РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Решение уравнений и неравенств»
методическая разработка (9 класс)
Элективный курс разработан учителем для 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор школы И Ю Хурцилава
Протокол № ____ от _____2019г Приказ № ______ от ________ 2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике
«Решение уравнений и неравенств»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Кривенцова Любовь Николаевна,
учитель математики
2019г
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Математика. 8-9 классы: элективные курсы «Самый простой способ решения неравенств»/авт. –сост. Л.Н. Харламова. Волгоград: Учитель, 2007. -89с.
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089. (Опубликован в журнале «Математика в школе» – 2004г, №4, с.4 )
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, и рассчитан на 34ч (1ч в неделю. В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы «Уравнения»
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников
Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс по математике «Решение уравнений и неравенств» построен в соответствии со схемой «от простого - к сложному». С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой, восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса, дополнение его и расширение.
В этом курсе рассматриваются простейшие уравнения и неравенства (линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства) и более сложные (уравнения и неравенства с радикалами, уравнения и неравенства с модулями, параметрами). Уравнения и неравенства применяются во многих областях науки, поэтому данный курс помогает анализировать и исследовать, применяя математические методы, процессы и явления в природе и обществе.
Курс «Решение уравнений и неравенств» позволяет подготовить учащихся к ГИА, где часто предлагают задания на решение уравнений и неравенств.
Таким образом, курс охватывает значительную часть математики, помогает сформировать у выпускников такие качества, как:
- умение грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции;
- умение пользоваться математическими формулами,
- умение применять приобретенные алгебраические преобразования
Цели
Общеучебные: Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процессии результаты деятельности
Предметно – ориентированные: Систематизация математических знаний и умений, связанных с решением уравнений и неравенств; ознакомление учащихся с общими методами и приемами решения уравнений, неравенств и их систем; определение уровня способностей учащихся и уровня их готовности к профильному обучению в школе
- систематизировать ранее полученные знания по решению уравнений, неравенств и их систем; познакомить учащихся с разными типами уравнений, неравенств; особенностями методик и различными способами их решения; приобщить учащихся к работе с математической литературой; создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; повысить уровень математической подготовки выпускника основной школы.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Инжавинская СОШ»
Согласно учебному плану МБОУ «Инжавинская СОШ» на элективный курс по математике в 9 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(34 часа)
- Линейные уравнения и неравенства.
Линейные уравнения и неравенства с одной переменной и его корни. Уравнения и неравенства с модулями.
- Квадратные уравнения и неравенства. Уравнения, приводимые к квадратным.
Квадратные уравнения и его корни. Формулы вычисления корней квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета и обратная ей. Квадратные неравенства, решение неравенств с помощью метода интервалов и с помощью графика квадратичной функции. Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения. Методы решения уравнений, приводимых к квадратным.
- Системы алгебраических уравнений и неравенств.
Системы уравнений и неравенств с одной переменной и с двумя переменными. Метод разложения на множители. Метод введения новой переменной. Метод подстановки. Метод сложения. Графический метод.
- Рациональные уравнения и неравенства.
Понятие рационального уравнения. Область допустимых значений уравнения. Методы решения рациональных уравнений. Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений. Дробно- рациональные алгебраические неравенства. Метод интервалов при решении дробно-рациональных алгебраических неравенств. Метод замены при решении неравенств.
- Возвратные уравнения.
Возвратные уравнения, обобщенное возвратное уравнение. Алгоритм его решения.
- Уравнения и неравенства высших степеней.
Метод разложения на множители. Распадающиеся уравнения. Метод введения новой переменной. Деление многочленов. Теорема Безу.
- Уравнения и неравенства с параметрами
Линейные уравнения и неравенства с параметрами.
- Уравнения с радикалами
Уравнения и неравенства с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений и с квадратными радикалами.
