Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
рабочая программа
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства
Задачи:
-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела, информационно – компьютерных технологий;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, творческих способностей обучающихся, их творческую индивидуальность;
-развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий;
-формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу, активной жизненной позиции;
-вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_zhurnalistiki.doc | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
(для детей 7-15 лет)
Срок реализации -1 год
Автор-разработчик: Ашкарова М.А.,
педагог дополнительного образования
Паспорт программы
Название программы | «Основы журналистики» |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Вид программы | общеразвивающая, модульная |
Срок реализации программы | 1 год (42учебных недель, 168 часов) |
Кол-во часов на учебный год / в неделю | Модуль I. Азы журналистики – 68ч/4 часа в неделю. Развитие творческого мышления школьников, адаптация к будущей взрослой жизни. Освоение и использование русского языка как практически – ориентированную и полезную систему. Модуль 2. Самостоятельная журналистская деятельность – 100 ч/4 часа в неделю. Подготовка материалов для публикаций в средствах массовой информации, участие в практикумах по оформлению печатного издания |
Цель | Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства. |
Образовательный продукт | Газеты «Сорока», «Узнавай – ка», публикация материалов в местных печатных СМИ. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Образовательные Обучающиеся узнают историю журналистики; виды литературных жанров; журналистскую этику; характерные особенности газетных жанров: заметки, репортажа, интервью, отзыва, рассказа, фельетона, очерка; функциональные обязанности редакционной коллегии; основы библиографии; правила верстки газеты; структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, очерк, зарисовка, репортаж, фельетон, реклама); риторические основы журналистики (речевая культура, речевой этикет); лингвистические признаки текста; характеристику, виды и методы сбора журналистской информации (интервью, анкетирование, работа с документами, наблюдение); правила и нормы газетного языка. Предметные результаты Обучающиеся научатся писать репортажи, брать интервью; подбирать и сокращать тексты; литературно обрабатывать материал; анализировать периодические издания; оформлять газеты и журналы; писать информации, заметки, очерки, сказки, рассказы; применять коммуникативные знания на практике; работать с различными источниками информации (справочники, энциклопедии), работать в различных журналистских жанрах; грамотно проводить интервью; свободно владеть устной и письменной речью, печатным словом; редактировать; верстать печатное издание в текстовом редакторе; находить адекватные реальности формы и методы коммуникации. Компетентностные результаты: обучающиеся проявляют интерес к исследовательской и творческой деятельности, самостоятельно собирает информацию; обучающиеся, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно готовит материал для заметок, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в исследовательской деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации; обучающийся обладает установкой положительного отношения к профессии «Журналист», к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. |
Образовательные форматы | Интерпретация происходящих событий, пресс-конференция, круглый стол, деловая игра, проектная деятельность |
Возраст учащихся | 7-15 лет |
Количество учащихся по программе | 3 группы по 10-15 человек |
Авторы-разработчики | Ашкарова М.А., Панкова Т.А., педагоги дополнительного образования |
Пояснительная записка
Программа «Основы журналистики» составлена на основании законодательных и нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
При написании программы «Основы журналистики» использована программа «Теория и практика газетного дела» автор Н.В. Кашлева. Программа ориентирована на развитие и реализацию творческих способностей детей, совершенствование навыков литературного творчества, знакомство с журналистской работой. В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по целевой направленности является профессионально – прикладной, развивающей, личностно ориентированной.
Актуальность программы заключается в том, что благодаря занятиям, обучающиеся учатся работать в коллективе, контактировать с различными людьми, оценивать нравственные позиции, выражать свое мнения по различным вопросам. Программа дает возможность самовыражения и саморазвития и учитывает индивидуальность ребенка.
В программе теория тесно связана с практической деятельностью. Это выражается в практической журналисткой работе подростков в городской газете. Обучение предусматривает групповые и индивидуальные занятия и имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, обществоведение, информатика, право, экономика), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Все перечисленное выше является отличительной особенностью и новизной данной программы. Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, риторических основ журналистики, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности, культуры речи и общения в сфере журналистики, методов сбора журналистской информации. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства
Задачи:
-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела, информационно – компьютерных технологий;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, творческих способностей обучающихся, их творческую индивидуальность;
-развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий;
-формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу, активной жизненной позиции;
-вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике.
Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе. Программа рассчитана на обучающихся 7-15 лет, этот возрастной период характеризуется стремлением детей к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации. Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 1 год, 168 учебных часов, из них 2 часа отводится на индивидуальную работу. Занятия проводятся в группах, согласно расписанию: 9 месяцев - 2 раза в неделю по 2 часа; 1 месяц – 2 раза в неделю по 2, 3 часа. Программа предусматривает постепенное изменение и усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.
Программа включает в себя следующие разделы:
- Виды периодической печати;
- Жанры журналистики;
- Воспитание информационной культуры;
- Редакционная коллегия;
- Журналистская этика;
- Выпуск периодической печати.
Формы и методы работы выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой позиции.
Область обучения:
формирование творческих качеств личности;
развитие креативного мышления.
Область воспитания:
развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
формирование умения самовоспитания и самообразования;
создание условий для самореализации;
формирование веры в себя, в свои возможности и силы;
создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у
подростков потребность в самосовершенствовании.
Область социализации:
формирование высоконравственного отношения личности к себе,
самоуважения, адекватной самооценки;
формирование духовно – нравственного отношения к окружающему
миру;
осуществление деятельностного подхода в обучении;
формирование социальной активности подростков;
обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе:
общению, ответственности, дисциплинированности;
подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.
Образовательные результаты
Обучающиеся узнают историю журналистики; виды литературных жанров; журналистскую этику; характерные особенности газетных жанров: заметки, репортажа, интервью, отзыва, рассказа, фельетона, очерка; функциональные обязанности редакционной коллегии; основы библиографии; правила верстки газеты; структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, очерк, зарисовка, репортаж, фельетон, реклама);
риторические основы журналистики (речевая культура, речевой этикет); лингвистические признаки текста; характеристику, виды и методы сбора журналистской информации (интервью, анкетирование, работа с документами, наблюдение); правила и нормы газетного языка.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся писать репортажи, брать интервью; подбирать и сокращать тексты; литературно обрабатывать материал; анализировать периодические издания; оформлять газеты и журналы; писать заметки, очерки, сказки, рассказы; применять коммуникативные знания на практике; работать с различными источниками информации (справочники, энциклопедии), работать в различных журналистских жанрах; грамотно проводить интервью; свободно владеть устной и письменной речью, печатным словом; редактировать; верстать печатное издание в текстовом редакторе; находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.
Компетентностные результаты:
обучающиеся проявляют интерес к исследовательской и творческой деятельности, самостоятельно собирает информацию; обучающиеся, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно готовит материал для заметок, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в исследовательской деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
обучающиеся обладают установкой положительного отношения к профессии «Журналист», к разным видам технического труда, другим людям и самим себе, обладают чувством собственного достоинства.
Методика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов. Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры – тренинги, беседы, диспуты, пресс – конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
Формы занятий: лекции, беседы, практические работы (лабораторные занятия, практикумы).
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приёмы: словесный (лекции, беседы), наглядный, анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий, практический (создание, издание и распространение газеты «Узнавай-ка», «Сорока»), публикация в местных газетах, проблемный, диалоговый, игровой.
В программе предусмотрена связь с учреждениями культуры, телерадиокомпанией «ЛянторИнформ», с редакциями городских газет «Лянторская газета», «Северный кристалл», отделом молодёжной политики при администрации города.
Способы проверки реализации программы заключаются в издании печатной продукции (газета, спецвыпуск, буклеты, бюллетени), участии в творческих конкурсах, фестивалях (город, район, округ), участии в олимпиадах, аттестации обучающихся, проведении теоретического, практического зачётов (каждое полугодие), информационном обеспечении школьных мероприятий и мероприятий учреждения.
Для текущего контроля качества образовательного процесса используется тестирование, анализ творческих работ обучающихся, публикации в местной прессе, анкеты, рефлексивный контроль.
Оценивание:
Портфолио юнкора;
Таблица учёта достижений обучающихся.
Информационно- методическое обеспечение.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
- различные периодические печатные издания.
- тексты для редактирования;
Техническая платформа
Учебный кабинет
Фотоаппарат
Принтер
Компьютер
Модуль I. Азы журналистики – 68ч/4 часа в неделю. Создает условия для профессиональной ориентации, развития творческого мышления школьников, способствует освоению и использованию русского языка как практически – ориентированной системы.
