Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования
статья

Елена Николаевна Куликова

Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплекснофункциональный подход к деятельности педагога-организатора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1279.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-функциональный подход к деятельности

педагога-организатора в системе дополнительного образования

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности педагога- организатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплексно- функциональный подход к деятельности педагога-организатора.

Ключевые слова: педагог-организатор, функциональный подход, дополнительное образование

Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся.

Деятельность педагога-организатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам, связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым проблемам.

В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно- развивающих     мероприятий,        разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр. Всё это требует от педагога-организатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением        универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободному владению различными формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него.

Однако,        проблема     деятельности     педагога-организатора        системы дополнительного образования мало разработана и практически не исследована. В связи с этим существует целесообразность проанализировать существующие подходы к работе педагога-организатора, рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии. Поскольку методологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии ее целей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогу-организатору, таким подходом может быть     комплексно-функциональный,        как охватывающий многообразие и целостность его (педагога-организатора) деятельности.

До сих пор работа педагога-организатора рассматривается на основе субъективных представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса.

Неразработанность        представлений о специфике и особенностях профессионально-педагогической        деятельности        педагога-организатора дополнительного образования ведет к стихийности в определении ее целей, направлений, содержания, технологий, форм и пр. По этим причинам снижается

эффективность        организации и осуществления досуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагога-организатора.

Предлагаемый      новый,      ранее      не     применявшийся,        комплексно- функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей.

Специфика деятельности педагога-организатора в учреждении дополнительного образования заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций.

Особенности и специфика деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования - границы его компетенций достаточно широки.

Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога - организатора возможно через дифференцирование выполняемых им функций, как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания подхода – раскрытие функций педагога-организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности.

Организационно-управленческая функция - как ведущая в деятельности педагога-организатора. Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы – проектирование способов проведения организационной и воспитательной работы.

Содержание        организационно-управленческой функции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:

  • организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;
  • комплектование состава учащихся коллектива;
  • планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива;
  • организация календарных праздников;
  • организация каникулярного отдыха обучающихся:
  • обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.

Гуманистическая функция – отвечает позиции и ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение        просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива с различными организациями.

Выполнение гуманистической функции педагогом-организатором предполагает:

  • формирование у учащихся основ        здорового образа жизни, воспитание стремления к этому;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие гуманистических отношений к окружающему миру;
  • воспитание ответственности, гражданского самосознания;
  • обеспечение        охраны        жизни        и        здоровья        воспитанников        в        период образовательного процесса;
  • контроль выполнения правил        охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива;
  • осуществление        социального        взаимодействия        с        различными

организациями, с другими образовательными учреждениями;

  • организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.

Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление обучающихся; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении к самовоспитанию.

Реализация воспитательной функции педагога- организатора предполагает:

  • содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;
  • создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;
  • воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности;
  • формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга;
  • обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования;

обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.

Технолого-методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.

Технолого-методическая функция педагога-организатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:

  • планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса);
  • анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения;
  • организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний;
  • участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;
  • оказание        консультативной        помощи        педагогам        коллектива,        с        целью повышения их профессионального уровня;
  • оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.

Диагностическая функция связана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением возможных отрицательных на них влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование взаимодействия систем коллектив-семья.

Диагностическая работа - важное направление деятельности педагога- организатора

В        работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции: Информационную:

  • получение информации об участниках педагогического процесса;
  • выявление относительного уровня развития ребенка;
  • выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;
  • организации        работа с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Прогнозирующую:

  • выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;
  • прогнозирование результативности воспитательного процесса.
  • определение эффективности использования различных средств и методов. Воспитательную:
  • создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;
  • выявление роста, достижений в образовании,        самопознании и саморазвитии обучающегося:
  • проведение        мониторинга        возрастных        проявлений,        интересов, потребностей обучающихся;
  • выявление и анализ достижений обучающихся; Просветительскую:
  • организация работы с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;
  • разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;
  • организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителей коллектива в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.

Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективе

Принципы работы педагогического коллектива с детьми:

  • установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;
  • уважение        самоценности        личности        ребенка        и        его        человеческого достоинства;
  • оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;
  • регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;
  • формирование        у        детей        эмоциональной        отзывчивости,        сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;
  • опора на традиции коллектива;
  • стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.

Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями:

  • проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;
  • общение с родителями        во благо обучающегося;
  • тактичное        и        объективное        изучение        семей        воспитанников        для дальнейшего просвещения.

Основные результаты внедрения комплексно-функционального   подхода к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования

Комплексно-функциональный        подход к деятельности педагога-организатора позволяет:

  • целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;
  • существенно        повысить        эффективность        образовательно- воспитательной работы в творческом коллективе;
  • создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;
  • стимулировать образовательно-личностный рост занимающихся;
  • способствовать        совершенствованию        взаимодействия        систем: педагогический коллектив – коллектив обучающихся - семья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...

Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"

В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...

Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора

Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение  профессиональной  компетентности  педагогами,  в  частности, стимулирование их  готовно...

Подходы к организации образовательной деятельности системы дополнительного образования

Осуществляемое учреждением персонифицированное образование характеризуется свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, темпа и условий ее реализации, прогнозируемых результатов. Деят...

Педагог-организатор как социальный партнер в системе дополнительного образования

В статье раскрывается понятие социального партнерства в системе дополнительного образования; отражена суть социального партнерства во взаимодействии педагога-организатора с педагогами дополнительного ...

Статья на тему: "Специфика деятельности педагога-организатора отделения дополнительного образования детей"

Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для ...

Программа деятельности педагога-организатора дополнительного образования

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их роди...