Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора
статья

Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение  профессиональной  компетентности  педагогами,  в  частности, стимулирование их  готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора

Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение  профессиональной  компетентности  педагогами,  в  частности, стимулирование их  готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся. Деятельность  педагога-организатора,  одной  из  ключевых  фигур  в  системе дополнительного  образования, в  организационном  плане   является  наиболее разнообразной и сложной, как  по содержанию,  формам, технологиям,  методам, связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым проблемам.  В центре деятельности педагога-организатора –проведение воспитательно-развивающих  мероприятий,    разнообразных досуговых  форм  работы,  взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр.   Всё это требует от педагога-организатора  высокой профессиональной и личностной готовности, владением универсальными  (многообразными) компетенциями,  которые способствуют свободному владению различными  формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него.  Однако,    проблема    деятельности    педагога-организатора системы дополнительного образования  мало разработана и практически не исследована. В связи  с  этим  существует  целесообразность   проанализировать  существующие подходы к работе  педагога-организатора, рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и  разнообразии. Поскольку методологически  корректным  является целостный анализ  профессиональной  деятельности  в  многообразии ее целей,  задач,  содержания,  форм  и  пр.,  то, применительно  к  педагогу-организатору, таким подходом может  быть комплексно-функциональный,     как  охватывающий многообразие и целостность его (педагога-организатора) деятельности. До сих пор работа педагога-организатора рассматривается  на основе субъективных  представлений об  основных  направлениях  и  особенностях  его деятельности,  что связано, прежде всего,   с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса. Неразработанность представлений о специфике  и  особенностях профессионально-педагогической    деятельности    педагога-организатора дополнительного образования ведет к  стихийности в определении ее  целей, направлений,  содержания, технологий, форм и пр. По этим причинам снижается

эффективность организации и   осуществления досуговой деятельности обучающихся,  как   главная, ключевая задача работы педагога-организатора. Предлагаемый новый, ранее не применявшийся, комплексно-функциональный   подход к деятельности    педагога-организатора системы дополнительного образования  способствует:    формированию  современного,  целостного,  научно    обоснованного  взгляда  на  его  деятельность,  способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей. Специфика   деятельности   педагога-организатора   в   учреждении дополнительного образования заключается в  разнообразии направлений  его работы и выполняемых им функций. Особенности и специфика деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования-границы его компетенций достаточно широки. Целостное видение, рассмотрение и анализ    разнообразных компетенций педагога -организатора возможно через дифференцирование выполняемых им функций, как основных направлений и компонентов   деятельности.  Поэтому в основе содержания подхода –раскрытие функций педагога-организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности. Организационно-управленческая функция-как ведущая в деятельности педагога-организатора. Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности в коллективе.  В основе этого направления работы –проектирование способов проведения организационной и воспитательной работы. Содержание   организационно-управленческой функции  связано  с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;комплектование состава учащихся коллектива;планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива;  организация  календарных праздников;организация   каникулярного отдыха обучающихся:обобщение  опыта  своей  работы,  предоставление  материалов  в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ. Гуманистическая функция –отвечает   позиции и ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива с различными организациями. Выполнение   гуманистической функции педагогом-организатором предполагает:формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому; приобщение к общечеловеческим ценностям;развитие гуманистических отношений к окружающему миру;воспитание ответственности, гражданского самосознания; обеспечение  охраны  жизни  и  здоровья  воспитанников  в  период образовательного процесса; контроль выполнения правил   охраны  труда и пожарной безопасности при проведении  мероприятий коллектива; осуществление   социального   взаимодействия с   различными

организациями, с другими образовательными учреждениями;организация  досуговой  деятельности  совместно  с  коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка. Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние  на личностное  становление  обучающихся; создание  условий  для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование  воспитательного  потенциала  среды; реализацию потенциала, творческих  возможностей,  склонностей,  талантов  детей; удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении к самовоспитанию. Реализация воспитательной функции педагога-организатора предполагает:содействие раскрытию и  развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;воспитание  культуры  общения,    поведения,    речи;  гуманности, толерантности;формирование  навыков    социально  приемлемых  способов  организации   досуга;обучение детей  основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования; обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях. Технолого-методическая функция предполагает  оказание  методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться  о  повышении  профессионального  уровня  педагогов  коллектива, оказывать им консультативную помощь. Технолого-методическая функция  педагога-организатора  предполагает проведение,  совместно  с  педагогами  коллектива,    ряда  организационных  мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:планирование  деятельности  коллектива  (концертная  и  гастрольная деятельность,  каникулярный  отдых  обучающихся,  комплектование  групп, составление расписания, организация учебного процесса);анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения; организационная  и  методическая  работа  с  родителями  обучающихся, проведение родительских собраний;участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;оказание  консультативной  помощи  педагогам  коллектива,  с  целью повышения их профессионального уровня;оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ. Диагностическая функция связана с  выявлением и оцениванием состояния обучающихся;   выявлением возможных отрицательных на  них влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование взаимодействия систем коллектив-семья. Диагностическая  работа-важное  направление      деятельности  педагога-организатора

В    работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции: Информационную:-получение информации об участниках педагогического процесса;-выявление относительного уровня развития ребенка;-выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;-организации   работа с частью родителей по налаживанию  конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок Прогнозирующую:-выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;-прогнозирование результативности воспитательного процесса.-определение эффективности использования различных средств и методов. Воспитательную:-создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;-выявление роста, достижений в образовании,   самопознании и саморазвитии обучающегося:-проведение  мониторинга      возрастных    проявлений,        интересов,  потребностей обучающихся;выявление и анализ достижений обучающихся; Просветительскую:-организация   работы с частью родителей по налаживанию  конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и  динамике  развития детей, их поведении и проблемах;разработка памяток  для родителей в печатном и электронном виде;организация  совместной  деятельности  родителей  и  детей:  участие родителей коллектива в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным  поездкам;  совместное  участие  родителей  с  детьми  в  игровых программах, летних и зимних творческих сменах. Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже принципы  и  правила  взаимодействия    педагогов  между  собой  и  с занимающимися в творческом коллективе Принципы работы педагогического коллектива с детьми:установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;уважение  самоценности  личности  ребенка и  его    человеческого   достоинства;оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;формирование  у  детей  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;опора на традиции коллектива;стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины. Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями: проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка; общение с родителями во благо обучающегося; тактичное    и  объективное изучение  семей воспитанников    для дальнейшего просвещения.

Основные результаты внедрения комплексно-функционального  подхода к  деятельности  педагога-организатора  в  системе  дополнительного образования Комплексно-функциональный  подход к деятельности педагога-организатора позволяет:целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;существенно  повысить эффективность    образовательно-воспитательной работы в творческом коллективе;создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;стимулировать образовательно-личностный рост занимающихся;способствовать   совершенствованию   взаимодействия   систем: педагогический коллектив –коллектив обучающихся  -семья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе

В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует:  формированию современного,  цело...

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...

Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования

Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в с...