Методическая разработка по трудовому обучению в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта «Аппликация "Сирень"»
методическая разработка

Боркина Наталья Владимировна

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине «Трудовое обучение» по теме «Аппликация «Сирень»» включает в себя три урока и предназначена для проведения занятий в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная аппликация». Целью занятий по данной программе является создание условий для самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья в творчестве через овладение техникой создания аппликации. Направлено на активацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать.

Методическая разработка может быть использована на учебных занятиях по трудовому обучению при изучении аппликации, а также для проведения учебных занятий при изучении темы «Аппликация из бумаги» не только в Центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, но и в начальных классах общеобразовательных школ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аппликация из пряжи "Сирень"974.41 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И

ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА»

РАЗРАБОТАНО

Инструктор по труду

Социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта

________________ Н.В.Боркина

_________________2020г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Протокол № ___ от «___» 201___ г.

Председатель ______М.А. Бушина

Секретарь ________О.А. Архипова

Разработка занятия по трудовому обучению в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта

«Аппликация из пряжи с контуром «Сирень»»

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: обучающиеся трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта

Санкт- Петербург

2020

Аннотация к методической разработке урока

Автор: Боркина Наталья Владимировна - инструктор по труду первой квалификационной категории СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района»
Предмет: трудовое обучение

Форма разработки: учебно-методическое пособие

Цель занятия: Научить приему выполнения объёмной аппликации из бумаги.

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине «Трудовое обучение» по теме «Аппликация  «Сирень»» включает в себя три урока и предназначена для проведения занятий в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная аппликация». Целью занятий по данной программе является создание условий для самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья в творчестве через овладение техникой создания аппликации. Направлено на активацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать.

Методическая разработка может быть использована на учебных занятиях по трудовому обучению при изучении аппликации, а также для проведения учебных занятий при изучении темы «Аппликация из бумаги» не только в Центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, но и в начальных классах общеобразовательных школ.


Содержание

Введение_________________________________________________

4

1.

Цель, задачи______________________________________________

5

2.

Оборудование____________________________________________

5

3.

План занятия_____________________________________________

6

4.

Ход урока________________________________________________

6

4.1

Вводная часть____________________________________________

6

4.2

Основная часть___________________________________________

6

4.3

Анализ проделанной работы________________________________

9

4.4

Уборка рабочего места_____________________________________

9

Интернет - ресурсы________________________________________

9

Приложения 1. Трафарет «Сирень» для аппликации____________

10

Приложение 1. Образец готовой аппликации «Сирень»__________

11

Введение

           Дополнительная общеразвивающая программа  «Занимательная аппликация» предназначена для людей трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта, посещающих социально-трудовое отделение, и имеет художественно-эстетическую направленность.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для человека с ОВЗ. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

Занятия аппликацией вызывает у людей с ОВЗ большой интерес, привлекает не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий.

Аппликация развивает такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать.

При занятии аппликацией обучающиеся знакомятся с цветами, формами, величинами, учатся различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. На занятиях обучающиеся овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Обучающиеся должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

 Кроме того, у обучающихся вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.

Важным условием данной деятельности является создание каждому обучающемуся ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Задача в том и состоит, чтобы дать каждому обучающемуся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.  

Особое внимание на занятиях уделяется развитию мелкой моторики, т.е. развиваются действия, которые выполняют мышцы ладоней и пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием.

Целью занятий является создание условий для самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья в творчестве через овладение техникой создания аппликации.

  1. Цели, задачи.

Цель: Научить приему выполнения объемной аппликации.

Задачи: 

Обучающие:

- развивать навык работы с клеем, бумагой и картоном;

- учить работать по плану;

- соблюдать последовательность технологических операций;

- обучать приемам работы с инструментами.

Коррекционно-развивающие:

- развивать художественный вкус и творческий потенциал;

- развивать мелкую моторику;

- развивать коммуникативные качества.   

Воспитательные:

- воспитывать уважение к искусству;

- воспитывать интерес к творчеству.

- воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение;

- развивать навыки самоорганизации.

2. Оборудование

Оборудование для учащихся: картон, цветная бумага (зеленая, светло-сиреневая, темно-сиреневая, розовая), шаблон картинки сирени, простой карандаш, ножницы, копировальная бумага, маркер, клей ПВА, кисточка для клея.

