Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования
статья
Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплекснофункциональный подход к деятельности педагога-организатора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1279.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-функциональный подход к деятельности
педагога-организатора в системе дополнительного образования
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности педагога- организатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплексно- функциональный подход к деятельности педагога-организатора.
Ключевые слова: педагог-организатор, функциональный подход, дополнительное образование
Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся.
Деятельность педагога-организатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам, связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым проблемам.
В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно- развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр. Всё это требует от педагога-организатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободному владению различными формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него.
Однако, проблема деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования мало разработана и практически не исследована. В связи с этим существует целесообразность проанализировать существующие подходы к работе педагога-организатора, рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии. Поскольку методологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии ее целей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогу-организатору, таким подходом может быть комплексно-функциональный, как охватывающий многообразие и целостность его (педагога-организатора) деятельности.
До сих пор работа педагога-организатора рассматривается на основе субъективных представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса.
Неразработанность представлений о специфике и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора дополнительного образования ведет к стихийности в определении ее целей, направлений, содержания, технологий, форм и пр. По этим причинам снижается
эффективность организации и осуществления досуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагога-организатора.
Предлагаемый новый, ранее не применявшийся, комплексно- функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей.
Специфика деятельности педагога-организатора в учреждении дополнительного образования заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций.
Особенности и специфика деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования - границы его компетенций достаточно широки.
Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога - организатора возможно через дифференцирование выполняемых им функций, как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания подхода – раскрытие функций педагога-организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности.
Организационно-управленческая функция - как ведущая в деятельности педагога-организатора. Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы – проектирование способов проведения организационной и воспитательной работы.
Содержание организационно-управленческой функции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:
- организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;
- комплектование состава учащихся коллектива;
- планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива;
- организация календарных праздников;
- организация каникулярного отдыха обучающихся:
- обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.
Гуманистическая функция – отвечает позиции и ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива с различными организациями.
Выполнение гуманистической функции педагогом-организатором предполагает:
- формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- развитие гуманистических отношений к окружающему миру;
- воспитание ответственности, гражданского самосознания;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
- контроль выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива;
- осуществление социального взаимодействия с различными
организациями, с другими образовательными учреждениями;
- организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.
Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление обучающихся; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении к самовоспитанию.
Реализация воспитательной функции педагога- организатора предполагает:
- содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;
- создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;
- воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности;
- формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга;
- обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования;
обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.
Технолого-методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.
Технолого-методическая функция педагога-организатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:
- планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса);
- анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения;
- организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний;
- участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;
- оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня;
- оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.
Диагностическая функция связана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением возможных отрицательных на них влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование взаимодействия систем коллектив-семья.
Диагностическая работа - важное направление деятельности педагога- организатора
В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции: Информационную:
- получение информации об участниках педагогического процесса;
- выявление относительного уровня развития ребенка;
- выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;
- организации работа с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Прогнозирующую:
- выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;
- прогнозирование результативности воспитательного процесса.
- определение эффективности использования различных средств и методов. Воспитательную:
- создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;
- выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося:
- проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;
- выявление и анализ достижений обучающихся; Просветительскую:
- организация работы с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;
- разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;
- организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителей коллектива в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.
Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективе
Принципы работы педагогического коллектива с детьми:
- установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;
- уважение самоценности личности ребенка и его человеческого достоинства;
- оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;
- регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;
- опора на традиции коллектива;
- стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.
Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями:
- проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;
- общение с родителями во благо обучающегося;
- тактичное и объективное изучение семей воспитанников для дальнейшего просвещения.
Основные результаты внедрения комплексно-функционального подхода к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования
Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора позволяет:
- целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;
- существенно повысить эффективность образовательно- воспитательной работы в творческом коллективе;
- создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;
- стимулировать образовательно-личностный рост занимающихся;
- способствовать совершенствованию взаимодействия систем: педагогический коллектив – коллектив обучающихся - семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...
Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"
В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...
Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора
Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовно...
Подходы к организации образовательной деятельности системы дополнительного образования
Осуществляемое учреждением персонифицированное образование характеризуется свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, темпа и условий ее реализации, прогнозируемых результатов. Деят...
Педагог-организатор как социальный партнер в системе дополнительного образования
В статье раскрывается понятие социального партнерства в системе дополнительного образования; отражена суть социального партнерства во взаимодействии педагога-организатора с педагогами дополнительного ...
Статья на тему: "Специфика деятельности педагога-организатора отделения дополнительного образования детей"
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для ...
Программа деятельности педагога-организатора дополнительного образования
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их роди...