«Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях»
статья
В данной статье говорится о том, что целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и личностных качеств, а также решать проблемы индивидуализации и социализации, самоопределения и самореализации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_shkoly_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях»
В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты место и роль дополнительного образования детей в условиях массовой школы возрастает. Происходит смещение акцента воспитательных функций с семьи на образовательные учреждения. Поэтому государство предъявляет все большие требования к образовательным институтам общества, на которых помимо обучения возложена серьезная функция воспитания, формирования морально-нравственного облика будущего поколения.
Целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и личностных качеств, а также решать проблемы индивидуализации и социализации, самоопределения и самореализации ребенка. Указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только школьным образованием. В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (и не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школе действительно удастся преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе, раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Цель данной статьи показать место и значение дополнительного образования в современной российской системе образования.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств. Оно нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят. С помощью дополнительного образования можно постепенно определиться в выборе интересов, а иногда даже и профессии.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Школа дает образование базовое, общее. А дополнительное образование – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. И если общее школьное образование получают, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.
Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте – в школе.
Дополнительное образование по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.
Дополнительное образование – благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.
Одним из путей достижения поставленных целей – это создание единого культурно-образовательного пространства для формирования особой способности обращения к общим ценностям при формировании образа жизни и типов поведения. Современная система воспитания учащейся молодежи может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация учебного процесса, учет социальной и этнической обусловленности систем воспитания, мотивация патриотического поведения и эффективное управление.
Преимущества работы дополнительного образования следующие:
– общение в разновозрастных и смешанных группах;
– практика социально-значимых дел;
– поисково-исследовательская, творческая, проектная деятельность;
– разнообразные игровые методики;
– коллективные творческие дела.
Дополнительное образование – благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.
Ниже предложены формы взаимодействия между школой и системой дополнительного образования. Они не являются исчерпывающими:
– организация совместных мероприятий;
– использование программно-методических материалов друг друга;
– деятельность в рамках муниципальных программ;
– участие в совместных научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, выставках;
– проведение открытых занятий;
– взаимодействие по образовательным областям, недостаток которых явно виден в содержании школьного образования.
Процесс интеграции сложен и для его реализации можно выделить определенные условия:
1. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества.
2. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.
3. Наличие общего программно-методического пространства.
4. Интеграция основного и дополнительного образования в деятельности школьного музея.
5 Содержание учебной деятельности не должна дублировать содержание предметов истории и обществознания, обязательное для изучения. Разработка и проведение экскурсий, работа с текстами и анализ источников дают возможность ученикам через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствуют положительной мотивации.
Таким образом, учреждения и педагоги системы дополнительного образования становятся важным компонентом образовательных сетей, реализующих учебные и исследовательские проекты, обеспечивающих социальные практики обучающихся, ведущих профилактико-коррекционную работу, формирующих портфолио достижений обучающихся, расширяется спектр новых форм образовательного процесса, повышается качество и эффективность общего образования. Кроме того, создаются условия для обмена педагогическим опытом в области содержания и организации внеурочной деятельности.
Во всех случаях взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования детей создается общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.
Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы российская школа начала строить принципиально иную функциональную мо...
ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...
«Взаимодействие основного и дополнительного образования по созданию условий, способствующих развитию одаренности ребенка в области иноязычного образования»
В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные про...
Профессиональный рост педагога дополнительного образования в современных условиях
Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов соц...
Выступление на РМО «Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения»
Принципы образовательной политики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педаго...
Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
Методическая разработка рассматривает процесс интеграции общего и дополнительного образования, выявление и определение целей и задач, а так же влияние процесса интеграции на развитие личности обу...
Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях
Вважно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать его, сформировать детский коллектив....