Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
рабочая программа

Ашкарова Марина Анатольевна

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства

Задачи:

-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела,  информационно – компьютерных технологий;

-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,  творческих способностей обучающихся, их творческую индивидуальность;

-развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий;

-формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу,  активной жизненной позиции;

-вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zhurnalistiki.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»

(для детей 7-15 лет)

Срок реализации -1 год

Автор-разработчик: Ашкарова М.А.,

педагог дополнительного образования

Паспорт программы

Название программы

«Основы  журналистики»

Направленность программы

Социально-педагогическая

Вид программы

общеразвивающая, модульная

Срок реализации программы

1 год (42учебных недель, 168 часов)

Кол-во часов на учебный год / в неделю

Модуль I. Азы журналистики – 68ч/4 часа в неделю.

Развитие творческого мышления школьников, адаптация к будущей взрослой жизни.  Освоение и использование русского языка как практически – ориентированную и полезную систему.

Модуль 2. Самостоятельная журналистская деятельность – 100 ч/4 часа в неделю.

Подготовка материалов для публикаций в средствах массовой информации, участие в практикумах  по оформлению печатного издания

Цель

Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства. 

Образовательный продукт

Газеты «Сорока»,  «Узнавай – ка», публикация материалов в местных печатных СМИ.

Ожидаемые результаты освоения программы

Образовательные

Обучающиеся узнают историю журналистики; виды литературных жанров; журналистскую этику;  характерные особенности газетных жанров: заметки, репортажа, интервью, отзыва, рассказа, фельетона, очерка;   функциональные обязанности редакционной коллегии;  основы библиографии;  правила верстки газеты; структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, очерк, зарисовка, репортаж, фельетон, реклама);

риторические основы журналистики (речевая культура, речевой этикет); лингвистические признаки текста; характеристику, виды и методы сбора журналистской информации (интервью, анкетирование, работа с документами, наблюдение); правила и нормы газетного языка.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся писать репортажи, брать интервью; подбирать и сокращать тексты;  литературно обрабатывать материал;

анализировать периодические издания;  оформлять газеты и журналы;

писать информации, заметки, очерки, сказки, рассказы; применять коммуникативные знания на практике; работать с различными источниками информации (справочники, энциклопедии), работать в различных журналистских жанрах; грамотно проводить интервью;

свободно владеть  устной и письменной речью, печатным словом;

редактировать; верстать печатное издание в текстовом редакторе;

находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.

Компетентностные результаты: обучающиеся проявляют интерес к исследовательской и творческой деятельности, самостоятельно собирает информацию; обучающиеся, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно готовит материал для заметок,  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в исследовательской деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

обучающийся обладает установкой положительного отношения к профессии «Журналист», к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

Образовательные форматы

Интерпретация происходящих событий, пресс-конференция, круглый стол, деловая игра, проектная деятельность

Возраст учащихся

7-15 лет

Количество учащихся по программе

3 группы по 10-15 человек

Авторы-разработчики

Ашкарова М.А., Панкова Т.А., педагоги дополнительного образования

Пояснительная записка

                 Программа «Основы журналистики» составлена на основании законодательных и нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.

При написании программы «Основы журналистики» использована  программа «Теория и практика газетного дела» автор Н.В. Кашлева. Программа ориентирована на развитие и реализацию творческих способностей детей, совершенствование навыков литературного творчества, знакомство с журналистской работой.  В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по целевой направленности является профессионально – прикладной, развивающей, личностно ориентированной.

    Актуальность программы заключается в том, что благодаря занятиям, обучающиеся учатся работать в коллективе, контактировать с различными людьми, оценивать нравственные позиции, выражать свое мнения по различным вопросам. Программа дает возможность самовыражения и саморазвития и учитывает  индивидуальность ребенка.

     В программе  теория тесно связана с практической деятельностью. Это выражается в практической журналисткой работе подростков в городской газете.  Обучение  предусматривает групповые и индивидуальные занятия и имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, обществоведение, информатика, право, экономика), в ней чётко прослеживаются межпредметные  связи. Все перечисленное выше является отличительной особенностью и новизной данной программы. Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, риторических основ журналистики, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности, культуры речи и  общения в сфере журналистики, методов сбора журналистской информации. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства

Задачи:

-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела,  информационно – компьютерных технологий;

-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,  творческих способностей обучающихся, их творческую индивидуальность;

-развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий;

-формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу,  активной жизненной позиции;

-вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике.

Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе. Программа рассчитана  на обучающихся 7-15 лет, этот возрастной период характеризуется стремлением детей к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации. Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 1 год, 168 учебных часов, из них 2 часа отводится на индивидуальную работу. Занятия проводятся в группах, согласно расписанию: 9 месяцев - 2 раза в неделю по 2 часа; 1 месяц – 2 раза в неделю по 2, 3 часа.  Программа предусматривает постепенное изменение и усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Виды периодической печати;
  2. Жанры журналистики;
  3. Воспитание информационной культуры;
  4.  Редакционная коллегия;
  5. Журналистская этика;
  6. Выпуск периодической печати.

Формы и методы работы выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой позиции.

Область обучения:

формирование творческих качеств личности;

развитие креативного мышления.

Область воспитания:

развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

формирование умения самовоспитания и самообразования;

создание условий для самореализации;

формирование веры в себя, в свои возможности и силы;

создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у

подростков потребность в самосовершенствовании.

Область социализации:

формирование высоконравственного отношения личности к себе,

самоуважения, адекватной  самооценки;

формирование духовно – нравственного отношения к окружающему

миру;

осуществление деятельностного подхода в обучении;

формирование социальной активности подростков;

обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе:

общению, ответственности, дисциплинированности;

подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.

Образовательные результаты

Обучающиеся узнают историю журналистики; виды литературных жанров; журналистскую этику;  характерные особенности газетных жанров: заметки, репортажа, интервью, отзыва, рассказа, фельетона, очерка;   функциональные обязанности редакционной коллегии;  основы библиографии;  правила верстки газеты; структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, очерк, зарисовка, репортаж, фельетон, реклама);

риторические основы журналистики (речевая культура, речевой этикет); лингвистические признаки текста; характеристику, виды и методы сбора журналистской информации (интервью, анкетирование, работа с документами, наблюдение); правила и нормы газетного языка.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся писать репортажи, брать интервью; подбирать и сокращать тексты;  литературно обрабатывать материал; анализировать периодические издания;  оформлять газеты и журналы; писать заметки, очерки, сказки, рассказы; применять коммуникативные знания на практике; работать с различными источниками информации (справочники, энциклопедии), работать в различных журналистских жанрах; грамотно проводить интервью; свободно владеть  устной и письменной речью, печатным словом; редактировать; верстать печатное издание в текстовом редакторе; находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.

Компетентностные результаты:

обучающиеся проявляют интерес к исследовательской и творческой деятельности, самостоятельно собирает информацию; обучающиеся, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно готовит материал для заметок,  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в исследовательской деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

обучающиеся обладают установкой положительного отношения к профессии «Журналист», к разным видам технического труда, другим людям и самим себе, обладают чувством собственного достоинства.

             Методика обучения основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов. Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры – тренинги, беседы, диспуты, пресс – конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.

Формы занятий:  лекции, беседы, практические работы (лабораторные занятия, практикумы).

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приёмы: словесный (лекции, беседы), наглядный, анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий, практический (создание, издание и распространение газеты «Узнавай-ка», «Сорока»), публикация в местных газетах, проблемный, диалоговый, игровой.

В программе предусмотрена связь с учреждениями культуры, телерадиокомпанией «ЛянторИнформ», с редакциями городских газет «Лянторская газета», «Северный кристалл»,  отделом молодёжной политики при администрации города.

Способы проверки реализации программы заключаются в издании печатной продукции (газета, спецвыпуск, буклеты, бюллетени), участии в творческих конкурсах, фестивалях (город, район, округ), участии в олимпиадах, аттестации обучающихся, проведении теоретического, практического зачётов (каждое полугодие), информационном обеспечении  школьных мероприятий и мероприятий учреждения.

 Для текущего контроля качества образовательного процесса  используется тестирование, анализ творческих работ обучающихся, публикации в местной прессе, анкеты, рефлексивный контроль.

 Оценивание:

 Портфолио юнкора;

 Таблица учёта достижений обучающихся.

Информационно- методическое обеспечение.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  • разработки по темам;
  • тематический материал периодической печати;
  • справочники;
  • словари;
  • наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
  • различные периодические печатные издания.
  • тексты для редактирования;

Техническая платформа

           Учебный кабинет

           Фотоаппарат

           Принтер

           Компьютер

Модуль I. Азы журналистики – 68ч/4 часа в неделю. Создает условия для профессиональной ориентации, развития творческого мышления школьников, способствует освоению и использованию русского языка как практически – ориентированной системы.

Модуль 2. Самостоятельная журналистская деятельность – 100 ч/4 часа в неделю. Подготовка материалов для публикаций в средствах массовой информации, участие в практикумах  по оформлению печатного издания

Примерный учебно-тематический план

№ п\п

Модули. Этапы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Модуль I. Азы журналистики

68

18

50

Этап I

Общие сведения о журналистике

4

2

2

Тема 1

Теория журналистики (основные сведения, история развития). Многообразие СМИ.

2

1

1

Тема 2

Цели и задачи, функции журналистики. Содержание понятий «Журналистика», «СМИ», «СМК»

2

1

1

Этап II

Виды периодической печати

4

2

2

Тема 1

Газета

2

1

1

Тема 2

Журнал

2

1

1

Этап III

Жанры журналистики

22

8

14

Тема 1

Основные понятия и стили жанров

2

1

1

Тема 2

ЛИД. Виды ЛИДов

2

1

1

Тема 3

Информационный жанр

6

2

4

Тема 4

Аналитический  жанр

6

2

4

Тема 5

Публицистический  жанр

6

2

4

Этап IV

Воспитание информационной культуры

4

2

2

Тема 1

Работа с различными источниками информации

2

1

1

Тема 2

Периодические издания для детей и подростков

2

1

1

Этап V

Редакционная коллегия

6

2

4

Тема 1

Состав редакционной коллегии

2

1

1

Тема 2

Редакторская оценка материалов

2

1

1

Тема 3

Деловая игра «Редакция»

2

0

2

Этап V

Журналистская этика

4

2

2

Тема 1

СМИ – правовые и этические нормы

2

1

1

Тема 3

Правовой практикум

2

1

1

Этап VI

Выпуск периодической печати

24

0

24

Тема 1

Сбор материала

8

0

8

Тема 2

Редактирование материалов

8

0

8

Тема 3

Верстка и выпуск газеты

6

0

6

Тема 4

Индивидуальная работа

2

2

Модуль II. Самостоятельная журналистская деятельность

100

20

80

Этап I

Культура речи и профессиональное общение в сфере журналистики

8

4

4

Тема 1

Предмет речи в журналистике

2

1

1

Тема 2

Профессионально – личностные качества журналиста

2

1

1

Тема 3

Речевая культура и речевой этикет

4

2

2

Этап II

Лингвистические знания, необходимые журналисту

8

4

4

Тема 1

Виды речевой деятельности

2

1

1

Тема 2

Говорение

2

1

1

Тема 3

Слушание

2

1

1

Тема 4

Чтение как процесс восприятия текста

2

1

1

Этап III

Основные характеристики и методы сбора журналистской информации

16

8

8

Тема 1

Информация. Свойства и назначение массовой информации.

2

1

1

Тема 2

Виды, свойства и методы  информации

2

1

1

Тема 3

Изучение документов как метод

 сбора информации.

2

1

1

Тема 4

Метод опроса в журналистике

6

2

4

Тема 5

Наблюдение и эксперимент как метод сбора информации

2

1

1

Тема 6

Гарантия права на поиск и получение информации

2

2

0

Этап IV

Жанры рекламы

8

4

4

Тема 1

Реклама. Категория «жанр» в рекламном творчестве

2

1

1

Тема 2

Общежурналистские жанры в рекламной  деятельности

2

1

1

Тема 3

Жанры рекламы

2

1

1

Тема 4

Практическая работа  «На правах рекламы»

2

1

1

Этап V

Выпуск периодической печати

60

0

60

Тема 1

Сбор материала

16

0

16

Тема 2

Редактирование материалов

16

0

16

Тема 3

Верстка газеты

14

0

14

Тема 4

Выпуск газеты

14

0

14

Всего

168

38

130

                 

Содержание программного материала

Модуль I. Азы журналистики

Этап I. Общие сведения о журналистике.

Тема 1. Теория  журналистики. 

Теория: История развития журналистики на западе. Особенности становления и назначения. История развития российской журналистики. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Многообразие СМИ (печать, радио, телевидение, кино, Интернет).

Практика: Анкетирование обучающихся. Цель: Выявление уровня подготовленности, кругозора.

Тема 2. Цели и задачи журналистики

Теория: Понятие выражения «журналистика - четвёртая власть». Функции журналистики. Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК». Профессия журналиста, особенности его деятельности.

Практика: Проведение дифференциально – диагностического опросника.

Методическое обеспечение: вопросы анкеты, вопросы диагностического опросника. задания тренинга.

Форма занятия: беседа, лекция, тренинг.

