Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Минина Светлана Васильевна

Адаптированная рабочая программа по профессионально -  трудовому  обучению профиль  «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс, разработана на основании программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под ред.  В.В.Воронковой. Рабочая программа разработана с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

Профессионально - трудовое обучение

(швейное дело)

дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

6 класс

Составитель: Минина С. В. - учитель трудового  

обучения, 1 квалификационнаякатегория

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по профессионально - трудовому обучению профиль «швейное дело» для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6  класс разработана на основании Нормативно-правовых документов для разработки адаптированных рабочих программ:

  • Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2 /В.В. Воронкова, С.Л.  Мирский, Б.А. Журавлев, Л.С. Иноземцева, Е.А. Ковалева, В.А. Васенков; под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 304 с.

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.2015 года № 576) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от13.08.2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 30августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2018 – 2019 учебном году»;

- приказ от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

- приказ от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;

- приказ от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела в коммунальном общеобразовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматривает  подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению несложных практических заданий.

Цель:Формирование начальных профессиональных знаний, умений и навыков в области технологии изготовления  женской и детской легкой одежды.

Программа нацелена на решениеспециальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

1. Образовательные задачи:

  • формировать первоначальные технические, технологические знания;
  • развивать общетрудовые умения и навыки;
  • формировать знания и навыки безопасного труда.
  • научить обучающихся изготавливать швейные изделия (фартук, ночную сорочку);
  • сформировать представление о прядильном и ткацком производстве;
  •  закреплять знания по выполнению машинных швов; строить чертежи одежды, шитьизделие по готовым чертежам; уметь работать на бытовой швейной машине с электропроводом;
  •  выполнять пошив изделия и ремонтировать одежду.

2. Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, техническое мышление, пространственное воображение, творческие, коммуникативные и организаторские способности; способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
  • корригировать мелкую моторику пальцев рук, глазомера, пространственного восприятия;
  • развивать положительные качества личности;
  • развивать умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца;
  • развивать внимательность и аккуратность в работе;

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительные качества личности;
  • прививать интерес к труду;
  • воспитывать у детей бережное отношение к своему и чужому труду;
  • воспитывать гражданские ипатриотические качества личности;
  • приобщать к осознанной трудовой деятельности.

4.Коррекционные задачи:

  • формироватьизакреплятьэмоционально-позитивныеустановки самооценки обучающихся;
  • вести работу по созданию условий для самореализации обучающихся;
  • развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;
  • формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Отличительной особенностью программы является то, что процессобучения учитывает уровень развития и потенциальные способности каждогообучающегося. Программа занятий строится исходя из индивидуальныхобразовательных задач каждого участника учебного процесса и можетвключать как групповые, так и индивидуальные формы обучения.

Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению предусматривает подготовку обучающихся ксамостоятельному выполнению заданий по пошиву женской, детской и лёгкой одежды. Обучение ведётся с опорой на знания, которые обучающиеся приобретают на уроках математики,ИЗО, обществоведения. Эти знания помогают им строить чертеживыкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудовогозаконодательства, и т.д. В свою очередь навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуютболее успешному изучению обучающимися общеобразовательных предметов. Обучение швейному делу развивает мышление, мелкую и общую моторику рук у детей с нарушением интеллекта. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.

Общая характеристика учебного предмета

В 6 классе продолжается обучение школьниц построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения  нитей, смена машинной  иглы, выполнение закрепки машинной  строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 6 классе достаточно  сложен. Изучаются: технология пошива косынки, фартука, свойства  тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению обучающимися общеобразовательных предметов

Адаптированная рабочая программа по профессионально-трудовому обучению построена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и личности в целом. В процессе профессионально-трудового обучения обучающиеся знакомятся с последовательностью построения чертежей бельевых изделий, технологией обработки срезов ткани долевой, поперечной и косой обтачкой. Со второго полугодия идет более подробное ознакомление с устройством бытовой швейной машины с электроприводом. Предусматривается изучение технологии и освоение приемов пошива бельевых изделий, уделяется особое внимание выработке автоматизации навыков работы на швейной машине. Продолжается знакомство с элементами материаловедения, сравниваются льняные и хлопчатобумажные ткани по свойствам, происходит учет этих свойств при дальнейшем использовании. В ходе освоения учебного предмета у обучающихся развиваются способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, формируются необходимые профессиональные знания, общетрудовые умения и навыки. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи в умственных и перцептивных действиях. В начале изготовления нового объекта труда предполагается максимальная помощь обучающимся в отношении ориентировочных действий путем демонстрации и объяснения конечного результата труда, а также условий работы.