Модуль 2. Самостоятельная журналистская деятельность – 100 ч/4 часа в неделю. Подготовка материалов для публикаций в средствах массовой информации, участие в практикумах по оформлению печатного издания
Примерный учебно-тематический план
№ п\п | Модули. Этапы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Модуль I. Азы журналистики | 68 | 18 | 50 | |
Этап I | Общие сведения о журналистике | 4 | 2 | 2 |
Тема 1 | Теория журналистики (основные сведения, история развития). Многообразие СМИ. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Цели и задачи, функции журналистики. Содержание понятий «Журналистика», «СМИ», «СМК» | 2 | 1 | 1 |
Этап II | Виды периодической печати | 4 | 2 | 2 |
Тема 1 | Газета | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Журнал | 2 | 1 | 1 |
Этап III | Жанры журналистики | 22 | 8 | 14 |
Тема 1 | Основные понятия и стили жанров | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | ЛИД. Виды ЛИДов | 2 | 1 | 1 |
Тема 3 | Информационный жанр | 6 | 2 | 4 |
Тема 4 | Аналитический жанр | 6 | 2 | 4 |
Тема 5 | Публицистический жанр | 6 | 2 | 4 |
Этап IV | Воспитание информационной культуры | 4 | 2 | 2 |
Тема 1 | Работа с различными источниками информации | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Периодические издания для детей и подростков | 2 | 1 | 1 |
Этап V | Редакционная коллегия | 6 | 2 | 4 |
Тема 1 | Состав редакционной коллегии | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Редакторская оценка материалов | 2 | 1 | 1 |
Тема 3 | Деловая игра «Редакция» | 2 | 0 | 2 |
Этап V | Журналистская этика | 4 | 2 | 2 |
Тема 1 | СМИ – правовые и этические нормы | 2 | 1 | 1 |
Тема 3 | Правовой практикум | 2 | 1 | 1 |
Этап VI | Выпуск периодической печати | 24 | 0 | 24 |
Тема 1 | Сбор материала | 8 | 0 | 8 |
Тема 2 | Редактирование материалов | 8 | 0 | 8 |
Тема 3 | Верстка и выпуск газеты | 6 | 0 | 6 |
Тема 4 | Индивидуальная работа | 2 | 2 | |
Модуль II. Самостоятельная журналистская деятельность | 100 | 20 | 80 | |
Этап I | Культура речи и профессиональное общение в сфере журналистики | 8 | 4 | 4 |
Тема 1 | Предмет речи в журналистике | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Профессионально – личностные качества журналиста | 2 | 1 | 1 |
Тема 3 | Речевая культура и речевой этикет | 4 | 2 | 2 |
Этап II | Лингвистические знания, необходимые журналисту | 8 | 4 | 4 |
Тема 1 | Виды речевой деятельности | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Говорение | 2 | 1 | 1 |
Тема 3 | Слушание | 2 | 1 | 1 |
Тема 4 | Чтение как процесс восприятия текста | 2 | 1 | 1 |
Этап III | Основные характеристики и методы сбора журналистской информации | 16 | 8 | 8 |
Тема 1 | Информация. Свойства и назначение массовой информации. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Виды, свойства и методы информации | 2 | 1 | 1 |
Тема 3 | Изучение документов как метод сбора информации. | 2 | 1 | 1 |
Тема 4 | Метод опроса в журналистике | 6 | 2 | 4 |
Тема 5 | Наблюдение и эксперимент как метод сбора информации | 2 | 1 | 1 |
Тема 6 | Гарантия права на поиск и получение информации | 2 | 2 | 0 |
Этап IV | Жанры рекламы | 8 | 4 | 4 |
Тема 1 | Реклама. Категория «жанр» в рекламном творчестве | 2 | 1 | 1 |
Тема 2 | Общежурналистские жанры в рекламной деятельности | 2 | 1 | 1 |
Тема 3 | Жанры рекламы | 2 | 1 | 1 |
Тема 4 | Практическая работа «На правах рекламы» | 2 | 1 | 1 |
Этап V | Выпуск периодической печати | 60 | 0 | 60 |
Тема 1 | Сбор материала | 16 | 0 | 16 |
Тема 2 | Редактирование материалов | 16 | 0 | 16 |
Тема 3 | Верстка газеты | 14 | 0 | 14 |
Тема 4 | Выпуск газеты | 14 | 0 | 14 |
Всего | 168 | 38 | 130 |
Содержание программного материала
Модуль I. Азы журналистики
Этап I. Общие сведения о журналистике.
Тема 1. Теория журналистики.
Теория: История развития журналистики на западе. Особенности становления и назначения. История развития российской журналистики. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Многообразие СМИ (печать, радио, телевидение, кино, Интернет).
Практика: Анкетирование обучающихся. Цель: Выявление уровня подготовленности, кругозора.
Тема 2. Цели и задачи журналистики
Теория: Понятие выражения «журналистика - четвёртая власть». Функции журналистики. Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК». Профессия журналиста, особенности его деятельности.
Практика: Проведение дифференциально – диагностического опросника.
Методическое обеспечение: вопросы анкеты, вопросы диагностического опросника. задания тренинга.
Форма занятия: беседа, лекция, тренинг.
Форма подведения итогов: практическая работа с прессой, составление конспекта, анкетирование.
Этап II. Виды периодической печати
Тема 1. Газета
Теория: Виды печати: газеты, журналы, подписные издания. История появления газеты в Европе, России. Понятие слова «Газета» Отличительные особенности газеты: формат, тираж, периодичность. Классификация газет. Как устроена газета: название, логотип, девиз. Формирующие признаки: территория распространения, издатель или учредитель, конъюктура рынка. Издательская марка.
Практика: Практическая работа с разными видами периодической печати: газеты, журналы, подписные издания. Разработка концепции школьной газеты.
Тема 2. Журнал.
Теория: История появления первого журнала в Европе, в России. Понятие слова «Журнал». Основа журнала: иллюстрация обложки, название. Сведения о журнале: периодичность, читательский адрес, тематика, основные рубрики.
Практика: Практическая работа с журналами. Найти отличительные особенности. Проведение Рат – практикума
Методическое обеспечение: разные виды периодической печати: газеты, журналы, подписные издания, карточки с заданиями.
Форма занятия: беседа, лекция, практикум.
Форма подведения итогов: практическая работа с прессой, составление конспекта, выполнение задания Рат – практикума, разработка концепции газеты, презентация журналов.
Этап III. Жанры журналистики
Тема 1.Основные понятия и стили жанров
Теория: Определение понятия «Жанр». Общее и различное в жанрах. Основные группы газетных жанров. Информационные жанры: хроника, информация (краткая, расширенная), заметка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчёт (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный). Аналитические жанры: корреспонденция, статья (пропагандистская, научно – популярная, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная), беседа, комментарий, версия, исповедь, аналитический пресс – релиз, журналистское расследование, резюме. Художественно – публицистические жанры: очерк (портретный, научно – популярный, проблемный, путевой), эссе, зарисовка, фельетон, памфлет.
Практика: Работа с прессой. Определение публикаций по жанрам. Поиск общего и различного в жанрах.
Тема 2. ЛИД.
Теория: Виды ЛИДа, как одной их форм привлечения и развития интереса читателя к публикации: Лид – обобщение, Лид – «вешалка», Лид – комментарий, Лид – рассказ, Лид – вопрос, Лид – цитата, Лид – «одиночный выстрел», Лид – «стакатто»
Практика: Практическая работа с публикациями. Определение вида ЛИДа. Создание собственного ЛИДа к тексту.
Тема 3. Информационные жанры:
Заметка
Теория: Характерные особенности заметки повествование от первого лица, открытое присутствие автора, живость и эмоциональность, яркая оценочность, документализм, объективная точность, эскизность речи, проявление индивидуальной, авторской манеры письма. Основные требования к написанию заметки: скорость, точность, сбалансированность, полнота информации. Основные требования к стилю – интерес, ясность изложения. Основные требования к структуре заметки: Лид, «золотая цитата», контекст или бэкграунд, заголовок. Форматы заметок: флэш, срочная заметка. Виды заметок: новостная, дискуссионного характера, информационного характера, заметка с выводами и предложениями. Практические рекомендации авторам заметок.
Практика: Создание собственной заметки. Конкурсный отбор заметок для газеты. Деловая игра «Пишем заметку».
Интервью
Теория: Интервью, как разновидность газетного жанра, как источник получения информации. Классификация интервью: интервью – диалог, интервью – монолог, интервью – портрет, интервью – дискуссия, протокольное, информационное, массовое интервью, интервью – анкета. Виды вступлений к интервью: зарисовка, цитата, пословица, слова из песни. Вопросы к интервью. Подготовка к интервью: создание вопросника, знакомство с интервьюируемым, актуальность, содержательность интервью. Практические рекомендации авторам интервью. Правила проведения интервью.
Практика: Практическая работа – интервьюирование. Ролевая игра «Давай поговорим». Тренинг по теме «Интервью».
Репортаж
Теория: Репортаж, как разновидность газетных жанров. Особенности репортажа: повествование от первого лица, живость и эмоциональность. Работа с жанром репортажа, выявление отличительных особенностей и правил построения.