Учебно -тематический план
Раздел | Количество часов | Кол-во контрольных работ |
Линейные уравнения и неравенства. | 5 | |
Квадратные уравнения и неравенства. Уравнения приводимые к квадратным | 5 | |
Системы алгебраических уравнений и неравенств. | 4 | |
Рациональные уравнения и неравенства. | 4 | |
Возвратные уравнения | 2 | |
Уравнения и неравенства высших степеней | 4 | |
Уравнения и неравенства с параметрами | 4 | |
Уравнения с радикалами | 2 | |
Итоговая контрольная работа в форме ГИА | 3 | |
Обобщающий урок | 1 | |
Итого | 34 | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
Учащиеся должны знать:
- основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств; алгоритмы и формулы для решения уравнений первого и второго порядка;
- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, параметр
- свободно оперировать аппаратом алгебры при решении задач;
- проводить тождественные преобразования алгебраических выражений;
- решать неравенства и системы неравенств изученным методом.
Учащиеся должны уметь:
- решать линейные уравнения и неравенства с одной и двумя переменными;
- определять тип уравнения и метод его решения;
- решать квадратные уравнения: полные и неполные, с помощью теоремы Виета, приведенные;
- решать уравнения более высоких порядков;
- применять различные методы решений систем уравнений и неравенств;
- решать уравнения и неравенства с модулями, параметрами
Литература:
- Математика. 8-9 классы: элективные курсы «Самый простой способ решения неравенств»/авт. –сост. Л.Н. Харламова. Волгоград: Учитель, 2007. -89с.
- Галицкий М.Л, Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для 8 – 9 классов с углубленным изучением математики. – 7-е изд. – М. Просвещение, 2001.
- Едуш О.Ю. ЕГЭ по математике: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. – М.: АСТ: Хранитель, СПб.: Астрель – СПб, 2008.
- Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П. и др. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 кл. с углубл. изуч. математики. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для 9 кл. с углубл. изуч. математики. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
- http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://puzinanv.narod.ru
- Горштейн П .И .,Полонский В.Б., Якир М .С . Задачи с параметрами . «Илекса .Гимназия .» -М.-Х.2003.
Календарно-тематическое планирование
34 часа в год, 1 час в неделю.
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов. | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
Тема 1. Линейные уравнения и неравенства | 5 | |||
1 | Линейные уравнения | 1 | ||
2 | Линейные неравенства | 1 | ||
3 | Уравнения с модулями | 1 | ||
4-5 | Неравенства с модулями | 2 | ||
Тема 2: Квадратные уравнения и неравенства. Уравнения, приводимые к квадратным | ||||
6 | Квадратные уравнения | 1 | ||
7-8 | Квадратные неравенства | 2 | ||
9-10 | Уравнения, приводимые к квадратным | 2 | ||
Тема 3. Системы алгебраических уравнений и неравенств | 4 | |||
11-12 | Системы уравнений | 2 | ||
13-14 | Системы неравенств | 2 | ||
Тема 4. Рациональные уравнения и неравенства | 4 | |||
15-16 | Дробно-рациональные алгебраические уравнения | 2 | ||
17-18 | Дробно-рациональные алгебраические неравенства | 2 | ||
Тема 5. Возвратные уравнения | 2 | |||
19-20 | Возвратные уравнения | 2 | ||
Тема 6. Уравнения и неравенства высших степеней | 4 | |||
21 | Метод разложения на множители. | 1 | ||
22 | Деление многочленов. Теорема Безу. | 1 | ||
23-24 | Метод введения новой переменной. | 2 | ||
Тема 7: Уравнения и неравенства с параметрами | 4 | |||
25-26 | Линейные уравнения с параметрами. | 2 | ||
27-28 | Линейные неравенства с параметрами. | 2 | ||
Тема 8: Уравнения с радикалами | 2 | |||
29-30 | Уравнения с радикалами или иррациональные уравнения | 2 | ||
33-34 | Контрольная работа в форме ГИА | 3 | ||
Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-29379-1461520295.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/24/picture-62088.jpg)
Программа элективного курса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Элективный курс по теме " Решение уравнений и неравенств с параметрами" позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309727-1381083352.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682143-1444238439.jpg)
Элективный курс по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами"
Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 11 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических зн...
Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений, неравенств и их систем" для 10 класса
Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы.Программа элективного курса состоит из одного образовательного раздела пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1065240-1538585624.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств", 10 класс
Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных за...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1103355-1547635837.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...