Профессионально-трудовая подготовка обучающихся с нарушением интеллекта на уроках швейного дела базируется на общих принципах обучения и имеет свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность.

Принципы:

1.Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

2.Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств.

-Формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;

-Личностно ориентированное обучение, индивидуальный подход;

-Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием (воспитательная работа).

3.Принцип систематичности и системности в  обучении. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.

4.Принцип научности в обучении. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

5.Принцип доступности тесно связан с принципом научности. В специальной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий.

6.Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе.

-Реальные предметы или явления;

-Изображения и модели предметов, явлений;

-Символические и схематические наглядные пособия.

7.Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного  материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к  быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности.

8.Принцип прочности усвоения знаний. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни главное в усвоении знаний –это повторение.

9.Принцип индивидуализации обучения. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.

10.Принцип дифференцированного подхода в обучении в олигофренопедагогике реализуется в следующих направлениях:

-Дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и пр. условий региона;

-Разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости.

В содержании рабочей программы предусмотрены как уроки изучения теоретического материала, так и практические занятия. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития лиц с ограниченными возможностями. Занятия строятся на основе принципов системности и преемственности. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерны традиционные приемы и методы. Настроение обучающихся, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

На уроках ПТО у учениц формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом. Большое значение имеет обучение контролю качества выполняемых работ. При выполнении изделий, допускаетсявведения пооперационного разделения труда, ограничившись выполнением доступных операций по готовому крою. Оценкауспехов у обучающихся носит поощрительный характер. Цель оценки – повысить мотивацию, поддержать уверенность всобственных силах.

Рабочая программа разработана с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Поскольку у обучающихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

Обучение строится на основе педагогической дифференциации по возможностям обучения (классификация по В.В. Воронковой). Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, адаптирует учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с:

математикой (расчеты для построения);

черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);

письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);

ОБЖ (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);

ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды);

историей (история возникновения вещей);

чтением и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях).

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 204 учебных часа, по 6 часов в неделю и состоит из следующих разделов: швейная машина, работа с тканью, ремонт одежды, практическое повторение, построение чертежа и пошив изделия.

На первую четверть приходится – 54 ч., на вторую – 42 ч., на третью – 60 ч. и на четвертую – 48 ч. По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы в объеме двух часов и в конце учебного года административная контрольная работа также в объеме двух часов. Данные контрольные мероприятия разработаны в соответствии с требованиями типовой программы, с учетом психофизических особенностей обучающихся, преследуют цель проверки теоретических знаний и практических умений за определенный промежуток учебного времени. С целью отработки практических умений и навыков в программе планируются уроки практического повторения.

Для реализации данной программы используется следующее учебное пособие:

  • Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII вида /Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – 5-е изд. – М: Просвещение, 2016. – 168 с.:ил.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе


Обучающиеся должны знать:
первоначальные сведения о прядении и ткачестве;
виды отделки тканей;
основные виды ткацких переплетений;
строение, применение и основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей;
основные механизмы швейных машин с электроприводом;
характеристику запошивочного, настрочного и расстрочного швов;
название деталей и контурных срезов плечевого и поясного белья;
последовательность пошива бельевых изделий.
Обучающиеся должны уметь:
распознавать хлопчатобумажные, льняные ткани;
выполнять запошивочный, настрочной и расстрочной шов на бытовой швейной машине с электроприводом;
обрабатывать прямые и косые срезы долевой, поперечной, косой и подкройной обтачкой;
обрабатывать накладные карманы и соединять их с основной деталью;
соединять машинными швами детали поясного и плечевого белья;
составлять план пошива бельевых изделий.