Практика: Составление собственного репортажа. Знакомство с работой репортёра в СМИ. Конкурсный отбор работ для газеты. Деловая игра.
Отчёт
Теория: Отчёт, как разновидность информационного жанра. Язык и стиль отчёта – официально – деловой. Отличие отчета от других жанров: сухость, последовательность изложения. Виды отчётов: прямой отчёт, отчёт – коммюнике, отчёт – размышление, с элементами комментирования; пространный отчёт.
Практика: Работа с текстами разных видов отчёта ( сходство, различие). Присутствие на мероприятии, с целью создания собственного отчёта собственного отчёта. Конкурс творческих работ. Публикация в газете.
Тема 4. Аналитические жанры:
Отзыв
Теория: Отзыв – заметка в газету, особенность и правилами его построения: в основе – оценочная позиция, взгляды, интересы автора. Основы отзыва- личностно мотивируемое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Разновидности форм отзыва: письмо к другу, родителям, товарищам по классу.
Практика: Написание отзыва по выбору. Групповая работа по отбору отзыва для газеты. Ролевая игра.
Статья
Теория: Характерные особенности статьи: формирование автором темы. Влияние статьи на общественное мнение. Виды статей: пропагандистская, научно – популярная, научно – методическая, проблемная, обобщающая, критическая, публицистический комментарий. Практические рекомендации авторам статьи.
Практика: Работа с текстами видов статей. Написание собственной статьи. Конкурсный отбор работ для газеты. Деловая игра «Подготовка статьи».
Тема 5. Публицистические жанры:
Очерк, зарисовка
Теория: Очерк, как краткий художественно- публицистический жанр. Признаки жанровой специфики очерка: наличие исследовательского поиска, документальные факты, жизненные факты, наличие человека в повествовании. Структура очерка: экспозиция, завязка, кульминация, концовка, композиция, сюжет. Виды очерков ( портретный, научно – популярный, проблемный, путевой). Зарисовка – самостоятельный художественный жанр. Применение изобразительно – выразительных средств языка: тропы ( метафора, лилота, эпитет, гипербола, оксюморон).
Практика: Работа с текстами разных видов очерка ( сходство, различие). Написание собственного очерка на выбор. Создание зарисовки. Конкурс творческих работ. Публикация в прессе.
Фельетон
Теория: Фельетон – один из видов сатирического художественно – публицистического жанра. Понятие слов «юмор», «сатира». История возникновения фельетона. Особенности фельетона. Отличие фельетона от рассказа.
Практика: Работа с текстом в жанре фельетона. Конкурс творческих работ. Деловая игра «Подготовка фельетона».
Методическое обеспечение: публикации различных жанров, образцы заметки, отчёта, фельетона, статьи, очерка, зарисовки, отзывы, репортажи, интервью, инструктивные карточки.
Форма занятия: традиционная, беседа, лекция, практикум, деловая игра, экскурсия, тренинг.
Форма подведения итогов: составление конспекта, создание собственных работ в различных газетных жанрах, конкурс работ, публикации в газете,
Этап IV. Воспитание информационной культуры
Тема 1. Работа с различными источниками информации
Теория: Источники информации: справочная литература: энциклопедии, словари, книги энциклопедического характера, периодическая печать, Интернет. Доступность источников информации: домашняя, школьная, общественная библиотеки, специалисты, друзья.
Практика: Обучение навыкам информационного поиска.
Тема 2. Периодические издания для детей и подростков
Теория: Периодические издания для детей и подростков. История детской журналистики. Популярные детские издания. Классификация: развлекательные, познавательные, по интересам.
Практика: Определение выходных данных детской прессы. Работа в библиотеке.
Этап V. Редакционная коллегия
Тема 1. Состав редакционной коллегии
Теория: Состав редакционной коллегии, члены редакционной коллегии: корреспондент, редактор, корректор, газетный репортер, ответственный секретарь. Функциональные обязанности сотрудников редакции.
Практика: Ролевая игра «Редколлегия»
Тема 2. Редакторская оценка материалов
Теория: Редактирование в процессе коммуникации. Текст как предмет работы редактора. Основные свойства текста. Психологические и этические основы редактирования. Компоненты редакторского анализа. Виды редакторского чтения.
Практика: отработка системы записей, сопровождающих чтение редактора.
Тема 3. Деловая игра «Редакция»
Теория: Правила проведения деловой игры.
Практика: Работа по группам над созданием своих печатных изданий: разработка проекта газеты, создание её макета, определение содержания и дизайн оформления. Презентация своего издания - своеобразный итог деловой игры.
