Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора
статья
Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора
Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся. Деятельность педагога-организатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам, связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым проблемам. В центре деятельности педагога-организатора –проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр. Всё это требует от педагога-организатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободному владению различными формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него. Однако, проблема деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования мало разработана и практически не исследована. В связи с этим существует целесообразность проанализировать существующие подходы к работе педагога-организатора, рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии. Поскольку методологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии ее целей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогу-организатору, таким подходом может быть комплексно-функциональный, как охватывающий многообразие и целостность его (педагога-организатора) деятельности. До сих пор работа педагога-организатора рассматривается на основе субъективных представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса. Неразработанность представлений о специфике и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора дополнительного образования ведет к стихийности в определении ее целей, направлений, содержания, технологий, форм и пр. По этим причинам снижается
эффективность организации и осуществления досуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагога-организатора. Предлагаемый новый, ранее не применявшийся, комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей. Специфика деятельности педагога-организатора в учреждении дополнительного образования заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций. Особенности и специфика деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования-границы его компетенций достаточно широки. Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога -организатора возможно через дифференцирование выполняемых им функций, как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания подхода –раскрытие функций педагога-организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности. Организационно-управленческая функция-как ведущая в деятельности педагога-организатора. Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы –проектирование способов проведения организационной и воспитательной работы. Содержание организационно-управленческой функции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;комплектование состава учащихся коллектива;планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива; организация календарных праздников;организация каникулярного отдыха обучающихся:обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ. Гуманистическая функция –отвечает позиции и ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива с различными организациями. Выполнение гуманистической функции педагогом-организатором предполагает:формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому; приобщение к общечеловеческим ценностям;развитие гуманистических отношений к окружающему миру;воспитание ответственности, гражданского самосознания; обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса; контроль выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива; осуществление социального взаимодействия с различными
организациями, с другими образовательными учреждениями;организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка. Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление обучающихся; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении к самовоспитанию. Реализация воспитательной функции педагога-организатора предполагает:содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности;формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга;обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования; обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях. Технолого-методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь. Технолого-методическая функция педагога-организатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса);анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения; организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний;участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня;оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ. Диагностическая функция связана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением возможных отрицательных на них влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование взаимодействия систем коллектив-семья. Диагностическая работа-важное направление деятельности педагога-организатора
В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции: Информационную:-получение информации об участниках педагогического процесса;-выявление относительного уровня развития ребенка;-выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;-организации работа с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок Прогнозирующую:-выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;-прогнозирование результативности воспитательного процесса.-определение эффективности использования различных средств и методов. Воспитательную:-создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;-выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося:-проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;выявление и анализ достижений обучающихся; Просветительскую:-организация работы с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителей коллектива в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах. Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективе Принципы работы педагогического коллектива с детьми:установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;уважение самоценности личности ребенка и его человеческого достоинства;оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;опора на традиции коллектива;стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины. Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями: проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка; общение с родителями во благо обучающегося; тактичное и объективное изучение семей воспитанников для дальнейшего просвещения.
Основные результаты внедрения комплексно-функционального подхода к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора позволяет:целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;существенно повысить эффективность образовательно-воспитательной работы в творческом коллективе;создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;стимулировать образовательно-личностный рост занимающихся;способствовать совершенствованию взаимодействия систем: педагогический коллектив –коллектив обучающихся -семья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...
Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе
В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует: формированию современного, цело...
Аналитическая справка, отражающая совокупность результатов практической деятельности педагога-организатора
Результаты практической деятельности педагога-организатора...
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год
Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...
Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования
Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в с...