Содержание учебного предмета

Первая четверть
Вводное занятие
Профессия швеи - мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.
Обработка обтачкой среза ткани.
Теоретические сведения. Обтачка: виды, применение при изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.
Умение. Ориентировка по операционной предметной карте.
Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.
Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной).
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.
Изделия. Косынка для работы.
Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства, учет свойств при обработке изделия.
Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачки косынки.
Обработка сборок.
Изделие. Отделка изделия (сборки).
Теоретические сведения. Сборка как отделка на женском детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.
Упражнения. Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).
Практическая работа. Выполнение и равномерное распределение сборок.
Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии.
Изделие. Фартук с закругленным срезом на поясе.
Теоретические сведения. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани.
Фартук: ткани для пошива, детали, название контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия.
Умение. Распознавание вида хлопчатобумажной ткани.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенности горения нитей.
Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой. Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок. Обтачивание концов пояса. Заметывание одного срезапояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание и соединение пояса с основнойдеталью. Отделка и утюжка фартука.
Ремонт одежды.
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.
Упражнение. Пришивание заплаты ручным способом на образце.
Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладкокрашеной ткани и с рисунком. Подготовка изделия к ремонту.
Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты.
Наложение с изнаночной стороны изделия и приметывание заплаты. Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону краев изделия изаплаты ручную косыми стежками. Утюжка заплаты.
Самостоятельная работа.
Обработка среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону.
Вторая четверть
Вводное занятие.
План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.
Запошивочный шов.

Теоретические сведения. Виды соединительного шва, ширина в готовом виде (0,7см), конструкция, применение. Запошивочный шов.
Умение. Выполнение запошивочного шва.
Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметываниедетали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом.
Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом.
Теоретические сведения. Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов. Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным переплетением.
Практические работы. Снятие мерок. Определение размера изделия. Расчет расхода ткани на изделие. Определение деталей и контурных срезов на выкройке. Проведение вспомогательных линий. Деление отрезков на равные части и обозначение мест деления.
Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии.
Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом и завязками сзади.
Теоретические сведения. Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.
Практические работы. Прокладывание контрольных линий (посередине деталей). Соединение деталей изделия по образцу.
Сметывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом. Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением различных дополнений (кружево, тесьма). Утюжка изделия.
Практическое повторение.
Виды работы. Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с
прямыми, косыми, закругленными срезами.
Самостоятельная работа.
Обработка среза горловины двойной косой обтачкой.
Третья четверть
Вводное занятие.
Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин.
Правила техники безопасности при обращении с ними.
Бытовая швейная машина с электроприводом.
Теоретические сведения.
Бытовая швейная машина с электроприводом: назначение, устройство, скорость, виды выполняемых
работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.
Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом.
Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.
Обработка мягких складок.
Изделие. Отделка изделия (мягкие складки)
Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или платья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Упражнение. Выполнение на образце мягких незаутюженных складок.
Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью.
Изделие. Накладной карман.
Теоретические сведения. Карман, назначение фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припуска на
подгиб и отворот.
Умение. Работа по лекалу.
Упражнение. Выполнение на образце накладных карманов – гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.
Практические работы. Раскрой деталей кармана по лекалу. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом.

Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба. Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметывание и соединение кармана сосновной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке.

