РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике «Решение нестандартных задач», 11 класс
рабочая программа по математике (11 класс)
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного курса «Практикум по решению математических задач» автор Гутенко С.А., программы факультативных курсов общеобразовательных учреждений «Факультативные курсы. Сборник №2, часть 1. Математика. Биология. Химия» (программы средней общеобразовательной школы. М: Просвещение, 1990г.), факультативного курса по математике для 11 кл. «Решение задач» (И.В. Шарыгин М.: Просвещение, 1991 г.), рекомендованные Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ
Объем курса –1 час в неделю, рассчитанный на один год обучения, всего 34 часов.
Порядок изучения тем в 11 классе определен в соответствии с тематическим планированием основного курса в этом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_elektiv.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от 29.08.2018г Протокол №1 | Принято Педагогическим советом от 30.08.2018г Протокол №1 | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 от «31» 08.2018г №143 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу по математике
«Решение нестандартных задач»
11 класс
Коржилова Л.М., первая категория
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Классы 11
Количество часов 34
Всего в неделю 1 ч
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач» для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений разработана на основе: авторской адаптационной программе факультативного курса «Практикум по решению математических задач» автор Гутенко С.А., программы факультативных курсов общеобразовательных учреждений «Факультативные курсы. Сборник №2, часть 1. Математика. Биология. Химия» (программы средней общеобразовательной школы. М: Просвещение, 1990г.), факультативного курса по математике для 11 кл. «Решение задач» (И.В. Шарыгин М.: Просвещение, 1991 г.), рекомендованные Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ
Место предмета в системе образования, в базисном учебном плане, учебном плане школы.
Объем курса –1 час в неделю, рассчитанный на один год обучения, всего 34 часов.
Порядок изучения тем в 11 классе определен в соответствии с тематическим планированием основного курса в этом классе.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучения математики программа факультатива предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе.
Цели курса:
1. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
2. Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
3. Успешная сдача экзамена по математике и подготовка обучению в ВУЗе.
4. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес обучающихся к предмету.
2. Выявлять и развивать потенциальные творческие способности.
3. Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой.
4. Готовить к успешной сдаче ЕГЭ и к обучению в ВУЗе.
Содержание курса: (34ч, 1ч в неделю)
Тригонометрические функции (5ч).
Вычисление и сравнение значений тригонометрических функции. Основные методы решения тригонометрических уравнений. Некоторые частные типы тригонометрических уравнении: уравнение asinх+вcosx=c, однородные уравнения и др. Отбор корней в тригонометрических уравнениях и запись решении. Основные принципы и методы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа. Построение графиков тригонометрических функций. Исследование функции на периодичность.
Алгебраические уравнения, неравенства, системы (5ч).
Преобразование алгебраических выражений. Иррациональные алгебраические уравнения. Системы уравнений, общие принципы и основные методы решения. Симметричные системы. Алгебраические уравнения, сводящиеся к системам уравнений. Общие принципы решения неравенств. Основной метод решения неравенств — метод интервалов. Иррациональные неравенства и методы их решения. Уравнения и неравенства с модулями.
Текстовые задачи (4ч).
Основные типы текстовых задач: на движение, работу, смеси и сплавы. Нестандартные текстовые задачи; нестандартные методы решения (графические методы, перебор вариантов и т. Д.). Арифметические текстовые задачи.
Функции и графики функций (3 ч).
Элементарное исследование функции. Дробно-линейные и дробно-рациональные функции, их графики. Понятие об асимптотах. Исследование функций методами математического анализа. Касательная к графику функции.
Методы решения планиметрических задач (5ч).
Опорные планиметрические задачи. Задачи на вычисление элементов геометрических фигур.
Задачи на доказательство. Задачи на геометрические места точек. Задачи на максимум и минимум, геометрические неравенства.
Стереометрические задачи и методы их решения (6ч).
Опорные стереометрические задачи. Задачи на взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Построение сечений. Аналитические методы в стереометрии. Векторный метод решения задач. Задачи на комбинации многогранников и тел вращения.
Показательная и логарифмическая функции (3ч).
Основные принципы и методы решении показательных и логарифмических уравнений: логарифмирование и потенцирование уравнений, переход к одному основанию, типичные замены. Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения: логарифмирование и потенцирование неравенств, замена неизвестного, метод интервалов.
Уравнения, системы уравнений, неравенства смешанных типов (включающие алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические выражения).
Нестандартные уравнения и неравенства. Задачи с параметрами (3ч).
Аналитические методы решения задач с параметрами. Решение уравнений относительно параметра. Графические методы решения задач с параметрами.
Знания и умения
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
∙ Методы решения различных видов уравнений и неравенств;
∙ Основные приемы решения текстовых задач;
∙ Элементарные методы исследования функции;
должны уметь:
∙ проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.
