РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Решение уравнений и неравенств»
методическая разработка (9 класс)

Элективный курс разработан учителем для 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_9_klass.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована                         УТВЕРЖДАЮ

методическим советом                                     Директор школы                    И Ю Хурцилава                

Протокол   № ____ от _____2019г                   Приказ № ______ от ________ 2019г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                 

                                                                                         

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике

«Решение уравнений и неравенств»

на 2019-2020 учебный год

                                                   Составитель:

                                                   Кривенцова Любовь Николаевна,

                                                   учитель математики

 

  

 

 

2019г

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Рабочая  программа по элективному курсу составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся  9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.      Математика. 8-9 классы: элективные курсы «Самый простой способ решения неравенств»/авт. –сост. Л.Н. Харламова. Волгоград: Учитель, 2007. -89с.

2.      Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089. (Опубликован в журнале «Математика в школе» – 2004г, №4,  с.4 )

         Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного  стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса, и рассчитан на 34ч (1ч в неделю. В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы «Уравнения»

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников

Общая характеристика учебного предмета

     Элективный курс по математике «Решение уравнений и неравенств» построен в соответствии со схемой «от простого - к сложному». С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой, восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса, дополнение его и расширение.

     В этом курсе рассматриваются простейшие уравнения и неравенства (линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства) и более сложные (уравнения и неравенства с радикалами, уравнения и неравенства с модулями, параметрами).  Уравнения и неравенства применяются  во многих областях науки, поэтому данный курс помогает анализировать и исследовать, применяя математические методы, процессы и явления в природе и обществе.

Курс «Решение уравнений и неравенств» позволяет подготовить учащихся к ГИА, где часто предлагают задания на решение уравнений и неравенств.

Таким образом, курс охватывает значительную часть математики, помогает сформировать у выпускников такие качества, как:

  • умение грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции;
  • умение пользоваться математическими формулами,
  • умение применять приобретенные алгебраические преобразования

Цели

Общеучебные: Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процессии результаты деятельности

Предметно – ориентированные:  Систематизация математических знаний и умений, связанных с решением уравнений и неравенств; ознакомление учащихся с общими методами и приемами решения уравнений, неравенств и их систем; определение уровня способностей учащихся и уровня их готовности к профильному обучению в школе

  • систематизировать ранее полученные знания по решению уравнений, неравенств и их систем; познакомить учащихся с разными типами уравнений, неравенств; особенностями методик и различными способами их решения; приобщить учащихся к работе с математической литературой; создать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; повысить уровень математической подготовки выпускника основной школы.

Место предмета в учебном плане МБОУ «Инжавинская СОШ»

Согласно учебному плану МБОУ «Инжавинская СОШ» на элективный курс по математике в 9 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(34 часа)

  1. Линейные уравнения и неравенства.

Линейные  уравнения и неравенства с одной переменной и его корни. Уравнения и неравенства с модулями.

  1. Квадратные уравнения и неравенства.  Уравнения,  приводимые к квадратным.

Квадратные уравнения и его корни. Формулы вычисления корней квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета и обратная ей. Квадратные неравенства, решение неравенств с помощью метода интервалов и с помощью графика квадратичной функции. Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения. Методы решения уравнений,  приводимых к квадратным.

  1. Системы алгебраических уравнений и неравенств.

Системы уравнений и неравенств с одной переменной и с двумя переменными. Метод разложения на множители. Метод введения новой переменной. Метод подстановки. Метод сложения. Графический метод.

  1. Рациональные уравнения и неравенства.

Понятие рационального уравнения. Область допустимых значений уравнения. Методы решения рациональных уравнений. Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно- рациональных уравнений. Дробно- рациональные алгебраические неравенства. Метод интервалов при решении дробно-рациональных алгебраических неравенств. Метод замены при решении  неравенств.

  1. Возвратные уравнения.

Возвратные уравнения, обобщенное возвратное уравнение. Алгоритм его решения.

  1. Уравнения и неравенства высших степеней.

Метод разложения на множители. Распадающиеся уравнения. Метод введения новой переменной. Деление многочленов. Теорема Безу.

  1. Уравнения и неравенства с параметрами

Линейные  уравнения и неравенства с параметрами.