Форма подведения итогов: практическая работа с прессой, составление конспекта, анкетирование.

Этап II. Виды периодической печати

Тема 1. Газета

Теория: Виды печати: газеты, журналы, подписные издания. История появления газеты в Европе, России. Понятие слова «Газета» Отличительные особенности газеты: формат, тираж, периодичность. Классификация газет.  Как устроена газета: название, логотип, девиз. Формирующие признаки: территория распространения, издатель или учредитель, конъюктура рынка. Издательская марка.

Практика: Практическая работа с разными видами периодической печати: газеты, журналы, подписные издания.  Разработка концепции школьной газеты.

Тема 2. Журнал.

Теория: История появления первого журнала в Европе, в России. Понятие слова «Журнал». Основа журнала: иллюстрация обложки, название. Сведения о журнале: периодичность, читательский адрес, тематика, основные рубрики.  

Практика: Практическая работа с журналами. Найти отличительные особенности. Проведение Рат – практикума

Методическое обеспечение: разные виды периодической печати: газеты, журналы, подписные издания, карточки с заданиями.

Форма занятия: беседа, лекция, практикум.

Форма подведения итогов: практическая работа с прессой, составление конспекта,  выполнение задания Рат – практикума, разработка концепции газеты, презентация журналов.

Этап III. Жанры журналистики

Тема 1.Основные понятия и стили жанров

Теория: Определение понятия «Жанр». Общее и различное в жанрах. Основные группы газетных жанров.   Информационные жанры: хроника, информация (краткая, расширенная), заметка, интервью  (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчёт (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный).  Аналитические жанры: корреспонденция, статья (пропагандистская, научно – популярная, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная), беседа, комментарий, версия, исповедь, аналитический пресс – релиз, журналистское расследование, резюме.  Художественно – публицистические жанры: очерк (портретный, научно – популярный, проблемный, путевой), эссе, зарисовка, фельетон, памфлет.

Практика: Работа с прессой. Определение публикаций по жанрам. Поиск общего и различного в жанрах.

Тема 2. ЛИД.  

Теория: Виды ЛИДа, как одной их форм привлечения и развития интереса читателя к публикации: Лид – обобщение, Лид – «вешалка», Лид – комментарий, Лид – рассказ, Лид – вопрос, Лид – цитата, Лид – «одиночный выстрел», Лид – «стакатто»

Практика: Практическая работа с публикациями. Определение вида ЛИДа. Создание собственного ЛИДа к тексту.

Тема 3. Информационные жанры:

Заметка

Теория: Характерные особенности заметки повествование от первого лица, открытое присутствие автора, живость и эмоциональность, яркая оценочность, документализм, объективная точность, эскизность речи, проявление индивидуальной, авторской манеры письма.  Основные требования к написанию заметки: скорость, точность, сбалансированность, полнота информации. Основные требования к стилю –  интерес, ясность изложения. Основные требования к структуре заметки: Лид, «золотая цитата», контекст или бэкграунд, заголовок. Форматы заметок: флэш, срочная заметка. Виды заметок: новостная, дискуссионного характера, информационного характера, заметка с выводами и предложениями. Практические рекомендации авторам заметок.

Практика:  Создание собственной заметки. Конкурсный отбор заметок для газеты.      Деловая игра «Пишем заметку».

Интервью

Теория: Интервью, как разновидность газетного жанра, как источник получения информации. Классификация интервью: интервью – диалог, интервью – монолог, интервью – портрет, интервью – дискуссия, протокольное, информационное, массовое интервью, интервью – анкета. Виды вступлений к интервью: зарисовка, цитата, пословица, слова из песни. Вопросы к интервью. Подготовка к интервью: создание вопросника, знакомство с интервьюируемым, актуальность, содержательность интервью. Практические рекомендации авторам интервью. Правила проведения  интервью.

Практика:  Практическая работа – интервьюирование. Ролевая игра «Давай    поговорим».  Тренинг по теме «Интервью».

Репортаж

Теория: Репортаж, как разновидность газетных жанров. Особенности репортажа: повествование от первого лица, живость и эмоциональность. Работа с жанром репортажа, выявление отличительных особенностей и правил построения.

Практика: Составление собственного репортажа. Знакомство с работой репортёра в  СМИ. Конкурсный отбор работ  для газеты. Деловая игра.

Отчёт

Теория:  Отчёт, как разновидность информационного жанра. Язык и стиль отчёта – официально – деловой.  Отличие отчета от  других жанров:  сухость, последовательность изложения. Виды отчётов: прямой отчёт, отчёт – коммюнике, отчёт – размышление, с элементами комментирования; пространный отчёт.