∙ решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства.
∙ решать системы уравнений изученными методами.
∙ строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
∙ применять аппарат математического анализа к решению задач.
∙ применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач
∙ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Для реализации программы факультатива используются лекции, семинары, практикумы по решению задач.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Вид контроля | |
Тригонометрические функции | ||||
1 | Вычисление и сравнение значений тригонометрических функции. | 1 | ||
2,3 | Основные методы решения тригонометрических уравнений. Некоторые частные типы тригонометрических уравнении: уравнение asinх+вcosx=c, однородные уравнения и др. Отбор корней в тригонометрических уравнениях и запись решении. | 2 | П.р. | |
4 | Основные принципы и методы решения систем тригонометрических уравнений. Запись ответа. | 1 | ||
5 | Построение графиков тригонометрических функций. Исследование функции на периодичность. | 1 | ||
Алгебраические уравнения, неравенства, системы (5ч) | ||||
6 | Преобразование алгебраических выражений. Иррациональные алгебраические уравнения. | 1 | ||
7 | Системы уравнений, общие принципы и основные методы решения. | 1 | С.р. | |
8 | Симметричные системы. Алгебраические уравнения, сводящиеся к системам уравнений. | 1 | ||
9 | Общие принципы решения неравенств. Основной метод решения неравенств — метод интервалов. Иррациональные неравенства и методы их решения. | 1 | ||
10 | Уравнения и неравенства с модулями. | 1 | Тест | |
Текстовые задачи (4ч). | ||||
11-12 | Основные типы текстовых задач: на движение, работу, смеси и сплавы. | 2 | П.р. | |
13-14 | Нестандартные текстовые задачи; нестандартные методы решения (графические методы, перебор вариантов и т. д.). | 2 | ||
Функции и графики функций (3 ч). | ||||
15 | Элементарное исследование функции. | 1 | ||
16 | Дробно-линейные и дробно-рациональные функции, их графики. Понятие об асимптотах. | 1 | С.р. | |
17 | Исследование функций методами математического анализа. Касательная к графику функции. | 1 | ||
Методы решения планиметрических задач (5ч). | ||||
18 | Опорные планиметрические задачи | 1 | ||
19 | Задачи на вычисление элементов геометрических фигур. | 1 | ||
20 | Задачи на доказательство. | 1 | ||
22 | Задачи на геометрические места точек. | 1 | ||
23 | Задачи на максимум и минимум, геометрические неравенства. | 1 | П.р. | |
Стереометрические задачи и методы их решения (5ч). | ||||
24 | Опорные стереометрические задачи. | 1 | ||
25 | Задачи на взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Построение сечений. | 1 | ||
26 | Аналитические методы в стереометрии. | 1 | ||
27 | Векторный метод решения задач. | 1 | С.р. | |
28 | Задачи на комбинации многогранников и тел вращения. | 1 | ||
Показательная и логарифмическая функции (2ч). | ||||
29 | Основные принципы и методы решении показательных и логарифмических уравнений: логарифмирование и потенцирование уравнений, переход к одному основанию, типичные замены. | 1 | ||
30 | Показательные и логарифмические неравенства, основные методы решения: логарифмирование и потенцирование неравенств, замена неизвестного, метод интервалов. | 1 | ||
Нестандартные уравнения и неравенства. Задачи с параметрами (4ч). | ||||
31 | Уравнения, системы уравнений, неравенства смешанных типов (включающие алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические выражения). | 1 | Тест | |
32 | Аналитические методы решения задач с параметрами. | 1 | ||
33 | Решение уравнений относительно параметра. | 1 | ||
34 | Графические методы решения задач с параметрами. | 1 |
Список литературы:
Для учителя:
1. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2012. -543 с.
2. Открытый банк заданий по математике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mathege.ru/or/ege/Main.html
3. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2013 году. Методические указания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, Захаров П. И. — М.:, 2013. — 224 с.
4. Программы средней общеобразовательной школы: Факультативные курсы: Сборник №2, часть 1. Математика. Биология. Химия. - М: Просвещение, 1990.
5. Федеральный институт педагогических измерений: Контрольные измерительные материалы (КИМ): КИМ-2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/
6. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк./ И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. - М.: Просвещение, 1991. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение нестандартных задач» в 11 классе
Рабочая программа...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе....
Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса»
Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса».Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач ...
Рабочая программа элективного курса по физике "Решение нестандартных задач по физике"
quot;Решение нестандартных задач по физике"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА: элективный курс по математике "Решение нестандартных задач", 9 класс
Курс рассчитан на учащихся 9 классов школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов математики, дополнение углубленного курса математики основной...