Оборудование для педагога: Образец готового изделия, инструкция-последовательность изготовления, шаблон, презентация «Сирень на полотнах великих художников»

 План занятия

  1. Вводная часть (3мин)
  1. Подготовка к занятию
  2. Инструктаж по технике безопасности
  1. Основная часть (3 урока по 35мин)
  1. Новый материал. Сирень
  2. Практическая работа. Выполнение аппликации из ниток «Сирень»

     3. Заключительная часть (5мин)

Анализ проделанной работы.

     4.Уборка рабочего места (2мин)

Ход занятия

4.1 Вводная часть

 Вид творчества – аппликация.

Аппликация- изготовление рисунка, картины, панно из различных материалов (бумага, природный материал, кожа, крупа). При изготовлении нашей аппликации мы будем использовать разноцветную бумагу.

Основные правила при выполнении аппликации

  1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.
  2. Быть осторожным с колющими и режущими инструментами. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.
  3. Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.
  4. Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.
  5. Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не уронить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.
  6. Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам.
  7. Не вытирать глаза грязными руками.

4.2 Основная часть

Урок 1

- Обратите внимание, как много вокруг нас сирени.  Эти неприхотливые кусты встречаются нам повсюду. К сирени у людей на всех континентах трогательное отношение. Есть что-то очень особенное в этих цветах, их пенящем аромате.

Сиреневые сады встречаются во многих городах мира. Существует много легенд о происхождении названия этого растения. По одной из версии своё родовое название сирень получила в честь одного из персонажей древнегреческой мифологии — наяды Сиринги. Если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.

В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.

Многие русские художники любили изображать сирень. Цветущие сады сирени вдохновляли их на создание шедевров.

- Я предлагаю вам рассмотреть картины с изображением сирени.

Просмотр презентации «Сирень» на полотнах великих художников.

Стихотворение Самуила Маршак

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый — сиреневый — день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

Пятилепестковое «счастье».

С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени.

И если мы счастья еще не нашли,

То, может быть, только от лени.

-Посмотрите, сирень бывает разной формы и цвета: белая, розовая, сиреневая, голубая, жёлтая.

 -Цветы у сирени крупные, плотные, махровые, мелкие. А листья какой формы?

-Давайте вместе сделаем аппликацию сирени.

Практическая работа

1.Закрепляем шаблон рисунка с копировальной бумагой на картоне;

2. Обводим рисунок сирени, убираем шаблон;

3. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

4.Обводим рисунок на картоне маркером;

5. Выбираем пряжу нужного цвета для аппликации;

Урок 2

1.Повторяем технику безопасности и правила изготовления аппликации.

2. Нарезаем бумагу на маленькие квадратики (размером примерно 1х1 см) для аппликации;

3. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

4.По шаблону готовим листики сирени (обводим вырезаем).

Урок 3.

1.Повторяем технику безопасности и правила изготовления аппликации.

2. Наносим клей на внутреннее пространство деталей рисунка аппликации и заполняем пряжей рисунок;

Таким образом прорабатываем весь рисунок, деталь за деталью

3. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

4.3 Анализ проделанной работы

- Что мы с вами сегодня делали? (аппликацию из пряжи «Сирень»)

- Какого цвета встречается в природе сирень?

- А какие цвета использовали вы в процессе изготовления аппликации

- Повторим последовательность изготовления аппликации из пряжи

4.4.Уборка рабочего места

Привести в порядок рабочее место, вымыть кисти.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.liveinternet.ru Легенды о происхождении сирени
  2. https://www.liveinternet.ru Сиреневое вдохновение (картины русских художников
  3. https://rustih.ru/samuil-marshak-schaste/ Стихи о сирени
  4. https://yandex.ru Сирень - шаблоны для раскрашивания

Приложение 1

D:\конспекты Калейдоскоп\сирень012.jpg

Трафарет «Сирень» для аппликации

Приложение 2

D:\конспекты Калейдоскоп\ScanImage012.jpg

Образец готовой аппликации «Сирень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

Программа «Трудовое обучение. Технический труд» для обучающихся 5 классов с нарушением слуха

ГКОУ "Горбатовская школа- интернат I вида"  Программа «Трудовое обучение. Технический труд»для обучающихся 5 классов с нарушением слуха ...

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Этапы обучения игре и особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. (Курсовая работа.)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Адаптированная рабочая программа по профессионально -  трудовому  обучению профиль  «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6...