Практика:  Работа с текстами разных видов отчёта ( сходство, различие). Присутствие на мероприятии, с целью создания собственного отчёта собственного отчёта.  Конкурс творческих работ. Публикация в газете.

Тема 4. Аналитические жанры:

Отзыв

Теория: Отзыв – заметка в газету, особенность и правилами его построения: в основе – оценочная позиция, взгляды, интересы автора. Основы отзыва- личностно мотивируемое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Разновидности форм отзыва: письмо к другу, родителям, товарищам по классу.

Практика: Написание отзыва по выбору. Групповая  работа по отбору отзыва  для газеты. Ролевая игра.

Статья

Теория: Характерные особенности  статьи:  формирование автором темы. Влияние статьи на общественное мнение. Виды статей: пропагандистская, научно – популярная, научно – методическая, проблемная, обобщающая, критическая, публицистический комментарий. Практические рекомендации авторам статьи.

Практика: Работа с текстами видов статей. Написание собственной статьи.  Конкурсный отбор работ  для газеты. Деловая игра «Подготовка статьи».

Тема 5. Публицистические жанры:

Очерк, зарисовка

Теория:  Очерк, как краткий  художественно- публицистический  жанр. Признаки жанровой специфики очерка: наличие исследовательского поиска, документальные факты, жизненные факты, наличие человека в повествовании. Структура очерка: экспозиция, завязка, кульминация, концовка, композиция, сюжет. Виды очерков ( портретный, научно – популярный, проблемный, путевой).      Зарисовка – самостоятельный художественный жанр. Применение изобразительно – выразительных средств языка: тропы ( метафора, лилота, эпитет, гипербола, оксюморон).

Практика: Работа с текстами разных видов очерка ( сходство, различие). Написание собственного очерка на выбор.  Создание зарисовки. Конкурс творческих работ. Публикация в прессе.

Фельетон

Теория:  Фельетон – один из видов сатирического художественно – публицистического жанра. Понятие слов «юмор», «сатира». История возникновения фельетона. Особенности фельетона. Отличие фельетона  от рассказа.

Практика:  Работа с текстом в жанре фельетона.   Конкурс творческих работ. Деловая игра «Подготовка фельетона».

Методическое обеспечение: публикации различных жанров, образцы заметки, отчёта, фельетона, статьи, очерка, зарисовки, отзывы, репортажи, интервью, инструктивные карточки.

Форма занятия: традиционная, беседа, лекция, практикум, деловая игра, экскурсия, тренинг.

Форма подведения итогов:  составление конспекта, создание собственных работ в различных  газетных жанрах, конкурс работ, публикации в газете,

Этап  IV. Воспитание информационной культуры

Тема 1. Работа с различными источниками информации

Теория: Источники информации: справочная литература: энциклопедии, словари, книги энциклопедического характера, периодическая печать, Интернет. Доступность источников информации: домашняя, школьная, общественная библиотеки, специалисты, друзья.

 Практика: Обучение навыкам информационного поиска.

Тема 2. Периодические издания для детей и подростков

Теория: Периодические издания для детей и подростков. История детской журналистики. Популярные детские издания. Классификация: развлекательные, познавательные, по интересам.

Практика: Определение выходных данных детской прессы. Работа в библиотеке.

Этап V. Редакционная коллегия

Тема 1. Состав редакционной коллегии

Теория:  Состав редакционной коллегии, члены редакционной коллегии: корреспондент, редактор, корректор, газетный репортер, ответственный секретарь. Функциональные обязанности сотрудников редакции.                 

Практика: Ролевая игра «Редколлегия»

Тема 2. Редакторская оценка материалов

Теория: Редактирование в процессе коммуникации. Текст как предмет работы редактора. Основные свойства текста. Психологические и этические основы редактирования. Компоненты редакторского анализа. Виды редакторского чтения.

Практика: отработка системы записей, сопровождающих  чтение редактора.

Тема 3. Деловая игра «Редакция»

Теория: Правила проведения деловой игры.

Практика: Работа по группам над созданием своих печатных изданий: разработка проекта газеты, создание её макета, определение содержания и дизайн оформления. Презентация своего издания - своеобразный итог деловой игры.

Методическое обеспечение: персональные памятки членам редакционной коллегии,

образцы правильных и неправильных вариантов правки, памятка успешной  работы в группе, газетные и журнальные тексты, тексты для правки и редактирования.