  1. Уравнения с радикалами

Уравнения и неравенства с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений и  с квадратными радикалами.

Учебно -тематический план

Раздел

Количество часов

Кол-во контрольных работ

Линейные уравнения и неравенства.

5

Квадратные уравнения и неравенства.  Уравнения приводимые к квадратным

5

Системы алгебраических уравнений и неравенств.

4

Рациональные уравнения и неравенства.

4

Возвратные уравнения

2

Уравнения и неравенства высших степеней

4

Уравнения и неравенства с параметрами

4

Уравнения с радикалами

2

Итоговая контрольная работа в форме ГИА

3

Обобщающий урок

1

Итого

34

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

  • основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств; алгоритмы и формулы для решения уравнений первого и второго порядка;
  • применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, параметр
  • свободно оперировать аппаратом алгебры при решении задач;
  • проводить тождественные преобразования алгебраических выражений;
  • решать неравенства и системы неравенств изученным методом.

Учащиеся должны уметь:

  • решать линейные уравнения и неравенства с одной и двумя переменными;
  • определять тип уравнения и метод его решения;
  • решать квадратные уравнения: полные и неполные, с помощью теоремы Виета, приведенные;
  • решать уравнения более высоких порядков;
  • применять различные методы решений систем уравнений и неравенств;
  • решать уравнения и неравенства с модулями, параметрами

Литература:

  1.   Математика. 8-9 классы: элективные курсы «Самый простой способ решения неравенств»/авт. –сост. Л.Н. Харламова. Волгоград: Учитель, 2007. -89с.
  2. Галицкий М.Л, Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре. Учебное пособие для 8 – 9 классов с углубленным изучением математики. – 7-е изд. – М. Просвещение, 2001.
  3. Едуш О.Ю. ЕГЭ по математике: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. – М.: АСТ: Хранитель, СПб.: Астрель – СПб, 2008.
  4. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П. и др. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для  8 кл. с углубл. изуч. математики. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для  9 кл. с углубл. изуч. математики. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
  7. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  8.  http://puzinanv.narod.ru
  9. Горштейн П .И .,Полонский В.Б., Якир М .С . Задачи с параметрами . «Илекса .Гимназия .»     -М.-Х.2003.

Календарно-тематическое планирование

34 часа в год,  1 час в неделю.

Содержание учебного материала

Кол-во часов.

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Тема 1.  Линейные  уравнения и  

                неравенства

5

1

Линейные  уравнения

1

2

Линейные  неравенства

1

3

Уравнения с модулями

1

4-5

Неравенства с модулями

2

Тема 2:  Квадратные уравнения и

                неравенства.  Уравнения,  

                приводимые к квадратным

6

Квадратные уравнения

1

7-8

 Квадратные неравенства

2

9-10

Уравнения,   приводимые к квадратным

2

Тема 3.  Системы алгебраических

                 уравнений и неравенств

4

11-12

Системы уравнений

2

13-14

Системы неравенств

2

Тема 4.  Рациональные уравнения и

               неравенства

4

15-16

Дробно-рациональные алгебраические уравнения

2

17-18

Дробно-рациональные алгебраические неравенства

2

Тема 5. Возвратные уравнения

2

19-20

Возвратные уравнения

2

Тема 6.  Уравнения и неравенства

                высших степеней

4

21

Метод разложения на множители.

1

22

Деление многочленов. Теорема Безу.

1

23-24

Метод введения новой переменной.

2

 Тема 7: Уравнения и неравенства  с

               параметрами

4

25-26

Линейные  уравнения с параметрами.

2

27-28

Линейные  неравенства с параметрами.

2

 Тема 8: Уравнения с радикалами

2

29-30

Уравнения с радикалами или иррациональные уравнения

2

33-34

Контрольная работа в форме ГИА

3

Итоговое занятие

1

Итого

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

Программа элективного курса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Элективный курс по теме " Решение  уравнений и неравенств с параметрами" позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче...

Элективный курс по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

    Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 11 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических зн...

Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений, неравенств и их систем" для 10 класса

Данный элективный  курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы.Программа элективного курса состоит из одного образовательного раздела  пр...

Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств", 10 класс

Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных за...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного ...