условия реализации программы
Практический опыт многолетней работы автора показывает, что педагогу в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.
1. Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное экономическое и педагогическое образование, обладать достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и навыками в сфере управления финансами.
2. Материально-техническое обеспечение
Наличие кабинета с мебелью для теоретических и практических занятий. А также компьютера, калькуляторов, наглядных пособий, задачников и разработок деловых игр, ролевых игр и практикумов по экономике.
Формы аттестации
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, при решении задач, в ходе деловых и ролевых игр, входе групповой и индивидуальной работе над проектами.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки учащихся);
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития учащихся, их творческих и умственных способностей.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения заданий, практических занятий, и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы: экзамен, открытые занятия, решение задач, тестирования, ролевые и деловые игры и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностические карты);
- мониторинг личностного развития учащегося в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (диагностическая карта);
- зачетные задания для составления общей картины о знаниях учащихся.
Методические материалы
Основной формой обучения является занятие. При этом используются лекции, беседы, дискуссии, учебные игры, самостоятельная работа, зачетные задания, собеседования и т.д.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности,
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов,
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,
- закреплению знаний и умений,
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов и рефлексией, частей.
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. При ее планировании педагог определяет общую задачу для учащихся в предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждую четверть года. Квартальное планирование работы делает разработку плана по месяцам более легкой, удобной, при этом составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, планы занятий, сценарии, разнообразный информационный материал, рефераты, лекции по темам программы, и др. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (схемы, таблицы, зачетные задания, наглядные пособия, задачники и разработки деловых и ролевых игр, практикумы по экономике и др.).
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в объединении являются педагогические технологии обучения.
- Учение через обучение
Перед рассмотрением новой темы весь материал распределяется малыми частями между присутствующими на занятии учащимися. Каждая группа получает отдельную часть материала, а также задание сообщить это содержание всему объединению. Обучение знаниям осуществляется под руководством лидера и помощника лидера малой группы. Группы, получившие задание, дидактически подготавливают материал (увлекательные импульсы, смена социальных форм и т. д.). Руководитель объединения, в данном случае, является лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся. Обычно оказывается, что они прекрасно без проблем справляются с этой задачей.
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
В педагогической деятельности широко используются ролевые игры. Они позволяют расширять кругозор учащихся, развивать познавательную деятельность, формировать различные умения и навыки, необходимые в практической и профессиональной деятельности, развивать и укреплять активную жизненную позицию учащихся.
Суть игрового моделирования условно-экстремальной среды в любой игре сводится к одному: научиться принимать правильные решения и совершать поступки, которые не повлекут за собой экономической или финансовой ответственности. Свободный выбор, сделанный по велению сердца, оставляет в душе длительное невыразительное ощущение победы, полноты жизни и гордости.
Учащиеся – они ученики, и главная задача педагога – предоставить им возможность прожить ситуации выбора. Успешные и неуспешные. Используя в обучении технологию игровых методов, педагог помогает им проложить дорогу к своему «я», а дальше они уже пусть сами решают, как жить с этими новыми переживаниями— неизбежными спутниками внутренней свободы.
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Малая группа это самостоятельная, полноценная воспитательная и организационная единица. Это тот уровень, на котором осуществляется воспитание и самовоспитание. В группе сильнее всего проявляется и ощущается "нравственная среда" детского объединения. Среда - мощный воспитательный фактор (семья, школа, внешкольная организация). Лидеру малой группы, хоть он и не педагог, легче воздействовать на своих сверстников. Дети идут за товарищем, которого любят и уважают, принимают от него советы и указания. В плане управления всем детским объединением малая группа проводит воспитательную и образовательную работу, получая от педагога инструкции, и задания в соответствии с образовательной программой. Малая группа - прекрасный по размеру трудовой коллектив в городе и в летнем лагере. Задача лидера - обеспечить всех членов малой группы определенной работой и следить за ее исполнением.
При применении педагогических технологий работы "малых групп", сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от тех возможностей, которыми располагает учащийся, применять психолого-педагогические диагностики личности.
- Здоровьесберегающие технологии
Согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность детского объединения, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье учащихся, приучить их к активной здоровой жизни. Это различные релаксационные упражнения, физкультминутки и т.д.
- Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. В таком случае информационными и коммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Использование ИКТ позволяет визуализировать многие процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого учащегося в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого учащегося.
Вышеизложенные принципы, формы, методы реализации программы делают ее привлекательной для учащихся. В этой программе использованы лучшие стороны множества различных педагогических теорий.
Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Имеет внутреннюю и внешнюю рецензии в соответствии с локальным актом - порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУ ДО ДДТ ст.Калининской, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва. Этим же локальным актом в соответствии с требованиями СанПиН определяются количественный состав обучающихся в объединении, их возрастные категории.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
На сайте ДДТ размещена информация о реализуемой программе, численности учащихся по ней, материально-техническом обеспечении.
В МБУ ДО ДДТ ст.Калининской приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
- образовательная программа, включающая учебный план, календарные учебные графики реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;
- правила внутреннего распорядка учащихся;
- положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст.Калининской и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями);
- положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Список литературы:
- для педагога
Бойко М. Азы экономики. – Издатель «Книга по требованию», Москва, 2015.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. – Российская экономическая школа, Москва, 2009
Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Экономика. Учебник для 10-11 классов. – «Интеллект-Центр», Москва, 2015.
Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. - Новосибирск, 1997.
Лиманова Е.Г., д.э.н. Буфетова Л.П. Основы экономики. – Экономический факультет Новосибирского государственного университета, Новосибирск, 2010.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. – Вита-Пресс, Москва, 2000.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. - Дело, Москва, 1993.
Романова Н. И. Экономическая игротека. – Финансы и статистика, Москва, 1993.
Сариков Э., Хайдаров Б. Основы экономических знаний. 8 класс. – Государственное научное издательство «Ozbekiston milliy ensiklopediyasi», Ташкент, 2006
Сариков Э., Хайдаров Б. Основы экономических знаний. 9 класс. – Государственное научное издательство «Ozbekiston milliy ensiklopediyasi», Ташкент, 2006
Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум. – НЦ ЭНАС, Москва, 2004.
Травин Е.Н. Экономика: Ролевые игры и практикумы. - НЦ ЭНАС, Москва, 2003.
Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – Москва, 1992.
Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – «Академия развития», Ярославль. 1998.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://eruditov.net , http://infourok.ru , http://moeobrazovanie.ru,
http://my.mail.ru, http://nsportal.ru, http://basic.economicus.ru.
Законодательная база:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;
- постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
- устав МБУ ДО ДДТ ст.Калининской;
- локальные акты ДДТ.
- для детей и родителей:
Бойко М. Азы экономики. – Издатель «Книга по требованию», Москва, 2015.
Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Экономика. Учебник для 10-11 классов. – «Интеллект-Центр», Москва, 2015.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. – Вита-Пресс, Москва, 2000.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. - Дело, Москва, 1993.
Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – Москва, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»
Парикмахерское искусство существует давным-давно. Во все времена люди хотели выглядеть красиво и привлекательно и прилагали для этого немало усилий, изобретали спец...
Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...
Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"
Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой, с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела, информационно – компьютерных техноло...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Умелец»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Умелец»Направленность: художественнаяВозраст 11-17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль – 17...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы безопасности жизнедеятельности"
Аннотация Необходимость воспитания гражданина – патриота актуальна сейчас как никогда, чтобы защитить нравственное сознание молодежи в период обост...