Методическое обеспечение: персональные памятки членам редакционной коллегии,
образцы правильных и неправильных вариантов правки, памятка успешной работы в группе, газетные и журнальные тексты, тексты для правки и редактирования.
Форма занятия: традиционная, беседа, ролевая игра.
Форма подведения итогов: практикум, мини – проекты.
Этап VI. Журналистская этика
Тема 1. СМИ – правовые и этические нормы
Теория: СМИ – правовые нормы, нормативно – правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати». Профессиональная этика журналиста. Правдивость и объективность. Нарушение этических норм журналистики. Общепринятые этические нормы журналистики: соблюдение точности фактов, выступления против искажения и умалчивания фактов, отстаивания свободы точек зрения, получение информации только честными (законным) путём, запрет вторгаться в частную жизнь, сохранение конфиденциальности источников информации, запрет брать или давать взятки, запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях, выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым признакам.
Практика: составление таблицы правовых источников, конспект
Тема 2. Правовой практикум
Теория: Взрослые правила для юных журналистов: точность и проверка информации, честность и достоверность, ссылка на источник, разделение фактов и мнений, краткость и ясность. Способы предупреждения фактические ошибок: проверка и перепроверка информации( цифры, даты, имена и фамилии, географические названия), использование метода прямого наблюдения, присутствие на месте события, при допущенной ошибке, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.
Практика: практикум ситуаций.
Методическое обеспечение: «Профессиональная этика журналиста». Д.С. Аврамов 2000г.
Закон РФ «О печати», памятка «Советы начинающему журналисту».
Форма занятия: лекция, круглый стол, практикум.
Форма подведения итогов: работа с литературой, практическая работа «В рамках закона».
Этап VII. Выпуск периодической печати
Тема 1. Сбор материала
Практика: Подготовка и отбор журналистского материала (заметка, интервью, хроника, информация, очерк, иллюстрации) для вёрстки и выпуска газет, фоторепортажей, спецвыпусков.
Тема 2. Редактирование материалов
Практика: Редактирование материалов с применением знаний видов правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Исправление стилистических и логических ошибок.
Тема 3. Вёрстка и выпуск газеты
Практика: Разработка дизайна печатного издания. Расположение информационного материала на газетной полосе: заголовок, подборка и расположение по значимости статей, определение места для иллюстраций. Вёрстка с использованием знаний компьютерных технологий. Сдача макета издания главному редактору.
Практика: Корректировка газетных полос по заданному формату. Выпуск печатного издания с использованием принтера.
Методическое обеспечение: образцы вёрстки газеты, словарь газетного дела, памятки по редактированию текста.
Форма занятия: традиционная, лабораторная работа.
Форма подведения итогов: работа над выпуском печатных изданий, практикум «Словарь газетного дела».
Модуль II. Самостоятельная журналистская деятельность
Этап I
Культура речи и профессиональное общение в сфере журналистики
Тема 1. Предмет речи в журналистике
Теория: Понятие слов: информация, массовая информация, потенциальная, реальная информация.
Практика: Разработка и усвоение постулата релевантности, количества и качества информации.
Тема 2. Профессионально – личностные качества журналиста
Теория: Личные качества журналиста – внимание к факту, умение думать и обобщать, оперативность, коллегиальность, чувство времени, неравнодушие, информированность, коммуникативная компетентность, искренность, дружелюбие.
Практика: Проведение тренинга «Качества идеального журналиста»
Тема 3. Речевая культура и речевой этикет
Теория: Речевая культура; приветствие и прощание; поздравление, благодарность; извинение; просьба, совет. Речевые роли. Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и произношения и их нарушения. Нормы словоупотребления. Нормы грамматики и их нарушения.
Практика: Освоение норм и правил общения юного журналиста. Практикум «Давай поговорим».
Методическое обеспечение: вопросы теста, памятка общения, дидактические игры.
Форма занятия: лекция, тренинг, практикум.
Форма подведения итогов: работа с литературой, составление конспекта, практическая работа.
Этап II. Лингвистические знания, необходимые журналисту
Тема 1. Виды речевой деятельности
Теория: Виды речевой деятельности: устная речь; письменная речь. Четыре этапа речевой деятельности - ориентировочный, планирование, исполнение, контроль.
Практика: Рат – практикум «Говорю – думаю – пишу».