Форма занятия: традиционная, беседа, ролевая игра.

Форма подведения итогов: практикум, мини – проекты.

Этап VI. Журналистская этика

Тема 1. СМИ – правовые и этические нормы

Теория: СМИ – правовые нормы, нормативно – правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати». Профессиональная этика журналиста. Правдивость и объективность. Нарушение этических норм журналистики. Общепринятые этические нормы журналистики: соблюдение точности фактов, выступления против искажения и умалчивания фактов, отстаивания свободы точек зрения,  получение информации только честными (законным) путём,  запрет вторгаться в частную жизнь,  сохранение конфиденциальности источников информации,  запрет брать или давать взятки, запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях, выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым  признакам.

Практика: составление таблицы правовых источников,  конспект

Тема 2. Правовой практикум

Теория: Взрослые правила для юных журналистов: точность и проверка информации, честность и достоверность, ссылка на источник, разделение фактов и мнений, краткость и ясность.   Способы предупреждения фактические ошибок: проверка и перепроверка информации( цифры, даты, имена и фамилии, географические названия), использование метода прямого наблюдения, присутствие на месте события, при  допущенной ошибке, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.

Практика: практикум ситуаций.

Методическое обеспечение: «Профессиональная этика журналиста». Д.С. Аврамов 2000г.

Закон РФ «О печати»,  памятка «Советы начинающему журналисту».

Форма занятия: лекция, круглый стол, практикум.

Форма подведения итогов: работа с литературой, практическая работа «В рамках закона».

Этап VII. Выпуск периодической печати

Тема 1. Сбор материала

Практика:  Подготовка и отбор журналистского материала (заметка, интервью, хроника, информация, очерк, иллюстрации) для  вёрстки и выпуска газет, фоторепортажей, спецвыпусков.

Тема 2. Редактирование материалов

Практика: Редактирование материалов с применением знаний видов правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Исправление стилистических и логических ошибок.

Тема 3. Вёрстка и выпуск газеты

Практика: Разработка дизайна печатного издания. Расположение информационного материала на газетной полосе: заголовок, подборка и расположение по значимости статей, определение места для иллюстраций. Вёрстка с использованием знаний компьютерных технологий. Сдача макета издания главному редактору.

Практика: Корректировка газетных полос по заданному формату. Выпуск печатного издания с использованием принтера.

Методическое обеспечение: образцы вёрстки газеты, словарь газетного дела, памятки по редактированию текста.

Форма занятия: традиционная, лабораторная работа.

Форма подведения итогов: работа над выпуском печатных изданий,  практикум «Словарь газетного дела».

Модуль II. Самостоятельная журналистская деятельность

Этап I

Культура речи и профессиональное общение в сфере   журналистики

Тема 1. Предмет речи в журналистике

Теория:  Понятие  слов: информация, массовая информация, потенциальная, реальная информация.

Практика:  Разработка и усвоение  постулата релевантности, количества и качества информации.

Тема 2. Профессионально – личностные качества журналиста

Теория: Личные качества  журналиста – внимание к факту, умение думать и обобщать, оперативность,  коллегиальность, чувство времени, неравнодушие, информированность, коммуникативная компетентность, искренность, дружелюбие.

Практика: Проведение тренинга  «Качества идеального журналиста»

Тема 3. Речевая культура и речевой этикет

Теория: Речевая культура; приветствие и прощание; поздравление, благодарность; извинение; просьба, совет. Речевые роли. Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и произношения и их нарушения. Нормы словоупотребления. Нормы грамматики и их нарушения.

Практика: Освоение норм и правил общения юного журналиста. Практикум «Давай поговорим».

Методическое обеспечение: вопросы теста, памятка общения, дидактические игры.

Форма занятия: лекция, тренинг, практикум.

Форма подведения итогов: работа с литературой, составление конспекта, практическая работа.

Этап II. Лингвистические знания, необходимые журналисту

Тема 1. Виды речевой деятельности

Теория: Виды речевой деятельности: устная речь; письменная речь. Четыре этапа речевой деятельности - ориентировочный,  планирование, исполнение, контроль.

Практика: Рат – практикум «Говорю – думаю – пишу».

Тема 2. Говорение

Теория:  Говорение, как продуктивный вид речевой деятельности. Звуковой код речи – интонация. Риторические приёмы: привлечение внимания, удержание интереса, соучастия, внушения, ожидания.