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.
Теоретические сведения. Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), приметывание. Подкройная обтачка. Значение надсечек.
Обтачки из отделочной ткани.
Упражнение. Обработка прямых и острых углов подкройной обтачкой на образце.
Практические работы. Раскрой обтачки. Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны. Выметывание канта при
обработке детали подкройной обтачкой.
Построение чертежа и раскрой фартука для работы.
Изделие. Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу.
Теоретические сведения. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняноговолокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно. Фартук. Фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива,название деталей и контрольных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое.
Умение. Экономия ткани при раскрое изделия. Самостоятельная проверка раскладки выкройки и раскрой.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняных волокон.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса.
Обозначение мест настрачивания карманов. Раскладка и крепление выкройки на ткани с учетом рисунка и долевой нити, припусков нашвы.
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.
Изделие.
Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами. Сборками и складками.
Теоретические сведения. Виды ткани (гладкокрашеная, печатная (набивная), пестротканая, меланжевая). Отделка тканей.
Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.
Умение. Ориентировка в работе по образцу изделия. Коллективное обсуждение последовательности операций пошива на основе предметной технологической карты. Краткая запись плана работы. уточнение плана в процессе работы. анализ качества
выполненного изделия при сравнении с образцом.
Практические работы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части
фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов – швом вподгибку. Соединение накладным швом кармана с основной детальюизделия. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясомнагрудника и нижней части фартука. Заметывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия.
Практическое повторение.
Самостоятельная работа
Обработка гладкого накладного кармана прямоугольной формы.
Четвертая четверть
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья.
Изделие.
Трусы плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения. Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа изделия.Название деталей и контурных срезов.
Умение. Снятие и запись мерок.
Упражнение. Построение чертежа в масштабе 1:4 под руководством учителя.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки краскрою. Выкройка накладной ластовицы. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.
Пошив поясного спортивного белья.
Изделие.
Трусы- плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения.
Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность  впитывать влагу. Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок.
Умение. Распознавание льняной ткани.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь.
Практические работы. Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза. Обработка накладной ластовицы и
соединение ее накладным швом с основной деталью. Соединение запошивочным швом боковых срезов. Заготовка и соединение вкольцо по размеру нижнего среза косой обтачки. Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой. Обработка верхнего среза швом  вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка), Утюжка изделия.
Ремонт одежды.
Изделия.
Заплата. Штопка.
Теоретические сведения. Эстетика одежды.
Умение. Штопка изделия.
Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты.
Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.
Изделие.
Кепи. Берет.
Теоретические сведения. Кепи: назначение, фасоны, название деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для
выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия.
Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.
Умение. Учет рисунка ткани при раскрое изделия.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя. Вырезание
выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой.
Пошив летнего головного убора.
Изделие
. Кепи из хлопчатобумажной ткани.
Теоретические сведения. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия.
Настрочной и расстрочной швы: характеристика. Использование при пошиве головных уборов.
Умение. Складывание изделия.
Упражнение. Выполнение настрочного и расстрочного шва на образце.
Практические работы. Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку.
Вкладывание подкладки в головку. Обработка козырька. Утюжка и складывание изделия.
Контрольная работа
Пошив головного убора по готовому крою.

Тематическое планирование

Разделы и темы учебного предмета

Количество часов

Количество часов в четверти

Теорет.

Практич.

Самостоят

Лаб.

Контрольн.

экскурссии

1 четверть

Обработка обтачкой среза ткани.

12

3

9

Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.

8

2

6

Обработка сборок.

6

1

5

Обработка двойной косой обтачкой закругленного

 среза в поясном изделии.

22

9

11

2

Ремонт одежды

6

4

2

За 1 четверть

54

19

31

2

2

2 четверть

Запошивочный шов.

6

4

2

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным

срезом.

16

9

7

        Обработка косой обтачкой закругленного среза в

плечевом бельевом изделии.

12

9

3

Практическое повторение.

 Изготовление косынки по готовому крою.

8

6

2

За 2 четверть

42

28

12

2

3 четверть

Вводное занятие.

2

2

Бытовая швейная машина с электроприводом.

3

3

Обработка мягких складок.

7

1

6

Обработка и соединение накладного кармана с

основной деталью.

10

3

7

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.

4

1

3

Построение чертежа и раскрой фартука для работы.

16

6

9

1

Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.

19

17

2

За 3 четверть

60

33

24

2

1

4 четверть

Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья.

10

10

Пошив поясного спортивного белья.

Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.

10

4

5

1

Ремонт одежды.

6

4

2

Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.

6

6

Пошив летнего головного убора.

15

9

4

2

За 4 четверть

48

33

12

1

2

Всего за год

За год

204

113

79

6

4

2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебная

программа

Учебные пособия

для обучающихся

Методические пособия

для учителя

Мониторинговый

инструментарий

Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида: Сборник 2. / В.В.Воронкова, С.Л.Мирский, Б.А. Журавлев, Л.С. Иноземцева, Е.А.Ковалева, В.А. Васенков; под ред. В.В.Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 304 с.

Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII вида /Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – 5-е изд. – М: Просвещение, 2016. – 168 с.:ил.

Мозговая Г.Г., Картушина  Г.Б. Технология. Швейное дело. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2016. – 32 с.:ил.

Жихарев А.П. Материаловедение: Швейное производство: Учеб.пособие для нач. проф. Образования /А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.

Мирский С.Л.   Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы /С.Л. Мирский // Дефектология. 2003 -  №1. с. 46-53.

Анализ практических работ учащихся, индивидуальные опросы.

Творческие работы.

Демонстрационные презентации.

Тест-опросы

Наглядный учебный материал:демонстрационные, тематические стенды, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы. Плакаты по рукоделию и машиноведению.

Дидактический материал: коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, лекала, справочные материалы.

 Использование учебных пособий и книг. Схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала, журналы мод, образцы узоров деталей к изделиям, таблицы по обработке узлов швейных изделий, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок. Творческие работы и презентации.

Информационно-образовательные ресурсы: Технологические карты. Дидактический материал по темам. Презентации.

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, стол для раскроя.

Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.

Материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.

Оценочные материалы

Формы оценивания

Выставление оценочного балла происходит с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, степени прилежания

ученика во время работы и качества выполненной им практической работы.

За теоретическую часть:

  • оценка «5» ставится, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок сприменением профессиональной терминологии;
  • оценка «4» ставится, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки,материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы;
  • оценка «3» ставится, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ несамостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы;
  • оценка «2» ставится, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

  • оценка «5» ставится, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям иработа выполнена самостоятельно;
  • оценка «4» ставится, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствуеттехнологическим требованиям, но работа выполнена самостоятельно;
  • оценка «3» ставится, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям и работавыполнена с помощью учителя;
  • оценка «2» ставится, если работа не выполнена.

Оценка тестов

Оценка «5» ставится, если выполнено верно 90% -100% заданий;

Оценка «4» ставится, если выполнено верно 70% - 89% заданий;

Оценка «З» ставится, если выполнено верно 50% - 69% заданий;

Оценка «2» ставится, если выполнено верно 30% - 49% заданий;

Оценка «1» ставится, если выполнено верно 0% - 29% заданий.

Литература


Основная:

  1. Воронкова В.В. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. /В.В. Воронкова,С.Л.  Мирский, Б.А. Журавлев, Л.С. Иноземцева, Е.А.Ковалева, В.А. Васенков; под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 240с.
  2. Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII вида /Г.Б.Картушина, Г.Г. Мозговая. – 5-е изд. – М: Просвещение, 2012. – 168 с.:ил.
  3. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело. 6 класс: рабочая тетрадь. Учебное пособие для
    общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/Г.Г. Мозговая,Г.Б. Картушина. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2016. – 32 с.:ил.


Дополнительная литература:

  1.  Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс. Пособие для учителей. / И.П. Арефьев М.: - Школьнаяпресса, 2010(ГУП Чехов.полигр. комб.). - 47 с.
  2. Каримова Е.Н. Изготовление фартука «на вырост». // Школа и производство. 2010 №7. с.40-42.
  3. Седов С.А. Организация урока технологии в современных условиях //Школа и производство. 2017 №4. с.3-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...

Рабочая программа по учебному предмету профессионально - трудовое обучение (швейное дело) для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) для 6а класса разработана на основеФедеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально-трудовое обучение (швейное дело)" 9 класс

Программа рассчитана на учащихся 9 класса с трудовой подготовкой специальной (коррекционной школы) и предусматривает их подготовку к выполнению заданий на уроке профессионально-трудовое обучение (швей...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально-трудовое обучение (швейное дело)" 10 класс

Программа расчитана на уч-ся 10 класса с углубленной трудовой подготовкой специальной (коррекционной школы) и предусматривает их подготовку к выполнению производственных заданий.Программа составлена н...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально-трудовое обучение (швейное дело)" 11 класс

Программа расчитана га уч-ся 11 класса с углубленной трудовой подготовкой специальной (коррекционой школы) и предусматривает их подготовку к выполнению производственных заданий. Программа составлена н...