Тема 2. Говорение
Теория: Говорение, как продуктивный вид речевой деятельности. Звуковой код речи – интонация. Риторические приёмы: привлечение внимания, удержание интереса, соучастия, внушения, ожидания.
Практика: Практические рекомендации по совершенствованию коммуникативного эффекта говорения. Развитие риторических приёмов: привлечение внимания, удержание интереса, соучастия, внушения, ожидания.
Тема 3. Слушание
Теория: Слушание, как смысловое восприятие устного высказывания, направленное на его понимание и обработку.
Практика: отличие в значении слов слушать и слышать. Усвоение видов и способов слушания.
Тема 4. Чтение, как процесс восприятия текста
Теория: Чтение, как рецептивный вид речевой деятельности; виды чтения – ознакомительное, аналитическое, поисковое.
Практика: Освоение способов и видов чтения – ознакомительное, аналитическое, поисковое.
Этап III. Основные характеристики и методы сбора журналистской информации
Тема 1. Информация. Свойства и назначение массовой информации.
Теория: Основные задачи СМИ - передача информации потребителям (газета, радио, ТВ). Общая характеристика средств массовой информации. Виды СМИ: визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Функции СМИ: информационная (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях) , комментарийно - оценочная (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой), познавательно - просветительская (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, воздействия (влияние на взгляды и поведения людей) , гедонистическая (информация, вызывающая удовольствия, отвечающая этическим потребностям адресата).
Практика: конспект
Тема 2. Виды, свойства и методы информации
Теория: Основные виды информации: графическая или изобразительная, звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация. Свойства информации: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр. Методы информации: работники масс медиа используют три самых распространенных метода: интервью, наблюдение, изучение документов
Практика: конспект, составление таблицы «Виды, свойства и методы информации»
Тема 3. Изучение документов как метод сбора информации
Теория: Изучение документов. Понятие документа, как источника информации, зафиксированной в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, аргумент и доказательство. Определение подлинности документа журналистом. Правило извлечения полезной информации из документа.
Практика: работа с документом (положение, приказ, справка, постановление и т.д)
Тема 4. Метод опроса в журналистике
Теория: Правила построения интервью: опрос людей знающих будущего собеседника, изучение материалов прессы о собеседнике, знакомство с результатами профессиональной работы собеседника, самообразование журналиста по теме интервью, поиск биографических сведений о собеседнике, определение привычек, круга друзей и интересов собеседника. Пресс-конференция. Предварительная подготовка к пресс-конференции: информация об инициаторе пресс-конференции, подготовка списка вопросов. Правило работы на пресс-конференции. Анкетирование. Цели использования анкетирования. Роль анкетирования в получении информации как дополнительного источника статистического материала. Правило составления анкеты
Практика: интервьюирование, анкетирование, проведение игры в форме пресс – конференции.
Тема 5. Наблюдение и эксперимент как метод сбора информации
Теория: Наблюдение- способ получения информации. Правила наблюдения: сбор образных деталях о людях, местах и событиях; проверка информации или впечатлений, полученных от других людей; получение доказательств (свидетельств); восстановление событий для читателей, слушателей, зрителей. Включенное наблюдение. Журналистский эксперимент.
Практика: конспект, посещение мероприятия с применением метода наблюдения.
Тема 6. Гарантия права на поиск и получение информации
Теория: Конституция РФ. Глава «Права и свободы человека и гражданина» Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями)
Практика: разработка памятки по сбору информации.
Методическое обеспечение: специальная литература, Конституция РФ, документация, пресса, памятка, таблицы.
Форма занятия: традиционная, лекция, беседа, конференция.
Форма подведения итогов: практикум – проведение интервью, анкетирование, работа с документами, посещение мероприятий.
Этап IV. Жанры рекламы
Тема 1. Реклама. Категория «жанр» в рекламном творчестве
Теория: Теория: Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Жанровая характеристика рекламы в СМИ. Формы рекламы - зрительная, слуховая и зрительно-слуховая. Группы рекламы: первая группа : газетно-журнальная, печатная, световая, оформительская и фотореклама; вторая группа: радиореклама, устные сообщения и объявления; третья группа: теле- и интернет реклама в сопровождении текста.
Практика: конспект, работа с образцами газетно – журнальной рекламы.
Тема 2. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности
Теория: Сравнительный анализ журналистских и рекламных жанров. Информационные жанры: рекламная заметка, рекламное интервью, рекламный отчет, рекламный репортаж, объявления, инструкции, объявления-зазывы. Аналитические жанры: рекламная корреспонденция, рекламная статья, рекламная рецензия, рекламный комментарий.