Практика: Практические рекомендации по совершенствованию коммуникативного эффекта говорения. Развитие риторических приёмов: привлечение внимания, удержание интереса, соучастия, внушения, ожидания.

Тема 3. Слушание

Теория:  Слушание, как смысловое восприятие устного высказывания, направленное на его понимание и обработку.

Практика: отличие в значении слов слушать и слышать. Усвоение видов и способов слушания.

Тема 4. Чтение, как процесс восприятия текста

Теория: Чтение, как рецептивный вид речевой деятельности; виды чтения – ознакомительное, аналитическое, поисковое.

 Практика: Освоение способов и видов чтения – ознакомительное, аналитическое, поисковое.

Этап III. Основные характеристики и методы сбора журналистской информации

Тема 1. Информация. Свойства и назначение массовой информации.

Теория: Основные задачи СМИ -  передача информации потребителям (газета, радио, ТВ). Общая характеристика средств массовой информации. Виды СМИ: визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Функции СМИ:  информационная (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях) ,  комментарийно - оценочная (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой), познавательно - просветительская (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию,   воздействия (влияние на взгляды и поведения людей) , гедонистическая (информация, вызывающая удовольствия, отвечающая этическим потребностям адресата).

Практика: конспект

Тема 2. Виды, свойства и методы информации

Теория: Основные виды информации: графическая или изобразительная, звуковая, текстовая, числовая, видеоинформация. Свойства информации: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр. Методы информации: работники масс медиа используют три самых распространенных метода: интервью, наблюдение, изучение документов

Практика: конспект, составление таблицы «Виды, свойства и методы информации»

Тема 3. Изучение документов как метод сбора информации

Теория: Изучение документов. Понятие документа, как источника информации, зафиксированной в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, аргумент и доказательство. Определение подлинности документа журналистом. Правило извлечения полезной информации из документа.

Практика: работа с документом (положение, приказ, справка, постановление  и т.д)

Тема 4. Метод опроса в журналистике

Теория: Правила построения интервью: опрос людей знающих будущего собеседника,  изучение материалов прессы о собеседнике, знакомство с результатами  профессиональной работы собеседника, самообразование журналиста по теме интервью, поиск биографических сведений о собеседнике,  определение  привычек, круга друзей и интересов собеседника. Пресс-конференция. Предварительная подготовка к пресс-конференции: информация об инициаторе пресс-конференции, подготовка списка вопросов. Правило работы на  пресс-конференции. Анкетирование. Цели использования анкетирования. Роль анкетирования в получении информации как дополнительного источника статистического материала. Правило  составления анкеты

Практика: интервьюирование, анкетирование, проведение игры в форме пресс – конференции.

Тема 5. Наблюдение и эксперимент как метод сбора информации

Теория: Наблюдение- способ получения информации. Правила наблюдения: сбор образных деталях о людях, местах и событиях; проверка информации или впечатлений, полученных от других людей; получение доказательств (свидетельств); восстановление событий для читателей, слушателей, зрителей. Включенное наблюдение. Журналистский эксперимент.

Практика: конспект, посещение мероприятия с применением метода наблюдения.

Тема 6. Гарантия права на поиск и получение информации

Теория: Конституция РФ.  Глава «Права и свободы человека и гражданина»  Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями)
Практика: разработка памятки по сбору информации.

Методическое обеспечение: специальная литература, Конституция РФ, документация, пресса, памятка, таблицы.

Форма занятия: традиционная, лекция,  беседа, конференция.

Форма подведения итогов: практикум – проведение интервью, анкетирование, работа с документами, посещение мероприятий.

Этап IV. Жанры рекламы

Тема 1. Реклама. Категория «жанр» в рекламном творчестве

Теория: Теория: Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Жанровая характеристика рекламы в СМИ. Формы рекламы - зрительная, слуховая и зрительно-слуховая.  Группы рекламы: первая группа :  газетно-журнальная, печатная, световая, оформительская и фотореклама; вторая группа: радиореклама, устные сообщения и объявления; третья группа: теле- и интернет реклама в сопровождении текста.

Практика: конспект, работа с образцами газетно – журнальной рекламы.

Тема 2. Общежурналистские жанры в рекламной  деятельности

Теория: Сравнительный анализ журналистских и рекламных жанров. Информационные жанры: рекламная заметка, рекламное интервью, рекламный отчет, рекламный репортаж, объявления,  инструкции, объявления-зазывы. Аналитические жанры: рекламная корреспонденция,  рекламная статья, рекламная рецензия, рекламный комментарий.

Художественно-публицистические жанр:  рекламная зарисовка, рекламный очерк. Технически рекламный текст.