Художественно-публицистические жанр: рекламная зарисовка, рекламный очерк. Технически рекламный текст.
Практика: написать рекламную заметку.
Тема 3. Жанры рекламы
Теория: Журналистские жанры печатной рекламы - объявление, каталог, прейскурант, афиша, «Житейская история», консультация специалиста, листовка. Средства распространения рекламной информации: буклеты, проспекты, брошюры, плакаты, рекламные листовки, рекламно-подарочные издания и т.п. Жанры рекламы на радио и телевидении.
Практика: Работа с прессой – определение вида рекламных жанров.
Тема 4. Практическая работа «На правах рекламы»
Практика: разработка проектов по созданию рекламного агентства, печатного СМИ, рекламной листовки в сети интернет.
Методическое обеспечение: образцы рекламной продукции в прессе, дидактическая игра «Рекламное стихотворение», мультимедийные технические средства.
Форма занятия: лекция, бесед, проектная деятельность
Форма подведения итогов: Практическая работа «На правах рекламы», разработка любого типа рекламы любого содержания
Этап V. Выпуск периодической печати
Тема 1. Сбор материала
Практика: Подготовка и отбор журналистского материала (заметка, интервью, хроника, информация, очерк, иллюстрации) для вёрстки и выпуска газет, фоторепортажей, спецвыпусков.
Тема 2. Редактирование материалов
Практика: Редактирование материалов с применением знаний видов правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Исправление стилистических и логических ошибок.
Тема 3. Вёрстка газеты
Практика: Разработка дизайна печатного издания. Расположение информационного материала на газетной полосе: заголовок, подборка и расположение по значимости статей, определение места для иллюстраций. Вёрстка с использованием знаний компьютерных технологий. Сдача макета издания главному редактору.
Тема 4. Выпуск газеты
Практика: Корректировка газетных полос по заданному формату. Выпуск печатного издания с использованием принтера.
Методическое обеспечение: образцы вёрстки газеты, словарь газетного дела, памятки по редактированию текста.
Форма занятия: традиционная, лабораторная работа.
Форма подведения итогов: работа над выпуском печатных изданий, практикум «Словарь газетного дела».
Программа реализуется при наличии:
-Дидактического материала (наглядного, методической, специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр).
-Материально – технического обеспечения (компьютера, сканера, принтера, цифровой фотокамеры).
-Аудиовизуальных средств (диктофон).
Практическая направленность обучения программы заключается:
- в приобщении подростков к изучению научной и специальной литературы;
- в вовлечении обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых профессиональных знаний на практике;
- в подготовке старшеклассников к труду, выбору будущей профессии;
- в освоении программы Word , пейджмейкер, в которых верстаются газет.
ЛИТЕРАТУРА
- З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р.Савова, О.А. Сальникова
«Риторические основы журналистики» учебное пособие, М.: Флинта: Наука , 2006
2.А. А Инджиев «Универсальный справочник журналиста» - Ростов н. Д. Феникс, 2007
О.В. Коновалова. «Основы журналистики». Учебное пособие по современной практике Ростов на Дону, 2005.
3.Т.В. Солнцева. « Вторая древнейшая, или как стать акулой пера.- Ростов на Дону: Феникс, 2006
4.Н.В. Кашлева «Пресс – клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио»- Волгоград: Учитель 2008
5.Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский «Справочник журналиста» Лениздат, 1965
6.Д.С. Аврамов «Профессиональная этика журналиста»; - М. 1991г.
7.«Искусство разговаривать и получать информацию» Хрестоматия\ сост. Б.Н.Лозовский, - М.: Высшая школа, 1993г.
8.Д.С. Аврамов «Профессиональная этика журналиста»; - М. 1991г.
9.«Искусство разговаривать и получать информацию» Хрестоматия\ сост. Б.Н.Лозовский, - М.: Высшая школа, 1993г.
10.Н.В. Кашлева «Пресс – клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио».Волгоград: Изд. «Учитель», 2008
Интернет-источники:
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. www.nsportal.ru
5. www.uroki.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...
Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...
Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"
Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой, с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»
Модульная программа дополнительного образования детей направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы журналистики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школажурналистики» направлена на развитие личности обучающегося какначинающего журналиста – публициста, его социализацию...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ЖИ-ШИ»
Дополнительная общеобразовательная программа «ЖИ-ШИ» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей и образовательн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Основы журналистики»
Цели программы:создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования на основе изучения основ журналистского мастерства.Перспе...