 Практика: написать рекламную заметку.

Тема 3. Жанры рекламы

Теория: Журналистские жанры печатной рекламы - объявление, каталог, прейскурант, афиша, «Житейская история», консультация специалиста, листовка. Средства распространения рекламной информации: буклеты, проспекты, брошюры, плакаты, рекламные листовки, рекламно-подарочные издания и т.п. Жанры рекламы на радио и телевидении.

Практика: Работа с прессой – определение вида рекламных жанров.          

Тема 4. Практическая работа  «На правах рекламы»

Практика: разработка проектов по созданию рекламного агентства, печатного СМИ, рекламной листовки в сети интернет.

Методическое обеспечение: образцы  рекламной продукции в прессе, дидактическая игра «Рекламное стихотворение», мультимедийные технические средства.

Форма занятия: лекция,  бесед, проектная деятельность

Форма подведения итогов: Практическая работа «На правах рекламы», разработка любого типа рекламы любого содержания

Этап V. Выпуск периодической печати

Тема 1. Сбор материала

Практика:  Подготовка и отбор журналистского материала (заметка, интервью, хроника, информация, очерк, иллюстрации) для  вёрстки и выпуска газет, фоторепортажей, спецвыпусков.

Тема 2. Редактирование материалов

Практика: Редактирование материалов с применением знаний видов правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Исправление стилистических и логических ошибок.

Тема 3. Вёрстка газеты

Практика: Разработка дизайна печатного издания. Расположение информационного материала на газетной полосе: заголовок, подборка и расположение по значимости статей, определение места для иллюстраций. Вёрстка с использованием знаний компьютерных технологий. Сдача макета издания главному редактору.

Тема 4. Выпуск газеты

Практика: Корректировка газетных полос по заданному формату. Выпуск печатного издания с использованием принтера.

Методическое обеспечение: образцы вёрстки газеты, словарь газетного дела, памятки по редактированию текста.

Форма занятия: традиционная, лабораторная работа.

Форма подведения итогов: работа над выпуском печатных изданий,  практикум «Словарь газетного дела».

Программа реализуется при наличии:

-Дидактического материала (наглядного, методической, специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр).

-Материально – технического обеспечения (компьютера, сканера, принтера, цифровой фотокамеры).

-Аудиовизуальных средств (диктофон).

Практическая направленность обучения программы заключается:

  • в приобщении подростков к изучению научной и специальной литературы;
  • в вовлечении обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых профессиональных знаний на практике;
  • в подготовке старшеклассников к труду, выбору будущей профессии;
  • в освоении программы Word , пейджмейкер, в которых верстаются газет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р.Савова, О.А. Сальникова

«Риторические основы журналистики» учебное пособие, М.: Флинта: Наука , 2006

2.А. А Инджиев «Универсальный справочник журналиста» - Ростов н. Д. Феникс, 2007

О.В. Коновалова. «Основы журналистики». Учебное пособие по современной практике Ростов на Дону, 2005.

3.Т.В. Солнцева. « Вторая древнейшая, или как стать акулой пера.- Ростов на Дону: Феникс, 2006

4.Н.В. Кашлева «Пресс – клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио»- Волгоград: Учитель 2008

5.Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский «Справочник журналиста» Лениздат, 1965

6.Д.С. Аврамов «Профессиональная этика журналиста»; - М. 1991г.

7.«Искусство разговаривать и получать информацию» Хрестоматия\ сост.   Б.Н.Лозовский, - М.: Высшая школа, 1993г.

8.Д.С. Аврамов «Профессиональная этика журналиста»; - М. 1991г.

9.«Искусство разговаривать и получать информацию» Хрестоматия\ сост. Б.Н.Лозовский, - М.: Высшая школа, 1993г.

10.Н.В. Кашлева «Пресс – клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио».Волгоград: Изд. «Учитель», 2008

Интернет-источники:

1. www.proshkolu.ru

2. www.testoch.com

3. www.festival.1september.ru

4. www.nsportal.ru

5. www.uroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...

Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»

Модульная  программа дополнительного образования детей  направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере  и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азы журналистики»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школажурналистики» направлена на развитие личности обучающегося какначинающего журналиста – публициста, его социализацию...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ЖИ-ШИ»

Дополнительная общеобразовательная программа «ЖИ-ШИ» дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей, способностей и образовательн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Основы журналистики»

Цели  программы:создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенство­вания на основе изучения основ журналистского мастерства.Перспе...